Научная статья на тему 'Оценка развития двигательной функции у дошкольников'

Оценка развития двигательной функции у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
407
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стабилометрия / кинестетическая чувствительность / мышечная синергия / дети 6-7-летнего возраста / двигательная функция / stabilometry / kinesthetic sensitivity / muscle synergy / 6-7 year-old children / motor function

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гимазов Ринат Маратович, Абдурахманова Олеся Анатольевна, Рембеза Артем Владимирович, Панько Любовь Александровна

Вопросы разностороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста продолжают быть актуальными при достижении целей их физического развития. Одним из важнейших условий жизнедеятельности человека является поддержание необходимого равновесия в двигательных действиях (постуральная устойчивость). Удержание вертикального положения становится глобальным тестом двигательной функции человека. Основным методом анализа колебаний тела в вертикальном положении является стабилометрия, которая может предоставить ответы на то, как функционирует двигательная система человека, как она регулируется, изменяется под влиянием целенаправленно организованного педагогического процесса. Цель исследования. Сравнить развитие двигательной функции у здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи методом стабилометрии. Методы и организация исследования. Анализ и обобщение научной литературы, компьютерная стабилометрия, методы математической параметрической и непараметрической статистики. Результаты. Теоретической основой проводимого исследования является концепция последовательности решения двигательных задач на уровнях нервной системы при построении движений. Результаты стабилометрического обследования детей дошкольного возраста наглядно и статистически значимо выявляют лучшие значения кинестетической чувствительности и мышечной синергии у детей с тяжелыми нарушениями речи по сравнению с показателями у здоровых детей. Исследование выявило, что здоровые дети, имеющие более высокий уровень физической подготовленности, демонстрируют уровень регулирования движений со стороны субкортикального уровня нервной системы ниже по сравнению с уровнем регулирования движений у детей с тяжелыми нарушениями речи. Выводы. Обнаружение различий в выявленных значениях кинестетической чувствительности и мышечной синергии у обследуемых дошкольников на первый взгляд выглядит парадоксальным. Исследование позволило подтвердить ценность новых знаний о механизмах построения движений для педагогического процесса и обозначить ряд проблемных вопросов, разрешение которых может привести к более контролируемому развитию двигательной функции у подрастающего поколения, в частности у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гимазов Ринат Маратович, Абдурахманова Олеся Анатольевна, Рембеза Артем Владимирович, Панько Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motor function development estimation among pre-school children

The questions of many-sided and harmonious development of pre-school children are still very urgent during their physical development achievement. One of the most important conditions for life capacity support for a person is necessary balance of motor actions (postural steadiness). A vertical position keeping becomes a global test of a person’s motor function. The main method of body oscillations analysis in a vertical position is stabilometry. It can say how a person’s motor system functions, how it is regulated, changes under the influence a purposeful organized pedagogical process. The aim of the research is to compare motor function development among healthy children and children with serious speech pathologies using the method of stabilometry. Research methods. Information sources analysis and summarizing, computer stabilometry, methods of mathematical parametric and non-parametric statistics. Results. Theoretical base of the held research is the concept of motor objectives gradual solution at the levels of nervous system during movements construction. The results of stabilometric study among pre-school children reveal the best values of kinesthetic sensitivity and muscle synergy among children with serious speech pathologies in comparison with healthy children’s indices. The research revealed that healthy children, who have higher level of physical readiness, show lower level of movements regulation from subcortical level of nervous system in comparison with the level of movements regulation among children with serious speech pathologies. Conclusion. Differences revelation in kinesthetic sensitivity and muscle synergy values among the examined pre-school children seems to be paradoxical. The research helped to prove the value of new knowledge of mechanisms of movements creation for the pedagogical process and define some problems. The solution of these problems can lead to more controlled motor function development among the oncoming generation, especially among pre-schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Оценка развития двигательной функции у дошкольников»

УДК 612.769+796 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-103-109

Оценка развития двигательной функции у дошкольников

Гимазов Р.М.*, Абдурахманова О.А., Рембеза А.В., Панько Л.А.

Сургутский государственный педагогический университет г. Сургут, Россия ORCID: 0000-0001-5200-2321, [email protected]* ORCID: 0000-0002-4390-4881, [email protected] ORCID: 0000-0002-2900-8554, [email protected] ORCID: 0000-0002-9931-3642, [email protected]

Аннотация: Вопросы разностороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста продолжают быть актуальными при достижении целей их физического развития. Одним из важнейших условий жизнедеятельности человека является поддержание необходимого равновесия в двигательных действиях (постуральная устойчивость). Удержание вертикального положения становится глобальным тестом двигательной функции человека. Основным методом анализа колебаний тела в вертикальном положении является стабилометрия, которая может предоставить ответы на то, как функционирует двигательная система человека, как она регулируется, изменяется под влиянием целенаправленно организованного педагогического процесса. Цель исследования. Сравнить развитие двигательной функции у здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи методом стабилометрии. Методы и организация исследования. Анализ и обобщение научной литературы, компьютерная стабилометрия, методы математической параметрической и непараметрической статистики. Результаты. Теоретической основой проводимого исследования является концепция последовательности решения двигательных задач на уровнях нервной системы при построении движений. Результаты стабилометрического обследования детей дошкольного возраста наглядно и статистически значимо выявляют лучшие значения кинестетической чувствительности и мышечной синергии у детей с тяжелыми нарушениями речи по сравнению с показателями у здоровых детей. Исследование выявило, что здоровые дети, имеющие более высокий уровень физической подготовленности, демонстрируют уровень регулирования движений со стороны субкортикального уровня нервной системы ниже по сравнению с уровнем регулирования движений у детей с тяжелыми нарушениями речи. Выводы. Обнаружение различий в выявленных значениях кинестетической чувствительности и мышечной синергии у обследуемых дошкольников на первый взгляд выглядит парадоксальным. Исследование позволило подтвердить ценность новых знаний о механизмах построения движений для педагогического процесса и обозначить ряд проблемных вопросов, разрешение которых может привести к более контролируемому развитию двигательной функции у подрастающего поколения, в частности у дошкольников.

Ключевые слова: стабилометрия, кинестетическая чувствительность, мышечная синергия, дети 6-7-летнего возраста, двигательная функция.

Для цитирования: Гимазов Р.М., Абдурахманова О.А., Рембеза А.В., Панько Л.А. Оценка развития двигательной функции у дошкольников. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 103-109. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2103-109

Motor function development estimation among pre-school children

Rinat M. Gimazov*, Olesya A. Abdurakhmanova, Artem V. Rembeza, Lubov A.

Panko

Surgut State Pedagogical University Surgut, Russia ORCID: 0000-0001-5200-2321, [email protected]* ORCID: 0000-0002-4390-4881, [email protected] ORCID: 0000-0002-2900-8554, [email protected]

ORCID: 0000-0002-9931-3642, [email protected]

Abstract: The questions of many-sided and harmonious development of pre-school children are still very urgent during their physical development achievement. One of the most important conditions for life capacity support for a person is necessary balance of motor actions (postural steadiness). A vertical position keeping becomes a global test of a person's motor function. The main method of body oscillations analysis in a vertical position is stabilometry. It can say how a person's motor system functions, how it is regulated, changes under the influence a purposeful organized pedagogical process. The aim of the research is to compare motor function development among healthy children and children with serious speech pathologies using the method of stabilometry. Research methods. Information sources analysis and summarizing, computer stabilometry, methods of mathematical parametric and non-parametric statistics. Results. Theoretical base of the held research is the concept of motor objectives gradual solution at the levels of nervous system during movements construction. The results of stabilometric study among pre-school children reveal the best values of kinesthetic sensitivity and muscle synergy among children with serious speech pathologies in comparison with healthy children's indices. The research revealed that healthy children, who have higher level of physical readiness, show lower level of movements regulation from subcortical level of nervous system in comparison with the level of movements regulation among children with serious speech pathologies. Conclusion. Differences revelation in kinesthetic sensitivity and muscle synergy values among the examined pre-school children seems to be paradoxical. The research helped to prove the value of new knowledge of mechanisms of movements creation for the pedagogical process and define some problems. The solution of these problems can lead to more controlled motor function development among the oncoming generation, especially among pre-schoolchildren.

Keywords: stabilometry, kinesthetic sensitivity, muscle synergy, 6-7 year-old children, motor function.

For citation: Rinat M. Gimazov, Olesya A. Abdurakhmanova, Artem V. Rembeza, Lubov A. Panko. Motor function development estimation among pre-school children. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(2): 103-109. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-103-109

ВВЕДЕНИЕ система человека, как она регулируется и как

Профессиональная деятельность учителя она изменяется под влиянием целенаправленно

физической культуры в дошкольном учрежде- организованного педагогического процесса. нии регулируется федеральным государствен- Цель исследования - сравнить развитие дви-

ным образовательным стандартом дошкольно- гательной функции у здоровых детей и детей с

го образования [1]. Вопросы разностороннего тяжелыми нарушениями речи методом стабило-

и гармоничного развития детей дошкольного метрии. возраста продолжают быть актуальными при

достижении целей их физического развития МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

[13,14,15]. Одним из важнейших условий жиз- ИССЛЕДОВАНИЯ

недеятельности человека является поддержа- Исследования мышечной регуляции произ-

ние необходимого равновесия в двигательных вольных движений у дошкольников проводи-

действиях (постуральная устойчивость). Иссле- лись с помощью комплекса стабилометриче-

дования постуральной устойчивости человека, ского компьютеризированного для диагностики

проведенные российскими и зарубежными уче- состояния функции равновесия, заболеваний

ными, позволяют заключить, что удержание двигательной сферы и проведения активной ре-

вертикального положения становится глобаль- абилитации «Стабило-МБН», произведённого

ным тестом двигательной функции человека Обществом с ограниченной ответственностью

[2,9,10,11,12]. Основным методом анализа коле- «Научно-медицинская фирма МБН» г. Москва.

баний тела в вертикальном положении являет- Для анализа колебаний центра давления в вер-

ся стабилометрия, которая может предоставить тикальной стойке человека воспользовались

ответы на то, как функционирует двигательная способом, изложенным в патенте на изобрете-

ние [3,7,8]. Для оценки изменений двигательной функции применялись пробы Ромберга в европейской стойке с открытыми и закрытыми глазами, а также проба покачиваний вперед-назад прямым телом с закрытыми глазами в европейской стойке. Каждая проба длилась 51 сек. Затем обследуемый выполнял 30 приседаний за 1 минуту и вновь проводилось стабилометри-ческое обследование трех проб. В исследовании приняли участие дети подготовительных групп из двух дошкольных учреждений: детский сад (д/с) «Мальвина» в количестве 40 человек (4-й год обучения) и д/с «Космос» - 26 человек. Стоит отметить, что от д/с «Космос» в обследовании принимали участие дети, имеющие речевые нарушения и обучающиеся в учреждении только второй год.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Теоретической основой проводимого исследования является концепция последовательности решения двигательных задач на уровнях нервной системы при построении движений [4,5,6]. Основными понятиями в указанной концепции являются «двигательные способности», «свойства двигательных способностей», «двигательные задачи», «кортикальные и субкортикальные уровни нервной системы».

Под термином «способность» понимаются условия для начала какого-либо порядка или совокупности действий, необходимые для решения какой-либо двигательной задачи. Двигательные способности человека - это совокупность орга-низменных (телесных и психических) условий для построения движения, в рамках которых

обеспечивается порядок решения двигательных задач. Свойства двигательных способностей необходимо рассматривать как результат решения двигательных задач при построении движений на уровнях нервной системы [5]. Анализу подвергались значения мышечной синергии и кинестетической чувствительности, которые относятся к свойствам двигательных способностей человека субкортикального уровня нервной системы - таламо-паллидарного. Под мышечными синергиями понимается результат согласования требуемых напряжений и релаксаций скелетных мышц с возникающими внутренними и внешними силами. Кинестетическая чувствительность - это результат достижения экономности напряжений и/или релаксаций скелетных мышц в процессе производства движения. Так как в процессе строительства телодвижений и движений в формируемых двигательных действиях нервная система человека обязательно задействует субкортикальный уровень построения, то уровень функционирования мышечной синергии и кинестетической чувствительности напрямую влияет на качество освоения двигательных действий. Таким образом, выявление уровня функционирования мышечной синергии и кинестетической чувствительности методом стабилометрии может наглядно продемонстрировать различия в решении двигательных задач при построении движений здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи.

Результаты выявленных значений порога кинестетической чувствительности представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Данные Пробы Ромберга до нагрузки Пробы Ромберга после стандартной нагрузки 30 приседаний за 1 мин

ГО, ГЗ, ПГЗ, ГО, ГЗ, ПГЗ,

хср±о хср±о хср±о хср±о хср±о хср±о

Здоровые дети (n=40) 0,21± 0,06 0,23± 0,06 0,2б± 0,08 0,24± 0,04 0,23± 0,06 0,29± 0,09

Таблица 1 - Значения порога кинестетической чувствительности (среднее кросс-АЧХ 3 max vertical (кгхГц)л1/2) у здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи

Дети, с тяжелыми нарушениями речи (П=26) 0,18± 0,07 0,17± 0,07 0,19± 0,08 0,19± 0,05 0,22± 0,06 0,21± 0,08

Ш, Вилкок-сон, р<0,05 696 660 626 614 - 599

Ван дер Вар-ден, р<0,05 8,632 11,16 12,07 13,31 - 12,89

Т, Стьюдент, р<0,05 2,012 2,909 3,285 3,796 - 3,378

Критерий Колмогорова-Смирно-ва, р<0,05 - 0,3712 0,4538 0,3923 - 0,4231

Примечание: ГО - глаза открыты, ГЗ - глаза закрыты, ПГЗ - покачиваясь прямым телом вперед-назад глаза закрыты

Рисунок 1 - Сравнительные данные значений кинестетической чувствительности по медианам выборок у здоровых детей (д/с Мальвина, п=40) и детей с тяжелыми нарушениями речи (д/с Космос,

П=26)

Чем меньше значение порога кинестетиче- го возраста наглядно и статистически значимо ской чувствительности, тем выше экономность выявляют лучшие значения кинестетической напряжений и/или релаксаций скелетных мышц чувствительности у детей с тяжелыми наруше-в процессе производства движений, значит луч- ниями речи по сравнению с показателями кине-ше решается нервной системой двигательная стетической чувствительности у здоровых детей. задача «экономно» в процессе формирования Результаты выявленных значений мышеч-двигательных действий. Результаты стабило- ной синергии представлены в таблице 2 и на ри-метрического обследования детей дошкольно- сунке 2.

Таблица 2 - Значения мышечной синергии (ПФР, усл. ед./среднее кросс-АЧХ 3 max vertical, (кгх-Гц)Л1/2) у здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи

Данные Пробы Ромберга до нагрузки Пробы Ромберга после стандартной нагрузки 30 приседаний за 1 мин

ГО, ГЗ, ПГЗ, ГО, ГЗ, ПГЗ,

хср±о хср±о хср±о хср±о хср±о хср±о

Здоровые дети (n=40) 172,2±88,80 123,1±117,04 70,6±32,33 120,6±42,87 108,1±62,45 70,5±29,13

Дети, с тяжелыми нарушениями речи (П=26) 195,5±133,95 184,6±174,95 10б,4±52,б1 151,1±9б,41 102,3±52,33 105,8±49,70

Вилкок-сон, р<0,05 - 1005 1088 - - 1088

Ван дер Варден, р<0,05 - 7,234 11,55 - - 11,97

Т, Стью-дент, р<0,05 - - 3,105 - - 3,257

F, Фишера, р<0,05 - 2,234 2,649 5,057 - 2,909

Критерий Колмогорова-Смирно-ва, р<0,05 - - 0,4019 - - 0,4231

Примечание: ГО - глаза открыты, ГЗ - глаза закрыты, ПГЗ - покачиваясь прямым телом вперед-назад глаза закрыты

1В0 * 160

5 ш

й 3 120

8 Г 100

х

и |\) ^

и

ао 60 40 20 О

ш

глаза открыты глаза закрыты статический баланс

I

ш

глаза закрыты

динамический баланс

Ш Н

глаза открыты глаза закрыты

статический баланс

глаза закрыты

динамический баланс

до нагрузки

■ Д/С 31

после нагрузки

й Кооуоо. д/с 24

Рисунок 2 - Сравнительные данные значений мышечной синергии по медианам выборок у здоровых детей (д/с Мальвина, п=40) и детей с тяжелыми нарушениями речи (д/с Космос, п=2б)

Чем выше значения мышечной синергии, тем слаженнее наблюдаются напряжения и релаксации скелетных мышц, тем лучше учитываются нервной системой все возможно возникающие внутренние и внешние силы во время строительства движений. Максимально ярко (статистически значимо) выражено лучшее решение нервной системой двигательной задачи «согласованно» у детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе формирования динамически выраженных двигательных действий по сравнению с таковым у здоровых детей.

Исследование выявило, что здоровые дети, занимающиеся организованными занятиями физической культурой в детском дошкольном учреждении с 3-4-летнего возраста к 6-7-летнему возрасту, демонстрируют более низкий уровень регулирования движений, контролируемый субкортикальным уровнем нервной системы. Группа детей 6-7-летнего возраста из детского сада «Космос», принявшие участие в обследовании и имеющие тяжелые нарушения в развитии речи, обучаются в дошкольном учреждении всего лишь второй год, они имеют низкий

уровень физической подготовленности. Например, результаты прыжка в длину с места у них всего 116,87±13,48 см (хср±о), а в группе здоровых детей из детского сада «Мальвина» результат равняется 127,09±14,27 (хср±о) см (Критерий Колмогорова-Смирнова=0,4б57, р=0,02055). Тот факт, что дети, имеющие тяжелые нарушения речи, имеют более низкие значения показателей физической подготовленности, объективно отражается в опубликованных статьях и научных обзорах [6, 7, 8]. В связи с обнаружением такого положения изучаемого явления перед нами резонно встает ряд новых исследовательских вопросов. Уточняющий вопрос о сходстве условий тестирования детей снимается сразу же, так как они проводились в соответствии с необходимыми требованиями к проведению стабилометри-ческого обследования. Во-первых, как влияют занятия, например, физической культурой или иными видами деятельности на становление и развитие двигательной системы у дошкольников в период их пребывания в детском саду? Не секрет, что для детей с тяжелыми нарушениями речи проводятся дополнительные занятия логопедами и дефектологами, т.е. происходит дополнительная тренировка мозга и исполнительных органов в овладении возможностями тела, а у здоровых детей таких занятий нет. Во-вторых, можно ли оценивать эффективность организованных занятий физической культурой в дошкольном учреждении по критериям функционирования свойств двигательных способностей субкортикальных и кортикальных уровней нервной системы? Или же следует продолжать ориентироваться на развитие уровня физической подготовленности детей? Хотя известно, что сам факт демонстрирования максимальных физических возможностей в двигательных тестах не всегда ценен, гораздо важнее максимально точно, а затем стабильно, изворотливо и инициативно выполнять двигательные задания, т. е. успешно решать цепочку двигательных задач в осваиваемом двигательном действии. В-третьих, возникает проблема совмещения социальных требований к развитию физических качеств у детей и учета объективных закономерностей развития двигательной функции [9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стабилометрия как сравнительно молодой метод исследований постурологической функции человека набирает популярность среди исследователей двигательной функции. Обнаружение различий в выявленных значениях кинестетической чувствительности и мышечной синергии у обследуемых дошкольников на первый взгляд выглядит парадоксальным. При ожидании, что у здоровых детей функционирование свойств двигательных способностей окажется намного выше, показатели у детей с тяжелыми нарушениями речи оказались более значимыми, что подтвердилось статистически. Исследование позволило подтвердить ценность новых знаний о механизмах построения движений для педагогического процесса и обозначить ряд проблемных вопросов, разрешение которых может привести к более контролируемому развитию двигательной функции у подрастающего поколения, в частности у дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (с изм. от 21 января 2019 года, приказ № 31).

2. Гимазов Р.М. Пат. 2547991 Российская Федерация, A61B 5/103 (2006.01). Способ ста-билометрического исследования мышечной координации при регуляции вертикальной стойки человека; заявитель и патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Сургутский государственный педагогический университет. № 2013112431/14; заявл. 19.03.2013; опубл. 10.04.2015 Бюл. № 10.

3. Гимазов Р. М. Построение движений: от теории к практике. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018; 2: 8-10.

4. Чухно П.В., Ахметов А.М., Денисенко Ю.П., Гераськин А.А., Андрущишин И.Ф. Кор-рекционно-оздоровительная методика физической подготовленности младших школьников с нарушениями речи средствами физической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культуры. Современные наукоемкие технологии. 2016; 4-2: 397-400.

5. Заходякина К.Ю., Ростомашвили Л.Н., Иванов А.О. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с общим недоразвитием речи средствами адаптивного физического воспитания. Адаптивная физическая культура. 2001; 4(48): 14-16.

6. Карпов В.Ю., Сесёлкин А.И., Комаров М.Н., Ивашкова Е.Э. Педагогическая оценка уровня физического состояния детей 5-6 лет с задержкой психического развития и нарушением функции речи. Вестник РМАТ. 2018; 1: 93-96

7. Гимазов Р.М., Булатова Г.А., Шаймарда-нов Р.Х. Дидактическая модель совершенствования спортивных движений человека на основе учёта свойств двигательных способностей субкортикальных уровней построения движений. Научное мнение: научный журнал. СПб. 2017; 3: 62-69.

8. Dencker M., Bugge A., Hermansen B., Andersen L.B. Objectively measured daily physical activity related to aerobic fitness in young children. Journal of Sports Sciences. 2009; 28: 139-145.

9. Fisher A., Reilly J.J., Kelly L.A., Montgomery C., Williamson A., Paton J.Y., et al. Fundamental movement skills and habitual physical activity in young children. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2005; 37: 684-699.

10. Graf C., Koch B., Kretschmann-Kandel E.,

Falkowski G., Christ H., Coburger S., et al. Correlation between BMI, leisure habits and motor abilities in childhood (CHILT-Project). International Journal of Obesity and Related Metabolic Disorders. 2004; 28: 22-26.

11. Okely A.D., Booth M.L., Chey T. Relationships between body composition and fundamental movement skills among children and adolescents. Research Quarterly for Exercise and Sport. 2004; 75: 238-247.

12. Sallis J.F., Prochaska J.J., Taylor W.C. A review of correlates of physical activity of children and adolescents. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2000; 32: 963-975.

13. Williams H.G., Pfeiffer K.A., O'Neill J.R., Dowda M., McIver K.L., Brown W.H., et al. Motor skill performance and physical activity in preschool children. Obesity. 2008; 16: 1421-1426.

14. Wrotniak B.H., Epstein L.H., Dorn J.M., Jones K.E., Kondilis V.A. The relationships between motor proficiency and physical activity in children. Pediatrics. 2006; 118: e1758-1765.

15. Заикина Г.Т. Идеи олимпизма для дошкольников (на примере Республики Татарстан). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2007; 2(1): 125-131. URL: http: / / www.journal-science.org/ru/ article/527. html

Статья поступила в редакцию: 24.04.2019

Гимазов Ринат Маратович - кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, 628417, Россия, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 10/2, e-mail: [email protected]

Абдурахманова Олеся Анатольевна - аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, 628417, Россия, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 10/2, e-mail: olesia-5@ mail.ru

Рембеза Артем Владимирович - магистрант, Сургутский государственный педагогический университет, 628417, Россия, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 10/2, e-mail: sumdex_10@ mail.ru

Панько Любовь Александровна - студент, Сургутский государственный педагогический университет, 628417, Россия, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 10/2, e-mail: 104immortal@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.