Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРОЕКТОВ'

ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ И ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / СЕГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекарь В.Н., Ворошилова Д.М.

В статье рассматривается важность оценки потребительского поведения при разработке маркетинговых стратегий организации. В работе представлены основные направления изучения поведения потребителей, такие как исследование потребительских привычек и предпочтений, исследование процесса принятия решения о покупке, исследование уровня удовлетворенности и лояльности потребителей и сегментацию потребителей. Также в работе представлены основные показатели потребительских предпочтений, проведен анализ факторов, влияющих на потребительские предпочтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF CONSUMER PREFERENCES AS THE MAIN ELEMENT OF THE STRATEGY FOR THE IMPLEMENTATION OF MARKETING PROJECTS

The article discusses the importance of assessing consumer behavior in the development of marketing strategies of the organization. The paper presents the main directions of studying consumer behavior, such as the study of consumer habits and preferences, the study of the purchase decision-making process, the study of the level of satisfaction and loyalty of consumers and consumer segmentation. The paper also presents the main indicators of consumer preferences, analyzes the factors influencing consumer preferences.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРОЕКТОВ»

ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРОЕКТОВ

В.Н. Чекарь, канд. экон. наук, доцент Д.М. Ворошилова, магистрант

Азово-Черноморский инженерный институт, филиал Донского государственного аграрного университета (Россия, г. Зерноград)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-174-176

Аннотация. В статье рассматривается важность оценки потребительского поведения при разработке маркетинговых стратегий организации. В работе представлены основные направления изучения поведения потребителей, такие как исследование потребительских привычек и предпочтений, исследование процесса принятия решения о покупке, исследование уровня удовлетворенности и лояльности потребителей и сегментацию потребителей. Также в работе представлены основные показатели потребительских предпочтений, проведен анализ факторов, влияющих на потребительские предпочтения.

Ключевые слова: потребительское поведение, потребительские предпочтения, маркетинговые исследования, маркетинговая стратегия, удовлетворенность и лояльность потребителей, сегментация потребителей.

Изучение поведения потребителей в маркетинговых исследованиях стоит на первом месте, каждый продавец должен выявить факторы, влияющие на поведение потребителей и следить за изменениями их предпочтений. Благодаря таким исследованиям фирмы могут модернизировать и изменять продукт, а также корректировать каналы сбыта.

Первые научные исследования поведения потребителей были проведены такими ученными как К. Маркс (Закон возвышения потребностей по мере их удовлетворения). Т. Веблен (Теория полезного потребления) и Г. Зиммель (Теория моды) [5]. Но как отдельное научное направление оно было сформировано после появления маркетинга. В 1970-х г. появилась отдельная дисциплина «Потребительское поведение» и в настоящее время изучение потребительского поведения является одним из этапов маркетингового исследования.

В работах Ф. Котлера, Т. Парсона, Н.Б. Сафронова, О.М. Меликян, изучение потребительского поведения сосредоточено на отдельном индивиде-потребителе [4-7], основываясь на том, что продавцы стремятся переманить потребителя, обогнав конкурента. О.М. Меликян отмечает, что потребление - это процесс,

который состоит из процессов выбора, покупки, использования, обслуживания и распоряжения, поэтому потребитель - это не просто покупатель, он может выступать как потребитель и одновременно с этим быть производителем и посредником [5].

В научной литературе поведение потребителей определяется как действия людей во время приобретения товаров (работ, услуг), поэтому маркетинг продавца стремиться разработать основные мероприятия воздействия и влияния на потребителя. Удовлетворенность потребителя является основным ориентиром концепции маркетинга.

Изучив основные направления исследования поведения потребителей в маркетинговых проектах авторами, были сгруппированы основные показатели, характеризующие каждое направление (рис. 1).

На первом месте стоит исследование потребительских привычек и предпочтений, которое позволяет изучить реакции потребителей после совершения покупки. Предприятиям необходимо учитывать, что главной характеристикой потребительских предпочтений является потребительская ценность товара, которая предполагает сопоставление преимуществ товара и затрат на его производство. Эффективная

маркетинговая стратегия имеет непосредственное влияние на потребительские

предпочтения и дает возможность моделирования поведения потребителя [1, 3].

Рис. 1. Направления изучения потребителей

На конкурентных рынках предприятиям важно понимать, насколько конкурентоспособным является их продукт - какие его качества и в какой степени влияют на выбор потребителей, поэтому вытекает задача маркетингового проекта в выявлении факторов, влияющих на поведение потребителей [2, 8].

Основная часть исследований потребительского поведения сконцентрирована на потребителе личности (человеке), конечно в качестве потребителей могут выступают и другие организации, которые приобретают технологии, оборудование, сырье и материалы, поэтому потребительское поведение необходимо рассматривать в более широком смысле.

В таблице 1 представлены основные факторы, влияющие на потребительское поведение. При составлении использовались факторы, выявленные для потребителя - личности, а также для потребителя организации.

Так для сельскохозяйственных предприятий, являющихся потребителями сельскохозяйственных машин при покупке очень важна технология, которую они применяют в своем производстве, так же важно развитие научно-технического прогресса при производстве сельскохозяйственных машин, а также доходы сельскохозяйственной организации.

Таблица 1. Сравнение факторов, влияющих на потребительское поведение

Потребитель - личность Потребитель - организация

Культурные (культура, субкультура) Социальные (семья, референтные группы) Психологические (мотивация, воспитание) Личностные (возраст, род занятий, экономическое положение) Технологические (развитие НТП, инновации, технологии производства) Культурные (экологичность производства) Личностные (экономическое положение организации) Политические (импортозамещение, взаимодействие с другими странами)

В последнее время к перечисленным факторам добавляются политические, так как часть сельскохозяйственной продукции завозится на территорию РФ из-за рубежа, то теперь сельхозпроизводители будут вынуждены переориентироваться на новых производителей.

Подводя итоги, можно сказать о том, что поведение потребителя находится под

Библиографический список

1. Борсеитова З.А. Моделирование поведения потребителя на рынке / З.А. Борсеитова, Э.А. Таймазова // Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия. Сборник научных трудов. г. Симферополь. - 2018. - С. 140-145.

2. Бурейко И.Г. К аспектам обеспечения экономической безопасности сельскохозяйственного предприятия / И.Г. Бурейко, Н.П. Жиляскова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. - №2 (110). - С. 55-59.

3. Воловская Н.М. Факторы, влияющие на поведение потребителей / Н.М. Воловская, А.И. Ирдисова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №4-1 (62). - С. 76-79.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. Пер с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2007. - 656 с.

5. Меликян О.М. Поведение потребителей: учебник. - 5-е изд., стер. - М.: Дашков и К°, 2020. - 280 с.

6. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 1246 с.

7. Сафронова Н.Б. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Н. Б. Сафронова, И. Е. Корнеева. - 2-е изд., стер. - М.: Дашков и К°, 2019. - 294 с.

8. Сидоренко Я.А. Приемы и методы оценки конкурентных преимуществ предприятия / Я.А. Сидоренко, В.Н. Чекарь // Молодая наука аграрного дона: традиции, опыт, инновации. -2020. - №4. - С. 96-102.

EVALUATION OF CONSUMER PREFERENCES AS THE MAIN ELEMENT OF THE STRATEGY FOR THE IMPLEMENTATION OF MARKETING PROJECTS

V.N. Chekar, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor D.M. Voroshilova, Graduate Student

Azovo-Chernomorsky Engineering Institute, branch of the Don State Agrarian University (Russia, Zernograd)

Abstract. The article discusses the importance of assessing consumer behavior in the development of marketing strategies of the organization. The paper presents the main directions of studying consumer behavior, such as the study of consumer habits and preferences, the study of the purchase decision-making process, the study of the level of satisfaction and loyalty of consumers and consumer segmentation. The paper also presents the main indicators of consumer preferences, analyzes the factors influencing consumer preferences.

Keywords: consumer behavior, consumer preferences, marketing research, marketing strategy, customer satisfaction and loyalty, consumer segmentation.

постоянным влиянием определенных факторов, имеющих непосредственное влияние на принятие решения о покупке, а также эффективное управление потребительским поведением возможно только с учетом особенностей рынка, в рамках которого происходит реализация товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.