А.Л. Соловьёва, О. С. Осокина
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Работа посвящена выявлению и оценке профессионально значимых двигательных и личностных качеств студентов геологогеографического профиля на основе применения метода анкетного опроса. Рассматриваются вопросы профессиональной подготовленности будущего специалиста, обеспечивающей достаточный уровень знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и спорта и способствующей активному их использованию. Обоснована необходимость целенаправленного формирования у специалистов навыков в области профессионально-прикладной физической культуры.
Ключевые слова: профессионально-значимые двигательные и личностные качества; геолого-географический профиль; метод анкетного опроса.
Важными компонентами профессиональной подготовленности студентов вузов, несомненно, являются профессиональное самосознание будущего специалиста, уровень его физического развития и здоровья [4].
Профессионально-прикладная физическая подготовка должна формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению готовности человека к успешной профессиональной деятельности [1-4]. Для этого прежде всего необходимы выявление и оценка профессионально значимых двигательных и личностных качеств.
Цель настоящей работы - определить профессионально значимые двигательные и личностные качества студентов геолого-географического профиля.
Исследование проводилось методом анкетного опроса студентов ТГУ и работников геологических предприятий. Было выделено 2 группы испытуемых. Первую группу составили студенты 1-го курса ГГФ ТГУ (п = 15; 18-20 лет; 11 юношей, 4 девушки), занимающиеся на специализации «лыжный спорт» в основной медицинской группе. Вторая группа сформирована из сотрудников ГГФ ТГУ и ИГНД ТПУ, имеющих опыт полевых и экспедиционных работ (п = 10; 21-35 лет; 7 мужчин, 3 женщины).
Для определения уровня физического развития испытуемых мы включили в анкету два вопроса, отвечая на которые респонденты должны были дать субъективную самооценку степени соответствия физической под-
готовленности и уровня здоровья требованиям профессиональной деятельности.
Было обнаружено, что на первом курсе 80% студентов оценивают уровень своей физической подготовленности как высокий, 20% - как средний. В то же время все специалисты-геологи оценили степень своей физической подготовленности как полностью соответствующую профессиональным требованиям. Аналогичная картина получена и в ответах на вопрос об уровне здоровья - 86% студентов, 100% работающих оценили его как высокий и соответствующий требованиям профессии и лишь 14% студентов - как средний и не полностью соответствующий профессиональным требованиям.
Для определения профессионально значимых качеств и их оценки у студентов полевых специальностей в анкету были включены вопросы о том, какие из перечисленных двигательных и личностных качеств, по их мнению, необходимы в профессиональной деятельности.
Подавляющее большинство студентов первого курса как наиболее важное качество назвали выносливость, на второе место они поставили скоростносиловые качества, на третье - силу. Наименее важными в профессиональной деятельности были признаны быстрота, ловкость и гибкость (табл. 1). В группе специалистов оценка двигательных качеств отличалась незначительно, порядок ранжирования был следующим: сила, ловкость, скоростно-силовые качества.
Т а б л и ц а 1
Ранжирование двигательных качеств, профессионально значимых для специалистов геолого-географического профиля
Качество Ранг
Студенты Специалисты
Выносливость 1,9 1
Сила 2,7 2,3
Ловкость 4,2 3,0
Скоростно-силовые качества 2,3 4,3
Быстрота 4,2 4,9
Гибкость 5,7 5,5
Третий блок вопросов анкеты имел целью выявить личностные качества, наиболее значимые в профессиональной деятельности специалистов гео-лого-географического профиля. В ответах студентов порядок их значимости был следующим: целеустремленность; дисциплинированность и чувство коллективизма, необходимые для «полевиков» в удаленных экспедициях; трудолюбие и решительность. Остальные категории качеств, такие как смелость и
воля к победе, были оценены студентами как малозначимые (табл. 2).
У работающих специалистов приоритеты распределились в другом порядке: дисциплинированность, которая весьма необходима в условиях экспедиционной работы; чувство коллективизма; целеустремленность; трудолюбие и решительность. Как и студенты, вторая группа анкетируемых смелость и волю к победе поставили на последнее место.
Т а б л и ц а 2
Ранжирование личностных качеств, профессионально значимых для специалистов геолого-географического профиля
Качество Ранг
Студенты Специалисты
Дисциплинированность 3,4 1,7
Чувство коллективизма 3,4 2,9
Целеустремленность 3,2 3,7
Трудолюбие 4,0 4,0
Решительность 4,4 4,0
Смелость 4,7 5,6
Воля к победе 5,3 6,1
По мнению специалистов геолого-географического профиля, наиболее значимыми в профессии двигательными качествами являются выносливость и сила, на втором месте - ловкость и скоростно-силовые качества. Быстрота и гибкость не являются значимыми в профессиональной деятельности. Среди личностных качеств как приоритетные определены дисциплинированность и коллективизм, на втором месте - целеустремленность, трудолюбие и решительность; наименее значимыми признаны смелость и воля к победе.
У студентов первого курса имеет место ошибочная оценка значимости некоторых физических и личностных качеств. Так, скоростно-силовым качествам первокурсники присудили второе место, обойдя силу и ловкость. Это неразумно, т.к. сила и ловкость для «полевиков» очень важны на трудных маршрутах: сила -чтобы нести на себе тяжелый груз, ловкость - чтобы вовремя среагировать в экстремальных ситуациях. Вторая ошибочная оценка студентов младших курсов -
это признание целеустремленности наиболее важным личностным качеством для геолога. Специалисты опровергли данную оценку, отдав предпочтение дисциплинированности и коллективизму, т. к. длительное пребывание в экспедиции требует строгой дисциплины, поддержания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
Результаты социологического опроса показали, что у студентов геолого-географического профиля наиболее значимыми двигательными качествами являются выносливость, сила и ловкость. Из личностных качеств ведущее место занимают дисциплинированность, коллективизм, которые весьма необходимы в условиях экспедиционной работы, затем - целеустремленность и трудолюбие. Перечисленные качества наиболее полно формируются у студентов, занимающихся лыжным спортом, поэтому одним из вариантов формирования данных профессионально-значимых качеств можно рассматривать занятия на специализации «лыжный спорт».
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончаров В.Д., Романов Б.Ф., Юкиш В.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: реальность и перспективы
// Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С. 12-13.
2. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: Науч.-метод. и организац. основы. М.: Высш. шк.,
1978. 144 с.
3. Полиевский С.А., СтарцеваИ.Д. Физкультура и профессия. М.: ФиС, 1988. 159 с.
4. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1985.
136 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 15 июня 2010 г.