Научная статья на тему 'Оценка профессионально личностного уровня водителей и механизаторов'

Оценка профессионально личностного уровня водителей и механизаторов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
337
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / МОДЕЛЬ / УРОВЕНЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ВОДИТЕЛИ / МЕХАНИЗАТОРЫ / EVALUATION / MODEL / LEVEL / PROFESSIONALISM / DRIVERS / MECHANICS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Храмцов Н. В., Скипин Л. Н.

Разработана модель оценки профессионально — личностного уровня водителей и механизаторов, содержащая 4 комплексных и 13 единичных признаков. Выявлено влияние профессионально — личностного уровня на эффективность использования автомобилей и тракторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF PROFESSIONAL PERSONALITY LEVEL OF DRIVERS AND MECHANICS

The model of professional personality level evaluation of drivers and mechanics has been worked out, containing 4 complex and 13 single indications. The influence of professional personality level on the efficiency of vehicles and tractors has been revealed.

Текст научной работы на тему «Оценка профессионально личностного уровня водителей и механизаторов»

нематики машин как систем твердых и упругих тел // Справочник. Инженерный журнал. 2004. № 9. C. 40 - 43.

Поляков Юрий Анатольевич, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

DETERMINA TION OF PITCH PARAMETRES OF CROSS-COUNTRY CAR WITH INDEPENDENT SUSPENSIONS FOR ACCELERA TION

Yu.A. Polyakov

With help of cross-country car spatial model with independent suspensions were received pitch parameters for acceleration car taking into account the real kinematics of elements of suspensions and features of their setting on a car.

Key words: pitch parameters, independent suspension, spatial model of crosscountry car

Polyakov Yuriy Anatolevich, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Moscow, National Research Technological University «MISiS»

УДК 621.43

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО УРОВНЯ ВОДИТЕЛЕЙ И МЕХАНИЗАТОРОВ

Н.В. Храмцов, Л.Н. Скипин

Разработана модель оценки профессионально - личностного уровня водителей и механизаторов, содержащая 4 комплексных и 13 единичных признаков. Выявлено влияние профессионально - личностного уровня на эффективность использования автомобилей и тракторов.

Ключевые слова: оценка, модель, уровень, профессионализм, водители, механизаторы.

Эффективность использования и надежность автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин во многом определяются профессионально -личностными качествами водителей, трактористов и исполнителей ремонтно-обслуживающих работ. В имеющихся работах [1,2] в основном рассматривается роль стажа и классности механизаторов, а значение других личностных качеств признается, но из-за отсутствия должных методик не используется в практике. Несомненно, что кроме признаков профессионализма на качество работ влияют признаки отношения к работе и

121

трудовой дисциплины.

В системе человек - машина роль человека трудно оценить и прогнозировать, т.к. на основе квалификации и опыта в результате индивидуальных творческих процессов возникают новые решения.

Роль человеческого фактора в системе управления следует рассматривать в двух аспектах:

роль человека как управляющего звена; возможность управления состоянием самого человека.

Комплексная оценка профессиональных и личностных качеств водителей и механизаторов позволяет определить влияние личности на эффективность использования машин и проанализировать потенциал производственного коллектива механизаторов, определить «узкие места» организации производства и способы воздействия на них.

Исходная модель включала в себя 5 комплексных и 29 единичных признаков. После экспертной оценки в модели осталось 4 комплексных и 13 единичных признаков, оцениваемых по 4-м уровням весомости: высокий, средний, низкий и очень низкий (рис. 1).

По принципу построения эта модель является функциональной, т.к. ею описывается взаимосвязь между функциями, выполняемыми человеком, и показателями эффективности его действия.

Эта модель частная, т. к. она отображает отдельную количественную характеристику (надежность), причем в зависимости от структурных признаков механизатора.

Наиболее значимым фактором водителя и механизатора является квалификация - тот потенциал, который в нем заложен. Основу квалификации составляет техническое образование, а классность - это формально признанный уровень образования, а уровень знания техники - неформальная характеристика технической подготовки и опыта. Третьим по значимости показателем умения, навыков и опыта водителей и механизаторов является стаж работы, а показателем не только врожденных, но и развитых способностей - его умение предупреждать и устранять неисправности. Этот показатель занимает последнее место, т.к. при достаточно высоком уровне технического обслуживания машин влияние его уменьшается.

Комплексный показатель дисциплины труда поставлен на второе место. Потенциал механизатора реализуется не только через дисциплину труда, но и в значительной мере через отношение исполнителя к средству труда - машине и к объекту труда - к земле, растению, грузу.

Дисциплина труда обуславливает бесперебойность работы, поэтому на первое место здесь ставится использование рабочего времени (прогулы, опоздания, ..). Выполнение распоряжений характеризует исполнительность механизатора. Во многих случаях этот показатель характеризует преодоление определенных противоречий, возникающих в сфере интересов личности (материальных, моральных и др.) и производства с позиции выпол-

нения более важных и более срочных работ.

Рис. 1. Структурно -функциональная модель профессионального потенциала водителей и механизаторов

В четвертом комплексном показателе на первое место выступает качество, а на второе - количество (производительность) выполненной работы. Третьим показателем является хозяйственное отношение к выполняемым работам, характеризующееся добросовестностью, обстоятельностью и инициативностью.

Коэффициент профессионально - личностного уровня исполнителей определяется по формуле:

К плв, плм = £ К 1 £ К ъ ] К 1 ] / £К 1 £ К 1 ] , 1= 1, т, ] = 1, п, ъ=1, 4 , где К 1, т - весомость и количество комплексных факторов; К 1 ], п - весомость и количество единичных факторов; К ъ ] - весомость ъ- го уров-

ня ]-го единичного фактора.

Соотношения между уровнями и между факторами в соответствии с их рангами были приняты как 1 : 0,75 : 0,5 : 0,31.

Комплексная оценка профессиональных и личностных качеств механизаторов позволяет определить влияние личности на эффективность использования машин и проанализировать потенциал производственного коллектива механизаторов и водителей и определить «узкие места» организации производства и способы воздействия на них, поэтому требования к оценочным показателям должны исходить из сферы производства. Сложно дать обобщенную оценку профессионально личностного потенциала (ПЛПВиМ) конкретного водителя и механизатора из-за трудности определения вклада в нее психологических и моральных признаков, но такого рода модель возможна в системе человек-машина, учитывающей профессионально-личностные качества с позиции вероятностных закономерностей.

На основе разработанной модели получили расчетную таблицу определения коэффициента профессионально - личностного уровня. Всего было собрано данных по 518 механизаторам и по 167 водителям. Результаты обработки информации представлены на рис.2.

0,15 0,10 0,05 О

0,5 0,7 0,9 КМ(Кв

Рис. 2. Распределение водителей и механизаторов по профессионально

- личностному уровню

Выявлено, что значительная доля механизаторов (56,6 %) имеет среднее значение (0,7...0,9) коэффициента ПЛПВиМ, высокий уровень (свыше 0,9) наблюдается у 18,1 %, а низкий (ниже 0,7) - у 16,8 % механизаторов.

Установлено, что с ростом ПЛПВиМ растут годовая и сменная выработки и снижаются затраты на техническое обслуживание и ремонт тракторов. Так, у механизаторов, работающих на тракторах К-701, ДТ-75 и МТЗ-80 при увеличении ПЛПВиМ с 0,5 до 1 годовая выработка, соответственно по маркам тракторов, возрастает на 19, 46 и 34 %, сменная - на

Я,-с № у Лг г А» -ПК)

бк,=0И2О V =0,АЗ / / / / * А . ■ ' / \

V / Р-1 / / // Кн= 0,793 10,404 \

/У / О V = № V к

92, 59 и 17 %, а удельные затраты на техническое обслуживание и ремонт машин снижаются на 9, 16 и 20 %.

Разработанная структурно- функциональная модель была уточнена с помощью факторного анализа (метод главных компонент и вращения факторов) по признакам 167 водителей.

%

О Ojt 0,6

Рис. 3. Факторная модель профессионального уровня водителей:

1 - классность; 2 - уровень знания техники; 3 - стаж работы;

4 - умение устранять неисправности; 5 - использование времени;

6 - отношение к потреблению спиртных напитков;

7 - исполнительская дисциплина; 8 - интерес к технике; 9 - качество проведения ЕТО; 10 - хозяйственность, 11 - качество выполняемых работ; 12 - выполнение норм; 13 - отношение к работе

В результате выделено два главных фактора (рис.3): отношение водителей к проведению работ и их квалификация. Первый фактор fi включает признаки дисциплины труда, отношения к выполняемой работе и к обслуживанию автомобиля: f1=0.745z5+0,946z6+1,108z7+0,618z7+0,844z8+1,502z10+1,370z11+1,795z12+

+1,9z13-8,402.

Второй фактор f2 определяется классностью, стажем работы, знаниями и умением водителей:

f2=1,836z1 + 2,07z2 +1,935z3+1,207z4 -5,507.

Выводы

1. Разработана модель оценки профессионально - личностного уровня водителей и механизаторов.

2. Выявлено влияние единичных признаков на эффективность работы водителей и механизаторов.

Список литературы

1. Шибанов Г.П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек- техника. Машиностроение, 1983. 263 с.

Обозначения Факторов *

fr отношение к выполнению робот;

V кВалификация.

2. Мкртумян В. С. Теоретические аспекты надежности технологических систем «человек - машина - среда». Сборник трудов СО ВАСХНИЛ. Новосибирск, СО ВАСХНИЛ, 1980. С. 3-16.

Храмцов Николай Васильевич, докт. техн. наук, проф., [email protected], Россия, Тюмень, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет,

Скипин Леонид Николаевич, докт. с.-х. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тюмень, Тюменский государственный архитектурностроительный университет

EVAL UA TION OF PROFESSIONAL-PERSONALITY LEVEL OF DRIVERS AND

MECHANICS

N. V. Khramtsov, L.N. Skipin

The model of professional-personality level evaluation of drivers and mechanics has been worked out, containing 4 complex and 13 single indications. The influence of profes-sional-personality level on the efficiency of vehicles and tractors has been revealed.

Key words: evaluation, model, level, professionalism, drivers, mechanics.

Khramtsov Nikolai Vasilievich, doctor of technical sciences, professor, [email protected], Russia, Tyumen, Tyumen State Architectural-building University,

Skipin Leonid Nikolaevich, doctor of agricultural sciences, professor, head of chair [email protected], Russia, Tyumen, Tyumen State Architectural-building University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.