Научная статья на тему 'Оценка психологической реабилитации пациентов с повышенным уровнем рвотного рефлекса на стоматологическом приеме'

Оценка психологической реабилитации пациентов с повышенным уровнем рвотного рефлекса на стоматологическом приеме Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ РВОТНОГО РЕФЛЕКСА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / INCREASED VOMITING REFLEX / PSYCHOLOGICAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стрелков Н. Н., Набатчикова Людмила Павловна, Митин Н. Е.

В работе проводятся исследования динамики уровня тревожности до и после ортопедического стоматологического лечения пациентов с повышенным уровнем рвотного рефлекса. Изучено влияние положительного опыта ортопедического лечения на психологический статус стоматологического пациента с повышенным уровнем рвотного рефлекса. Проведенные корректно клинические этапы ортопедического лечения позволяют пациентам почувствовать себя полноценными, адаптированными в социуме личностями. Грамотная врачебная тактика ведения таких пациентов дает профилактический эффект при будущем стоматологическом лечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стрелков Н. Н., Набатчикова Людмила Павловна, Митин Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessmentof psychological rehabilitation of patients with the increased vomitting reflex during dental examination

Results of anxiety level investigation before and after orthopedic dental treatment of patients with the increased vomiting reflex are presented in this study. The aim: to asses positive experience influence of orthodontic treatment on the psychological status of a dental patient having the increased vomiting reflex level. Clinical stages of the proper orthopedic treatment allow them to feel fully human, adapted to the society and to have the prophylactic effect for the next dental procedures.

Текст научной работы на тему «Оценка психологической реабилитации пациентов с повышенным уровнем рвотного рефлекса на стоматологическом приеме»

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ РВОТНОГО РЕФЛЕКСА НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ

Н.Н. Стрелков, Л.П. Набатчикова, Н.Е. Митин

Кафедра ортопедической стоматологии и ортодонтии Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова ул. Семашко, 2, Рязань, Россия, 390005

В работе проводятся исследования динамики уровня тревожности до и после ортопедического стоматологического лечения пациентов с повышенным уровнем рвотного рефлекса. Изучено влияние положительного опыта ортопедического лечения на психологический статус стоматологического пациента с повышенным уровнем рвотного рефлекса. Проведенные корректно клинические этапы ортопедического лечения позволяют пациентам почувствовать себя полноценными, адаптированными в социуме личностями. Грамотная врачебная тактика ведения таких пациентов дает профилактический эффект при будущем стоматологическом лечении.

Ключевые слова: повышенный уровень рвотного рефлекса, психологическая реабилитация.

Полноценный качественный уровень стоматологического здоровья невозможен без вмешательства врача-стоматолога, однако люди, обладающие повышенным уровнем рвотного рефлекса (ПУРР) испытывают дискомфорт при проведении лечебно-профилактических стоматологических процедур [2, 4, 5].

Методами малой психотерапии, применяемыми на стоматологическом приеме, можно реабилитировать психоэмоциональное напряжение пациентов с ПУРР [8, 10, 11].

На данный момент не изучено влияние успешного ортопедического лечения на уровень тревожности у пациентов с ПУРР, не изучена возможность моделирования психоэмоционального состояния с низкой степенью тревожности [1, 3, 6, 7].

Цель работы заключается в изучении влияния положительного опыта ортопедического лечения на психологический статус стоматологического пациента с повышенным уровнем рвотного рефлекса. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

— провести психологические исследования личностной и реактивной тревож-ностей с применением соответствующих тестов до и после ортопедического лечения пациентов с ПУРР;

— оценить реабилитационные возможности методов малой психотерапии у лиц с ПУРР.

Материалы и методы. Проведено исследование тревожности, а также лечение 57 пациентов, нуждающихся в съемных протезах, до и после ортопедического лечения. Стандартное обследование включало определение диагноза, составление плана лечения, после чего пациентам проводили психологическое исследование в виде тестирования [9, 12, 13].

Методика исследования уровня тревожности по Ч.Д. Спилбергеру, Ю.Л. Ханшу. Данная методика является достоверным способом оценки уровня базового, устойчивого уровня тревожности (личностная тревожность) и уровня тревожности «здесь и сейчас» (реактивной тревожности). Личностная тревожность характеризуется как постоянная способность реагировать на окружающую действительность и воспринимать ряд ситуаций как «опасные», рефлексируя возникновением тревоги. Реактивная тревожность характеризуется нервозностью, психологическим напряжением, чувством беспокойства.

Высокий уровень реактивной тревожности способен спровоцировать человека на неадекватные поступки, нарушить концентрацию внимания, тонкую координацию. Выявлена зависимость между высоким уровнем реактивной тревожности и эмоциональными и невротическими срывами, корреляция с психосоматическими заболеваниями.

Сама по себе тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный ее уровень является естественным и обязательным свойством активной личности, но при этом существует все же оптимальный, индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Тест состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (высказывания номер 1-20) и личностную (высказывания номер 21-40) тревожность.

Тест для определения реактивной тревожности

1. Я спокоен........................................................................... ... 1 2 3 4

2. Мне ничто не угрожает.................................................... ... 1 2 3 4

3. Я нахожусь в напряжении ............................................... ... 1 2 3 4

4. Я испытываю сожаление ................................................. ... 1 2 3 4

5. Я чувствую себя свободно............................................... ... 1 2 3 4

6. Я расстроен ....................................................................... ... 1 2 3 4

7. Меня волнуют возможные неудачи ............................... ... 1 2 3 4

8. Я чувствую себя отдохнувшим ....................................... ... 1 2 3 4

9. Я встревожен..................................................................... ... 1 2 3 4

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения .... ... 1 2 3 4

11. Я уверен в себе.................................................................. ... 1 2 3 4

12. Я нервничаю ...................................................................... ... 1 2 3 4

13. Я не нахожу себе места.................................................... ... 1 2 3 4

14. Я взвинчен......................................................................... ... 1 2 3 4

15. Я не чувствую скованности, напряженности................. ... 1 2 3 4

16. Я доволен ........................................................................... ... 1 2 3 4

17. Я озабочен ......................................................................... ... 1 2 3 4

18. Я слишком возбужден и мне не по себе......................... ... 1 2 3 4

19. Мне радостно ................................................................... ... 1 2 3 4

20. Мне приятно ..................................................................... ... 1 2 3 4

Где ответы строятся следующим образом:

1 — нет, это не так

2 — пожалуй так

3 — верно

4 — совершено верно

Стрелков Н.Н., Набатчикова Л.П., Митин Н.Е. Оценка психолгической реабилитации пациентов.

Тест для оценки личностной тревожности

1. Я испытываю удовольствие................................................ 1 2 3 4

2. Я очень быстро устаю ......................................................... 1 2 3 4

3. Я легко могу заплакать ....................................................... 1 2 3 4

4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие...... 1 2 3 4

5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно

быстро принимаю решения ................................................ 1 2 3 4

6. Обычно я чувствую себя бодрым....................................... 1 2 3 4

7. Я спокоен, хладнокровен и собран .................................... 1 2 3 4

8. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат............... 1 2 3 4

9. Я слишком переживаю из-за пустяков .............................. 1 2 3 4

10. Я вполне счастлив ............................................................... 1 2 3 4

11. Я принимаю все слишком близко к сердцу ...................... 1 2 3 4

12. Мне не хватает уверенности в себе ................................... 1 2 3 4

13. Обычно я чувствую себя в безопасности.......................... 1 2 3 4

14. Я стараюсь избегать критических ситуаций

и трудностей......................................................................... 1 2 3 4

15. У меня бывает хандра ......................................................... 1 2 3 4

16. Я доволен.............................................................................. 1 2 3 4

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня ..................... 1 2 3 4

18. Я так сильно переживаю свои разочарования,

что потом долго не могу о них забыть .............................. 1 2 3 4

19. Я уравновешенный человек................................................ 1 2 3 4

20. Меня охватывает сильное беспокойство,

когда я думаю о своих делах и заботах ............................. 1 2 3 4

Где ответы строятся следующим образом:

1 — почти никогда

2 — иногда

3 — часто

4 — почти всегда

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формуле Т = ^ - Е2 + 35, где в случае РТ ^ — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Ъ2 — сумма зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20), а в случае ЛТ ^ — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Х2 — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Тест можно использовать для психологической диагностики и психокоррек-ционной и психореабилитационной деятельности. Может быть использован для оценки психологической реабилитации пациентов.

Результаты и обсуждение

Результаты оценки уровня тревожности. При оценке уровня тревожности было опрошено 57 пациентов в возрасте от35 до 60 лет, гендерный состав не учитывался. Уровень личностной тревожности, принятый за базовый, оказался среднего уровня, что свидетельствует о примерно однородной группе по данному признаку.

Уровень реактивной тревожности перед началом стоматологического лечения составил 15% респондентов — высокий уровень, 85% — умеренный уровень.

Рис. 1. Уровень реактивной тревожности до ортопедического лечения

Исследования, проводимые после стоматологического лечения, показали, что с умеренным уровнем тревожности — 58% опрошенных, с низким уровнем — 42%.

Рис. 2. Уровень реактивной тревожности после ортопедического лечения

Прослеживается четкая динамика снижения уровня реактивной тревожности. После ортопедического лечения количество опрошенных с низким уровнем реактивной тревожности увеличилось с 0% до 42%. Высокий уровень реактивной тревожности не был выявлен ни у одного пациента с ПУРР после успешного ортопедического лечения.

Выводы

1. Грамотное ортопедическое лечение пациентов с ПУРР с использованием психологического пособия позволяет снизить уровень реактивной тревожности. Состояние низкого уровня реактивной тревожности позволяет благополучно проводить ранее недоступные лечебные манипуляции.

2. Клинические этапы ортопедического лечения пациентов с ПУРР, проведенные корректно, позволяют последним почувствовать себя полноценными, реабилитированными, адаптированными в социуме личностями. Также грамотная

СтрелковН.Н., Набатчикова Л.П., Митин Н.Е. Оценка психолгической реабилитации пациентов...

врачебная тактика ведения данной группы пациентов дает профилактический эффект при будущем стоматологическом лечении.

3. Сочетанное использование методов малой психотерапии и акцентуации пациентов с ПУРР на опыте положительного лечения приводит к психологической реабилитации лиц с высоким уровнем реактивной тревожности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Амяловская Е.Н. Психопрофилактика в стоматологии // Стоматология для всех. — 202. — № 4. — С. 42—44.

[2] Буров Н.Е. Тошнота и рвота в клинической практике (этиология, патогенез, профилактика и лечение) // Рус.мед.журн. — 2002. — Т. 10. — № 8—9. — С. 390—394.

[3] Квасенко А.В. Психологическое состояние пациента на стоматологическом приеме // Психология больного. — Л., 1980. — С. 150—165.

[4] Колмакова О.З., Шептулин А.А. Тошнота и рвота: алгоритм диагностики и лечения // Рос. журн. гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. — 2000. — Т. 10. — № 4. — С. 28—33.

[5] Яковенко Э.П., Григорьев П.Я., Агафонова Н.А. и др. Рвота и тошнота: патогенез, этиология, диагностика, лечение // Фарматека. — 2005. — № 1. — С. 58—61.

[6] Humphris G.M., Morrison T., Lindsay S.J.E. The Modified Dental Anxiety Scale: validation and United Kingdom norms // British Dental Journal. — 1995. — V. 12. — P. 143—150.

[7] Jackson C.P., Lindsay S.J.E. Reducing anxiety in new dental patients by means of leaflets // British Dental Journal. — 1995. — V. 179. — P. 163—167.

[8] Kent G. Anxiety, pain and type of dental procedure // Behaviour Research and Therapy. — 1984. — V. 22. — P. 465—469.

[9] Kent G. Memory of dental experiences as related to naturally occurring changes in state anxiety // Cognition and Emotion. — 1989. — V. 3. — P. 45—53.

[10] Kent G., Blinkhorn A.S. The Psychology of Dental Care. — Oxford: Wright, 1991.

[11] Lindsay S.J.E. Expectations of sensations. discomfort and fear in dental treatment // Behaviour Research and Therapy. — 1984. — V. 22. — P. 99—108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Moore R. Manifestations, acguisition and diagnostic categories of dental fear in a self-referred population // Behaviour Research and Therapy. — 1991. — V. 27. — P. 51—60.

[13] Scott D.S., Hirschman R. Psychological aspects of dental anxiety in adults // Journal of the American Dental Association. — 1982. — V. 104. — P. 27—31.

ASSESSMENTOF PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF PATIENTS WITH THE INCREASED VOMITTING REFLEX DURING DENTAL EXAMINATION

N.N. Strelkov, L.P. Nabatchikova, N.E. Mitin

Department of Prosthodontics and Orthodontics I.P. Pavlov Ryazan State Medical University

Semashko Str., 2, Ryazan', Russia, 390005

Results of anxiety level investigation before and after orthopedic dental treatment of patients with the increased vomiting reflex are presented in this study. The aim: to asses positive experience influence of orthodontic treatment on the psychological status of a dental patient having the increased vomiting reflex level. Clinical stages of the proper orthopedic treatment allow them to feel fully human, adapted to the society and to have the prophylactic effect for the next dental procedures.

Key words: increased vomiting reflex, psychological rehabilitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.