Шотшщфшиш (Бшкшртш
FsyAdDfldDgy (Off spdDirtts
УДК 159.91
ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Ежова Г.С.
Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта. Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, Томск. ORCID ID: 0000-0003-2486-9686. AuthorlD: 881242. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен анализ результатов исследования психоэмоционального состояния студентов специализации ОФП с помощью опросника САН до и после занятия физической культурой. В исследовании участвовали студенты гуманитарных факультетов Томского государственного, университета, специализации ОФП в возрасте от 17 до 20 лет (N=30). Большинство студентов специализации ОФП после занятия физической культурой оценили своего состояния «самочувствия», «активности» и «настроения» в диапазоне высоких значений, что говорит о благоприятном психоэмоциональном состоянии студентов после занятия.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, специализация ОФП, психоэмоциональное состояние, опросник САН
Введение. Психоэмоциональное
состояние - особая форма психических состояний человека. Состояния, которые регулируются эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения. Переживания с проявлением
эмоционального реагирования своего отношения к окружающей
действительности и к самому себе, относительно устойчивые переживания.
Эмоциональные состояния оказывают влияние на психическое состояние, на поведение, на общее состояние организма. Они воздействуют на процессы познания, развитие личности и на качество жизни.
Так, например, дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы, что может стать причиной снижения работоспособности. Чрезмерное проявление эмоций может вызвать состояние нервно-психического
напряжения и срыв высшей нервной деятельности [2].
Таким образом, психоэмоциональное напряжение может быть, с одной стороны, звеном мобилизации резервных возможностей организма, а с другой -патогенетическим звеном развития психосоматической патологии (например, пограничная артериальная гипертония, неврозы, кардионеврозы,
вегетососудистые дистонии и т.д.) [4].
Оптимальное эмоциональное
возбуждение является благоприятным условием для осуществления деятельности и для здоровья. Психоэмоциональное состояние - основа здоровья личности [1].
Актуальность. Таким
образом, является актуальным изучить психоэмоциональное состояние студентов на занятиях по дисциплине
физическая культура для предотвращения развития негативных последствий в состо-состоянии здоровья у студентов.
Задачи исследования:
1. Изучить психоэмоциональное состояние студентов специализации ОФП с помощью опросника САН до занятия (самочувствие, активность, настроение)
2. Изучить психоэмоциональное состояние студентов специализации ОФП с помощью опросника САН после занятия самочувствие, активность, настроение).
Организация и методы исследования
Исследование было проведено на факультете физической культуры Томского государственного университета на занятии по дисциплине физическая культура (специализация ОФП) в сентябре 2021 г.
На организационном этапе был проведен анализ научно-методической литературы с выявлением актуальных проблем и определением задач исследования, проведена выборка опросников, определяющих
психоэмоциональное состояние студентов, составлен дизайна исследования.
Основной этап исследования включал оценку психоэмоционального состояния у студентов специализации ОФП, с помощью опросника САН до и после занятия.
Студенты самостоятельно заполняли ответы на все вопросы опросника после предварительного инструктирования.
Тест САН — разновидность опросников состояний и настроений. Разработан сотрудниками Московского медицинского института имени И.М. Сеченова В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой,
В.Б. Шараем и М.П. Мирошниковым в 1973 г. [3]
Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов,
30
отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния
(самочувствие, настроение, активность).
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
Например, между парой утверждений «Самочувствие хорошее» и «Самочувствие плохое» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. В каждом случае, в отношении каждой пары утверждений Вы осуществляете свой выбор, отмечая необходимое значение шкалы «3 2 1 0 1 2 3». Учтите, что полюса шкалы постоянно меняются.
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий
неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).
Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие.
При интерпретации: самооценку считали низкой при результате менее 3,0
баллов; от 3,0 до 5,0 баллов - средней; бо-более 5,0 баллов - высокой Объект исследования: В наблюдении участвовали студенты гуманитарных факультетов Томского государственного, университета,
специализации ОФП в возрасте от 17 до 20 лет (N=30).
Все испытуемые были ознакомлены с полным содержанием исследования и дали свое добровольное информированное согласие.
Результаты исследования Было проведено исследование психоэмоционального состояния у студентов специализации ОФП с помощью опросника САН до и после занятия.
До начала занятия 16 студентов (53 %) и 14 студентов (47%) оценили свое «самочувствие» средними и высокими баллами соответственно.
Состояние «активности» большинство студентов 18 человек (60 %) оценили в
диапазоне средних значений (3-5 баллов), 9 человек (30 %) состояние «активности» оценили высокими баллами (> 5 баллов), остальные 3 человека (10 %) состояние «активности» оценили низкими баллами (< 3 баллов).
Свое состояние «настроения» до начала занятия 11 студентов (37 %) и 19 студентов (63 %) оценили средними и высокими баллами соответственно.
После занятия 20 студентов (67 %) и 10 студентов (33%) оценили свое «самочувствие» и состояние «активности» высокими и средними баллами соответственно.
«Настроение» большинство студентов 26 человек (более 80 %) после занятия оценили высокими баллами, 4 студента (13 %) оценили свое «настроение» после занятия в диапазоне средних значений. Результаты психоэмоционального
состояния студентов до и после занятия представлены на рисунке 1.
87%
Ш
ш
60% 1 I
зо%
Ц
63%
67%
67%
I
37% |
ЙЙ I
№ Ж
ш\
33% ||
т |
33%
ш II1
т |
ш
13% 8(8
самочувствие
активность
настроение
самочувствие
активность
настроение
до занятия
после занятия
II< 3 оаллов ->3-5 оаллов ■> 5оаллов
Результаты психоэмоционального состояния студентов специализации ОФП до и после
занятия
Обсуждение результатов и выводы
По результатам оценки уровня психоэмоционального состояния у студентов можно сделать вывод, что после занятия физической культурой
специализации ОФП уровень
психоэмоционального состояния у студентов повысился. Это находит отражение в оценке студентами своего состояния «самочувствия», «активности» и «настроения».
Большинство студентов после занятия оценили функциональные состояния опросника САН в диапазоне высоких значений, что говорит в целом о благоприятном психоэмоциональном
состоянии студентов после занятия и о том, что психологическая нагрузка на занятии физической культурой оказала положительное влияние на студентов.
Таким образом, представляет интерес студентов в конце учебного года.
повторить тестирование данной когорты
Литература
1. Антропов А.Ю. Основы диагностики психических расстройств / А.Ю. Антропов. Москва: «издательская группа ГЭОТАР медиа», 2010. 85 с.
2. Блинов Д.А. Влияние занятий физической культурой разной направленности на психоэмоциональное состояние студентов вуза / Д.А. Блинов // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 3. С. 41-42.
3. Замарина В.А. Состояния у студентов 2 курса основной и специальной медицинской групп в начале учебного года / В.А. Замарина // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ (Казань, 24-27 ноября 2016 года). Казань, 2016. С. 25-28.
4. Кривощеков С. Г. Функциональные резервы и состояния организма (краткий курс лекций) / С.Г. Кривощеков. Ухта: УГТУ, 2010. 79 с.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ежова Г.С. Оценка психоэмоционального состояния студентов специализации общая физическая подготовка / Г.С. Ежова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 3. С. 29-33.
Сведения об авторе Ежова Галина Сергеевна
Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта. Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, Томск. ORCID ID: 0000-0003-2486-9686. AuthorlD: 881242. E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 3, pp. 29-33.
ASSESSMENT OF THE PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS OF THE SPECIALIZATION GENERAL PHYSICAL TRAINING
Yezhova G.S.
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports. National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia. ORCID
ID: 0000-0003-2486-9686. AuthorlD: 881242. E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents an analysis of the results of a study of the psychoemotional state of students of the OFP specialization using the SAN questionnaire before and after physical education. The study involved students of the humanities faculties of Tomsk State University, specialization OFP at the age of 17 to 20 years (N=30). Most of the students of the OFP specialization after physical education assessed their state of "well-being", "activity" and "mood" in a range of high values, which indicates a favorable psycho-emotional state of students after the lesson.
Keywords: students, physical culture, specialization of OFP, psychoemotional state, SAN questionnaire
References
1. Antropov A.Yu. Osnovyi diagnostiki psihicheskih rasstroystv [Fundamentals of the diagnosis of mental disorders]. Moscow, 2010. 85 p. (In Russ.).
2. Blinov D.A. Vliyanie zanyatiy fizicheskoy kulturoy raznoy napravlennosti na psihoemotsionalnoe sostoyanie studentov vuza [The influence of physical culture classes of different orientation on the psycho-emotional state of university students]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2021, no. 3, pp. 41-42. (In Russ.).
3. Zamarina V.A. Sostoyaniya u studentov 2 kursa osnovnoy i spetsialnoy meditsinskoy grupp v nachale uchebnogo goda [Conditions of 2nd-year students of the main and special medical groups at the beginning of the academic year]. Fizicheskoe vospitanie i studencheskiy sport glazami studentov: materialyi II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem, posvyaschennoy 85-letiyu KNITU-KAI (Kazan, 24-27 noyabrya 2016 goda) [Physical education and student sports through the eyes of students: materials of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation dedicated to the 85th anniversary of KNITU-KAI (Kazan, November 24-27, 2016)]. Kazan, 2016. pp. 25-28. (In Russ.).
4. Krivoschekov S. G. Funktsionalnyie rezervyi i sostoyaniya organizma (kratkiy kurs lektsiy) [Functional reserves and body conditions (a short course of lectures)]. Ukhta, 2010. 79 p. (In Russ.).
Information about the author Yezhova Galina Sergeevna
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports. National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia. ORCID ID: 0000-0003-2486-9686. Author ID: 881242. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 18.11.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.11.2021.