Научная статья на тему 'Оценка потребительских ожиданий и потребительского настроения населения России'

Оценка потребительских ожиданий и потребительского настроения населения России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина Е.Н., Трусова Л.Н.

В статье дана характеристика индексов потребительских настроений и потребительских ожиданий, представляющих собой показатели совокупных потребительских ожиданий населения. Показаны способы расчетов данных показателей и их значения в 2014 году по данным Росстата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка потребительских ожиданий и потребительского настроения населения России»

ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО НАСТРОЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

© Гришина Е.Н.* *, Трусова Л.Н.*

Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

В статье дана характеристика индексов потребительских настроений и потребительских ожиданий, представляющих собой показатели совокупных потребительских ожиданий населения. Показаны способы расчетов данных показателей и их значения в 2014 году по данным Росстата.

Ключевые слова индекс потребительских настроений населения, индекс потребительских ожиданий населения, потребительская уверенность, модель потребительских ожиданий.

С целью прогнозирования поведения потребителей рассчитываются специальные показатели: индекс потребительских настроений и индекс потребительских ожиданий населения. Индекс потребительских настроений (ИПН) рассчитывался ВЦИОМ в 1993-1996 гг., в настоящее время - Фондом «Индекс потребительских настроений». Индекс потребительских ожиданий (ИПО) рассчитывается с 1998 г. Госкомстатом России. При очевидном сходстве эти показатели имеют и различия.

Потребительские ожидания (consumer expectations) - статистический показатель, который строится на основе регулярных выборочных опросов населения об ожидаемых изменениях их личного материального положения, а также на их мнениях об экономической ситуации в стране в данный момент и на перспективу.

Этот индекс стал впервые рассчитываться в середине 20-ого века, как индекс потребительских настроений Мичиганского университета (MCSI), и в США применяется до сих пор. В России обследование потребительских ожиданий населения, являющееся информационной базой для расчетов показателей мнения потребителей (частных и обобщающего индексов), организуется с IV квартала 1998 г.

Потребительская уверенность (consumer confidence) - это готовность потребителей тратить свои доходы. Такое желание обычно сильнее, если их ожидания, касающиеся будущих доходов, оптимистичны, и слабее, если потребители обеспокоены возможностью потерять работу. Долгосрочные и краткосрочные ожидания относительно дохода оказывают влияние на уверенность потребителей через представления людей об их «постоянном до-

* Доцент кафедры Информационных технологий статистики, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры Истории и философии, кандидат экономических наук.

188 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ходе»; краткосрочные ожидания относительно дохода влияют также на расходы людей, ужесточая или ослабляя их ограниченность ликвидностью (liquidity constraints). Уверенность потребителей обычно оценивается по результатам опросов, в ходе которых задается вопрос типа: «Предполагаете ли Вы, что Ваш доход в следующем году увеличится (останется таким же) уменьшится по сравнению с доходом в текущем году?».

Модель потребительских ожиданий - это модель, созданная на основании результатов опроса потребителей, клиентов. Сбор первичной информации осуществляется путем проведения опросов во всех субъектах Российской Федерации во втором месяце каждого квартала. Применяемая стратифицированная многоступенчатая выборка, общий объем которой составляет 5000 респондентов, репрезентативна населению России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографическим признакам. Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений.

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные показатели потребительских ожиданий населения, отражающие субъективные оценки населения по отдельным социально-экономическим аспектам общественной жизни, рассчитываются как процентный баланс на основе распределения ответов респондентов на соответствующие вопросы опросного листа по следующим вариантам:

- определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное / очень плохое, совсем неблагоприятное);

- скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное / плохое, скорее неблагоприятное);

- нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

Процентный баланс определяется как разница между процентом положительных и процентом отрицательных ответов респондентов с двойными весами «крайних» и нулевым весом «нейтральных» ответов.

Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Значения частных и обобщающего индексов могут изменяться в пределах от -100 до +100: отрицательная величина индекса означает преобладание негативных оценок в обществе, положительная - позитивных. Увеличение индекса означает рост оптимизма у населения, а уменьшение - рост пессимизма.

Социальные проблемы в рыночной экономике

189

По данным Росстата индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2014 г. по сравнению со II кварталом 2014 г. снизился на 1 процентный пункт и составил (-7 %) [1].

Снижение индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой индексов произошедших и ожидаемых изменений в экономике России и индекса ожидаемых изменений личного материального положения.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению со II кварталом 2014 г. не изменилась и составила 20 %. В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 31 % (против 30 % во II квартале 2014 г.).

В течение следующих 12-ти месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 24 % опрошенных (во II квартале 2014 г. - 23 %). Доля негативных оценок увеличилась до 29 % (во II квартале 2014 г. - 22 %). 37 % опрошенных (46 % - во II квартале 2014 г.) считают, что экономическая ситуация в России не изменится.

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, по сравнению с предыдущим кварталом не изменилась и составила 12 %. Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, сократилась до 23 % (во II квартале 2014 г. - 24 %).

Индекс благоприятности условий для крупных покупок не изменился и остановился на отметке (-16 %). Индекс благоприятности условий для сбережений поднялся на 2 процентных пункта и составил (-31 %) против (-33 %) во II квартале 2014 года.

Индекс потребительской уверенности по возрастным группам в III квартале 2014 г. снизился на 1 процентный пункт у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) и у лиц старшего возраста (50 лет и более), а у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) остался без изменений.

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

Так, по данным отчета Фонда Общественного мнения, уже с началом 2014 года существенно изменились стратегии населения в отношении структуры доходов и расходов [2]. С начала 2014 года выросла доля людей, которые стали искать более высокооплачиваемую работу, приработок. По мнению специалистов, это реакция людей на то, зарплаты на предприятиях с начала года не росли и не индексировались. Доля тех, кто считает нынешнее время хорошим для траты денег на крупные покупки, практически в полтора раза превышает долю пессимистов в этом вопросе. Кроме того, отмечен

190 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

тот факт, что склонность к потреблению на сегодняшний день превалирует над склонностью к сбережениям.

Важным инструментом прогнозирования поведения потребителей является индекс потребительских настроений (ИПН). Индекс потребительского настроения - опережающий экономический индикатор, который может помочь в выяснении уровня уверенности потребителей в экономике на данный момент и определить предстоящие перспективы развития экономической ситуации. То есть, индекс может определить, насколько потребители хотят тратить наличные.

В условиях развития рыночной экономики в России потребители начинают диктовать свои требования. Предпринимателям необходимо знать настроения потребителей, их покупательские намерения для того, чтобы наиболее эффективно строить планы производства, импорта или продаж, для организации маркетинга и рекламы. Прогнозные свойства ИПН проверены практикой многих десятилетий в большинстве развитых стран с рыночной экономикой.

ИПН обеспечивает краткосрочное прогнозирование развития российской экономики и дает деловому сектору возможность грамотнее и своевременнее реагировать на изменения экономической ситуации.

ИПН строится на основе опросов общественного мнения, проводящихся по репрезентативной выборке, отражающей мнения взрослого (старше 16 лет), городского и сельского населения страны (число опрошенных - 2000). В России замеры ИПН проводятся с середины 90-х годов. ИПН рассчитывается два раза в год, что делает его более чувствительным к изменению потребительских настроений.

Методика построения ИПН проста и похожа на расчет индекса потребительской уверенности. В настоящее время вопросы для определения ИПН приводятся в анкетах в следующих формулировках:

- «Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последний год? (скорее, улучшилось; осталось без изменения; скорее, ухудшилось; затрудняюсь ответить)»;

- «Как, по-Вашему, изменится материальное положение Вашей семьи в ближайший год? (скорее, улучшится; останется без изменения; скорее, ухудшится; затрудняюсь ответить)»;

- «Если говорить об экономических условиях в стране в целом, как Вы считаете, следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим временем или плохим? (хорошим; хорошим, но не во всем; не хорошим, но и не плохим; плохим, но не во всем; плохим; затрудняюсь ответить)»;

- «А если говорить о следующих пяти годах, то они будут для экономики страны хорошим или плохим временем? (хорошим; не хорошим, но и не плохим; плохим; затрудняюсь ответить)»;

- «Если говорить о крупных покупках для дома (таких, как мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то как Вы считаете,

Социальные проблемы в рыночной экономике

191

сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки? (хорошее; не хорошее, но и не плохое; плохое; затрудняюсь ответить)».

Индекс рассчитывается на основе ответов респондентов на пять вопросов. По каждому вопросу строится индивидуальный индекс как разность долей положительных и отрицательных ответов, и прибавляется 100, чтобы избежать появления отрицательных значений индекса. Совокупный индекс ИПН рассчитывается как арифметическая средняя из индивидуальных индексов и имеет два субиндекса: ИТС (Индекс текущего состояния) и ИПО (Индекс потребительских ожиданий). ИПН изменяется в интервале от 0 до 200, причем значения индекса менее 100 означают преобладание отрицательных оценок в обществе.

Значение индекса потребительских настроений в 2014 году остается самым высоким за всю историю наблюдений [2]. После снижения в июне-июле в августе он снова возрос. При этом существенно повысился оптимизм населения относительно ожиданий на будущее.

В целом, перечисленные индексы представляют собой показатели, отражающие совокупные потребительские ожидания населения. Следует также отметить, что при анализе обобщающих и частных показателей потребительских ожиданий и настроений населения наибольшее значение имеет динамика индексов, а не их абсолютная величина. Увеличение значения индекса означает рост оптимизма у населения, а уменьшение - рост пессимизма.

Список литературы:

1. Россия в цифрах. 2014. Краткий статистический сборник. - М.: Изд. «Федеральная служба государственной статистики (Росстат)», 2014. - 558 с.

2. http://www.cbr.ru/DKP/standart_system/FOM_14-07.pdf.

НРАВСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИИ ОПЫТ БУРЖУАЗНОЙ РЕФОРМАЦИИ НА ФОНЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ (КОЛЛИЗИИ И АНАЛОГИИ)

© Дуплинская Е.Б.* *, Лысенко А.О.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

В работе анализируются уроки «модернизации» общества и личности эпохи становящейся буржуазной цивилизации. Даются её основ-

* Доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук.

* Доцент кафедры «Экономическая теория и антикризисное управление», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.