Научная статья на тему 'Оценка реализации базовых функций региональных систем высшего образования'

Оценка реализации базовых функций региональных систем высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огурцова Е. В., Челнокова О. Ю.

Введение. В условиях глобализации конкурентоспособность национальной экономики в значительной степени определяется динамикой развития региональных инновационных и образовательных систем и эффективностью взаимодействия их субъектов, среди которых региональные системы высшего образования становятся значимым драйвером инновационного роста. Целью исследования является развитие методов количественной оценки эффективности функционирования и реализации базовых функций региональными системами высшего образования на основе функционального подхода. Теоретический анализ. Устойчивое и конкурентоспособное развитие экономики региона в ответ на современные глобальные вызовы в значительной степени определяются качеством трудовых ресурсов и региональной системой образования. Эмпирический анализ. Исходя из анализа базовых функций университетов, были проанализированы результаты деятельности региональных образовательных систем 830 вузов из 80 регионов Российской Федерации за 2016 г. Показатели, характеризующие функционирование региональных систем высшего образования, были объединены в 3 группы, по числу базовых функций, для возможности отследить проявления каждой из функций. Результаты. Проведенное исследование позволило оценить функциональную динамику, структуру и объемные показатели, характеризующие качество реализации базовых функций региональных систем высшего образования. Сопоставление полученных результатов по регионам Российской Федерации позволяет сделать выводы о сбалансированности региональных систем высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Огурцова Е. В., Челнокова О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка реализации базовых функций региональных систем высшего образования»

УДК 330

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ БАЗОВЫХ ФУНКЦИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Огурцова, О. Ю. Челнокова

Огурцова Елена Вячеславовна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории и национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, timurrom@yandex.ru

Челнокова Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, o.chelnokova@mail.ru

Введение. В условиях глобализации конкурентоспособность национальной экономики в значительной степени определяется динамикой развития региональных инновационных и образовательных систем и эффективностью взаимодействия их субъектов, среди которых региональные системы высшего образования становятся значимым драйвером инновационного роста. Целью исследования является развитие методов количественной оценки эффективности функционирования и реализации базовых функций региональными системами высшего образования на основе функционального подхода. Теоретический анализ. Устойчивое и конкурентоспособное развитие экономики региона в ответ на современные глобальные вызовы в значительной степени определяются качеством трудовых ресурсов и региональной системой образования. Эмпирический анализ. Исходя из анализа базовых функций университетов, были проанализированы результаты деятельности региональных образовательных систем 830 вузов из 80 регионов Российской Федерации за 2016 г. Показатели, характеризующие функционирование региональных систем высшего образования, были объединены в 3 группы, по числу базовых функций, для возможности отследить проявления каждой из функций. Результаты. Проведенное исследование позволило оценить функциональную динамику, структуру и объемные показатели, характеризующие качество реализации базовых функций региональных систем высшего образования. Сопоставление полученных результатов по регионам Российской Федерации позволяет сделать выводы о сбалансированности региональных систем высшего образования. Ключевые слова: региональная система высшего образования, методы оценки эффективности, региональное развитие.

DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-2-169-175

Введение

Современные исследователи отмечают, что в условиях глобализации конкурентоспособность национальной экономики в значительной степени определяется динамикой развития региональных инновационных и образовательных систем и эффективностью взаимодействия их субъектов,

среди которых региональные системы высшего образования становятся значимым драйвером инновационного роста [1].

Целью исследования является развитие методологии количественной оценки эффективности функционирования и реализации базовых функций региональными системами высшего образования на основе функционального подхода. Использование функционального подхода позволяет рассматривать региональную систему высшего образования как важнейший элемент региональной хозяйственной системы, обеспечивающий ее расширенное воспроизводство за счет своих базовых функций: образовательной, научной, инновационной, социальной.

Эффективность функционирования региональной системы высшего образования и синер-гетический эффект взаимодействия субъектов региональной экономики, возникающий в результате адресного обеспечения трудовыми ресурсами и интеллектуальными продуктами потребностей регионального развития, влияют на рост и развитие пространственно-территориальных хозяйственных систем, а усиление кооперативных связей между отдельными ее элементами создает предпосылки устойчивого экономического роста. Формирование подходов к оценке эффективности взаимодействия различных элементов региональной экономической системы является актуальной и пока нерешенной научной задачей.

Теоретический анализ

Основополагающими функциями высших учебных заведений в современной экономике, наряду с образовательной, становятся функции информационной интеграции в обществе, производства нового знания через научно-исследовательскую деятельность и использование потенциала новых технологий, передачи знания через образование и развитие человеческих ресурсов, социального и культурного развития городов, регионов и страны в целом, содействия развитию инноваций на региональном и общенациональном уровнях [2].

Реализация обозначенных функций в рамках региональной экономической системы позволяет говорить о существовании функциональной зависимости между региональной си-

стемой высшего образования и хозяйственной системой региона - функциональном детерминизме, который обусловливает развитие региона. Образовательная, научная, инновационная и социальная функции региональной системы высшего образования характеризуют интегральные свойства данной системы и входящих в нее элементов - образовательных учреждений различного профиля. Интегральные свойства всей системы проявляются посредством определенного воздействия всех элементов содержания системного образования на экономическую среду.

В случае согласованного взаимодействия региональной системы высшего образования и хозяйственной системы региона обеспечивается полнота реализуемых функций, что отражает направленное на целостность взаимодействие между элементами системы и взаимодействие системы в целом с внешней средой, с другими системами, обеспечивающее ее устойчивое состояние.

Содержание функционального подхода к анализу социально-экономической системы любого уровня, и в частности региональной экономической системы, заключается в ее рассмотрении как структурно расчлененной целостности, любой структурный элемент которой имеет определенное функциональное назначение. Использование данного подхода позволяет не только определить функции анализируемой системы, ее отдельных подсистем, но и выявить их соотношение, согласованность.

Первоначально функциональный подход получил развитие в социологических исследованиях, в частности, в работах основателя школы структурного функционализма Т. Парсонса. Данный подход использовался им для анализа социальных систем. Каждый элемент исследуемой системы рассматривается в его работах с позиции наличия у него определенной функции - его значения относительно системы.

Функция как научная категория имеет несколько значений. Во-первых, понимается как предназначение чего-либо, как роль какого-то элемента по отношению к другому элементу или их совокупности, к системе. Во-вторых, функция означает определенную зависимость в пределах системы, когда изменения одной из ее подсистем являются производными от изменений других ее подсистем или системы в целом, т.е. изменения одной подсистемы являются функцией изменений других подсистем либо элементов.

Функция отдельных частей системы - это назначение элемента в составе целого, обеспечивающее как объединение элементов в целостную систему, так и ее сохранение, устойчивое

существование системы. В процессе функционирования каждый элемент системы действует целесообразно, в «интересах» данной системы, обеспечивает сохранение ее целостности.

Развитие методологии социально-гуманитарных наук способствовало расширению использования функционального подхода в исследованиях различных системных объектов, а интегральный и качественный характер функционального подхода актуализировал его применение в анализе проблем устойчивого развития целостных многоуровневых пространственно-территориальных хозяйственных систем. С позиции функционального подхода, важнейшим исходным методологическим принципом которого является принцип полидетерминированности развития каждого элемента хозяйственной системы, его диалектической связи с развитием всех других элементов системы, эффективность функционирования региональной системы высшего образования обусловливается состоянием территориальной хозяйственной системы. Полнота реализации функции исследуемой системы зависит от уровня развития региональной экономики, фазы цикла ее развития, поскольку региональная система высшего образования является частью большей системы - экономической системы региона.

Американский ученый Д. Белл замечает: «... по мере роста масштабов и функций социальных институтов создаются четко определенные подсистемы для решения тех или иных задач. С развитием специализированных подсистем возникают также новые проблемы, связанные с вопросами координации, иерархии и социального контроля. В современном обществе, где экономический рост обеспечивается, прежде всего, через увеличение производительности, а не эксплуатацию или грабеж, такая конкуренция приводит к разделению труда и возникновению отношений взаимозависимости. Чтобы достойно ответить на вызов конкуренции или избежать ее, структурные элементы общества (регионы, города, фирмы) встали на путь специализации, сужая сферу своей профессиональной деятельности и тем самым дополняя друг друга» [3, с. 210].

Однако необходимо заметить, что функция в пределах анализируемой системы является основным системообразующим фактором. Кроме того, функция объективно обусловлена окружающей средой, в которую встроена система, выражает назначение системы, ее роль в этой среде. В случае невыполнения функцией своего назначения влияние окружающей среды может быть разрушительным для системы. Поскольку, исходя из поставленной задачи, интерес

представляет именно соотношение и динамика региональной системы высшего образования и экономики региона, то анализ реализации базовых функций системы высшего образования в рамках определенного региона позволит сделать вывод о ее корреляции с развитием экономической системы региона.

Эмпирический анализ

Оценка эффективности региональной системы высшего образования в рамках представленного подхода оценивается на основе результатов ее функционирования, которые выражаются в реализации ее базовых функций и количестве обученных студентов и слушателей, результативности работы исследователей и ученых и результатах интеллектуальной деятельности, а также в количестве партнерств в региональной экономике, приносящих экономические эффекты в регионе.

В российской практике статистического наблюдения сбор подобных показателей деятельности высшего образования отсутствует. Это усложняет оценку эффективности региональных систем высшего образования. В качестве источников данных для исследования были использованы Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, а также данные Росстата [4, 5].

В соответствии с вышеописанными подходами к исследованию роли и функций современных университетов в региональном развитии были проанализированы показатели, характеризующие их деятельность в России, и результаты функционирования региональных образовательных систем 830 вузов из 80 регионов Российской Федерации за 2016 г.

Исходя из анализа базовых функций университетов показатели, характеризующие функционирование региональной системы высшего образования, были объединены в 3 группы, по числу базовых функций, для возможности отследить проявления каждой из функций:

- результаты реализации образовательной функции университета можно определить через общую численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, и слушателей программ дополнительного профессионального образования;

- исследовательская функция и генерация научных исследований определяется количеством сотрудников, занятых исследованиями и реализующих исследовательскую функцию;

- социальная функция может быть определена взаимодействием акторов инновационной системы, партнерствами, возможностью производить новое знание в процессе образовательной и научно-исследовательской деятельности, создавать и накапливать интеллектуальный капитал, необходимый для реализации инновационной деятельности, и условиями для распространения результатов исследований, развития научно-информационного взаимодействия в регионе. Количественно она может быть измерена числом объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, центров коллективного пользования научным оборудованием, малых инновационных предприятий) и партнерств с предприятиями в регионе, с которыми у высших учебных заведений заключены договоры на подготовку специалистов и проведение практики.

Согласованность этих взаимосвязей внутри региональных сетей партнерств оказывает значимое влияние на развитие экономики региона.

В результате использования представленного подхода были получены характеристики выполнения региональными системами высшего образования своих основных функций в разрезе регионов, представленные на рис. 1 и 2. Регионы проранжированы в порядке убывания показателя каждой функции от максимального к минимальному значению.

Проведенное исследование позволяет оценить функциональную динамику, структуру и объемы реализации базовых функций региональных систем высшего образования. Сопоставление полученных результатов по регионам Российской Федерации выявляет высокую степень дифференциации и поляризации в реализации базовых функций, а также позволяет сделать выводы о сбалансированности региональных систем высшего образования и их корреляции с развитием экономической системы региона.

В частности, можно отметить следующее: регионы, лидирующие по объему студентов и исследователей, образовательной и научно-исследовательской функциям (Татарстан, Ростовская область, Свердловская область, Краснодарский край, Новосибирская область и др.), являются лидерами экономического развития и «интеллектуальными центрами», характеризуются высокой инновационной активностью, хорошо налаженным взаимодействием участников региональной экономический системы и кооперационными связями с университетами, а также имеют хорошо сбалансированные пропорции реализации базовых функций региональной системы высшего образования.

Республика Татарстан Ростовская область Свердловская область Краснодарский край Новосибирская область Республика Башкортостан Челябинская область Самарская область Нижегородская область Омская область Ставропольский край Саратовская область Воронежская область Красноярский край Иркутская область Пермский край Республика Дагестан Томская область Волгоградская область Кемеровская область Тюменская область Хабаровский край Курская область Приморский край Оренбургская область Белгородская область Республика Удмуртия Пензенская область Ульяновская область Республика Чувашия Астраханская область Кировская область Ярославская область Брянская область Рязанская область Тульская область Чеченская Республика Владимирская область Республика Бурятия Ивановская область Тамбовская область Республика Мордовия Тверская область Забайкальский край Республика Саха (Якутия) Калининградская область Северная Осетия - Алания Орловская область Смоленская область Липецкая область Ханты-Мансийский АО Вологодская область Калужская область Курганская область Республика Марий Эл Республика Коми Кабардино-Балкария Амурская область Республика Карелия Мурманская область Республика Адыгея Карачаево-Черкесия Псковская область Новгородская область Архангельская область Ленинградская область Костромская область Республика Ингушетия Республика Хакасия Республика Калмыкия Сахалинская область Камчатский край Республика Тыва Алтайский край Магаданская область Республика Алтай Ямало-Ненецкий АО Еврейская АО Чукотский АО

0

Республика Татарстан Ростовская область Свердловская область Новосибирская область Республика Башкортостан Нижегородская область Самарская область Челябинская область Краснодарский край Ставропольский край Саратовская область Томская область Красноярский край Пермский край Воронежская область Иркутская область Волгоградская область Омская область Приморский край Республика Дагестан Кемеровская область Белгородская область Тюменская область Хабаровский край Курская область Оренбургская область Республика Удмуртия Ярославская область Астраханская область Рязанская область Ивановская область Ульяновская область Тверская область Республика Мордовия Пензенская область Северная Осетия - Алания Республика Чувашия Архангельская область Республика Бурятия Кировская область Республика Саха (Якутия) Смоленская область Тульская область Тамбовская область Калининградская область Ханты-Мансийский АО Орловская область Забайкальский край Владимирская область Кабардино-Балкария Алтайский край Чеченская Республика Брянская область Липецкая область Калужская область Вологодская область Амурская область Республика Карелия Республика Марий Эл Новгородская область Курганская область Республика Коми Республика Адыгея Псковская область Карачаево-Черкесия Мурманская область Костромская область Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Хакасия Республика Тыва Камчатский край Сахалинская область Ленинградская область Республика Алтай Магаданская область Еврейская АО Ямало-Ненецкий АО Чукотский АО

0

Рис. 1. Реализация образовательной и исследовательской функций региональными системами высшего образования:

численность студентов и исследователей Fig. 1. Educational and research functions of regional systems of higher education: number of students and researchers

Краснодарский край Ростовская область Красноярский край Нижегородская область Челябинская область Республика Татарстан Ставропольский край Свердловская область Новосибирская область Самарская область Иркутская область Кемеровская область Республика Башкортостан Томская область Саратовская область Кировская область Курская область Хабаровский край Рязанская область Омская область Приморский край Вологодская область Пермский край Белгородская область Республика Бурятия Волгоградская область Воронежская область Республика Марий Эл Брянская область Тюменская область Пензенская область Калининградская область Ханты-Мансийский АО Тульская область Архангельская область Ульяновская область Ярославская область Республика Удмуртия Республика Дагестан Ивановская область Липецкая область Оренбургская область Смоленская область Республика Коми Амурская область Орловская область Тверская область Республика Чувашия Республика Хакасия Калужская область Северная Осетия - Алания Владимирская область Республика Саха (Якутия) Астраханская область Тамбовская область Кабардино-Балкария Чеченская Республика Мурманская область Ленинградская область Республика Карелия Республика Мордовия Забайкальский край Курганская область Новгородская область Республика Алтай Камчатский край Карачаево-Черкесия Республика Адыгея Псковская область Республика Калмыкия Костромская область Республика Тыва Сахалинская область Республика Ингушетия Магаданская область Еврейская АО Алтайский край Ямало-Ненецкий АО Чукотский АО

Республика Татарстан Свердловская область Белгородская область Томская область Красноярский край Иркутская область Ростовская область Ставропольский край Самарская область Омская область Хабаровский край Челябинская область Новосибирская область Астраханская область Кемеровская область Саратовская область Воронежская область Пермский край Республика Башкортостан Ярославская область Тюменская область Краснодарский край Приморский край Республика Удмуртия Тамбовская область Волгоградская область Республика Саха (Якутия) Кабардино-Балкария Рязанская область Нижегородская область Республика Дагестан Пензенская область Тверская область Республика Карелия Ульяновская область Брянская область Республика Бурятия Забайкальский край Республика Марий Эл Амурская область Орловская область Ханты-Мансийский АО Владимирская область Калининградская область Чеченская Республика Тульская область Кировская область Курская область Ивановская область Новгородская область Республика Калмыкия Республика Чувашия Курганская область Северная Осетия - Алания Республика Коми Калужская область Сахалинская область Псковская область Архангельская область Костромская область Республика Мордовия Оренбургская область Липецкая область Мурманская область Вологодская область Ленинградская область Камчатский край Еврейская АО Республика Адыгея Смоленская область Республика Тыва Республика Хакасия Карачаево-Черкесия Республика Ингушетия Магаданская область Алтайский край Республика Алтай Чукотский АО Ямало-Ненецкий АО

0

10 000

15 000

20 000

100

150

200

Рис. 2. Реализация функции региональных партнерств: количество предприятий, с которыми заключены договоры на подготовку специалистов и проведение практики, а также объектов инноваионной инфраструктуры (инкубаторов,

технопарков, малых предприятий) Fig. 2. Realization of the regional partnerships function: enterprises with contractual relations for specialist training and work

placement provision and innovation infrastructure

Регионы, имеющие низкий уровень экономического развития и низкий инновационный потенциал (например Оренбургская область, Республика Чувашия, Владимирская область), характеризуются несбалансированной структурой базовых функций региональных систем высшего образования, в которых научная функция и особенно функция регионального партнерства развиты недостаточно. Несмотря на имеющийся потенциал региональных систем высшего образования, эти регионы лишены возможности его использования, в результате чего экономическая система региона неэффективна.

Оценка эффективности функционирования региональных систем высшего образования является важнейшим показателем эффективной политики государства. Сам расчет эффективности функционирования может быть осуществлен путем анализа адекватности системы воспроизводства интеллектуального капитала (пространственно-временных показателей, институциональных ограничений, распределения информации и знаний) в рамках определенной социально-экономической системы. К этому можно добавить только тот факт, что принцип системности позволяет выявлять латентные переменные и факторы, которые изначально были неизвестны. В этом смысле относительно региональной системы высшего образования мы получаем возможность увидеть феномены, которые возникают как эффект от ее целостного функционирования, а также факторы, которые проявляются только при комбинации данной системы с другими секторами региональной экономики.

Результаты

Настоящее исследование предлагает подходы к оценке эффективности реализации базовых функций университетов в российских регионах, позволяющие количественно оценить функциональную динамику и структуру региональных систем высшего образования через выполнение трех их функций (образовательной, научной и регионального партнерства), влияющие на показатели динамики экономического развития региона.

Таким образом, создается основа для оценки эффективности развития подсистем экономической системы с позиции полноты реализации ими своей функции (или совокупности функций) - т. е. становится возможным функциональный анализ экономического развития. Общая, совокупная си-нергетическая эффективность экономической си-

стемы в определяющей степени зависит от двух элементов: 1) эффективности функционирования каждой подсистемы; 2) степени согласованности подсистем, т.е. от эффективности распределения функций между подсистемами.

Сама по себе система высшего образования выполняет ряд взаимосвязанных функций, о которых говорилось выше. Подробное их рассмотрение позволяет заключить, что в современных условиях ее важнейшей функцией является обеспечение устойчивого функционирования циклов воспроизводства интеллектуального капитала в рамках территориальных хозяйственных систем. Именно региональные системы высшего образования обеспечивают формирование интеллектуальных ресурсов и их эффективное использование в ходе циклов воспроизводства региональных экономических систем, и, следовательно, их базовые функции реализуются в эффективном процессе динамики региональных экономических систем.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Разработка методологии и инструментария оценки эффективности функционирования региональной системы высшего образования и моделирование ее сбалансированного развития», № 18-010-01115.

Список литературы

1. Огурцова Е. В. Условия развития нематериального производства в современной экономике // Конфликты в современном мире : международное, государственное и межличностное измерение : материалы V Междунар. науч. конф. М., 2016. С. 355-359.

2. Фирсова А. А., Огурцова Е. В. Подходы к методологии оценки вклада университета в инновационное развитие региона // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 1. С. 85-90. DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-1-85-90.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. 956 с.

4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://indicators. miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 23.01.2017).

5. Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_ innovations/science/# (дата обращения: 23.01.2017).

Образец для цитирования:

Огурцова Е. В., Челнокова О. Ю. Оценка реализации базовых функций региональных систем высшего образования// Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 169-175. Б01: 10.18500/19942540-2018-18-2-169-175.

Evaluation of Realization of Basic Functions of Regional Systems of Higher Education

E. V. Ogurtsova, O. Yu. Chelnokova

Elena V. Ogurtsova, ORCID 0000-0002-8751-7138, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, tirolmen@yandex.ru

Olga Yu. Chelnokova, ORCID 0000-0003-0840-1151, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, o.chelnokova@mail.ru

Introduction. In the context of globalization, the competitiveness of the national economy is largely determined by the dynamics of the development of regional innovation and educational systems and the effectiveness of interaction among their subjects, among which regional higher education systems are becoming a significant driver of innovative growth. The purpose of the study is to develop methods for quantifying the effectiveness of the functioning and implementation of basic functions by regional higher education systems on the basis of a functional approach. Theoretical analysis. The sustainable and competitive development of the region's economy in response to modern global challenges is largely determined by the quality of the workforce and the regional education system. Empirical analysis. Based on the analysis of the basic functions of universities, the results of the activity of the regional educational systems of 830 universities from 80 regions of the Russian Federation for 2016 were analyzed, the indicators characterizing the functioning of regional higher education systems were grouped into 3 groups according to the number of basic functions to trace the manifestations of each function. Results. The conducted research allowed to evaluate the functional dynamics, structure and volume indicators characterizing the quality of the implementation of the basic functions of regional higher education systems. Comparison of the results obtained by regions of the Russian Federation allows us to draw conclusions about the balance of regional systems of higher education. Key words: regional higher education system, efficiency assessment methods, economic growth, regional development.

This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project "Development of methodology and tools for assessing

the effectiveness of regional higher education

system and modelling its balanced development", no. 18-010-01115.

References

1. Ogurtsova E. V. Development conditions of intangible manufacture in modern economy. Konflikty v sovremen-nom mire: mezhdunarodnoe, gosudarstvennoe i mezh-lichnostnoe izmerenie. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Conflicts in the modern world: international, state and interpersonal dimension. Materials of the V Int. Sci. Conf.]. Moscow, 2016, pp. 355-359 (in Russian).

2. Firsova A. A., Ogurtsova E. V. Approaches to the Methodology for Assessing the Contribution of the University in the Innovative Development of the Region. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2016, vol. 16, iss. 1, pp. 85-90 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-1-85-90.

3. Bell D. Griaduscheepostindustrial'noe obschestvo. Opyt sotsial'nogo prognozirovaniya [The coming of postindustrial society. A venture of social forecasting]. Мoscow, 1999. 956 p. (in Russian).

4. Informatsionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam provedeniia monitoringa effektivnosti deiatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsii vysshego obrazovaniia (Information and analytical materials on the results of monitoring the effectiveness of educational institutions of higher education). Ministerstvo obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii (Ministry of Education and Science of the Russian Federation). Available at: http://indicators. miccedu.com/monitoring/?m=vpo (accessed 23 January 2017) (in Russian).

5. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki (The Russian Federal Service of State Statistics. Site). Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/en/statistics/science_and_ innovations/science/# (accessed 23 January 2017) (in Russian).

Cite this article as:

Ogurtsova E. V., Chelnokova O. Yu. Evaluation of Realization of Basic Functions of Regional Systems of Higher Education. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2018, vol. 18, iss. 2, pp. 169-175 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-2-169-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.