Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАНДЕМИЯ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головин Н.А., Азанова И.А., Балабаев В.Д., Гладких К.Д.

Сегодня туристическая отрасль является важной частью мировой экономики. Миллионы людей путешествуют по миру. С каждым годом с развитием инфраструктуры и транспортных сетей поток туристов увеличивается. Для улучшения комфорта людей в туристических зонах строятся новые отели и гостиницы, открываются развлекательные комплексы и разрабатываются новые туристические программы. Это актуализирует вопросы, связанные с инвестициями в туристическую деятельность и методами оценки их эффективности, а также особенности принятия инвестиционных решений в условиях пандемического кризиса, исследованию которых посвящена данная работа. В работе будут рассмотрены методы оценки эффективности инвестиционных проектов и эффективности участия в проектах инвесторов, условия и факторы, влияющие на успешность инвестиционного проекта в туристическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF PROJECTS OF THE TOURISM BUSINESS IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

Today, the tourism industry is an important part of the global economy. Millions of people travel the world. Every year, with the development of infrastructure and transport networks, the flow of tourists is increasing. To improve the comfort of people in tourist areas, new hotels and hotels are being built, entertainment complexes are being opened and new tourist programs are being developed. This actualizes issues related to investments in tourism activities and methods for assessing their effectiveness, as well as the features of making investment decisions in a pandemic crisis, the study of which is devoted to this work. The paper will consider methods for evaluating the effectiveness of investment projects and the effectiveness of investors' participation in projects, the conditions and factors that affect the success of an investment project in tourism activities.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИИ

Н.А. Головин, студент И.А. Азанова, студент В.Д. Балабаев, студент К.Д. Гладких, студент

Новосибирский государственный университет (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-1-80-84

Аннотация. Сегодня туристическая отрасль является важной частью мировой экономики. Миллионы людей путешествуют по миру. С каждым годом с развитием инфраструктуры и транспортных сетей поток туристов увеличивается. Для улучшения комфорта людей в туристических зонах строятся новые отели и гостиницы, открываются развлекательные комплексы и разрабатываются новые туристические программы. Это актуализирует вопросы, связанные с инвестициями в туристическую деятельность и методами оценки их эффективности, а также особенности принятия инвестиционных решений в условиях пандемического кризиса, исследованию которых посвящена данная работа. В работе будут рассмотрены методы оценки эффективности инвестиционных проектов и эффективности участия в проектах инвесторов, условия и факторы, влияющие на успешность инвестиционного проекта в туристическую деятельность.

Ключевые слова: туризм, инвестиции, инвестиционная деятельность, пандемия, туристическая отрасль

Основные аспекты и структура туристической деятельности

В современном мире туризм стал довольно распространенным явлением и образует крупный сектор экономики. Миллионы людей путешествуют по всему миру и с каждым годом туристический поток увеличивается, за исключением периодов со сложной политико-экономической ситуацией. Со временем путешествия становятся все более комфортными и доступными для населения. В данную отрасль направляются крупные потоки денежных средств для развития новых направлений и модернизации существующих. Большинство крупных государств в мире заинтересованы в развитии туризма.

Таким образом, туристическая деятельность стала неотъемлемой частью современной экономики многих государств. Что подразумевается под словосочетанием «туристическая деятельность»? Среди авторов нет единого определения данного понятия. Один из наиболее кратких вариантов представил Квартальнов В.А. Туристическая деятельность - туроператорская

и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий [Квартальнов, 2002].

Однако, если обратиться к статье авторов Наймушина А.И. и Наймушина А.А. «Туристическая деятельность» определение данного словосочетания раскрыто более подробно [Наймушин, 2009]. Они определи туристическую деятельность как деятельность, связанную с организацией всех форм выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов или в профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в местах временного пребывания. Этот вариант трактовки точнее раскрывает суть туристической деятельности.

Сам туризм можно определить, как многогранную развитую отрасль хозяйства, являющейся одной из главных составляющих дохода в некоторых странах, влияющая на развитие их экономики и мирового сотрудничества [Тайгибова, 2011].

Во многих странах существуют законы, регулирующие данную отрасль хозяйства.

В этих законах четко прописывается понятие туристической деятельности.

В нашей стране в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» туризм рассматривается, как

самостоятельный субъект экономической деятельности. Согласно данному закону, туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортив-ных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране временного пребывания. Этот закон не противоречит международно-правовым актам, касающихся туризма.

Туризм делится на внутренний, выездной и въездной, международный, социальный и самодеятельный. С подробным определением данных видов туризма можно ознакомиться, обратившись к вышеупомянутому Федеральному закону.

Туризм и туристическая деятельность являются частью туристической индустрии. В том же Федеральном законе Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» под туристской индустрией понимается совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Туристическую индустрию разобьем на три большие группы. В первую отнесем индустрию развлечений деятельность ту-

роператоров и турагентов, транспорт, организация экскурсионно-познавательных мероприятий. Ко второй группе будет относится индустрия гостеприимства, состоящая из индустрии услуг, индустрии размещения, индустрии питания. И в отдельную третью группу выделим глобальные компьютерные сети. Это альтернатива туроператорам и турагентам, которая помогает резервировать туры м является каналом реализации продукта. Третья группа является весьма перспективным направлением особенно после пандемии коронави-руса. Важным элементом туристической отрасли являются туристские предприятия. Они исполняют роль посредника между производителями туристских услуг и потребителями. Производителями в данном случае являются гостиницы, рестораны, транспортные организации. Роль потребителей принадлежит туристам.

Влияние соу1^19 на туристический рынок

В 2020 году весь мир столкнулся с проблемами, вызванные коронавирусной инфекцией. Первая вспышка была зафиксирована в декабре 2019 года в китайском городе Ухань. Уже 30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения заявила о том, что данная вспышка несет чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющего международное значение. 11 марта 2020 года Всемирная организация объявила об пандемии Covid-19.

Пандемия Covid-19 оказала сильное негативное воздействие экономику и особенно на занятость во всем мире. Индустрия туризма сильно страдает от мер, необходимых для сдерживания пандемии. Даже после постепенного снятия сдерживающих мер, выжившие предприятия, вероятно, будут и далее сталкиваться с вызовами медленного восстановления.

Для борьбы с коронавирусной инфекцией проводившаяся политика привела к закрытию международных границ и поставила под угрозу чрезмерно национальный подход к управлению кризисом, препятствующий глобальному сотрудничеству. Рост изоляционистской политики и быстрые рефлекторные реакции препятствова-

ли сотрудничеству и координации как в первоначальных усилиях по репатриации граждан других стран, так и в более широком открытии границ для поддержки международной мобильности [Lessons learnt..., 2021].

Несомненно, закрытие границ практически парализовало международный туризм. По мере улучшения ситуации, правительства различных стран искали способ возвращения нормального функционирования туристического бизнеса, во без усугубления эпидемиологической обстановки. Так, например, в Европейском союзе в 2020 году страны стремились вновь открыться для летнего туристического периода, чтобы воспользоваться исторически прибыльным сезоном. Для избежание распространения заболевания, были введены различные требования для прибывающих в эти страны. Например, проводились тестирования и вводился карантин для прибывающих. Однако, требования к тестированию и карантину различались в каждой стране, и эти меры часто применялись произвольно м без особого уведомления. Многие туристы были не готовы преодолевать эти трудности.

Некоторые туристы предпочли воздержаться от туристических поездок в период пандемии, поэтому спад произошел во всех направлениях. Видно, что международный туризм среди граждан Российской Федерации сократился в 2,7 раза. В то же время поездки по России сократились всего на 1,4 раза. Анализ туристических потоков международного и внутреннего туризма, позволяет сделать вывод, что среди российских туристов внутренний туризм пострадал в меньшей степени, чем международный. Это можно объяснить тем, что закрытие границ привело к переориентации российских туристов на внутренний рынок, тем самым снизив потери от сокращения туристического потока в целом.

Самый резкий спад туристов среди регионов Российской Федерации отмечен в Москве. Это можно объяснить тяжелой эпидемиологической ситуацией в регионе и введёнными ограничениями в регионе. До пандемии в регион прибывало большое количество иностранных туристов, а в 2020 году их поток значительно упал. Если в 2019 году лидером предпочтений у туристов была Москва, то в 2020 году лидером стал Краснодарский край. Хотя количество туристов в Краснодарском крае сократилось на 5,8 миллионов человек, их количество все равно было больше на 4,5 миллионов человек больше, чем в Москве. Уменьшение туристического потока и введение эпидемиологических ограничений оказали негативный эффект на деятельность туроператоров.

Больше всего пострадали туроператоры, специализирующиеся на международном выездном туризме. Так, например, их количество в Едином Федеральном Реестре Российской Федерация сократилось примерно в 1,3 раза в 2020 году по сравнению с 2019 годом. Всего за этот период на российском рынке прекратили свою деятельность 315 туроператоров. В структуре туроператоров, ориентирующихся на внутренний туризм, преобладают субъекты малого и среднего предпринимательства, которые понесли меньше потерь благодаря программам господдержки.

Как уже было отмечено выше, правительством вводились различными меры поддержки ради для туристического бизнеса. С 1 июля 2021 были введены различные льготы и субсидии для поддержки туроператоров, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме. [Аналитическое исследование..., 2021]. Для малого и среднего бизнеса предусматривались следующие меры поддержки:

Таблица 1.

- Субсидии на возмещение убытков, связанных с авиаперевозками

- Продлили действие всех лицензий и разрешений

- Предусмотрен возврат средств при отмене и переносе мероприятий

- Возмещений расходов авиакомпаний на вывоз туристов

- Беспроцентные кредиты по выплате зарплат

Для крупного бизнеса правительство также ввело следующие меры поддержки для смягчения эффекта от пандемии:

- Предложены беспроцентные кредиты на выплату зарплат

- Гранты на заработную плату, неотложные нужды и коммунальные платежи

- Субсидии на возобновление деятельности

Данные меры поддержки помогли ка, были выявлены основные минусы и уменьшить негативный эффект пандемии перспективы для развития внутреннего на туристическую отрасль. Кризис, вы- туризма. Таким образом, внутренний ту-званный пандемией СОУГО-19, выявил ризм оказался наименее восприимчив к сильные и слабые стороны методов работы данному кризису. Сокращение междуна-различных отраслей и показал, насколько родного туризма и переориентация значи-хорошо люди могут объединяться для об- тельного потока туристов дает хорошие щего благо. Самым уязвимым звеном стал стимулы для развития внутренних направ-международный туризм. Однако, в ходе лений. перераспределения туристического пото-

Библиографический список

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2002. -470 с.

2. Апарина Н.Ф. Туризм как сфера развития производительного предпринимательство регионе ресурсного типа.

3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.

4. Боголюбов В.С., Быстров С.А., Боголюбова С.А. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №3. - С. 26-27.

5. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. - М.: Дело, 2002.

6. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика. 2005. - 288 с.

7. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - Минск: ООО «Новое знание», 2001. - 409 с.

EVALUATION OF PROJECTS OF THE TOURISM BUSINESS IN THE CONDITIONS

OF THE PANDEMIC

N.A. Golovin, Student I.A. Azanova, Student V.D. Balabaev, Student K.D. Gladkikh, Student Novosibirsk State University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. Today, the tourism industry is an important part of the global economy. Millions of people travel the world. Every year, with the development of infrastructure and transport networks, the flow of tourists is increasing. To improve the comfort of people in tourist areas, new hotels and hotels are being built, entertainment complexes are being opened and new tourist programs are being developed. This actualizes issues related to investments in tourism activities and methods for assessing their effectiveness, as well as the features of making investment decisions in a pandemic crisis, the study of which is devoted to this work. The paper will consider methods for evaluating the effectiveness of investment projects and the effectiveness of investors' participation in projects, the conditions and factors that affect the success of an investment project in tourism activities.

Keywords: tourism, investment, investment activity, pandemic, tourism industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.