Научная статья на тему 'Оценка результативности господдержки малого предпринимательства как фактора экономической безопасности региона'

Оценка результативности господдержки малого предпринимательства как фактора экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ / SMALL AND AVERAGE ENTREPRENEURSHIP / STATE PUBLIC SUPPORT / PUBLIC ORGANIZATIONS / ECONOMIC SAFETY OF THE REGION / THRESHOLD MEASURE VALUES OF ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черненко О.Б., Черненко Н.А.

В статье обосновывается необходимость и предлагается методический подход к оценке уровня результативности и влияния на региональную экономическую безопасность интегральной государственно-общественной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, предусматривающей включение в инфраструктуру поддержки общественных объединений предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черненко О.Б., Черненко Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Need is proved in article and methodical approach to assessment of level of effectiveness and influence on a regional economic safety of the integrated state and public support of a small and average entrepreneurship in the region providing inclusion in infrastructure of support of public associations of entrepreneurs is offered.

Текст научной работы на тему «Оценка результативности господдержки малого предпринимательства как фактора экономической безопасности региона»

О. Б. Черненко, Н. А. Черненко

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация

В статье обосновывается необходимость и предлагается методический подход к оценке уровня результативности и влияния на региональную экономическую безопасность интегральной государственно-общественной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, предусматривающей включение в инфраструктуру поддержки общественных объединений предпринимателей.

Ключевые слова

Малое и среднее предпринимательство, государственно-общественная поддержка, общественные организации, экономическая безопасность региона, пороговые значения показателей оценки.

O. B. Chernenko, N. A. Chernenko

ASSESSMENT OF EFFECTIVENESS OF STATE SUPPORT SMALL ENTREPRENEURSHIPS AS FACTOR OF THE ECONOMIC SAFETY OF REGION

Annotation

Need is proved in article and methodical approach to assessment of level of effectiveness and influence on a regional economic safety of the integrated state and public support of a small and average entrepreneurship in the region providing inclusion in infrastructure of support of public associations of entrepreneurs is offered.

Keywords

Small and average entrepreneurship, state public support, public organizations, economic safety of the region, threshold measure values of assessment.

Федеративное устройство России обусловливает необходимость экономической самостоятельности регионов, требует от них как от полноценных экономических субъектов обеспечения региональных интересов, которые состоят в поддержании высокого уровня и качества жизни населения посредством эффективного использования собственного экономического потенциала, взаимовыгодной интеграции в национальную и мировую экономические системы, проведении собственной социально-экономической политики. Однако именно способность самостоятельно реализовать свой экономический интерес отра-

жает сущность экономической безопасности региона. Только высокоэффективная, устойчиво растущая региональная экономика, в которой все субъекты экономических отношений, получая превышающий расходы доход (предприятия — от продаж товаров и услуг, население — от продажи ресурсов, государство — от результативного чистого налогообложения), в конечном счете, достигают своей конечной цели — хорошо живут (удовлетворяют потребности на высоком уровне), может противостоять всем тем внешним и внутренним угрозам, которые могут исходить от любых других субъектов.

Деструктивные факторы, прямо или косвенно влияющие на социально-экономическое развитие региона, могут возникать в любой его подсистеме — экономике, социуме, экологии. Могут представлять угрозу и ошибочные управленческие решения региональной власти. В значительной мере это относится к решениям, принимаемым в отношении такого сектора региональной экономики, как малый и средний бизнес, т. к. состояние большинства вышеназванных составляющих экономической безопасности региона во многом определяется состоянием и динамикой развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Данное обстоятельство подтверждается тем, что в принятой в конце 2015 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации поддержка малого и среднего предпринимательства особо выделена в отдельное направление. В разделе IV «Обеспечение национальной безопасности», подразделе «Экономический рост» говорится: «62. В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую: ... стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов» [1]. В связи с этим с целью недопущения превращения состояния сферы МСП в регионе в деструктивный фактор

его экономической безопасности, для выработки мер по совершенствованию государственного регулирования этой сферы важной методической проблемой становится необходимость выработки критериев и показателей оценки состояния МСП, которые позволят оценить, с одной стороны, эффективность его государственной поддержки со стороны региональной власти, а с другой, — меру влияния этого сектора региона на его экономическую безопасность. Любые предложения по совершенствованию государственной поддержки МСП в регионе следует оценивать с точки зрения их влияния на экономическую безопасность региона.

Основным инструментом проведения активной политики поддержки МСП является программно-целевой подход. Для этого на всех уровнях управления разрабатываются программы, проекты и отдельные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе иностранных) и других законных источников[2].

Для аккумулирования финансовых средств, направляемых на поддержку МСП, создаются федеральные, государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства — некоммерческие организации, уставными целями которых является финансирование программ, проектов и мероприятий по становлению и развитию малого бизнеса. В целом, система коммерческих и некоммерческих организаций, которые выступают в качестве соисполнителей соответствующих программ, реализуемых органами власти всех уровней для дальнейшего развития

субъектов МСП в России, составляет инфраструктуру поддержки МСП [3].

Несмотря на значительное количество объектов инфраструктуры, оказывающих помощь МСП, оказываемая помощь зачастую носит разрозненный характер, что требует интеграции усилий всех организаций инфраструктуры поддержки бизнеса — как государственных, так и общественных.

На наш взгляд, в инфраструктуре поддержки МСП все большую роль должны играть общероссийские общественные объединения предпринимателей. Эти структуры лучше знают проблемы, с которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели, они обладают возможностью проводить мероприятия по поддержки более адресно, с учетом угроз и проблем субъектов малого бизнеса [4].

Учрежденные государством организации инфраструктуры не всегда гибко и оперативно реагируют на запросы предпринимателей, т. к. имеют жесткий регламент бюджетных процедур, а общественные организации предпринимателей, созданные и функционирующие при их содействии институты поддержки, в силу их гибкости, самостоятельности и знания проблем «изнутри», имеют возможность максимально качественно и оперативно реагировать на новые запросы малых и средних предпринимателей, предлагать им новый продукт в виде услуг. Поэтому бизнес-объединения, напрямую взаимодействующие с малыми предприятиями и оказывающие востребованные бизнесом всех уровней услуги, должны стать полноправными участниками инфраструктуры поддержки МСП в регионе. К их числу можно отнести: торгово-промышленные палаты, основанные на членстве и объединяющие своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Уставом ТПП Российской Федерации и собственным Уставом;

объединения работодателей, которые представляют и защищают интересы работодателей в сфере социально-трудовых отношений, являются их полномочным представителем во взаимоотношениях с отраслевыми профсоюзами и органами власти, создаются и регистрируются в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом № 156-ФЗ от 27.11.2002 «Об объединениях работодателей»; объединения предпринимателей, действующие на основе Федеральных законов «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях»; некоммерческие партнерства, использующие Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», создаваемые, как правило, по отраслевому принципу и берущие на себя целый ряд функций регулирования в отдельных отраслях; кредитные кооперативы и микрофинансовые организации, предусматривающие добровольные объединения в различных формах физических и/или юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и/или иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей и организации финансовой взаимопомощи членов объединения; потребительские союзы предпринимателей, которые могут создаваться на основе Закона РФ № 30854 от 19.06.1992 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и др. [5].

Отнесение всех вышеназванных типов общественных организаций к инфраструктуре поддержки МСП обусловливает возможность оперативного реагирования на изменение внешней и внутренней среды МСП, своевременного проведения превентивных мероприятий поддержки и стимулирования этого сектора, снижающих остроту проблем и тем самым не допускающих перерастания их в угрозу экономической безопасности региона в целом.

Система инфраструктуры поддержки МСП, включающая различные

типы общественных организаций, которые также могут выполнять функции исполнителей программ поддержки и развития МСП, приобретет свойство адаптивности, т. к. через эти организации органы власти смогут не только реализовать свои полномочия в сфере поддержки МСП и обеспечивать этот бизнес необходимыми услугами, но и получать адекватную и своевременную информацию о проблемах предпринимательства. При этом многие из этих проблем могут быть решены без участия государства, силами самих субъектов системы инфраструктуры поддержки.

Для оценки результативности интегральной государственно-общественной поддержки МСП в стране или отдельном регионе можно использовать ряд предложенных исследователем А. Н. Палагиной показателей, разделенных по критерию удовлетворенности заинтересованных сторон — основных экономических субъектов региона (потребители, государство, действующие и потенциальные субъекты предпринимательской деятельности) [4].

Эти же показатели можно использовать и для оценки степени влияния мер государственно-общественной поддержки МСП на повышение уровня экономической безопасности в регионе.

Предлагаемые показатели мы разделили на 2 группы: количественные, для расчета абсолютных и определения пороговых значений которых можно использовать данные статистики, и качественные, которые требуют проведения дополнительных исследований и проведения различных видов опроса, особенно в части установления пороговых значений. В группу количественных показателей добавлены показатели, характеризующие инвестиционную и инновационную активность МСП, а также состояние его производственной базы:

- доля инвестиций МСП в общем объеме инвестиций в регионе, %;

- степень износа основных фондов предприятий МСП, %;

- доля инновационных предприятий в общем числе МСП региона, % (табл. 1).

Таблица 1 — Показатели для оценки результативности и влияния на региональную экономическую безопасность интегральной государственно-общественной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе

Количественные показатели Качественные показатели

количество МСП и их доля в общем числе предприятий региона качество продукции и услуг

прирост оборота МСП уникальность продукции и услуг

доля МСП в объеме ВРП возможности для развития

количество занятых в МСП и их доля в общем числе занятых регионе простота регистрации бизнеса

объем налоговых поступлений от субъектов МСП отношение населения к предпринимательству

уровень обязательных платежей

уровень доходов в сегменте

рентабельность и доходность (по отраслям)

уровень административных барьеров (барьеры входа (выхода) на рынки (по отраслям))

доля инвестиций МСП в общем объеме инвестиций в регионе

степень износа основных фондов предприятий МСП

доля инновационных предприятий в общем числе МСП региона

уровень стоимость продукции и услуг (по отраслям)

Сравнивая показатели с объемом ежегодных затрат на поддержку МСП в регионе из всех источников, прежде всего расходы по различным программам поддержки (разноуровневые государственные программы, а также программы общественных объединений), можно определить результативность поддержки, а сравнивая параметры выделенных показателей с их пороговыми значениями — колебания уровня безопасности экономики региона. В этих целях для всех показателей следует разработать пороговые значения, недостижение которых будет означать наличие кризисной ситуации в секторе МСП региона, а значит, и самого региона. Предлагаем для определения порогового значения показателей в качестве критерия использовать среднее значение показателя по стране, а для оценки уровня угрозы региональной экономике со стороны данного показателя рассчи-

Одной из проблем федеративного устройства нашей страны является значительная дифференциация регионов — субъектов Федерации по имеющимся у них потенциалам развития, по степени развития экономики и социальной сферы, сферы экологии и природопользования. В связи с этим в качестве критерия оценки показателей можно использовать не среднее значение показателя по стране, а среднее значение по группе регионов, выделенных по одному из

тывать степень отклонения этого показателя от порогового значения (процент от среднего по стране).

Если значение количественного показателя в регионе выше среднего по стране (более 100 % от среднего по стране), то он не представляет угрозы экономике региона; если он незначительно меньше среднего по стране (на 10-20 пунктов, т. е. от 80 до 100 % от среднего по стране), то уровень экономической безопасности понижен. Если же показатель в регионе будет менее чем 70 % от среднего по стране, это укажет на то, что со стороны данной характеристики функционирования сегмента малого и среднего предпринимательства формируются негативные разрушительные тенденции в области экономической безопасности региона. Результаты расчетов следует закладывать в основу мероприятий по снижению угроз безопасности экономики региона (табл. 2).

признаков типологизации. Так, можно отдельно анализировать «регионы — локомотивы роста», «опорные регионы», депрессивные регионы, в том числе особые регионы (спецтерритории) — Ингушетия, Чеченская Республика.

Негативной тенденцией территориального развития России является незначительное количество развитых регионов-лидеров и большое число проблемных регионов или территорий с особыми аномалиями, характеризую-

Таблица 2 — Шкала классификации показателей результативности интегральной государственно-общественной поддержки малого и среднего предпринимательства по степени их влияния на экономическую безопасность региона

Значение показателя

Более 100 % среднего по стране 80-100 % от среднего по стране Менее 70 % от среднего по стране

Оценка влияния на экономическую безопасность региона Показатель не представляет угрозы для экономики региона Показатель оказывает негативное влияние на безопасность региональной экономики Угроза экономике региона

Требующиеся меры Продолжать мониторинг Проводить превентивные мероприятия Поводить понижающие риск мероприятия, устранять негативные последствия

щихся остротой социальных, экономических, экологических проблем, поэтому в целях углубленного анализа можно из числа таких регионов выделять кризисные, отсталые (слаборазвитые), депрессивные и проблемные.

Предлагаемый методический подход к оценке уровня результативности и влияния на региональную экономическую безопасность интегральной государственно-общественной поддержки МСП в регионе позволит оценить уровень угрозы со стороны единичных показателей. Более сложной методической проблемой является то, что при принятии решений об уровне экономической безопасности региона следует учитывать не один, а совокупность показателей, поскольку отклонение от нормы одного-двух параметров не всегда точно характеризует общую ситуацию в экономике. Исследователям, которые будут решать данную проблему, следует исходить из того, что использовать унифицированные показатели экономической безопасности, разработанные и применяемые за рубежом, следует осторожно, т. к. у каждого общества свои политические и социально-экономические особенности, свои методики сбора информации, касающейся экономической безопасности, что затрудняет возможности их применения в России.

Библиографический список

1. Стратегия национальной безопасности Российской федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru/Docu ment/View/0001201512310038?index=0& rangeSize=1.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в России : [Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007] [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. — 30.07.2007. — № 31. — Режим доступа : http://docs.cntd.ru/ document/902053196.

3. Оценка инновационного потенциала малого бизнеса Ростовской области, формы и методы его поддержки: монография / под ред. В. М. Джухи, О. Б. Черненко. — Ростов н/Д, 2009.

4. Палагина, А. Н. Методология формирования адаптивной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: институциональные аспекты, механизмы и инструменты : дисс. д-ра экон. наук [Электронный ресурс]. — Ростов н/Д, 2014. — Режим доступа : http://www.rsue.ru/avtoref/Palagina AN/PalaginaAN.pdf.

5. http://mbdon.ru/biznes-soobshc hestvo/obedineniya-predprinimateley.html.

Bibliographic list

1. Strategy of national safety of Russian Federation [Electronic resource]. — Mode of access : http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/000120151231003 8?index=0&rangeSize=1.

2. About development of a small and average entrepreneurship in Russia : [Federal law № 209-FZ from 24.07.2007] [Electronic resource] // Collection of legislation of Russian Federation. — 30.07.2007. — № 31. — Mode of access : http://docs.cntd.ru/document/902053196.

3. Assessment of innovative potential of small business of Rostov region, form and methods of its support : monograph / ed. by V. M. Dzhukha, O. B. Chernenko. — Rostov-on-Don, 2009.

4. Palagina, A. N. Methodology of forming of adaptive infrastructure of support of a small and average entrepreneur-ship: institutional aspects, mechanisms and instruments [Electronic resource] : thesis for a degree of Dr. of Economics. — Rostov-on-Don, 2014. — Mode of access : http://www.rsue.ru/avtoref/PalaginaAN/Pa laginaAN.pdf.

5. http://mbdon.ru/biznes-soobshches tvo/obedineniya-predprinimateley.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.