горнорабочих в условиях воздействия пылегазо-вой смеси является токсико-пылевое поражение бронхов. Бронхолегочная патология развивается при сравнительно коротком стаже работы (5—8 лет) и характеризуется преимущественно астматическим вариантом течения и хроническим обструктивным типом нарушения дыхательной функции. Развитию астматического варианта способствовало и цитотоксическое действие кварцсодержащей пыли.
В ы в о д ы. 1. Использование в подземных выработках самоходного дизельного оборудования изменило физико-химические свойства рудничного аэрозоля и привело к загрязнению воздуха рабочих зон пылегазовой смесью. Дисперсная фаза аэрозоля имеет смешанную природу и содержит минеральные и органические частицы. Органические составляющие рудничного аэрозоля представлены в основном частицами сажи (2,3—16,3 %), на поверхности которых сорбируются токсические компоненты выхлопа двигателей. 2. Изменение характера условий труда, выраженности и характеристик рудничного аэрозоля определило характер и особенности течения профессиональных заболеваний легких, что позволяет рассматривать их как полиэтиологичные заболевания. 3. Особенностью развития профессиональных заболеваний легких в условиях воздействия пылегазовой смеси, обладающей фиброгенным, токсическим, раздражающим, аллергенным и канцерогенным действием, является токсико-пылевое поражение бронхов, преимущественно с астматическим вариантом течения и хроническим обструктивным типом нарушения дыхательной функции при сравнительно коротком сроке развития забо-
левания (через 5—8 лет от начала работы). Патология бронхолегочного аппарата существенно отличается от таковой, выявляемой у горнорабочих, контактирующих только с кварцсодержащей пылью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисенкова Р.В., Лагунов С.И., Тюричев А.В. // Оздоровление условий труда на предприятиях цветной металлургии: Труды ЦНИИПП. Свердловск, 1974. Вып. II. С. 17—24.
2. Гибадулина И.Ю. // Пульмонология. Приложение. М., 2003. С. 354, LIV. 10, 397 С.
3. Гибадулина И.Ю., Лощилов ЮА. // Сб. докладов Российской научной конференции с международным участием «Медико-биологические аспекты мультифакто-риальной патологии». Курск, 2008. Т. 1. С. 115—118.
4. Гибадулина И.Ю., Лощилов ЮА. // Сб. тезисов II Всероссийского съезда врачей-профпатологов 3—5 октября 2006. Ростов-на-Дону, 2006. С. 137.
5. Левит Г.А., Аретинский Б.В., Бажова С.К., Маркин М.А. // Основные задачи борьбы с пылью и профилактики пневмокониозов на горных предприятиях цветной металлургии: Сб. тезисов Всесоюзной научно-технической конференции 21—24 апреля 1981г. М., 1981. С. 55—56.
6. Монаенкова А.М., Панкова В.Б., Милишнико-ва В.В., Гладкова Е.В. // Гиг. труда. 1991. № 4. С. 1—7.
7. Чеботарев А.Г. // Профилактика профессиональных заболеваний пылевой этиологии. Вып. 44. М., 1991, С. 114—128.
8. Чеботарёв А.Г., Горячев Н. С., Беликов А.В. // Гиг. труда. 1987. № 7. С. 20—23.
Поступила 22.01.09
УДК 613.63:656.045.6
Л.В. Прокопенко, И.Г. Шевкун ОЦЕНКА РАБОЧЕЙ СРЕДЫ ВОДИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ АВТОБУСОВ
НИИ медицины труда РАМН, Москва Управление Роспотребнадзора по Московской области, Московская область
Разработан интегральный показатель оценки состояния рабочей среды водителей автобусов различных типов, осуществляющих внутригородские пассажирские перевозки автобусами большой и малой вместимости.
Ключевые слова: водитель, автобус, вместимость, рабочая среда, оценка, интегральный показатель.
L.V. Prokopenko, I.G. Shevkoun. Evaluation of working environment for drivers of various bus types. The authors specified integral indicator to evaluate working environment state for drivers of various bus types (small and large passengers capacities) in urban passengers transportations. Key words: driver, bus, capacity, working environment, evaluation, integral indicator.
Имеющиеся в настоящее время статистические данные свидетельствуют о сокращении численности населения в трудоспособном возрасте. Отмечается и неблагополучная обстановка по показателям состояния здоровья населения этого возраста. Так в 2006 г., из числа достигших возраста 15 лет, не доживали до пенсионного возраста 42,4 % мужчин и 15,3 % женщин [4].
В немалой степени этому способствуют неблагоприятные условия труда. В промышленности, строительстве, на транспорте и в системе связи более 3,6 млн человек занято на работах в условиях повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, 2,5 млн человек — на работах с повышенным уровнем шума, ультра- и инфразвука, около 500 тыс. человек работают под воздействием повышенного уровня вибрации. Во вредных производственных условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работает 23,4 % от общей численности работающих в промышленности, среди которых 17 % — на транспорте [4].
Несмотря на то что за последние годы произошло некоторое улучшение технических данных автотранспортных средств, эксплуатирующихся на дорогах страны, труд водителя по-прежнему характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных производственных факторов, таких, как: физическое напряжение (фиксированная статическая поза) и значительное нервно-эмоциональное напряжение (срочное принятие экстренных решений, анализ сложившейся на дороге ситуации, прогнозирование); шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические условия, химические вещества (оксид углерода, оксиды азота, акролеин, бензин, этиленгликоль, бенз(а)пирен и другие углеводороды), а также запыленность.
Данные Управления Роспотребнадзора по Ростовской обл. свидетельствуют, что на автотранспортных предприятиях г. Ростова-на-Дону несоблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах водителей остается стабильно высоким и составляет: по шуму — 47 %, по вибрации — 44 %, по показателям микроклимата — до 85 %. При этом удельный вес работающих на транспорте во вредных условиях труда составляет около 52,3 %.
М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Исследования рабочих мест водителей проводи-
лись на базе муниципального автотранспортного предприятия г. Ростова-на-Дону МУП «Ростовпассажиртранс», которое осуществляет внутригородские пассажирские перевозки автобусами большой и малой вместимости, по наиболее интенсивным маршрутам движения города, проходящим по оживленным улицам города и перевозящим большое количество пассажиров. Обследовано 200 рабочих мест на трех типах автобусов: I группа (66 рабочих мест) — автобусы марок Mersedes, Scania и Volvo 1980 —1985 гг. выпуска с пробегом 1 —1,5 млн км; II группа (66 рабочих мест) —автобусы марки ЛиАЗ 2004—2007 гг. выпуска с пробегом 300—600 тыс. км; III группа (68 рабочих мест) — микроавтобусы марки ГАЗель.
Для исследования среды на рабочих местах использовались санитарно-гигиенические методы. Полученные данные обрабатывали на ПЭВМ с использованием стандартных пакетов прикладных программ Microsoft Excel. Статистическая обработка полученного материала проводилась с использованием общепринятой методики вариационной статистики, факторного, дискриминантного и кластерного анализов.
Основная цель данной работы заключалась в разработке интегрального показателя оценки рабочей среды (ИПОРС) водителей различных типов автобусов, позволяющего произвести более адекватную ее оценку. Традиционно оценка рабочей среды проводится на основе измерения ее отдельных параметров. В этом случае часть параметров может относиться к одному классу условий труда (по классификации «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006—05), а часть — к другому, что затрудняет принятие корректного решения в отношении класса условий труда данного работника в целом. Кроме того, не представляется возможным оценить взаимодействие ряда вредных факторов, которое может существенно повлиять на общий эффект воздействия среды (например, шум и тепло, химический фактор и тепло и др.).
Р е з у л ь т а т ы и и х о б с у ж д е н и е. В целях классификации рабочей среды водителей транспортных средств использовался кластерный анализ [1]. На его основе, с учетом воздействия
физических (шум, инфразвук, общая вибрация) и химических (оксид углерода, оксиды азота, углеводороды алифатические предельные) факторов, выделены три класса рабочей среды, отличающиеся по уровню различных факторов среды. Средние значения факторов рабочей среды в выделенных классах приведены в табл. 1.
Как следует из приведенных данных, различия между классами достоверны. Класс 1 характеризуется наибольшими, а класс 3 — наименьшими значениями физических и химических факторов, т.е. классы характеризуют различные условия труда на рабочих местах водителей.
Поскольку каждый из классов включает различные уровни различных факторов, задача исследования заключалась в разработке интегрального показателя факторов рабочей среды в целях распознавания каждого класса и определения вероятности его встречаемости.
Интегральный показатель оценки рабочей среды водителей транспортных средств (ИПОРС) строился с использованием канонического дис-криминантного анализа [5]. ИПОРС представляет собой одномерный многопараметрический комплекс наиболее информативных параметров рабочей среды, вычисляемый по формуле:
ИПОРС = -30,87+0,19-ШУМ+0,24-•ВИБР+0,006-ИНФР+0,0065-СО, усл. ед.
Высоким положительным значениям ИПОРС соответствует высокий уровень факторов рабочей среды водителей транспортных средств, низким отрицательным значениям — низкий уровень.
Для оценки вероятности встречаемости клас-
са рабочей среды по значениям ИПОРС разработана номограмма [5], представленная на рисунке.
Правило использования номограммы заключается в следующем: по измеренным значениям шума, инфразвука, вибрации и по содержанию оксида углерода на рабочем месте водителя вычисляется величина ИПОРС. Его значение откладывается на оси абсцисс. Из полученной точки восстанавливается перпендикуляр до пересечения с границами классов. Точки пересечения проецируются на ось ординат. Их значения соответствуют вероятностям идентификации классов состояния.
Например, при ИПОРС, равным 2 усл. ед., вероятность высокого уровня изменения рабочей среды (класс 1), согласно рисунку, равна 0,9, среднего (класс 2) уровня — 0,1, низкого (класс 3) уровня — 0,0.
Решение принимается по максимальной из полученных вероятностей. В данном случае уровень изменения рабочей среды оценивается как высокий (класс 1).
Для приближенной оценки класса рабочей среды при вероятности встречаемости класса > 5 % может быть использовано следующее правило: при ИПОРС > 1,5 усл. ед. уровень изменения рабочей среды является высоким (класс 1), при -0,7 < ИПОРС < 1,5 — средним (класс 2), при ИПОРС < -0,7 усл. ед. — низким (класс 3).
В табл. 2 приведена полученная в результате исследований встречаемость (в %) классов рабочей среды в автобусах различного типа.
Как следует из приведенных данных, в автобусах марок Scania, Volvo, Mersedes преоб-
Т а б л и ц а 1
Факторы рабочей среды и трудового процесса и их значения в выделенных классах, X ± m
Фактор рабочей среды и трудового процесса / класс условий труда по данному фактору Класс рабочей среды Уровень доверительной вероятности различий,р
1 2 3
Шум, дБА 70,42 ± 0,87 (3.2) 59,90 ± 0,17 (2) 58,44 ± 0,10 (2) 0,000001
Инфразвук, дБ 75,62 ± 1,81 (2) 70,16 ± 1,54 (2) 68,09 ± 1,46 (2) 0,000001
Вибрация, дБ 80,69 ± 0,49 (3.2) 77,70 ± 0,20 (3.1) 73,01 ± 0,27 (2) 0,000001
Оксид углерода, мг/м3 27,00 ± 1,33 (3.1) 27,17 ± 1,05 (3.1) 23,80 ± 0,93 (3.1) 0,030361
Оксиды азота, мг/м3 5,62 ± 0,27 (3.1) 5,51 ± 0,21 (3.1) 5,07 ± 0,22 (2) 0,039875
Углеводороды алифатические предельные, мг/м3 315,61 ± 5,88 (3.1) 309,5 ± 4,36 (3.1) 300,02 ± 3,59 (2) 0,000005
Класс условий труда с учетом комбинированного действия физических и химических факторов 3.3 3.2 3.1
-3,000 -2,000 -1,000 0,000 1,000 2,000 3,000 -2,500 -1,500 -0,500 0,500 1,500 2,500
ИПОРС, усл ед.
■ Класс 1 Класс 2 1 Класс 3
По оси абсцисс отложена величина ИПОРС, по оси ординат — вероятность идентификации класса рабочей среды.
Вероятностная номограмма оценки рабочей среды водителей транспортных средств
ладал высокий уровень изменения рабочей среды (класс 1 — 56 %), в автобусах марки ЛиАЗ — средний (класс 2 — 47 %), в микроавтобусах ГАЗель — низкий (класс 3 — 74 %).
Для сравнения оценок в табл. 3 приведены средние значения физических и химических факторов, а также классы условий труда в соответствии с Р 2.2.2006 — 05 и ИПОРС в различных типах автобусов.
Как следует из приведенных в табл. 3 данных, наибольшему уровню интегрального показателя оценки рабочей среды, которому соответствует наихудший класс условий труда (3 класс 3-й
степени) с учетом комбинированного действия физических и химических факторов, отмечается в автобусах марок Scania, Volvo, Mersedes, наименьший (3 класс 1-й степени) — в микроавтобусах марки ГАЗель. Промежуточное положение занимают автобусы марки ЛиАЗ, условия труда в данных автобусах с учетом комбинированного действия физических и химических факторов определены как вредные 2-й степени (3.2).
Как следует из результатов исследования, наибольший уровень ИПОРС, а следовательно, наихудшие условия труда с учетом комбинированного действия физических и химических факторов наблюдаются у водителей автобусов с высокой степенью изношенности (Scania 1987 —1988 гг. выпуска с пробегом 1 —1,5 млн км; Volvo 1988 —1989 гг. выпуска с пробегом 1 —1,5 млн км; Mersedes-Benz 1996—1998 гг. выпуска с пробегом 500 тыс. км—1 млн км). В автобусах марки ЛиАЗ (2004—2006 гг. выпуска с пробегом 50—250 тыс. км) наблюдается средний уровень рабочей среды, при котором параметры физических факторов находятся на уровне либо несколько ниже предельно допусти-
Т а б л и ц а 2
Встречаемость классов рабочей среды в автобусах раз-0/
личного типа, %
Тип автобуса Класс рабочей среды
1 2 3
Scania, Volvo, Mersedes 56 36 8
ЛиАЗ 12 47 41
Газель 0 26 74
Т а б л и ц а 4
Сопоставление классов рабочей среды, рассчитанных на основе определения показателя ИПОРС и в соответствии с Руководством Р 2.2.2006—05
Т а б л и ц а 3
Средние показатели физических и химических факторов, ИПОРС и классы условий труда в различных типах автобусов
Фактор рабочей среды и трудового процесса / класс условий труда по данному фактору Тип автобуса Уровень доверительной вероятности различия
Scania, Volvo, Mersedes ЛиАЗ Газель
Шум, дБА 70,12 3.2 60 3.1 59 2 0,001
Инфразвук, дБ 72 2 73 2 67 2 0,03
Вибрация, дБ 80 3.2 76 2 74 2 0,001
Оксид углерода, мг/м3 28,46 3.1 25 3.1 24 3.1 0,13
Оксиды азота, мг/м3 5,6 3.1 5,8 3.1 5,1 2 0,73
Углеводороды алифатические предельные, мг/м3 311 3.1 312 3.1 300 2 0,13
Класс условий труда с учетом комбинированного действия физических и химических факторов 3.3 3.2 3.1
ИПОРС (класс рабочей среды) 1,56 (высокий) -0,32 (средний) -1,21 (низкий) 0,00001
Класс рабочей среды по ИПОРС Класс условий труда согласно Р 2.2.2006—05 Общая гигиеническая оценка условий труда согласно Р 2.2.2006—05
с учетом комбинированного действия физических и химических факторов по показателям тяжести трудового процесса по показателям напряженности трудового процесса
1. Высокий (ИПОРС > 1,5) 3.3 3.3 3.3 3.4
2. Средний -0,7 < ИПОРС < 1, 5 3.2 3.3 3.3 3.4
3. Низкий ИПОРС< -0,7 3.1 3.3 3.3 3.4
мых уровней, а средние значения концентраций химических веществ превышают предельно допустимые. В ГАЗелях показатель оценки рабочей среды наименьший, то есть условия труда с учетом комбинированного действия физических и химических факторов в этом виде транспорта лучше чем в остальных исследованных группах автобусов. Но, тем не менее, по химическому фактору они не отвечают гигиеническим требованиям (концентрации оксидов азота и углеводородов алифатических предельных находятся на границе предельно допустимых, а среднее содер-
жание оксида углерода составляет 1,2 ПДК), то есть они относятся к низкому классу по величине ИПОРС и соответствуют вредному классу 3.1.
Однако при определении общей гигиенической оценки условий труда водителей согласно Руководства Р 2.2.2006—05 с учетом действия факторов трудового процесса (тяжести и напряженности), которые в ходе исследования оценены как вредные 3 степени (3.3), все три класса рабочей среды, различающиеся по ИПОРС, сводятся к одному — вредному классу 4-й степени — 3.4 (табл. 4).
Приведенные в табл. 4 данные позволяют считать наиболее значимыми вредными факторами для водителей автобусов тяжесть и напряженность трудового процесса, которые будучи оцененными для водителей, как вредные 3-й степени (3.3), повышают общую гигиеническую оценку условий труда до вредного класса 4-й степени (3.4) водителей всех типов исследуемых автобусов.
В ы в о д ы. 1. Представлена классификация рабочей среды в различных типах автобусов, осуществляющих внутригородские пассажирские перевозки. Показано, что на условия труда существенное влияние оказывает степень изношенности транспорта и его марка. 2. Разработан интегральный показатель оценки рабочей среды, который позволяет сделать заключение о ее состоянии и дать сравнительную оценку среды в различных видах транспорта. Величины интегрального показателя оценки рабочей среды могут служить основанием для определения класса условий труда по степени их вредности и опасности с учетом комбинированного действия физических и химических факторов. 3. Наиболее значимыми вредными факторами,
которые влияют на общую гигиеническую оценку условий труда водителей автобусов, являются тяжесть и напряженность трудового процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобров А.Ф., Миронкина Ю.Н. // Информационные технологии. М.: Машиностроение, 1998. № 3.
С. 41—47.
2. Енюкова И.С. // Финансы и статистика, 1989.
3. Игонин Е.Г., Катаева В.А., Попкова А.М. и др. // Материалов VI Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». 2007. С. 104—106.
4. Измеров Н.Ф. // Материалы «Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию Ростовского областного центра профпатологии». 2008.
С. 5—10.
5. Ким Дж.-О., Мьюллер Ч.У., Клекка У.Р. и др. / Под ред. И.С. Енюкова. М.: Финансы и статистика.
1989.
6. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006—05.
Поступила 19.05.09
УДК 658.347-032.41
А.Г. Лексин
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора Минздравсоцразвития РФ, Москва
Обосновывается необходимость включения в технические регламенты на подвижной состав железнодорожного транспорта требований по санитарно-эпидемиологической безопасности систем жизнеобеспечения кабины машиниста (система обеспечения микроклимата, вибро- и шумозащита, освещение, эргономика рабочего места и т. п.) во вновь изготавливаемых и модернизированных локомотивах.
Ключевые слова: технические регламенты, кабина машиниста, вредные производственные факторы, санитарно-эпидемиологическая безопасность, система жизнеобеспечения, безопасность движения.
A.G. Lexin. Sanitary epidemiologic safety and technical regulations on railway transport. The
author necessitated that requirements on sanitary and epidemiologic safety of life support systems for engine driver cabin (microclimate maintainance system, protection from vibration and noise, illumination, workplace ergonomics, etc) should be included into technical regulations for railway vehicles, both newly constructed and modernized.
Key words: technical regulations, engine driver cabin, occupational hazards, sanitary and epidemiologic safety, life support systems, traffic safety.