Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РАЗРАБОТАННОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)'

ОЦЕНКА РАЗРАБОТАННОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ / УСЛУГ) / ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ / ПРОДАЖА ПРОДУКЦИИ (РАБОТ / SALES OF PRODUCTS (WORKS / SERVICES) / FINISHED PRODUCTS / THE PROCESS OF SALES OF PRODUCTS / SALE OF PRODUCTS (WORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алдушина Ю.А.

Рассмотрена проблематика и состояние разработанности научных исследований в области учета, анализа и аудита реализации продукции (работ, услуг). Приведены основные определения в отношении учета, анализа и аудита реализации продукции (работ, услуг), сформулированные различными авторами и приведенные в нормативно-законодательных актах Российской Федерации. Также изложено авторское мнение в отношении формулировки рассматриваемых определений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT OF PRODUCT SALES (WORKS, SERVICES)

The problems and the state of development of scientific research in the field of accounting, analysis and audit of sales of products (works, services) are considered. The basic definitions regarding accounting, analysis and audit of sales of products (works, services) are given, formulated by various authors and cited in the regulatory and legislative acts of the Russian Federation. The author's opinion is also set forth with regard to the wording of the definitions under consideration.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РАЗРАБОТАННОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)»

УДК 336.22

Алдушина Ю.А. студент магистратуры научный руководитель: Грекова В.А., к.э.н.

доцент

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Российская Федерация, г. Симферополь ОЦЕНКА РАЗРАБОТАННОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

Аннотация: Рассмотрена проблематика и состояние разработанности научных исследований в области учета, анализа и аудита реализации продукции (работ, услуг). Приведены основные определения в отношении учета, анализа и аудита реализации продукции (работ, услуг), сформулированные различными авторами и приведенные в нормативно -законодательных актах Российской Федерации. Также изложено авторское мнение в отношении формулировки рассматриваемых определений.

Ключевые слова: реализация продукции (работ, услуг), готовая продукция, процесс реализации продукции, продажа продукции (работ, услуг).

Aldyshina J.A. тaster,s degree student Scientific coordinator: Grekova V.A.

cand. sci., assoc. prof.

Vernadsky Crimean Federal University Russian Federation, Simferopol EVALUATION OF THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT OF PRODUCT SALES (WORKS, SERVICES)

Annotation: The problems and the state of development of scientific research in the field of accounting, analysis and audit of sales ofproducts (works, services) are considered. The basic definitions regarding accounting, analysis and audit of sales of products (works, services) are given, formulated by various authors and cited in the regulatory and legislative acts of the Russian Federation. The author's opinion is also set forth with regard to the wording of the definitions under consideration.

Keywords: sales ofproducts (works, services), finished products, the process of sales ofproducts, sale ofproducts (works, services).

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что одним из важнейших показателей оценки деятельности любого производственного предприятия является объем реализованной продукции и ее качество. Оценка работы предприятия по объему реализации готовой продукции способствует его ритмичной работе, сокращению незавершенного производства, улучшению качества и ассортимента продукции, останавливает

выпуск изделий, которые не имеют спроса. Именно для обеспечения контроля за выполнением всех этих плановых показателей используется учет, анализ и аудит процесса реализации продукции (работ, услуг).

Вопросы учета, анализа и аудита процесса выпуска и реализации продукции (работ, услуг) до сих пор не получили должной разработки, что требует дальнейшего исследования теоретических, практических и организационно-методических проблем учета и аудита реализации продукции. Учет и аудит процесса выпуска и реализации продукции (работ, услуг) нуждается в разработке целевых нормативно-правовых, информационных, организационных, методологических, методических и программно-технических аспектов его практического применения. Область решения данных проблем требует дальнейшего теоретического исследования и практической проработки.

Проблемам развития теории и практики учета процесса реализации посвящен ряд трудов отечественных авторов: Рогуленко Т.М., Гончаровой Н.М., Бреславцевой Н.А., Климовой М.А., Мельниковой Л.А., Самохваловой Ю.Н., Алексеевой А.И., Любушина Н.П. и др.

Рогуленко Т.М. считает, что: «продажа продукции - важнейший результат производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия; в основном соответствует принятому в мировой практике показателю объема продаж» [39, с. 152].

В научном труде Гончаровой Н.М. определено, что: «продажа продукции - момент оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг либо момент отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации» [10, с. 94].

Самохвалова Ю.Н. отмечает, что: «выручкой от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет, в кассу предприятия, и другие поступления в оплату реализованной продукции (работ, услуг) за данный период - месяц, квартал, год» [41, с.127].

По мнению Бреславцевой Н.А.: «продажа продукции - завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его функционирования. Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика» [5, с. 163].

Алексеева, Г.И. отмечает, что: «бухгалтерский учет доходов от реализации продукции должен обеспечить объективное отображение в синтетическом и аналитическом учете не только валовых доходов от основной деятельности, эффективный анализ доходов, но и правильное определение чистого дохода предприятия от его деятельности» [1, с. 215].

Богаченко В.М. в своих трудах рассматривает тот аспект, что: «доходы от реализации продукции (работ, услуг), достоверную оценку которых осуществить невозможно, в отчетности не отображаются, что отвечает

принципу осмотрительности, который предусматривает отображение в финансовой отчетности всех элементов по стоимости, которая должна предотвращать занижение обязательств и расходов и завышение активов и доходов предприятия» [4, с. 129].

По данным научных работ Дмитриевой И.М.: «доход, связанный с предоставлением услуг, признается, исходя из степени завершенности операции по предоставлению услуг на дату баланса, если может быть достоверно оценен результат этой операции» [12, с. 106].

Кондраков Н.П. считает, что: «доход от реализации продукции (работ, услуг) отображается в бухгалтерском учете в сумме справедливой стоимости активов, которые получены или подлежат получению» [22, с. 148].

По мнению Миславской Н.А.: «получение доходов от реализации продукции (работ, услуг) создает основу для самофинансирования предприятия при условии, что их размер достаточен для покрытия расходов предприятия по производству и реализации продукции и других видов деятельности, выполнения обязательств перед бюджетом и образования чистой прибыли [29, с. 136].

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вклада участников. Приведенное определение доходов организации содержится в пункте 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н. Данное положение впервые нормативно закрепило в целях бухгалтерского учета понятие «доход» и установило правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных и страховых организаций.

Таким образом, на основании рассмотренных трактовок различными исследователями и нормативными актами, можно сформулировать следующее определение: реализация - процесс продажи готовой продукции, товара или выполненных работ и услуг; передача на возмездной основе материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг с целью получения дохода.

Таким образом, процесс реализации представляет собой завершающую стадию кругооборота хозяйственных средств, которая непосредственно связана с реализацией готовой продукции, выполненных работ и предоставленных услуг предприятием и, как следствие, с определением финансового результата его деятельности. Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.

Использованные источники:

1. Гончарова, Н.М. Бухгалтерский учет. Краткий курс: Учебное пособие / Н.М. Гончарова. - М.: Форум, 2014. - 260 с.

2. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие / И.М. Дмитриева. - М.: Юрайт, 2014. - 287 с.

3. Рогуленко, Т.М. Бухгалтерский учет: Учебник / Т.М. Рогуленко, В.П. Харьков. - М.: ФиС, ИНФРА-М, 2016. - 464 с.

4. Самохвалова, Ю.Н. Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие / Ю.Н. Самохвалова. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.