Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННОГО РИСКА НА АВТОДОРОГАХ ГАЗАХ-ТОВУЗСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА'

ОЦЕНКА ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННОГО РИСКА НА АВТОДОРОГАХ ГАЗАХ-ТОВУЗСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
природный и техногенный риск / стихийное бедствие / природный разрушительный процесс / экономический ущерб / оценка риска / автомобильные дороги / natural and man-made risk / natural disaster / natural destructive process / economic damage / risk assessment / roads

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Алекперова Самира Огтай Гызы, Гасымова Саида Гасым Гызы

Рассматривается экономико-географическое влияние природных и техногенных катастроф на автомобильный транспорт Газах-Товузского экономического района. В связи с глобальными изменениями климата и резким увеличением антропогенной нагрузки на исследуемой территории усилились природные и техногенные катастрофы. Отмечается, что автомобильный транспорт, играющий важную роль в развитии экономики, оказывает негативное влияние на территориальную организацию. Прежде всего, были использованы сравнительный анализ реальных статистических материалов, математико-статистический и другие методы, во-вторых, определялись ареалы распространения природных и техногенных катастроф и, в-третьих, проведена оценка природного и техногенного риска на автомобильных дорогах исследуемой территории, с учетом причиненного экономического ущерба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Алекперова Самира Огтай Гызы, Гасымова Саида Гасым Гызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF NATURAL-TECHNOGENIC RISK ON HIGHWAYS OF GAZAKH-TOVUZ ECONOMIC REGION

The article is devoted to the economic and geographical study of the impact of natural and man-made disasters on road transport in the Gazakh-Tovuz economic region. Due to global climate change, a sharp increase in anthropogenic load, natural and man-made disasters in the study area have intensified, it has been widely noted that road transport, which plays an important role in economic development, has a negative impact on the territorial organization. Firstly, a mutual analysis of actual statistical materials, mathematical-statistical, comparative analysis and other methods were used, secondly, the areas of distribution of natural man-made disasters were determined, and thirdly, the economic damage caused by them was taken into account. In the study area, an assessment of natural and man-made risk on roads was carried out.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННОГО РИСКА НА АВТОДОРОГАХ ГАЗАХ-ТОВУЗСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА»

УДК 502; 574 /47. 9245/

ОЦЕНКА ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННОГО РИСКА НА АВТОДОРОГАХ ГАЗАХ-ТОВУЗСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЙОНА

С. О. Алекперова, С.Г. Гасымова

Рассматривается экономико-географическое влияние природных и техногенных катастроф на автомобильный транспорт Газах-Товузского экономического района. В связи с глобальными изменениями климата и резким увеличением антропогенной нагрузки на исследуемой территории усилились природные и техногенные катастрофы. Отмечается, что автомобильный транспорт, играющий важную роль в развитии экономики, оказывает негативное влияние на территориальную организацию. Прежде всего, были использованы сравнительный анализ реальных статистических материалов, математико-статистический и другие методы, во-вторых, определялись ареалы распространения природных и техногенных катастроф и, в-третьих, проведена оценка природного и техногенного риска на автомобильных дорогах исследуемой территории, с учетом причиненного экономического ущерба.

Ключевые слова: природный и техногенный риск, стихийное бедствие, природный разрушительный процесс, экономический ущерб, оценка риска, автомобильные дороги.

Введение. Данное исследование проводилось на основе мирового опыта в этой области, большое научное значение имеют исторические исследования и актуальные математико-статистические исследования. Проводивший исследования в этом направлении Б.А. Будагов (1978, 1995, 2000) изучал причины стихийных бедствий, их формы проявления, районы распространения, Б.А. Бабаханов (1985, 2002, 2009) - регионы распространения стихийных бедствий, пути их нейтрализации, их влияние на скорость экономического развития, Р.Н. Махмудов (2015, 2017, 2021) исследовал роль изменений климата, а также опасных гидрометеорологических явлений в возникновении природных катаклизмов. Н.А. Алексеев (1988) изучал районы распространения стихийных бедствий [1], меры защиты от них, способы оценки ущерба, А.Р. Медеу, Т.Л. Киренская (2015) объяснили важность учета опасности и риска селей при картировании стихийных бедствий [2], особенно в селеопасных районах. Они отметили важность учета селевого риска при оценке селевой опасности, выявили, что для оценки природного и техногенного риска большое значение имеет анализ карт напряжений, составленных на основе крупномасштабных карт и точных фактических материалов [2]. Сравнительный анализ результатов научных исследований, проведенных в этом районе, показывает, что, исходя из реальных проявлений стихийных бедствий, на автодорогах исследуемого района сложилась крайне напряженная ситуация. Поэтому нами

был применен кардинально иной подход: сначала были проанализированы фактические статистические материалы, имеющиеся по территории исследования, проведены математическо-статистические расчеты, а затем, на основе результатов научных исследований, выполненных в этом направлении, выявлены районы распространения природных и техногенных катастроф, а также с учетом причиненного ими экономического ущерба, проведена оценка природного и техногенного риска на автомобильных дорогах Газах-Товузского экономического района.

Метод исследования. В результате исследования были использованы статистические материалы Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики за 1999, 2009 и 2019 гг., указы Президента Республики Азербайджан по социально-экономическому развитию регионов в Государственных программах (2004-2008, 2009-2013, 2014-2018 годы). и 2019-2023 гг., 2007-2020 гг.), актуальная информация МЧС за 20072020 гг., обширный сравнительный анализ современной научной литературы отечественных и зарубежных специалистов данного направления, математический анализ статистических материалов и прочие методы, проведено дешифрирование космических снимков с помощью современных ГИС-технологий.

Район исследования. В пределах Азербайджанской Республики рассмотрены горные и предгорные зоны Газах-Товузского экономического района, расположенного в северо-западной части Малого Кавказа, где регулярно повторяются природные и техногенные катастрофы (рис. 1).

Анализ и обсуждение. Газах-Товузский экономический район включает Агстафинский, Газахский, Гедабекский, Товузский и Шамкир-ский административные районы. По статистическим материалам 2022 года площадь экономического района составляет 7,03 тыс. км2, население района - 690,6 тыс. человек (162,1 тыс. человек - городское, 528,5 тыс. человек - сельское) [3, 5]. Согласно общепринятой терминологии, под автомобиль-

ными дорогами понимают систему инженерных устройств, обеспечивающих безопасное, безрисковое и комфортное движение транспортных средств заданных размеров и массы в соответствии с национальными стандартами, нормативными и правовыми правилами дорожного движения. Транспортная сеть занимает очень важное место в экономическом развитии исследуемого региона, ей принадлежит особая роль в развитии экономического района на должном уровне, эффективного размещения производительных сил на территории, в расширении связей местного и республиканского значения (табл. 1.).

Таблица 1

Протяженность эксплуатируемых автомобильных дорог в Газах-Товузском экономическом районе, км

Район исследования Всего в том числе по степени (на 2022-й год)

2015 2020 2022 I II III IV V

Газах-Товузский 1456 1459 1 459 2 159 525 735 38

Агстафинский 188 188 188 - 20 109 59 -

Гедабекский 356 356 360 - - 103 257 -

Газахский 192 190 190 - 56 79 55 -

Шамкирский 355 359 355 2 45 119 169 20

Товузский 365 366 366 - 38 115 195 18

Источник: Регионы Азербайджана - статистический сборник, Баку 2022, 775 с., с. 269-355 [3] Транспорт в Азербайджане - статистический сборник, АРДСК, Баку 2023, 85 с., с. 63 [5].

Необходимо учитывать требования по защите экологии и здравоохранения, выполнение норм экологической безопасности, нейтрализации вредных и загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу автомобилями, или отдавать предпочтение использованию более современных электромобилей, особенно важно экономическое и географическое оценивание прямого или косвенного воздействия дорог и дорожного движения на атмосферу, животный мир, людей, историко-культурную сферу, на памятники, объекты придорожного сервиса и туристической инфраструктуры. В 2015 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферу автомобильным транспортом составили 23 570,0 тонн [5], в 2022 году этот показатель увеличился на 21 859,0 тонн и составил 45 429,0 тонн (табл. 2).

Таблица 2

Выбросы загрязняющих веществ автомобильным транспортом в атмосферу Газах-Товузского экономического района, _вещества, тыс. тонн_

Район 2015 2017 2018 2019 2020 2021

Газах-Товузский 23,5 27,4 25,1 22,6 32,8 44,6

Агстафа 2,7 3,0 3,1 0,8 5,7 5,7

Гедабек 3,0 3,5 2,8 1,4 6,1 6,2

Газах 4,3 4,1 6,9 9,9 7,6 6,4

Шамкир 7,3 9,7 6,2 6,4 6,9 14,8

Товуз 6,2 7,1 6,1 4,1 6,5 11,5

Источник: Регионы Азербайджана - статистический сборник, Баку 2022, 775 с., с. 269-355 [3] Транспорт в Азербайджане - статистический сборник, АРДСК, Баку 2023, 85 с., с. 63 [5]

При оценке природного и техногенного риска, а также опасности важно вычислить ареалы, затронутые конкретной катастрофой, масштабы ущерба, его интенсивность и продолжительность [6]. Для этого необходимо определить масштабы катастрофы, степень воздействия на окружающую среду и хозяйственные объекты, роль природных и антропогенных факторов [7]. Природными факторами считаются геологические, метеорологические, гидрологические и т.д. Антропогенные факторы - химические, биологические, экологические, физические (чрезмерная эксплуатация земельных ресурсов, неправильное использование земель, перевыпас скота, вырубка деревьев в лесных массивах с целью строительства дорог или развития промышленных предприятий, пожары в лесной или пустынной зонах, вредные химические выбросы веществ в атмосферу или водные объекты, неверное проведение коллекторно-дренажной сети, отсутствие систем связи на хозяйственных объектах и населенных пунктах по требуемым правилам и т. д. [8, 9].

Район исследования имеет густую речную сеть, где практически все реки являются правыми притоками р. Куры. Рельеф характеризуется чередованием сильно фрагментированных горных склонов с глубокими и узкими речными долинами. Катастрофические сели регулярно проходят на таких реках как Ахынджачай, Асрикчай, Заямчай, Шакербей, Четиндере, Карамурадчай, Бабачай, Джахричай, Агстафачай, Джейирчай, Товузчай, Шамкирчай, Сарысу, Агдашсу, которые протекают в горных и предгорных зонах Газах-Товузского экономического района. Все эти реки питаются дождевыми, талыми снеговыми и подземными водами. Селевые явления разрушают дороги, делая их непригодными для эксплуатации [10], временно вызывают перебои в работе транспорта [6, 11].

Например, непрекращающиеся ливневые дожди в 2007 году стали причиной прохождения селя на р. Агстафачай Агстафинского района, в результате которого обрушились старая железная дорога и мост Пойлу, со-

единяющий 7 сел района. В июне 2010 года селевой поток на р. Заямчай нанес ущерб почти 100 га сельскохозяйственных угодий Товузского района, была нарушена привычная жизнь людей, погибло нескольких голов домашнего скота, сель затопил дороги на протяжении около 50 км, сделав их непригодными для эксплуатации, произошли временные перебои в движении автотранспорта. 28 мая 2011 года прошел сель на р. Шамкирчай Гедабекского района в результате непрекращающихся дождей. В результате прохождения селя в селе Союдлу погиб 1 человек, нанесен урон сельскохозяйственным полям и частным домам, а также дорога, соединяющая село с райцентром, была повреждена.

Оползни также являются одним из наиболее опасных природных и природно-антропогенных разрушительных явлений, создающих угрозу расселению населения и территориальной организации сельскохозяйственных территорий [2]. Факторами проявления оползней являются природные (геолого-геоморфологические условия территории, литологиче-ский состав, морфометрия рельефа, гидрологические, климатические и пр.) и антропогенные (обрезка основания склона, вырубка древесной растительности, перевыпас скота и п.) [12, 13], Оползни могут активироваться и такими процессами, как землетрясение, таяние ледника и др. [14]. В последние годы антропогенное воздействие является ведущим фактором активизации оползней [7, 12]. Горные и предгорные склоны Гедабекского административного района, где высока степень антропогенной нагрузки, являются территориями, где активно проявляются оползни, приводящие к повреждению, а иногда и полному разрушению автомобильных дорог [15, 16, 17].

Например, в ноябре 2003 года на территории Гедабекского района в результате продолжительных дождей произошел оползень, в результате чего была полностью разрушена дорога, соединяющая село Сейиддареси с районным центром. В это же время на правом берегу реки Сейиддареси также произошли оползни и сходы лавин. В зимние месяцы 2005 года в селе Еникенд, расположенном в 2 км от дороги Гедабек-Дюзюрд Гедабек-ского района, после продолжительных дождей произошел оползень, в результате которого возникли перебои в нормальной работе транспорта. 30 августа 2016 года в селе Айридара Хаджыларского сельского округа Ге-дабекского района произошел оползень, в результате которого был нарушен привычный ритм населения. Были выявлены трещины шириной 30 м и глубиной 5 м на участке более чем в 200 метрах от трассы, соединяющем село с райцентром. Произошёл 50-метровый оползень-обвал. Летом 2021 года во дворе жилого дома при рытье артезианской скважины на территории Шамкирского района произошел оползень, и часть территории обрушилась, в результате чего пострадали люди.

В ходе исследования была определена численность населения в тех зонах Газах-Товузского экономического района, которые наиболее подвержены стихийным явлениям (рис. 2).

С точки зрения интенсивности природных и техногенных катастроф, а также исходя из реальных их проявлений в исследуемой зоне, на автомобильных дорогах сложилась крайне напряженная ситуация. Наиболее опасными районами считаются Гедабекский, Газахский, Шамкирский административные районы, расположенные в напряженной регионы, где повторяются наиболее часто разрушительные природные явления, воздействующие на автомобильные дороги, а Агстафинский и Товузский административные районы считаются территориями, где природные явления распространяются с относительно слабой силой (рис. 3.).

Численность населения Газах-Товузского экономического Численность населенияв зонах риска стихийных бедствий

района, тыс. человек Газах-Товузского экономического района , тыс. человек

Гедабек Шамкир Товуз Агстафа Газах

О 50 100 150 200 250 0 20 40 60 80 100 120 140 160 180

Газах Агстафа Товуз Шамкир Гедабек Газах Агстафа Товуз Шамкир Гедабек

■ 1999 18,8 14,5 24,9 58,3 8,4 ■ 1999 15,2 10,5 20,9 48,3 4,4

■ 2009 20,8 20,2 27 66,7 10,2 ■ 2009 16,7 19,2 17 42,7 5,2

■ 2019 92,9 84,9 164,1 106,9 95,7 ■ 2019 68,4 74,9 121,1 78,4 35,7

Рис. 2. Численность населения в аварийно-опасных районах Газах-Товузского экономического района, тыс. человек (2009, 2019, 2009 гг., по материалам переписи населения)

Источник: материалы переписей населения ГНК АР 1999, 2009, 2019 гг., Приказы, принятые в Госпрограммах, имеющиеся данные МЧС (2004 - 2020 гг.) [18]

20

о

Природные и техногенные риски на автодорогах Газах-Товузского экономического района

ми

сель оползень земл. осыпь обвал ■ Агстафа "Гедабек "Газах ■ Шамкир Товуз

Природная и техногенная опасность на автодорогах Газах-Товузского экономического района

Шн

сель оползень земл. осыпь обвал ■ Агстафа ■ Гедабек "Газах "Шамкир Товуз

Рис. 3. Оценка природного и техногенного риска и опасности на автомобильных дорогах по административным районам Газах-Товузского экономического района

Источник: Регионы Азербайджана - стат. сборник, Баку 2022, 775 с., с. 269-355 [3]. Транспорт в Азербайджане - стат. сборник, АР ДСК, Баку 2023, 85 с., с. 63 [4], перепись населения Азербайджанской Республики 2019 года. Баку 2022, с.925 [4], доступны данные МЧС (2009 - 2020 гг.)

[18]

При оценке природно-техногенного риска с использованием современных компьютерных технологий на экономические карты региона накладываются фактические материалы об опасности и риске воздействия природно-техногенных катастроф, а полученные результаты отражаются картами или графическими изображениями.

Наряду с природными факторами, на территории отдельных административных районов выявлены сели, оползни, лавины и другие разрушительные природные явления, которые активизируются в результате воздействия антропогенных факторов. В ходе исследования на основе применения математико-статистического метода результат подсчета экономического ущерба от природных и техногенных катастроф показывает, что 3,5 % существующих местных и региональных автодорог на территории Агстафы, Газаха, Гедабека, Товузского и Шамкирского административных районов подвержены оползням, 2,7 % постоянно страдают от селей, 1,2 % - от землетрясений и лавин. В результате определения степени подверженности автомобильных дорог природным и техногенным рискам и опасностям установлено, что проведение предварительных работ по предупреждению и предотвращению катастроф на территории исследования, управление рисками, оценка территории, при осуществлении строительных работ на основе проектных планов, сокращает воздействие разрушительных природных процессов (рис. 4).

Оценка риска и опасности на автомобильных дорогах Газ ах-Товузского экономического района

республиканского местного проселочные

значения значения

■ риск ■ опасность

Рис. 4. Оценка природного и техногенного риска и опасности на автомобильных дорогах по степени их значимости в Газах-Товузском экономическом районе

Источник: Регионы Азербайджана - статистический сборник, Баку 2022, 775 с., с. 269-355 [3], Транспорт в Азербайджане - статистический сборник, АР ДСК, Баку 2023, 85 с., с. 63 [5], перепись населения АР 2019 года. Баку 2022, с. 925 [4], доступны данные МЧС (2009 - 2020 гг.) [18]

К другим частым стихийным бедствиям в регионе относятся проливные дожди, сильные ветры, штормы, интенсивное преждевременное таяние снежного покрова в горных районах, наводнения на равнинных территориях, подземные воды, оползни, которые в той или иной степени отрицательно влияют на территориальную организацию транспортной се-

С учетом плана мероприятий, предусмотренных «I Государственной программой Азербайджанской Республики по великому возвращению на территории, освобожденные от оккупации» [19], с использованием научных работ Б. А. Будагова (1978, 2002), Н.А. Бабаханова (2009), Р.Н. Махмудова (2017), а также материалов МЧС (2009 - 2020 гг.) и результатов собственных научных исследований авторов дана оценка территорий Газах-Товузского экономического района по интенсивности распространения природных и техногенных катастроф и составлена карта-схема (рис.

5).

Рис. 5. Районы проявления катастроф природного и техногенного происхождения Газах-Товузского экономического района

по их интенсивности

Из карты-схемы видно, что горная и предгорная зоны Газах-Товузского экономического района представляют собой напряженные регионы, где природные и техногенные катастрофы повторяются наи более часто.

Землетрясения также воздействуют на активизацию таких природных процессов, как оползни, сходы лавин и обвалы.

Хронология повторяемости землетрясений за последние десять лет на исследуемой территории показывает, что, хотя они и не вызывают масштабных разрушений, но регулярно повторяющиеся землетрясения малой магнитуды оказывают воздействие на почвогрунты, смещение горных пород, в результате чего активизируются другие естественные процессы. Так, 24 марта 2023 года произошло землетрясение магнитудой в 4 балла в 37 км северо-восточнее сейсмологической станции "Гедабек" в Шамкирском районе; 23 января 2023 года - 3 балла в 50 км северо-восточнее сейсмологической станции "Газах" в Товузе, 9 января 2022 года - 3 балла в 29 км северо-восточнее сейсмологической станции «Газах» в Агстафе; 17 февраля 2021 года - 3,4 балла в 35 км северо-восточнее сейсмологической станции «Газах» в Товузе; 13 декабря 2021 года - 3 балла в Гедабекском и То-вузском районах; 4 мая 2021 года - 3,5 балла в 27 км северо-восточнее сейсмологической станции «Газах» в Агстафа; 13 июня 2020 года - 4 балла в 42 км южнее сейсмологической станции «Гедабек» Гедабекского района; 23 февраля 2015 года - 4 балла в 32 км северо-западнее города Шамкир; 23 сентября 2014 г. - 3,2 балла северо-восточнее города Газах.

На основе Государственной программы (2014 - 2018 гг.) построены и сданы в эксплуатацию 1 автодорожный мост на дороге Агстафа-Пойлу-Дузгишлак-Газах и 3 автодорожных моста на дороге Агстафа-Пойлу-Грузия. Согласно Государственной программе (2019 - 2023 гг.) на территории Агстафинского района отремонтирована и введена в эксплуатацию автодорога Агстафа-Енигун-Хатаи-Гачак Керем-Пойлу-Хильхина. Общая длина дороги составляет 9,3 км. Автомобильная дорога IV и V категорий строительства соединяет 4 населенных пункта. Еще одна дорога, построенная и введенная в эксплуатацию в 2020 году, - это автодорога Колаир-Дузгишлак-Молладжафарли-Хилхина-Гарахасанлы Агстафинского района, имеющая общую протяженность 10 км и соединяющая 5 населенных пунктов.

Общая протяженность дороги Даш Салахлы-Уркмезли-Демирчилар в Газахском районе составляет 16 км и соединяет 3 населенных пункта. Общая протяженность автодороги Гарапапаг-Чайли составляет 19 км, автодороги Газах-Юхары Эскипара-Фархлы - 18 км и относится к IV строительной категории. Автодорога Шамкир-Аббаслы-Нариманлы, соединяющая 8 населенных пунктов и имеющая общую протяженность 15 км, имеет

большое значение с экономической точки зрения и соединяет регион с дорогой республиканского значения Баку-Алат-Газах-Грузия. Дорога Говлар-Аюблу-Алаколь-Ибрагимхаджилы, соединяющая 16 населенных пунктов, была возведена с целью минимизации природных и техногенных опасностей и рисков и ускорения экономического развития Газах-Товузского экономического района согласно реализации мер по реконструкции, упомянутых в Государственной программе (2019-2023 годы). Исходя из стратегических реалий в 2020 году автодорога Яниглы-Агачгала-Гочдара-Чобансигнаг-Йогунбулаг-Саритала вновь введена в эксплуатацию. В 2011 году через Заямчай - одну из селеопасных рек региона, соединяющую Шамкирский и Товузский районы, был построен новый мост длиной 96,3 м, шириной 11,5 м и высотой 11 м.

При строительстве автомобильных дорог следует учитывать рельефные особенности территории, климатические показатели, густоту речной сети, экологическое состояние, сейсмическую активность. В Указе Президента Азербайджанской Республики от 22 ноября 1998 года № 24 о реализации Закона Азербайджанской Республики «О дорожном движении», отмечается важность реализации мероприятий, обеспечивающих минимальное нарушение сложившихся экологических, геологических, гидрогеологических и других природных условий, а также магистральной дороги, строительные работы по отводу дождевой, паводковой, талой снеговой воды и поверхностных вод с проезжей части, отражена важность подготовки соответствующих охлаждающих устройств и разрешения после сооружения специальных защитных устройств на горных склонах и в оползнеопасных зонах.

Чрезвычайно важно своевременно реализовать Государственные программы, которые предусматривают ликвидацию последствий интенсивно повторяющихся природных и техногенных катастроф, управление рисками, принятыми в сложившейся ситуации, возвращение населения в освобожденные территории, а также обеспечение жизнедеятельности на необходимом уровне и другие важные планы действий.

Выводы

При проведении дорожно-строительных работ на основании соответствующих постановлений, принятых государством, с условием защиты лесных полос, комплексной оценки возможных природных и техногенных катастроф, комплексного анализа воздействия застройки автомобильного транспорта при территориальной организации, а также строительства, проводимого с целью минимизации причиненного им ущерба - большое значение имеет своевременное выполнение монтажных и реконструкционных работ.

3,5 % автодорог местного и регионального значения Газах-Товузского экономического района постоянно подвергаются оползням,

2,7 % - селевым потокам, 1,2 % - землетрясениям и лавинам. Предварительные работы по предотвращению активно повторяющихся природных и техногенных катастроф на исследуемой территории, а также управление оценочными рисками позволяют автодорогам республиканского значения сравнительно меньше подвергаться воздействию разрушительных природных процессов.

Должна быть обеспечена организация страхования как одного из наиболее эффективных методов ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, выплаты за причиненный ущерб населению в заранее установленных рамках.

Принимая во внимание, что горные и предгорные зоны Гедабекского, Шамкирского, Товузского, Газахского, Агстафинского районов являются зонами интенсивного природного и техногенного риска, считаем целесообразным реализовать комплексные меры по защите для нормального функционирования транспортной сети.

Список литературы

1. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе: проявление, эффективность защиты. М.: Мысль, 1988. 254 с.

2. Медеу А.Р., Киренская Т. Л. Оценка и картографирование селео-пасности и селевого риска. Анализ, прогноз и управление природными рисками в современном мире // Сб. науч. тр. 9-й Междунар. науч.-практич. конф. М., 2015. С. 264-270

3. Регионы Азербайджана - статистический сборник, Баку, 2022. С.269-355

4. Перепись населения Азербайджанской Республики 2019 года. Баку, 2022. 925 с.

5. Транспорт в Азербайджане - статистический сборник, Государственный комитет статистики Азербайджанской Республики, Баку. 2023. 85 с.

6. Бабаханов Н.А. Районирование Азербайджана по интенсивности проявления стихийных природных явлений (СПЯ) // Сб. науч. тр. конф. «Человек и опасность». Баку, 2009. С. 39-43

7. Тарихазер С. А. Современные оползневые процессы рельефообра-зования Большого Кавказа (в пределах Азербайджана) // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. Вып. 1. 2020. С. 120136 DOI: 10.46689/2218-5194-2020-1-1-120-136.

8. Будагов Б.А., Бабаханов Н.А. Природные разрушительные явления и их экономические последствия (на примере Республики Азербайджан) // Стихийные природные процессы: географические, экологические и социально-экономические аспекты. М., 2002. С. 168-178.

9. Пашаев Н.А., Аюбов Н.Х., Эминов З.Н. Экономическая, социальная и политическая география Азербайджанской Республики. Баку: Чираг, 2010. 416 с.

10. Алекперова С.О., Мамиева С.А. Влияние селей на территориальную организацию хозяйств в населенных пунктах бассейнов горных рек (на примере междуречья Дзегамчай - Гянджачай в азербайджанской части Малого Кавказа) // Научный журнал «Вопросы географии и геоэкологии». Казахстан, Алматы. 2022. № 1. С. 37-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Бабаханов Н.А., Пашаев Н.А. Исследование природных катаклизмов и способов борьбы с ними // Сб. науч. тр. науч.-практич. конф., посвященной опасным природным явлениям. Баку: Элм, 1994. С. 19-23

12. Tarikhazer S.A. The geographical prerequisites for the identification and prevention of dangerous geomorphological processes in the mountain ge-osystems of the Alpine-Himalayan belt (on the example of the Major Caucasus of Azerbaijan) // Journal of Geology, Geography and Geoecology. Украина, Днепропетровск, 2020. № 1. С. 176-187. DOI https://doi.org/10.15421/ 112016.

13. Tarikhazer S.A. Assessment of ecological strength and risk of ge-osystems of the north-eastern slope of the Great Caucasus (within Azerbaijan) // Вестник Хар. нац. ун-та им. В.Н.Каразина - Сер. «Геология. География». Экология. 2022. Вып. 56. С. 264-276. https://doi.org/10.26565/2410-7360-2022-56-20.

14. Будагов Б.А., Бабаханов Н.А. Экстремальные явления природы и их влияние на развитие хозяйства // Географические проблемы регионального развития и государственное планирование. Тбилиси, 1978. С. 3843.

15. Баджанов Б.М., Бакбергенов H.H. Риски возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях // Сб. науч. тр. 9-й Междунар. науч.-практич. конф. М., 2015. С. 32-36.

16. Махмудов Р.Н. Современные изменения климата и опасные гидрометеорологические явления. Баку, 2017. 231 с.

17. Мамиева С.А., Алекперова С.О. Влияние антропогенного фактора на предгорные и горные территории северо-восточного склона Малого Кавказа // Сб. науч. тр. науч. конф. общественных географов (Азербайджан-Россия) «Человеческая география в Азербайджане и России: основные пути развития в XXI веке» 10 - 14 мая, - Баку, 2019. С. 194-201.

18. Годовые отчеты Министерства по чрезвычайным ситуациям Азербайджанской Республики (2007-2020 гг.).

19. Указ Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 16 ноября 2022 года об утверждении «I Государственной программы по великому возвращению территорий, освобожденных от оккупации Азербайджанской Республики» - план действий. Баку, 2022. С. 9-10.

Алекперова Самира Огтай гызы, канд. географ. наук, доц., вед. науч. сотр., alakbarovasamira@,hotmail.com, Азербайджан, Баку, Институт географии им. акад. Г.А. Алиева Министерства образования и науки Азербайджана,

Гасымова Саида Гасым гызы, докторант, [email protected], Азербайджан, Баку, Институт географии им. акад. Г.А. Алиева Министерства образования и науки Азербайджана

ASSESSMENT OF NATURAL-TECHNOGENIC RISK ON HIGHWAYS OF GAZAKH-TOVUZ ECONOMIC REGION

S.O. Alekperova, S.G. Gasimova

The article is devoted to the economic and geographical study of the impact of natural and man-made disasters on road transport in the Gazakh-Tovuz economic region. Due to global climate change, a sharp increase in anthropogenic load, natural and man-made disasters in the study area have intensified, it has been widely noted that road transport, which plays an important role in economic development, has a negative impact on the territorial organization. Firstly, a mutual analysis of actual statistical materials, mathematical-statistical, comparative analysis and other methods were used, secondly, the areas of distribution of natural man-made disasters were determined, and thirdly, the economic damage caused by them was taken into account. In the study area, an assessment of natural and man-made risk on roads was carried out.

Key words: natural and man-made risk, natural disaster, natural destructive process, economic damage, risk assessment, roads.

Alakbarova Samira Ogtay gyzy, candidate of geographical sciences, associate professor, leading researcher, [email protected], Azerbaijan, Baku, Institute of Geography named after acad. H.A. Aliyev of Ministry of Education and Science of Azerbaijan,

Gasymova Saida Gasym gyzy, PhD student, [email protected], Azerbaijan, Baku, Institute of Geography named after acad. H.A. Aliyev of Ministry of Education and Science of Azerbaijan

Reference

1. Alekseev N.A. Natural phenomena in nature: manifestation, effectiveness of protection. M.: Mysl, 1988. 254 p.

2. Medeu A.R., Kirenskaya T.L. Assessment and mapping of rural hazards and mud-flow risk. Analysis, forecast and management of natural risks in the modern world // Collection of scientific papers of the 9th International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2015. pp. 264-270

3. Regions of Azerbaijan - statistical collection, Baku, 2022. pp.269-355

4. Population Census of the Republic of Azerbaijan in 2019. Baku, 2022. 925 p.

5. Transport in Azerbaijan - statistical collection, State Statistics Committee of the Republic of Azerbaijan, Baku. 2023. 85 p.

6. Babakhanov N.A. The zoning of Azerbaijan according to the intensity of the manifestation of natural disasters (SFA) // Collection of scientific tr. conf. "Man and danger". Baku: 2009. pp. 39-43

7. Tarikhazer S.A. Modern landslide processes of relief formation of the Greater Caucasus (within Azerbaijan) // Izvestiya Tula State University. Earth Sciences. Issue 1. 2020. pp. 120-136 DOI: 10.46689/2218-5194-2020-1-1-120-136.

8. Budagov B.A., Babakhanov N.A. Natural destructive phenomena and their economic consequences (on the example of the Republic of Azerbaijan) // In the book: Spontaneous natural processes: geographical, ecological and socio-economic aspects. Moscow, 2002. pp. 168-178.

9. Pashaev N.A., Ayubov N.H., Eminov Z.N. Economic, social and political geography of the Republic of Azerbaijan. Baku: Chirag, 2010. 416 p.

10. Alekperova S.O., Mamieva S.A. The influence of mudflows on the territorial organization of farms in settlements of mountain river basins (on the example of the Dzegam-chai - Ganjachai interfluve in the Azerbaijani part of the Lesser Caucasus) // Scientific journal "Issues of Geography and geo-ecology". Almaty. Kazakhstan, 2022. No. 1. pp. 37-46.

11. Babakhanov N.A., Pashaev N.A. Research of natural cata-enemas and ways to combat them // Sb. nauch. tr. nauch.-praktich. conf. devoted to dangerous natural phenomena. Baku: Elm, 1994. pp. 19-23

12. Tarikhazer S.A. The geographical prerequisites for the identifica-tion and prevention of dangerous geomorphological processes in the moun-tain geosystems of the Alpine-Himalayan belt (on the example of the Major Caucasus of Azerbaijan) // Journal of Geology, Geography and Geoecology. Ukraine, Dnepropetrovsk, 2020. No. 1. pp. 176-187. DOI https://doi.org/10.15421/ 112016.

13. Tarikhazer S.A. Assessment of ecological strength and risk of ge-osystems of the north-eastern slope of the Great Caucasus (within Azerbai-jan) // Bulletin of the National Academy of Sciences. V.N.Karazin University - Ser. Geology. Geo-graphy. Ecology, 2022. Issue 56. pp. 264-276.

https://doi.org/10.26565/2410-7360-2022-56-20 14. Budagov B.A., Babakhanov N.A. Extreme phenomena of nature and their impact on the development of the economy // Geographical problems of regional development and state planning. Tbilisi: 1978. pp. 38-43.

15. Bajanov B.M., Bakbergenov H.H. The risks of emergency situations at hydraulic structures // Collection of scientific tr. 9th International scientific and practical conference. Moscow. 2015. pp. 32-36.

16. Makhmudov R.N. Modern climate changes and dangerous hydrometeorological phenomena. Baku: 2017. 231 p.

17. Mamieva S.A., Alekperova S.O. The influence of the anthropogenic factor on the foothill and mountainous territories of the northeastern slope of the Lesser Caucasus // Scientific Conference of Public Geographers (Azerbaijan-Russia) "Human geography in Azerbaijan and Russia: the main ways of development in the XXI century" May 10-14, Baku 2019. pp. 194-201.

18. Annual reports of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Azerbaijan (2007-2020).

19. Decree of the President of the Republic of Azerbaijan Ilham Aliyev dated November 16, 2022 on the approval of the "I State Program for the Great Return of territories liberated from the Occupation of the Republic of Azerbaijan" - Action plan, Baku 2022. pp. 910.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.