Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

ОЦЕНКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПЛАМЕНЯЕМОСТЬ МАТЕРИАЛА / ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ / ГОРЕНИЕ / ПЕРЕВОЗКА

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Мокряк Анна Васильевна

Многие материалы, используемые в транспортных средствах, являются горючими. Они иногда используются для повышения топливной эффективности, снижения производственных затрат или удовлетворения других потребностей рынка, таких как долговечность или внешний вид. В настоящем обзоре рассматриваются научно-технические вопросы в области пожарной безопасности, распространения пожара, продуктов горения и их токсичности, а также практической профилактики пожаров в транспортных средствах, чтобы обеспечить систематическое изучение особенностей горения, воспламеняемости и токсичности материалов, связанных с транспортировкой и транспортными пожарами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Мокряк Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF FIRE HAZARD OF VEHICLES

Many materials used in vehicles are combustible. They are sometimes used to improve fuel efficiency, reduce production costs, or meet other market needs such as durability or appearance. This review examines scientific and technical issues in the field of fire safety, fire propagation, gorenje gorenje products and their toxicity, as well as practical prevention of fires in vehicles to ensure a systematic study of the features of combustion, flammability and toxicity of materials associated with transportation and transport fires.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

УДК 614.841.2.001.2

ОЦЕНКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Мокряк Анна Васильевна

Научный сотрудник ИЦЭП, Санкт-петербургский университет государственной противопожарной службы министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени героя российской федерации генерала армии Е.Н.Зиничева"

Многие материалы, используемые в транспортных средствах, являются горючими. Они иногда используются для повышения топливной эффективности, снижения производственных затрат или удовлетворения других потребностей рынка, таких как долговечность или внешний вид. В настоящем обзоре рассматриваются научно-технические вопросы в области пожарной безопасности, распространения пожара, продуктов горения и их токсичности, а также практической профилактики пожаров в транспортных средствах, чтобы обеспечить систематическое изучение особенностей горения, воспламеняемости и токсичности материалов, связанных с транспортировкой и транспортными пожарами.

Ключевые слова: Воспламеняемость материала, пожарная опасность, горение, перевозка.

ASSESSMENT OF FIRE HAZARD OF VEHICLES

Mokryak A. V.

Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after Hero of the Russian Federation Army General E.N.Zinichev"

Many materials used in vehicles are combustible. They are sometimes used to improve fuel efficiency, reduce production costs, or meet other market needs such as durability or appearance. This review examines scientific and technical issues in the field of fire safety, fire propagation, gorenje gorenje products and their toxicity, as well as practical prevention of fires in vehicles to ensure a systematic study of the features of combustion, flammability and toxicity of materials associated with transportation and transport fires.

Keywords: Flammability of the material, fire hazard, gorenje, transportation.

В прошлом транспортные средства, используемые для перевозки, были построены почти исключительно из дерева и металла. Общее пожароопасное поведение этих материалов, например, легко ли они горят, было общеизвестно, и альтернативные материалы были ограничены как в их доступности, так и в их использовании.

С течением времени и развитием технологий в транспортных средствах стали использовать все большее количество потенциально горючих материалов. При сгорании материалов, часто используемых в транспорте, происходят многочисленные сложные физические процессы: к ним относятся, но не ограничиваются ими, капание и стекание сжиженного поверхностного слоя при горении; побочные продукты сгорания; потеря целостности материала; образование легких, горючих, разлагающихся газов; и распространение пламени на близлежащие горючие материалы.

Для решения проблемы пожарной безопасности транспортных средств и других видов транспорта используются три средства. Это противопожарная профилактика, предотвращения пожаров и пожаротушение [1].

В области противопожарной защиты основное внимание уделяется выбору материалов и минимизации потенциальных источников воспламенения. Цель состоит в том, чтобы предотвратить возгорание.

Для сведения к минимуму пожарной опасности можно использовать огнестойкие материалы в местах, где, как полагают, вероятно распространение огня. Как и в профилактике, выбор материалов может варьироваться. Геометрическая конфигурация может быть изменена для уменьшения перекрестного потока кислорода, например, или материалы могут быть обработаны добавками для уменьшения их воспламеняемости. Добавки могут также использоваться для снижения токсичности побочных продуктов горения.

Пожаротушение имеет важное значение в тех видах транспорта, где большие объемы высоко воспламеняемого топлива хранятся вблизи физически горючих материалов.

Научно-технические вопросы,

поднимаемые во всех аспектах предупреждения пожаров, предотвращения пожаров и тушения пожаров, подразделяются на три категории исследований, а именно: 1) горения, 2) развитие пожара и 3) продукты сгорания [2].

Горения происходит, когда

воспламенение приводит к

самоподдерживающемуся горению, такому как распространяющееся пламя в газе или распространяющееся пламя над жидкостью или твердым телом. На силу горения влияют положение и размещение материалов, воздушный поток, тип и продолжительность размещения источника зажигания, температура окружающей среды, температура источника зажигания и тепловой поток от источника зажигания. Для жидкостей и твердых тел простейшим случаем возникновения пожара является одномерное, переходное воздействие на материал теплового потока или высокой температуры.

Горение, будь то преднамеренное (как в цилиндре двигателя) или непреднамеренное (как при случайном пожаре), определяется как экзотермическая (выделяющая тепло) химическая реакция между топливом и окислителем. Большинство реакций горения при транспортировке включают углеводородное топливо с воздухом в качестве обычного окислителя. Топливо может быть в любой фазе: газообразной, жидкой, твердой или любой комбинации. Нагретые газообразные топлива и теплый воздух, смешанные в правильных пропорциях, могут самовоспламеняться. Во многих пожарах тепловое излучение от близлежащего пламени, или близлежащего слоя горячих газов продукта, или горячих стен в непосредственной близости от поверхности являются основными причинами, по которым еще не сгоревшие материалы воспламеняются. Это воспламенение может быть самопроизвольным (самовоспламенение) или пилотируемым [3].

Воспламенение происходит, когда объем газа достигает температуры, достаточно высокой, чтобы самоподдерживающаяся экзотермическая химическая реакция могла превалировать над тепловыми потерями за счет проводимости, конвекции и излучения в окружающую среду.

Для "воспламенения жидкого топлива" жидкость должна быть достаточно нагрета, чтобы над жидкой фазой образовалась легковоспламеняющаяся паровоздушная смесь топлива.

Наиболее распространенным

механизмом зажигания при транспортировке, вероятно, является свеча зажигания в двигателях. Некоторые из возможных механизмов воспламенения - тепловое излучение, электрическая искра, соседнее пламя и проводящий нагрев. Любой или все эти механизмы возможны при пожаре, по отдельности и в комбинации. При незапланированном или случайном пожаре часто происходит стечение событий, которые могут привести к возгоранию.

Для решения проблемы пожарной безопасности в транспортных средствах и других видах транспорта используются три средства. Это противопожарная профилактика, предотвращении пожара и тушение пожара.

Противопожарная профилактика это выбор материалов и минимизация потенциальных источников. Также важно, если используются горючие вещества,

геометрическое размещение и выбор материалов. Цель состоит в том, чтобы предотвратить воспламенение.

Для предотвращения пожара можно использовать огнестойкие материалы в местах, где огонь, как полагают, может распространяться. Как и в профилактике, выбор материалов может варьироваться. Геометрическая конфигурация может быть изменена, например, для уменьшения перекрестного потока кислорода, или коэффициент радиационного обзора, направленный на другие, возможно негорючие поверхности, или материалы могут быть обработаны добавками для уменьшения их воспламеняемости. Добавки также могут использоваться для снижения токсичности побочных продуктов сгорания [4-6].

При тушении пожара человек стремится погасить огонь, как только он начался. Расположение потока при тушении важно, как и скорость доставки огнетушащих веществ, их химическая структура, интенсивность и его воздействие на окружающую среду. Пожаротушение важная часть при на транспорте, т.к. большие объемы высоколетучего топлива хранятся вблизи физически горючих материалов [7].

Несмотря на значительный прогресс в области пожарной безопасности транспортных средств, недостаточно решение проблем, связанных с противопожарной профилактикой, предотвращением пожара и тушение пожара, необходимо так же применить какой-либо метод оценки рисков для обеспечения готовности к пожару. Тем не менее, чем лучше методы планирования и оценки рисков, тем лучше будет уровень готовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипов, М.И., Методика расчета пожарных рисков на транспорте [Электронный ресурс] / М.И. Архипов, Д.Б. Косенко, М.А. Галишев, Ю.Д. Моторыгин // Научный электронный журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России», 2014. - № 3.

2. R. Anderson Surface analysis of electrical arc residues in fire investigation. Journal of Forensic Sciences 1989; 34:633-637.

3. V. Babrauskas, 2003a. Fire due to electrical arcing: can 'cause' beads be distinguished from 'victim' beads by physical or chemical testing. Fire Mater. 189-201, 2003.

4. Актуальные вопросы обеспечения пожарной безопасности материалов внутренних конструкционных элементов специальных автомобилей / С.Г. Цариченко, В.В. Колесников, Н.И. Константинова, З.Ю. Козинда // Пожаровзрывобезопасность. - 2020. - Т. 29. - № 3. - С. 6-17. -DOI 10.22227/PVB.2020.29.03.6-17

5. Смелков Г.И. О концепции пожарной безопасности электрических изделий // Пожаровзрывобезопасность, 1992, т.1, № 2. С. 28 - 32.

6. Скороходов, Д.А. Методы оценки пожарной опасности транспортных средств / Д.А. Скороходов, А.Л. Стариченков // Транспорт России: проблемы и перспективы : Научное издание: труды всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 05-06 ноября 2007 года. -Санкт-Петербург: Без идательства, 2007. - С. 20-24.

7. Иванов, П.В. Проблемы формирования и развития пожарной безопасности транспортных систем в условиях инновационной экономики / П.В. Иванов // Транспортное дело России. - 2011. - № 9. - С. 19-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.