Научная статья на тему 'Оценка потенциала роста Красноярска и ожидаемого эффекта в результате проведения Всемирной Универсиады 2019 года'

Оценка потенциала роста Красноярска и ожидаемого эффекта в результате проведения Всемирной Универсиады 2019 года Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
176
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Каячев Г.Ф., Васильева З.А., Колмаков В.И., Лихачева Т.П., Москвина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциала роста Красноярска и ожидаемого эффекта в результате проведения Всемирной Универсиады 2019 года»

ности, причем, как правило, от точечного коррозионного дефекта, а другая от угла «боковая поверхность -торцевая поверхность» образца. В редких случаях трещина начиналось на грани торцевой поверхности на некотором удалении от расчетного сечения.

В заключение можно отметить, что полученные экспериментальные данные позволяют в первом приближении предвидеть поведение конструктивных элементов из исследованного материала с различной наработкой (силовое и коррозионное воздействия) в особо жестких условиях эксплуатации

Исследование влияния типовых предварительных механических и коррозионных воздействий на остаточную долговечность образцов из алюминиевого сплава Д16АТ показало, что длительная выдержка образцов из сплава Д16АТ в наиболее жесткой модельной среде - растворе 3 % NaCl + 0,1 % Н2О2 приводит к заметному коррозионному поражению их поверхностей.

A. V. Katsura, G. G. Krushenko

INFLUENCE TYPES OF PRE-MECHANICAL AND CORROSION EFFECTS ON RESIDUAL DURABILITY OF THE SAMPLE OF ALUMINUM ALLOY D16AT

Presents the results of an experimental study of the effect of fatigue pre-hours ("training"), and the type of corrosion-impact effect on the fatigue resistance of the alloy semifinished sheet D16AT.

Keywords: corrosion, residual life mechanical impact.

© Кацура А. В., Крушенко Г. Г., 2012

Библиографические ссылки

1. Кацура А. В., Крушенко Г. Г. Вопросы повышения долговечности элементов конструкций летательных аппаратов / Проблемы разработки изготовления и эксплуатации ракетно-космической и авиационной техники : мат. VII Всерос. науч. конф. Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. С. 49-52.

2. Кацура А. В., Крушенко Г. Г. Долговечность и надежность конструкций авиационной техники // Динамика систем, механизмов и машин : материалы VIII Междунар. науч.-техн. конф. (13-15.ноября 2012) : в 5 кн. Кн. II. Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. С. 146-147.

3. Кацура А. В., Лавренов В. А., Рябин А. А. Применение методов неразрушающего контроля для выявления коррозионных поражений элементов конструкций летательных аппаратов. // Вестник СибГАУ. 2011. № 1 (34). С. 101-104.

УДК 332.1

Г. Ф. Каячев, З. А. Васильева, В. И. Колмаков, Т. П. Лихачева, А. В. Москвина

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РОСТА КРАСНОЯРСКА И ОЖИДАЕМОГО ЭФФЕКТА В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕМИРНОЙ УНИВЕРСИАДЫ 2019 ГОДА*

Рассматривается социально-экономический потенциал Красноярска в свете возможного проведения Всемирной зимней Универсиады 2019 г., дается оценка предполагаемых эффектов от проведения спортивного события такого уровня для города.

Ключевые слова: универсиада, оценка, рост, потенциал, мультипликативный эффект, брэндинг городов.

Город Красноярск стал официальным претендентом на проведение Всемирной Зимней Универсиады в 2019 г., которая является вторым по значимости событием после Олимпийских игр. Данное событие имеет большое значение для страны, для региона, для города. Оно дает возможность городу - кандидату показать все свои сильные стороны, а за счет подготовки к проведению - устранить слабые.

Прием заявок на участие в заявочной кампании БШи будет осуществляться до 31 марта 2013 г., поэтому перечень городов-конкурентов Красноярска из

других стран пока не определен.

Города - победители конкурсов на проведение крупномасштабных спортивных соревнований должны начинать планирование такого мероприятия задолго (часто за 10 лет или даже раньше) до его проведения, поскольку одним из факторов, обеспечивающих успех таких соревнований, является создание мощнейшей спортивной и туристской инфраструктуры, как для спортсменов, так и для зрителей. Просчеты в планировании инфраструктуры или в последующей работе по ее созданию могут отрицательно сказаться на результа-

* Работа выполнена при финансовой поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» (код проекта КФ-265).

тах и перечеркнуть очевидные достижения. Не менее важно показать долгосрочные выгоды, получаемые местным населением от инвестиций в строительство и развитие инфраструктуры, объекты которой станут реальным наследием.

Красноярск - крупнейший экономический и культурный центр Центральной и Восточной Сибири, административный центр Красноярского края (второго по площади субъекта России).

Территория города относится к категории территорий со сложными природными условиями. Наиболее широко развиты и оцениваются наибольшими запасами сырья полезные ископаемые, пригодные для производства строительных материалов: строительные камни, песчано-гравийные материалы, глины и суглинки легкоплавкие для производства кирпича. Территория характеризуется сложными инженерно-геологическими условиями, обусловленными разнообразием физико-географических, геоморфологических, геологических, гидрогеологических условий, высокой тектонической активностью, пестротой и неоднородностью состава и свойств грунтов, в том числе и специфических, сложными гидрогеологическими условиями. В целом территория Красноярска достаточно обеспечена подземными водами, водоносные горизонты обладают достаточной водообильно-стью и служат источником водоснабжения населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Среднегодовая численность населения Красноярска в 2011 г. составила 988,82 тыс. человек. В Красноярске наблюдался наибольший прирост населения с 2007 г. - 56,41 тыс. человек или 6 %. Прирост населения влечет за собой рост потребности в жилищном фонде, увеличении объемов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, объема трудовых ресурсов и других показателей. Также в Красноярске зафиксирован наибольший естественный прирост в

2011 г. - 2,8 человека на 1 000 населения. По данным

2012 г. коэффициент естественного прироста составил 2,4. Ожидаемая средняя продолжительность жизни в Красноярске в 2011 г. составила 68,3 г. [1].

Красноярск является молодой территорией: 66,2 % трудоспособного населения в возрасте до 40 лет [1]. Рост рынка труда города определяет высокая доля трудоспособного населения. Можно утверждать, что рынок труда на фоне изменений в российском обществе в ближайшие 20 лет будет находиться в ситуации роста.

Красноярск был и остается и наиболее привлекательной территорией для мигрантов: за 5 лет численность приехавших выросла в 1,68 раза. Суммирование миграционных потенциалов свидетельствует о том, что их совокупная возможность - 240 тыс. человек за период с 2010 по 2020 гг. покрывает прогнозируемую потребность в рабочей силе.

Численность трудовых ресурсов Красноярска по данным 2011 года составила 744 тыс. человек. Прирост численности трудовых ресурсов в Красноярске составил 9 тыс. человек (+6,25 %) к уровню 2007 г. Доля незанятого населения находится на уровне 8,6 %, доля учащихся - 18 %. Растет и величина занятых -

+42,3 тыс. чел. или 9,01 % [1]. Развитая промышленность и потенциал предпринимательства обеспечивают рост численности занятых в экономике специалистов. Развитая социальная сфера, реализуемые федеральные проекты также обеспечивает постоянный приток специалистов требуемых областей.

В Красноярске сосредоточен и основной промышленный потенциал Красноярского края, имеющий общероссийское значение, в частности, в таких отраслях, как машиностроение, металлообработка, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность, оборонная промышленность; большинство наукоемких производств, таких как производство кремниевых пластин, спутников, сложной техники. Наибольший удельный вес в производственных видах деятельности имеет обрабатывающая промышленность - 63,5 %, на втором месте находятся отрасли по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 26,7 %, доля строительства около 8,9 %, доля сельского хозяйства - чуть ниже 1 % [2].

Основными среди предприятий города являются ООО «Красноярская продовольственная компания» (производство колбасных изделий, мясных деликатесов и полуфабрикатов), ОАО «Красноярский хлеб» (производство хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий), ЗАО «Краскон» (производство кондитерских и макаронных изделий), ОАО «Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций» (производство строительных изделий из бетона), ООО «Красноярский цемент» (производство цемента), ОАО «Енисейская ТГК», ООО УСК «Сибиряк», ООО «Монолитхолдинг», ЗАО «КультБытСт-рой», ОАО «Енисейлесстрой» и другие [2].

По состоянию на 01.01.2012 г. медицинскую помощь жителям в города Красноярска оказывают 35 муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения, в том числе: 12 больниц, из них для взрослого населения 8, 18 поликлиник, из них для взрослого населения 7, стоматологических - 7, 4 родильных дома, городская станция скорой медицинской помощи [2].

В Красноярске нарастают темпы оказания высокотехнологической медицинской помощи на самом современном уровне. В рамках Приоритетного национального проекта на территории краевого центра введены в эксплуатацию Федеральный центр сердечнососудистой хирургии, в котором проводят сложные кардиохирургические вмешательства пациентам из Красноярского края и соседних регионов, а также Перинатальный центр. С открытием этих центров оказание медицинской помощи по данным направлениям поднялось на качественно новый уровень.

Система образования выполняет функцию сохранения и развития интеллектуального потенциала города. Общее количество государственных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования в 2011 г. в Красноярске составляет 137.

В Красноярске находятся крупные культурные учреждения, имеющие краевое и региональное значение: Красноярский государственный театр оперы и балета, Красноярский музыкальный театр, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина, Крас-

ноярский государственный театр юного зрителя, Красноярская краевая филармония. Учреждения культуры музейного типа: Красноярский краевой краеведческий музей, Красноярский культурно-исторический музейный комплекс.

Важным элементом социального потенциала является система учреждений, направленная на развитие физической культуры и спорта. В Красноярске работает 674 спортивных зала, 6 стадионов, 24 бассейна и 950 плоскостных спортивных сооружения. Регулярно занимаются физкультурой и спортом 20,5 % населения города.

Система высшего образования по Красноярску насчитывает порядка 12 высших учебных заведений, в том числе Сибирский Федеральный Университет (СФУ), Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Сибирский государственный технологический университет, Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярская государственная академия музыки и театра и другие.

Красноярск является в полной мере сложившейся урбанизированной территорией с высокой плотностью дорог и развитой системой пассажирского транспорта.

Транспортные проблемы Красноярска являются результатом роста числа автомобильного транспорта при низкой плотности автомобильных дорог с твердым покрытием, сокращением перевозок малой авиацией, недостаточным уровнем использования железнодорожного и речного транспорта. Поэтому решением транспортных проблем должны стать мероприятия, направленные на развитие высокоскоростного сообщения с использованием различных видов транспорта при условии реконструкции действующих и строительстве новых транспортных объектов.

В 27 км от города находится Международный аэропорт «Емельяново, введенный в эксплуатацию в 1980 г. По классификации НГЭА СССР аэродром относится к классу «А», оснащен средствами управления воздушным движением, радионавигации, посадки и связи, обеспечивающим прием/выпуск воздушных судов по II категории ИКАО, соответствует сертификационным требованиям. Существующий аэровокзальный комплекс обслуживает все виды и категории пассажиров: внутрироссийских авиалиний, международных линий, внутрироссийского трансфера и транзита. Полеты осуществляются по 54 направлениям, из них: 20 - международные, 34 - внутренние. Аэропорт соединен с городом автомобильной дорогой (I техническая категория), с максимальной пропускной способностью 36,5 тыс. автомобилей в сутки.

На территории Красноярска расположены 71 коллективных средств размещения, среди них 43 гостиницы и аналогичные средства размещения. Из общего количества гостиниц стоит отметить гостиницы «Октябрьская» и «Красноярск», которые официально имеют статус гостиниц стандарта три звезды. В исто-

рическом центре города расположены гостиницы «Красноярск», «Купеческий», «Октябрьская», «Север». Общее количество номерного фонда Красноярска составляет 3763 номера, из них гостиницы и аналогичные средства размещения 2367, что на 6 % больше чем в 2007 г., а специализированные средства размещения 1396.

Развитость инфраструктуры Красноярска обеспечивает высокий уровень обслуживания туристических потоков. Дальнейшее ее развитие является залогом высокого и стабильного притока туристов. Выгодное расположение относительно транспортных магистралей позволяет рассматривать Красноярск в качестве коммуникационного центра агломерации как для въездного, так и для транзитного туристического потока. Административное значение города как столицы края позволяет рассматривать его как центр делового туризма. Улучшение качества и разнообразия сервиса повысит значимость и престижность как Красноярска, так и всего региона.

За последние пять лет можно отметить снижение экономического риска. По ряду показателей снизился финансовый риск. Социальный риск в Красноярске можно оценить как низкий. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,8 % от объема трудовых ресурсов. Растёт средняя номинальная и реальная заработная плата. Среди городов-претендентов на проведение зимней Универсиады 2019 г. по показателям номинальной заработной платы и средней пенсии Красноярск находится в пятерке лучших.

На территории города в течение 2006-2011 гг. наблюдалось снижение криминального риска, что выразилось не только в сокращении количества преступлений в расчете на 100 тыс. человек населения, но и в снижении количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, совершенных несовершеннолетними при их соучастии.

Однако, остается сложной экологическая ситуация в Красноярске. За 2007-2011 гг. при снижении выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения на 11,1 % загрязнение воздуха от передвижных источников выросло на 14,4 %. Удельный вес уловленных и обезвреженных вредных вещество в общем объеме отходящих загрязнений от стационарных источников загрязнения атмосферных источников на территории в 2011 г. составил 77 % при уровне 78,3 % в среднем по краю.

Мультипликативный эффект от проведения спортивного мероприятия мирового масштаба заключается в степени изменения валового территориального продукта города при росте инвестиций в основной капитал и объемов производства в различных отраслях, а также в стремительном развитии спорта, привлечении населения города к здоровому образу жизни.

Основные составляющие мультипликативного эффекта за счет роста инвестиций и объемов производства:

1. Прямые экономические эффекты, связанные с ростом производства товаров и услуг предприятиями города вследствие ожидаемого спроса.

2. Дополнительные экономические эффекты за счет межотраслевых связей, в результате которых происходит рост производства и потребления в смежных отраслях.

3. Эффекты от распределения и роста доходов -увеличение спроса на продукцию за счет повышения общего уровня заработной платы и занятости.

Прямой экономический эффект основан на оценке совокупных расходов и доходов в рамках планируемого спортивного мероприятия. Ожидаются крупные вложения в спортивную, гостиничную, транспортную инфраструктуру.

В связи с проведением Универсиады в Красноярске планируется строительство пяти крупных спортивных объектов (Академия зимних видов спорта, Ледовые арены) и модернизация трех существующих спортивных объектов (Академия биатлона, ледовый дворец «Арена Север», ледовый дворец ХК «Енисей»).

Планом развития предусмотрены расходы на модернизацию и строительство гостиничной и туристской инфраструктуры. На территории Сибирского федерального университета планируется строительство спортивной деревни Универсиады на 3000 мест. Данная территория расположена в непосредственной близости от СФУ и его инфраструктуры и характеризуется высокой транспортной доступностью. Планируются к постройке как минимум 5 гостиничных объектов, в том числе и под брендами мировых гостиничных сетей. Это позволит увеличить номерной гостиничный фонд Красноярска на 1,5 тыс. мест.

В процессе подготовки к Универсиаде в Красноярске планируется модернизация системы внутреннего, воздушного, железнодорожного транспорта (модернизация аэропорта «Емельяново», строительство трамвайной сети по стандартам системы легкорельсового скоростного транспорта, строительство объектов железнодорожной инфраструктуры - остановочные пункты, железнодорожные линии и переход). В рамках подготовки к проведению спортивных мероприятий международного масштаба зоной повышенного внимания для города-организатора становится авиа инфраструктура, поэтому обязательным направлением инвестиционных затрат является модернизация аэропорта. На территории города Красноярске с 2010 г. началась модернизация Красноярского международного авиатранспортного узла. Реализация данного инфраструктурного проекта позволит увеличить пассажиро- и грузопоток в аэропорту «Емелья-ново» более чем в 2 раза, повысит безопасность полетов, улучшит качество услуг, оказываемых пассажирам аэропорта, повысит эффективность авиатранспортной инфраструктуры.

Для целей обеспечения качественного питания участников Универсиады 2019 определена необходимость создания современного логистического центра социального питания.

При этом в рамках программы «Модернизация социального питания: стратегические направления до 2020 года», утвержденной Постановлением Администрации города Красноярска от 22.12.2011 г. № 585, предусмотрено создание такого центра на базе МП

«Комбинат питания № 38», расположенного по адресу в Железнодорожном районе Красноярска. В соответствии с указанной программой на финансирование реконструкции МП «Комбинат питания № 38» планируется направить 320 млн руб. из средств бюджета города Красноярска [2].

Кроме того, в настоящее время решается вопрос строительства еще одного современного логистического центра социального питания в районе СФУ, который может быть привлечен к работе зимней Универсиады, а впоследствии использоваться для обеспечения питанием муниципальных объектов (школ, детских садов, медицинских учреждений).

Дополнительный экономический эффект является следствием прямого экономического эффекта. Рост объемов производства товаров или услуг в какой-либо из отраслей экономики территории незамедлительно отражается на смежных отраслях. Вследствие появления межотраслевых связей прирост производства в одной из отраслей вызывает многократный прирост производства в остальных отраслях. Данный спрос может быть удовлетворен за счет внутренних ресурсов Красноярского края и внешних источников (импорт). Поскольку часть спроса, приходящаяся на внешние источники, не создаст прямого экономического эффекта для территории, необходимо уделить особое внимание оценке возможности удовлетворения спроса за счет местных ресурсов - развитие местных отраслей экономики. Рост объемов производства товаров и услуг местных субъектов рынка порождает рост валового регионального продукта и занятости населения.

Необходимо отметить, что строительство и модернизация спортивной, транспортной, туристской инфраструктуры является необходимым условием роста туристской привлекательности Красноярска. Город, принимающий гостей, и вся страна предстают потенциально интересным туристическим направлением и местом для будущего бизнеса. К тому же, благодаря Универсиаде у граждан принимающей страны крепнет чувство гражданской гордости и общности, улучшается имидж города - организатора и всей страны в целом.

Увеличение общего уровня доходов субъектов экономики порождает увеличение уровня расходов, что в свою очередь стимулирует новый рост производства в городе. Максимальное количество рабочих мест в Красноярске будет создано в период проведения Универсиады. Несмотря на то, что большинство из них носит кратковременной характер (сфера услуг, торговли, общественного питания, транспорта и связи, безопасность и правопорядок), обеспечение дополнительной кратковременной занятости населения несет в себе положительный социально-экономический эффект (возможность получения дополнительного дохода, получение опыта работы с большим количеством туристов, в том числе с иностранцами и др.).

Таким образом, преобразования, связанные с созданием хорошо продуманной инфраструктуры для крупных спортивных соревнований, таких как Олимпийские игры или Универсиада, дают долгосрочный экономический и социальный эффект в масштабах всего региона.

Проведение Универсиады в Красноярске может стать своеобразным катализатором процесса обновления городской среды, причем данное обновление начнет происходить задолго до проведения Универсиады, и позволит городским властям добиться поставленных целей в значительно более короткие сроки, чем планируется. Намеченные преобразования принесут огромную выгоду населению, бизнес-сообществу, экономике не только города Красноярска, Красноярского края, но и страны в целом.

Библиографические ссылки

1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. Социально-экономическое положение Красноярска в 2011 г. : доклад. 2011. № 1-2.

2. Программа социально-экономического развития города Красноярска на период до 2017 года // Администрация г. Красноярска : офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://gusev.admkrsk.ru.

G. F. Kayachev, Z. A. Vasilyeva, V. I. Kolmakov, T. P. Likhacheva, A. V. Moskvina

EVALUATION GROWTH POTENTIAL OF KRASNOYARSK AND THE EXPECTED EFFECT

RESULTING WORLD UNIVERSIADE 2019

It is covered a the social and economic potential of Krasnoyarsk in light of a possible World Winter Universiade in 2019, provides an assessment of the predicted effects of a sporting event of this level for the city.

Keywords: universiade, evaluation, growth, potential, multiplicative effect, branding cities.

© Каячев Г. Ф., Васильева З. А., Колмаков В. И., Лихачева Т. П., Москвина А. В., 2012

УДК 321.45.04.4

М. В. Кубриков

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЫВОРАЧИВАНИЯ УДЛИНЕННОЙ ДИАФРАГМЫ-РАЗДЕЛИТЕЛЯ*

Рассматривается экспериментальная установка и методика определения усталостной прочности материала разделителя при циклических колебаниях температуры.

Ключевые слова: жидкостный ракетный двигатель, топливный бак, диафрагма-разделитель, усталостная прочность.

Использование жидкостных ракетных двигателей малой тяги, многократно запускаемые в условиях невесомости, предъявляет ряд требований к топливной системе. Главное требование, что бы компоненты топлива поступали из топливного бака в топливную магистраль равномерно и без образования газовых пузырей. Газовый пузырь, попадая в топливную магистраль, приводит к неравномерному горению топлива в камере сгорания двигателя или вовсе к его прекращению. Существует множество конструкций топливных баков с гарантированных разделением жидкой и газообразной фазы. Наиболее эффективные это топливные баки с металлическими диафрагмами-разделителями. Они с небольшими энергозатратами и с четкой закономерностью вытеснения, позволяют практически полностью вытеснить компонент топлива из бака.

Эксплуатация космических аппаратов (КА) требует на всем протяжении срока активного существования (САС) корректировать положения на орбите. Для этого используются многократно запускаемые жидко-

стные ракетные двигательные установки малой тяги. Но ресурсный запас топлива рассчитан на 10 лет эксплуатации КА. По истечении этого срока запас компонента топлива будет практически исчерпан, в то время как работоспособность КА, его оборудование продолжают действовать. Когда топливный бак будет полностью опорожнен, КА сойдет с орбиты. Что бы этого не допустить необходимо, увеличить САС КА для этого требуется увеличить запас топлива. Проведя научные исследования, появилась возможность использовать удлиненные топливные баки с сохранением поперечных размеров.

Получить устойчивый удлиненный разделитель стало возможным за счет использования подкрепляющих ребер жесткости на практически цилиндрических участках образующей. Однако применение ребер жесткости неизбежно приводит к локальным повышениям давления выворачивания.

Недостатком топливных баков с использованием металлических разделителей является малая стойкость

* Работа выполнена при финансовой поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.