ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 005.1
Т.А. Волгина
Студент 2 курса магистратуры ФГБОУ ВО УГНТУ,
г. Уфа, РФ
Научный руководитель: В.В. Бирюкова
канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО УГНТУ,
г.Уфа, РФ
ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРАТЕГИИ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫМИ НЕФТЯНЫМИ КОМПАНИЯМИ
Аннотация
В данной статье представлена авторская методика по оценке привлекательности регионов для ведения бизнеса с учетом отраслевой специфики деятельности вертикально-интегрированных нефтяных компаний, которую целесообразно использовать при разработке стратегии развития компании на международном рынке.
Ключевые слова
Стратегия, международный рынок, нефть, ВИНК, нефтяная компания, выбор региона развития.
Если компания приняла решение о выходе на международный рынок, в первую очередь необходимо проанализировать все потенциальные регионы ведения бизнеса, оценить их привлекательность для определенного бизнес-сегмента или компании в целом. Для этого предлагается использование индекса привлекательности региона [3]. Регионы можно поделить, например, следующим образом: Европейский Союз, Африка, Азиатский регион и т.д. Индекс привлекательности региона должен учитывать и отраслевую специфику деятельности ВИНК, поэтому целесообразно оценивать привлекательность регионов отдельно по бизнес-сегментам: «upstream» или «downstream». В данной статье приведем методику оценки для сегмента «downstream».
Рассмотрим из чего состоит показатель привлекательности региона для сегмента «downstream» (см. форм. 1):
tjt-гР _(Игеог.р+Иур.сп.+Иудоб + Иконк+Идост)
mldown 5 , (1)
где, ИПроит - индекс привлекательности региона для сегмента «downstream» в баллах; Игеог.р -индекс географического риска в баллах; Иур.сп. - индекс уровня спроса в баллах (см. табл. 1); Иудоб - индекс удобства расположения в баллах (см. табл. 2); Иконк - индекс конкуренции в баллах (см. табл. 3); Идост -индекс доступности региона в баллах (см. табл. 4).
Индекс географического риска предполагает экспертную оценку политических, экономических, социальных, климатических и географических рисков в баллах от 0 до 1, где 1 - полное отсутствие рисков, а 0 - очень высокий уровень риска [1].
Таблица 1
Таблица оценки индекса уровня спроса
Показатель Экспертная оценка (от 0 до 1)
Объем рынка нефтепродуктов 0 - низкая емкость рынка; 1 - высокая емкость рынка
Объем импорта нефтепродуктов 0 - отсутствие импорта; 1 - большая часть рынка обеспечивается за счет импорта (или весь рынок)
Объем экспорта 0 - большая часть продукции отправляется за рубеж; 1 - вся продукция реализуется на внутреннем рынке
Темп роста объема рынка 0 - отсутствие роста; 1 - значительный рост рынка
Индекс уровня спроса в регионе X оценок кол - во показателей
Таблица 2
Таблица для расчета индекса удобства расположения
Показатель Экспертная оценка (от 0 до 1)
Наличие транспортной инфраструктуры 0 - отсутствие транспортной инфраструктуры 1 - очень развитая транспортная инфраструктура
Уровень взаимосвязи с другими регионами 0 - отсутствие взаимосвязи с другими регионами 1 - очень развито взаимодействие с другими регионами
Наличие в регионе собственных подразделений компании 0 - отсутствие собственных подразделений 1 - множество давно основанных подразделений компании
Индекс удобства расположения X оценок кол — во показателей
Таблица 3 Таблица оценки индекса конкуренции
Показатель Экспертная оценка (от 0 до 1)
Количество компаний на рынке 0 - значительное количество конкурентов 1 - небольшое количество компаний
Степень дифференциации товара на рынке 0 - одинаковые товары у всех участников рынка 1 - дифференцированная продукция
Чувствительность потребителя к цене 0 - потребители резко реагируют на изменение цены 1 - потребители не реагируют на изменение цены
Качество продукции конкурентов 0 - качество продукции лучше, чем у компании 1 - качество продукции значительно хуже, чем у компании [2]
Индекс уровня спроса в регионе X оценок кол — во показателей
Таблица 4
Таблица расчета индекса доступности региона
Показатель Экспертная оценка (от 0 до 1)
Уровень капитальных затрат 0 - очень высокие капитальные затраты 1 - низкие капитальные затраты
Административные барьеры 0 - значительные административные барьеры 1 - отсутствие административных барьеров
Наличие свободных каналов для поставок сырья и оборудования 0 - отсутствие свободных каналов 1 - множество свободных каналов
Наличие свободных каналов сбыта 0 - отсутствие свободных каналов 1 - множество свободных каналов
Индекс доступности региона X оценок кол — во показателей
Полученное значение индекса привлекательности региона предлагается оценить по следующей таблице (см. табл.5):
Таблица 5
Границы индекса привлекательности региона
ИПр Рекомендации
0 - 0,4 Развитие бизнеса в данном направлении можно не рассматривать вовсе, т.к. регион крайне непривлекателен для данного вида деятельности. Для него характерны: высокий уровень риска, нехватка ресурсов, неразвитая инфраструктура и т.д. В данном случае компании стоит продолжить поиск других направлений для развития на международной арене.
0,4 - 0,6 В данном регионе достаточно положительных факторов и перспектив для развития, однако, возможно понадобятся дополнительные вложения для создания инфраструктуры, предотвращения рисков и т.п. Если компания является довольно развитой, то для нее не составит труда войти на данный рынок, а также получить преимущества от такого решения.
0,6 - 1 Регион с таким показателем характеризуется низкой конкуренцией, значительными ресурсами, удобством расположения и потенциально высокой прибыльностью, а также компания скорее всего не столкнется со значительными сложностями при выведении своих активов.
Показатель индекса привлекательности региона значительно упростит сравнение альтернативных
~ 25 ~
направлений развития ВИНК между собой, а также поможет компаниям наиболее точно оценить перспективы ведения своего бизнеса за рубежом. Список использованной литературы:
1. Риски и неопределенность в нефтяной отрасли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vseonefti.ru/etc/riski-v-neftyanoi-otrasli.html (дата обращения: 12.05.2018);
2. Бирюкова В.В., Валеева Э.Н. Анализ подходов к оценке конкурентоспособности нефтяной компании на международном рынке // Нефтегазовое дело: электрон. науч. журн. 2015. № 4. (дата обращения: 12.05.2018);
3. Бирюкова В.В., Чанышев И.А. Обзор методических подходов к управлению устойчивым развитием нефтяной компании // Проблемы и тенденции развития инновационной экономики: международный опыт и российская практика Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет». 2014. С.347-350.
© Волгина Т А., 2018
УДК65.011.12
А.О. Макарова
магистрант, ИжГТУ им. М. Т. Калашникова
г. Ижевск, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ПОИСКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ»
Аннотация
Представление о сущности экономического потенциала организации предопределяет подход к его оценке, измерению и управлению. В данной статье представлены различные подходы к определению понятия «экономический потенциал организации» и исследование современного состояния экономического потенциала организаций в Российской Федерации.
Ключевые слова
Экономический потенциал, экономический потенциал организации, управление экономическим
потенциалом организации.
В последнее время мы всё чаще встречаемся с понятием «экономический потенциал организации». И, действительно, экономически эффективная и стабильная организация, которая стабильно создаёт, развивает, а также внедряет новые продукты или новой технологии, оперативно реагирует на изменение внутренних и внешних факторов способна раскрыть свой экономический потенциал, создать имидж в глазах конкурентов, посредников и потребителей и, конечно же, укрепить свою конкурентоспособность.
Соответственно, проблема анализа экономического потенциала организации чрезвычайно актуальна, поскольку экономический потенциал организации характеризует общее состояние, общие закономерности развития, не демонстрируя характер процессов, происходящих непосредственно в самих организациях. Чтобы составлять прогнозы и разрабатывать стратегии развития, планировать и принимать эффективные управленческие решения, необходимо иметь объективную информацию о состоянии и тенденциях развития экономического потенциала организаций.
Однако, точного определения понятию «экономический потенциал организации» в настоящее время нет. Для этого будут рассмотрены различные трактовки различных авторов и учёных.