а-актину, С-кй, 0034, С044. Результаты сопоставлены с данными клиники с использованием методов непараметрической статистики.
Толщина интимы */медии аорты у пациентов группы Ао<55 составила 79,3 ± 63,1 мкм/1184,0 ± 198,2 мкм, в группе Ао>55 - 162,7 ± 177,4 мкм*/1144,3 ± 288,4 мкм (*Манн-Уитни, р<0,05). У пациентов группы Ао<55 по мере дилатации аорты толщина интимы и ме-дии аорты нарастала (г=0,45; р=0,002; г=0,46; р=0,002). У пациентов группы Ао>55 дилатация аорты коррелировала с истончением ее медии (г=-0,45; р=0,003), выраженной фрагментацией эластических волокон (г=0,41; р=0,004) и кистовидной дегенерацией (г=0,44; р=0,002).
Утолщение интимы под воздействием гемодинами-ческой нагрузки сопровождалось у 27% пациентов появлением в субэндотелиальном слое дилатированной аорты С-кй+ стволовых клеток округлой формы, диаметром 6,4 мкм. С-кй+ клетки встречались в интиме аорты с наиболее утолщенной медией (г=0,60; р=0,04), размеры которой превышали 1100 мкм. Кроме того, появление С-кй+ клеток в интиме коррелировало с ее ремоде-лированием и заселением миофибробласто-подобными клетками с С034+ (г=0,33; р=0,029) и С044+ (г=0,36; р=0,028) иммунофенотипом.
Таким образом, аневризма восходящей аорты сопровождается компенсаторным утолщением интимы/ме-дии, которое коррелирует с активизацией регенераторного потенциала интимы, появлением в ней С-кй+ клеток и изменением её клеточного состава.
(1,8 ± 0,9 мкм и 1,8 ± 0,8 мкм) в группах ПЭ и контроля. В околоядерной зоне цитоплазмы и в отростках Тц выявлены цистерны гранулярного эндоплазматического ретикулума, что свидетельствовало об их высокой синтетической активности. В некоторых ФБК обнаружены ультраструктурные признаки гладкомышечной и макро-фагальной дифференцировки — фрагменты базальной мембраны, сократительные фибриллы с электронно-плотными тельцами вблизи плазмолеммы, вакуоли, ли-пидные включения, мелкие фагосомы. Подобные ФБК с длинными отростками, по-видимому, представляли собой популяцию клеток промежуточной миофибробла-стической дифференцировки, нередко имели общие черты с макрофагами. При ПЭ Тц почти отсутствовали, и переходных форм ФБК было значимо больше (р<0,05). Феномен ремоделирования мезенхимальных клеток с приобретением морфологических признаков фибро-бластов и макрофагов был ранее описан нами в плаценте [2] и в миокарде [3]. Изменение морфологии ме-зенхимальных клеток показывает, что при ПЭ меняются характеристики миометрия. Финансирование: Работа выполнена в рамках ЕГИСУ НИОКТР — 122030200534-4
Литература:
1. Cretoiu S.M., Popescu LM. Biomol Concepts. 2014. V.5. P. 353.
2. Nizyaeva N.V., Sukhacheva T.V, Serov R.A. et al. Sci Rep. 2018.
V. 8. P. 3453.
3. Sukhacheva T.V., Serov R.A., Nizyaeva N.V. et al. Cells.
2022 V.11. P.175.
ТЕЛОЦИТЫ И ФИБРОБЛАСТОПОДОБНЫЕ
КЛЕТКИ МИОМЕТРИЯ ПРИ ПРЕЭКЛАМПСИИ
Т.В. Сухачева1, Р.А. Серов1,
М.Н. Шамаракова2, Н.В. Низяева3
1 ФГБУ НМИЦ ССХ им АН Бакулева МЗ РФ, Москва, Россия
2 Центр Планирования семьи и Репродукции (ЦПСиР), Москва, Россия
3 НИИМЧ им. акад. АП. Авцына ФГБНУ «РНЦХ
им. акад. Б.В. Петровского» МЗ РФ, Москва, Россия
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: телоциты, миометрий, макрофаги, пре-
эклампсия, фибробласты.
В работе выявлены особенности ультраструктуры фибробластоподобных клеток (ФБК) миометрия и тело-цитов (Тц) при преэклампсии (ПЭ) и при неосложненной беременности.
Исследованы образцы миометрия 22 женщин 1843 лет на сроке 27-39 недель гестации. У 12 пациенток диагностировали ПЭ, группа контроля — 10 женщин с неосложненной доношенной беременностью. Образцы миометрия получены во время кесарева сечения (вне области плацентарной площадки), препараты изучены под электронным микроскопом. Достоверность различий оценивали по U-критерию Манна -Уитни при p<0,05.
У пациенток обеих групп в интерстиции миометрия между пучками гладкомышечных клеток и вокруг маточных сосудов обнаружены ФБК веретеновидной или звездчатой формы, с длинными отростками. Некоторые из этих клеток соответствовали морфологическим критериям Тц [1]. При ПЭ отростки ФБК были толще, чем в контроле и составили 0,37 ± 0,2 мкм и 0,19 ± 0,6 мкм, соответственно; диаметр клеток был больше (3,2 ± 1,2 мкм vs 2,7 ± 1,1 мкм), а диаметр ядер не отличался
ОЦЕНКА ПРОАНГИОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЛАЗМИДНОЙ ДНК, КО-ЭКСПРЕССИРУЮЩЕЙ ГЕНЫ FGF2 И VEGF165, НА ИНДУКЦИЮ ЛОКАЛЬНОГО АНГИОГЕНЕЗА IN VIVO
В.Ю. Сыромятникова1, И.И. Салафутдинов1, М.О. Гомзикова1
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Казань, Россия
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: незаживающие раны, регенерация кожи, ангиогенез, фактор роста фибробластов, фактор роста эндотелия сосудов, плазмидная ДНК.
Ежегодно миллионы людей страдают от незаживающих ран и патологических рубцов, что требует создания новых эффективных подходов к лечению повреждений кожи. Исследования показывают, что около 15 % ран остаются не вылеченными через год после обращения [1], при этом предполагается, что от 1 до 2% населения развитых стран будут иметь хронические раны в течениежизни [2]. Особое значение для успешной регенерации кожи играют проангиогенные фактора роста — фактор роста фибробластов (FGF2) и фактор роста эндотелия сосудов (VEGF), которые участвуют в образовании новой сосудистой сети, необходимой для доставки питательных веществ, кислорода и иммунных клеток. Цель данного исследования — оценка проанги-огенного потенциала плазмидной ДНК pBud-VEGF165-FGF2, ко-экспрессирующей одновременно и независимо гены fgf2 и vegf165, на индукцию локального ангиоге-неза in vivo. Нами было подкожно, в составе матригеля трансплантировано 2х106 HEK293T, трансфицирован-ных pBud-VEGF165-FGF2, крысам линии Wistar (n=4). Контрольной группе животных (n=4) ввели аналогичное
количество нетрасфицированных клеток в матригеле. Через семь дней область введения имплантов аккуратно иссекали и использовали для гистологического анализа. Дермальный слой кожи в месте имплантации транс-фицированных pBud-VEGF165-FGF2 клеток был богато васкуляризован большим количеством обильно кровос-набжаемых разветвленных сосудов различного диаметра. Фрагменты изолированного матригеля с трансфи-цированными клетками также значительно отличались по уровню васкуляризации по сравнению с контролем, а именно количеством, размером и длиной проросших сосудов, в которых наблюдались внутрисосудистые эритроциты, что свидетельствуют о наличии в них кровотока. Кроме того, во всех исследованных образцах не была обнаружена инфильтрация воспалительных клеток. Таким образом, подкожная имплантация HEK293T, транс-фицированных плазмидной ДНК pBud-VEGF165-FGF2, ко-экспрессирующей гены fgf2 и vegf165, способствует индукции локального ангиогенеза in vivo. Работа была выполнена при финансовой поддержке исследовательского проекта РНФ № 21-75-10035 и в рамках Программы стратегического академического лидерства Казанского федерального университета (ПРИ0РиТеТ-2030).
Литература:
1. Jorgensen S.F. et al. Journal of wound cane. 2013. V. 22. № 10.
P. 540-545.
2. Gottrup F.A. et al. The American journal of surgery. 2004.
V. 187. № 5. P. S38-S43.
КАЛЬЦИФИКАЦИЯ КОЛЛАГЕНОВЫХ
НЕТКАНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПОДКОЖНОЙ
ИМПЛАНТАЦИИ
Е.В. Сытина1, Т.Х. Тенчурин1, Е.В. Соловьева1,
А.А. Алексеев2, С.Н. Чвалун1, А.А. Пантелеев1
1 НИЦ Курчатовский институ», Москва, Россия
2 ФГБУ НМИЦ Центр хирургии им. А.В. Вишневского, Москва, Россия
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: биоинженерия, нетканый материал, коллаген, подкожная имплантация, кальцификация.
В тканевой инженерии природные полимеры обладают рядом преимуществ по сравнению с синтетическими, обеспечивая для клеток среду, приближенную к естественной. Ранее нами была разработана методика получения нетканых материалов на основе коллагена. Материалы, полученные из растворов коллагена в уксусной кислоте, подвергали термической обработке для достижения различной степени денатурации в ряду коллаген-желатин и стабилизировали генипином. Коллагеновые и желатиновые матриксы имплантировали под кожу мышам линии BalbC на разные сроки. На 35й день после имплантации отек и спаянность с подлежащими тканями отсутствовали. Гистологическое исследование выявило, что клетки проникали внутрь обоих образцов только с торцов или в местах нарушения их целостности. Растущие капилляры наблюдались лишь в областях, где соединительная ткань образовалась между складками образца. Инфильтрация моноцитами наблюдалась по периметру всех образцов, при этом в желатиновых образцах наблюдались признаки хронического продуктивного воспаления (формирование единичных гранулем, гигантских клеток инородных тел и тонкой капсулы). Коллагеновые образцы резорбировались
медленнее, гранулемы и гигантские клетки не обнаружены. Таким образом, желатиновые нетканые материалы деградировали быстрее коллагеновых и вызывали более выраженную реакцию организма.
Оба типа материалов, сшитых генипином, длительно сохранялись в тканях. Через 3 месяца они были хорошо различимы на гистологических препаратах, признаки воспаления на макроскопическом уровне отсутствовали. Окрашивание ализариновым красным выявило кальци-фикацию только коллагенового материала. Через полгода гистологическая картина осталась без изменений: интенсивная кальцификация коллагенового материала и её отсутствие в желатиновом. Коллагеновые образцы стали жесткими, а желатиновые сохранили мягкость, подверглись лишь частичной резорбции и сохранили структуру. Они не проросли сосудами, оставаясь непроницаемыми для клеток. Кальцификация — серьезное препятствие для использования искусственных материалов при реконструкции мягких тканей, хотя может быть плюсом в тканевой инженерии кости. Желатин может быть перспективным для создания нетканых материалов, ограничивающих проникновение клеточных элементов внутрь импланта. Работа выполнена при поддержке НИЦ «Курчатовский институт».
АНАЛИЗ ПОДВИЖНОСТИ MHSP70-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КЛЕТОК МУЛЬТИФОРМНОЙ ГЛИОБЛАСТОМЫ В МОДЕЛИ ЭКСПЛАНТАТА
Р.Б. Тагаева1 2, Н.М. Юдинцева1, 2,
Д.Е. Бобков1, 2, Д.Ф. Гончарова2, А.С. Нечаева2,
Е.В. Федоров2, М.А. Шевцов1, 2
1 ФГБУН Институт цитологии РАН, Санкт-Петербург, Россия
2 Центр персонализированной медицины, НМИЦ им. В.А. Алмазова Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: мультиформная глиобластома, эксплантат, инвазия, мембранно-связанный белок теплового шока mHsp70.
Мультиформная глиобластома (МГБ) является наиболее распространенной злокачественной опухолью головного мозга со средней выживаемостью пациентов около 15 месяцев [1]. Сложность в исследовании МГБ связана с ее высокой гетерогенностью и повышенной инвазив-ностью [2]. Поскольку способность клеток МГБ проникать в здоровую ткань головного мозга определяется сложным взаимодействием между опухолевыми клетками и их микроокружением [3], для изучения организации опухоли и анализа опухолевого роста используют 313-модель миграции клеток из эксплантата (фрагмента опухоли, полученного в ходе проведения хирургической операции) [4].
В настоящем исследовании анализ подвижности клеток МГБ, мигрировавших из эксплантата, проводили с помощью системы прижизненной микроскопии CQ1 (Yokogawa, Япония) в течение 24 часов с интервалом съемки 15 минут, используя такие параметры, как средняя скорость и извилистость трека. Клетки предварительно окрашивали антителами к мембранно-свя-занной форме белка теплового шока mHsp70 (Thermo Fisher, США), который избирательно экспрессируется на поверхности опухолевых, но не нормальных клеток [5].