Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И МАТРИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И МАТРИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА / ФАКТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БИЗНЕС-СРЕДА / НОРМОТВОРЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРВЕНЦИОНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассолова И.Ю., Газизова О.В., Кашапова Р.А.

Регуляторная политика, целью которой является создание эффективной правовой, экономической и социальной среды подразумевает ответственность принятия и реализации решений. Для обеспечения эффективной реализации регуляторной политики необходимо выделить центры принятия решения и ответственности для обеспечения совпадений показателей регулирующего воздействия и показателей фактического воздействия. Объект исследования - регуляторная политика, элементы которой воздействуют на социальное, экономическое и правовое пространство. Предмет исследования - центры ответственности при реализации регуляторной политики и оценке регулирующего воздействия. Цель исследования - установление элементов матрицы распределения ответственности в механизмах прогнозной и ретроспективной оценки при реализации регуляторной политики. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ международных и отечественных результатов научных исследований; 2. Экономический, правовой анализ законодательных, нормативных и правовых актов; 3. Формализация результатов исследования, имеющих научную и объективную форму выражения. Методология исследования - экономико-правовые и нормативные методы научного познания. Результаты исследования: 1. Обоснована необходимость распределения ответственности при разработке нормативно-правовых проектов из-за наличия смещения и предвзятости оценки; 2. Представлены матрицы распределения ответственности заинтересованных лиц реализации регуляторной политики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рассолова И.Ю., Газизова О.В., Кашапова Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY IMPACT ASSESSMENT AND RESPONSIBILITY ASSIGNMENT MATRIX

Regulatory policy, the purpose of which is to create an effective legal, economic and social environment implies the responsibility of making and implementing decisions. To ensure the effective implementation of regulatory policy, it is necessary to allocate decision-making and responsibility centers to ensure the coincidence of regulatory impact indicators and actual impact indicators. The object of the study is regulatory policy, the elements of which affect the social, economic and legal space. The subject of the study is the centers of responsibility in the implementation of regulatory policy and assessment of regulatory impact. The purpose of the study is to establish the elements of the responsibility assignment matrix in the mechanisms of predictive and retrospective assessment in the implementation of regulatory policy. Research objectives: 1. Theoretical analysis of international and domestic research results; 2. Economic, legal analysis of legislative, regulatory and legal acts; 3. Formalization of research results that have a scientific and objective form of expression. Research methodology - economic, legal and regulatory methods of scientific cognition. Results of the study: 1. The necessity of responsibility assignment in the development of legal projects due to the presence of bias in the assessment is substantiated; 2. The responsibility assignment matrices of parties involved in the implementation of regulatory policy in Russia are presented.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И МАТРИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

DOI 10.46320/2077-7639-2022-2-111-28-36

Оценка регулирующего воздействия и матрица распределения ответственности

Рассолова И.Ю., Газизова О.В., Кашапова Р.А.

Регуляторная политика, целью которой является создание эффективной правовой, экономической и социальной среды подразумевает ответственность принятия и реализации решений. Для обеспечения эффективной реализации регуляторной политики необходимо выделить центры принятия решения и ответственности для обеспечения совпадений показателей регулирующего воздействия и показателей фактического воздействия. Объект исследования - регуляторная политика, элементы которой воздействуют на социальное, экономическое и правовое пространство. Предмет исследования - центры ответственности при реализации регуляторной политики и оценке регулирующего воздействия. Цель исследования - установление элементов матрицы распределения ответственности в механизмах прогнозной и ретроспективной оценки при реализации регуляторной политики. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ международных и отечественных результатов научных исследований; 2. Экономический, правовой анализ законодательных, нормативных и правовых актов; 3. Формализация результатов исследования, имеющих научную и объективную форму выражения. Методология исследования - экономико-правовые и нормативные методы научного познания. Результаты исследования: 1. Обоснована необходимость распределения ответственности при разработке нормативно-правовых проектов из-за наличия смещения и предвзятости оценки; 2. Представлены матрицы распределения ответственности заинтересованных лиц реализации регуляторной политики в России.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Рассолова И.Ю., Газизова О.В., Кашапова Р.А. Оценка регулирующего воздействия и матрица распределения ответственности // Дискуссия. - 2022. - Вып. 111. - С. 28-36.

JEL: K200, H400, H430

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Регуляторная политика, фактическое воздействие, ответственность, бизнес-среда, нормотворчество, экономический интервенционизм.

DOI 10.46320/2077-7639-2022-2-111-28-36

Regulatory impact assessment and responsibility assignment matrix

Rassolova I.Y., Gazizova O.V., Kashapova R.A.

Regulatory policy, the purpose of which is to create an effective legal, economic and social environment implies the responsibility of making and implementing decisions. To ensure the effective implementation of regulatory policy, it is necessary to allocate decision-making and responsibility centers to ensure the coincidence of regulatory impact indicators and actual impact indicators. The object of the study is regulatory policy, the elements of which affect the social, economic and legal space. The subject of the study is the centers of responsibility in the implementation of regulatory policy and assessment of regulatory impact. The purpose of the study is to establish the elements of the responsibility assignment matrix in the mechanisms of predictive and retrospective assessment in the implementation of regulatory policy. Research objectives: 1. Theoretical analysis of international and domestic research results; 2. Economic, legal analysis of legislative, regulatory and legal acts; 3. Formalization of research results that have a scientific and objective form of expression. Research methodology - economic, legal and regulatory methods of scientific cognition. Results of the study: 1. The necessity of responsibility assignment in the development of legal projects due to the presence of bias in the assessment is substantiated; 2. The responsibility assignment matrices of parties involved in the implementation of regulatory policy in Russia are presented.

FOR CITATION APA

Rassolova I.Y., Gazizova O.V., Kashapova R.A. Regulatory impact assessment and responsibility assignment matrix. Diskussiya [Discussion], 111, 28-36

KEYWORDS

Regulatory policy, actual impact, responsibility, business environment, rulemaking, economic interventionism.

JEL: K200, H400, H430

Введение

Различные формы регулирования экономической, общественной, правовой среды находят своё выражение в регуляторной политике государства. Регуляторная политика, выражающаяся в механизмах прогнозной и ретроспективной оценки должна иметь объективные основания и результаты оценки для лиц её реализующих, так и для лиц на которых влияют результаты нормотворчества и правотворчества. Оценка регулирующего воздействия, один из наиболее

важных элементов регуляторной политики: «К инструментам регуляторной политики относятся различные процедуры оценки воздействия регуля-торных актов» [1, с. 9]. Регуляторная политика позволяет устранить проблематику «избыточного правового регулирования» [2, с. 50] и обосновать экономический интервенционизм, как форму государственного вмешательства в рыночные механизмы. Распределение ответственности при реализации механизмов оценки регулирующего воздействия (ОРВ) - объективная потребность,

вызванная необходимостью объективации результатов оценки.

Материалы и методы

Оценка регулирующего воздействия, как механизм регуляторной политики эволюционирует в России, количество отчётов в доступной форме неуклонно растёт - рисунок 1.

При сложившейся положительной динамике эволюции механизмов регуляторной политики, проблемы оценки регулирующего воздействия и фактического воздействия не сокращаются теми же темпами, как эволюционирует отчётность ОРВ, так, например: «...создать систему анализа регулирующего воздействия для оценки адекватности и подготовки мер по улучшению» [3, с. 9]. Реализация регуляторной политики является крайне важным элементом государственного воздействия на общественные процессы, результаты которой должны быть обеспечены в том числе «судебным надзором» [4]. При этом в России тренд на раскрытие информации по форме и содержанию соответствует международной практике -рисунок 2.

Эволюция отчётности ОРВ выражается не только в количестве доступных отчётов, но и в

степени регулирования и по типу отчётов ОРВ -рисунок 3.

Если рассматривать состав проектов документов, то основная доля с высокой степенью регулирования приходится на федеральные законы, а наиболее низкая степень регулирования на ведомственные акты - рисунок 4.

Количество откликов от общества в виде отзывов и голосования по годам также уверенно растёт, что свидетельствует о значительном общественном интересе к проблематике нормативно-правового регулирования общественного пространства - рисунок 5.

Учитывая значительный общественный интерес к проблематике нормативно-правового регулирования и оценке регулирующего и фактического воздействия, значимость сопоставимости прогнозных показателей и фактических показателей воздействия крайне актуальна. Повышение качества оценки регулирующего и фактического воздействия необходимо повысить, в том числе распределяя ответственность заинтересованных сторон.

Матрица распределения ответственности (англ. RAM) [5] другие распространенные назва-

IIIIII

2015 2014 2015 2016 201/ 2018 2019 2020 2021 Текст отчёта разобран на гряоы

1вкпт отчёта медоступ<э«/не машино^таемь й рор^зт

Рисунок 1. Наличие отчётов ОРВ в доступном виде по годам, в процентах

Источник: ЦПУР на основе данных Федерального портала проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://reguLation.gov.ru/

Рооалкогольрогулированис (101) И М/нобрнауки (72) ® Млнпоомторг (605) ■ Мичкультуры (195) ■ Минобороны(50) И Роспотребнадзор (276) ® Минсельхоз (1001) * Минздрав(424) ™ Минспорт(68) ■ Минэкономразвития (745) ■ Минтруд (ЗбО) И Минцифры (450) ® Минприроды (883) * Минфин (1267) ■ Минтранс (1331) ™ ФТС (380) ■ Минстрой(642) И МЧС (209) ■ Минвостокраэвития (186) ™ ФНС(412) ■ Минэнерго (387) И ФАС (279) ■ Ростехнадзор (260) ® МВД (73.) ■

Рос реестр (74) ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Зсс остальные 0^70)

0% 20 & 40% 60% 80% гао

Такс-*т отмбтв ивдоступвм/нв машиночитаемы;» фирмаг Текст отчёта разобран на г рафь.

Рисунок 2. Наличие отчётов ОРВ в доступном виде по регулирующим органам на 2021 год, в процентах

Источник: ЦПУР на основе данных Федерального портала проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://reguLation.gov.ru/

Рисунок 3. Наличие отчётов ОРВ по типу и степени регулирующего воздействия, ед.

Источник: ЦПУР на основе данных Федерального портала проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regulation.gov.ru/

Рисунок 4. Структура проектов ОРВ по нормативно-правовому признаку, в процентах

Источник: ЦПУР на основе данных Федерального портала проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://reguLation.gov.ru/

50%

40%

30%

20%

10%

0%

/

-- и---

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Голос «За»

Голос «Против»

Отзыв

Рисунок 5. Структура отзывов о проектах нормативно-правовых актов (НПА) при оценке регулирующего воздействия, в процентах

Источник: ЦПУР на основе данных Федерального портала проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://reguLation.gov.ru/

ния - матрица RACI, линейная диаграмма ответственности LRC, выполняет несколько основных задач: 1. Представляет содержание роли каждой заинтересованной стороны; 2. Отображает функциональную взаимосвязь между участниками нормативно-правового процесса; 3. Выделяет центры ответственности на общих и частных этапах регуляторной политики.

Необходимо понимать, что роль оценщика предполагает субъективность, которая выражается в разнице между ожиданиями оценщика и истинными значениями регулируемых параметров. При этом оценщик практически всегда обладает «предвзятостью» [6, с. 815] - фактически это объективный признак оценщика, что приводит к «смещению оценки» [7, с. 1217]. Смещение оценки и предвзятость оценщика в процессе разработки проектов НПА и проведения ОРВ может привести к значительному смещению параметров фактического воздействия, что очевидно, должно быть учтено с позиции объективности результатов ОРВ.

Результаты

Объективность результатов и нивелирование предвзятости оценщика и заинтересованных сторон предлагается осуществлять с помощью матрицы распределения ответственности (англ. RAM). Для того чтобы построить матрицу распределения ответственности необходимо определить круг заинтересованных сторон и их роли. При

этом отметим, что под ролью подразумевается дескриптор комплекса задач, то есть несколько заинтересованных лиц могут выполнять одну роль. Участники ОРВ и в целом механизма оценки: 1. разработчики НПА 2. уполномоченные органы и иные органы власти 3. физические и юридические лица, находящиеся в процессе публичных консультациях. Круг участников и роли распределим согласно официальным данным разработчиков - рисунок 6.

Рассматривая содержание матрицы распределения ответственности (англ. RAM) [8], [9], по альтернативному варианту RACI [10], [11] получим следующее:

R - Ответственное лицо (разработчик) или инициатор нормативно-правового проекта, эта роль которая объединяет в себе типы участников осуществляющих задачи по разработке и прямо ответственные;

A - Подотчётное лицо, непосредственно утверждающий нормативно-правовой проект, это такое заинтересованное лицо, которое обеспечивает выполнение и реализацию задачи;

C - Лицо осуществляющее консультации (публичные консультации) - физические и юридические лица;

I - Заинтересованные лица, не влияющие на проект, но информированные о реализации проекта и реализации ОРВ.

Рисунок 6. Разработчики проектов и количество проектов нормативно-правовых актов (НПА) при оценке

регулирующего воздействия, в единицах

Источник: ЦПУР на основе данных Федерального портала проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://reguLation.gov.ru/

Таблица 1.

Матрица распределения ответственности по участникам - разработчикам

Лицо/Роль R A C I

Минобороны •

Минспорт •

Росреестр •

Минобрнауки •

МВД •

Росалкогольрегулирование •

Минвостокразвитие •

Минкультуры •

МЧС •

ФАС •

Ростехнадзор •

Роспотребнадзор •

Минэнерго •

Минздрав •

Минтранс •

ФНС •

ФТС

Минцифры

Минпромторг

Минстрой

Минэкономразвития

Минприроды

Минсельхоз

Минфин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минтранс

Прочие

Источник: разработано автором

Представим матрицу распределения ответственности по участникам и разработчикам (рисунок 6) - таблица 1.

Если рассмотреть комплексную матрицу всех заинтересованных участников, то предлагается таблица 2.

Обсуждение

Представленные матрицы распределения ответственности позволяют наглядно и достаточно просто сформировать центры ответственности, что объективно повысит качество реализации регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия в России. Отечественные исследователи в свою очередь также предлагают «целевую

ответственность» [12, с. 121], имеющую адресный характер для всех заинтересованных лиц. В данном исследовании предлагаемые матрицы распределения ответственности формируют адресную основу распределения ответственности.

Заключение

В исследовании обоснована необходимость распределения ответственности в процессе разработки нормативно-правовых актов в случае смещения и предвзятости оценки, также представлены матрицы распределения ответственности заинтересованных лиц при разработке нормативно-правовых актов и оценке регулирующего воздействия в России. Введение в механизм ретро-

Таблица 2.

Матрица распределения ответственности по всем заинтересованным лицам

Лицо/Роль Минобороны Минспорт Росреестр Минобрнауки МВД

Минобороны R I A C

Минспорт I R C I

Росреестр C R I A

Минобрнауки I R C I

МВД C R I A

Росалкогольрегулирование

Минвостокразвитие R I A C

Минкультуры

МЧС

ФАС

Ростехнадзор

Роспотребнадзор

Минэнерго

Минздрав

Минтранс

ФНС

ФТС

Минцифры

Минпромторг

Минстрой

Минэкономразвития

Минприроды

Минсельхоз

Минфин

Минтранс

Прочие

Источник: разработано автором

спективной и прогнозной оценки регулирующего воздействия, повысит качество и объективность

Список литературы

1. Голодникова А. и др. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего // Доклады ЦСР. 2018. №. 1. С. 1-191.

2. Баранов П.П. Совершенствование современной регулятор-ной политики России: общетеоретические и практические аспекты // Северо-Кавказский юридический вестник. 2020. №. 1. С. 50-58. DOI: 10.22394/2074-7306-2020-1-1-50-58.

3. Song H.L., Seo B.G., Cho S.M. Development of the Regulatory Impact Analysis Framework for the Convergence Industry: Case Study on Regulatory Issues by Emerging Industry // Journal of Intelligence and Information Systems. 2021. Т. 27. №. 3. С. 199-230.

экономической, правовой и социальной среды разработки проектов.

4. Bull R.T., Ellig J. Statutory rulemaking considerations and judicial review of regulatory impact analysis // Admin. L. Rev. 2018. T. 70. C. 1-891.

5. Yang T, Chen C.W. An incentive pay system for project management based on responsibility assignment matrix and fuzzy linguistic variables // Expert Systems with Applications. 2009. T. 36. № 10. C. 12585-12591. DOI: 10.1016/j.eswa.2009.05.067.

6. Walther B.A., Moore J.L. The concepts of bias, precision and accuracy, and their use in testing the performance of species richness estimators, with a literature review of estimator performance // Ecography. 2005. T. 28. № 6. C. 815-829. DOI: 10.1111/j.2005.0906-7590.04112.x.

7. Chesher A., Jewitt I. The bias of a heteroskedasticity consistent covariance matrix estimator // Econometrica: Journal of the Econometric Society. 1987. С. 1217-1222. DOI: 10.2307/1911269.

8. Снетов С.С., Песоцкий А.Б. Особенности структурирования и применения матрицы ответственности // Актуальные проблемы экономики и управления. 2019. № 4. С. 99-106.

9. Качалов В.А. О каких «ответственности и полномочиях» говорится в п. 5.5. 1 ГОСТР ИСО 9001-2008? // Методы менеджмента качества. 2012. №. 09-10. С. 15-21.

10. Suhanda R.D.P., Pratami D. RACI Matrix Design for Managing Stakeholders in Project Case Study of PT. XYZ // International

References

1. Golodnikova A. et al. Regulatory policy in Russia: main trends and architecture of the future // CSR reports. 2018. № 1. P. 1-191.

2. Baranov P.P. Improvement of the modern regulatory policy of Russia: general theoretical and practical aspects // North Caucasian Legal Bulletin. 2020. № 1. P. 50-58.- DOI: 10.22394/2074-7306-2020-1-1-50-58.

3. Song H.L., Seo B.G., Cho S.M. Development of the Regulatory Impact Analysis Framework for the Convergence Industry: Case Study on Regulatory Issues by Emerging Industry // Journal of Intelligence and Information Systems. 2021. Vol. 27. № 3. Р. 199-230.

4. Bull R.T., Ellig J. Statutory rulemaking considerations and judicial review of regulatory impact analysis // Admin. L. Rev. 2018. Vol. 70. Р. 1-891.

5. Yang T., Chen C.W. An incentive pay system for project management based on responsibility assignment matrix and fuzzy linguistic variables // Expert Systems with Applications. 2009. Vol. 36. № 10. Р. 12585-12591. DOI: 10.1016/j.eswa.2009.05.067.

6. Walther B.A., Moore J.L. The concepts of bias, precision and accuracy, and their use in testing the performance of species richness estimators, with a literature review of estimator performance // Ecography. 2005. Vol. 28. № 6. Р. 815-829.- DOI: 10.1111/j.2005.0906-7590.04112.x.

Информация об авторах

Рассолова И.Ю., кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия, история и право» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (г. Уфа, Российская Федерация). Почта для связи с автором: iyurassolova@fa.ru

Газизова О.В., кандидат технических наук, доцент кафедры бизнес-статистики и экономики Казанского национального исследовательского технологического университета (г. Казань, Российская Федерация).

Кашапова Р.А., кандидат биологических наук, доцент кафедры «Философия, история и право» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (г. Уфа, Российская Федерация).

Информация о статье

Дата получения статьи: 17.03.2022

Дата принятия к публикации: 20.04.2022

© Рассолова И.Ю., Газизова О.В., Кашапова Р.А., 2022.

Journal of Innovation in Enterprise System. 2021. Т. 5. № 02. С. 122-133. DOI: 10.25124/ijies.v5i02.134.

11. Cabaniíías C., Resinas M., Ruiz-Cortés A. A template-based approach for responsibility management in executable business processes // Enterprise information systems. 2018. Т. 12. № 5. С. 550-586. DOI: 10.1080/17517575.2017. 1390166/.

12. Дорошенко С.В. Принцип целевой ответственности в основе институционализации отношений государства и предпринимательства // Журнал экономической теории. 2015. № 4. С. 121-137.

7. Chesher A., Jewitt I. The bias of a heteroskedasticity consistent covariance matrix estimator // Econometrica: Journal of the Econometric Society. 1987. P. 1217-1222. DOI: 10.2307/1911269.

8. Snetov S.S., Pesotsky A.B. Features of structuring and application of the responsibility matrix // Actual problems of economics and management. 2019. № 4. P. 99-106.

9. Kachalov V.A. What «responsibilities and powers» are mentioned in clause 5.5. 1 of GOSTR ISO 9001-2008? // Methods of quality management. 2012. - № 09-10. P. 15-21.

10. Suhanda R.D.P., Pratami D. RACI Matrix Design for Managing Stakeholders in Project Case Study of PT. XYZ // International Journal of Innovation in Enterprise System. 2021. Vol. 5. № 02. P. 122-133. DOI: 10.25124/ijies.v5i02.134.

11. Cabanillas C., Resinas M., Ruiz-Cortés A. A template-based approach for responsibility management in executable business processes // Enterprise information systems. 2018. Vol. 12. № 5. P. 550-586. DOI: 10.1080/17517575.2017. 1390166/.

12. Doroshenko S.V. The principle of target responsibility in the basis of institutionalization of relations between the state and entrepreneurship // Journal of Economic Theory. 2015. № 4. P. 121-137.

Information about the authors

Rassolova I.Y., PhD in Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, History and Law of the Ufa Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Ufa, Russian Federation). Corresponding author: iyurassolova@fa.ru

Gazizova O.V., PhD in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Business Statistics and Economics of Kazan National Research Technological University (Kazan, Russian Federation).

Kashapova R.A., PhD in Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, History and Law of the Ufa Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Ufa, Russian Federation).

Article Info

Received for publication: 17.03.2022 Accepted for publication: 20.04.2022

© Rassolova I.Y., Gazizova O.V., Kashapova R.A., 2022.

36 ПРАВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

DISCUSSION №l (Ill) APRIl lOll

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.