В.В. Малиновская, О.В. Шнайдер РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ ...
12. Вешнякова Т.С., Шатохина О.А. Проблемы рынка труда г. о. Тольятти и их решение // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 3 (29). С. 112-116.
13. Улякина Н.А. Способы управления рисками моногородов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 77-79.
14. Мэрия Тольятти разработает коэффициенты по
арендной плате за землю. [Электронный ресурс]. URL: http://tltgorod.ru/news/theme-62/news-37750/
15. В Тольятти обсудили актуальные проблемы малого бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: http://tlt.ru/ articles.php?n=1941847
16. Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы. [Электронный ресурс]. URL: http://ar.gov.ru/regulation_02_povishenie_02_ ocenka/index.html
© 2014
SMALL BUSINESS DEVELOPMENT: PROBLEMS AND SOLUTIONS
V.V. Malinovskaya, student O.V. Schneider, Professor of Department "Accounting, analysis and audit"
Togliatti State University, Russia (Togliatti)
Annotation: the article is devoted to problems of development of small business in our country for small business conferred the honorary role of the "rescue" of the domestic economy. According to statistics based on small and medium enterprises to create a favorable innovation environment for the development of industry, trade and services sectors. Modern legal framework, corruption of officials and state bodies, high interest rates and unlimited increase in rents, excessive fiscal burden in the form of insurance payments does not allow entrepreneurs to realize their business potential.
Keywords: small business, development, conditions, economy, legal framework.
УДК 338.24.01
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ» В 2013 ГОДУ
© 2014
Л.Г. Мальцев, начальник эксплуатационного отдела ГАУ СО «РЦСП«Арена», Тольятти (Россия) Т.А. Мальцева, экономист
ООО «Элит», Тольятти (Россия)
Аннотация: В процессе финансирования и кредитования предприятий особое значение имеет информация о реальных результатах деятельности. Финансовая информация необходима для полного и всестороннего анализа состояния активов и пассивов предприятия. Внеоборотные активы являются одной из важнейших экономических категорий деятельности организации. Данная экономическая категория комплексно не исследована с достаточной глубиной. В связи с этим необходимо всестороннее рассмотрение определяющих ее сущностных характеристик.
Ключевые слова: ОАО «АВТОВАЗ», акции, дочерние общества, средняя заработная плата, финансовые риски, валютные риски.
ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейший автопроизводитель России который начал свою деятельность с подписания 20 июля 1966 г. Постановления Правительства СССР о строительстве завода по выпуску 660 тысяч легковых автомобилей в год.
ОАО «АВТОВАЗ» является открытым акционерным обществом - общее количество зарегистрированных лиц по состоянию реестра Общества на 31 декабря 2013 года составило 142 366.
В настоящее время уставный капитал Общества составляет 11 421 137 155 рублей.
Уставный капитал разделен на 2 284 227 431 акцию следующих категорий одинаковой номинальной стоимостью 5 рублей:
- привилегированные акции типа «А» - 461 764 300 штук, что составляет 20,22% уставного капитала;
- обыкновенные акции - 1 822 463 131 штука, что составляет 79,78% уставного капитала.
Капитализация ОАО «АВТОВАЗ» по итогам торгов на фондовой площадке ММВБ по состоянию на 31.12.2013 составила 21 154 млн. руб.
Акционером ОАО «АВТОВАЗ», владевшие более 5% акций Общества по состоянию на 31.12.2013 является компания AllianceRostecAuto В.У..
Динамика изменения цены обыкновенных и привилегированных акций ОАО «АВТОВАЗ» за 2013 год отрицательная, так средневзвешенная цена обыкновенных акций ОАО «АВТОВАЗ» снизилась на 31,82% и на 31.12.2013 составила 10,888 руб. за акцию. Средневзвешенная цена привилегированных акций ОАО «АВТОВАЗ» на ММВБ за отчетный год снизилась на 53,10% и составила 2,839 руб. за акцию.
Помимо российского фондового рынка на франкфуртской фондовой бирже осуществляется
торговля неспонсируемыми глобальными
депозитарными расписками (ГДР). Цена ГДР (1ГДР = 5 акций) на акции ОАО «АВТОВАЗ» на Франкфуртской фондовой бирже по итогам 2013 года составила 1,151€ за одну ГДР (-42,16%). Максимальная стоимость ГДР в отчетном году составила 2,125€ за одну ГДР.
Динамика изменения средневзвешенной цены акций ОАО «АВТОВАЗ» (руб.) на торговой площадке ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» в 2013 году
Рис.1 - Динамика изменения средневзвешенной цены акций ОАО «АВТОВАЗ» в 2013 году
По итогам работы Общества в 2012 году общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ», состоявшееся 27 июня 2013 года, приняло решение о невыплате дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям [1, с.86].
В 2013 году в состав производственного комплекса ОАО «АВТОВАЗ» входили:
- металлургическое производство;
- прессовое производство;
А.Г. Мальцев, Т.А. Мальцева экономическое
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ» ... направление
- механосборочное производство;
- производство пластмассовых изделий;
- сборочно-кузовное производство;
- сборочно-кузовное производство автомобилей на платформе Kalina;
- сборочно-кузовное производство автомобилей на платформе LADA 4x4;
- производство автомобилей на платформе B0;
- опытно-промышленное производство;
- энергетическое производство.
На правах собственности открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» по состоянию на 31 декабря 2013 года владеет акциями и долями в уставном капитале 53 обществ, из них:
- 14 обществ находятся за рубежом (из них 9 обществ - в странах СНГ и Грузии), в том числе:
- 6 обществ являются дочерними по отношению к ОАО «АВТОВАЗ».
- 39 обществ находятся на территории России, в том числе:
- 21 дочернее общество со 100%-м капиталом ОАО «АВТОВАЗ»;
- 8 дочерних обществ, в которых ОАО «АВТОВАЗ» владеет более 50% акций (долей) в уставном капитале;
- 6 зависимых обществ, в которых ОАО «АВТОВАЗ» владеет более 20% акций (долей) в уставном капитале;
- 4 обществ с участием ОАО «АВТОВАЗ» (20% и менее в уставном капитале общества).
Ежегодно ОАО «АВТОВАЗ» от деятельности дочерних и зависимых обществ получает доходы в виде дивидендов (прибыли). В 2013 году ОАО «АВТОВАЗ» перечислены дивиденды в сумме 1 621,5 млн. руб [2, с.12].
В рамках оптимизации структуры Группы «АВТОВАЗ» в 2013 году проведены следующие мероприятия:
1. Реализовано 6 обществ Группы «АВТОВАЗ» на общую сумму 5,3 млрд. руб., в том числе:
- в счет снижения долговой нагрузки ОАО «АВТОВАЗ» перед Государственной корпорацией «Ростехнологии» по займам реализована 100% доля ООО «ВМЗ».
2. ЗАО «Ромб» (100% дочернее общество ОАО «АВТОВАЗ», прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ЗАО «Лада-Имидж».
3. Ликвидировано 12 обществ Группы «АВТОВАЗ».
Основные показатели деятельности ОАО
«АВТОВАЗ» показаны далее.
Табл.1 - Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 2012-2013гг
Показатель Ел. изыер. 2012 г 2013 г Огионение
Ре ализация автомобил ей шт. 502 367 501 465 -90 902
Реализация машинокомплектов шт. 110 324 84 337 -26 587
Производство автомобил ей,в т ч шт. 587610 516 331 -71 279
Ср 0изе0дстб0 машинокомплект об усл. м/к 110 924 84 337 -26 587
Выручка млн.руб. 183217 175 152 -8 065
Ср едняя заработная плата рубУмес. 24 549 25 044 495
Ср еднесписочнэячисленнс сть пер сонала тыс. чел. 66 052 66 728 676
Среднесписочная численность работников ОАО «АВТОВАЗ» в 2013 году составила 66 728 человека, в 2012 году - 66 052 человека.
Текучесть кадров за отчётный период составила 11,4
%.
В течение 2013 года на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации (включая внутризаводское обучение) было обучено 41 135 работников, из них РСиС - 17 512 человек.
В подразделениях ОАО «АВТОВАЗ» прошли практику 1 802 студента образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования [3,
с.3931._
Производительность труда в сопоставимых ценах в рублевом исчислении в 2013 году относительно плана составила 103,3 %.
В целях усиления социальной защищенности работников в 2013 году производилось повышение тарифных ставок и окладов. Рост тарифных ставок и окладов в декабре 2013 г. по отношению к декабрю 2012 года составил 7,85 %.
Средняя заработная плата персонала за декабрь 2013 года составила 25 044 рубля.
В целях повышения мотивации работников, вовлечения их в процесс улучшения качества продукции, повышения эффективности производства, обеспечения признания трудовых заслуг передовых работников в подразделениях ОАО «АВТОВАЗ» организовано трудовое соперничество и конкурс производственных бригад за звание «Лучшая бригада по качеству работы». В 2013 году трудовое соперничество охватывало более 53 тыс. работников; около 450 бригад боролись за звание «Лучшая бригада по качеству работы в производстве/ цехе» [4, с.133].
В целях поощрения работников за добросовестный труд, вклад в повышение эффективности производства, улучшение качества продукции в 2013 году в ОАО «АВТОВАЗ» высшими корпоративными наградами, наградами г.о. Тольятти, ведомственными знаками отличия в труде, наградами органов власти Самарской области и государственными наградами Российской Федерации было отмечено 388 человек.
Для работников предприятия в 2013 году было сохранено предоставление наиболее значимых социальных льгот и гарантий, реализовывался комплекс социальных программ, направленных на усиление социальной защищенности персонала [5, с.323].
В соответствии с коллективным договором ОАО «АВТОВАЗ» за 12 месяцев 2013 года работникам Общества на льготных условиях реализовано 4 169 автомобилей.
На удешевление стоимости питания работникам выделялись средства в размере 66 % от полной стоимости обеда для питающихся в столовых ОАО «АВТОВАЗ» по талонам. Общая сумма дотации на удешевление стоимости питания составила 409,9 млн. рублей.
Коэффициент частоты производственного травматизма на 1 000 работающих в 2013 году составил 2,52.
Продолжалась реализация программ добровольного медицинского страхования (ДМС) по принципу соучастия работника и предприятия в оплате стоимости полиса. Общее количество выданных за отчетный период полисов ДМС - 12 456 шт., взнос предприятия по выданным полисам составил 20,79 млн. рублей.
В рамках «Программы санаторно-курортного лечения и отдыха работников ОАО «АВТОВАЗ» и их детей в возрасте от 3 до 18 лет в 2013 году в регионах РФ» в санаториях, пансионатах, базах отдыха было оздоровлено 9 871 человек.
Проводилась работа с пенсионерами - бывшими работниками ОАО «АВТОВАЗ», ветеранами ВОВ и труда, инвалидами.
В 2013 году в 50 подшефных учебных учреждениях была организована профориентационная работа, оказывалась помощь в текущем ремонте, в благоустройстве их территории.
Анализ рисков применительно для ОАО «АВТОВАЗ» показывает, что на хозяйственную деятельность ОАО «АВТОВАЗ» могут оказать следующие виды рисков.
Операционные риски
ОАО «АВТОВАЗ» подвержено значительному влиянию риска повышения цен на сырье, материалы, а также приобретенные комплектующие изделия, так как они составляют существенную часть (около 60%) себестоимости продукции ОАО «АВТОВАЗ».
Для ограничения риска неблагоприятного изменения цен на сырье и услуги ОАО «АВТОВАЗ» проводится ра-Карельский научный журнал. 2014. № 3
А.Г. Мальцев, Т.А. Мальцева ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ» ...
боты по снижению, сдерживанию цен, осуществляет сотрудничество с крупными поставщиками, осуществляет поиск альтернативных поставщиков, развивает базу поставщиков сырья, осуществляет унификацию деталей кузова, интерьера, электронных систем с целью снижения производственных затрат, применяет энергосберегающие технологии, проводит мероприятия по снижению себестоимости выпускаемой продукции [6, с.67].
Повышение цен на сырье и услуги может привести к необходимости повышения цен на продукцию, что может повлиять на снижение спроса на внутреннем и внешнем рынках, снижение общих продаж автомобилей LADA, снижение поступления денежных средств от реализации автомобилей, увеличение складских запасов. Данный фактор существенно повлияет на деятельность Общества и исполнение обязательств по ценным бумагам. Для ограничения фактора увеличения розничных цен на автомобили и сборочные комплекты ОАО «АВТОВАЗ» сдерживает рост цен на материалы, минимизирует затраты по закупочной деятельности.
Существенное влияние на деятельность Общества может оказать: увеличение предложения новых моделей автомобилей иностранных марок близких по ценовому позиционированию и потребительским свойствам, предложение на вторичном рынке легковых автомобилей иностранных марок в сегменте присутствия продукции ОАО «АВТОВАЗ», а также создание на территории Российской Федерации новых и развитие существующих мощностей автосборочных заводов конкурентов.
Для снижения возможных негативных последствий ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет комплекс мер: внедрение мероприятий по повышению уровня узнаваемости бренда, повышение конкурентоспособности автомобилей текущего модельного ряда, подготовка производства новых автомобилей, в том числе на платформе альянса Renault-Nissan, ввод новых комплектаций, переориентация производства на востребованную рынком продукцию, расширение влияния LADA на новых рынках, развитие собственной сбытовой сети, развитие собственных сборочных производств в перспективных странахэкспорта, повышение потребительских свойств автомобилей, внедрение программы по улучшению качества текущей продукции, использование импортных комплектующих, улучшение качества обслуживания, улучшение условий и сроков гарантийных обязательств, в соответствии требованиям рынка, реализация различных маркетинговых программ, повышение уровня осведомленности потребителей о продукте, осуществление рекламно-коммуникационной поддержки предприятий дилерской сети, внедрение мероприятий по мотивации дилеров с целью повышения эффективности продаж, внедрение опционной системы заказа автомобилей через дилерскую сеть ОАО «АВТОВАЗ» при поддержке стратегического партнера Renault-Nissan, планирование производства автомобилей в зависимости от потребностей рынка, взаимодействие с органами государственной власти в области внедрения программ по обновлению российского автопарка, концентрация усилий и средств на работе с владельцами подержанных автомобилей, развитие программ государственных закупок.
Существенное влияние на деятельность Общества может оказать: смещение спроса в сторону премиальных марок и увеличение спроса в сегменте SUV и CUV при одновременном снижении продаж в классах В и С. В целях минимизации негативных последствий этого риска планируется разработка и выпуск псевдокроссоверных версий на базе существующего модельного ряда LADA.
На деятельность Общества может оказать существенное влияние: повышение банковских ставок на автокредиты, снижение доходов населения и, как следствие, снижение потребительской активности. Для минимизации негативных последствий и потерь ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет взаимодействие с органами государственной власти для внедрения программ по
льготному автокредитованию, развивает собственную систему потребительского автокредитования, развивает программу корпоративных продаж.
Возможно снижение продаж автомобилей LADA в связи с предполагаемым повышением стоимости КАСКО в 2014 году от 15 % до 30 % , что приведет к увеличению затрат клиентов на автомобиль, приобретаемый в кредит. Кроме того, предложения производителей иностранных брендов по льготному КАСКО для автомобилей, реализуемых в кредит (3-3,5%) значительно снижают общую сумму выплат по кредитам, особенно взятым на длительный период, и тем самым снижается разница общих кредитных выплат между автомобилями LADA и основных конкурентов. Предполагаемые действия Общества по минимизации данного риска: проработать вопрос с ведущими страховыми компаниями и банками РФ о возможном льготном тарифе КАСКО, например, значительно уменьшив размер возмещения страховых компенсаций.
На деятельность Общества могут оказать возможные изменения в дилерской сети: снижение географического охвата дилерской сети, необходимость выбора новых дилеров, снижение кредитоспособности предприятий дилерской сети, недостаточная квалификация персонала дилерской сети, ужесточение требований ФАС в работе эмитента с дилерской сетью. Данное влияние оценивается как среднее.
Для снижения возможных негативных последствий, ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет обеспечение доступности получения кредита со стороны государства для дилеров и конечного потребителя, внедряет договора с предприятиями дилерской сети с новыми формами оплаты, внедряет новые схемы эффективного взаимодействия с дилерами, внедряет мотивационные программы по повышению эффективности и качества работы дилерской сети с потребителями, улучшения показателей реализации, проводит тренинги, семинары по повышению уровня квалификации персонала дилерской сети, эффективно выстраивает маркетинг и логистику по сокращению и наращиванию производства в зависимости от потребностей рынка, обеспечивает дилеров автомобилями в достаточном количестве.
На деятельность ОАО «АВТОВАЗ» может повлиять вступление Российской Федерации в ВТО. Однако таможенные пошлины на автомобили иностранных марок с момента вступления РФ в ВТО снизились незначительно и не повлияли на деятельность Общества, поскольку введены защитные меры отечественной отрасли со стороны Правительства РФ. Предполагается последующее снижение импортных пошлин, что может привести к снижению уровня рекомендуемых производителями импортерам розничных цен. В целях снижения негативных последствий Общество принимает меры по повышению эффективности производства и улучшению конкурентоспособности своей продукции.
Существенное влияние на деятельность Общества оказывает оказало введение утилизационного сбора в Украине, что привело к повышению цен на автомобили LADA и к снижению объемов продаж на рынке Украины. В основном, влияние изменений в отрасли на внешнем рынке на деятельность ОАО «АВТОВАЗ» не является существенным.
Для минимизации влияния данного риска на внешнем рынке ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет поиск новых экспортных рынков, расширяет линейку производства новых моделей LADA в Украине с целью снижения стоимости автомобилей на украинском рынке, прорабатывает вопрос с соответствующими государственными органами Российской Федерации о возможности соглашения с Украиной о неприменении этого сбора между Россией и Украиной.
Риски, связанные с возможным изменением доступности персонала необходимой квалификации по отдельным профессиям, решаются Обществом путем перево-
А.Г. Мальцев, Т.А. Мальцева экономическое
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ» ... направление
да и переобучения персонала из других подразделений ОАО «АВТОВАЗ».
Основными производственными рисками, которым подвержено ОАО «АВТОВАЗ, являются:
- Риск поставки некачественных комплектующих изделий. В целях снижения риска поставки некачественных комплектующих Общество проводит постоянную работу по совершенствованию собственной системы менеджмента качества.
- Риск снижения объемов производства автомобилей LADA в связи с модернизацией производства и задержкой запуска новых моделей LADA. Для минимизации последствий данного риска осуществляется контроль срока выполнения графика модернизации производства и запуска новых моделей.
- Риск гибели или повреждения экспортируемой товарной продукции. Для снижения возможных негативных последствий и убытков, связанных с данным риском, ОАО «АВТОВАЗ» проводит комплекс мероприятий, включающих страхование экспортной товарной продукции до момента перехода права собственности на товар.
- Риск приостановки деятельности при выходе из строя оборудования. Фактором, влияющим на возникновение данного риска, является длительный процесс закупок услуг подрядных организаций по выполнению ремонтов оборудования, зданий и сооружений. Для минимизации данного риска в структуре предприятия имеются ремонтные подразделения, а также дочернее общество, располагающее ресурсами для выполнения мелких, средних и капитальных ремонтов. Ежегодно составляется план ремонтов оборудования (планово-предупредительных и капитальных) с учетом данных по техническому состоянию и даты предыдущих ремонтов по каждой единице основного и вспомогательного оборудования. Кроме того, имеется возможность экстренного привлечения сторонних подрядных организаций в случае аварийных ситуаций.
- Риск физического вмешательства (пожар, стихийные бедствия, гибель людей или повреждение имущества при эксплуатации опасных производственных объектов и т.д.). Для снижения возможных негативных последствий и потерь, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, ОАО «АВТОВАЗ» проводит комплекс мер по охране труда и противопожарной безопасности, в том числе страхование возможных рисков, связанных с эксплуатацией промышленных объектов.
Финансовые риски
На дату окончания отчетного года кредитный портфель ОАО «АВТОВАЗ» изменился в сторону увеличения доли процентных кредитов и займов с фиксированной ставкой. ОАО «АВТОВАЗ» оценивает процентный риск как средний.
Валютный риск возникает в отношении торговых операций (экспорт, импорт), операций заимствования и кредитования с использованием иностранной валюты, при инвестировании средств за рубеж, а также, когда активы и пассивы выражены в валюте, которая не является функциональной валютой (российский рубль). ОАО «АВТОВАЗ» имеет на балансе кредитные и заемные средства, выраженные в валюте в долгосрочном периоде, осуществляет торговые операции и закупки, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в результате чего подвергается влиянию колебаний курсов иностранных валют, в основном евро, доллара США и японской йены. Объем валютных обязательств ОАО «АВТОВАЗ» существенный, влияние валютного риска оценивается как высокое.
ОАО «АВТОВАЗ» не осуществляет хеджирования рисков изменения процентных ставок и курсов иностранных валют. Управление данными видами рисков осуществляется посредством нефинансовых методов (натурального хеджирования).
Влияние финансовых рисков на показатели лик-
видности Общества оценивается как среднее. ОАО «АВТОВАЗ» поддерживает оптимальный уровень ликвидности путем планирования денежных потоков, координации финансовых потоков платежей и поступлений средств, анализа планируемых и фактических денежных потоков.
Правовые риски
Существенными факторами риска являются изменения в налоговом законодательстве. Повышение ставок по налогам ведет к увеличению расходов Общества и снижению денежных средств, остающихся у Общества на финансирование текущей деятельности и исполнение обязательств. Для снижения негативных последствий данного риска Общество предпринимает меры по повышению эффективности производства посредством повышения качества выпускаемой продукции, снижения затрат и повышения производительности.
Риски, связанные с изменением валютного регулирования для деятельности Общества оцениваются как незначительные. ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет регулярный мониторинг изменения законодательства о валютном регулировании.
Фактором риска, оказывающим значительное влияние на деятельность Общества, является изменение правил таможенного контроля и норм в области технического регулирования, в том числе транспортных средств и оборудования. Для управления данным риском ОАО "АВТОВАЗ" проводит постоянный мониторинг законодательства и вносит требуемые конструктивные изменения в свою продукцию для его соблюдения.
Риски, связанные с лицензированием основной деятельности не являются значительными. Общество своевременно и в полном объёме исполняет все лицензионные требования и не имеет каких-либо затруднений при продлении действия имеющихся лицензий, патентов и свидетельств. Существуют риски нанесения ущерба Обществу в связи с неправомерным использованием результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих Обществу, третьим лицам. Для управления этим риском Общество осуществляет работу по защите прав на интеллектуальную собственность и борьбе с контра-фактом. Пределы использования результатов интеллектуальной деятельности определены законодательством Российской Федерации и условиями, заключенных с третьими лицами, договоров.
Страхование рисков
В 2013 году продолжалась реализация обязательных и добровольных программ страхования, традиционно осуществляемых ОАО «АВТОВАЗ».
На основании требований Федерального Закона №225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» согласно установленным срокам организовано обязательное страхование гражданской ответственности ОАО «АВТОВАЗ» как владельца опасных объектов.
Также во исполнение требований законодательства организовано обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Во исполнение требований таможенного кодекса таможенного союза организовано страхование гражданской ответственности за причинение вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иному лицу в связи с приостановлением выпуска товаров, содержащих товарные знаки ОАО «АВТОВАЗ», а также организовано страхование гражданской ответственности ОАО «АВТОВАЗ» как таможенного представителя.
По итогам 2013 года объем продаж автомобилей LADA, включая сборку ООО «ОАГ», составил 456 309 автомобилей, что на 15,1% меньше аналогичного показателя предыдущего года. В том числе LADA только сборки ОАО «АВТОВАЗ» - 382 636 автомобилей Карельский научный журнал. 2014. № 3
А.Г. Мальцев, Т.А. Мальцева ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ» ...
(-22,9% к уровню 2012 г.).
Со II квартала 2013 г. автомобильный рынок демонстрировал отрицательную динамику. Среди факторов, сдерживавших рынок, можно выделить экономическую нестабильность в Европе, снижение темпов роста российской экономики, утилизационный сбор и высокую стоимость владения автомобилем. Также ужесточались условия кредитования, что в первую очередь отражалось на продажах бюджетных автомобилей.
Табл.2 - Продажи легковых автомобилей по сегментам в 2009-2013 гг.
С егмент 2009 2010 2011 2012 2013 Изменение 2013/2012 2012 2013
тыс. пл. шт. %
1. Новые автомобили российских брендов 381 555 617 576 467 4S6 309 -15,6% 20,8% 18,5%
1.1. Автомобили LADA 354 523 578 537 625 456 309 -15,1% 19,4% 17,4%
- в том числе LADA, только сборки ОАО «АВТОВАЗ» 349 517 521 496 397 382 636 -22,9% 17,9% 14,6%
12. Другие российские □ренды 26 32 39 38 842 30 000 -22,8% 1,4% 1,1%
иностранных марок 996 1 234 1 SS0 2 197 946 2 139 540 -2,7% 79,2% 81,5%
ВСЕГО 1 376 1 7S9 2 497 2 774 413 2 625 S49 -5,4% 100% 100%
По объемам продаж на внутреннем рынке на первое место вышло семейство LADA Granta (167 тыс. шт., рост +37,8%). На втором месте семейство LADA Kalina (68 тыс. шт., снижение -43,3%). На третьем - LADA Largus с показателем 64 тыс. автомобилей (рост +310,3%).
География поставок автомобилей и сборочных комплектов на экспорт ОАО «АВТОВАЗ» охватывает почти все регионы мира - СНГ и Европу, Африку, Ближний Восток, Латинскую Америку.Страны, в которые осуществлялась поставка по прямым контрактам в 2013 году - Азербайджан, Беларусь, Египет, Иран, Казахстан, Узбекистан, Украина, а также страны Европы.
В 2013 году на экспорт было отгружено 78 440 автомобилей LADA. По сравнению с 2012 годом поставки на внешний рынок увеличились на 12,4% (или на 8 659 автомобилей).
Основными рынками сбыта автомобилей LADA стали: Казахстан - 56 422 автомобиля (рост +50,7% к 2012 году), Украина - 6 800 автомобилей (-55,9%), Азербайджан - 4 780 автомобилей (-44,7%).
Поставки автомобилей LADA в дальнее зарубежье составили 7 572 ед., в том числе в страны Европы 5 561
автомобиль.
Как видно из общих показателей деятельности ОАО «АВТОВАЗ» является лидером отечественного автомобилестроения, однако очередной кризис продаж автомобилей в РФ показывает объективную необходимость совершенствования финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях преодоления кризисных явлений вызванных турбулентностью мировой и российской экономик [7, с.1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курилова А.А. Риск-ориентированный финансовый механизм управления затратами и теория активных систем // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 85-88.
2. Курилов К.Ю. Повышение рыночной капитализации как цель финансовой стратегии коммерческого предприятия // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 11-15.
3. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Финансовый инжиниринг и использование его инструментов на предприятиях автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 6. С. 392-398.
4. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.
5. Курилова А.А. Использование теории активных систем в принятие решений по хеджированию рисков предприятиями автопрома // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. С. 320-326.
6. Иванов Д.Ю. Разработка многопараметрической модели оптимальной согласованной системы материального стимулирования работников авиастроительного предприятия // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). 2011. № 4. С. 65-74.
7. Годовой отчет ОАО «АВТОВАЗ» за 2013 год // Официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ» [сайт]. URL: http:// http://www.lada.ru/ (дата обращения: 29.09.2014).
EVALUATION OF THE RESULTS OF ACTIVITY OF JSC «AVTOVAZ» IN 2013
© 2014
A.G. Maltsev, operations manager
SAUCO «RTSSP» Arena «, Togliatti (Russia)
T.A. Maltseva, economist Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: In the process of financing and crediting of the enterprises of particular importance is information about the real performance. The financial information necessary for a complete and comprehensive analysis of assets and liabilities. Non-current assets are one of the most important economic activities of the organization. This complex economic category have not been investigated in sufficient depth. This requires a comprehensive review determine its essential characteristics. Keywords: JSC "AVTOVAZ", shares of the subsidiary, the average wage, financial risks currency risks.