Научная статья на тему 'Оценка применения инструментов макропруденциального регулирования к системно значимым кредитным организациям'

Оценка применения инструментов макропруденциального регулирования к системно значимым кредитным организациям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ / МАКРОПРУДЕНЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЕ / НОРМАТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакер И.Е.

В статье анализируются этапы возникновения и опыт применения инструментов макропруденциального регулирования к системно значимым кредитным организациям с учетом требований Базельского комитета по надзору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка применения инструментов макропруденциального регулирования к системно значимым кредитным организациям»

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Оценка применения инструментов макропруденциального регулирования к системно значимым кредитным организациям

Шакер Ирина Евгеньевна,

канд. экон. наук,

доц. Департамента финансовых рынков и банков,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

В статье анализируются этапы возникновения и опыт применения инструментов макропруденциального регулирования к системно значимым кредитным организациям с учетом требований Базельского комитета по надзору.

Ключевые слова: Базельский комитет, макропруденциальное регулирование, инструменты регулирования, стресс-тестирование, нормативы.

Базельский комитет по банковскому надзору совместно с советом по финансовой стабильности разработали систему инструментов для осуществления макропруденциального регулирования и поддержания финансовой стабильности, как на глобальном уровне, так и на национальном.

Согласно Базелю III в рамках группы 30 (G30) была обозначена следующая классификация мак-ропруденциальных инструментов, часть из которых постепенно внедряется в российскую финансовую систему. Стоит отметить, что с 2011 года данный список пополнился другими инструментами, они будут рассмотрены ниже.

Таблица 1

Классификация инструментов по объекту регулирования согласно Базелю III1

Объект регулирования Инструмент

Левередж повышенный коэффициент взвешивания риска в нормативе достаточности капитала по торговому портфелю ценных бумаг

Левередж контрциклический буфер капитала

стресс-тестирование для оценки достаточности капитала

коэффициент валового левереджа (соотношение капитала и активов)

Ликвидность дополнительный буфер ликвидности

норматив соотношения долгосрочных активов и долгосрочных обязательств

норматив соотношения долгосрочных активов и краткосрочных обязательств

Кредитная экспансия динамический норматив соотношения объема кредита и стоимости залога

Внедрение стандартов Базеля III, объектом регулирования которых являются капитал и ликвидность, во внутренние нормативные акты, своевременно. Значительное число стран, не являющихся членами Базельского Комитета, уже ввели или находятся в процессе внедрения Базеля III. Окончательные правила Базель III были приняты в этих юрисдикциях на протяжении нескольких последних лет.

На рисунке 1 показан прогресс внедрения Ба-зельских стандартов с 2011 года. График, представленный на данном рисунке, показывает, что коэффициент взвешивания риска в нормативе достаточности капитала внедрен всеми странами участницами с апреля 2014 года, норматив краткосрочной ликвидности с октября 2015, коэффициент левереджа внедрен на 70%, а введение коэффициента чистого стабильного фондирования во многих странах откладывается.

1 Enhancing Financial Stability and Resilience: Macroprudential Policy, Tools, and Systems for the Future. Group of Thirty, October 2010

Рисунок 1. Прогресс внедрения основных Базельских стандартов с 2011 года1

15

w.ïïii№

- --------------hi---

шимми.

2011 2012 2013 2014 2015 2016

CETI ■■ Tier 1 Total

Рисунок 2. Норматив достаточности капитала с 2011 по 2016 годы2

На рисунке 2 представлены фактические значения норматива достаточности капитала в динамике с 2011 по 2016 год. Данные были предоставлены 89 крупными международными кредитными организациями за соответствующий период. Сплошные линии показывают минимальный уровень, а пунктирные линии - минимальный уровень вместе с буфером консервации капитала. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что требования для капитала первого уровня все банки выполняли с 2011 года, даже с учетом буфера консервации. Общий уровень достаточности капитала с учетом буфера консервации банки начали выполнять с 2014 года. На текущий момент, все банки выполняют данный норматив с учетом буфера консервации, таким образом, инструмент внедрен и успешно применяется во многих странах.

Стандарты, разработанные Базельским комитетом - Базель III, внедряются в мировую финан-

1 Source: Basel Committee monitoring reports on the adoption of Basel standards,www.Bis.org/bcbs/implementation/bprll.Htm.

2 Implementation of Basel standards A report to G20 Leaders on implementation of the Basel III regulatory reforms, Jul.2017 https://www.bis.org/bcbs/publ/d412.pdf

совую систему постепенно. В таблице 2 представлены макропруденциальные инструменты, разработанные Базельским комитетом, а также их нормативные значения с 2015 по 2019 год. Предполагается, что основные инструменты к 2019 году должны быть внедрены в большинстве стран, а нормативное значение некоторых из них должно достигнуть максимального значения.

Таблица 2

Нормативные значения инструментов реформ Базеля III

Инструмент 2015 2016 2017 2018 2019

Минимальный

размер базового 4,5% 4,5% 4,5% 4,5% 4,5%

капитала 1 уровня

Буфер консервации 0,625 % 1,25% 1,875% 2,5%

Надбавка за глобальную систем- Стадия внедрения 1,0% -2,5%

ную значимость

Минимальный

размер основного капитала 1 уровня 4,5% 5,125 % 5,75% 6,375% 7,0%

с буфером кон-

сервации

Минимальный

уровень основного 6,0% 6,0% 6,0% 6,0% 6,0%

капитала

Минимальный

уровень собственного капита- 8,0% 8,0% 8,0% 8,0% 8,0%

ла

Минимальный

уровень собственного капита- 8,0% 8,625 % 9,25% 9,875% 10,5%

ла с буфером

консервации

Норматив краткосрочной ликвид- 60% 70% 80% 90% 100%

ности

В 2017 году Базельский комитет выпустил ряд реформ для Базеля III. Представленные реформы дополняют стандарты, разработанные в 2010 году. Данные реформы ориентированы на стандартизацию подхода к расчету активов, взвешенных по риску, а также расчет буфера кредитного плеча для глобальных системно значимых банков.

Одной из причин появления реформ является отклонение оценки, полученной кредитными организациями при расчете активов, взвешенных по риску от такой же оценки, рассчитанной регуляторами. Исследования Базельского комитета и Совета по финансовой стабильности показали, что разброс в результатах, полученных при расчете рисковых активов, не может быть объяснен исключительно различиями в рискованности портфелей банков. Таким образом, планируется ввести нормы для расчета ипотечных рисков и рисков по другим кредитам, так как обозначенная выше проблема оказывает влияние на размер резервного капитала, который кредитная организация накапливает на случай непредвиденной кризисной ситуации.

Было решено, что оценки, произведенные банками по своей собственной методике, должны сов-

3 Basel III Monitoring report, Dec.2017 https://www.bis.org/bcbs/ publ/d426.pdf

И

Ж

n о

стэ

CT"

I

I

падать с оценками регулятора минимум на 72,5%, что приведет к более стандартизированной системе подсчетов. В реформах Базеля III данный механизм называется Output floor и будет вводиться постепенно, начиная с 2022 года по 2027. В таблице 3 приведены дополнения, их поэтапное внедрение и соответствующие нормативные значения.

Таблица 3

Реформы Базельского комитета 2017 года1

Инструмент 2022 2023 2024 2025 2026 2027

Output floor 50% 55% 60% 65% 70% 72,5%

Буфер кредитного плеча для G-SIB Планируется внедрение

Буфер кредитного плеча для глобальных системно-значимых банков будет введен в 2022 году. Значение буфера кредитного плеча будет установлено в размере 50% от риск-ориентированного буфера капитала (надбавки за системную значимость). Например, если глобальный системно значимый банк имеет надбавку в размере 2%, то буфер кредитного плеча для него будет составлять 1%, при этом значение буфера должно быть не менее 3% за счет капитала 1 уровня, входящего в расчет.

В 2012 г. Базельским комитетом был опубликован документ, регламентирующий работу национальных органов надзора с системно значимыми банками внутри страны. Основная идея документа заключается в том, что кредитные организации, не являющиеся значимыми на глобальном уровне, могут оказать серьезное влияние на стабильность национальной финансовой системы. Такие кредитные организации должны быть идентифицированы как национальные системно значимые банки

Макропруденциальную политику в Российской Федерации осуществляют два органа - ЦБ РФ и Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности. При рассмотрении их ролей и обязанностей стоит отметить, что Банк России обладает законным мандатом и большинством инструментов, которые необходимы для сохранения финансовой стабильности. В то время как Национальный совет является межведомственным органом с исключительно совещательной ролью и создан для формирования официальной площадки для обмена мнениями и обеспечения результативной координации среди органов, которые также поддерживают финансовую стабильность.

Банк России обеспечивает финансовую стабильность путем постоянного анализа системных рисков и с помощью мер по борьбе с ними.

Для внедрения и регулировки макропруденци-альных инструментов Банк России применяет дискреционный подход, в котором отсутствуют формальные основания для вмешательства и четкие правила их использования. Каждый конкретный инструмент применяется индивидуально для конкретного случая, при этом проводится анализ сценария, который может указать на ожидаемые убытки для финансовой системы. Происходит

1Finalizing Basel III, https://www.bis.org/bcbs/publ/d424_inbrief.pdf

оценка влияния применения того или иного инструмента, но пока данный процесс является неформальным.

Банк России начал применять макропруденци-альные инструменты еще до финансового кризиса 2009 года, когда не обладал официальным мандатом по обеспечению финансовой стабильности, и не была сформирована макропруденциальная система. Принятые меры до и во время кризиса были направлены на ограничение внешних шоков и сдерживание рисков дестабилизации капитала, а меры, которые были предприняты после кризиса, способствовали снижению системных рисков.

С середины 2007 года применялся инструмент «требования к резервам» (были увеличены требования к резервам на покрытие обязательств нерезидентов). Данный инструмент позволили снизить риски, возникающие из-за увеличения обязательств и роста валютных кредитов, которые были выданы незастрахованным заемщикам.

С 2008 по 2010 год Банк России последовательно увеличивал ставку рефинансирования, а затем снижал ее, это позволило сдерживать потоки капитала.

Во время кризиса были ослаблены требования к созданию резервов с целью стимулирования кредитования и поддержки прибыльности банков. Также были сокращены залоговые дисконты при предоставлении ЦБ кредитов банкам, это позволило снизить риски, которые возникли из системного дефицита ликвидности.

В период 2012-2013 годы Банк России увеличивал веса рисков для непрофильных активов и валютных розничных кредитов, это способствовало увеличению способности банковского сектора к восстановлению посредством улучшения портфелей валютных рисков и рисков ликвидности банков.

За период 2013-3014 года были увеличены требования к созданию резервов от потерь по необеспеченным потребительским кредитам, а также увеличены веса рисков для этих кредитов. Данный инструмент использовался с целью снижения рисков, которые сопровождались стремительным ростом необеспеченного потребительского кредитования.

С целью внедрения Базельских стандартов Банков России были разработаны нормативные документы. Инструкцией 180-И «Об обязательных нормативах банков» от 28 июня 2017 были введены 3 новых норматива Базеля III, воздействующих на капитал кредитной организации. В таблице 4 приведены данные инструменты и их значения для поэтапного внедрения.

Таблица 4

Надбавки к капиталу, введенные Банком России на основе Базеля III

Надбавка 01.2017 01.2018 01.2019

К достаточности капитала 1,25 % 1,875% 2,5%

Антициклическая 50% 75% 100%

За системную значимость 0,35% 0,65% 1%

Источник: составлено автором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что в расчете надбавки к достаточности капитала и надбавки за системную

значимость учитываются активы, взвешенные по риску. Величина антициклической надбавки - это «сумма произведений значений национальных антициклических надбавок и отношений сумм требований к резидентам соответствующих государств к совокупной величине всех требований по сделкам с резидентами всех государств, по которым рассчитываются кредитный и рыночный риски»1.

При этом, величина антициклической надбавки приравнивается к нулю, если уполномоченный надзорный орган не установил антициклическую надбавку, а сделки с резидентами данной страны банком заключены. Например, с 2018 года при расчете антициклической надбавки минимально допустимое значение должно составлять 75% от российской антициклической надбавки, а сама антициклическая надбавка может находиться в пределах от 0 до 2.5% в зависимости от текущей фазы кредитного цикла. Таким образом, если бы в 2018 году намечался кредитный разрыв, то Банк России ввел антициклическую надбавку, например, в размере 1,5%, но, согласно инструкции 180-И, с 2018 года атициклическая надбавка может составлять лишь 75%, то есть, в конечном итоге, антициклическая надбавка будет введена в размере 1,125%.

Банк России придерживается сроков введения нормативов и целевых значений, которые рекомендуются Базельскими стандартами. Например, надбавка к достаточности капитала или буфер консервации начинает внедряться с 2017 года со значения 1,25% и к 2019 году достигает максимального 0 2,5%. Буфер консервации и антициклическую надбавку должны рассчитывать все кредитные организации. Согласно инструкции 180-И, расчет и выполнение надбавки за системную значимость осуществляют системно значимыми кредитными организациями.

Помимо надбавок к капиталу, Банк России дополнил свой инструментарий показателями, ориентированными на регулирование ликвидности кредитных организаций. В конце 2015 года вышло положение Банка России "О порядке расчета норматива краткосрочной ликвидности (НКЛ) ("Базель III") системно значимыми кредитными организациями" от 03.12.2015 года. Данный показатель «регулирует риск потери ликвидности, т.е., способность банковской группы (кредитной организации) обеспечить своевременное, полное выполнение своих денежных и иных обязательств и возможность продолжить свою деятельность в условиях нестабильности, обусловленной внешними и (или) внутренними по отношению к банковской группе (кредитной организации) факторами, в течение ближайших 30 календарных дней с даты расчета НКЛ».2

Новый норматив ликвидности способствует переходу от экстенсивной модели развития к интен-

сивной, повышает финансовую устойчивость кредитных организаций и качество активов, а также в долгосрочной перспективе - инвестиционную привлекательность российских банков.

Для российского банковского сектора НКЛ не является совершенно новым инструментом, это более жесткий, чем действующий норматив Н3 (норматив текущей ликвидности). Основные отличия НКЛ от Н3 состоят в следующем: строгие требования по покрытию отдельных категорий привлеченных средств на срок до 30 дней; уменьшение количества активов, которые могут быть признаны ликвидными; точный расчет показателя с учетом разных групп пассивов.3

Таблица 5

Период Выполнение норматива краткосрочной ликвидности

2011 г. Крайне низкое значение НКЛ (анализ по 7 крупнейшим банкам)

На 01.04.2013 НКЛ=47% (анализ всех банков)

На 01.10.2015 НКЛ=59% (анализ системно значимых банков)

Конец 2015 г. НКЛ не выполнили 282 банка из 686 проанализированных

На 01.02.2016 НКЛ выполнили все 10 системно значимых банков (значение норматива - 70%)

Источник4; составлено автором.

Для выполнения норматива краткосрочной ликвидности системно значимые банки должны наращивать свои высоколиквидные активы. Банк России предлагает два варианта для увеличения ВЛА: использование безотзывных кредитных линий и наращивание объема ОФЗ. На 01.06.2017 год только 2 банка воспользовались БКЛ на общую сумму 44 млрд. рублей. За первую половину 2017 года портфель ликвидных активов системно значимых банков был увеличен на 208 млрд. рублей за счет роста объема государственных долговых инструментов. Таким образом, системно значимые кредитные организации преимущественно увеличивают высоколиквидные активы за счет государственных ценных бумаг, в частности ОФЗ.

Нагрузка на кредитные организации с началом внедрения Базеля III в целом выросла. Все кредитные организации, кроме тех, у кого имеется базовая лицензия, должны будут поддерживать буфер консервации и антициклическую надбавку. А системные банки помимо нормативов для универсальных банков, должны будут рассчитывать надбавку за системную значимость, нормативы ликвидности: норматив краткосрочной ликвидности и норматив чистого стабильно фондирования. Следовательно, банки с базовой лицензией будут подвержены более «щадящему» регулированию со стороны Банка России.

1 Инструкция Банка России от 28.06.2017 N 180-И (ред. от 06.12.2017) "Об обязательных нормативах банков"

2 Положение Банка России от 3 декабря 2015 г. № 510-П "О порядке расчета норматива краткосрочной ликвидности ("Ба-

зель III") системно значимыми кредитными организациями"

3 Убушуев С.В. Сравнительный анализ показателя краткосрочной ликвидности (ПКЛ) и норматива Н3, особенности и проблемы внедрения // Инновации и инвестиции. 2015. № 10. С. 68-72.

4 ЦБ: Норматив краткосрочной ликвидности выполнили все системно значимые банки. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/ 2016/02/29/631796- normativ

-&

О

о

od и* Н

Ы Н

01 Н

Следует учесть, что в 2019 году, согласно Ба-зельским стандартам, все надбавки достигнут своего максимального значения.

Банк России также готовится к вводу инструмента «финансовый рычаг1» - левередж - leverage ratio. Показатель финансового рычага рассчитывается как соотношение капитала первого уровня и активов (сумма активов на балансе, вложений в ПФИ, операций финансирования ценными бумагами и забалансовых счетов). Уже разработан проект с поправками в инструкцию 180-И, в котором говорится, что новый норматив будет иметь номер Н1.4. С 2018 года минимальное его значение должно составлять 3%. Требование на расчет и соблюдение данного норматива будет распространяться только на системно-значимые банки. Чрезмерное использование финансового рычага послужило одной из причин финансового кризиса 2007-2008 гг. Разработанный БКБН leverage ratio -простой, прозрачный и эффективный механизм контроля использования банками финансового рычага, применяемый в дополнение к основанным на риске требованиям к капиталу. Планируется, что требования к ограничению левереджа будут внедрены странами, являющимися участниками БКБН, с 1 января 2018 г. Показатель левереджа разработан БКБН как статический показатель, однако теоретически он может использоваться и как макропруденциальный инструмент на динамической основе. В частности, такое предложение выдвинул Банк Англии. Согласно отчетам RCAP (Regulatory Consistency Assessment Programme)2, опубликованным в 2016 году, банковское регулирование в России признано соответствующим требованиям Базеля II, Базеля 2,5 и Базеля III и получило впервые наивысшую оценку.

Для системно значимых банков Банк России вводит второй из двух нормативов ликвидности, предусмотренных «Базелем III», - норматив структурной ликвидности (норматив чистого стабильного фондирования, NSFR)3. Этот показатель рассчитывается как отношение имеющегося в наличии стабильного фондирования к его необходимому объему. Минимальное значение норматива -100%.

1 О расчете показателя финансового рычага «Вестник Банка России». № 42 (1438) 07.08.2013 140-Т 29.07.2013

2 Годовой отчет Банка России http://www.cbr.ru/publ/God/ar_ 2017.pdf

3 Банк России вводит с 22.07.2018 Указания Банка России от

05.06.2018 № 4813-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 7 августа 2017 года № 4482-У «О форме и порядке раскрытия кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом» (далее - информация о рисках, Указание № 4813-У, Указание № 4482-У), устанавливающего для системно значимых кредитных организаций порядок раскрытия перед широким кругом пользователей на индивидуальной и консолидированной основе информации о расчете норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования) Н28 (Н29) (далее - НЧСФ) в соответствии с Положением Банка России от

26 июля 2017 года № 596-П «О порядке расчета системно значимыми кредитными организациями норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования) («Базель III»)» (далее - Положение № 596-П)

Для того чтобы ограничить риск необеспеченного потребительского кредитования, а также продолжить тренд на снижение доли кредитов с просроченной задолженностью, Банк России вводит новые механизмы макропруденциальной политики4:

- повышенные коэффициенты риска (используются Банком России с 2013 года);

- надбавки к коэффициентам риска по отдельным видам активов;

- новые показатели, необходимые для установления надбавок.

Надбавки к коэффициентам риска для активов, которые учитываются при расчете нормативов достаточности капитала банков, позволит оперативно влиять на кредитную политику коммерческих банков, поскольку изменение надбавок будет происходить на основании решения Совета директоров Банка России, ограничивать рост кредитования заемщиков с высокой долговой нагрузкой, а также снижать валютные риски заемщиков и банков

Размер надбавок дифференцируется в зависимости от новых показателей (характеристик активов), которые должны будут рассчитываться банками. К таким показателям относят:

1. Показатель долговой нагрузки (ПДН) по потребительским кредитам, равный отношению суммы среднемесячных платежей по потребительским кредитам и займам заемщика к величине среднемесячного дохода заемщика, рассчитывается согласно (Приложение 2, 4892-Указания)

2. Полная стоимость потребительского кредита (ПСК)5, рассчитанного согласно ФЗ №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» от 21 декабря 2013г.

3. Соотношение величины основного долга по ипотечному кредиту к справедливой стоимости залога (LTV), рассчитывается согласно (Приложение 2, 4892-Указания)

Использование ПДН направлено на сдерживание роста закредитованности граждан. Согласно Указанию, банкам необходимо будет рассчитывать показатель по всем потребительским кредитам с суммой основного долга свыше 10 тысяч рублей. Доход заемщика должен быть подтвержден документами из установленного перечня, а в случае отсутствия документального подтверждения должен быть минимальным значением из заявленного дохода и среднедушевого дохода по региону по данным Росстата. Аналогично общему подходу к оценке взвешенных по риску активов (RWA), надбавки будут применяться к чистой (за вычетом резервов) величине задолженности.

4 Указание Банка России «О видах активов, характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, и методике применения к указанным видам активов надбавок в целях расчета кредитными организациями нормативов достаточности капитала» 4892-У от 27.09.2018. [Электронный документ]-Регистрация в Минюсте России № 52249 от 25.09.2018 http://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/ 171020_00.pdf

5 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» от 21 декабря 2013г. https://www.cbr.ru/finmarket/common_inf/legals

microfinance/

Литература

1. Указание Банка России «О видах активов, характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, и методике применения к указанным видам активов надбавок в целях расчета кредитными организациями нормативов достаточности капитала» 4892-У от 27.09.2018. [Электронный документ]-Регистрация в Минюсте России № 52249 от 25.09.2018 http://www.cbr.ru/ analytics/fin_stab/171020_00.pdf

2. НБКИ: средний размер потребительских кредитов приблизился к 200 тыс. рублей. URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10616750

3. Обзор финансовой стабильности за IV квартал 2017 г. - I квартал 2018 г. №1, стр. 47-50; Обзор финансовой стабильности за II-III квартал 2017 г. № 2, стр. 32-34; Обзор финансовой стабильности за IV квартал 2016 г. - I квартал 2017 г. № 1, стр. 27-28; Обзор финансовой стабильности за II-III квартал 2016 г.№ 2, стр. 36; Обзор финансовой стабильности за IV квартал 2015 г. - I квартал 2016 г. № 1, стр. 29-30 Электронный документ Дата обращения 02.10. 2018 https://www.cbr.ru analytics/?PrtId=nant

4. Коэффициент «кредит/залог» (LTV) Банки.ру. http://www.banki.ru/wikibank/koeffitsient_kredit-zalog/

5. Концепция расчета показателя долговой нагрузки. [Электронный документ-URL: http://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/171020_00.p df

6. Сайт КУАП. Финансовый анализ банков: www. ku a p. ru (htt p ://www .kuap.ru/banks/2272/ balances/)

7. Сайт Росстата: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populati on/level/

8. Официальный сайт ПАО Росбанка. Консолидированная финансовая отчетность по МСФО. https://www.rosbank.ru/files/about/disclosure/201 8/Rosbank_2017_RSBU1.pdf

9. Официальный сайт АО Альфа-банка. Консолидированная, промежуточная финансовая отчетность по МСФО: https://alfabank.ru/f/3/ about/annual_report/msfo/msfo18_2.pdf

10. Указание Банка России «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 28 июня 2017 года № 180-И «Об обязательных нормативах банков» Регистрация в Минюсте России № 52250 от 25.09.2018[Электронный доку-мент]-https://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=na_vr

EVALUATION OF THE USE OF MACRO-PRUDENTIAL REGULATION TOOLS TO SYSTEMICALLY IMPORTANT CREDIT ORGANIZATIONS

Shaker I.E.,

Financial Markets and Banks, Financial University under the Government of the Russian Federation

The article analyzes the stages of occurrence and the experience of applying the tools of macro-prudential regulation to systemically important credit organizations, taking into account the requirements of the Basel Committee on Supervision.

Keywords: Basel Committee, macroprudential regulation, regulation tools, stress testing, standards.

References

1. Bank of Russia Ordinance "On types of assets, characteristics of types of assets to which surcharges are established to risk ratios, and methods of applying surcharges to these types of assets for the purpose of calculating capital adequacy ratios by credit organizations" 4892-U dated 09/27/2018. [Electronic document] - Registration in the Ministry of Justice of Russia No.

52249 dated 09/25/2018 http://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/ 171020_00.pdf

2. NBKI: the average size of consumer loans approached 200 thousand rubles. URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id= 10616750

3. Review of financial stability for the IV quarter of 2017 - I quarter of 2018 №1, pp. 47-50; Review of financial stability for the II-III quarter of 2017 No. 2, pp. 32-34; Review of financial stability for the IV quarter of 2016 - I quarter of 2017 No. 1, pp. 27-28; Financial Stability Review Q2-Q3 2016 # 2, p. 36; Review of financial stability for the IV quarter of 2015 - I quarter of 2016 No. 1, pp. 29-30 Electronic document Appeal date 02.10. 2018 https://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=nant

4. Coefficient "loan / security" (LTV) Banks.ru. http://www.banki.ru/ wikibank/koeffitsient_kredit-zalog/

5. The concept of calculating the debt burden. [Electronic document] -URL: http://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/ 171020_00.pdf

6. ALCO website. Financial analysis of banks: www.kuap.ru (http://www.kuap.ru/banks/2272/balances/)

7. Rosstat website: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/level/

8. The official website of Rosbank PJSC. Consolidated financial statements under IFRS. https://www.rosbank.ru/files/about/ disclosure/2018/Rosbank_2017_RSBU1.pdf

9. Official website of Alfa-Bank. Consolidated interim financial statements under IFRS: https://alfabank.ru/f/3/about/ annual_report/msfo/msfo18_2.pdf

10. Bank of Russia Ordinance "On Amending Bank of Russia Instruction No. 180-I of June 28, 2017" On Mandatory Bank Ratios "Registration with the Russian Ministry of Justice No.

52250 of 09/25/2018 [Electronic Document] -https: //www.cbr.ru/ analytics /? PrtId = na_vr

-&

О

о

od и* Н

Ы

01 Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.