Научная статья на тему 'Оценка развития фотоники в России:рынки и государственная поддержка'

Оценка развития фотоники в России:рынки и государственная поддержка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
773
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОНИКА / РЫНКИ / MARKETS / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / GOVERNMENT SUPPORT MEASURES / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / КОМПАНИИ / COMPANIES / РОССИЯ / RUSSIA / РHOTONICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов А.С., Дежина И.Г.

В статье анализируются параметры российского и мирового рынка фотоники, такие как масштабы, динамика и структура производства продукции с использованием технологий фотоники. Показана фрагментарность доступной информации по данным характеристикам российского рынка. На основе сформированных авторами баз данных проведен анализ состояния российского высокотехнологичного бизнеса в области фотоники и мер его государственной поддержки. Сделан вывод о стимулирующем воздействии мер государственной политики на исследовательскую, а не производственную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Development of Photonics in Russia: Markets and Government Support

The article analyses photonic market Russia benchmarked with the global market, including scale, dynamics and production structure. Only fragmented information is available about production and public support for photonics in Russia. The authors compiled a database of companies and characteristics of their government support and analyzed conditions for the development of high-tech business in photonics and the impact of government support on it. The conclusion is made that there is no correlation between revenues and level of government support.

Текст научной работы на тему «Оценка развития фотоники в России:рынки и государственная поддержка»

ЭКО. - 2016. - №9 ФРОЛОВ А.С., ДЕЖИНА И.Г.

Оценка развития фотоники в России:

рынки и государственная поддержка*

А.С. ФРОЛОВ, аналитик по промышленной политике. E-mail: A.frolov'@skoltech.ru

И.Г. ДЕЖИНА, доктор экономических наук, Сколковский институт науки и технологий, Москва. E-mail: I. Dezhina@skoltech.ru

В статье анализируются параметры российского и мирового рынка фотоники, такие как масштабы, динамика и структура производства продукции с использованием технологий фотоники. Показана фрагментарность доступной информации по данным характеристикам российского рынка. На основе сформированных авторами баз данных проведен анализ состояния российского высокотехнологичного бизнеса в области фотоники и мер его государственной поддержки. Сделан вывод о стимулирующем воздействии мер государственной политики на исследовательскую, а не производственную деятельность. Ключевые слова: фотоника, рынки, меры государственной поддержки, исследования и разработки, компании, Россия

Фотоника представляет собой область науки и техники, связанную с генерацией и распространением потоков фотонов, управлением ими, изучением и использованием их взаимодействия с веществом [1]. Ее приложения многообразны: это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (оптоволоконные кабели, приемо-передающее оборудование, дисплеи, системы хранения информации, оптоволоконные сенсоры и проч.), биотехнологии (сенсоры, фототерапия, диагностическое оборудование и проч.), энергетика (фотовольтаика), производственные (лазеры для обработки материалов, контроль качества, машинное зрение) и оборонные технологии.

Высокий потенциал фотоники для переструктурирования традиционных рынков (ИКТ и др.) и формирования новых (в области биофотоники и др.) вызвали пристальный интерес к данному направлению как в развитых странах, так и в России. В нашей стране правительство стало уделять особое внимание

* Статья подготовлена на основе научно-исследовательской работы «Разработка публичного аналитического доклада по научно-технологическому направлению, критическому для развития секторов экономики Российской Федерации - "Фотоника", выполненной при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (уникальный идентификатор научно-исследовательской работы RFMEFI60315X0011).

фотонике в начале 2010-х гг., в результате чего был разработан и в 2013 r. утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Развитие оптоэлектронных технологий (фотоники)»2, в рамках которого планировалось включить ее в состав приоритетов развития науки, технологий и техники в стране. В июле 2014 г фотоника стала ключевой темой заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. В январе 2015 г. была утверждена обновленная Стратегическая программа технологической платформы «Фотоника» на 2015-2025 гг. [2], а в июне 2015 г. глава Министерства образования и науки РФ Д. Ливанов назвал фотонику в числе трех приоритетных исследовательских фронтов для Национальной технологической инициативы.

Попытаемся оценить основные параметры развития высокотехнологичного бизнеса в этой сфере, а также степень влияния действующих механизмов государственной поддержки на уровень развития компаний.

Рынки фотоники: Россия на мировом фоне

Мировой рынок фотоники в 2014 г., по оценкам Международного общества оптики и фотоники (SPIE), составлял около 480 млрд долл. с прогнозом роста до более 600 млрд долл. к 2020 г. [3]. Наиболее крупные сегменты мирового рынка фотоники связаны с ИКТ-сектором и энергетикой. Так, на долю дисплеев, ИТ и коммуникационных технологий в 2011 г. приходилось около 47% рынка, на долю фотовольтаики - 14% (табл. 1).

Страны, активно инвестирующие в фотонику, - это США (12%), ЕС (18%), в том числе Германия (8%), Япония и Китай (по 21%), Южная Корея и Тайвань (по 12%) (данные за 2011 г.) [4]. Эти страны существенно различаются по своей специализации. Тайвань, Южная Корея и Япония лидируют на рынке дисплеев, Китай - освещения и фотовольтаики, США, европейские страны, а также Япония в большей степени специализируются на менее массовых и более высокотехнологичных сегментах, таких как оптические компоненты и системы, измерения и машинное зрение, оборона и безопасность, медицина, производственные технологии.

2 Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2013 г. № 1305-р.

2 ЭКО. - 2016. - №9

Таблица 1. Структура мирового рынка фотоники в 2005 г., 2011 г. и 2020 г., %

Сегмент мирового рынка фотоники 2005 2011 2020

Производственные технологии 6 6 7

Измерения и машинное зрение 8 8 9

Оптические компоненты и системы 5 5 6

Технологии в области безопасности и обороны 8 7 7

Медицинские технологии и науки о жизни 8 7 7

Коммуникационные технологии 5 5 4

Информационные технологии 21 17 15

Дисплеи 27 25 23

Источники света 8 6 6

Фотовольтаика 4 14 16

Источник: [4].

Следует отметить, что информация по рынкам фотоники достаточно фрагментарна, так как эта область не является объектом статистического наблюдения официальных государственных ведомств. Области, в которых применяются технологии фотоники, включены в разные группировки в статистике как национального производства, так и внешнеторговой деятельности.

Основную информацию собирают и анализируют либо некоммерческие ассоциации, либо специализированные консалтинговые компании. В числе некоммерческих организаций - Международное общество оптики и фотоники (SPIE), Американская ассоциация оптоэлектронной промышленности, Ассоциация немецких машиностроителей, Тайваньская ассоциация развития фотонной промышленности и технологий. Среди специализирующихся на фотонике консалтинговых компаний можно выделить Optech Consulting, Tematys, Yole Développement и Strategies Unlimited.

После публикации в 2012 г. в США доклада «Оптика и фотоника: ключевые технологии для нашей нации» [5], в котором состояние информации о расходах на НИОКР, занятости и продажах в области фотоники в США было охарактеризовано как «прискорбное» [6], SPIE начало изучать состояние фотоники на регулярной основе [7]. При этом информация о рынках фотоники собирается от компаний, участвующих в крупнейших тематических выставках по всему миру.

В России также отсутствует официальная статистика, отражающая ситуацию в области фотоники. Сбором и публикацией данных занимается Лазерная ассоциация (ЛА) и созданная на ее основе технологическая платформа «Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии - фотоника» (ТП «Фотоника»). Но из-за неотлаженности процесса сбора информации государственными ведомствами аналитические возможности ТП «Фотоника» ограничены, что приводит к фрагментарности и сильным колебаниям количественных оценок. К тому же собираемая статистика отражает в первую очередь ситуацию с производством продукции фотоники, а не с ее потреблением.

Существуют экспертные оценки по отдельным гражданским рынкам (оптоволоконные кабели, светодиодное освещение, лазерное оборудование для обработки материалов), но это - лишь незначительная часть рынков фотоники. Кроме того, в большинстве случаев доступна только обобщенная информация, не позволяющая проводить анализ динамики и структуры рынков.

Всего, по оценкам ТП «Фотоника», в области фотоники в России работает около 850 организаций, основная их часть - это малые предприятия (320 компаний) и некоммерческие организации (вузов - 150, медучреждений - 120, отраслевых НИИ, КБ и НПО - около 100, академических институтов - 80). И только примерно 60 организаций можно отнести к производственным объединениям и крупным компаниям [2]. Общая численность занятых на предприятиях, работающих в области фотоники, составляет около 56 тыс. человек, в том числе 34 тыс. человек -специалисты с профильным высшим образованием.

В 2012-2013 гг. ТП «Фотоника» оценивала российский рынок гражданской продукции фотоники в 0,2% от мирового [8] (менее 1 млрд долл.), а годовой объем производства продукции с использованием технологий фотоники - в 8-10 млрд руб. [9]. По результатам опроса 116 российских компаний, проведенного ТП «Фотоника» в 2015 г., оценка суммарного объема продаж на внутреннем и внешнем рынках в 2014 г. составила уже около 60 млрд руб. [10]. Основной объем продаж отечественной продукции пришелся на материалы и элементную базу фотоники (19%), продукцию для ИТ (17%) и лазерное технологическое оборудование (15%) (табл. 2).

Таблица 2. Структура продаж отечественной продукции в основных секторах фотоники

Сектор фотоники Объемы продаж, млрд руб. Доля в общем объеме продаж, %

Оптические материалы, элементы, узлы 11,2 19

Оптоэлектроника, оптоинформатика, оптическая связь 10 17

Лазерное технологическое оборудование 8,9 15

Источники лазерного излучения 5,3 9

Аппаратура для технических измерений и диагностики, оптические сенсоры 5,2 9

Фотоника для медицины и наук о жизни 4,8 8

Волоконно-оптическая техника 4,2 7

Лазерное навигационное оборудование 2,5 4

Светодиоды 2 3

Аппаратура контроля лазерного луча 1,8 3

Оборудование и продукция голографии 1,6 3

Дисплеи, световые шоу аппаратура и программы 0,7 1

Продукция фотовольтаики 0,3 1

Оборудование для сельского хозяйства и ветеринарии 0,1 0

Другое 0,8 1

Всего 59,4 100

Источник: [10].

На предприятия с численностью занятых более 100 человек пришлось около 80% совокупных продаж продукции фотоники, на малые - около 15%, и около 5% - на НИИ, КБ и университеты. В то же время для малых компаний характерна большая доля экспорта в объеме продаж (из них 70% экспортируют продукцию, средняя доля экспорта - 21%) и инвестиций в НИОКР (в среднем - 26% от годовой выручки) в сравнении с крупными компаниями, НИИ и университетами. В среднем только треть из крупных предприятий, НИИ и университетов осуществляют экспорт продукции, доля продаж за рубеж составляет около 3% для крупных предприятий и 1% для университетов и НИИ; доля расходов на НИОКР в выручке у крупных компаний - 17%, у НИИ и университетов - 24% [10].

Характерная особенность России еще и в том, что, несмотря на наличие отдельных конкурентоспособных предприятий, на внутреннем рынке нередко доминируют иностранные

компании. Так, например, по оценкам экспертов, доля отечественных производителей (в денежном выражении) на рынке лазерного оборудования в России в 2013 г. составляла только около 26% [11]. В области производства оптоволоконного кабеля в 2014 r. более 70% рынка занимали российские компании [12], однако оптическое волокно для кабелей до последнего времени полностью импортировалось [13]. Сложная ситуация и с производством оборудования для волоконно-оптических систем -отечественные производители обеспечивают только около 7% потребностей в системах DWDM [9].

Поскольку статистика спроса на продукцию фотоники в России ограничена, в качестве источника информации авторы использовали данные интервью, проведенных в 10 российских частных компаниях в 2015 г и освещающих один из срезов спроса на рынке фотоники.

Для большинства опрошенных компаний спрос формируют крупные госкомпании, работающие в оборонно-промышленном комплексе или в аэрокосмической промышленности. Также относительно крупными потребителями продукции фотоники являются компании, работающие в области спецсвязи, и крупные государственные медицинские центры. Частный сектор предъявляет спрос в основном на НИОКР.

В числе главных проблем компании указали ограниченность спроса на продукцию фотоники в России и одновременно на дефицит доступных финансовых ресурсов для разработки новой высокотехнологичной продукции. Существенной характеристикой спроса стало также то, что крупные госкомпании, на которые в основном рассчитывает частный бизнес, ориентированы в первую очередь на покупку комплексных зарубежных технологических решений3.

Таким образом, российский рынок фотоники представляет собой крайне ограниченный сегмент мирового, со структурой спроса, смещенной в сторону сегмента безопасности и обороны.

Отдельного внимания заслуживает тема конкурентоспособности российских компаний, работающих в области фотоники. Несмотря на то, что на внутреннем рынке во многих областях

3 Данный вывод отражен также в интервью журналу «Эксперт» гендиректора компании «Т8» [14].

доминируют зарубежные производители, многие малые компании, работающие в области фотоники, демонстрируют высокую экспортную активность, что свидетельствует о наличии в России конкурентоспособных разработок. При этом под вопросом остается степень влияния мер государственной политики на повышение конкурентоспособности российских компаний, работающих в области фотоники,

Чтобы определить, есть ли связь между мерами государственной политики и результативностью, а также получить более полное представление о характере и результатах работы компаний, авторы составили базу данных, включающую разные виды государственных источников финансирования исследований в области фотоники, а также российские компании, работающие в этой области.

Государственная поддержка НИОКР в области фотоники

Поддержка гражданских исследований и разработок в области фотоники в России осуществляется на основе ряда общих, не специфичных инструментов. Так, Министерство образования и науки РФ реализует Федеральную целевую программу (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20142020 годы», а также Программу по созданию высокотехнологичных производств в рамках Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 218 (далее - Постановление № 218). Министерство промышленности и торговли РФ поддерживает различные подпрограммы в рамках Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и проекты Фонда развития промышленности (ФРП).

Институты развития (Фонд содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы (Фонд Бортника), Фонд «Сколково», «Роснано» и Фонд перспективных исследований) также осуществляют поддержку проектов НИОКР. Систематизированных данных о поддержке фотоники в рамках перечисленных инструментов нет. По некоторым оценкам [15], ее объемы таковы:

• Фонд Бортника ежегодно поддерживает 30-40 крупных проектов по фотонике (до 15 млн руб.) и 50-60 небольших -

по 400 тыс. руб. Всего за последние пять лет на фотонику в Фонде только на крупные проекты было выделено 5 млрд руб.;

• «Роснано» - 15 проектов (на сентябрь 2015 г);

• Фонд «Сколково» - пять проектов, связанных с фотоникой, кроме того, 40 малых предприятий лазерно-оптической специализации имеют льготы как резиденты «Сколково»;

• Минпромторг РФ по разным программам в 2015 г поддержал 16 проектов по фотонике и ее применениям.

В Минобрнауки РФ учет проектов по фотонике не ведется. По Фонду развития промышленности (ФРП) оценки отсутствуют, как и по Фонду перспективных исследований (ФПИ), однако, по информации с сайта, ФПИ содействовал созданию нескольких лабораторий, работающих в области фотоники.

Для уточнения данных о динамике и масштабах поддержки фотоники в России, в частности со стороны Минобрнауки РФ и ФРП, была сформирована база данных проектов, которые, по мнению авторов, связаны с фотоникой. Источником данных были доступные на официальных сайтах сведения о поддержанных проектах в таких программах, как ФЦП «Исследования и разработки» на 2007-2013 гг. и на 2014-2020 гг.; поддержки создания высокотехнологичных производств в рамках Постановления № 218 и программы ФРП по займам, проектному финансированию и субсидиям.

Был проведен анализ названий проектов путем выделения в них ключевых слов, имеющих отношение к фотонике: «оптика», «лазер», «фото», «свет», «фотон», «квант», «оптоэлектроника» и др., с последующей смысловой проверкой названий проектов. Отметим, что данный подход имеет ряд серьезных недостатков: значительное количество отобранных проектов являются междисциплинарными; далеко не всегда по названию проекта можно точно понять его содержание; решение об отнесении / исключении спорных проектов к «проектам, связанным с фотоникой» носило субъективный характер на основе консультаций с экспертами - специалистами в области фотоники. В то же время, с учетом отсутствия других источников информации, данные оценки можно использовать в качестве первого приближения для анализа масштабов поддержки фотоники со стороны Минобрнауки РФ и ФРП.

Проведенный анализ показал, что за 2009-2015 гг. в рамках ФЦП «Исследования и разработки» было поддержано более 440 проектов, относящихся к фотонике, общий объем финансирования - около 10 млрд руб.; по 78% проектов основными исполнителями были университеты, академические или государственные исследовательские институты, и только по 22% -компании, в том числе государственные.

В рамках ФЦП «Исследования и разработки» в 2015 г. доля бюджетного финансирования контрактов, относящихся к фотонике, в общем объеме бюджетного финансирования4 достигла максимума (13%) (в 2009-2015 гг. - 9-12%). В рамках программы по созданию высокотехнологичных производств из федерального бюджета было профинансировано 22 проекта, имеющих отношение к фотонике, на общую сумму почти 2,7 млрд руб., из них частные компании получили около 1,5 млрд руб. Фонд развития промышленности (на начало 2016 г.) поддержал восемь проектов в этой сфере.

Состав компаний

Для выявления компаний, имеющих отношение к исследованиям, разработке технологий или производству продукции фотоники, был проанализирован состав членов следующих организаций и мероприятий:

• Лазерной ассоциации, тематических технологических платформ (ТП «Фотоника», ТП «Светодиоды»);

• участников ведущих российских и зарубежных тематических выставок («Фотоника. Мир лазеров и оптики», Laser world of photonics; Photonics West);

• исполнителей исследовательских проектов, связанных с фотоникой, выполняемых в рамках различных государственных программ (ФЦП «Исследования и разработки» на 2007-2013 гг.» и на 2014-2020 гг.; Постановление № 218);

• компаний, поддержанных различными институтами развития и фондами («Сколково», «Роснано», Фонд развития промышленности);

• победителей различных технологических рейтингов (рейтинги «ТехУспех», Конкурс русских инноваций, премия «Индустрия»);

4 Объем финансирования проектов по фотонике относился к общему объему финансирования исследовательских проектов в рамках ФЦП «Исследования и разработки», но без учета мероприятий, связанных с научно-технологическим прогнозированием, информационной поддержкой, организацией конференций, проектами по юридическим и управленческим тематикам.

• прочие открытые источники.

Всего было выявлено около 460 компаний, имеющих отношение к фотонике. Более детальный анализ сайтов компаний и других открытых источников позволил уточнить, что только для половины из них фотоника является основным или одним из основных направлений деятельности.

К ключевым средним и крупным компаниям были отнесены:

• государственные: предприятия АО «Швабе», ОАО НПК «СПП», ОАО ЦНИИ «Циклон» и др.;

• частные: ООО НТО «ИРЭ-Полюс», ОАО «ЛОМО», ОАО «ПНППК», АО «Монокристалл», ООО «Инкаб», АО «Катод», ОАО «Супертел», ООО «Т8» и др.

На следующем этапе на основе сведений о 230 компаниях из базы данных «СПАРК» (информация по выручке была доступна только по 153 из них) были получены следующие результаты:

• суммарная выручка 153 компаний (за последний доступный год с 2010-го по 2014-й) составляла около 69,5 млрд руб., что, несмотря на разницу в методологии, хорошо коррелирует с результатами опроса, проведенного ТП «Фотоника»;

• совокупная выручка компаний, работающих в области фотоники, в 2010-2014 гг. росла темпами, сопоставимыми с темпами роста российской экономики в целом - совокупный прирост выручки за 2010-2014 гг. 68 компаний5 (по которым доступна информация по выручке за 2010 г. и 2014 г.) составил около 71%, в то время как ВВП России в текущих ценах за 2010-2014 гг. увеличился на 68%;

• более половины совокупной выручки (51%) приходится на госкомпании, 41% - на частные, остальное - на долю иностранных или совместных компаний (в основном за счет ООО НТО «ИРЭ-Полюс»). При этом 67% совокупной выручки получено на предприятиях, входящих в Реестр оборонно-промышленного комплекса. Таким образом, основной спрос на продукцию фотоники, по-видимому, формируется за счет госзаказа;

• для 129 компаний из 230 основным видом деятельности являются «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук»;

• пиковыми по количеству новых регистраций компаний стали 1992 г. и 2011-2012 гг. (рисунок). Можно предположить, что активное формирование новых компаний, работающих в области фотоники, в конце 2000-х - начале 2010-х гг. связано с работой институтов развития (Фонд «Сколково», «Росна-но», Российский фонд технологического развития и др.).

5 Доля этих компаний в совокупной выручке 153 компаний - 88%.

30 -

26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество компаний, деятельность которых связана

с фотоникой, по году регистрации в 1990-2015 гг.

Источник: рассчитано авторами по данным БД «СПАРК».

Для более детального анализа влияния отдельных мер государственной поддержки были рассмотрены две группы компаний: имеющие самую большую выручку и демонстрирующие самые высокие темпы роста.

Были выделены 15 крупнейших компаний (чья выручка в 2014 г превосходила 1 млрд руб., и у которых в последние годы были положительные темпы ее прироста) и 24 наиболее быстро растущих (выручка за 2010-2014 гг. выросла более чем в 2 раза). Для этих групп компаний были выявлены те меры государственной поддержки6, которыми они пользовались, начиная с 2009 г.

6 Перечень мер государственной поддержки для анализа ограничивался следующими: ФЦП «Исследования и разработки» на 2007-2013 гг. и на 2014-2020 гг., Постановление № 218, компании, ставшие резидентами «Сколково», а также сотрудничавшие с «Роснано» или ФРП. Подобное ограничение анализа обусловлено, в первую очередь, проблемами с доступностью информации по другим мерам поддержки.

Основные характеристики «Топ-15» крупнейших компаний:

• совокупная выручка составляет 50,1 млрд руб. (72% от общей выручки 153 компаний);

• из них восемь компаний7 (36% выручки) - частные, шесть -государственные (54%), одна - иностранная (10% выручки);

• мерами господдержки пользовались 10 из 15 компаний. Наиболее популярная - связанные гранты по Постановлению № 218 (пять компаний), еще три получили кредиты в ФРП, в две компании инвестировало «Роснано» и три - в разные годы принимали участие в ФЦП «Исследования и разработки».

Основные характеристики «Топ-24» компаний, показавших наибольший прирост выручки в 2010-2014 гг.:

• среди них - 16 частных компаний, шесть государственных и две - с иностранным участием;

• четыре предприятия можно отнести к числу крупных (из них три входят в Реестр оборонно-промышленного комплекса), шесть - средние, 14 - микро- и малые компании8;

• 15 компаний не пользовались рассматриваемыми мерами господдержки, четыре были резидентами «Сколково», три взаимодействовали с «Роснано», две получили кредиты от ФРП, четыре в разные годы воспользовались финансированием по ФЦП « Исследования и разработки» и три предприятия участвовали в проектах создания высокотехнологичных производств (Постановление № 218).

Таким образом, для обеих групп компаний наиболее широко распространённым стало участие в проектах ФЦП и сотрудничество с вузами в области НИОКР для создания высокотехнологичных производств (Постановление № 218).

Основные выводы

Проведенный анализ показал, что информация о состоянии развития исследований, разработок, технологий и производстве

7 Из восьми крупнейших частных компаний две ориентированы преимущественно на оборонный заказ; одна занимается производством материалов для фотоники; по две компании производят оптоволоконный кабель и светодиодные светильники и одна - телекоммуникационное оборудование.

8 Для расчетов использовались следующие максимальные величины выручки для разных категорий компаний: для средних - 2 млрд руб., для малых - 800 млн руб., для микро- 120 млн руб.

продукции на основе фотоники в России крайне ограниченная и неполная. Поэтому достоверно судить об уровне развития в стране этой области нельзя. Более того, информация о мерах государственной поддержки односторонняя - она позволяет примерно оценить уровень вложений, но не результатов, которые связаны непосредственно с государственным регулированием.

Систематизация количественных данных из разных источников и опрос компаний позволили сделать вывод, что в области фотоники в России работают крупные государственные и частные предприятия, однако основной спрос на отечественную продукцию формируется в государственном секторе экономики. На большинстве гражданских рынков, открытых для конкуренции, доминируют зарубежные компании.

Несмотря на наличие отдельных быстрорастущих компаний как в государственном, так и в частном секторах, в целом выручка компаний, работающих в области фотоники, в 2010-2014 гг. росла с темпами, характерными для экономики России в целом.

Меры государственной поддержки, заработавшие в конце 2000-х - начале 2010-х гг., стимулировали в основном исследовательскую деятельность, которая не трансформировалась в производство новой продукции и технологий.

Литература

1. Лазерная ассоциация. Глоссарий фотоники// Лазер-Информ. -2015. - № 18.

2. ТП «Фотоника». Технологическая платформа «Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии - фотоника» (ТП «Фотоника»). Стратегическая программа на 2015-2025 г., 2015. URL: http://www.photonlca.cl8iaser.com/data/data/dokumenty/strateg. prog.2015-2025.pdf

3. Anderson S. G. SPIE Industry Update. Presentation, San Francisco, CA, 2015. 9 Febr. URL: http://spie.org/Documents/Industry%20relations/ SPIE%202015%20Market%20Profile%20Analysis.pdf

4. SPECTARIS, VDMA, ZVEI, BMBF // Photonics Industry Report, 2013. URL: tp://www.photonics21.org/download/UT_Photonik_Handout_English. pdf)

5. National Research Council (NRC), Committee on Harnessing Light: Capitalizing on Optical Science Trends and Challenges for Future Research. URL: http://www.nap.edu/catalog/13491/optics-and-photonics-essential-technologies-for-our-nation

6. Anderson S. G. Latest SPIE industry analysis quantifies biophotonics-enabled sector, 2015. URL: http://spie.org/x113223.xml

7. Abbott L. Measuring photonics' impact: It matters. 2015. URL: http:// spie.org/x114638.xml

8. ТП «Фотоника». Технологическая платформа «Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии - фотоника». Дорожная карта по развитию фотоники в Российской Федерации в 2013-2020 гг. Пояснительная записка, 2012. URL: http://www.pho-tonica.cislaser.com/data/data/dokumenty/dorozhnaya.karta.pdf.

9. ТП «Фотоника». Технологическая платформа «Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии - фотоника». Стратегическая программа исследований ТП «Фотоника» (предварительная версия), 2012.

10. Ковш И. Б. Производство продукции фотоники в России // Лазер-Информ. - 2016. - № 3-4.

11. СапрыкинД.Л. Российский рынок и производство лазерного технологического оборудования в контексте развития станкостроения // Лазер-информ. - 2014. - № 1.

12. Попов С. Пермь как столица волоконной оптики // Первая миля. -

2015. - № 53.

13. Николаев А. В. Российское оптическое волокно // Первая миля. -

2016. - № 54.

14. Механик А. Закупать российское невыгодно тем, кто принимает решения // Эксперт. - 2016. - № 11.

15. Лазерная ассоциация. Контроль состояния отрасли // Лазер-Ин-форм. - 2015. - № 18.

«ЭКО»-информ

Выделение и становление фотоники как области науки связывают с изобретением лазера в 1960-х годах и последующим развитием лазерных технологий и волоконно-оптических систем связи. Эти изобретения, в частности, сформировали базис для революции телекоммуникаций и послужили подспорьем для развития Интернета. Сам термин «фотоника» вошел в научный лексикон не ранее 1967 г., а более-менее широкое употребление получил в 1980-х в связи с распространением волоконно-оптической передачи данных. Но лишь в начале 2000-х термин фотоника вышел за пределы профессионального словаря физиков и инженеров и стал обрастать производными -«фотонные технологии», «биофотоника» и т. д.

До сих пор в литературе это понятие нередко смешивается с понятиями оптики или же - особенно в последние годы - электроники. Действительно, занимаясь изучением квантовых свойств света, фотоника формально является подразделом оптики. Но все же чаще всего термин «оптика» применяется для описания более фундаментальных исследований и приложений электромагнитного поля, а фотоника - применительно к конкретным практическим приложениям.

Принципиальное отличие фотоники от электроники заключается в том, что вместо электронов для передачи информации используются фотоны, которые, благодаря тому, что не имеют веса и не создают сопротивления, могут формировать чрезвычайно короткие электроимпульсы, что определяет значительно более высокую скорость и энергоэффективность фотонных устройств по сравнению с электронными.

История фотоники неразрывно связана с развитием новых технологий, которые позволяли уменьшать размеры и стоимость элементов, увеличивая при этом их производительность. Так, если в 2000 г. стоимость передачи информации между отдельными станциями приема мобильной связи доходила до 0,5 USD за минуту, то к 2010 г. она упала в сотню раз. При этом скорость,

объемы и безопасность передачи информации выросли в 30-40 раз.

***

Как отмечается в материалах Технологической платформы «Фотоника», одна лазерная технологическая установка может заменить до 17 фрезерных станков, что позволяет при правильной эксплуатации окупить ее стоимость в течение 1-1,5 лет. При этом существенно повышается культура производства, снижается энерго- и материалоемкость продукции. Лазерное термоупрочнение стальных и чугунных деталей повышает срок их службы в 2-5 раз, при этом расходы на изготовление детали увеличиваются лишь на 20-25%. Полномасштабное внедрение этой технологии в такой стране, как Россия, за счет резкого снижения потребностей в запчастях, сокращения времени и средств на ремонт оборудования и транспортных средств может дать экономический эффект около 100 млрд руб. Использование лазерных аппаратов для лечения заболеваний крупного рогатого скота и свиней, как показывает практика передовых хозяйств Поволжья и Нечерноземья, обеспечивает экономию около 80 руб. на вложенный рубль. Массовое освоение светодиодного освещения, по оценкам «Роснано», могло бы сэкономить стране 2,5 ГВт потребляемой электрической мощности и более 120 млрд руб., необходимых сегодня на создание новых электрических мощностей*. Использование технологий фотоники в медицине открывает принципиально новые возможности в лечении офтальмологических, онкологических и лор-заболеваний, в эндоскопической хирургии и др. Лечение целого ряда заболеваний можно перевести в разряд амбулаторных. Все это имеет не только экономический, но и огромный социальный эффект.

* Отчет ТП «Фотоника» https://www.hse.ru/data/2012/07/11/1254775879/ Отчет 1-38cTp.doc (дата обращения 07.07.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.