Научная статья на тему 'Оценка профессиональных компетенций персонала'

Оценка профессиональных компетенций персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1453
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФИЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE PROFILE / PROFESSIONAL STANDARD / PERSONNEL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колбасова А.О., Кутузова А.В.

Рассмотрена проблема оценки профессиональных компетенций персонала, проведен анализ и предложены рекомендации по совершенствованию данного вида оценки на предприятии железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колбасова А.О., Кутузова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STAFF

The article considers the problem of assessing the professional competencies of personnel, analyzed and proposed recommendations for improving this type of assessment at the railway transport enterprise.

Текст научной работы на тему «Оценка профессиональных компетенций персонала»

УДК 658.5

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА

А. О. Колбасова1, А. В. Кутузова2

красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал Иркутского государственного

университета путей сообщения Российская Федерация, 660028, г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 89 E-mail: kolbasova.anzhelika@mail.ru 2Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

рассмотрена проблема оценки профессиональных компетенций персонала, проведен анализ и предложены рекомендации по совершенствованию данного вида оценки на предприятии железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетенция, профиль компетенций, профессиональный стандарт, оценка персонала

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STAFF

A. O. Kolbasova1, A. V. Kutuzova2

1Krasnoyarsk Institute of Railway Transport - branch «Irkutsk State Transport University» 89, Lado Ketskhoveli str., Krasnoyarsk, 660028, Russian Federation E-mail: kolbasova.anzhelika@mail.ru 2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

The article considers the problem of assessing the professional competencies of personnel, analyzed and proposed recommendations for improving this type of assessment at the railway transport enterprise.

Keywords: competence, professional competence, competence profile, professional standard, personnel assessment.

В современных условиях для эффективного управления персоналом особо актуальной является проблема оценки профессиональных компетенций персонала. На сегодняшний день в научной литературе существуют разнообразные трактовки понятия «компетенция». В большинстве из них фигурируют такие ее составляющие, как знания, умения, навыки, деловые и личностные качества, позволяющие работнику успешно действовать при реализации поставленных задач. Профессиональные компетенции - это знания и навыки, которыми должны обладать работники одной группы должностей или профессий для эффективного выполнения своих функциональных обязанностей [1].

Основная задача оценки профессиональных компетенций - определение текущего уровня знаний и навыков у сотрудника, а также потенциала для их развития. Требования к уровню владения профессиональными компетенциями задает профиль должности (профессии). Профиль -это перечень ключевых компетенций, уровень владения которыми измеряется по шкале от 0 до 4 баллов. При оценке профессиональных компетенций работника его показатели сравниваются с профилем, требуемым для работы по соответствующей должности или профессии [2].

Рассмотрим проблему оценки профессиональных компетенций на примере предприятия железнодорожного транспорта Красноярского края, которое занимается своевременным и каче-

Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»

ственным выполнением всех видов технического обслуживания, ремонта и модернизации локомотивов. Среднесписочная численность работников предприятия в 2016г. составила 369 человек, из которых 273 человека - рабочие. Основная специальность рабочих предприятия - электромеханики по средствам автоматики и приборам технологического оборудования 8-го разряда, деятельность которых направлена на обслуживание устройств безопасности и средств радиосвязи, установленных на локомотиве.

В начале исследования был проведен сравнительный анализ должностных инструкций и профессионального стандарта электромехаников по средствам автоматики и приборам технологического оборудования 8-го разряда, в результате чего было выявлено, что функциональные обязанности, указанные в должностной инструкции не соответствуют трудовым функциям, входящим в профессиональный стандарт «Электромеханик по техническому обслуживанию и ремонту устройств безопасности и средств радиосвязи тягового подвижного состава железнодорожного транспорта», который утвержден приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2017 года №108н.

По результатам данного этапа исследования должностная инструкция электромеханика по средствам автоматики и приборам технологического оборудования 8-го разряда была приведена в соответствие с профессиональным стандартом: в должностные обязанности добавлен пункт «Модернизация, разработка и конструирование опытных образцов электронных устройств безопасности и средств радиосвязи тягового подвижного состава железнодорожного транспорта».

На основе профессионального стандарта был разработан профиль профессиональных компетенций электромеханика по средствам автоматики и приборам технологического оборудования 8-го разряда, который построен на трудовых функциях, описанных в профессиональном стандарте, каждая трудовая функция дополнительно разделяется на трудовые действия. На рис. 1 представлена профиль профессиональных компетенций электромеханика по средствам автоматики и приборам технологического оборудования 8-го разряда.

Первая трудовая функция - разработка и конструирование опытных образцов электронных устройств безопасности и средств радиосвязи тягового подвижного состава железнодорожного транспорта (Б/01.5) разделена на три трудовых действия: монтаж, наладка, испытание при разработке опытных образцов (Б/01.5-01); конструирование опытных образцов (Б/01.5-02); сдача в эксплуатацию опытных образцов (Б/01.5-03). Вторая трудовая функция - модернизация электронной техники устройств безопасности и средств радиосвязи тягового подвижного состава железнодорожного транспорта (Б/02.5) разделена на четыре трудовых действия: замена стандартного оборудования с программным управлением на электронные устройства безопасности и средства радиосвязи (Б/02.5-05); диагностирование микропроцессорного оборудования, аппаратуры электронного управления и аппаратуры передачи данных микропроцессорных схем (Б/02.5-05); выполнение работ по расшифровке результатов диагностирования электронной техники (Б/02.506); проведение анализа результатов диагностирования электронной техники (Б/02.5-07)[3].

М) 1.5-01

Рис. 1. Модель оценки профессиональных компетенций

Разработанная шкала оценки профессиональных компетенций представлена в табл. 1.

Таблица 1

Шкала оценки профессиональных компетенций

Уровень Описание

3 мастерства Особо высокая степень развития соответствующей компетенции. Электромеханик способен применять компетенции в нестандартных ситуациях или ситуациях повышенной сложности.

2 опыта Электромеханик полностью освоил данную компетенцию. Он эффективно применяет ее в подавляющем большинстве стандартных ситуациях.

1 развития Электромеханик находится в процессе освоения данной компетенции. Он понимает ее важность, однако не всегда эффективно проявляет ее в практической работе.

0 недостаточный Электромеханик не владеет компетенцией, не понимает ее важности, не пытается ее применять и развивать.

На основе разработанного профиля профессиональных компетенций электромеханика по средствам автоматики и приборам технологического оборудования 8-го разряда была модернизирована процедура проведения оценки профессиональных компетенций: оценочные материалы дополнены тестовыми заданиями теоретической и практической (кейсы) направленности, с помощью которых можно оценить не только профессиональные знания, но и профессиональные умения, навыки, мотивы, личные качества, ценностные установки по ранее не оцениваемым трудовым функциям.

На основе разработанных профиля профессиональных компетенций электромеханика по средствам автоматики и приборам технологического оборудования 8-го разряда, системы оценки профессиональных компетенций данного профиля был утвержден Регламент оценки профессиональных компетенций рабочих на предприятии, содержащий цели, процедуру оценки, итоговые мероприятия по результатам оценки.

Таким образом, проведение оценки профессиональных компетенций облегчает разработку программ обучения и повышения квалификации работников. Кроме того, результаты оценки могут послужить хорошим стимулом для самих работников, получивших объективную характеристику своих профессиональных компетенций.

Библиографические ссылки

1. Чуланова О. Л . Управление персоналом на основе компетенций [Текст]. М.: НИЦ ИН-ФРА-М, 2014. - 122 с.

2. Кибанов А. Я., Митрофанова Е. А. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом [Текст]. М.: НиЦ ИНФРА-М, 2014 - 156 с.

3. Профессиональный стандарт «Электромеханик по техническому обслуживанию и ремонту устройств безопасности и средств радиосвязи тягового подвижного состава железнодорожного транспорта» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/.

© Колбасова А. О., Кутузова А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.