Научная статья на тему 'Оценка повреждаемости как элемент промышленной безопасности опасных производственных объектов'

Оценка повреждаемости как элемент промышленной безопасности опасных производственных объектов Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
264
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОЧНОСТЬ / ДЕФЕКТЫ СВАРНОГО ШВА / INDUSTRIAL SAFETY / SIMULATION / STRENGTH / WELD DEFECTS

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Будилов И. Н., Кулясов Г. В., Лукащук Ю. В., Шевела В. В.

Рассмотрена методика численного моделирования напряженно-деформированного состояния с оценкой силовых параметров разрушения технических устройств (ТУ) нефтехимического оборудования при наличии в нем дефектов применительно к объектам Ростехнадзора. Технология разработана и опробована на основе математических моделей кода ANSYS и FEA-CRACK (с использованием средств моделирования и генерации конечно-элементной модели), предназначенного для решения широкого спектра термопрочностных и мультифизических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Будилов И. Н., Кулясов Г. В., Лукащук Ю. В., Шевела В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment as damage ability element of industrial safety of hazardous facilities

In this paper, based on the estimation of the numerical simulation of damage to structural elements of hazardous production facilities provided they mechanical defects.

Текст научной работы на тему «Оценка повреждаемости как элемент промышленной безопасности опасных производственных объектов»

МАШИНОСТРОЕНИЕ

УДК 621.791:539.4

И. Н. Будилов, Г. В. Кулясов, Ю. В. Лукащук, В. В. Шевела

ОЦЕНКА ПОВРЕЖДАЕМОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Рассмотрена методика численного моделирования напряженно-деформированного состояния с оценкой силовых параметров разрушения технических устройств (ТУ) нефтехимического оборудования при наличии в нем дефектов применительно к объектам Ростехнадзора. Технология разработана и опробована на основе математических моделей кода ANSYS и FEA-CRACK (с использованием средств моделирования и генерации конечно-элементной модели), предназначенного для решения широкого спектра термопрочностных и мультифизических задач. Промышленная безопасность; математическое моделирование; прочность; дефекты сварного шва

Одной из важнейших задач в области промышленной безопасности является оценка оборудования при наличии в них дефектов технологического характера (непровары сварных швов, поры, включения, коррозионные язвы, вмятины и т. п.), которые не могут быть надежно выявлены в процессе дефектоскопии (ультразвуковой, акустико-эмиссионной, цветной, капиллярной) или по каким либо причинам не могут быть устранены в процессе эксплуатации.

Любое нарушение режимов эксплуатации, неучтенные технологические и эксплуатационные дефекты могут привезти к серьезным последствиям и авариям, сопровождающимися значительными материальными затратами и техногенными катастрофами. Переменные циклические напряжения от внутреннего давления, вибрационные нагрузки и колебания температуры при сменах режимов эксплуатации, а также агрессивные среды приводят к тому, что происходит также и постоянный рост накопленных повреждений в материале конструкции, что в свою очередь приводит к существенному росту скрытых или до поры не выявленных технологических дефектов.

Вопрос оценки дефектов в конструкции актуален еще и потому, что основное оборудование, применяемое в нефтехимии и трубопроводном нефтегазовом комплексе, уже выработало свой ресурс, требует капитального ремонта и замены. Оценка ресурса такого оборудования является неотъемлемой частью экспертизы промышленной безопасности ТУ и должна опираться на достаточно полную и точную информацию о состоянии материала оборудования. Важная часть этой информации может быть

Контактная информация: pnrs2012@mail.ru

получена методами неразрушающего контроля (НК), другая часть может быть получена из изучения технической документации. Но этих данных бывает часто недостаточно и процедура экспертизы промышленной безопасности ТУ носит формальный характер и не отвечает должным образом на вопрос о значениях остаточного ресурса. Экспертиза промышленной безопасности ТУ выполняется, как правило, высококвалифицированными специалистами, которые в силу тех или иных обстоятельств дают субъективную оценку остаточного ресурса ТУ в основном из-за отсутствия достоверных и апробированных методик оценки остаточного ресурса, только основываясь на свой опыт.

Аналитические методы оценки напряженно-деформированного состояния (НДС), широко используемые при проектировании ТУ, не могут в полной мере ответить на вопрос о реальном состоянии оборудования, так как основное их предназначение - расчет отдельных элементов (днищ, обечаек, штуцеров), а не конструкции в целом. Дополнение имеющейся информации соответствующими расчетными численными методами оценки НДС позволит существенно повысить достоверность оценки ресурса нефтехимического оборудования.

Не вызывает сомнение и доказана многочисленными исследованиями высокая достоверность оценок НДС и эффективность применения методик метода конечного элемента при анализе НДС на реальных объектах ТУ нефтехимической промышленности. Современные САЕ-технологии, основанные на автоматизированных численных методах расчета, позволяют существенно расширить круг решаемых задач, в том числе позволяют решать сложные муль-тифизические и смешанные задачи высокой

размерности. Из имеющихся на данный момент коммерческих программных комплексов метода конечного элемента для практической реализации изложенного выше подхода к моделированию разрушения сосудов и трубопроводов наиболее подходят программы ANSYS и FEA-CRACK [1, 2].

Основой создания точных конечно-элементных моделей является проведение толщиномет-рии и НК качества сварных соединений. Наличие дефектов в сварных швах, в том числе и «недопустимых» в соответствии с нормами [3], часто не является препятствием к дальнейшей эксплуатации сосудов и аппаратов при условии численных их расчетов с привлечением последних достижений линейной и нелинейной механики разрушения.

Вопросы, связанные с определением реальной опасности выявленных методами неразрушающего контроля дефектов, оценкой ресурса ТУ с дефектами пока разработаны и апробированы недостаточно, отсутствуют и обученные специалисты, владеющие вопросами механики деформируемого твердого тела и линейной механики разрушения.

Решение задачи оценки прочности оборудования при наличии дефектов в конструкции требует решения сложных задач с применением геометрически и физически нелинейных моделей на основе метода конечных элементов [1].

Предлагаемая методика оценки опасности дефектов, учитывающая их реальные размеры и нагруженность конструкции, позволяет оценить на практике степень опасности реальных дефектов.

Данная работа посвящена оценке НДС на основе численного моделирования и оценке силовых параметров разрушения в сварных швах с технологическими дефектами. В силу того, что аналитические решения в такой постановке достаточно сложны, то для решения задач НДС при наличии дефектов необходимо использовать численные методы, в данном случае это метод конечных элементов, особенно если речь идет об объемной постановке.

1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ В ЗОНЕ ДЕФЕКТА

В работе на примере расчета деаэратора на основе геометрии, паспортных данных, данных толщинометрии был выполнен расчет НДС с учетом внутреннего давления при расчетной

температуре. Также учитывалось наличие технологических дефектов в сварных швах, выявленных методами ультразвукового контроля. Расчет выполнялся с применением современных вычислительных комплексов ANSYS v.11 и FEA-CRACK ^3.1.11.

Конечно-элементная модель (рис.1, б) была построена автоматической разбивкой на конечные элементы твердотельной модели (рис.1, а), построенной в CAD-системе SOLIDWORKS с максимальным приближением геометрии модели к реальной конструкции, и состояла из библиотечных оболочечных конечных элементов пакета ANSYS. Модель учитывала геометрические особенности аппарата (реальную толщину стенки), вес конструкции и реальные условия закрепления в виде ограничений на перемещения в местах крепления аппарата.

Результаты расчета при действии внутреннего давления в виде изолиний интенсивности напряжений в МПа показаны на рис. 2, а. Анализ полей НДС в данной модели позволил выявить наиболее нагруженные зоны, которые находятся на внутренней поверхности патрубка на уровне его стыка с обечайкой. Большие значения эквивалентных напряжений в этой зоне связаны с наличием больших окружных напряжений. Из рис. 2 видно, что эквивалентные напряжения распределяются неравномерно в различных сечениях аппарата. В местах врезки штуцеров, зоне соединения обечайки и днища напряжения существенно возрастают.

На рис. 2, б приведена картина распределения интенсивности напряжений при действии осевой силы от гравитации и изгибающего момента Мх, обусловленного действием ветровой нагрузки.

Таким образом, наиболее опасным является сочетание внутреннего давления, осевой силы и ветровой нагрузки. Поэтому дальнейшие расчеты проводились для этого сочетания нагрузок.

а б

Рис. 1. Твердотельная (а) и конечноэлементная (б) модель деаэратора Б-1

Д.

б

Рис. 2. Распределение интенсивности напряжений (Па) в конструкции при действии осевой силы (а) и изгибающего момента Мх (б)

Дефекты сварного шва

Таблица 1

а

Рис. 3. Формы дефектов

2. ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ РАЗРУШЕНИЯ В ДЕФЕКТАХ СВАРНЫХ ШВОВ

Отдельного внимания заслуживает оценка силовых и энергетических параметров разрушения в зоне технологических дефектов. В табл. 1 приведены наиболее часто встречающиеся дефекты технологического характера в сварных швах реальных конструкций ТУ.

На рис. 3 показано обозначение, принятое в расчетах, и параметры формы дефекта, который может располагаться в произвольном месте элемента конструкции.

Элементы конструкции со специальной генерацией конечно-элементной сетки в области дефекта показаны на рис. 4-6. Процедура разбивки на конечные элементы была максимально автоматизирована с помощью вычислительного комплекса БЕА-СЯАСК [2].

Рис. 4. Фрагменты конечно-элементной модели в зоне пересечения обечаек

Рис. 5. Форма фронта дефекта по внутренней стороне обечайки

Рис. 6. Форма фронта дефекта по наружной стороне обечайки

3. ОЦЕНКА ДОПУСТИМОСТИ ДЕФЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИТЕРИЯ РАЗРУШЕНИЯ

Дефект типа «эллиптическая трещина» моделировался тонким разрезом (рис. 3), где напряжения и деформации описывались соотношением:

о

— I

К

РГ

'/(©)'

/2(0)

/з(©)

+

К

л/2

РГ

/>(®) /4(0) /6(0)

+ 0(г),

К

РГ

где г, 0 - полярные координаты с полюсом в вершине трещины; К1, Кп - коэффициент интенсивности напряжений.

Перемещения у вершины трещины описывались асимптотическим уравнением:

Т7 К1 [Г ( л. 0 30 ^

и=О 2Р I.(2к" 1)С°57 - С05Т ]+

+ ((2К + 3)51110 + 51"Т) + 0(Г)-

К1 [7( л.. 0 . 30 ^

к=5о\(2Р [ (2к+1)5Ш7 - 5ШТ ]+

+((2к-3)С05 I+С05т)+0(г)-

У

г

— 8ш -^ + 0(r); О \2к 2

где G, V - модуль упругости при сдвиге и коэффициент Пуассона.

Расчет силовых критериев и интеграла Черепанова-Райса выполнялся по известным формулам [4]:

К =

Е

2(1 -V2) V 2Ь J = !| Wdy -а

—Аиі, і = 1,2,3

ди‘ ^

и.---------dS

J дх

О =

ЬГ (к; + КІ)+1+1 К]„,

Е Е

где ЛЦ- - функция перемещения в вершине трещины.

На рис. 7 показаны значения (изолинии) эквивалентных напряжений в зоне сварного шва приварки патрубка к обечайке.

фронту эллиптического дефекта и достигают своего максимума в центре фронта трещины (ф = 2л).

2ф/л

2ф/л

Рис. 8. Распределение коэффициента интенсивности напряжений и О-интеграла по фронту дефекта: 1- М=0,4; 2 - М=0,3; 3 -М=0,25;

м

б

Рис. 7. Распределение интенсивности напряжений (Па) в зоне усиления сварного шва при наличии технологического дефекта (а) и изменение силового параметра (КИН) по фронту трещины (б)

Графики изменения значения J, G-интеграла показаны на рис. 8. Установлено, что значения I- и G-интегралов существенно изменяются по

Эта информация является основной для оценки безопасности дефекта по критерию К < < К1с (II < !1с и Gl < Glс) и рекомендуется для использования в расчетах при оценке остаточного ресурса при проведении процедуры ЭПБ ТУ.

На основе представленных подходов могут быть получены обобщенные данные по оценке допустимости дефектов с использованием силового критерия разрушения.

ВЫВОДЫ

Разработан и продемонстрирован подход к моделированию разрушения элементов ТУ на основе ANSYS и FEA-CRACK-вычислительной технологии, которая эффективна для моделирования НДС и оценки влияния внешнего воздействия.

Г

а

Широкие функциональные возможности FEA-CRACK-технологии, совмещенные со

средствами моделирования ANSYS и отображением результатов в графическом виде, существенными набором в базе данных материалов, возможностью решения задач Лагранжевой, Эйлеровой и совмещенной постановках, возможность решения задач линейной и нелинейной механики разрушения, позволили разработать эффективные вычислительные технологии, обеспечивающие качественно новый подход к анализу безопасности ТУ при проведении экспертизы промышленной безопасности ТУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ANSYS User's Manual for version 14.0. Theory.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. FEA-CRACK User's Manual for version 3.0.13 (Structural Reliability Technology).

3. ОТУ 2-92. Сосуды и аппараты. Общие ТУ на ремонт корпусов. Волгоград, 1992. 148с.

4. Черепанов Г. П. Механика разрушения. М.: Наука, 19S3. 295с.

ОБ АВТОРАХ

Будилов Игорь Николаевич, проф. каф. сопротивления материалов. Дипл. инженер по технологии и оборудованию сварочн. произв-ва (УГАТУ, 1998). Д-р техн. наук по тепловым двигателям летательн. аппаратов (ЧПИ, 1972). Иссл. в обл. механики разрушения, прочности элементов ГТД.

Кулясов Геннадий Викторович, техн. дир. ООО «Техническая диагностика». Дипл. инженер по машинам и обработке металлов давлением (УГАТУ, 2000). Иссл. в обл. механики деформируемого твердого тела, прочности элементов конструкций нефте-хим. оборудования.

Лукащук Юрий Валентинович, доц. каф. ОКМиМ. Дипл. инженер по автоматизации машинострои-тельн. пром-ти (УАИ, 1972). Канд. техн. наук по тепл. двигателям летательн. аппаратов (УАИ, 1981). Иссл. в обл. прочности и надежности элементов конструкций методами комп. моделирования.

Шевела Владислав Владимирович, зав. отд. ГУП «БашНИИнефтемаш». Дипл. инженер по материаловедению в машиностроении (УГАТУ, 1996). Иссл. в обл. механики деформируемого твердого тела, прочности элементов конструкций нефтехим. оборудова-

ния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.