Научная статья на тему 'Оценка потребности реального сектора экономики России в банковских продуктах'

Оценка потребности реального сектора экономики России в банковских продуктах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселова Е.Г.

Инновационная банковская деятельность важный фактор развития взаимодействия российских банков и предприятий реального сектора экономики. На основании анализа рынка банковских услуг выявлен неудовлетворенный спрос на банковские продукты по территориям и отраслям. Существенный потенциал рынка банковских услуг связан с ростом розничного бизнеса. Развитие линейки банковских продуктов, способов их доставки потребителю, снижение затрат для потребителей кредитных продуктов и повышение доходности для потребителей депозитных продуктов при приемлемом уровне риска относятся к главным задачам кредитных организаций. Банки, способные сформировать инновационные банковские продукты, пользующиеся спросом у реального сектора, получат дополнительные конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка потребности реального сектора экономики России в банковских продуктах»

Инновационная банковская деятельность - важный фактор развития взаимодействия российских банков и предприятий реального сектора экономики. На основании анализа рынка банковских услуг выявлен неудовлетворенный спрос на банковские продукты по территориям и отраслям. Существенный потенциал рынка банковских услуг связан с ростом розничного бизнеса. Развитие линейки банковских продуктов, способов их доставки потребителю, снижение затрат для потребителей кредитных продуктов и повышение доходности для потребителей депозитных продуктов при приемлемом уровне риска относятся к главным задачам кредитных организаций. Банки, способные сформировать инновационные банковские продукты, пользующиеся спросом у реального сектора, получат дополнительные конкурентные преимущества.

Оценка потребности реального сектора экономики России в банковских продуктах

Е. Г. НОВОСЕЛОВА,

кандидат экономических наук, заместитель управляющего Томским филиалом АБ «Газпромбанк» (ЗАО)

«Банковская система должна уметь делать то, что необходимо экономике»1

Становление

На начальном этапе рыночных реформ, в 1992-1993 гг., фактически сформировалась банковская система страны в ее современном облике. За это короткое время учреждено более 2 тыс. коммерческих банков, которые возникли из филиалов бывших советских спецбанков или сформированы крупными предприятиями. В таких условиях естественно ожидать, что миссия первых российских банков ограничит-

1 Козлов А. А. Вопросы модернизации банковской системы России // Деньги и кредит. 2002. № 6. © ЭКО 2006 г.

40 ЭКО

Ьь Ъ

ся аккумуляцией средств промышленных предприятий и их перераспределением на рынке межбанковских кредитов и государственных обязательств, а также перекачиванием кредитных ресурсов из регионов в центр. Финансовые и информационные технологии, используемые вновь созданными российскими коммерческими банками, также перешли к ним от дореформенных кредитных организаций. Поэтому российские банки с неизбежностью должны были подстраивать свою внутреннюю среду под динамично развивающийся финансовый рынок.

Основные этапы формирования российской банковской системы на докризисном этапе развития российской экономики совпали с длительным спадом и стагнацией в российской экономике. Именно в этом кроются многие беды отечественной банковской системы. Практически нерегулируемый процесс реструктуризации и восстановления после финансовых кризисов 1994, 1997 и 1998 гг.; утрата эффективности рефинансирования и других традиционных инструментов регулирования банковской системы со стороны ЦБ РФ; слабость системы рекапитализации банков; отсутствие государственных гарантий банковских вкладов и инвестиций никак не способствовали качественному развитию российских кредитных организаций.

Главной задачей последних стало выживание, борьба с постоянным обесценением капиталов и финансовых активов, а отнюдь не внедрение новых финансовых и информационных технологий.

Современный этап в развитии банковской системы ознаменовался разработкой Совместной стратегии Банка России и правительства Российской Федерации о развитии банковского сектора. В документе определена цель государственной политики в отношении банковской системы и финансового сектора экономики, которая заключается «в обеспечении системной стабильности и создании необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции2.

2 Коммерсант. № 169. 2001. 18 октября.

У банковского сектора появилась возможность повышать эффективность. За 1998-2003 гг. совокупный объем активов банковского сектора увеличился с 30,5 до 42,2% ВВП, капитал банков - с 4,6 до 6,1%, объем кредитов нефинансовому сектору - с 8,5 до 17,1%, объем вкладов - с 7,6 до 11,4%3. Инновационная составляющая развития банковского бизнеса выходит на первый план, так как повысить эффективность в условиях конкурентной среды можно лишь на основе новой стратегии привлечения ресурсов и повышения результативности их использования при неуклонном снижении маржи банков.

Сегодня развитие банковской системы связано с ухудшением ликвидности банковского сектора и кризисом доверия в первой половине 2004 г., а также инициацией со стороны ЦБ РФ и правительства РФ масштабной реформы. Ее составляющими являются страхование вкладов, переход на новые стандарты финансовой отчетности, требования раскрытия информации, банковский мониторинг, меры по защите прав кредиторов, процедуры финансового оздоровления или ликвидации банка. Развитие институциональной инфраструктуры банковской системы предопределило направления инновационной деятельности банков - совершенствование систем и методов управления рисками и банковской деятельностью в целом.

Соответствие банковского сектора потребностям реального сектора

Есть три точки зрения на оценку соответствия банковского бизнеса требованиям реального сектора экономики и пути его совершенствования.

Первая. Уровень банковского сектора определяется степенью развития рыночного хозяйства. Поэтому рынок, формируя потребности в банковских услугах, самонастраивает такой уровень развития банковских услуг, который требуется

3 Информационно-аналитические материалы III Международного банковского форума «Банки России - XXI век» // Ассоциация региональных банков России (Ассоциация «Россия» / Под ред. А. В. Мурычева. 2005).

на данном этапе. Эта так называемая «ультралиберальная позиция» была реализована при построении рыночной модели банковского сектора и действовала с 1988 по 1998 гг. Ее неэффективность выявил кризис 1998 г., когда в России сложилась система олигархических «карманных» банков, созданных как финансовый отдел группы предприятий, объединенных на разных основаниях (собственности, контроля или управления). По оценке специалистов, до 70% рынка банковских услуг принадлежит сегодня так называемым кэптивным банкам, то есть банкам, входящим в организованные группы предприятий и в разной степени несвободным в выборе стратегии и тактики своего поведения на рынке.

Вторая. Банковский сектор требует жесткого управления со стороны государства, и основное воздействие осуществляется через систему банков с государственным участием. Эта патерналистская позиция реализуется в России в период после кризиса и по настоящее время.

По состоянию на 01.01.2005 г. в 23 кредитных организациях доля государства превышала 50%, у пяти из них более 50% уставного капитала принадлежит государственным структурам федерального уровня, не относящимся к числу органов исполнительной власти. Банк России владеет контрольным пакетом акций Сбербанка РФ и Внешторгбанка; Российский фонд федерального имущества - Российского банка развития, Росэксимбанка и Россельхозбанка. Государство напрямую контролирует более 50% банковских активов. Опосредованное участие государственных структур федерального и регионального уровней еще значительнее. В итоге происходит фактическая монополизация рынка банковских услуг.

Третья. Уровень банковского сектора определяется мерами государственной поддержки его инфраструктуры, то есть созданием единых правил для всех участников рынка, когда государство выполняет функции «инкубатора» жизнеспособных банковских структур. Другими словами регулировать следует не деятельность, а ее условия.

Таким образом, ни рынок в отдельности, ни государство без использования рыночных стимулов развития не могут

создать оптимальной системы, что было отмечено на XI Международном банковском конгрессе в 2002 г.

Модели развития

Если во главу угла поставить способ, каким банки выполняют свою главную функцию по трансформации сбережений в инвестиции (подход ЦБ РФ), возможны три модели развития: «инерционно-государственная», «монополистическая» и «конкурентная». Последствия их реализации оцениваются через соотношение активов и кредитов банковской системы к ВВП, так же, как и вероятность реализации каждой из моделей.

Преимущества «конкурентного» варианта развития так же очевидны, как и трудности его реализации в условиях сложившейся олигопольной модели. Вместе с тем задача модернизации банковского сектора путем создания условий для развития цивилизованного и эффективного банковского бизнеса и оптимизации банковского надзора поставлена во главу угла политики ЦБ РФ. Этот подход на государственном уровне отражает представление о банковском секторе как об элементе системы хозяйствования, который развивается в рамках модели государственного регулирования экономики. Подводя итоги развития банковской системы за 1998-2005 гг., первый заместитель председателя правления Банка России А. А. Козлов констатировал, что ЦБ РФ и банковское сообщество действовали по конкурентному сценарию, и это обеспечило выполнение функции финансового посредника.

Уровень развития банковского сектора соответствует состоянию развития реального сектора, так как он функционально включен в кругооборот капитала и регулируется спецификой цикла оборота капитала в реальном секторе и секторе сбережений. Специфика банковского сектора, определенная А. А. Козловым, вполне соответствует макроэкономической модели российского рынка: «В российской экономике нет единого рынка труда; важнейший сектор рынка товаров - рынок первичных ресурсов, не является кон-

курентным, контролируется монополиями и регулируется монопольным ценообразованием. Монопольное ценообразование на первичные ресурсы воздействует на систему цен и издержек в экономике. В соответствии с этим резко деформированы рынок капитала и рынок денег. Роль реальных сбережений населения в финансировании инвестиций незначительна»4.

Региональный аспект развития

По количеству банков на 1000 жителей Россия в 20 раз уступает Австрии, в 18 - Германии, в 16 - Италии, в 14 -Франции, в 10 - США, в 9 - Великобритании5. Мягко говоря, отечественный банковский сектор имеет существенный потенциал развития. По обеспеченности банковскими услугами исследователи выделяют три группы регионов6.

1. Регионы с высокой степенью обеспеченности, где индекс обеспеченности банковскими услугами7 составляет не менее 120% от среднероссийского. К ним относятся Санкт-Петербург, Магаданская, Калининградская, Самарская, Камчатская, Свердловская, Новосибирская, Воронежская области и Чукотский автономный округ.

2. Регионы со средней обеспеченностью банковскими услугами, где данный индекс составляет от 80 до 120% от среднероссийского уровня. В эту группу вошли 42 региона, в том числе Татарстан, Московская, Ростовская, Пермская, Челябинская, Нижегородская, Иркутская области, Краснодарский край, составляющие группу промышленных регионов России.

4 Маневич В. Е. Макроэкономическая модель российской экономики // Бизнес и банки. 2002. № 49 (631). С. 1-6.

5 Мещеряков Г. Ю. Пути повышения конкурентоспособности российских розничных банков // Вестник банковского дела. 2005. № 8. С. 81-82.

6 Шпрингель В., Павлушина М. Как обеспечены регионы банковскими услугами: далеко от центра, далеко от денег // Аналитический банковский журнал. 2004. № 11(114). С. 44-48.

7 Рассчитывается как среднегеометрическое соотношение: число банков на душу населения; активы банков к ВРП; кредиты банков нефинансовым организациям и предприятиям к ВРП; депозиты к располагаемым доходам населения. Среднероссийский показатель принят за единицу.

3. Регионы с низкой степенью обеспеченности банковскими услугами, где индекс ниже 80% от среднероссийского. Это Кабардино-Балкария, Тыва, Калмыкия, Хакасия, Дагестан, Ингушетия, Читинская область.

На федеральном уровне лучше других выглядит СевероЗападный округ, где индекс обеспеченности банковскими услугами в 1,3 раза выше среднероссийского (без учета Москвы). Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный округа обеспечены банковскими услугами (на 01.01.2004 г.) ниже среднероссийского уровня.

По данным на 01.01.2005 г., в Московском регионе сосредоточена половина всех действующих банков. Более 80% банковских активов и свыше 70% капитала контролируется кредитными организациями столицы при том, что 90% ВВП производится в регионах. В условиях существенной диспропорции между размещением производительных сил и концентрацией капитала структура банковского сектора на местах развивается за счет региональной экспансии крупных банковских групп. На 01.06.2004 г. в регионах действовали следующие банковские группы: «Менатеп СПБ» - 47 точек продаж, Внешторгбанк - 44, Газпромбанк - 40, «Банк Москвы» и Росбанк - 39, МДМ-банк - 38, «Альфа-банк» -34, «УралСиб» - 32, ПСБ СПБ - 23, «Промсвязьбанк» - 21, «Петрокоммерц» - 17, ММБ - 13, «Райффайзен» - 3, МПБ и «Ситибанк» - 2. Именно филиалы крупных банковских групп определяют региональную структуру банковского сектора. Поэтому ее существенной спецификой является, во-первых, централизованная политика привлечения и распределения привлеченных ресурсов; во-вторых, типизированный продуктовый ряд, предлагаемый в регионах. Отсюда у региональных банков более низкий показатель рентабельности бизнеса, который составляет 8,2% по сравнению с показателем рентабельности банков, входящих в число первых 50 по размеру собственного капитала (без Сбербанка) - 12,5%8.

8 Мурычев А. В. Малые и средние банки в системе финансового посредничества // Вестник банковского дела. 2004. № 6. С. 42-51.

Так как в большинстве субъектов Федерации действуют предприятия среднего бизнеса, дальнейшее развитие банковского сектора пойдет по двум направлениям:

• территориально - в разрезе экономического пространства, недостаточно обеспеченного банковскими услугами;

• внутри территорий - адекватно среднему уровню развития предпринимательства, составляющего основу стабильности любой экономики, а также доходом населения, проживающего на данной территории.

Из 6 млн зарегистрированных в России субъектов малого бизнеса потребность в кредите испытывают не менее

3 млн предпринимателей и юридических лиц. Спрос на микрофинансовые услуги в предпринимательском секторе оценивается в 5-7 млрд дол. США. По результатам всероссийского исследования, банковским кредитом постоянно пользуются около 16% малых предприятий9. В структуре кредитного портфеля банков, работающих с субъектами малого бизнеса, преобладает торговля (57,9%). Промышленность занимает 10%, строительство - 5%10. У данной категории участников реального рынка существует неудовлетворенный спрос на банковские услуги.

Поскольку экономическое пространство России дает банкам широкое поле деятельности, организационные и технологические инновации будут связаны с развитием кредитными организациями регионального бизнеса. Основная цель -поиск технологий организации бизнеса и ведения операций, направленных на сокращение издержек по формированию сети для привлечения и размещения ресурсов на осваиваемых территориях. При этом для сохранения рентабельности потребуются новые схемы организации бизнеса и технологии осуществления операций и продуктообразования. Подсчитано, что для открытия нового отделения требуется от 200 до 500 тыс. дол.11 А окупаемость капитальных затрат на созда-

9 Федотова И. Банки начали рисковать по мелочам // Известия. 2005.

4 октября. С. 11.

10 Новиков А. Кредитование малого бизнеса: отсутствие желания или возможности // Аналитический банковский журнал. 2005. № 02 (117). С. 47-56.

11 Козлов А. Краеугольные камни банковской реформы // Аналитический банковский журнал. 2002. № 5 (84). С. 17.

ние обособленного подразделения можно оценить в 2-3 года. Данная проблема была поставлена Ассоциацией российских банков. Послабления в требованиях по «укреп-ленности» кассового узла привели к некоторой экономии при открытии обособленного подразделения. Но при этом увеличиваются капитальные затраты на развитие электронных технологий.

В территориальном разрезе развитие операций пойдет по пути предоставления стандартного набора услуг для клиентов мелкого и среднего бизнеса. Поэтому основной упор будет на инновации по созданию новых продуктов и их продвижению конкретным сегментам потребителей. Стратегию и технологию продуктообразования и товародвижения определит специфика конкретного региона.

Спрос предприятий на банковские услуги

Около 40% заимствований российских предприятий осуществляются за пределами России.

Оценка ЦБ РФ12.

В отраслевом разрезе предоставление банковских услуг реальному сектору соответствует структуре российской экономики с ее приоритетным развитием сырьевых отраслей, обладающих экспортным потенциалом. Парадокс отечественной экономики в том, что высокорентабельные сырьевые отрасли в большей степени обеспечены капиталом, чем перерабатывающие. Но в силу монопольности этих отраслей перелив капитала исключен. Рентабельность активов и доходность в них превосходят собственные потребности в инвестициях. Как экспортоориентированные, они способны привлекать внешних инвесторов, используя секьюритизацию активов. То есть, будучи самыми «закредитованными», могут использовать и другие, помимо банковских кредитов, источники финансирования.

12 Максутов Ю. Г. Особенности интеграции российских банков в мировое финансовое сообщество // Вестник Банка России. 2005. 38. С. 73-74.

Кредитованию реального сектора принадлежит весомая доля в структуре услуг банков. Кредиты реальному сектору экономики на 01.01.2005 г. составили 3149,9 млрд руб., или 44,19% от активов банковского сектора, и 18,8% ВВП. И все же в 2004 г. неудовлетворенный спрос промышленных предприятий России превысил 10 млрд дол.13

Направление привлечения и размещения ресурсов предприятиями во многом определяется владельцами бизнеса. В группе сырьевых банков пассивы формируются за счет средств предприятий, ресурсы используются на поддержание валютной ликвидности и внутригрупповые кредиты. В группе крупных российских банков сбалансированы собственные средства, средства предприятий и размещение средств в кредиты. В группе банков с иностранным капиталом средства предприятий являются системообразующим пассивом, размещение идет в кредиты и для поддержания валютной ликвидности. Банки с государственным участием привлекают средства от населения и предприятий, а размещают - в кредиты и долговые обязательства государства.

Анализ показывает, что для банков сырьевых групп в условиях конкурентной модели развития банковской системы инновации будут связаны с предложением продуктов кредитования предприятиям других отраслей за счет средств, привлеченных от предприятий сырьевой отрасли. Для валютной ликвидности в условиях экспортной ориентации системообразующих предприятий требуется создавать продукты, которые позволили бы использовать средства в иностранной валюте на отечественном рынке, то есть продукты, обеспечивающие валютное размещение. Инновации прочих крупных банков будут определяться отраслевой, внутриотраслевой, территориальной дифференциацией.

Так как банки с иностранным и с государственным участием выполняют в банковской системе функции, зависящие от стратегии собственника, то их продуктовые инновации определяются не требованием повышения эффективности

13 Лепетиков Д. Кто не рискует, тот проигрывает // Компания. 2005. № 29. С. 67-69.

банковской системы, а политико-экономической ролью собственника в системе государственного регулирования.

Банки, кредитуя для расчетов, предоставляют ссуду денег при существующем капитале в товарной форме. При кредитовании на пополнение оборотных средств и на инвестиции в основной капитал ссужают капиталом. Ссуду денег банки могут осуществлять за счет создания денег, а ссуду капитала - за счет привлечения ресурсов, отражающих накопление.

В динамике структуры кредитного портфеля в 2004 г. наблюдается опережающий рост долгосрочных (свыше года) рублевых ссуд предприятиям и организациям. В приросте активов банковского сектора в 2004 г. долгосрочные (свыше года) рублевые ссуды предприятиям и организациям составили 29%, что обеспечило за 2003-2004 гг. прирост объемов кредитования нефинансового сектора экономики на 32%14.

Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий за счет банковских кредитов в структуре привлеченных средств составили: в промышленности - 15,9%, сельском хозяйстве - 19,7%, строительстве - 0,9%, транспорте и связи - 3,8%, ЖКХ - 1,3%. Есть отрасли промышленности, где доля кредитов в структуре привлеченных средств в инвестициях в основной капитал существенно выше, чем в среднем по промышленности: пищевая - 40,4%; металлургия - 58,4%15. В 2004 г. вклад банковских кредитов в структуру источников финансирования капитальных вложений составил 7,7% против 5,2% в 2003 г. Несмотря на положительную динамику, основную долю в кредитовании составляют кредиты до года.

Анализ объемов кредитования банками предприятий реального сектора, а также кредитной срочности приводит к выводу, что традиционные кредитные операции не в состоянии удовлетворить растущий спрос предприятий на кредиты.

14 Оценка ситуации в банковском секторе России // Вестник банковского дела. 2005. № 8. С. 7-8.

15 Данилова Т. Н. Инвестиционный рынок и его место в структуре финансового рынка (институциональный подход) // Финансы и кредит . 2002. № 8 (98). С. 10-25.

Неудовлетворенный спрос на кредитные ресурсы - только часть проблемы использования кредитов: значительная часть российских предприятий не готова к эффективному освоению крупных кредитов и инвестиций. В рамках традиционного кредитования банкам сложно найти предприятия с требуемым уровнем финансовой «прозрачности» и обеспеченности кредитов полноценным залогом. Отсюда проблема ликвидности. Еще в 2002 г. рейтинговое агентство «^апёай &Роогз» объявило, что рост кредитов опережает динамику роста активов и капитала банковского сектора России16.

По итогам 2004 г. то же агентство оценило отношение вероятной величины валовых проблемных активов к сумме внутренних кредитов частному сектору и государственным нефинансовым организациям России в 50-75%17. Проблемные же активы, как правило, возникают в результате просроченной задолженности.

Население и банковские услуги

Согласно исследованию «Эксперт МА» и ROMIR-Monito-гing «Стиль жизни среднего класса» (конец 2003 г.), наиболее востребованными услугами со стороны физических лиц были: коммунальные платежи (72% опрошенных), обмен валюты (48%), обслуживание зарплатных карт (24%), перевод и получение денег по России (22%). Операции по открытию депозитов в рублях и иностранной валюте интересуют, соответственно, 6% и 5% опрошенных. Всего 3% респондентов называли в качестве востребованных услуг кредитование. Недоверие к надежности банков выразили 26% опрошенных18.

Поскольку у населения потребность в банковских услугах только формируется, именно по группе клиентов «физ. лица» наблюдается наибольшая динамика роста. Прирост совокупных активов банковского сектора за счет рознич-

16 Кредитный пузырь может лопнуть // Эксперт. 2002. № 31. С. 5.

17 Трофимова Е., Гиблинг Дж., Тарзиманов Е, Пенкина И. Анализ рисков банковского сектора Российской Федерации // Банковские технологии. 2005. № 10. С. 49-56.

18 Рубцов К. Еще не наелись // Эксперт. 2004. № 7. С. 46-53.

ных кредитов в 2004 г. составил 16%19. При этом статистика фиксирует наличие неудовлетворенного спроса на банковские услуги физических лиц. В докладе о мировом богатстве, подготовленном финансовой компанией Merrill Lynch и консалтинговой фирмой Capdemini, говорится, что в 2004 г. в России насчитывалось 88 тыс. жителей-миллионеров. По оценке Казначейства США, потенциальные потребители индивидуальных банковских услуг имеют на руках порядка 60 млрд дол.20 Лидером по предоставлению услуг является Сбербанк России - ему принадлежит около 60% данного сегмента рынка. О планах занять нишу предоставления розничных услуг «финансовой розницы» заявили «Внешторгбанк» - 10%, «Росбанк» - 10%, «Альфа-Банк» - 10%, «Межпромбанк» - 5%21.

Чтобы планы реализовать, потребуется совершенствовать технологии осуществления операций. Услуги населению характеризуются низкой рентабельностью в связи с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, высоким уровнем риска, обусловленным низким уровнем доходов и нестабильной занятостью, а также трудностями оформления и обращения взыскания на залог недвижимости. Кроме того, недостатки российского законодательства ограничивают возможности банков в условиях привлечения ресурсов (ст. 837 ГК РФ). Так, по итогам первого полугодия 2005 г. самым убыточным банком страны стал «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (573 млн руб.) - он понес существенные издержки на развитие региональной сети для кредитования населения. Агрессивное развитие розничного направления стало причиной убыточности и других банков22. По выражению аналитиков Standart&Poor's, розничный бизнес сейчас «планово убыточен» у большинства банков.

19 Оценка ситуации в банковском секторе России // Вестник банковского дела. 2005. № 8. С. 7-8.

20 Герасименко М. Не хуже, чем на Западе // Национальный банковский ж-л. 2005. Авг. С. 36-39.

21 Дьяченко О. Гиганты розницы не оставляют места даже иностранцам // Банковское обозрение. 2005. № 9.С. 30-36.

22 Кудинов В. Сплошные убытки // Ведомости. 2005. № 196 (1477).

Что надо сделать для удовлетворения потребностей реального сектора

При развитии инновационной банковской деятельности необходимо учитывать следующие факторы.

Предпочтения клиентов. Изучение банком спроса на новые банковские продукты и услуги со стороны инвесторов и кредиторов, владельцев счетов, заемщиков и поручителей и пр. и его удовлетворение, а также собственные инновации делают положение банка на финансовом рынке устойчивее. Кроме того, организационная структура управления банком и его ресурсная база должны быть такими, чтобы позволить в полной мере осуществить в минимальные сроки необходимые инновации.

Предпочтения собственников банков. Собственники изменяют приоритеты, ориентируясь на повышение прибыльности, универсальность спектра услуг и клиентской базы. Общей тенденцией является переход банка от роли финансово-расчетного центра в группе к роли центра прибыли. Стратегия многих банков направлена на увеличение доли бизнеса, не связанного с акционерным, чему способствует рост рентабельности банковского бизнеса, создающий также перспективы для развития банковских продуктов по привлечению источников собственного и заемного капитала на фондовом рынке. По итогам 2004 г. рентабельность банковских активов достигла 2,9%, рентабельность капитала - 20,3%, то есть банковский бизнес вполне привлекателен для инвестора, в том числе иностранного. Слияния и поглощения, которые происходят на рынке банковских капиталов (Росбанк - ОВК, Автобанк - НИКойл -Уралсиб, МенатепСПб - ТРАСТ, Роскредит - Импексбанк) свидетельствуют о реализации тенденции укрупнения банков и подготовке к выходу на открытый рынок.

Инновационное развитие. В современных условиях банк, не использующий последних научно-технические достижений, не займет устойчивое положение на рынке банковских услуг. Умение грамотно и оперативно внедрять инновации, созданные внутри банка или заимствованные у

конкурентов, можно назвать одной из составляющих эффективной деятельности в условиях рыночных отношений.

Внешняя среда. Значимым фактором развития банковской деятельности служат изменения на рынке финансовых ресурсов. Своевременная реакция на новые тенденции, складывающиеся на рынке финансовых ресурсов благодаря инновациям в банковской технике и технологиях, означает, в частности, максимальное использование новых источников кредитных ресурсов банка либо принципиально новый способ вовлечения этих ресурсов, что предоставляет дополнительные возможности в конкурентной борьбе на рынке банковских услуг.

Конкуренты. Нельзя забывать, что прибегать к инновациям заставляют изменения в рыночных стратегиях конкурентов. В результате более эффективной инновационной деятельности и успешного продвижения новых банковских услуг на финансовом рынке происходит увеличение рыночных долей одних банков и снижение других.

Таким образом, развитие инновационной банковской деятельности выступает важным фактором активизации взаимодействия российских банков и предприятий реального сектора экономики. Анализ банковских услуг, востребованных реальным сектором экономики, позволяет определить направления инновационной деятельности:

□ в территориальном разрезе банковских услуг - инновации, обеспечивающие привлечение новых клиентов, стабилизацию имеющейся клиентской базы и снижающие затраты на их осуществление;

□ в отраслевом разрезе банковских услуг - инновации, ориентированные на отрасли обрабатывающей промышленности и сферы услуг, которым свойственны более высокие кредитные риски, но в которых нет рисков валютных. Инновации должны обеспечить потребности в ресурсах и снижение затрат на продук-тообразование, так как рентабельность этих отраслей существенно ниже сырьевых. Сказанное означает, что при размещении ресурсов в менее рентабельные отрасли банк также должен существенно снизить расходы;

□ в разрезе структуры банковских услуг инновации будут определяться, во-первых, разнообразием параметров предоставления традиционных услуг (важны не только срок и цена, но и удобство использования, скорость получения, упрощение технологии оформления и прочие характеристики услуги); во-вторых, сопутствующими традиционными услугами, обеспечивающими комплексное обслуживание клиента; в-третьих, новыми услугами, спрос на которые только начинает появляться; в-четвертых, банковскими продуктами для населения в рамках традиционных услуг. Так как дополнительные параметры услуги не увеличивают ее цену (она ограничена сверху рыночными параметрами), а сопутствующие услуги закрепляют клиентов, но их предоставление будет уменьшать доходность клиента, то каждая инновация должна сопровождаться изменениями в технологии исполнения операций с целью снижения затрат и ее скорейшей типизации. При этом возникает противоречие между типизацией продукта и потребностью клиента в индивидуальном обслуживании, поэтому инновации должны быть направлены на разрешение этого противоречия;

□ в разрезе обслуживания клиентов - наиболее интенсивно инновации будут внедряться в розничном бизнесе. Продукты для физических лиц различаются по параметрам, рискам, затратам, объемам, поэтому потребуют новых технологий, организации продукто-образования и товародвижения. Фактически, это новый бизнес в рамках традиционного набора услуг.

Итог анализа направлений развития банковской деятельности прост: те банки, которые смогут сформировать инновационные банковские продукты, пользующиеся спросом у реального сектора, получат дополнительные конкурентные преимущества и смогут участвовать в доле прибыли предприятий, полученной вследствие технического перевооружения и значительного расширения предложения конкурентоспособной продукции, а проще говоря, в повышении капитализации банковского бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.