Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ'

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ / ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТАНЕЦ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ТАНЦЕВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / TEACHER-CHOREOGRAPHER / DANCE ART / DANCE / DANCE TEACHER / PEDAGOGICAL COMPETENCIES / ASSESSMENT OF TEACHERS' COMPETENCIES / CHOREOGRAPHIC EDUCATION / TEACHING CHOREOGRAPHIC DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоханина Мария Евгеньевна

В данной статье разобраны различные методологии оценки профессиональных компетенций педагогов-хореографов в попытке сформировать наиболее актуальную и полноценную иерархию критериев оценивания профессионализма преподавателей танцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лоханина Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG TEACHERS-CHOREOGRAPHERS

This article analyzes various methodologies for assessing the professional competence of dance teachers in an attempt to form the most relevant and complete hierarchy of criteria for assessing the professionalism of dance teachers.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ»

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ

УДК 378

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -342-127-132

Мария Евгеньевна ЛОХАНИНА,

соискатель кафедры педагогики, психологии и философии Московского государственного института культуры, Химки, Московская область, Россия, e-mail: ml_home@mail.ru

Аннотация: В данной статье разобраны различные методологии оценки профессиональных компетенций педагогов-хореографов в попытке сформировать наиболее актуальную и полноценную иерархию критериев оценки профессионализма преподавателей танцев.

Ключевые слова: педагог-хореограф, танцевальное искусство, танец, преподаватель танцев, педагогические компетенции, оценка компетенций педагогов, хореографическое образование, преподавание хореографических дисциплин.

Для цитирования: Лоханина М. Е. Оценка профессиональных компетенций у педагогов-хореографов // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 3 (42). С. 127-132. https:// doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -342-127-132

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG TEACHERS-CHOREOGRAPHERS

Maria E. Lokhanina, PhD Student at the Department of Pedagogy, Psychology and Philosophy, the Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: ml_home@mail.ru

Abstract: This article analyzes various methodologies for assessing the professional competence of dance teachers in an attempt to form the most relevant and complete hierarchy of criteria for assessing the professionalism of dance teachers.

Keywords: teacher-choreographer, dance art, dance, dance teacher, pedagogical competencies, assessment of teachers' competencies, choreographic education, teaching choreographic disciplines.

For citation: Lokhanina M. E. Assessment of professional competencies among teachers-choreographers. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2021, no. 3 (42), pp. 127-132. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -342-127-132

В последние годы, в связи с возрастающим интересом к сфере танцевального искусства благодаря целенаправленным действиям государства, муниципалитетов и бизнеса, растёт и спрос на услуги педагогов-хореографов, но вместе с тем становятся строже требования к их про-

фессиональному уровню. Ю. А. Кившенко отмечает, что, по результатам проведённого им исследования, включавшего опрос потенциальных работодателей для педагогов-хореографов, существует острая «потребность в высокопрофессиональных специалистах», способных привлекать и удерживать учеников, и в связи с этим требуется «анализ и осмысление существующей системы подготовки специалистов» [2, с. 130].

При этом Л. А. Касиманова в работе 2019 года справедливо отмечает, что «исследований, рассматривающих содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов» существует «совсем немного» [1, с 124]. К тому же на данный момент практически все научные труды, по-свящённые оценке профессиональных компетенций и становлению педагогов-хореографов, сфокусированы преимущественно на компетенциях преподавателей классической балетной хореографии или, что реже, народного танца, хотя на данный момент доля этих направлений на общем рынке танцевальных услуг сравнительно невелика. Вдобавок, значимая часть подобных исследований отличается высокой степенью абстракции и порой бывает оторвана от реалий современной танцевальной среды. Между тем наличие творческой, организационной и педагогической составляющих действительно затрудняет осуществление оценки профессиональных компетенций у хореографов-преподавателей (к тому же, как подчёркивает Е. П. Мельникова, «проблема учёта результатов работы педагога-хореографа связана с определением критериев оценки и конечных результатов учебно-воспитательной работы» [3, а 90]), поэтому данному процессу необходима проработанная научная методологическая база.

В рамках данной статьи мы постараемся рассмотреть профессиональную личность педагога-хореографа и внутри, и вне академической среды, отмечая среди предложенных различными авторами критериев оценки те, которые, на наш взгляд, являются наиболее значимыми при осуществлении практической педагогической деятельности. Но также, разумеется, мы постараемся сформировать собственные методические рекомендации по совершенствованию системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-хореографов. Ведь, как подчёркивают Г. Е. Тауекелова и А. Ж. Орынбай, система образования «должна опираться не только на уже имеющийся педагогический опыт, но и на новые социально-политические задачи общественного развития» и новые актуальные «ценностные культурные смыслы» [4, а 92], а потому вопрос актуализации методологии оценки был, есть и всегда будет оставаться актуальным.

Таким образом, в рамках данного материала мы проведём анализ предложенных ранее классификаций критериев оценки профессионального уровня педагогов-хореографов, выявим общие закономерности и тенденции и, наконец, постараемся сформировать собственный исчерпывающий

перечень актуальных критериев оценки профессионализма педагогов-хореографов с учётом возможного контекста и специфики работы.

Начнём с рассмотрения уже предложенных другими учёными-исследователями систем оценки профессиональных компетенций у педагогов-хореографов. Так, Т. А. Филановская предлагает следующую классификацию компетенций педагогов-хореографов [7, с. 147]: универсальные компетенции (которые включают в себя культурно-художественные, социально-художественные и личностно-художественные компетенции) и компетенции профессиональные, а именно - художественно-исполнительские и художественно-педагогические. Автор не случайно включает художественную составляющую в название каждой из подкатегорий, отмечая, что «художественная компетенция выполняет системообразующую роль в структуре компетентной модели специалиста в сфере хореографического образования», подразумевая под ней «способность и готовность личности интегративно познавать, преобразовывать и ценностно оценивать и реальный мир, и мир искусства через призму художественно-эстетических координат» [7, с. 146].

Стоит также согласиться с Ю. А. Кившенко, утверждающей, что в современном хореографическом образовании «требуется интеграция двух видов подготовки (профессионально-педагогической и профессионально-специальной)» [2, с. 130], в которые обязательно должны входить методики формирования индивидуального почерка хореографа, что поможет сделать более уникальными и современными навыки их учеников и созданные ими постановки, в чём остро нуждаются традиционные танцевальные направления, такие как народная хореография.

Рассуждая о личности педагога-хореографа, Е. П. Мельникова отмечает, что, помимо обучения тем или иным программным танцевальным элементам, педагог-хореограф также исполняет роль «хранителя танцевальной культуры, традиций и мастерства», а потому он должен обладать «высокой общей культурой», а также располагать познаниями и практическими навыками в сферах психологии, организации, должен уметь стимулировать учеников к проявлению инициативы и самостоятельности, а также быть человеком, «фанатически преданным хореографическому искусству». Однако, на наш взгляд, поскольку последний критерий в наименьшей степени измерим путём не только количественного, но и даже качественного анализа и может иметь различную степень проявленности ввиду особенностей личностных и поведенческих характеристик (темперамента, коммуникативных навыков, открытости), он определённо не может относиться к основным.

А. Ж. Орынбай и Г Е. Тауекелова, в свою очередь, отмечают, что профессиональная компетенции педагогов-хореографов представляет собой синтез знаний (психолого-педагогических, общеобразовательных, специ-

ально-предметных), умений (профессионально-педагогических, специальных, самообразовательных) и навыков творческой педагогической деятельности [4, с. 93]. Участницы данного исследовательского тандема также подчёркивают значимость «комбинаторных» навыков педагогов-хореографов, позволяющих преподавателям танцев легко оперировать элементами композиции танца, а также значимость «сформированной профессиональной рефлексии», которая позволяет педагогу переоценивать свою деятельность в прошлом с целью повышения профессионального уровня [4, с. 94].

М. Н. Юрьева и Л. Н. Макарова сформировали достаточно целостную структуру компетенций выпускников, разделяя их на профессиональные и универсальные [9, с. 110]. Профессиональные компетенции, по их версии, включают в себя общие и специализированные навыки, такие как навык творческого исполнителя, художественного критика, репетитора, исследователя, двигательного терапевта, а также организационные и управленческие навыки и некоторые другие. Универсальные же компетенции, в свою очередь, включают в себя наличие общекультурных, общенаучных, социально-личностных и инструментальных навыков. Впрочем, в связи с преимущественно практическим характером деятельности большинства педагогов-хореографов, в особенности тех из них, кто не связан с высокой академической средой, на наш взгляд, наличие сильных исследовательских навыков для педагога-хореографа не является обязательным - и они нужны в той степени, в которой позволяют педагогу вносить разнообразие в учебную программу и совершенствовать свою методологию преподавания.

Нельзя не отметить, что во всех исследованиях, посвящённых оценке профессиональных компетенций у педагогов-хореографов, одним из дискуссионных вопросов является соотношение значимости наличия глубоких теоретических знаний и практико-ориентированных навыков. Так, Ю. В. Стюарт отмечает тенденцию к взаимной интеграции хореографических, культурологических и педагогических дисциплин, позитивно оценивая создание «практико-ориентированной модели художественно-эстетической компетенции будущих хореографов», в состав которой включает «целевые, организационно-исполнительские, содержательные, технологические и результативные компоненты» [6, с. 102]. Она также предлагает оценивать компетенции педагогов-хореографов с точки зрения выполняемых ими задач - когнитивных, коммуникативных, перцептивных (нацеленные на развитие сосредоточенности, концентрации внимания и цельности восприятия) и креативных художественно-эстетические задач [6, с. 103].

А. У. Шукирова предлагает более простую классификацию [8, с. 157] профессиональных компетенций педагога-хореографа, а именно - твор-

ческая деятельность (работа в качестве балетмейстера и хореографа-постановщика), организационно-творческая деятельность (работа в руководителя танцевального коллектива) и непосредственно педагогическая деятельность. Стоит отметить, что, несмотря на очевидное несовершенство данной классификации (например, опускается роль педагога-хореографа как непосредственного танцевального исполнителя, что является явным упущением ввиду существования формата обучения «Professional + Amateur», в рамках которого педагог совмещает функции преподавателя, хореографа и одного из непосредственных исполнителей в танцевальной паре вместе с учеником), её очевидным достоинством является подчёркивание роли педагога-хореографа как руководителя коллектива, что весьма характерно для небольших спортивно-бальных и эстрадных коллективов, в особенности в регионах.

Итак, рассмотрев и подвергнув критическому осмыслению наиболее примечательные системы оценки профессиональных компетенций педагогов-хореографов, мы готовы предложить собственную структуру оценки профессиональных компетенций хореографов, которая будет включать:

- собственное исполнительское мастерство;

- навыки комбинации и составления учебных и сценических хореографических связок;

- мастерство постановщика целостных танцевально-музыкальных номеров, спектаклей и шоу-программ;

- педагогические навыки, понимание методологии и психологии работы с учениками различного уровня мастерства, возраста и характера;

- организационные и управленческие навыки;

- культурологические знания и навыки;

- навыки рефлексии и критического мышления;

- прочие знания и навыки.

В завершение данного исследования хотелось бы вновь подчеркнуть, что критерии оценки профессиональных компетенций педагогов-хореографов «предъявляются меняющимися социокультурными условиями» [1, с. 153], а потому ни одна научная классификация, сколь хороша бы она ни была, не может оставаться константой. Нельзя не согласиться с мнением А. А. Бондаренко и А. В. Палилей о том, что «формирование и развитие специалистов, поиск новых подходов к профессиональной подготовке педагогов-хореографов» являются «актуальной задачей высшей школы», в основе решения которой должна лежать «не только передача необходимых знаний, умений и навыков, а прежде всего, воспитание профессионала, понимающего назревшие проблемы практики и способного их решать» [5, с. 210].

Представителям системы образования, самим педагогам-хореографам, их наставникам и работодателям необходимо чутко прислушиваться

к культурным, поведенческим и иным изменениям в общественных настроениях, чтобы знания и навыки педагогов-хореографов максимально соответствовали запросу со стороны конечных «получателей» танцевальных услуг - учеников хореографических программ и зрителей танцевальных представлений, и в конечном счёте общий средний уровень профессионализма педагогов-хореографов способствовал бы дальнейшему развитию и популяризации танцевальной культуры.

Список литературы

1. Касиманова Л. А. Культуросообразность содержания современной профес-

сиональной подготовки педагогов-хореографов // Человек и образование. 2019. С.121-126.

2. Кившенко Ю. А. Средства подготовки педагогов-хореографов // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 5/1 (64). С. 127-131.

3. Мельникова Е. П. Требования к педагогической деятельности педагога-хореографа на современном этапе образования в высших учебных заведениях культуры и искусства // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 1 (79). С. 90-93.

4. Орынбай А. Ж., Тауекелова Г. Е. Критерии и показатели профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов // Современное педагогическое образование. 2019. № 6. С. 92-96.

5. Палилей А. В., Бондаренко А. А. Процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 39. С. 210-216.

6. Стюарт Ю. В. Педагогическая траектория формирования художественно-э-

стетической компетенции будущих хореографов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015. С. 98-108.

7. Филановская Т. А. Структура компетентностной модели будущего педаго-

га-хореографа // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 144-149.

8. Шукирова А. У. Профессиональное становление специалиста - педагога хореографии // Евразийский Союз Учёных. 2015. № 5 (14). С. 156-158.

9. Юрьева М. Н., Макарова Л. Н. Повышение квалификации педагога-хорео-

графа: компетентность и развитие // Вестник Тамбовского университета. 2011. № 12 (104). С. 108-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.