Научная статья на тему 'Оценка предпочтений абитуриентов при выборе вуза (на примере города Красноярска)'

Оценка предпочтений абитуриентов при выборе вуза (на примере города Красноярска) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТ / ENTRANT / ВУЗ / UNIVERSITY / МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / MOTIVATIONAL PREFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лигостаев Н.Ю., Шульц М.Г., Гильц Н.Е.

Проведена оценка предпочтений абитуриентов при выборе вуза города Красноярска. Представлены результаты анкетирования абитуриентов. Затронута роль мотивации школьников при выборе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лигостаев Н.Ю., Шульц М.Г., Гильц Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT of PREFERENCES of ENTRANTS AT the CHOICE of university (on the example of the city of Krasnoyarsk)

In work the assessment of preferences of entrants at a choice of university of the city of Krasnoyarsk is carried out. Results of questioning of entrants are presented. The role of motivation of school students at a choice of university is mentioned.

Текст научной работы на тему «Оценка предпочтений абитуриентов при выборе вуза (на примере города Красноярска)»

Секция ««Маркетинг и коммерциализация космоса»

УДК 339.138

ОЦЕНКА ПРЕДПОЧТЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА (на примере города Красноярска)

Н. Ю. Лигостаев1, М. Г. Шульц2 Научный руководитель - Н. Е. Гильц

МБОУ «Гимназия № 14 управления экономики и права» Российская Федерация, 660078, г. Красноярск, пер. Медицинский, 27 Е-mail: 1nik_winner@mail.ru, 2shulcz_200@mail.ru

Проведена оценка предпочтений абитуриентов при выборе вуза города Красноярска. Представлены результаты анкетирования абитуриентов. Затронута роль мотивации школьников при выборе вуза.

Ключевые слова: абитуриент, вуз, мотивационные предпочтения.

ASSESSMENT OF PREFERENCES OF ENTRANTS AT THE CHOICE OF UNIVERSITY

(on the example of the city of Krasnoyarsk)

N. Yu. Ligostayev1, M. G. Schulz2

Scientific supervisor - N. E. Gilts

Gymnasium № 14 of Management of Economy and Right Educational Institution 27, Meditsinsky per., Krasnoyarsk, 660078, Russian Federation E-mail: 1nik_winner@mail.ru, 2shulcz_200@mail.ru

In work the assessment ofpreferences of entrants at a choice of university of the city of Krasnoyarsk is carried out. Results of questioning of entrants are presented. The role of motivation of school students at a choice of university is mentioned.

Keywords: entrant, university, motivational preferences.

К завершению периода обучения в среднем образовательном учреждении у выпускников школ и их родителей встает вопрос «куда пойти учиться?» Высшее образование рассматривается как серьезный ресурс достижения высоких статусных позиций. В связи с этим, подавляющее большинство школьников ориентированы на продолжение своего обучения. На сегодняшний день в городе Красноярске на образовательном рынке работают множество вузов и филиалов из других городов России. Но очень важно для каждого выбрать «свой» вуз, после окончания которого выпускник, обладая набором явных конкурентных преимуществ, будет уверенно чувствовать себя на рынке труда.

Основная цель исследования заключается в изучении основных мотивов получения высшего образования и определении факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг» г. Красноярска;

- разработать анкету для опроса учащихся 9 и 10 классов и оценки потенциального интереса гимназистов при выборе вуза г. Красноярска;

- составить базу данных для обработки результатов анкетирования;

- проанализировать данные анкетирования;

- сделать выводы по полученными результатами исследования.

Система высшего образования в Красноярском крае представлена 11 вузами, 10 из которых являются государственными и 1 негосударственным, 5 учреждений высшего профессионального образования имеют статус университета, 1 присвоена категория «федеральный университет», 4 вуза являются институтами и 1 носит статус академии. Дополняет систему высшего профессионального образования сеть филиалов высших учебных заведений. В 2014 году высшая школа края выпустила

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

более 17 000 специалистов. Структура специальностей в вузах практически полностью закрывает потребность экономической и социальной сферы края в специалистах соответствующего профиля подготовки [1].

Участник Бшаш подготовил рейтинг популярности высших учебных заведений города Красноярска в 2014 году (см. таблицу). В сводную таблицу попали вузы, включённые в категорию «Высшие учебные заведения» Википедии. Рейтинг основан на гипотезе, что престижность и популярность вуза отражается на интересе к статье о нём в Википедии. Сортировка производилась по среднедневной посещаемости в 2014 году [2].

Рейтинг вузов г. Красноярска в 2014 году по версии Emaus

Место в рейтинге Наименование вуза Эмблема Число просмотров

1 Сибирский федеральный университет ш il «CflMMA VllÎtF'jfTF 833

2 Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого © 675

3 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева ® 553

4 Красноярский государственный аграрный университет 478

5 Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева 343

6 Сибирский государственный технологический университет сишкп* гиудляаынньй тиикигп 229

7 Сибирский юридический институт МВД РФ 196

8 Красноярская государственная академия музыки и театра s 177

9 Сибирский институт бизнеса, управления и психологии Éâl 57

Основными мотивами получения высшего образования традиционно считается возможность трудоустройства на высокооплачиваемую работу, возможность занять престижное положение в обществе и самореализоваться. Исходя из этого рейтинга можно сделать вывод, что Сибирский Федеральный Институт (СФУ) по подсчету голосов - является самым лучшим вузом среди представленных. Он собрал в себе почти все предпочтения абитуриентов при выборе учебного заведения: наличие бюджетных мест, военной кафедры, общежития, столовой.

На втором месте почетно расположился Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого. Он собрал меньше голосов, чем первый университет потому, что в нем ограниченное количество бюджетных мест около 395, по сравнению с 3015 в СФУ и не высокое качество питания в столовой. По всем другим критериям он очень близок к СФУ.

На третьем месте - Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ). Высокая развитость инфраструктуры, наличие военной кафедры, высокий уровень получаемых знаний и это даже не половина его плюсов. Авторы считают, что этот вуз получил это место так как студенты участвовали менее активно в голосовании, чем в первых других вузах.

В марте 2015 года авторами были опрошены ученики 9 и 10 классов гимназии № 14 управления, экономики и права города Красноярска. В опросе приняло участие 90 человек из них 42 человека мужского пола, 48-женского. Все участвующие в опросе планируют продолжить свое обучение в вузе. Выбор вуза, в котором выпускники гимназии смогут получить высшее образование - сложная и важная задача, от решения которой во многом будет зависеть их профессиональное будущее. По результатам опроса можно сделать следующие выводы;

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

- для большинства опрошенных имеет значение комфортные условия обучения и государственный статус вуза;

- для 54 % опрошенных наличие бюджетных мест в университете не имеет значения;

- около 24 % опрошенных прислушиваются к мнению своих родителей и при выборе вуза и выберут то учебное заведение, которое они им посоветуют, в то же время 16 % опрошенных примут это решение самостоятельно;

- как уже было сказано, в опросе приняло участие 42 респондента мужского пола из них для подавляющего большинства имеет значение наличие военной кафедры в университете;

- для 87 % опрошенных имеет значение наличие развитой инфраструктуры вуза (библиотека, спортивный комплекс, досуговый комплекс и т. д.).

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что в стратегической перспективе высшее образование рассматривается как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства [3]. Анализируя полученные данные можно оценить слабые и сильные стороны каждого вуза и понять предпочтения абитуриентов.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт министерства образования Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.krao.ru/rb-topic_t_302.htm

2. Рейтинг популярности вузов Красноярска в 2014 году по версии Википедии [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikinews.org/wiki

3. Широченко Н. В., Громова Т. А. Логистические технологии в образовании // Казанская наука. 2013. № 4. Казань: Изд-во «Казан. изд. дом», 2013. С. 102-105

© Лигостаев Н. Ю., Шульц М. Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.