Научная статья на тему 'Оценка приоритетности направлений транспортировки руды ниобий-редкоземельного месторождения Томтор на потенциальные предприятия ее обогащения'

Оценка приоритетности направлений транспортировки руды ниобий-редкоземельного месторождения Томтор на потенциальные предприятия ее обогащения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ / УНИКАЛЬНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ / ЛАНТАНОИДЫ / НИОБИЙ / ТРАНСПОРТИРОВКА РУДЫ / РОСАТОМ / ИНФРАСТРУКТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ / RARE-EARTH METALS / UNIQUE FIELD / LANTHANIDES / NIOBIUM / ORE TRANSPORTATION / ROSATOM / INFRASTRUCTURE / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Яценко Виктор Анатольевич

Поиск приоритетных транспортных путей до потенциальных предприятий, на базе которых можно построить химико-металлургический комбинат для обогащения руд месторождения Томтор (Республика Саха (Якутия)), и их сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Яценко Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUATION OF TRANSPORTATION PRIORITY OF NIOBIUM RARE-EARTH FIELD TOMTOR FOR POTENTIAL ORE DRESSING FACTORIES

Research of the priority transportation trucks to the potential factories that can build a chemico-metallurgical plant for ore dressing Tomtor field (The Sakha (Yakutia) Republic) and their comparative analysis.

Текст научной работы на тему «Оценка приоритетности направлений транспортировки руды ниобий-редкоземельного месторождения Томтор на потенциальные предприятия ее обогащения»

УДК 338.2:330.4

ОЦЕНКА ПРИОРИТЕТНОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ РУДЫ НИОБИЙ-РЕДКОЗЕМЕЛЬНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ ТОМТОР НА ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЕЕ ОБОГАЩЕНИЯ

Виктор Анатольевич Яценко

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, научный сотрудник, тел. (383)300-09-62, e-mail: yva@ieie.nsc.ru

Поиск приоритетных транспортных путей до потенциальных предприятий, на базе которых можно построить химико-металлургический комбинат для обогащения руд месторождения Томтор (Республика Саха (Якутия)), и их сравнительный анализ.

Ключевые слова: редкоземельные металлы, уникальное месторождение, лантаноиды, ниобий, транспортировка руды, Росатом, инфраструктура, компетенции.

VALUATION OF TRANSPORTATION PRIORITY OF NIOBIUM RARE-EARTH FIELD TOMTOR FOR POTENTIAL ORE DRESSING FACTORIES

Viktor A. Yatsenko

Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Akademik Lavrentiev Prospect, scientist, tel. (383)300-09-62, e-mail: yva@ieie.nsc.ru

Research of the priority transportation trucks to the potential factories that can build a chemico-metallurgical plant for ore dressing Tomtor field (The Sakha (Yakutia) Republic) and their comparative analysis.

Key words: rare-earth metals, unique field, lanthanides, niobium, ore transportation, Rosatom, infrastructure, competences.

На сегодня добыча редких и редкоземельных металлов в России почти отсутствует. Ценный редкозём у нас есть, а добычи и переработки нет. Перерабатывающие руду и концентрат заводы остались в странах СНГ после развала СССР. При этом СССР занимало 3-е место по добыче редкоземельных металлов (РЗМ) в мире, а сегодня доля России на мировом рынке - всего 1,3%, при том, что в России сосредоточены 18% от мирового запаса РЗМ и она занимает второе место в мире после КНР [1].

Чтобы государство было независимым, обеспечивало экономическую и национальную безопасность, любая промышленность должна быть вертикально-интегрированной с полной технологической цепочкой производства. Если говорить о горнодобывающей промышленности РЗМ — то этот тезис звучит так «от лопаты до редких металлов или чистых оксидов РЗМ».

Вот почему Томторское месторождение (Республика Саха (Якутия)) так важно для России. Оно является уникальным по своему составу и концентра-

ции полутора десятка как традиционных полезных ископаемых (железо, фосфор, титан, ванадий), так и достаточно экзотических элементов (гольмий, иттербий, лютеций). Государственным балансом на месторождении Томтор учтены запасы десяти элементов, каждый из которых образует промышленные концентрации (якутское месторождение в ряду уникальных ниобий-редкоземельных объектов планеты занимает первое место) [1].

Согласно правительственной программе от 2013 года, ответственным исполнителем которой является Министерство промышленности и торговли РФ, была поставлена глобальная цель: создать в Российской Федерации конкурентоспособную редкоземельную промышленность полного технологического цикла для удовлетворения потребностей отечественного оборонно -промышленного комплекса, гражданских отраслей промышленности и выхода на зарубежные рынки. В этой программе особую роль отводят Томторскому месторождению [2].

В мае 2014 года совместное предприятие Госкорпорации Ростех и группы ИСТ — «Триаркмайнинг» — выиграло конкурс на разработку участка Буранный месторождения Томтор [3]. На сайте компании ТриАрк Майнинг заявлено, что химико-металлургический комбинат (ХМК) будет располагаться «на территории одного из предприятий атомной промышленности». А уран и торий, получаемые на последнем этапе переработки томторской руды, «будут храниться на территории закрытого территориально-административного образования, где расположены предприятия атомной промышленности» [4].

С целью создания нового горнопромышленного производственного кластера и для развития Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, нами были рассмотрены предприятия восточнее Урала, на которых возможно построить химико-металлургический комбинат для переработки томторской руды и варианты маршрутов транспортировки до этих предприятий.

На наш взгляд, перспективные предприятия российской атомной промышленности с развитой инфраструктурой и необходимыми компетенциями, на базе которых можно построить химико-металлургический комбинат переработки руд месторождения Томтор, следующие (рис. 1):

• ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ППГХО), г. Краснокаменск, Забайкальский край;

• ОАО «Ангарский электролизный химический комбинат» (АЭХК), г. Ангарск, Иркутская область;

• ОАО «Сибирский химический комбинат» (СХК), г. Северск, Томская область;

• ФГУП «Горно-химический комбинат» (ГХК), г. Железногорск, Красноярский край.

Рис. 1. Варианты транспортных путей

Существует еще 2 варианта завода, на базе которых можно построить химико-металлургический комбинат (рис. 1):

• ПАО «Новосибирский завод химконцентратов» (ПАО «НЗХК»), г. Новосибирск, Новосибирская область;

• АО «Производственное объединение «Электрохимический завод» (ПО ЭХЗ), ЗАТО г. Зеленогорск, Красноярский край.

Но в силу близости НЗХК к СХК, а ПО ЭХЗ к ГХК, эти предприятия остаются запасными вариантами.

В таблице приведены суммарные протяженности различных вариантов транспортировки томторской руды, которые были оценены с помощью инструмента Google Earth. Видно, что самый короткий маршрут от месторождения до Горно-химического комбината (ГХК), г. Железногорск, Красноярский край. Его протяженность составит 4,4 тыс. км.

Таблица

Расстояния маршрутов транспортировки томторской руды1

Пункт отправления Пункт назначения Расстояние Вид транспорта

1. Томтор - ППГХО

Томтор п. Юрюнг-Хая 350 км Автопоезда

п. Юрюнг-Хая г. Якутск 2000 км Морской

Г. Якутск г. Краснокаменск 2700 км Ж/Д

ИТОГО 5050

2. Томтор - АЭХК

Вариант 1: п. Юрюнг-Хая - г. Красноярск

Томтор п. Юрюнг-Хая 350 км Автопоезда

п. Юрюнг-Хая г. Красноярск 4100 км Морской

г. Красноярск г. Ангарск 1100 км Ж/Д

ИТОГО 5550 км

Вариант 2: п. Юрюнг-Хая - г. Лесосибирск

Томтор п. Юрюнг-Хая 350 км Автопоезда

п. Юрюнг-Хая г. Лесосибирск 3750 км Морской

г. Лесосибирск г. Ангарск 1550 км Ж/Д

ИТОГО 5650

3. Томтор - СХК

Вариант 1: по реке Обь

Томтор п. Юрюнг-Хая 350 км Автопоезда

п. Юрюнг-Хая г. Северск 5100 км Морской

ИТОГО 5450 км

Вариант 2: по реке Енисей

Томтор п. Юрюнг-Хая 350 км Автопоезда

п. Юрюнг-Хая г. Лесосибирск 3750 км Морской

г. Лесосибирск г. Северск 700 км Ж/Д

ИТОГО 4800

4. Томтор - ГХК

Томтор п. Юрюнг-Хая 350 км Автопоезда

п. Юрюнг-Хая г. Железногорск 4050 км Морской

ИТОГО 4400 км

Понятно, что приблизительное количество инвестиций необходимых на строительство химико-металлургического комбината для переработки томтор-ских руд требует детального изучения вопроса, но на первый взгляд наименьшее количество потребует промышленные площадки на базе ГХК и АЭХК. Если к этому добавить минимизацию расходов на транспортировку руды с месторождения до перерабатывающего предприятия, то Горно-химический комбинат остается приоритетным вариантом для строительства нового предприятия.

1 Оценка длины маршрутов производилась с помощью сервиса Google Earth.

29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Похиленко Н.П., Крюков В.А., Толстов А.В., Самсонов Н.Ю. Томтор как приоритетный инвестиционный проектобеспечения России собственным источником редкоземельных элементов. Российский экономический журнал "ЭКО". 2014 г. №2. С. 22 - 35.

2. Привлечение инвестиций путем взаимодействия с федеральными органами власти по вопросу реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 года // Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года №2539-р. [Электронный ресурс]. — Режим дотупа: http://www.minpromrb.ru/upload/news/2013.02/gprogram.pdf.

3. Ростех выиграл аукцион на разработку Томтора / Госкорпорация Ростех. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rostec.ru/news/4513545.

4. Экология /ТриАрк Майнинг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://threearc.m/about/detaiLphp?ГО= 12.

© В. А. Яценко, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.