УДК / UDC 338.123.7:631.372:631.354
ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСПОДДЕРЖКИ ВОСПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
EVALUATION OF THE IMPLEMENTATION OF STATE SUPPORT MEASURES FOR THE REPRODUCTION OF THE MATERIAL AND TECHNICAL BASIS OF AGRICULTURE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Кибиров А.Я., доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник
Kibirov A.Ya., Doctor of Economic Sciences, Professor, Chief Researcher ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский
институт экономики сельского хозяйства», Москва, Россия Federal State Budgetary Scientific Institution "Federal Research Center for Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas - All-Russian Research Institute of
Agricultural Economics", Moscow, Russia E-mail: kibirov@gmail.com Михайлов M.P., кандидат технических наук, доцент Mikhaylov M.R., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет
имени H. В. Парахина», Орёл, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia
E-mail: mmichailov@mail.ru
В статье анализируется изменение количественного состава парка сельскохозяйственной техники наиболее значимых для сельского хозяйства сегментов - тракторов и зерноуборочных комбайнов, а также причины, послужившие предпосылкой для этих изменений. Рассматривается реализация программ государственной поддержки воспроизводства материально-технической базы сельскохозяйственного производства, связанных с получением помощи при продаже продукции на внутреннем и внешнем рынках с учётом ее локализации. До 2020 года техника признавалась произведенной в России, при наличии прав на конструкторскую и техническую документацию, сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание техники, а также внутри страны был выполнен определенный набор технологических операций, начиная с 2021 года производителю необходимо набрать 30% баллов от максимально возможных. С учётом повышения минимального порога на 5%, степень локализации к 2025 году должна составить 80% баллов от максимально возможного количества, что в настоящее время представляется сложнореализуемой задачей. Приведены данные изменения рынка сельскохозяйственной техники за последние 5 лет, особое внимание уделено периоду пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19, выявлены парадоксальные тенденции роста продаж на внутреннем и внешнем рынках, пришедшиеся на этот период, предпринята попытка выявления причин реализации подобного сценария. Произведена оценка эффективности реализации закупок новой техники в рамках льготного субсидирования по регионам Российской Федерации.
Ключевые слова: трактор, зерноуборочный комбайн, сельскохозяйственная техника, продовольственная безопасность, государственная поддержка, обновление материально-технической базы сельского хозяйства.
The article analyzes the change in the quantitative composition of the agricultural machinery fleet of the most significant segments for agriculture - tractors and combine harvesters, as well as the reasons that served as a prerequisite for these changes. The implementation of state support programs for the reproduction of the material and technical basis of agricultural production is considered, namely: State Program for Agricultural Development and Regulation of Agricultural Markets, raw materials and food until 2025 and the Strategy for the Development of Agricultural Engineering in Russia until 2030, as well as changes related to the requirements imposed on
Russian mechanical engineering organizations for the transportation of products and requirements for industrial products, presented for the purpose of its attribution to products produced in the territory of the Russian Federation and aimed at stimulating the production of components within the country. Until 2020, the equipment was recognized as produced in Russia, if a certain set of technological operations was performed domestically, starting from 2021, the manufacturer needs to score 30% of the maximum possible points. Taking into account the increase in the minimum threshold by 5%, the degree of localization by 2025 should be 80% of the maximum possible number, which currently seems to be a difficult-to-achieve task. Data of changes in the agricultural machinery market over the past 5 years is given, special attention was paid to the period of pandemic of new coronavirus infection of CoViD-19, paradoxical trends of sales growth in domestic and foreign markets, which occurred during this period, were revealed, an attempt to identify the reasons for the implementation of such a scenario was made. The assessment of the effectiveness of the procurement of new equipment as part of preferential subsidies in the regions of the Russian Federation was apprized.
Key words: tractor, combine harvester, agricultural machinery, food security, state support, renewal of the material and technical base of agriculture.
Глобальные изменения, которые произошли в нашей стране в течение нескольких последних десятилетий, повлияли не только на социальную и общественную сферы, но также кардинально изменили экономику. После распада Советского Союза, во времена которого международная внешнеэкономическая деятельность была ограничена в основном торговыми отношениями со странами социалистического блока, начался процесс интеграции в международное экономическое пространство, который привёл в 2012 году к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Наряду с рядом преимуществ, которые получила наша страна, став членом этой организации, отечественные товаропроизводители столкнулись с рядом серьёзных вызовов. Первые попытки присоединения к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) было предпринято СССР ещё в 1986 году, однако оно было заблокировано, так как плановая экономика несовместима с принципами свободной торговли. Следует отметить, что, несмотря на серьёзные недостатки плановой экономики по сравнению рыночной, в середине восьмидесятых годов Советский Союз занимал лидирующее место в мире, производя больше сельскохозяйственной техники, чем все остальные страны, а её продажа (в первую очередь тракторов) являлась значительной статьёй доходов от внешнеэкономической деятельности, принося более миллиарда долларов ежегодно [1, с. 3]. Справедливости ради надо заметить, что аналогичная ситуация сложилась в указанный период и в других странах, например, самое большое количество сельскохозяйственных тракторов в ФРГ было зарегистрировано в 1986 году [2].
В период с 1990 года в стране произошло значительное сокращение парка сельскохозяйственной техники. Количество тракторов уменьшилось почти в 7 раз (рис. 1), а зерноуборочных комбайнов - в 8 раз (рис. 2). Причины подобных изменений, которые в целом отражают мировые тенденции, в условиях нашей страны имели ряд дополнительных факторов. Наряду с изменением форм хозяйствования, возрастает энергонасыщенность техники, её производительность, появляется возможность выполнения нескольких сельскохозяйственных операций за один проход, а также сокращением обрабатываемых площадей, в том числе и из-за роста урожайности культур. Однако данная ситуация является также следствием негативных тенденций, обусловленных недостаточными темпами обновления парка, его старением и превалированием выбытия техники над её поступлением. Кроме того, сокращение парка, ввиду повышения его энергонасыщенности, является отрицательным фактором продовольственной безопасности страны, так как выбытие одной из единиц техники на время устранения последствий отказа повышает риски потерь урожая вследствие нарушения агротехнических сроков.
1 600 ООО 1 400 ООО 1 200 ООО 1 ООО ООО 800 ООО 600 ООО 400 ООО 200 ООО
О -I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-
cr^cr^daiaicnaiaiaioooooooooo^HT^^H^H^HT^T^^H^^Hrvi
er,er,ma-,CTiCTiaicr,cr,ooooooooooooooooooooo
^^т^^т^т^т^^^гЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧГЧ
Рисунок 1 - Парк тракторов РФ (без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины) на конец 2020 года, шт. [3]
450 ООО 400 ООО 350 000 300 ООО 250 000 200 ООО 150 000 100 ООО 50 000 О
O^HfNrO^l-Ln^cOaiO^rNrn-^l-LnvDr^cOmO^HrvlrO^LntDr^oOOlO (nmcricric^oic^mínoooooooooo^H^H^H^H^H^H^H^H^H^Hrg CTiCTiCTiCTiCTiCTicrierieriOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOO
Рисунок 2 - Парк зерноуборочных комбайнов РФ на конец 2020 года, шт.[3]
Немаловажную роль в обеспечении формирования оптимального механизма воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства играет сформированность рынков сельскохозяйственной техники, при этом роль вторичного рынка выходит на первый план. В.Н. Кузьмин отмечает, что только 10% от общего числа производителей сельскохозяйственной продукции могут позволить себе новую технику. «Средние» предприятия, эксплуатируют ранее приобретенную отечественную технику и составляют от 25 до 30%, тогда как боле половины используют упрощенные технологии и изношенную технику, что требует развития рынка техники [4]. Развитие уровня эксплуатационной надежности и сервисного обслуживания импортной техники вышло на такой уровень, что актуальность повышения надёжности и максимального продления срока службы техники отошла на второй план, а данные факторы начали тормозить производство. В большинстве хозяйств Западной Европы делается акцент на приобретение новой техники и её эксплуатацию в пределах гарантийного срока, что привело к перенасыщению внутреннего рынка и заставило искать рынки сбыта в восточноевропейских странах и за пределами Европейского союза, а именно в Польше, Румынии, Украине. Сложившаяся ситуация вынудила отечественных производителей сельскохозяйственной техники просить о введении мер государственной поддержки, что нашло отражение в следующих направлениях: прямая финансовая поддержка, введение заградительных пошлин, требование к повышению уровня локализации для зарубежных производителей сельскохозяйственной техники, филиалы заводов которых были открыты на территории Российской Федерации с целью избежать таможенных пошлин.
Основная проблема, с которой сталкивается отечественное сельскохозяйственное машиностроение, заключается не в недостаточной
производительности или надёжности продукции, а в высокой стоимости, при которой она становится неконкурентоспособной в сравнении с импортными аналогами. По мнению A.B. Федотова импортная техника, предлагаемая на вторичном рынке, имеет отличные технические характеристики, при этом её продажная цена зачастую ниже новой отечественной [5, 6]. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая была впоследствии продлена до 2025 года, а также Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года, предусматривающая достижение российскими производителями сельхозтехники доли на внутреннем рынке не ниже 80% и доли экспортных поставок не ниже 50% величины отгрузок на внутренний рынок [7].
В настоящее время требования, предъявляемые к степени локализации продукции сельскохозяйственного машиностроения, определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», которые предусматривают определённые требования для ряда видов продукции, а именно для 28.30.23.110 (в соответствии с кодами по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - тракторов для сельского хозяйства, 28.30.59.111 -комбайнов зерноуборочных, 28.30.59.190 - самоходных кормоуборочных комбайнов, наряду с рядом общих требований, таких как наличие прав на конструкторскую и техническую документацию, наличие сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание техники, также предъявлялись требования к производству, которое, кроме обязательного, должно было включать с начала 2016 года не менее 13, 2018 года - не менее 14, а 2020 года - не менее 15 операций по выбору согласно приведенного списка. По коду 28.30.31 - прицепная, навесная и прочая самоходная сельхозтехника (кроме зерноуборочных и самоходных кормоуборочных комбайнов) эти требования ниже: до конца 2017 года - не менее 6, с начала 2018 года - не менее 7, с 1 января 2020 года - не менее 8 операций [8, 9].
Однако этих мер для защиты отечественных машиностроителей показалось недостаточно, и для улучшения сложившейся ситуации Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена балльная система оценки уровня локализации производства сельскохозяйственной и строительной дорожной техники. Основные отличия предлагаемой методики, которая начала применяться с 1 января 2020 года, от прежней заключаются в том, что оценивается не всё предприятие, а каждый вид техники, по которому принимается решение о господдержке [10]. Постановление определяет количество баллов, которые можно получить для компонентов и технологических операций. Так, производство кабины максимально оценивается в 18 баллов, двигателя - 28 баллов, переднего моста - 13 баллов, заднего моста -16 баллов, коробки передач - 45 баллов, и так далее. Кроме того, по два балла начисляются за инвестирование в научно-опытные и конструкторские работы от каждого 0,1 процента выручки с максимальным ограничением в 20 баллов. В рамках исполнения приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности» также становится возможным получение государственной поддержки для экспорта продукции. Для этого, начиная с 2020 года, необходимо получить не менее 30% баллов от максимально возможных, при этом к 2024 году данный показатель должен вырасти на 5% [11]. Участие в программе повышения конкурентоспособности предполагает, что с начала 2020 года процент начисленных баллов должен составлять не менее 25%, с 2022 года - 30%, с 2024 года - 35%. Порог для получения господдержки составляет с 2020 года 45%, при это каждый год он будет увеличиваться на 5%. С учётом данных требований к 2025 году производители сельскохозяйственных тракторов смогут получать господдержку только при достижении 80% баллов от максимально возможного уровня.
При анализе рынка сельскохозяйственной техники Российской Федерации нам представляется целесообразным более подробно остановиться на периоде с 2016 по 2020 год, так как именно в этот период мы можем наблюдать максимальную положительную динамику эффективности реализации программ господдержки и развития рынка сельскохозяйственной техники. Её анализ показывает, что после спада в производстве сельскохозяйственной техники, который наблюдался в 20132015 годах, в 2016 и 2017 году последовало существенное увеличение выпуска продукции, которое в 2018 году опять сократилось. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет период, пришедшейся на мировую пандемию коронавируса Covid-19. По состоянию на начало 2020 года, тракторов для сельского хозяйства было выпущено 675 шт., что на 32,8% больше, чем в марте 2020 года (рост по сравнению с февралем 2021 года - 27,1%), а зерноуборочных комбайнов - 644 шт. (на 29,3% больше, чем в марте 2020 года, и на 19,5% чем в феврале 2021 года) [12, 13]. В первом квартале 2021 года на сельскохозяйственную технику наблюдался ажиотажный спрос, который в первую очередь связали с ожиданием введения утилизационного сбора, а также растущим дефицитом. В данном периоде ведущие импортёры увеличили реализацию продукции на 20 процентов, а российские производители - в полтора раза. С учётом производственных мощностей некоторые позиции сельскохозяйственных машин были зарезервированы до конца года. Последние три года показали, тем не менее, рекордный рост экспорта отечественной техники, в первую очередь в сегменте полноприводных сельскохозяйственных тракторов, причина которого заключается в стабильной господдержке и продолжающемся ослабление рубля [13]. Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод, что период пандемии не только не оказал отрицательного результата на рынки сельхозтехники, но и позволил продемонстрировать рекордный рост.
Положительная тенденция увеличения объемов реализация техники на территории Российской Федерации стала возможна также благодаря программе льготного лизинга - как на федеральном уровне, в первую очередь через компанию Росагролизинг, которая получила в последнее время значительную финансовую поддержку, так и региональным мерам поддержки льготного лизинга, которые действуют в 41 субъекте Российской Федерации. В связи с этим следует отметить неоднородность в темпах обновления материальной базы сельского хозяйства. По данным Министерства сельского хозяйства, в 2021 году в ряде регионов, например, Нижегородской и Самарской областях, а также Красноярском крае поставки техники составили около 500% от заявочной кампании, а в Ульяновской области и республике Крым - более 900%. При этом 9 регионов не получили ни одной единицы новой техники по программам Росагролизинга.
Заключение. Подводя итог необходимо отметить, что, несмотря на кажущуюся эйфорию от ажиотажного спроса на сельскохозяйственную технику, его повышение может быть объяснено как нервозностью от ожидаемого ужесточения политики импорта в виде введения утилизационного сбора, так и ростом цен на сельскохозяйственную продукцию в период пандемии, что предоставило бизнесу дополнительные возможности для укрепления своей технической базы. Рост экспорта на 30% в 2020 году связывают с ослаблением рубля, при этом, наряду с основными направлениями поставок в страны СНГ, Африки и Ближнего Востока, экспорт в Германию в денежном выражении вырос в 4,6 раза, а в Австрию - в 4,5 раза, что говорит о грамотном выстраивании экспортной политики, заключающейся в том числе и в открытии представительств за рубежом (например, ООО Ростсельмаш в Германии). Говоря о тенденциях на внутреннем рынке, нельзя не отметить вклад изменений в структуру государственной поддержки, выразившийся в смещении акцента с финансовой поддержки машиностроителей на поддержку покупателей,а также введение бальной методики оценки локализации каждого из видов выпускаемой продукции и региональных программ льготного субсидирования обновления технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Жосан A.A., Головин С.И., Михайлов М.Р. Структура и состав МТП в отечественном сельском хозяйстве // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2008. № 6. С. 3-4.
2. Михайлов М.Р. Анализ использования зерноуборочной техники на различных этапах срока эксплуатации (на примере Орловской области) // Вестник аграрной науки. 20l 8. № 5 (74). С. 65-70.
3. Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.01.2022).
4. Кузьмин В.Н. Организация формирования и эффективного использования технического потенциала: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2010. 34 с.
5. Федотов A.B. Теоретические основы функционирования и экономический механизм развития рынка сельскохозяйственной техники. М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2005. 220 с.
6. Polukhin A., Grudkina M., Grudkina T. Factors increasing the effectiveness of state support in agriculture // В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. C. 012113.
7. Об утверждении Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России. Распоряжение от 7 июля 2017 года №1455-р. // URL: http://government.ru/docs/28393/ (дата обращения: 20.01.2022).
8. Требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях её отнесения к продукции, произведённой на территории Российской Федерации. Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 // URL: https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!prilozhenie_k_postanovleniyu_pravitelstva_ rossiysros_federacii_ot_17_iyulya_2015_g_719 (дата обращения: 20.01.2022).
9. Полухин A.A. Формирование экономического механизма технической модернизации сельского хозяйства // Биотика. 2015. № 1 (2). С. 19-23.
10. О господдержке промышленных предприятий, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности. Постановление от 23 февраля 2019 года № 191 // URL: http://government.ru/docs/35880/ (дата обращения: 20.01.2022).
11. О порядке предоставления субсидий российским организациям машиностроения на транспортировку продукции. Постановление от 26 апреля 2017 года № 496 // URL: http://government.ru/docs/27446/ (дата обращения: 20.01.2022).
12. Росстат представил данные о промышленном производстве в марте 2021 года. Федеральная служба государственной статистики // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/119903 (дата обращения: 20.01.2022).
13. Российская техника распахала Европу // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4671377 (дата обращения: 20.01.2022).
REFERENCES
1. Zhosan A.A., Golovin S.I., Mikhaylov M.R. Struktura i sostav MTP v otechestvennom selskom khozyaystve // Traktory i selskokhozyaystvennye mashiny. 2008. № 6. S. 3-4.
2. Mikhaylov M.R. Analiz ispolzovaniya zernouborochnoy tekhniki na razlichnykh etapakh sroka ekspluatatsii (na primere Orlovskoy oblasti) // Vestnik agrarnoy nauki. 2018. № 5 (74). S. 65-70.
3. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki // URL: http://www.gks.ru/ (data obrashcheniya: 20.01.2022).
4. Kuzmin V.N. Organizatsiya formirovaniya i effektivnogo ispolzovaniya tekhnicheskogo potentsiala: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. M., 2010. 34 s.
5. Fedotov A.V. Teoreticheskie osnovy funktsionirovaniya i ekonomicheskiy mekhanizm razvitiya rynka selskokhozyaystvennoy tekhniki. M.: GNU VNIIESKH, 2005. 220 s.
6. Polukhin A., Grudkina M., Grudkina T. Factors increasing the effectiveness of state support in agriculture // V sbornike: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. S. 012113.
7. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya selskokhozyaystvennogo mashinostroeniya Rossii. Rasporyazhenie ot 7 iyulya 2017 goda №1455-r. // URL: http://government.ru/docs/28393/ (data obrashcheniya: 20.01.2022).
8. Trebovaniya k promyshlennoy produktsii, predyavlyaemye v tselyakh eyo otneseniya k produktsii, proizvedyonnoy na territorii Rossiyskoy Federatsii. Prilozhenie k postanovleniyu Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 17 iyulya 2015 g. N 719 // URL: https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!prilozhenie_k_postanovleniyu_pravitelstva_rossiysros_federacii_ot_ 17_iyulya_2015_g_719 (data obrashcheniya: 20.01.2022).
9. Polukhin A.A. Formirovanie ekonomicheskogo mekhanizma tekhnicheskoy modernizatsii selskogo khozyaystva // Biotika. 2015. № 1 (2). S. 19-23.
10. O gospodderzhke promyshlennykh predpriyatiy, realizuyushchikh korporativnye programmy povysheniya konkurentosposobnosti. Postanovlenie ot 23 fevralya 2019 goda № 191 // URL: http://government.ru/docs/35880/ (data obrashcheniya: 20.01.2022).
11. O poryadke predostavleniya subsidiy rossiyskim organizatsiyam mashinostroeniya na transportirovku produktsii. Postanovlenie ot 26 aprelya 2017 goda № 496 // URL: http://government.ru/docs/27446/ (data obrashcheniya: 20.01.2022).
12. Rosstat predstavil dannye o promyshlennom proizvodstve v marte 2021 goda. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/119903 (data obrashcheniya: 20.01.2022).
13. Rossiyskaya tekhnika raspakhala Evropu // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4671377 (data obrashcheniya: 20.01.2022).