УДК 617.753.2
© А.Е. Апрелев, Р.В. Пашинина, Е.С. Караулова, 2015
А.Е. Апрелев, Р.В. Пашинина, Е.С. Караулова ОЦЕНКА РАСПРОСТРАНЁННОСТИ МИОПИИ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ С МИОПИЕЙ
ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург
Распространенность офтальмопатологии оказывает значительное влияние на показатели здоровья населения, является причиной снижения трудоспособности и значительно ухудшает качество жизни. С каждым годом количество пациентов с аметропией увеличивается. При этом подавляющее большинство случаев приходится на миопию, возникающую во все более раннем возрасте. Поэтому изучение причин, методов лечения миопии и ее осложнений становится более актуальным. Приблизительно 1,6 млрд. человек во всём мире страдают аномалиями рефракции. Некоторые учёные отмечают, что к 2020 году 2,5 млрд. человек будут страдать от близорукости. В связи с этим ВОЗ выбрала приоритетной задачей исправление аномалий рефракции для предотвращения слепоты до 2020 года. Таким образом, вследствие высокой распространённости заболевания изучение качества жизни пациентов с близорукостью становится всё более актуальным.
Ключевые слова: миопия, распространённость, качество жизни.
A.E. Aprelev, R.V.Pashinina, E.S. Karaulova EVALUATION OF MYOPIA PREVALENCE AND QUALITY OF LIFE OF PATIENTS WITH MYOPIA
Prevalence of ocular pathologies has a significant impact on the health of the population and is the cause of disability, significantly affecting the quality of life. Myopia is one of the most urgent problems in ophthalmology. Every year the number of patients with ametropia increases. Herewith, the vast majority of cases is connected with myopia, the age of onset of the disease reducing. That's why the study of the causes, treatment and consequences is becoming more important. Approximately 1.6 billion people worldwide suffer from refractive errors. Some scientists say that by 2020 2.5 billion people will suffer from myopia. In this regard, the World Health Organization has selected as a priority task to correct refractive errors to prevent blindness until 2020. Thus, due to the high prevalence, the study of the quality of life of patients with myopia is becoming more and more important.
Key words: myopia, prevalence, quality of life.
Распространённость офтальмопатологии оказывает значительное влияние на показатели здоровья населения, является причиной снижения трудоспособности, значительно ухудшает качество жизни [2]. В настоящее время миопия является одной из актуальнейших проблем офтальмологии [11].
С каждым годом количество пациентов с аметропией увеличивается, на миопию приходится подавляющее большинство случаев. При этом возраст начала заболевания уменьшается, что делает изучение причин, методов лечения и последствий наиболее актуальным [13]. Приблизительно 1,6 млрд. человек во всем мире страдают аномалиями рефракции. Некоторые учёные отмечают, что к 2020 году 2,5 млрд. человек будут страдать от близорукости. В связи с этим ВОЗ выбрала приоритетной задачей исправление аномалий рефракцией для предотвращения слепоты до 2020 года [9].
Е.М. Иомдина и Е.П. Тарутта отмечают, что каждый 3-4-й взрослый житель России, США, Европы страдает миопией, и заболеваемость за последние 30 лет выросла в 1,7 раза (с 25 до 45%), а в урбанизированных районах Восточной Азии достигает 70 % [1,5].
При долгосрочном исследовании остроты зрения среди студентов Китая учеными была выявлена закономерность увеличения числа респондентов с близорукостью. В 1985 г. рас-
пространённость миопии составила 28,6 %; в 1991 г. - 38,6 %; в 1995 г. - 41,0 %; в 2000 г. -38,5 %; в 2005 г. - 49,5 % и в 2010 г. - 56,8 %. Следует отметить, что среди девушек близорукость встречалась чаще, чем среди юношей. Кроме того, снижение остроты зрения было более распространено в городах, чем в сельской местности, однако оно не было связано с плотностью населения. Прогнозируемое число случаев близорукости среди учащихся в возрасте с 7 до 18 лет в Китае в 2020 г. составит 152 400 000, в 2030 г. увеличится до 180 400 000 [17].
Показатели инвалидности являются важным индикатором эффективности социальной политики страны и благополучия её населения. В настоящее время в России в структуре как первичной, так и вторичной инвалидности среди взрослого населения миопия занимает 3-е место, составив в 2004 г. - 10,6 %, в 2005 г. -16%, в 2012 г. - 23,3% случаев, при этом очевидно, что число инвалидов по этому заболеванию неуклонно растёт [8,10].
Проблема инвалидности вследствие миопии актуальна не только в России, но и во всём мире. В Индии заболеваемость близорукостью очень высока и стоит на втором месте среди причин возникновения слепоты [16].
При исследовании миопии в Азербайджанской республике было выявлено, что среди заболеваний по зрению на инвалидность по ми-
опии приходится 19,6%. При этом в 2 раза больше мужчин-инвалидов, чем женщин. Интересен тот факт, что на городских жителей приходилось 65,8%, а на долю сельских лишь 34,2%. Эта закономерность прослеживается и в исследованиях австралийских, тайваньских, китайских учёных: чем выше урбанизация, тем выше заболеваемость и степень миопии [12].
Что касается распределения заболевания по полу, то в исследовании тайваньских учёных пациенты женского пола моложе 40 лет с миопией имели более низкие показатели остроты зрения [14].
В связи с высокой распространённостью заболевания изучение качества жизни у пациентов с близорукостью становится всё более актуальным. По определению ВОЗ качество жизни - это восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых он живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума.
При оценке качества жизни различают объективные и субъективные критерии. Врач осуществляет объективную оценку, основываясь на данных, свидетельствующих о физической активности и реабилитации в трудовой деятельности. Критерии же субъективной оценки качества жизни пациента отражают самочувствие человека, его эмоциональное состояние при наличии этого заболевания. При этом следует отметить, что объективная и субъективная оценки не всегда совпадают.
В 1947 г. американский учёный D. Kamofsky впервые предложил оценивать состояние пациентов не только с физиологической точки зрения. С тех пор было предложено большое количество методов изучения качества жизни. В 1995 г. во Франции был создан Институт MAPI, основной задачей которого является поддержка и продвижение сотрудничества в области исследовательских инициатив по изучению качества жизни.
В настоящее время разработано большое количество различных методик для оценки качества жизни пациентов. В работе А.В. Гущина предложен удобный способ вычисления качества жизни пациентов с офтальмопа-тологией по объективным данным. После получения результатов визометрии и периметрии показатели вычисляются по формуле:
(1 - LogMAR + 1/(VFDD + 1)/2 * 100%, где LogMAR - острота зрения в единицах логарифмической шкалы LogMAR; VFDD - общая характеристика выраженности дефектов полей зрения в логарифмической нотации (в децибелах) [3].
Для субъективной оценки качества жизни пациентов всё чаще применяют различные опросники. Они могут быть общими для оценки многих параметров независимо от заболевания, например SF - 36, или сугубо специфичными. Например, для оценки качества жизни пациентов с различными офтальмологическими заболеваниями чаще используют анкеты GQL-15, SIP, VF-14, NEIVFQ-39, NEI-VFQ-25, NEI -RQL-42, ADVS, GSS, COMTOL, SIG [6,15].
Ко всем опросникам предъявляются определённые требования, они должны быть стандартизированы, универсальны, оценочны, просты, надёжны, чувствительны к любым изменениям состояния здоровья респондентов.
Чаще всего в своих исследованиях учёные для оценки общих параметров качества жизни при различных заболеваниях используют опросник SF - 36 (Short Form Medical Outcomes Study). Было создано 2 формы такого опросника: SF-36 v.1TM и SF-36 v.2TM (стандартные и короткие) для определения качества жизни в течение последних 4-х или одной недели соответственно. Этот опросник состоит из 11 разделов, результаты оцениваются в баллах по 8 шкалам. При этом чем выше балл, тем выше качество жизни.
В опросник входят следующие шкалы:
1. General Health (GH) - общее состояние здоровья.
2. Physical Functioning (PF) - физическое функционирование.
3. Role-Physical (RP) - влияние физического состояния на работу и ежедневную деятельность.
4. Role-Emotional (RE) - влияние эмоционального состояния на выполнение различной деятельности.
5. Social Functioning (SF) - общение.
6. Bodily Pain (BP) - ощущение боли и ограничения вследствие боли какой-либо деятельности.
7. Vitality (VT) - жизнеспособность (активность).
8. Mental Health (MH) - самооценка психического здоровья (настроение) [4].
В 90-х годах прошлого столетия в США коллективом авторов National Eye Institute был создан опросник NEIVFQ (National EyeI nstitute Visual Function Questionnaire), состоящий из 51 вопроса, распределённого по 13 шкалам: общее здоровье, общий показатель состояния зрительных функций, боль в глазах, зрение вдаль и зрение вблизи, периферическое зрение, цветовос-приятие, вождение автомобиля, социальная активность, психическое состояние, беспокойство о будущих зрительных функциях, ограничение
в обычной деятельности и необходимость в помощи окружающих [4]. Недостатком этого опросника было большое количество вопросов, требующих от больного определённых временных затрат. Вследствие этого были созданы укороченные версии с 25 и 39 вопросами [7].
В связи с высокой распространённостью миопии во всём мире это заболевание остаётся
важной проблемой офтальмологии, а исследования, касающиеся качества жизни при миопии, становятся всё более актуальными. В настоящее время существуют методики как объективной оценки, так и субъективной, но они все неидеальны и это обуславливает необходимость дальнейших исследований и поиска новых методов оценки качества жизни пациентов.
Сведения об авторах статьи: Апрелев Александр Евгеньевич - д.м.н., зав. кафедрой офтальмологии ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России. Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6. E-mail: [email protected].
Пашинина Раиса Викторовна - клинический ординатор кафедры офтальмологии ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России. Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6. E-mail: [email protected].
Караулова Екатерина Сергеевна - ассистент кафедры офтальмологии ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России. Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богинская, О.А. Экспериментально-клиническое обоснование применения интегрированной технологии в лечении прогрессирующей близорукости у детей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2014 - 26 с.
2. Витковская, О.П. Стратегия укрепления здоровья в офтальмологии/ О.П. Витковская // РМЖ «Клиническая офтальмология», 2013. - №3. - С. 88 - 92.
3. Гущин, А.В. Концептуальные основы исследований качества жизни в офтальмологии: автореф. дис. ... д-ра мед.наук. - Волгоград. 2013. - 49 с.
4. Евсеева, А.А. Методы изучения качества жизни у офтальмологических больных/А.А. Евсеева, С.Л. Кузнецов // Практическая медицина. Офтальмология. - 2012 - Т. 2. - С.14-19.
5. Иомдина, Е.М. Современный взгляд на проблему миопии / Е.М. Иомдина, Е.П. Тарутта // Рефракция - 2014: сборник докладов конференции - Самара, 2014. URL: http://sabar.eye-portal.ru/iomdina-en-tarutta-ep-modern-approach-problem-of-myopia (дата обращения 17.01.15)
6. Курбанов, С.А. Особенности качества жизни при первичной открытоугольной глаукоме: автореф. дис. ... канд. мед.наук. -Красноярск, 2014. - 26 с.
7. Лебедев, О.И. Динамика качества жизни и рефракционных результатов после комбинированной коррекции миопии высокой степени / О.И. Лебедев, А.В. Выходцев //Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии-2011 : тез.докл. XII науч. -практ. конф. с межд. участием. — М., 2011. — С. 163-167.
8. Либман, Е.С. Инвалидность вследствие нарушения зрения в России /Е.С. Либман, Д.П. Рязанов // Фёдоровские чтения - 2014: сб. тез. докл. - М., 2014. - С. 162 - 163.
9. Поболь-Солонко, О.Л. Эпидемиология детской близорукости в Республике Беларусь /О.Л. Поболь-Солонко, Л.Н. Марченко,
B.Ф. Иванова //Материалы республиканской научной конференции с международным участием «Современная реконструктивная хирургия в офтальмологии». - Минск, 2013. - С. 231 - 235.
10. Седойкина, А.В. Показатели первичной инвалидности по зрению вследствие различных болезней глаза/А.В.Седойкина,
C.В.Аксенова, М.П.Куликова // Актуальные проблемы офтальмологии. IX Всероссийская научная конференция молодых учёных с международным участием. Сборник научных работ / под ред. Б.Э. Малюгина. - М.: ООО «Издательство «Офтальмология», 2014. - С. 51 - 53.
11. Тарутта Е.П. Возможности профилактики прогрессирующей и осложненной миопии в свете современных знаний о ее патогенезе/ Е.П.Тарутта // Вестник офтальмологии. - 2006. - Т.122, №»1. - С. 43-46.
12. Chu,R. The keypoints of Chinese children myopia prevention and control / R. Chu // Zhonghua Yan Ke Za Zhi. - 2014 Jan. - Р. 6-8.
13. Kedir, J. Prevalence of Refractive Error and Visual Impairment Among Rural School-Age Children of Goro District, Gurage Zone, Ethiopia./J.Kedir, A.Girma// Ethiop J Health Sci. - 2014 Oct; 24(4). - Р. 353-358.
14. Lee, Y.Y. Risk factors for and progression of myopia in young taiwanese men/Y.Y. Lee, C.T. Lo, S.J.Sheu//Ophthalmic Epidemiol. -2015. - 22(1). - Р. 66-73.
15. Quality of life of myopic subjects with different methods of visual correction using the NEI RQL-42 questionnaire/А. Queiros[etal.]//Eye Contact Lens. - 2012 Mar. - 38(2). - Р. 116-21.
16. Saxena, R.Is myopia a public health problem in India?/ R.Saxena, P.Vashist, V. Menon //Indian J Community Med. - 2013 Apr. -38(2) - Р. 83-85.
17. Sun, H.P.Secular Trends of Reduced Visual Acuity From 1985 to 2010 and Disease Burden Projection for 2020 and 2030 Among Primary and Secondary School Students in China/H.P. Sun, A. Li, Y. Xu//JAMA Ophthalmol. - 2014 Nov 27. - Р. 6-8.