Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРЕДПОЧТЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСК)'

ОЦЕНКА ПРЕДПОЧТЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСК) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
абитуриент / вуз / мотивационные предпочтения / entrant / university / motivational preferences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.К. Сторожева, Н.Е. Гильц

В работе проведена оценка предпочтений абитуриентов при выборе вуза города Красноярска. Представлены результаты анкетирования абитуриентов. Затронута роль мотивации школьников при выборе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PREFERENCES OF ENTRANTS AT THE CHOICE OF UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF KRASNOYARSK)

In work the assessment of preferences of entrants at a choice of university of the city of Krasnoyarsk is carried out. Results of questioning of entrants are presented. The role of motivation of school students at a choice of university is mentioned.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРЕДПОЧТЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСК)»

УДК 339.138

ОЦЕНКА ПРЕДПОЧТЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСК)

В. К. Сторожева1, Н. Е. Гильц2

1МБОУ «Средняя школа № 63» Российская Федерация, 660059, г. Красноярск, Академика Вавилова, 496 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail:negilts@mail.ru

В работе проведена оценка предпочтений абитуриентов при выборе вуза города Красноярска. Представлены результаты анкетирования абитуриентов. Затронута роль мотивации школьников при выборе вуза.

Ключевые слова: абитуриент, вуз, мотивационные предпочтения.

ASSESSMENT OF PREFERENCES OF ENTRANTS AT THE CHOICE OF UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF KRASNOYARSK)

V. K. Storozheva1, N. E. Gilts2

1 Secondary school No. 63 49b, Academician Vavilov, Krasnoyarsk, 660059, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: negilts@mail.ru

In work the assessment of preferences of entrants at a choice of university of the city of Krasnoyarsk is carried out. Results of questioning of entrants are presented. The role of motivation of school students at a choice of university is mentioned.

Keywords: entrant, university, motivational preferences.

К завершению периода обучения в среднем образовательном учреждении у выпускников школ и их родителей встает вопрос «куда пойти учиться?» Высшее образование рассматривается как серьезный ресурс достижения высоких статусных позиций. В связи с этим, подавляющее большинство школьников ориентированы на продолжение своего обучения. На сегодняшний день в городе Красноярске на образовательном рынке работают множество вузов и филиалов из других городов России. Но очень важно для каждого выбрать «свой» вуз, после окончания которого выпускник, обладая набором явных конкурентных преимуществ, будет уверенно чувствовать себя на рынке труда.

Основная цель исследования заключается в изучении основных мотивов получения высшего образования и определении факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг» г.Красноярска;

- разработать анкету для опроса учащихся 9 и 10 классов и оценки потенциального интереса школьников при выборе ВУЗа г. Красноярска;

- составить базу данных для обработки результатов анкетирования;

Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»

- проанализировать данные анкетирования;

- сделать выводы по полученным результатам исследования.

Система высшего образования в Красноярском крае представлена 26 вузами [4], среди которых есть государственные и негосударственные. Дополняет систему высшего профессионального образования сеть филиалов высших учебных заведений. В 2019 году высшая школа края выпустила более 18 000 специалистов. Структура специальностей в вузах практически полностью закрывает потребность экономической и социальной сферы края в специалистах соответствующего профиля подготовки [1].

По источнику Поступи.Инфо был подготовлен рейтинг популярности высших учебных заведений города Красноярска в 2020 году (таблица 1). Рейтинг основан на основании следующих показателей: возможность получения качественного образования; востребованность выпускников работодателями в Красноярске; уровень научно-исследовательской деятельности в университете [2].

Рейтинг вузов г. Красноярска в 2020 году по версии Поступи.Инфо [2,4]

Место в рейтинге Наименование вуза Число специальностей Форма собственности Наличие общежитий Наличие бюджетных мест Наличие военной кафедры Средний бал по ЕГЭ

1 Сибирский федеральный университет 212 Г + + + 62,14

2 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева 116 Г + + + 62,00

3 Сибирский государственный технологический университет 44 Г + + - 55,00

4 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева 67 г + + 67,00

«Г» - государственный вуз; «+» - наличие показателя; «- » - отсутствие показателя

Основными мотивами получения высшего образования традиционно считается возможность трудоустройства на высокооплачиваемую работу, возможность занять престижное положение в обществе и самореализоваться. Исходя из этого рейтинга можно сделать вывод, что Сибирский Федеральный университет (СФУ) по наличию образовательных программ, наличию общежитий, бюджетных мест и возможности обучения на военной кафедре - является самым лучшим ВУЗом среди представленных.

На втором месте почетно расположился Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. Этот ВУЗ собрал меньше голосов, чем первый университет потому, что в нем количество бюджетных мест меньше. По всем другим критериям он ни в чем не уступает СФУ.

На третьем месте - на данном сайте представлен Сибирский государственный технологический университет. Данный сайт выделяет его в отдельный ВУЗ, хотя в 2016 году произошло объединение Сибирского государственного аэрокосмического университета им. ак. М.Ф. Решетнева и Сибирского государственного технологического университета и с мая 2017 года в г. Красноярске действует Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева объединивший в себе два университета города [3].

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева в данном рейтинге находится на четвертом месте. Данный вуз заметно отличается от других (преимущественно технических) университетов Красноярска не только своей историей, но и большим разнообразием форм и методов обучения, подготовки и воспитания студентов, направленных на овладение ими широким кругом культурных ценностей и социально-личностных компетенций, необходимых для их будущей успешной работы в современной школе.

В феврале 2020 г. авторам были опрошены ученики 9 и 10 классов Средней школы № 63 города Красноярска. В опросе приняло участие 90 человек из них 42 человека мужского пола, 48-женского. Все участвующие в опросе планируют продолжить своё обучение в вузе. Выбор вуза, в котором выпускники школы смогут получить высшее образование - сложная и важная задача, от решения которой во многом будет зависеть их профессиональное будущее. По результатам опроса можно сделать следующие выводы;

- для большинства опрошенных имеет значение комфортные условия обучения и государственный статус вуза;

- для 54% опрошенных наличие бюджетных мест в университете не имеет значения;

- около 24% опрошенных прислушиваются к мнению своих родителей и при выборе ВУЗа выберут то учебное заведение, которое они им посоветуют, в то же время 16% опрошенных примут это решение самостоятельно;

- как уже было сказано, в опросе приняло участие 42 респондента мужского пола из них для подавляющего большинства имеет значение наличие военной кафедры в университете;

- для 87% опрошенных имеет значение наличие развитой инфраструктуры вуза (библиотека, спортивный комплекс, досуговый комплекс и т.д.).

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что в стратегической перспективе высшее образование рассматривается как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства [2]. Анализируя полученные данные можно оценить слабые и сильные стороны каждого вуза и понять предпочтения абитуриентов.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт министерства образования Красноярского края [Электронный ресурс] URL: https://krao.ru/

2. Рейтинг популярности ВУЗов Красноярска в 2020 году по версии Поступи.Инфо [Электронный ресурс] URL: https://postupi.info/rating/12

3. Официальный сайт СибГУ им. ак. М.Ф. Решетнева [Электронный ресурс] URL: https://www.sibsau.ru/page/reference-university

4. Информационный портал Вузотека.ру [Электронный ресурс] URL: https://vuzoteka.ru/вyзы/Kpacнoяpcк

© Сторожева В.К., Гильц Н.Е. 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.