Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РАЗВИТОСТИ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

ОЦЕНКА РАЗВИТОСТИ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
343
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ПРОТЯЖЕННОСТЬ ДОРОГ / ГУСТОТА ДОРОГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Метус В.Р., Лымарева О.А.

В статье рассмотрено понятие транспортной инфраструктуры и определена ее роль в экономике региона. Был проведен анализ таких показателей, как густота, протяженность железных и автомобильных дорог и доля автомобильных дорог с твёрдым покрытием в Краснодарском крае. Для составления карт дорожной сети применялись геоинформационные технологии, на основе которой, дана оценка развитости дорожной инфраструктуры Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF ROAD INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT KRASNODAR REGION

The article discusses the concept of transport infrastructure. An analysis was made of such indicators as the density, length of railways and highways and the share of hard-surface roads in the Krasnodar Territory. Geoinformation technologies were used to draw up maps of the road network. At the end of the work, an assessment was made of the development of the road infrastructure of the Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РАЗВИТОСТИ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

ОЦЕНКА РАЗВИТОСТИ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО

КРАЯ

В.Р. Метус, магистрант О.А. Лымарева, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-2-106-109

Аннотация. В статье рассмотрено понятие транспортной инфраструктуры и определена ее роль в экономике региона. Был проведен анализ таких показателей, как густота, протяженность железных и автомобильных дорог и доля автомобильных дорог с твёрдым покрытием в Краснодарском крае. Для составления карт дорожной сети применялись геоинформационные технологии, на основе которой, дана оценка развитости дорожной инфраструктуры Краснодарского края.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, дорожная инфраструктура, Краснодарский край, протяженность дорог, густота дорог.

На сегодняшний день существует множество определений транспортной инфраструктуры, одно из которых определяет её как совокупность всех отраслей транспорта, отвечающих за перевозки грузов и пассажиров. Транспортная инфраструктура является важной составляющей экономики региона, что определяет актуальность. Региональным элементом инфраструктуры транспорта является региональная дорожная инфраструктура, представляющая собой совокупность всех элементов транспортной сети, которые ограничиваются границами региона. Инфраструктура дорожной сети оказывает важное влияние на развитие всех отраслей экономики. Поэтому недостаточное финансирование строительства и содержания дорог может существенно снижать экономические показатели. Важно повышать инвестиционную привлекательность региональной дорожной инфраструктуры, что поможет обеспечить целостность транспортного пространства и повысить конкурентоспособность региональной экономики.

Краснодарский край имеет особое геополитическое положение и может быть определен как транзитная территория, соединяя регионы Российской Федерации со странами Среднего и Ближнего Востока, Европы, Азии. Такое выгодное положение

позволяет выделить край среди других регионов страны как международный транспортный узел. Это определяет необходимость использования преимуществ географического положения региона в экономических целях [1].

Проведение регулярной оценки и мониторинг развития дорожной инфраструктуры позволяет своевременно выявить проблемные участки дорожно-транспортной сети и принять необходимые меры для оптимизации и регулирования транспортных потоков. В статье рассмотрены автомобильные и железнодорожные пути региона, с использованием геоинформационных технологий для решения задач транспортного комплекса. А теперь приступим к анализу дорожной инфраструктуры Краснодарского края [2].

Для оценки дорожной инфраструктуры используют такие показатели, как густота, протяженность, покрытие дорог, грузооборот и пассажирооборот. Густота автомобильных дорог равна 472 км/1000 км2 (12-е место в России), что в 2 раза выше, чем в среднем по Южному федеральному округу (235 км) и в 7,5 раза выше, чем в среднем по России (63 км), а железных -292 км/10 000 км2 (10-е место в России) [3]. Ниже представлена информация о густоте автомобильных дорог.

Рис. 1. Распределение густоты автомобильных дорог Краснодарского края по муниципальным образованиям

Данная карта построена на основе выгрузки онлайн-сервиса NextGIS, использующего данные сервиса OpenStreetMap. Для умеренной нагрузки на карту было решено составить цветовой диапазон из 8-ми интервалов. На карте видно, что наибольшая густота дорог представлена в МО Краснодар по понятным причинам, что г. Краснодар является крупнейшим в крае. Также высока плотность дорог в Армавире и Новороссийске. Здесь наблюдается общая закономерность, что в примор-

ских районах густота дорог более высокая, чем в северных степных.

Для оценки протяженности дорог было выбрано 4 типа автомобильных дорог по административному значению: федерального, регионального, областного и районного значения. Существует и иная классификация дорог: федерального, краевого и местного значения. Также дана информация об общей протяженности дорог края. Ниже представлена информация о динамике протяженности дорог за 2010-2020 гг. в виде таблицы.

Таблица 1. Соотношение длин типов дорог в Краснодарском крае за 2010-2020 гг. [4]

2010 2015 2017 2018 2019 2020

Длина всех дорог 36684 50741 50580 52302 52340 52697

Длина железнодорожных путей 2088 2140 2140 2205 2245 2245

Длина автомобильных дорог 34595 48601 48440 50097 50095 50452

Дороги с твёрдым покрытием 29221 39736 40507 40634 41065 41457

Дороги без твёрдого покрытия 5374 8865 7933 9463 9030 8995

Из таблицы видно, что общая длина до- (+43,65%). Длина железнодорожных путей рог за 2010-2020 гг. выросла на 16 013 км тоже выросла, её прирост равен 157 км

(+7,5%). Выросли общая длина автомобильных дорог на 15 857 км (+45,8%), дорог с твёрдым покрытием на 12 236 км (+41,9%) и дорог без твёрдого покрытия на 3621 км (+67%). Однако, все виды дорог имели планомерный рост за 2010-2020 гг., кроме последних. Длина дорог без твёрдого покрытия то росла, то снижалась. Из анализа таблицы можно выделить и соотношение видов дорог в процентах. Доля железных дорог по сравнению с автомо-

Данная карта была составлена на основе программного обеспечения ArcGIS Pro. Как видно по протяженности и густоте первое место занимают дороги местного значения (75%), далее идут регионального (21%) и федерального (4%). Через Краснодарский край проходят автомобильные трассы федерального значения такие, как М-4 «Дон», Р-217 «Кавказ», которые связывают край с Ростовской областью и Ставропольским краем, соответственно. Трасса А-147 связывает регион с Абхазией. Также после присоединения Крыма к России появилась новая трасса федерального значения - А290 «Новороссийск -Керчь», связывающая Краснодарский край с Республикой Крым. Остальные федеральные дороги имеют внутреннюю связь [5].

бильными очень низка (4%), а доля дорог с твердым покрытием достаточно высока (96%). Доля дорог с твердым покрытием равна 82%, а доля дорог без твёрдого покрытия равна 18%. Рост протяженности дорог объясняется ростом численности населения и проведением Зимних олимпийских игр в Сочи.

На рисунке 2 представлена информация о типах дорог и их протяженности.

По Краснодарскому краю проходят важнейшие железнодорожные пути федерального значения, которые направлены в сторону курортов Черного и Азовского морей, а также морских портовых комплексов, осуществляющих международное сообщение. Железнодорожные пути имеют выход к морским портам: Новороссийску, Туапсе, Ейску, Темрюку, Кавказу и Тамани.

Краснодарский край занимает лидирующие позиции по перевозкам грузов и пассажиров как железнодорожным, так и автомобильным транспортом [3].

Исходя из вышесказанного, можно теперь дать оценку развитости дорожной инфраструктуры в Краснодарском крае. Было проведено сравнение и ранжирование края по России по густоте и протя-

Карта автомобильных дорог Краснодарского края

I I Грмя^а рагиома Гра-мил раиочм S Лесная раститап>ность Стмхяя хна

\ /

О 35 50 100п

.........

«ti FЛО NOAA UiOS

Рис. 2. География типов дорог в Краснодарском крае

женности дорог в крае. Среди регионов Краснодарский край по этим показателям занимает высокие позиции, почти входит в первую десятку. По данным показателям можно сказать, что в Краснодарском крае хорошо развита дорожная инфраструктура. По доли твердого покрытия регион также имеет высокие показатели. Следовательно, хорошо развитая дорожная инфраструктура определяет развитие всей экономики края. Однако, в последнее время отмечается резкое повышение автомобильных пробок, особенно в городах и перед ними. Поэтому необходимо поддерживать высокий уровень качества автомо-

ных трасс, проходящих через регион, а также строить ещё новые дороги, для разгрузки пробок. Однако, всему есть предел, даже густоте дорог.

В современном мире решениями подобных проблем занимаются современные технологии, которые предлагают множество решений задач управления транспортными системами. Наиболее важными из них являются геоинформационные системы и ресурсы спутниковых данных. Они позволяют проводить регулярный мониторинг качества дорожной сети и оценку эффективности управления ее элементами.

бильных дорог, федеральных и региональ-

Библиографический список

1. Еремеева А.С. Автодорожная инфраструктура как экономическая категория: понятие, содержание и инновационное развитие // Вопросы территориального развития. -2014. - № 10.

2. Применение ГИС-технологий в системе управления транспортным предприятием. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.radixtools.ru/publish-gis-transport (дата обращения: 24.12.2021).

3. Путеводитель инвестора. Краснодарский край. 2020. - 52 с.

4. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krsdstat.gks.ru.

5. Яндекс Карты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/maps (дата обращения: 26.12.2021).

ASSESSMENT OF ROAD INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

KRASNODAR REGION

V.R. Metus, Graduate Student

O.A. Lymareva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses the concept of transport infrastructure. An analysis was made of such indicators as the density, length of railways and highways and the share of hard-surface roads in the Krasnodar Territory. Geoinformation technologies were used to draw up maps of the road network. At the end of the work, an assessment was made of the development of the road infrastructure of the Krasnodar Territory.

Keywords: transport infrastructure, road infrastructure, Krasnodar Territory, length of roads, density of roads.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.