УДК 331.443:612-055:662.74
Н. К. Смагулов1, Ж. Т. Алпысбаева2
ОЦЕНКА РАБОЧЕГО НАПРЯЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
КОКСОХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
1Карагандинский государственный медицинский университет, дом 40, ул. Гоголя, Караганда 100008, Казахстан ^Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда, д. 18, ул. Кравцова, Астана 010000, Казахстан
Статья посвящена оценке рабочего напряжения у рабочих основных и вспомогательных профессий коксохимического производства. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что производственная деятельность рабочих коксохимического производства, протекающая в условиях воздействия неблагоприятной производственной среды, отражается на их работоспособности. У рабочих основных профессий отмечается увеличение уровня функционального напряжения ЦНС; снижение концентрации внимания и его переключаемость, общей работоспособности, в отличие от рабочих вспомогательных профессий, у которых производственная деятельность отражается на уровне напряжения сердечно-сосудистой системы и нервно-мышечного аппарата.
Ключевые слова: коксохимическое производство, условия труда, работоспособность, уровень напряжения организма.
N.K. Smagulov1, Zh.T. Alpysbayeva2. Evaluating work intensity in major and auxiliary occupations of by-product coke industry
'Karaganda State Medical University, 40, Gogol str., Karaganda 100008, Kazakhstan
^Republican Research Institute for labor protection, 18, Kravtsova str., Astana 010000, Kazakhstan
The article covers evaluation of work strain in major and auxiliary occupations of by-product coke industry. The study results conclude that occupational activity of by-product coke industry workers, under exposure to occupational hazards, affects the workers' performance. Major occupations workers demonstrate higher level of functional strain of CNS, poor concentration of attention and lower ability to switch over, decreased general performance, vs. the auxiliary occupations workers who demonstrated increased cardiovascular and neuro-muscular strain due to occupational activity.
Key words: by-product coke industry, work conditions, performance, body strain level.
В металлургии имеет место многофакторное воздействие на рабочих вредных условий труда. В связи с этим, ряд авторов обосновывают необходимость разработки новой методологии, современных критериев оценки многофакторного воздействия для научного обоснования мер профилактики [7].
Одним из основных направлений современной медицины является изучение комплексного влияния различных факторов техногенной, рабочей и социальной среды на уровень общественного и профессионального здоровья. При этом особое значение приобретает разработка и использование современных адекватных методов оценки воздействия вредных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работающего населения [4]. В этой связи немаловажной гигиенической проблемой остается построение комплексной модели, отражающей взаимосвязь факторов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние организма рабочих в зависимости от профессиональной принадлежности [2].
Цель работы — выявить влияние неблагоприятных факторов производственной среды на организм
рабочих в процессе трудовой деятельности в зависимости от профессий.
Материалы и методы исследования. Объектами исследования были рабочие коксохимического производства АО «Арселор Миттал — Темиртау». Были взяты рабочие основных (тоннельщик, рамповщик, барильетчик, газовщик, дверевой, люковой) всего 163 человека и вспомогательных (слесарь, сварщик, токарь, ремонтник) профессий — 141 человек.
Физиологические исследования, проводимые до и после рабочей смены, включали: 1) измерение частоты пульса (ЧП); 2) систолического (САД) и диа-столического (ДАД) артериального давления; 3) ручная динамометрия с определением максимальной мышечной силы и мышечной (статической) выносливости; 4) изучение умственной работоспособности с помощью корректурной пробы (кольца Ландольта) с вычислением показателей — количество переработанной информации (О), количество переработанной информации на 1 знак время, затраченное на выполнение теста; 5) оценка работоспособности по анкетам WAI — индекс работоспособности [8]; 6) вычисление индекса физического состояния человека —
ИФС = (700-3хЧП - 2,5х(ДАД + (САД - ДАД)/ /3) -2,7хВозраст + 0,28хМасса тела) / (350-2,6хВоз-раст + 0,21хРост) [3]; 7) анкетирование, включающее перечень вопросов гигиенического, профессиографи-ческого и психологического характера.
Математическая обработка проводилась при помощи стандартного пакета программ статистики [5].
Результаты и их обсуждение. Выявлено, что рабочие основных профессий КХП подвергаются со-четанному воздействию комплекса неблагоприятных производственных факторов (тепловое излучение, повышенная температура рабочей среды, вредные химические вещества, тяжесть и напряженность труда, пыль, шум, вибрация). Гигиеническая оценка, проведенная по результатам аттестации рабочих мест, показала, что только профессия рамповщик соответствовала 3-й степени 3-го класса (3.3), а остальные профессиональные группы (тоннельщик, барильетчик, газовщик, дверевой, люковой) соответствовали 4-му классу — опасные (экстремальные) условия труда [6]. В то же время 4 класс опасности обусловлен преимущественно температурным фактором, что предопределяется технологическими особенностями получения кокса, так как с помощью термической переработки каменного угля получают кокс и цепные химические продукты. По остальным химическим и физическим параметрам класс был в пределах 3.1-3.2 и характеризовался как вредный. Класс тяжести и напряженности труда, по данным аттестации, был в пределах 2-3.1. Однако не следует забывать и тот факт, что сочетанное воздействие неблагоприятных факторов условий труда (химические вещества, шум, вибрация, пыль) и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда) приводит, как правило, к потенцированию неблагоприятных изменений со стороны основных систем организма [1].
Как показали результаты исследования, в процессе производственной деятельности у рабочих основных и вспомогательных профессий отмечаются признаки утомления, и степень их выраженности зависит от особенностей трудовой деятельности. Со стороны сердечно-сосудистой системы у рабочих основных профессий отмечалось увеличение показателей артериального давления в процессе трудовой деятельности, но более выраженные изменения отмечались у рабочих вспомогательных профессий. Если у рабочих основных профессий (табл. 1) до работы САД в среднем составляло 122,6 ± 3,4 мм.рт.ст., то в конце работы отмечалось увеличение до 128,7 ± 2,2 мм.рт.ст., хотя различия и не имели статистической достоверности (р<0,1). В тоже время значения ДАД в динамике рабочей смены имели достоверные различия: до работы в среднем ДАД составляло 78,9 ± 2,47 мм.рт.ст., после 85,8 ± 1,74 мм.рт.ст. (р<0,05). Частота пульса изменялась незначительно .
У рабочих вспомогательных профессий отмечалось достоверное увеличение в течение рабочей смены как САД, так и ДАД. Если до работы САД в среднем составляло 117,2 ± 3,3 мм рт. ст. (ДАД — 85,5 ± 2,86
мм рт. ст.), то в конце смены отмечалось достоверное увеличение до 125,5 ± 2,4 мм рт. ст. (93,3 ± 3,16 мм рт. ст., р<0,05). Проведенный анализ показал, что производственная деятельность у рабочих вспомогательных профессий более выражено отражается на функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы, существенно влияя на показатели артериального давления.
Таблица 1
Динамика показателей сердечно-сосудистой системы рабочих
Показатель Основные профессии Вспомогательные профессии
до работы после до работы после
САД 122,6 ± 3,4 128,7 ± 2,2 117,2 ± 3,3 125,5 ± 2,4*
ДАД 78,9 ± 2,47 85,8 ± 1,74* 85,5 ± 2,86 93,3 ± 3,16*
ЧП 82,4 ± 2,37 84,7 ± 3,0 81,6 ± 3,22 87,8 ± 2,56
Примечание. * — различия по сравнению с до рабочим уровнем достоверны (Р<0.05)
Также со стороны показателей нервно-мышечного аппарата выраженные изменения отмечались у рабочих вспомогательных профессий, при этом различия имели место не только в мышечной силе, но и в мышечной выносливости. Если уровень мышечной силы у рабочих вспомогательных профессий до смены в среднем составлял 65,6 ± 2,86 кг, то после работы отмечалось достоверное снижение до 53,1 ± 3,28 кг (р<0,05). Подобная картина отмечалась по показателям, характеризующим мышечную выносливость, — до работы ее средний уровень составлял 45,4 ± 2,93 с, после работы — 31,9 ± 3,09 с (р<0,05). У рабочих основных профессий достоверных изменений в течение рабочей смены по показателям нервно-мышечного аппарата не отмечалось.
Оценка произвольного внимания и темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности (по кольцам Ландольта) показала, что более выраженные сдвиги отмечались у рабочих основных профессий. В процессе трудовой деятельности отмечалось снижение работоспособности, о чем свидетельствуют такие показатели как количество переработанной информации (0) и время ее переработки (1:). Если до работы 0_и 1 составляли в среднем 194,3 ± 2,08 знаков и 2,89 ± 0,12 усл. ед. соответственно, то после работы отмечалось достоверное снижение количества переработанной информации до 180,9 ± 1,23 знаков и время переработки информации 3,31 ± 0,19 усл. ед. (р<0,05). У рабочих вспомогательных профессий также отмечается снижение работоспособности ЦНС, но не так выражено как у рабочих основных профессий. Об этом свидетельствует динамика числа сделанных ошибок при выполнении теста — отмечалось достоверное увеличение с 5 ± 0,83 знаков до работы до 8 ± 1,16 знаков после нее (р<0,05, табл. 2). Следовательно, трудовая деятельность у рабочих основных профессий
оказывает более выраженное негативное влияние на уровень функционального напряжения ЦНС, в части концентрации внимания и его переключаемости, чем у рабочих вспомогательных профессий.
Таблица 2
Динамика показателей умственной работоспособности рабочих
Показатель Основные профессии Ремонтные профессии
до работы после до работы после
Q 194,3 ± 2,08 180,9 ± 1,23* 199,6 ± 1,96 195,4 ± 1,75
q 0,973 ± 0,065 0,896 ± 0,043 1,0 ± 0,061 0,976 ± 0,06
t 2,89 ± 0,12 3,31 ± 0,19* 3,26 ± 0,2 3,33 ± 0,21
Ошибки 5,75 ± 1,12 6,11 ± 0,58 5,0 ± 0,83 8,0 ± 1,16*
Примечание. * — различия по сравнению с до рабочим уровнем достоверны (р<0,05)
Оценка индекса функционального состояния не выявила достоверных различий у профессиональных групп, при этом по количественной оценке физическое состояние рабочих соответствует уровню «ниже среднего». В то же время оценка уровня работоспособности по анкете WAI показала достоверные различия у профессиональных групп. У рабочих основных профессий уровень работоспособности (33,9 ± 0,78 усл. ед.) был достоверно ниже, чем у рабочих вспомогательных профессий (37,8 ± 1,29 усл. ед., р<0,05). В соответствие с оценочными категориями уровень работоспособности рабочих основных профессий соответствовал уровню «умеренный», в то время как у рабочих вспомогательных профессий он соответствовал уровню «хороший».
При оценке функционального состояния работающего в производственных условиях наряду с объективными исследованиями необходимы также субъективные: опросы работников о характере трудовой деятельности, степени усталости, времени ее наступления, образа жизни работников и т. д.
Проведенный анкетный опрос показал следующее: на вопрос «Как вы оцениваете условия труда?» группа рабочих, непосредственно контактирующая с неблагоприятными факторами производственной среды (основные рабочие профессии), отвечает «неудовлетворительные» — 56,7% и «удовлетворительные» 36,7%. Рабочие, занимающиеся ремонтом и наладкой оборудования и контактирующие с производственными факторами не постоянно (вспомогательные рабочие профессии), в большинстве оценивают условия труда как удовлетворительные — 54,5% и лишь 36,4% как неудовлетворительные.
При этом важно отметить, что основными факторами, негативно влияющими на трудовую деятельность (в порядке убывания), являются: — шум —
84,1% респондентов, высокая температура — 79,5%, вибрация — 68,2%, запыленность — 65,9%, загазованность — 59,1%, низкая освещенность — 47,7%, сквозняки — 22,7%, влажность воздуха — 45,5% опрошенных.
На вопрос «Как оцениваете свою утомляемость на работе?» различия в оценке были выявлены в профессиональных группах.
У основных профессий большинство респондентов не отмечали особой усталости (48,6%), треть уставала умерено (31,4%) и лишь 17,1% очень уставали. У рабочих вспомогательных профессий 81,8% умеренно уставали и по 9,1% очень уставали или не отмечали особой усталости.
Первые признаки утомляемости 60,9% респондентов испытывают через 4-6 часов с начала рабочей смены, 34% — через 2-4 часа, 2,2% — через 2 часа либо в конце смены.
Среди профессиональных групп также имелись существенные различия в оценке состояния здоровья. У основных профессий отмечается паритетное распределение оценок: 29,4% — хорошее, по 35,3% удовлетворительное и плохое. У вспомогательных профессий более половины респондентов (54,5%) отметили свое состояние здоровья как хорошее, 18,2% — как удовлетворительное и 27,3% — плохое.
Таким образом, представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что производственная деятельность рабочих коксохимического производства, протекающая в условиях воздействия неблагоприятной производственной среды, отражается на работоспособности рабочих.
Выводы. 1. Производственные факторы негативно отражаются на адаптивных процессах и уровне функционального напряжения организма рабочих в процессе производственной деятельности. Степень выраженности уровня функционального напряжения организма зависит от длительности контакта с вредными факторами и степени непосредственного участия в управлении и обслуживании основного технологического процесса. 2. У рабочих основных профессий отмечается увеличение уровня функционального напряжения ЦНС, снижение концентрации внимания и его переключае-мость, снижение общей работоспособности, в отличие от рабочих вспомогательных профессий, у которых производственная деятельность отражается на уровне напряжения сердечно-сосудистой системы и нервно-мышечного аппарата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (см. REFERENCES п. 8)
1. Горская Т.В., Потоцкий Е.Л., Ильницкая А.В. // Металлург. — 2006. — № 3. — С. 25-27.
2. Красовский В.О., Красовский В.О., Аминова ГГ // Мед. труда. — 2004. — № 1. — С. 22-26.
3. Пирогова Е.А., Иващенко Л.А., Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. — Киев: Здоров'я, 1986. — 152 с.
4. Рахманин Ю.А., Румянцев Г.И., Новиков С.М. // Гиг. и сан. — 2001. — №б. — С. 3-7.
б. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ Statistica. — M.: MедиаСфера, 2006. — 312 с.
6. Pyководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. P 2.2.2006-0б. — M., 200б.
7. Харитонов В.И. Профилактика интенсивного многофакторного воздействия вредных условий труда работающих в кузнечном производстве: автореф. дисс. д-ра мед. наук. — M., 1996. — 48 с.
REFERENCES
1. Gorskaya TV, Pototskiy E.L., Il'nitskaya A.V. // Metallurg. — 2006. — 3. — P. 2б-27 (in Russian).
2. Krasovskiy V.O., Krasovskiy V.O., Aminova G.G. // Industrial medicine. — 2004. — 1. — P. 22-26 (in Russian).
3. Pirogova E.A., Ivashchenko L.A., Strapko N.P. Influence of physical exercises on human performance and health. — Kiev: Zdorovja, 1986. — 1б2 p. ( in Russian).
4. Rakhmanin Yu.A., Rumyantsev G.I., Novikov S.M. // Gig. i san. — 2001. — б. — P. 3-7 (in Russian).
5. Rebrova O.Yu. Statistic analysis of medical data. Use of applied software package Statistica. — Moscow: MediaSfera, 2006. — 312 p. (in Russian).
6. Manual on hygienic evaluation of working environment and working process factors. Criteria and classification of work conditions. R 2.2.2006-05. — Moscow, 2005 (in Russian).
7. Haritonov V.I. Prophylaxis of intense multifactorial influence of work hazards on blacksmith production workers: diss. — Moscow, 1996. — 48 p. (in Russian).
8. Juhani Ilmarinen. The Work Ability Index //Occup. Med. — 2007. — P. 57-160.
Поступила 01.09.2014
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Смагулов Нурлан Кемельбекович;
проф. каф. гиг. питания, общ. гигиены и экологии КГМУ д-р мед. наук, проф. E-mail: [email protected] Алпысбаева Жаннат Тулендиновна;
ст. науч. сотр. лаб. мониторинга усл. труда РГКП «Республиканский научно-иссл. ин-т по охране труда Минтруда и соцзащиты населения Республики Казахстан», канд. биол. наук. E-mail: [email protected].
УДК 616.24-008.4:574 (574.31)
Л.К. Ибраева1, А.У Аманбекова1, Л.Г. Тургунова2, Е.М. Ларюшина2
ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У НАСЕЛЕНИЯ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
'РГКП «Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний» Министерства здравоохранения и социального развития,
дом 15, ул. Мустафина, Караганда 100027, Казахстан 2 Карагандинский государственный медицинский университет, дом 40, ул. Гоголя, Караганда 100008, Казахстан
Изучено влияние экологических факторов на развитие заболеваний органов дыхания у населения урбанизированных территорий Республики Казахстан. Проведенный многомерный (корреляционный и регрессионный) анализ позволяет судить о том, что в развитии хронической обструктивной болезни легких играет роль высокая концентрация диоксида азота в атмосферном воздухе (r=-0,75; р=0,005) в городах Темиртау, Усть-Каменогорск и Актау, высокое содержание свинца в седиментированной пыли (r=0,64; р=0,02) в городах Темиртау, Усть-Каменогорск и Экибастуз.
Ключевые слова: экологические факторы, заболевания органов дыхания, урбанизированные территории.
L.K. Ibrayeva1, A.U. Amanbekova1, L.G. Turgunova2, E.M. Lariushina2. Influence of ecologic factors on respiratory diseases in urban residents of Kazakhstan Republic
1RSGE «National center of Industrial hygiene and Occupational diseases» of Ministry of Healthcare and Social Development, 15, Mustafin str., Karaganda 100027, Kazakhstan
^Karaganda State Medical University, 40, Gogol str., Karaganda 100008, Kazakhstan