Научная статья на тему 'Оценка предметных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения'

Оценка предметных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / STUDYING WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT / CONTROL AND DIAGNOSTIC WORKS / THE INDIVIDUAL PROGRAM OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE / LEVEL OF ASSIMILATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будникова Екатерина Сергеевна, Резникова Елена Васильевна

В статье представлены результаты изучения уровня обученности учеников 1-2 классов с задержкой психического развития, получающих образование в общеобразовательной школе, но при условии реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения специалистами школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будникова Екатерина Сергеевна, Резникова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of subject achievements of pupils with limited health capacities in the conditions of implementation of individual programs of the psychological and pedagogical support

Results of studying of level of proficiency of pupils of 1-2 classes with a delay of mental development getting an education at comprehensive school, but on condition of implementation of individual programs of psychological and pedagogical support of school by experts, are presented.

Текст научной работы на тему «Оценка предметных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения»

УДК 371.9 ББК 74.5

Е.С. Будникова, Е.В. Резникова

оценка предметных достижений учащихся

с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации индивидуальных программ психолого-педагогического

сопровождения

В статье представлены результаты изучения уровня обученности учеников 1-2 классов с задержкой психического развития, получающих образование в общеобразовательной школе, но при условии реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения специалистами школы.

Ключевые слова: обучающиеся с задержкой психического развития, контрольно-диагностические работы, индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, уровень усвоения образовательной программы.

E.S. Budnikova, Е.V. Reznikova

assessment of subject achievements of pupils with limited health capacities in the conditions of implementation of individual programs of the psychological and pedagogical support

Results of studying of level of proficiency of pupils of 1-2 classes with a delay of mental development getting an education at comprehensive school, but on condition of implementation of individual programs of psychological and pedagogical support of school by experts, are presented.

Key words: studying with a delay of mental development, control and diagnostic works, the individual program of psychology and pedagogical maintenance, level of assimilation of the educational program.

Для оценки достижений планируемых результатов учащихся с задержкой психического развития (ЗПР), разрабатываемых в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС) необходимо психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого отслеживаются все знания, умения, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения [8].

Для этого специалистами Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 73 г. Че-

лябинска» были проведены диагностические работы по русскому языку, математике и литературному чтению у учеников 1-х классов и на их основе разработана программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся ЗПР. В реализации этой программы принимали участие педагог класса, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед и родители учеников. Основная нагрузка на реализацию разработанной психолого-педагогической программы ложится на учителя-дефектолога. Повторно педагогами школы были проведены итоговые работы в конце второго года обучения (2 класс) и определена динамика обученно-

к

Ь

0

X

1

о са

н

.0 ГО I О.

X

i = I X

5 -о

о ¡3 к

о Ч s

X s I

s со <и

>, s со

s 2 s a. 3-е

ГО О

to о _ s °

0 ГО О x X J

9 к s -о s ¡=

1 CO о Ё ° (0

<D ^ c

JX CO I

"- о с к И

(П °

2 й ^ ¥ о о

сти учащихся с ЗПР за два года реализации специально разработанной программы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью содержания данных работ является ориентация на оценку овладения учащимися с ЗПР предметными знаниями и умениями, на выявление способности у детей воспроизводить полученные ранее знания и умения в различных учебных ситуациях [6].

В нашем исследовании принимали участие 12 обучающихся, имеющих педагогическое заключение ЗПР и рекомендации к обучению по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования (АОП НОО) в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ (задержкой психического развития) [8].

Первоначальный диагностический срез был сделан в первые две адаптационные недели пребывания первоклассников в школе. Результаты выполнения этих контрольных работ явились отправной точкой для планирования их педагогического сопровождения, основанном на индивидуальном подходе и дифференцированной работе, а также с учетом выявленных знаний, умений и практиче-

ского опыта, приобретенного учениками [1; 2; 6].

При анализе контрольных работ учитель дифференцированно проверил и оценил знания, умения и навыки каждого ученика с ЗПР. Для выставления отметок были условно определены оценки уровня выполнения работ. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется согласно 5 уровням: высокий - выполнено все задание без ошибок; выше среднего - выполнено s задания со стимулирующей помощью (1-2 наводящих вопроса), отметка «5»; средний - выполнено не менее S верно с организующей помощью (до 5 наводящих вопросов учителя), отметка «4»; ниже среднего - не выполнено больше половины задания с обучающей помощью учителя, отметка «3»; низкий уровень - работа не выполнена или не справился после оказанной помощи, отметка «2» [7].

Результаты первоначальных входных контрольных срезов по русскому, математике и чтению у 12 учащихся 1 класса и отображены в диаграммах (рис. 1-3) и представлены в табл. 1. В диаграмме каждый уровень соответствуют определенной цветовой гамме.

8,30%

33,30%

16,60%

16,60%

■выше среднего □средний □ниже среднего □ низкий

41,60%

58,30%

□ средний

□ ниже среднего

□ низкий

25%

Рис. 1. Уровень выполнения входного среза по математике, 1-й класс

Рис. 2. Уровень выполнения входного среза по русскому языку, 1-й класс

го ш о

ф

о. т и]

(О ей О

X

15

ш

о и]

33,30%

16,60%

□ средний

■ ниже среднего

■ низкий

50%

Рис. 3. Уровень выполнения входного среза по чтению, 1-й класс

Предмет Уровни выполнения

высокий выше среднего средний ниже среднего низкий

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

Математика 0 0 2 16,6 5 41,6 4 33,3 1 8,3

Русский язык 0 0 0 0 2 16,6 3 25 7 58,3

Чтение 0 0 0 0 2 16,6 6 50 4 33,3

Таким образом, уровень подготовки учащихся «группы риска» к обучению в школе на момент первоначального обследования был на уровнях «ниже среднего» и «низкий», об этом свидетельствует преобладание в цветовой гамме рисунков красного и коричневого цветов.

Контрольно-диагностические работы, предлагаемые учащимся в конце каждой четверти, помогают проанализировать учителю насколько осознанно ребенок овладел образовательной программой, удалось ли сформировать навыки самоконтроля, каковы результаты развития познавательной деятельности, какое продвижение ребенка в его общем развитии, а также увидеть сбои в формировании умственных действий и операций с целью построения мотивированного «обходного пути» для коррекции имеющихся нарушений в познавательной сфере ребенка.

По итогам входных и ежечетверт-ных диагностических работ была разработана программа психолого-педагогического сопровождения с учетом индивидуальных особенностей и познавательных возможностей ребен-

ка. Использование данных материалов позволяет совершенствовать учителю психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с ЗПР. Результатом сопровождения младшего школьника с ЗПР в школе является максимальная компенсация дефекта развития, исходя из возраста, возможностей и особенностей ребенка, отмена особых требований к усвоению образовательной программы. Правильный выбор содержания психолого-педагогической программы, контроль и анализ работы, четкость организации коррекционно-обра-зовательного процесса учителем являются залогом успешного сопровождения учащихся с ЗПР младших классов [4; 9].

С целью определения результативности реализации программы психолого-педагогического сопровождения учащихся младшего школьного возраста с ЗПР проведены в конце 2 класса итоговые контрольные работы, позволяющие проверить знания и умения учащихся на конец учебного года.

Анализ итоговых годовых контрольных работ второклассников представлен в таблице 2 и диаграммах (рис. 4-6).

Табл. 2. Оценка уровней выполнения итоговых контрольных работ

Предмет Уровни выполнения

высокий «5» выше среднего «5» средний «4» ниже среднего «3» низкий «2»

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

Математика 0 0 2 16,6 6 50 4 33,3 0 0

Русский язык 2 16,6 0 0 5 41,6 5 41,6 0 0

Чтение 1 8,3 4 33,3 4 33,3 3 25 0 0

к

¡з

0

1

i

о ш

1 2 .0 (О I О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

I X

5 -о

о ¡3 к

о Ч х х ^ I ^ СО си

им

>, 5 СО

ii i ¡1 8 n £

о ГО О

ч "-(и X X т 9 и! -0 5 1=

Е ш 2

£ ° го

<и с ^ со 1

"- О

с к ^

.0 о

со щ

го

т о о

ф о.

Ш и]

го ей О

X

15

ш

с.) и]

33,30%

16,60%

50%

Рис. 4. Итоговый уровень обученности по математике, 2 класс

16,6

41,6

41,6

Рис. 5. Итоговый уровень обученности по русскому языку, 2 класс

8,30%

□ высокий

■ выше среднего

□ средний

□ ниже среднего

33,30%

33,30%

Рис. 6. Итоговый уровень обученности по чтению, 2 класс

Проанализируем диаграммы входных срезов и итоговых контрольных работ. Изменились показатели уровня усвоения образовательной программы по русскому языку, математике и литературному чтению. Показатели уровня «ниже среднего» остались на прежнем уровне и составили 33,3% по математике. Имеют тенденцию стабильности показатели уровня «выше среднего», они составляют 16,6%. Тенденцию увеличения отмечаем у показателей «среднего» уровня усвоения образовательной программы по математике. Это стало возможным после реализации психолого-педагогической программы сопровождения.

По русскому языку в конце 1 года обучения мы имеем показатели «низкого» уровня - 58,3%, «ниже среднего» - 25%, «среднего» - 86,6%. К концу 2 года обучения, после реализации программы педагогического сопровождения, показатели усвоения образовательной программы по русскому языку изменились в сторону увеличения: отсутствует показатель «низкий» уровень, показатель «ниже среднего» увеличился с 25% до 41,6%, его прирост составил 16,6%, на 25% возрос показатель «среднего» уровня и составил 41,6%. Появился показатель «высокий» уровень, он составил 16,6%. После внедрения программы сопровождения, анализируя данные усвоения образовательной программы по литературному чтению, отсутствует показатель «низкий» уровень, который первоначально составлял 33,3%, отмечаем тенденцию снижения показателя «ниже среднего» с 50% до 25%, выявили показатели «выше среднего» - 33,3% и «высокий» - 8,3%, что подтверждает необходимость и успешность реализации разработанной педагогической программы сопровождения учащихся младшего школьного возраста с ЗПР.

Положительные тенденции в усвоении образовательных программ по предметам свидетельствуют о необходимости составления для каждого ученика программы психолого-педагогического сопровождения учителем в образовательном процессе [5; 9].

Для определения статистической достоверности в распределении уровней

обученности по русскому языку, математике и литературному чтению нами использована статистическая обработка ре-

зультатов с помощью критерия х2 К. Пирсона. Значения х2 по каждому предмету приведены в табл. 3.

Табл. 3. Достоверность в распределении уровней обученности по предметам

Предмет X 2 эмпирическое X 2 критическое Вывод о достоверности

Математика 0,635 7,815 различия существуют на уровне тенденции

Русский язык 12 9,488 различия достоверны, при р<0,05

Чтение 2,2 7,815 различия существуют на уровне тенденции

Математическая обработка данных с помощью критерия х 2, полученных после проведения входных и итоговых контрольных работ по предметам у учащихся 1-2 классов, позволяет отметить положительные изменения в уровне обучен-ности по математике и чтению на уровне тенденции улучшения, а изменения по русскому языку выходят на уровень статистической достоверности [10].

Результатом успешной разработки и реализации программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР младших классов в целом за 2 года является снятие районной психолого-медико-педагогической комиссией 2 ученикам 2 класса педагогического заключения ЗПР и отмена особых рекомендаций по усвоению общеобразовательной программы начального общего образования. Также двум второклассникам по коллегиальному решению специалистов внутришколь-ного психолого-медико-педагогического консилиума, учителей, с согласия родителей было рекомендовано получать образование без особой коррекционно-педагогической помощи специалистов (16,6% от общего числа обучающихся,

принявших участие в исследовании). Таким образом, 4 обучающимся 2 класса с ЗПР рекомендовано обучение по общеобразовательной программе начального общего образования (33,3%) [3].

Получение положительных оценок за выполнение учениками с ЗПР контрольно-диагностических работ помогает быть интересными для общения, так как, общаясь с нормально развивающимися сверстниками, у которых приоритетным на стадии начального обучения является оценочный критерий успешности, они констатируют свои положительные оценки, полученные за выполнение контрольных работ совместно с учителем-дефектологом. Одинаковые оценки: «5» и «4», но полученные учениками при дифференцированном обучении, помогают обучающимся с ЗПР чувствовать себя успешными среди одноклассников. Это становится возможным благодаря реализации программы психолого-педагогического сопровождения. В результате реализации психолого-педагогической программы родители удовлетворены качеством обучения своих детей и их результатами усвоения образовательных программ.

t3

0

X

1

о

Библиографический список

1. Будникова, Е.С. Особенности индивидуального подхода в обучении детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения [Текст] / Е.С. Будникова // Наша новая школа - путь к культуре граждан и развитию общества: науч.-попул. издание. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. - Т. 2: «Наша новая школа» - образование для всех и для каждого. - С. 469-484.

2. Будникова, Е.С. Разработка инструментария для организации итоговой оценки достижений учащихся с особенностями развития в рамках реализации ФГОС [Текст] / Е.С. Будникова // Психология и педагогика: актуальные вопросы и тенденции развития. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 9-14.

ü _û ГО X О.

X S

X X

S -Û

о ¡3 к

0 4s

x S x

s cû ф

îii? T i о

s S s a. 3-е

ГО О

n о _ s 0

о ГС О

ч "-(u X X t 9 к s x со о

Ë ° (5 s ö S

<u c

JX CÛ I

"- О с к t

го -0 0 2 й ^ ¥ О О

3. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательной школе [Текст]: методические рекомендации / сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - Челябинск: Образование, 2006. - 85 с.

4. Екжанова, Е.А. К вопросу об итоговой оценке знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования [Текст] / Е.А. Екжанова / / Равные возможности -новые перспективы: материалы городской межвузовской научно-практической конференции / ред. колл. О.Г Приходько, Е.В. Ушакова, ГВ. Парамонова, Е.В. Контакова. - М.: МПГУ, 2009. - С. 201-211.

5. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 1(7). - С. 62-67.

6. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, математике и чтению для учащихся начальной школы (к программам С(К)ОУ VII вида) [Текст] / Е.С. Будникова, Е.А. Екжанова, С.А. Полинова, Е.В. Резникова, М.Б. Хабибуллина, О.А. Шаламова. - Челябинск: Образование. - 2008. - 105 с.

7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». №1561/14-15 от 19.11.1998 г.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

9. Резникова, Е.В. Коррекционно-педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции [Текст]: монография / Е.В. Резникова. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 215 с.

10. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 350 с.

<и CL

od Ш

(О са о

S X

IS

LO

О ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Budnikova E.S. Features of individual approach in training of children of younger school age with limited opportunities of health in the conditions of the integrated training. Our new school is the path to the culture of citizens and development of society. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyabinsk. GOS. PED. Universiteta, 2011. Т. 2. P. 469-484. [in Russian].

2. Budnikova E.S. Development of tools for the organization of a total assessment of achievements of pupils with features of development within FSES realization. Psychology and pedagogics: topical issues and tendencies of development. Novosibirsk: SibAK, 2013. P. 9-14. [in Russian].

3. Intra school psychological - a medico-pedagogical consultation at comprehensive school: methodical recommendations. Compiled by L.I. Shevchuk, E.V. Reznikova. Chelyabinsk: Obrazovanie, 2006. P. 85. [in Russian].

4. Ekzhanova E.A. To a question of a total assessment of knowledge of students with limited opportunities of health in system of the general education. Equal opportunities - new prospects: materials of a city interuniver-sity scientific and practical conference. Ed. O.G. Prikhodko, E.V. Ushakova, G.V. Paramonova, E.V. Kontakova. М.: MGPU, 2009. P. 201-211. [in Russian].

5. Knyazeva T.N. Individual educational route of the child as a condition of implementation of the psychologist - pedagogical correction of younger school students with a delay of mental development. Correct-sionnaiapedagogika, 2005. № 1(7). P. 62-67. [in Russian].

6. Control and diagnostic tools on Russian, mathematics and reading for pupils of elementary school (to the programs of S(K)EU VII form). E.S. Budnikova, Е.А. Ekzhanova, S.A. Polinova, E.V. Resnikova, M.B. Khabibul-lina, О.А. Shalamova. Chelyabinsk: Obrazovanie, 2008. P. 105. [in Russian].

7. The letter of Ministry of Education and Science of the Russian Federation «Control and assessment of results of training at elementary school». №1561/14-15 from 19.11.1998. [in Russian].

8. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 19.12.2014 № 1598 «About the approval of the federal state educational standard of the primary general education of students with limited opportunities of health». [in Russian].

9. Reznikova E.V. Correctional and pedagogical support of pupils of younger school age with the different level of intellectual insufficiency in the conditions of integration. Chelyabinsk: Tsitsero, 2014. P. 215. [in Russian].

10. Sidorenko E.V. Methods of mathematical processing in psychology. SPb.: Rech, 2006. P. 350. [in Russian].

Сведения об авторах: Будникова Екатерина Сергеевна,

магистр педагогики, учитель-дефектолог, МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинска», г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: katena2204@mail.ru

Резникова Елена Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, факультет инклюзивного и коррекционного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: elen2211@mail.ru

Information about authors: Budnikova Ekaterina Sergeevna,

Master of Education, teacher-speech pathologist School №73 Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia. Email: katena2204@mail.ru

Reznikova Elena Vasilevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methodologies,

Faculty of Inclusive and Correctional Education, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: elen2211@mail.ru

УДК 378.4 ББК 74.480.05

Е.Б. Быстрай, Е.А. Бароненко, О.Н. Власенко, Л.С. Зникина

разбитие профессионально-коммуникативной

компетенции менеджеров: межкультурно-

«_»___.

аксиологический аспект1

В статье рассматриваются особенности развития профессионально-коммуникативной компетенции будущих менеджеров с позиций межкультурно-аксиологического контекста. Основной задачей процесса коммуникации является адекватная интерпретация намерений коммуникантов. На конкретных примерах показано, что межкультурная коммуникация требует дополнительных компетенций, поскольку языковые личности принадлежат разным социокультурным системам.

Ключевые слова: процесс обучения, коммуникация, профессионально-коммуникативная компетенция, межкультурно-аксиологический контекст.

E.B. Bystrai, E.A. Baronenko, O.N. Vlasenko, L.S. Znikina

developing professional-communicative competence of managers: intercultural-axiological aspect2

The article considers the process of developing professional-communicative competence of future managers in the intercultural-axiological context. The main task of communication process is

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 27.04.2017 г. № 16-517 по теме «Аксиологическая направленность процесса профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования».

2 The article is prepared as a publication on «Axiological orientation of the process of professional training of bachelors in teacher education» (research contract of 27.04.2017, № 16-517, contract owner Shadrinsk state pedagogical institute named).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.