12
Проблемы образования и подготовка специалистов
УДК 378.1 ББК 74.48
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Л. С. Маслова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21
На данном этапе в высшем профессиональном образовании реализуются федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, методологической основой которых является компетентностный подход и, соответственно, «актуализируется проблема оценки результатов освоения образовательных программ» [3, с.119], т.е. проблема оценки профессиональной компетентности будущего специалиста.
Как отмечается в статье «Компетенции и их оценка» [6], основные концепции оценки компетенций были исследованы в 70-е гг. прошлого века. Оценка профессиональной компетентности является последующим этапом по отношению к ее определению [8]. В работах отечественных и зарубежных исследователей профессиональная компетентность специалиста рассматривается как способность решать профессиональные задачи эффективно, вследствие чего оценка данного качества предполагает оценку выполнения определенных профессиональных задач. В данном контексте следует учесть несколько аспектов (Д. МакКлелланд 1973): тесты должны оценивать несколько компетенций в реальных или моделируемых ситуациях профессиональной деятельности; тестироваться должен результат обучения, понятный преподавателю и студенту, тесты должны оценивать спонтанное поведение в открытых, неопределенных комплексных ситуациях и отражать индивидуальный прогресс обучаемого (value added approach). По мнению В. МакГафи [8], основными проблемами оценивания компетентности являются следующие: оценивание охватывает узкий круг практических ситуаций, в основном базируется на оценке знаний, недостаточное внимание уделяется практическим навыкам, личным качествам оцениваемых.
Оптимальная оценка компетентности, по мнению Д. Дриско [6], основывается на выполнении заданий в реальной или моделируемой открытой, сложной профессиональной ситуации. Как средство диагностики профессиональной компетентности эффективно использование деловых игр, моделируемых профессиональных ситуаций с клиентами.
Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что понятие «профессиональная компетентность» рассматривается в единстве взаимообусловленных компонентов. В работах Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпициной и других исследователей кафедры педагогики РГПУ им. Герцена «профессиональная компетентность» представляется как совокупность когнитивной, операционной и личностной (мотивационной, этической, социальной) составляющих. Обращение к работам И.А. Зимней, А.И Горбунова, И.Г. Яковлевой и др., а также к работам зарубежных авторов Р. Эпштейна, Е. Хандерта, Д. Дриско и др. позволяет отметить использование аналогичных компонентов для описания структуры профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность экономистов в области информационной безопасности (А.И Горбунов) рассматривается как многофакторное явление, в составе которого выделяются мотивационные, когнитивные и деятельностные сущностные характеристики.
В исследованиях американских ученых Р. Эпштейна и Е. Хандерта [7] в структуре профессиональной компетентности также выделяются перечисленные компоненты. Рассматривая профессиональную компетентность специалиста в области медицины, авторы исследования [7] описывают когнитивный компонент (cognitive function), включающий приобретение и использование знаний для решения профессиональных задач; функцио-
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014. 13
нальный и интегративный компоненты (technical and integrative function), отвечающие за проведение операций, исследований и интерпретацию полученных данных; коммуникативный и моральный компоненты (a relational function and a moral function), включающие эффективную коммуникацию с коллегами и пациентами. Исследователи [7] отмечают такие характеристики профессиональной компетентности, как развитие, незаконченность, непостоянность и зависимость от ситуации (developmental, impermanent, and context-dependent), которые необходимо учитывать при ее оценке. Профессиональная компетентность экономистов определяется в исследованиях ученых как интегративная профессионально-личностная характеристика специалиста экономического профиля, включающая устойчивую мотивацию и интерес к саморазвитию, комбинацию теоретических знаний и умений, навыков и опыта в профессиональной деятельности.
Обращение к представленным исследованиям и учет специфики дисциплины «иностранный язык» с ее направленностью «на формирование информационной, деятельностной и коммуникативной составляющих подготовки будущего экономиста» [1, с.13] обусловливают выбор структуры профессиональной компетентности как состоящей из мотивационно-когнитивного, деятельностного, коммуникативного компонентов knowledge, values, skills). В исследовании Е.И. Герасименко [1] предлагается аналогичное рассмотрение структуры профессиональной мобильности будущих экономистов и выделяются мотивационно-когнитивный, организационно-деятельностный и профессиональнокоммуникативный компоненты. Термин «мотивационно-когнитивный » мы предлагаем в связи с тем, что предметом нашего рассмотрения является познавательная деятельность студентов, и мотивационная направленность обучающихся необходима для начала процесса развития профессиональной компетентности от когнитивного к деятельностному и коммуникативному компонентам. Учебно-методическое обеспечение развития и оценки профессиональной компетентности будущих экономистов средствами иностранного языка соответственно структуре компетентности представляется тремя взаимосвязанными блоками: мотивационно-когнитивным, деятельностным, коммуникативным.
Анализ федеральных государственных образовательных стандартов позволяет выделить компетенции, которые можно развивать средствами иностранного языка и распределять их по соответствующим блокам учебно-методического обеспечения с учетом доминирующего компонента в их структуре. Разработанный в соответствии с данной моделью профессионально-ориентированный электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) позволил реализовать в качестве одного из педагогических условий интеграцию иностранного языка и курса экономики. ЭУМК «English for Economics students» для студентов направления подготовки 080100.62, обучающихся по профилю «Бухгалтерский учет, финансы и кредит» создан в рамках проекта «Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере подготовки специалистов в области управления, экономики и электронных услуг населению» программы стратегического развития университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) на 2013 г. На непосредственное развитие профессиональных компетенций ПК-7, ПК-8 ориентированы модули «Бухгалтерский баланс» (The balance sheet), «Отчет о прибылях и убытках» (The income statement), «Финансовые рынки (описание трендов)» (Financial markets (describing trends)). ПК-7, ПК-8 -профессиональные компетенции ФГОС ВПО по направлению подготовки «080100. Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»), соответствующие специальным компетенциям в классификации специалистов кафедры педагогики РГПУ им. Герцена.
Данные компетенции связаны со способностью будущих экономистов анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, данные отечественной и зарубежной статистики, выявлять тенденции изменения социальноэкономических показателей. Реализация следующего педагогического условия нашла отражение в структуре построения модулей ЭУМК в соответствии с этапами процесса обучения, предложенными А.П. Тряпициной.
14
Проблемы образования и подготовка специалистов
Структура модуля представляется следующим образом: задания для активации знаний студентов (в виде теста или вопросов для размышления); структурированный теоретический материал для изучения; задания на подражательную, поисковоисполнительную или творческую самостоятельную работу; тесты для самоконтроля; глоссарий. Именно такое построение процесса обучения способствует развитию аналитических и творческих способностей студентов, т.к. этапы занятия и структура модуля учебно-методического комплекса коррелируют с этапами аналитической и творческой деятельности.
При создании ЭУМК была выполнена задача соединения возможностей программы eAuthor с тематическими модулями, т.е. создания интерактивных заданий с выбором правильного ответа, заданий на сопоставление, классификацию, анализ, упорядочение, заполнение пропусков, которые дополнительно к профессиональным компетенциям способствуют развитию интеллектуальных способностей как основы развития профессиональной компетентности студентов. ЭУМК представляет собой открытый трансдисциплинарный ресурс, содержащий оптимальную комбинацию аутентичных материалов профессионального характера и языковых упражнений, расширяющий образовательную среду, выводя ее за рамки традиционных образовательных ресурсов.
Использование данного ЭУМК на занятиях по иностранному языку показало, что большинство студентов положительно воспринимают внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, отмечают преимущества использования электронных комплексов перед традиционными, возможность их использования как на аудиторных занятиях, так и для самостоятельной работы, подчеркивают важность интеграции курса экономики и иностранного языка. Особо отмечены студентами интерактивные задания на упорядочение частей делового письма и классификацию терминов (активов баланса), связанные с перетягиванием необходимых элементов на экране и выстраиванием определенной иерархии. Активная форма проведения занятий мотивирует студентов на более глубокое изучение профессиональной деятельности, поддерживает интерес к профессии, способствует развитию профессиональной компетентности.
В ходе констатирующего и формирующего этапов эксперимента (2013-2014 гг.) в группах студентов 036.401.65 и 100.100.62 факультета РЭУ (региональной экономики и управления) СПбГУСЭ было предпринято изучение уровней покомпонентного развития профессиональной компетентности студентов. Для их определения использовались беседы со студентами, наблюдение за их работой, тестовые задания. Для подтверждения эффективности разработанной модели развития профессиональной компетентности средствами иностранного языка проводилось сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов в каждой группе.
В результате выявлены качественные изменения показателей мотивационнокогнитивного, деятельностного и коммуникативного компонентов профессиональной компетентности от нулевого до соответственно базового, продуктивного, креативного уровней. Оценка развития профессиональной компетентности средствами иностранного языка предполагает в данном контексте оценку приращения в знаниях, умениях, владениях, индивидуальный прогресс обучаемых до определенного уровня (value added approach).
Критериями оценки уровня развития профессиональной компетентности средствами иностранного языка выбраны: (а) мотивационно-когнитивный критерий - проявление устойчивой потребности, интереса и склонности к изучению профессиональной деятельности, теоретические знания элементов содержания экономических дисциплин на иностранном языке, включая знание терминов и их перевода, способности дать определение терминов на иностранном языке и объяснить, как они используются в финансовых документах; (б) деятельностный критерий - проявление умения решать профессиональные задачи на иностранном языке; (в) коммуникативный критерий - проявление умения общаться и взаимодействовать на иностранном языке в профессиональной сфере, в том чис-
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.
15
ле посредством сети Интернет. За основу разделения уровней принята степень самостоятельности студентов, способность к самообразованию, наличие или отсутствие элементов творчества.
Базовый уровень развития профессиональной компетентности средствами иностранного языка отличается сформированностью минимальных знаний, умений, элементарных коммуникативных навыков. Студенты, достигшие данного уровня, ограничены способностью выполнять отдельные имитационные задания. Данный уровень предполагает знание минимума лексических единиц терминологического характера, студенты могут подготовить презентацию, используя план и ключевые выражения, знакомы с деловой перепиской, способны написать деловое письмо по заданному образцу; владеют лексическим минимумом для описания графической информации. Интерес к самообразованию имеет ситуативный характер. Умения и навыки работы с оригинальным текстом экономического характера развиты незначительно. Студенты данного уровня способы осуществлять коммуникацию по заданным образцам. Участие в проектах возможно по схемам, заданным преподавателем. Данный уровень отличается тем, что студенты выполняют работу под руководством преподавателя, неавтономны.
Продуктивный уровень предполагает знание терминов, свободное их использование, способность подготовить отчет или презентацию по заданной теме, владение навыками извлечения информации из оригинального текста, навыками выражения своих мыслей на иностранном языке, способность вести деловую переписку в профессиональной сфере. Студенты данного уровня демонстрируют способность по заданному описанию на иностранном языке вычислить финансовые показатели, детально описывают графическую информацию и по заданному описанию строят график; способны к самостоятельной проектной деятельности. Интерес к самообразованию проявляется регулярно.
Креативный уровень отличается способностью студентов оценить уровень своих знаний, самостоятельно изучать необходимые дополнительные аспекты, предложить решения в нестандартных профессиональных ситуациях c собственным объяснением на иностранном языке. Самообразование осуществляется на постоянной основе. Студенты автономны в выборе тем презентаций, имеют область научных интересов, обладают развитым мышлением, критически оценивают информацию, владеют навыками целеполага-ния и целеосуществления. Знания финансовых документов имеют глубокий теоретический характер, что позволяет осуществлять финансовое консультирование. Навыки проектной деятельности развиты в полной мере. Коммуникативная составляющая креативного уровня компетентности связана с умениями студентов участвовать в сетевых проектах, в совместной деятельности с другими университетами. Студенты способны написать научную статью и участвовать в научных конференциях СНО, свободно взаимодействуют с коллегами из других стран в профессиональной сфере. Важность электронного взаимодействия и участия в сетевых проектах обусловлена необходимостью эффективно и в краткие сроки излагать информацию в доступной форме. При оценке презентаций студентов данного уровня необходимо учитывать следующие критерии: наличие четко выраженных понятий и терминов, аналитического подхода к изложению, структурированность представленного материала, критическое отношение к источникам информации.
Анализ научных статей, исследовательских работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам оценки компетентности (А.Н. Данилов, Т.В. Закутняя, А.И Горбунов, В.Г. Рындак, С. Макгрегор, А. Макклив и др.), австралийских национальных стандартов для экономистов показывает, что аналогичные подходы к определению уровней были выбраны в различных профессиях как для студентов, так и для специалистов.
Авторы статьи [2] при разработке дескрипторов уровней освоения компетенции студентами политехнического университета (пороговый, средний, высокий) предлагают использовать систему описания уровней сложности результатов обучения студентов, которая представляется следующим образом: от знания и понимания, через умение и анализ к синтезу и оценке.
16
Проблемы образования и подготовка специалистов
50%
40%
30%
20%
10%
0%
44%
31%
3
со
о
S3
ю
3
х
ю
К
й
о
Он
с
25%
«
3
X
ю
К
й
к
Он
и
□ количество студентов
Рис. 1. Уровни развития профессиональной компетентности студентов средствами
иностранного языка (группа 036.401.65)
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
53%
33%
«
3
ю
о
S3
ю
«
3
х
ю
К
Й
§
Он
с
13%
«
3
X
ю
К
Й
о
Он
и
□ количество студентов
Рис.2. Уровни развития профессиональной компетентности студентов средствами
иностранного языка (группа 100.100.62)
Пороговый уровень, соответственно, предполагает воспроизведение студентами терминов, способность объяснять и сопоставлять физические явления. Средний уровень характеризуется способностью выявлять взаимосвязь между явлениями, вычленять главные факторы, влияющие на определенные закономерности, целенаправленно применять законы на практике. Высокий уровень отличается наличием способности разрабатывать и предлагать план исследования, формулировать выводы, оценивать значимость предложенного проекта.
Аналогично представлена характеристика уровней развития социокультурной компетентности студентов в условиях учебного процесса в исследовании [4]: нормативнобазовый уровень определяется сформированностью знаний, умений, опыта учебнопознавательной деятельности, способностью студентов выполнять отдельные поручения по реферативному анализу и экспертизе художественных произведений, участвовать в проектах под руководством преподавателя; продуктивно-поисковый уровень отличается способностью студентов создать продукт деятельности, участвовать в культуротворческих мероприятиях; проблемно-творческий уровень предполагает наличие высоких достижений в освоении стандартов образования.
В статье зарубежных авторов «Определение и оценка профессиональной компетентности» [7] представлены четыре уровня оценки компетентности: уровень «знает» («the knows level») относится к знаниям фактов, принципов, теорий; уровень «знает как»
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.
17
(«the knows how level») представлен способностями решать проблемы и описывать процедуры; уровень «демонстрирует как» («the shows how level») определяется способностями демонстрировать умения и навыки в стандартной контролируемой ситуации; уровень «делает» («the does level») относится к реальной практике специалиста. Данные градации демонстрируют увеличение степени свободы и доли креативного компонента при решении профессиональных задач, развитие профессиональной компетентности от когнитивной составляющей к деятельностной и коммуникативной.
В австралийских национальных стандартах для экономистов [10] уровни развития компетентности представлены следующим образом. Уровень выпускника учебного заведения ^ntry graduate), демонстрирующего компетентность под руководством специалиста: начинающий сотрудник может работать эффективно и развивать посредством накапливаемого опыта и ответственности способность работать под общим руководством. Уровень сотрудника Associate) отмечен способностью применять знания в знакомых ситуациях и работать самостоятельно или под руководством. Уровень специалиста-эксперта (expert) характеризуется самостоятельным применением знаний в знакомых ситуациях и руководством другими специалистами. В данном контексте креативность выражается в способности руководить работниками, планировать и принимать решения.
Креативность отражает внутренний потенциал специалиста и проявляется в способности к конструктивному, нестандартному мышлению, осознании своего профессионального опыта и его развитии [5]. «Именно креативность обеспечивает конструктивный выход будущего учителя из профессиональных кризисов, стабильный переход к профессионализму, самореализации в адаптивной, репродуктивной, эвристической и креативной формах» [5], влияет на решение проблем за пределами опыта, в условиях неопределенности.
В заключение важно отметить, что определение компетентности, как и ее оценка, должны выходить за рамки узкой концептуализации практико-ориентированного обучения (performance-based learning) [9]. Развитие компетентности наряду с развитием знаний, умений и владений предполагает дальнейшую интеграцию данных компонентов для решения практических задач на основе творческого и трансдисциплинарного подходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герасименко Е.И. Формирование профессиональной мобильности будущего экономиста средствами иностранного языка: Автореф. дис. ... канд.пед.н. Оренбург, 2011.
2. Данилов А.Н., Лобов Н.В., Столбов В.Ю., Столбова И.Д. Компетентностная модель выпускника: опыт проектирования // Высшее образование сегодня. 2013. №6. С.25-33.
3. Дука Н.А., Дука Т.О. Карты компетенций в оценке результатов повышения квалификации педагога // Человек и образование. 2013. №4. С.118-122.
4. Закутняя Т.В. Формирование социокультурной компетентности студентов колледжа: уров-невый подход // Человек и образование. 2013. №1. С.101-104.
5. Рындак В.Г. Формирование креативности будущего учителя при изучении педагогических дисциплин // Человек и образование. 2014. №2. С.4-9.
6. Drisko J. Competencies and Their Assessment //Journal of Social Work Education, 50: 414-426, 2014.
7. Epstein R., Hundert E. Defining and Assessing Professional Competence // The journal of the
American Medical Assosiation [Электронный ресурс]. URL:
http://jama.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=194554 [дата обращения 26.10.14].
8. McGaghie W. Professional Competence Evaluation. Educational Researcher, vol.20, №1 (Jan.-Feb. 1991) pp.3-9.
9. McGregor S., MacCleave A. Analisis to Determine Canadian, American, and Australian Agreement about Home Economics // Family and Consumer Sciences Professional Competency Domains [Электронный ресурс].URL:http://www.kon.org/archives/forum /17-2/home_econo-mics_professional_compete ncy_domains.pdf[датаобращения 26.10.14].
10. National competency standards for quantity surveyors-construction economists // Australian institute of quantity surveyors [Электронный ресурс]. URL: http://www.icoste.org/AIQS%20Com-petencies.pdf [дата обращения 10.10 2014].