Научная статья на тему 'Оценка риска на примере образовательных учреждений'

Оценка риска на примере образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КУРСЫ / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бебрис А.О.

Работа посвящена оценки риска в фирмах, специализирующихся на преподавании английского языка. Особенно подробны рассмотрены кадровый и налоговый риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка риска на примере образовательных учреждений»

ОЦЕНКА РИСКА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© Бебрис А.О.*

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, г. Москва

Работа посвящена оценки риска в фирмах, специализирующихся на преподавании английского языка. Особенно подробны рассмотрены кадровый и налоговый риски.

Ключевые слова образовательные учреждения, курсы, риск.

Вначале выделим важнейшие риски, присущие практически всем проектам без исключения:

1. Риск усиления ожесточенности борьбы между существующими в отрасли конкурентами.

Этот риск заслуживает особого внимания, так как на данной ниши действуют большое количество конкурентов, многие из которых придерживаются агрессивной политики. Появление всё новых конкурентов лишь ожесточает конкуренцию.

2. Риск появления в отрасли новых конкурентов.

Несмотря на наличие весомых игроков в отрасли, входных барьеров практически никаких нет, поэтому всё больше и больше фирм проникают на этот рынок, причём работая по более низким ценам. Кроме того, возможен и риск появления не только незначительных конкурентов, но и мощных, активно раскручивающихся сетей конкурентных компаний. В то же время, конкуренцию представляют не только компании, но и частные лица (репетиторы, индивидуальные предприниматели). Их число всё больше растёт и, как правило, они не платят налоги вообще или намного меньше, не говоря уже об отсутствии затрат на аренду и прочего, что делает их услуги более конкурентоспособными.

3. Риск появления на рынке заменителей продуктов и услуг

На первый взгляд, данный риск не должен быть высоким, так как заменить образовательные услуги практически невозможно. Однако в последнее время всё больше появляется возможностей изучать языки на профессиональном уровне, обучаясь самим (всё больший выбор зарубежных книг, пособий, cd дисков, бесплатные образовательных ресурсов в сети, Интернет радио и телевидение). Процесс глобализации открывает совершенно новые возможности для изучающих языки, ведь теперь можно говорить с носителем, не выходя из дома и совершенно бесплатно.

4. Риск возможностей покупателей добиваться снижения цен.

* Доцент кафедры Общего менеджмента и предпринимательства, кандидат экономических наук.

Этот риск является маловероятным, однако заслуживает определённого внимания. Потребители услуг не могут оказать прямого воздействия на них. Единственный возможный вариант - это вынужденное небольшое снижение цен в виду ужесточающей конкуренции и нехватки спроса. Такое возможно, однако вероятность этого очень небольшая.

5. Риск возможности поставщиков добиваться повышения цены на продукции.

Все компании в данной отрасли предлагают услуги, которые производят сами. Но здесь под поставщиками имеются виду поставщики учебных пособий, сувениров. Также это относится к компаниям, которые являются посредниками по предоставлению каких-то зарубежных языковых программ. Такие влияния возможны, но существенного какого-то вреда это нанести не может, так как цены не могут подняться очень сильно, а даже если это и произойдёт, то доля учебников и сувениров очень незначительна в себестоимость, ведь основные расходы идут на заработную плату.

При экспертном методе важно также проверить, чтобы полученные оценки были достоверными. По крайней мере, они не должны очень сильно разниться. Чтобы оценить допустимость разночтения экспертных оценок, целесообразно использовать дополнительный инструментарии - элементы статистического анализа, а именно: расчёт дисперсии, коэффициента вариации для каждого из пяти критериев.

На отраслевом риске останавливаться подробно не будем, так как он уже был подробно рассмотрен раньше, и он присущ всем компаниям. Большим является управленческий риск, так как за всю компанию вначале будет отвечать практически только один человек, генеральный директор, причём в компании на первом году существования планируется быть около 15 тренеров. Руководителю приходится решать практически все вопросы (реклама, встреча с клиентами, заключение договоров, подбор персонала, контроль обучения, составление и согласование графика, работа с банком, налоговые отчислении, методическая работа и т.д.).

Возможности по снижению управленческого риска:

1. нанять дополнительного человека, отвечающего за основную деятельность компании;

2. по мере расширения компании нанимать больше специалистов.

Финансовый риск является небольшим. Во-первых бизнес не требует

больших капитальных вложений. Во-вторых, не бывает такого, чтобы не было спроса, а расходы, в основном, только на зарплату преподавателям. Нет особого смысла использовать кредитные деньги, поэтому кредитный риск практически отсутствует.

Возможности по снижению финансового риска:

1. развивать сеть офисов, новые направления для сокращения удельных постоянных издержек;

2. вводить различные системы скидок, в том числе - оплата вперёд.

38

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Помимо отраслевого, финансового риска, важно учесть кадровый риск. Он типичный для данной отрасли. На нём следует остановиться более подробно.

Если мы говорим про кадровый риск в компаниях, специализирующихся на преподавании английского языка, то он существует, но в то же время является вполне допустимым. Часто в таких компаниях работают высококвалифицированные преподаватели, многие с международными сертификатами, компания будет предлагать приемлемую затрату, перспективы карьерного роста, занятия в минигруппах, чёткий согласованный график. В то же время зарплата не является очень большой (средняя зарплата = 1500 руб. / 3 ак.ч.). В связи с этим, у преподавателей может возникнуть мысль заниматься личной репетиторской деятельностью и получать больше за те же услуги, а не работать на кого-то. В то же время зарплата в создаваемой компании достаточно приемлема и выше чем у многих конкурентов. При анализе и минимизации рисков важно также не допускать ошибок конкурентов. Например, во многих маленьких компаниях такого рода можно выделить следующие негативные моменты:

- нечёткий график (что делает трудным планировать своих личных клиентов);

- небольшая занятость (до 7 занятий в неделю, компания только раскручивается);

- частая отмена занятий (обычно занятия идут с одним человеком, редко в группе, поэтому если кто-то болеет, то отменяется всё занятии).

Возможности по снижению кадрового риска:

1. организовать гибкий график, удобный преподавателям;

2. создать систему мотивации и поощрения для удержания работников.

Налоговый риск:

Отдельно следует рассмотреть налоговый риск. Если проанализировать, то для компании налоговый риск является очень существенным ввиду применения УСН и риска перехода на традиционную систему в случае превышения лимита по обороту. Безусловно, применение данного специального режима налогообложения имеет существенные преимущества для начинающей компании в данной сфере:

- отсутствие НДС (18 %);

- ЕСН берётся только из расчёта пенсионных платежей (14 %);

- замена налога на прибыль единым налогом (6 % от реализации услуг, если объектом налогообложения являются доходы).

Особую роль в корпоративном обучении английскому является наличие различных программ. В этой проектной части хотелось бы предложить использовать инструменты ассортиментного анализа, для оценки ассортиментного риска. В особенности, интересно использование ABC- и XYZ-анализа. Дело в том, что в литературе по рискам не уделяется вниманию этому вопросу, а ассортиментный риск сводится к банальному расчёту простых коэффициентов (коэффициенты ассортиментности, сезонности, ритмичности, аритмичности).

Список литературы:

1. Башкатова Ю.И. Управленческие решения: учеб. пособие. - М., 2008.

2. Башкатова Ю.И. Контроллинг: учебное пособие. - М., 2009.

3. Каменева Н.А. Информационные ресурсы инновационной деятельности // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2009. - № 2. -С. 118-122.

4. Каменева Н.А. Инновационная активность как фактор обеспечения конкурентоспособности российской экономики // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 19-21.

5. Решетько Н.И. Подходы и методы оценки конкурентоспособности предпринимательских структур // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы образования и науки». - Тамбов, 2013.

6. Решетько Н.И. Роль CRM-систем в разработке и реализации стратегии развития предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. -№ 6. - С. 138-141.

7. Решетько Н.И. Разработка методических подходов к выбору конкурентной стратегии развития предпринимательских структур // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат-лам Между-нар. науч.-практ. конф. 29 ноября 2013 г.: Часть 18. - Тамбов, 2013.

8. Решетько Н.И. Экспертиза выбора конкурентной стратегии развития предприятия // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 29 ноября 2013 г.: Часть 18. -Тамбов, 2013.

9. Романова М.М. Менеджмент предприятия и организации: учебное пособие. - М., 2008.

10. Яковлев А.Ю. Примеры успешных венчурных фирм // Инновации в науке. - 2013. - № 28. - С. 195-198.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ ВЕНЧУРНЫХ ПРОЕКТОВ

© Яковлев А.Ю.*

Государственный университет управления, г. Москва

В статьи раскрываются различные аспекты, касающиеся создания эффективного бизнеса проекта. Даются предостережения, которые часто не учитывают начинающие предприниматели, хотящие создать свой бизнес.

Ключевые слова рекомендации, бизнес, интернет-магазин.

* Заместитель заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат политических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.