Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЯ ПРИ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ДТ'

ОЦЕНКА РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЯ ПРИ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ДТ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬ / ТОПЛИВОПОДАЮЩАЯ АППАРАТУРА (ТПА) / ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЕ ТОПЛИВО / ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ДЫМНОСТЬ И ТОКСИЧНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ / DIESEL / FUEL SUPPLY EQUIPMENT (TPA) / HIGH-TEMPERATURE FUEL / EFFECTIVE INDICATORS / SMOKINESS AND TOXICITY OF EXHAUST GASES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Карташевич Анатолий Николаевич, Плотников Сергей Александрович, Мотовилова Марина Владимировна

Цель исследований - экспериментальное определение регулировочных показателей дизельного двигателя Д-245.5S2 при его работе на высокотемпературном дизельном топливе. Объект исследования - экспериментальная установка: двигатель Д-245.5S2, электротормозной стенд RAPIDO SAK N670 с балансирной маятниковой машиной. Значение установочного угла опережения впрыскивания топлива изменялось в диапазоне от 10 до 30 градусов, через каждые четыре градуса. Испытания проводились на дизельном и подогретом дизельном топливе. Температура подогрева топлива составляла 100° С и 300° С. Предварительное тепловое воздействие на топливо осуществлялось при помощи нагревательного устройства. Подогрев дизельного топлива производился на линии высокого давления между ТНВД и форсункой. Опираясь на полученные в результате испытаний экспериментальные данные, были установлены зависимости регулировочных показателей дизеля при его работе на подогретом топливе. Также выявлены изменения токсичности и дымности отработавших газов при разных значениях установочного угла опережения впрыскивания топлива. Приведены графики регулировочных характеристик по установочному углу опережения впрыскивания топлива без подогрева и с подогревом до 100° С и 300° С (эффективные показатели, показатели токсичности и дымности отработавших газов при частоте вращения коленчатого вала n=1800 мин-1). В результате испытаний установлено, что применение подогретого топлива не оказывает заметного влияния на работоспособность форсунки и систему питания дизельного двигателя. Угол опережения впрыскивания топлива ϴвпр, при котором эффективные показатели работы двигателя являются оптимальными, составляет 18-22 градуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Карташевич Анатолий Николаевич, Плотников Сергей Александрович, Мотовилова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF ADJUSTING INDICATORS OF DIESEL UNDER HIGH-TEMPERATURE EXPOSURE TO DT

The purpose of research - experimental determination of the adjustment parameters of the diesel engine D-245.5S2 at its operation on high temperature diesel fuel. Object of study: experimental setup (engine D-245.5S2, electric brake stand RAPIDO SAK N670 with balancing pendulum machine). The value of the angle of advance of fuel injection was varied in the range from 10 to 30 degrees, at intervals of four degrees. Tests were carried out on diesel and heated diesel fuel. Fuel heating temperature 100°C and 300°C. Preliminary thermal influence on fuel was carried out by means of the heating device. Heating of diesel fuel was carried out on the high pressure line between the injection pump and the nozzle. Based on the experimental data obtained as a result of the tests, the dependence of the adjustment parameters of the diesel during its operation on heated fuel was established. Also, changes in toxicity and smoke, exhaust gases from different values of the installation angle of advance of fuel injection were revealed. The graphs of the adjustment characteristics of the installation angle of advance fuel injection without heating and heated 100°C and 300°C (effective indicators, indicators of toxicity and smoke in the exhaust gases at a speed of the crankshaft n=1800 min-1). As a result of the tests, it was found that the use of heated fuel does not have a noticeable effect on the performance of the injector and the power supply system of the diesel engine. A corner of an advancing of injection of fuel ввпр at which efficient performance of the engine are the optimum is 18°/22°.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЯ ПРИ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ДТ»



1 l/ha + RauActive 1 l/ha with a yield of 18.8 t/ha and the Rhapsody is 19.5 C/ha compared to control variant. Key words: white mustard, liquid fertilizers, foliar feeding

Literatura

1.Dospehov, B.A. Metodika polevogo opyta s osnovami statisticheskoy obrabotki rezultatov issledovaniyi [Tekst]/B.A. Dospehov. - 5-e izd., dop. I pererab. - M.:Agropromizdat, 1985. - 351 s.

2.Vinogradov, D. V. Praktikum po rastenievodstvu [Tekst] / D. V. Vinogradov, N.V. Vavilova, N.A. Duktova, E.I. Lupova //Ryazan, 2018. 320 s.

3.Vinogradov,D. V.Productivnostgorchicvzavisimostioturovnmineralnogopitaniya[Tekst]/D. V. Vinogradov // Vestnik Ryazanskogo agrotechnologiceskogo universiteta im. P. A. Kostycheva. 2009. N. 3. S. 39-42.

4.Vinogradov, D. V. Vozmownost ispolzovaniya maslichkultur v kachestve syryadlya proizvodstva ekologicheskichis togotopliva [Tekst] / D. V. Vinogradov, N. V. Byshov, E. I. Lupova// molodez v poiskahdruzb Material respublikanskoy nauchno-prakticheskoi konferenczii, posvyaschennoi k 20-leti nacionalnogo primereniya i godu Mologezi v Respublike Tadzikistan. InstitutenergetikeTadzikistana2017. S. 28-33.

5.Vinogradov, D. V. nauchno-prakticheskie aspect introdukcii maslichnih kultur v uznoichasti Kryuchkov, M. M. Gorchica belaya I raps kak vaznie elementu v biologizacii zemledeliya [Tekst]/M.M. Kryuchkov, I. V. Smertenko //Zdorovaya okruzauschaya sreda - osnova bezopasnosti regionov sbornik trudov pervogo Mezdunarodnogo ekologicheskogo foruma v Ryazani: posvyaschyaetsyagoduekologii v RF. Ryazan, 2017. S. 228-231.

6.Lupova E.I. Technologiya proizvodstvayrovih rapsa I surepici v nechernozemnoi zoni Rossii [Tekst]/E.I. Lupova, D.V. Vinogradov // Uchebnoe posobie. Ryazan, 2018. 86 s.

7.Masterov, A.S. praktikum po zemledeliyu [Tekst] / A.S. Masterov, D.V. Vinogradov, M.V. Potapenko, S.I. Trapkov, P.N. Balabko, E.I. Lupova //Ryazan, 2018. 256 s.

8.Metodika gosudarstvennogo sortoisputaniya selskohozyaistvennih kultur [Tekst] / Pod. red. Fedina M.A. // Moskva, 1983. vip.3. 184 s.

9.Oficialnyi sait Federalnoi sluzby gosudarstvennoi statistike po Ryazanskoi oblasti [Elektronniq resurs]. Rezum dostupa: http://www.gks.ru. (Data obrascheniya 09.10.2019).

УДК 621.43.057 DOI 10.36508/RSATU.2019.68.89.023

ОЦЕНКА РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЯ ПРИ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОМ

ВОЗДЕЙСТВИИ НА ДТ

КАРТАШЕВИЧ Анатолий Николаевич, д-р техн. наук, профессор кафедры технологии машиностроения, Kartashevich@yandex.ru

ПЛОТНИКОВ Сергей Александрович, д-р техн. наук, профессор кафедры технологии машиностроения, PlotnikovSA@bk.ru

МОТОВИЛОВА Марина Владимировна, аспирант кафедры машин и технологии деревообработки, Marina_mtd@mail.ru

Вятский государственный университет

Цель исследований - экспериментальное определение регулировочных показателей дизельного двигателя Д-245.5S2 при его работе на высокотемпературном дизельном топливе. Объект исследования - экспериментальная установка: двигатель Д-245.5S2, электротормозной стенд RAPIDO SAK N670 с балансирной маятниковой машиной. Значение установочного угла опережения впрыскивания топлива изменялось в диапазоне от 10 до 30 градусов, через каждые четыре градуса. Испытания проводились на дизельном и подогретом дизельном топливе. Температура подогрева топлива составляла 100° С и 300° С. Предварительное тепловое воздействие на топливо осуществлялось при помощи нагревательного устройства. Подогрев дизельного топлива производился на линии высокого давления между ТНВД и форсункой. Опираясь на полученные в результате испытаний экспериментальные данные, были установлены зависимости регулировочных показателей дизеля при его работе на подогретом топливе. Также выявлены изменения токсичности и дымности отработавших газов при разных значениях установочного угла опережения впрыскивания топлива. Приведены графики регулировочных характеристик по установочному углу опережения впрыскивания топлива

© Карташевич А. Н., Плотников С. А., Мотовилова М. В., 2019 г

Ш-

без подогрева и с подогревом до 100° С и 300° С (эффективные показатели, показатели токсичности и дымности отработавших газов при частоте вращения коленчатого вала п=1800 мин-1). В результате испытаний установлено, что применение подогретого топлива не оказывает заметного влияния на работоспособность форсунки и систему питания дизельного двигателя. Угол опережения впрыскивания топлива Овпр, при котором эффективные показатели работы двигателя являются оптимальными, составляет 18-22 градуса.

Ключевые слова:дизель, топливоподающая аппаратура (ТПА), высокотемпературное топливо, эффективные показатели, дымность и токсичность отработавших газов.

Введение

В процессе эксплуатации требования к характеристикам ДВС постоянно изменяются. Повышенное внимание уделяется увеличению мощности и КПД двигателя, снижению расхода топлива и экологическим показателям. В ходе эксплуатации и обслуживания двигателя не всегда обеспечиваются необходимые показатели его работы. Появляется необходимость в улучшении рабочих процессов дизельного двигателя. При работе двигателя существенное значение имеет качественный состав применяемого топлива, его предварительная подготовка. Дополнительное воздействие на топливо может положительно повлиять на его свойства [1-3]. Одним из способов улучшения эксплуатационных показателей двигателя является дополнительная передача тепла топливу в системе топливоподачи.

Исследование показателей дизеля при использовании температурного воздействия на ДТ

Предварительная подготовка Дт может осуществляться на линии высокого давления. Тепло передается топливу от внешнего источника. При воздействии на него температурой до 100° С происходит снижение вязкости. Такое воздействие не оказывает существенного влияния на процесс сгорания. Подогрев топлива на линии низкого давления до высоких температур нецелесообразен, так как не обеспечивается сохранение тепла топливом при движении его к форсунке [12,13]. Термическое воздействие на ДТ целесообразно осуществлять перед его непосредственной подачей в цилиндры двигателя. Интерес вызывают работы авторов, направленные на исследования предварительного подогрева дизельного топлива до высоких температур [5-8]. В данных работах определялись показатели процесса сгорания двигателя, работающего на предварительно подготовленном топливе. Авторами [5,6,7] на основании проведенных экспериментальных исследований были установлены зависимости тепловыделения в цилиндрах дизеля 2Ч 10,5/12,0 при его термофорсировании. Аналогично, авторами [8] на основании проведенных экспериментальных исследований были установлены зависимости влияния подогрева топлива на продолжительность впрысков, на изменение давления в форсунке при впрыскивании топлива. Воспламенение в дизеле - сложный и многостадийный процесс. Важным показателем ДТ является его склонность к самовоспламенению (ЦЧ). Топливо подается в цилиндр дизельного двигателя через форсунки под действием высоко-

го перепада давления в виде жидкой струи. Хорошее распыливание топлива при впрыскивании форсунки имеет важное значение, так как процесс сгорания топлива длится доли секунды. Интенсивность испарения капли топлива увеличивается с ростом поверхности контакта топлива с воздухом.

Таким образом, скорость горения определяется тонкостью его распыливания [4]. Авторами данной статьи в работе [9] был проведен расчет распада топливной струи и определены ее параметры. В этой работе распад струи оценивался с помощью числа Вебера.

где: р - плотность газовой среды; w - скорость струи жидкости в газовой среде; d - диаметр струи (распылителя); р - поверхностное натяжение топлива. При подогреве топлива до температуры 300° С в линии высокого давления форсунка распыли-вает его сразу же на мелкодисперсные фракции. При этом достигается равномерное распределение топлива в камере сгорания. Перемешивание ДТ с воздухом происходит быстрее, а это ведет к быстрому испарению и сгоранию. Процесс сгорания ускоряется.

Объекты и методы

При дополнительной передаче тепла топливу в линии высокого давления возможны изменения показателей работы двигателя. Испытания двигателя производят для оценки его основных показателей. Дизельная ТПА должна соответствовать требованиям технических условий завода-изготовителя, а форсунка - удовлетворять основным параметрам ГОСТ 10579-2017 (ГОСТ 10579-88) [12,13]. Испытания на ДТ проводились в соответствии с ГОСТ 18509-88. Экспериментальные исследования проводились с помощью нагрузочного электротормозного стенда RAPIDO SAK N670 с балансирной маятниковой машиной. Испытательный стенд был оборудован приборами и устройствами для снятия эффективных показателей, а также токсичности и дымности отработавших газов.

Испытания проводились на ДТ без подогрева и с подогревом до 100° С и 300° С. Показания снимались при частоте вращения коленчатого вала 1800 мин-1. Значенияустановочного угла опережения впрыскивания топлива изменялись в диапазоне от 10 до 30 градусов, через каждые четыре градуса [11].

Рис. 1 - Нагревательный элемент на линии высокого давления

Значение установочного угла опережения впрыскивания топлива определялось по мениску. При проведении испытания на ДТ с подогревом использовалось нагревательное устройство. Нагревательное устройство в виде спирали с изолирующими керамическими элементами устанавливалось на линии высокого давления перед форсунками. В качестве нагревательного в устройстве использовался нихромовый элемент (провод), имеющий высокое сопротивление. Нагревательный элемент на линии высокого давления представлен на рисунке 1.

Тепло от нагревательного элемента передавалось объему топлива, равному цикловой подаче, которое сразу же поступало в форсунку. Значение температуры топлива фиксировалось при помощи четырех термопар, установленных непосредственно перед форсунками и подключенных к восьмиканальному ПИД-регулятору (рис. 2). Нагрев топлива до нужной температуры (100° С или 300° С) контролировался регулятором мощности. Регулятор мощности и нагревательное устройство подключались в электрическую цепь с напряжением 220 В.

Экспериментальная часть

На данном этапе исследования необходимо было определить влияние подогрева ДТ на регулировки двигателя Д-245^2. Оценка влияния подогрева топлива на значения оптимального установочного угла опережения впрыскивания топлива производилась на основе анализа регулировочных характеристик. На рисунках 3,4 представлены графики изменения эффективных показателей дизеля Д-245^2 при различных значениях установочного угла опережения впрыскивания топлива при частоте вращения 1800 мин-1. Для каждого параметра представлены графики работы двигателя на ДТ без подогрева и с подогретом до 100° С и до 300° С.

Рис. 2 - Универсальный восьмиканальный ПИД регулятор

Рис. 3 - Регулировочная характеристика двигателя по установочному углу опережения впрыскивания топлива (эффективные показатели, п=1800 мин-1)

Из данных, представленных на графике (рис.3), видно, что при работе на дизельном топливе без подогрева оптимальным установочным углом является ©впр=26°, что соответствует руководству по эксплуатации дизеля [14]. При этом эффективная мощность дизеля составляет N^70,2 кВт. Значение удельного эффективного расхода топлива составляет де=232 г/кВт*ч, часового расхода топлива Gт -16,3 кг/ч, крутящего момента Мкр - 372 Н*м, а значение эффективного КПД -36%.

При работе дизельного двигателя с подогревом 100° С и 300° С характер кривых несколько изменяется. Так, значения часового расхода топлива уменьшаются от Gе=16,3 кг/ч при работе двигателя на ДТ без подогрева до Gе100„С=15,0 кг/ч и Gе300.С=14,8 кг/ч при работе дизеля с подогревом ДТ до 100° С и 300° С, соответственно. Уменьшение вызывается снижением давления впрыскивания топлива.

Значения удельного эффективного расхода топлива также уменьшаются и составляют де=214 г/кВт^ч и де=207 г/кВт*ч, соответственно, при работе дизельного двигателя с подогревом топлива 100° С и 300° С. При этом минимум де сдвигается в сторону более поздних углов опережения впрыскивания топлива, составляющих © =18-22°

г ' 1 впр

при работе двигателя с подогревом топлива.

Максимальные значения эффективной мощности и крутящего момента незначительно увеличиваются в сравнении с работой двигателя на ДТ без подогрева и также сдвигаются в сторону поздних углов опережения впрыскивания топлива.

Максимальные значения эффективного КПД также увеличиваются и составляют 39% и 41%, соответственно, при работе дизельного двигателя с подогревом 100° С и 300° С (при угле опережения впрыскивания топлива © =22°)

впр

На графике (рис. 4) представлены зависимости изменения показателей токсичности и дымности при разных значениях угла опережения впрыскивания топлива при частоте вращения 1800 мин-1 без подогрева и с подогревом ДТ.

Из графиков показателей токсичности и дымности (рис. 4.) видно, что содержание сажи в отработавших газах при работе на ДТ с подогревом снижается. При этом минимальная концентрация сажи сдвигается в сторону более ранних углов опережения впрыскивания топлива при работе двигателя с подогревом топлива. При угле ©впр=26° концентрация сажи составляет 6% для ДТ без подогрева и 0,9% и 0,8% при работе дизельного двигателя с подогревом топлива 100° С и 300° С., соответственно.

Содержание оксидов азота при работе дизельного двигателя, как на ДТ без подогрева, так и при работе с подогревом топлива 100° С и 300° С повышается при увеличении угла опережения впрыскивания топлива. При угле 26° концентрация оксидов азота составляет 1711 ррт для ДТ без подогрева и 1828 ррт и 1859 ррт при работе дизельного двигателя с подогревом топлива 100° С и 300° С, соответственно

Рис. 4 - Регулировочная характеристика двигателя по установочному углу опережения впрыскивания топлива (дымность и токсичность ОГ, п=1800 мин-1)

Работа дизельного двигателя на топливе с подогревом сопровождается понижением выбросов оксидов углерода с ОГ в сторону более ранних углов опережения впрыскивания топлива. При угле ©впр=26° выброс СО составляет 0,04% при работе дввпиргателя без подогрева топлива и 0,01% при работе дизельного двигателя с подогревом топлива 100° С и 300° С.

При работе дизельного двигателя с подогревом топлива наблюдается увеличение выбросов диоксида углерода. Максимальное значение СО2 смещается в сторону более ранних углов опережения впрыскивания топлива. При угле ©вп =22° концентрация СО2 составляет 8,24% для ДТ без подогрева и 8,13% при работе дизельного двигателя с подогревом топлива.

Снижение концентрации СхНу наблюдается в сторону более поздних углов опережения впрыскивания топлива, а в целом концентрация СхНу незначительно увеличивается. Так, при угле ©впр=22° значение СхНу составляет 8,0 ррт для ДТ без подогрева, а при работе дизельного двигателя с подогревом топлива 100° С и 300° С - 9,0 ррт.

При испытании на высокотемпературном дизельном топливе установочный угол опережения впрыскивания топлива (0впр) соответствует меньшему значению. Максимальное значение эффективного КПД соответствует углу опережения впрыскивания топлива 18-22 градуса.

Результаты и выводы

1. Применение подогретого топлива не оказывает заметного влияния на работоспособность форсунок и системы питания дизельного двигателя.

2. Максимальные значения эффективной мощности, эффективного КПД и крутящего момента достигаются при меньших значениях устано-

вочного угла опережения впрыскивания топлива.

3. При работе дизельного двигателя с подогревом значения часового расхода топлива и удельного эффективного расхода топлива уменьшаются.

4. Оказание дополнительного воздействия на топливо положительно сказывается на его физико-химических свойствах и в целом на рабочем процессе дизеля. За счет улучшения условий сгорания топливо сгорает при максимальном количестве выделенной теплоты, имеет место мягкая работа двигателя, снижение теплонапряженности деталей и нагарообразования в прецизионных парах.

Список литературы

1. Болотов, А. К. Конструкция тракторов и автомобилей /А. К. Болотов, А. А. Лопарев, В. И. Судницын. - М., 2006. - 108 с.

2. Николаенко, А. В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей / А. В. Николаенко. - М. : Колос, 1984. - 335 с.

3. Луканин, В. Н. Двигатели внутреннего сгорания / В. Н. Луканин. - М. : Высшая школа, 1995. - 944 с.

4. Ассад, М. С. Продукты сгорания жидких и газообразных топлив: образование, расчет, эксперимент / М. С. Ассад, О. Г. Пенязьков. - Минск : Беларус. Наука, 2010 - 305 с.

5. Плотников, С. А. Улучшение эксплуатационных показателей дизелей путем создания новых альтернативных топлив и совершенствование то-пливоподающей аппаратуры : автореф. дис... д-ра техн. наук. - Нижний Новгород : НГТУ, 2011. - 40 с.

ния и тепловыделения тракторного дизеля с термической подготовкой топлива / С. А. Плотников, Ш. В. Бузиков, А. Л. Бирюков // Молочно-хозяй-ственный вестник. - 2017. - №3 (27) - С. 114-124.

7. Плотников, С. А. Исследование процесса сгорания и тепловыделения дизеля с термофорсированием / С. А. Плотников, Ш. В. Бузиков, В. Ф. Атаманюк // Тракторы и сельхозмашины. - 2014. -№7. - С. 25-27.

8. Балабин, В. Н. Особенности применения термофорсирования топлива на локомотивных дизелях/ В. Н. Балабин, В.Н. Васильев // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 4. - С. 107-113

9. Плотников, С. А. Влияние состава спиртосодержащего топлива на показатели процесса то-пливоподачи / С. А. Плотников, С. Н. Гущин, С. Р. Лебедев // Двигателестроение. - 2004. - №3. - С 43-45.

10. Плотников, С. А. Определение регулировочных параметров системы топливоподачи тракторного дизеля при работе на топливных композициях с добавками рапсового масла / С. А. Плотников, Ш. В. Бузиков, И.С. Козлов // Вестник РГАТУ. - 2018. - №4 (40). - С 133-137

11. ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний

12. ГОСТ 10579-88 Форсунки дизелей. Общие технические условия.

13. ГОСТ 10579-2017 Форсунки дизелей. Технические требования и методы испытаний.

14. Дизели Д-245S2, Д-245^2, Д-245^2,Д-245.16S2,Д-245.16ЛS2, Д-245.42S2, Д-245.43S2. Руководство по эксплуатации.

6. Плотников, С. А. Анализ процесса сгора-

ESTIMATION OF ADJUSTING INDICATORS OF DIESEL UNDER HIGH-TEMPERATURE

EXPOSURE TO DT

Kartashevich Anatoly N., Dr.Sci.Tech., the professor of chair of technology of mechanical engineering, Vjatsky state university, Kartashevich@yandex.ru

Plotnukov Sergey A., a Dr.Sci.Tech., the professor of chair of technology of mechanical engineering, Vjatsky state university, PlotnikovSA@bk.ru

Motovilova Marina V., the post-graduate student of chair of technology of mechanical engineering, Vjatsky state university, Marina_mtd@mail.ru

The purpose of research - experimental determination of the adjustment parameters of the diesel engine D-245.5S2 at its operation on high temperature diesel fuel. Object of study: experimental setup (engine D-245.5S2, electric brake stand RAPIDO SAK N670 with balancing pendulum machine). The value of the angle of advance of fuel injection was varied in the range from 10 to 30 degrees, at intervals of four degrees. Tests were carried out on diesel and heated diesel fuel. Fuel heating temperature 100°C and 300°C. Preliminary thermal influence on fuel was carried out by means of the heating device. Heating of diesel fuel was carried out on the high pressure line between the injection pump and the nozzle. Based on the experimental data obtained as a result of the tests, the dependence of the adjustment parameters of the diesel during its operation on heated fuel was established. Also, changes in toxicity and smoke, exhaust gases from different values of the installation angle of advance of fuel injection were revealed.The graphs of the adjustment characteristics of the installation angle of advance fuel injection without heating and heated 100°C and 300°C (effective indicators, indicators of toxicity and smoke in the exhaust gases at a speed of the crankshaft n=1800 min-1). As a result of the tests, it was found that the use of heated fuel does not have a noticeable effect on the performance of the injector and the power supply system of the diesel engine. A corner of an advancing of injection of fuel Qenp at which efficient performance of the engine are the optimum is 18°/22°.

Key words: diesel, fuel supply equipment (TPA), high-temperature fuel, effective indicators, smokiness and toxicity of exhaust gases.

Literatura

1. Bolotov, A.K. Konstruktsiya traktorov I avtomobiley /A. K. Bolotov, A. A. Loparev, V. I. Sudnitsyn. - M., 2006. - 108 s.

2. Nikolayenko, A.V. Teoriya, konstruktsiya I raschet avtotraktornykh dvigateley /A.V. Nikolayenko. - M.,

Kolos, 1984 - 335 s.

3. Lukanin, V.N. Dvigateli vnutrennego sgoraniya / V. N. Lukanin. - M.: Vysshayashkola, 1995. - 944 s.

4. Assad, M.S. Produkty sgoraniya zhidkikh I gazoobraznykh topliv: obrazovaniye, raschet, eksperiment/ M.S. Assad, O.G. Penyaz'kov. - Minsk: Belarus. Nauka, 2010 - 305 s.

5. Plotnikov S.A. Uluchsheniye ekspluatatsionnykh pokazateley dizeley putem sozdaniya novykh al'ternativnykh topliv I sovershenstvovaniya toplivopodayushchey apparatury. //Avtoreferat diss. dokt. tekhn. nauk. - Nizhniy Novgorod, NGTU, 2011. - 40 s.

6. Plotnikov, S. A. Analiz protsessa sgoraniya I teplovydeleniya traktornogo dizelya s termicheskoy podgotovkoy topliva / S. A. Plotnikov, SH. V. Buzikov, A. L. Biryukov // Molochno-khozyaystvennyy vestnik. -2017. №3 (27) - S. 114-124.

7. Plotnikov, S. A. Issledovaniye protsessa sgoraniya I teplovydeleniya dizelya s termoforsirovaniyem / S. A. Plotnikov, SH. V. Buzikov, V. F. Atamanyuk //Zhurnal Traktory i sel'khozmashiny. 2014. №7. S. 25-27.

8. Balabin, V. N. Osobennosti primeneniya termoforsirovaniya topliva na lokomotivnykh dizelyakh / V. N. Balabin, V.N. Vasil'yev//Zhurnal Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. 2015. № 4. - S 107-113.

9. Plotnikov, S. A. Vliyanie sostava spirtosoderzhashego topliva na pokazateli prozessa toplivopodachi / S. A. Plotnikov, S. N. Gushchin, S. R. Lebedev // Dvigatelestroenie. 2004. №. 3. - 43-45.

10. Plotnikov, S. A. Opredelenie regulirovochnysh parametrov sistemy toplivopodachi trakhtornogo diselya pri rabote na toplivnyh khomposiziyah s dobavkami rapsovogo masla / S. A. Plotnikov, sh. V. Buzikov, I. S. Kozlov //journal Vestnik RGATU. 2018. № 4 (40). - 133-137.

11. GOST18509-88 Dizeli traktornyye I kombaynovyye. Metody stendovykh ispytaniy.

12. GOST 10579-88 Forsunki dizeley. Obshchiye tekhnicheskiye usloviya.

13. GOST 10579-2017 Forsunki dizeley. Tekhnicheskiye trebovaniya I metody ispytaniy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Dizeli D-245S2, D-245.2S2, D-245.5S2, D-245.16S2, D-245.16LS2, D-245.42S2, D-245.43S2. Rukovodstvo po ekspluatatsii 245S2.

УДК 635.631.347 DOI 10.36508iRSATU.2019.34.78.024

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ НАСАДОК ДОЖДЕВАЛЬНЫХ МАШИН

НА КАЧЕСТВО ПОЛИВА

КУЗНЕЦОВ Александр Васильевич, соискатель кафедры технологии металлов и ремонта машин, tmirm@yandex.ru, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева

Эффективность дождевальной установки при поливе кассетной рассады зависит от радиуса полива и угла падения капель с ее концевых насадок. Дефлекторные насадки дождевальных машин обладают высокой дисперсностью распыла при низких давлениях и имеют простую конструкцию. Форма дефлектора насадки позволяет равномерно распределять дождь по площади орошения, а также формировать контур полива в виде сектора или полного круга. Преимуществом дуговых насадок является образование мелкокапельного дождя при рабочем давлении от 0,05 до 0,24 МПа, при этом средний диаметр капли составляет 0,35-0,48 мм. В процессе эксплуатации дуговые насадки имеют высокую технологическую надежность, меньше засоряются, не требуют дополнительной настройки. Для изучения распределения осадка по радиусу полива были проведены экспериментальные исследования дуговой насадки с плоским дефлектором. Радиус захвата дуговой насадки с плоским дефлектором составляет около 3 м, причем распределение осадков по радиусу представляет собой параболу. При рабочем давлении 0,15 МПа дефлектороная насадка секторного действия распределяет дождь по сектору 900 радиусом около 3,0 м. Конструкция насадки обеспечивает создание реактивной силы, что возможно использовать для привода дождевальных машин. Для определения рационального расположения насадок на дождевальной установке мы применили метод обращения, поместив оси координат на вращающуюся дождевальную установку, а зону полива вращали. При определении параметров перекрытия зон полива каждой насадки нами использовались уравнения регрессии для уточнения количества осадков. В результате установлено, что в качестве концевых насадок следует применять дуговые насадки с плоским дефлектором на одинаковом расстоянии от оси вращения дождевальной установки. Дефлектороные насадки секторного действия следует располагать на различных расстояниях от оси вращения, причем одна из них располагается перпендикулярно крылу, вторая под углом 50Р к крылу установки в направлении оси вращения.

Ключевые слова: орошение, дождеватель, распределение осадков, дефлекторные насадки, равномерность дождя.

© Кузнецов А. В., 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.