Научная статья на тему 'Оценка потенциала региона с учетом корректирующего коэффициента пространственного развития'

Оценка потенциала региона с учетом корректирующего коэффициента пространственного развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потенциал региона / пространственное развитие / регионы / дифференциация развития / корректирующий коэффициент / regional potential / spatial development / regions / development differentiation / correction coefficient

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Проскурнова Ксения Юрьевна

Целью социально-экономической политики на любом уровне является повышение уровня и качества жизни населения, что возможно при максимальной реализации имеющегося потенциала территории. В современной науке существует множество подходов как к определению понятия потенциала территории (муниципального образования, региона, государства), так и к его оценке. Большое внимание в исследованиях уделяется инновационному, инвестиционному, экономическому потенциалам регионов, но не проводилось оценки влияния пространственного развития территорий на их потенциал, что и обусловило интерес к проведению представленного в статье исследования. Цель исследования заключалась в разработке методологии оценки потенциала региона, учитывающего влияние пространственного развития анализируемой территории в предшествующий период времени. Достижение поставленной цели осуществлялось с помощью решения ряда задач, таких как раскрытие содержания понятия потенциала территории, определение составляющих элементов структуры потенциала региона, формализация подхода к оценке потенциала территории, анализ потенциала 13 волжских регионов, учитывая влияние корректирующего коэффициента пространственного развития. Методология исследования включала применение следующих научных методов: контент-анализ, формализацию, статистический анализ, сравнительный анализ. Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат). В результате проведенного исследования представлена оценка потенциалов расположенных на р. Волга 13 субъектов РФ, которая учитывает влияние пространственного развития данных территорий в предыдущие периоды времени – 15 и 30 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the regional potential taking into account the correction coefficient of spatial development

The purpose of socio-economic policy at any level is to improve the standard and quality of the population life, which is possible with the maximum implementation of the existing territory’s potential. There are many approaches at modern science to both defining the concept of the territory’s potential (municipality, region, state) and its assessment. A lot of researches are about the innovation, investment, economic potential of regions, but there isn’t assessment of the impact of territories’ spatial development on their potential, which determined the interest in conducting the study presented in the article. The purpose of the study was to develop a methodology for assessing the potential of a region, based on the impact of spatial development of the analyzed territory in the previous period of time. The purpose was achieved by solving a number of problems, such as disclosing the content of the territory’s potential concept, determining the constituent elements of the region’s potential structure, formalizing the approach to assessing the potential of the territory, analyzing the potential of 13 Volga regions, based on the influence of the correction coefficient of spatial development. The research methodology included the use of the following scientific methods: content analysis, formalization, statistical analysis, comparative analysis. The information base of the research was made up of data from the Federal State Statistics Service (Rosstat). There is an assessment of the potentials of 13 subjects of the Russian Federation located on the Volga River as a result of the conducted study, which based on the influence of the spatial development of these territories in previous periods of time – 15 and 30 years.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциала региона с учетом корректирующего коэффициента пространственного развития»

33

5

5 53

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА С УЧЕТОМ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОЭФФИЦИЕНТА ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

К. Ю. Проскурнова

Яро л в кий фили л Фи ового ивер и е при Пр ви ел ве Ро ий кой Федер ции, Яро лвл, Ро и emal кип va@ malcm

Аннотация.

Ключевые слова:

л ова : Про к ров Ю Оце к по еци л регио е ом коррек ир ющего коэффици-

е про р ве ого р зви и И еллек И ов ции И ве иции - - № - С 53- -5 5 53

O nal a cle

ASSESSMENT OF THE REGIONAL POTENTIAL TAKING INTO ACCOUNT THE CORRECTION COEFFICIENT OF SPATIAL DEVELOPMENT

K. Yu. Proskurnova

Ya lavl b anc f e F nanc al Unve y une e G ve nmen f e Ru an Feea n, Ya lavl, Ru a emal kun va@ male m

Abstract

Key words

e s Proskurnova, K. Yu. (2024) [Assessment ofthe regional potential taking into account the correction coefficient of spatial development]. [ntellect. nnovations. nvestments]. ol. , pp. 5 2. https

doi.org 0.25 20 5 2024 5 .

Введение

Управление территорией (муниципальным образованием, регионом, страной) связано с совершенствованием институциональных основ функционирования, которые направлены на повышение благосостояния как территории, в целом, так и хозяйствующих субъектов и населения. Институциональная база государственного и муниципального управления включает два вида институтов институты как организации, отвечающие за реализацию различных функций общества и государства, и институты как совокупность норм и правил (нормативная правовая основа функционирования всех сфер жизнедеятельности). Ко второй категории относятся государственные (муниципальные) программы, проекты и стратегии, которые создают определенные условия для работы как органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов, так и для жизни людей, несмотря на ограниченный во времени срок действия.

Разработка и реализация стратегии развития региона сопряжена с оценкой возможностей данной территории. Именно совокупность возможностей территории определяет ее потенциал. В работах отечественных исследователей понятие потенциала (в данном случае рассматриваются публикации по экономике и управлению) встречается достаточно часто как в отношении объектов на микроуровне, так и на мезо и макро . В представленном исследовании акцент сделан на мезоуровень на потенциал регионов (территорий). Несмотря на распространенность использования понятия потенциала, определение самого термина дают лишь некоторые авторы.

Так, Данилов И. П., Никитин В. В. и Краснов А. Г. определяют потенциал как переход от возможностей использования всех видов ресурсов региона к их фактическому применению, т.е. не условное вовлечение в производственный процесс (деятельность всех субъектов), а реальное применение всех ресурсов [4]. Бостанова А. И. связывает уровень потенциала региона с выбранными методами управления экономикой

территории и социально экономическими отношениями, сам экономический потенциал региона определяется на основе уже достигнутых показателей экономической деятельности величины национального богатства, объема произведенного конечного продукта, национального дохода, стоимости основных фондов, что отражает не возможности, а результаты [ ].

С возможностями связывают потенциал региона и Х. Р. Муфтахутдинова с М. Н. Гориновым, при этом делается упор на оптимальность использования имеющихся у территории ресурсов [10]. Если у Грачева А. Б. возможности как потенциал определяют направления развития, то у Муфтахутдиновой Х. Р. и Горинова М. Н. возможности (потенциал) становятся инструментом повышения оптимальности использования ресурсов. Российский экономист О. С. Сухарев рассматривает потенциал как возможность экономической системы развиваться не только с точки зрения наличия различных ресурсов, но и учитывает накопленные знания, технологическую систему и социальные институты [15]. Ссылаясь на его труды, исследователи Н. Е. Данилова, А. В. Полянин и Ю. П. Соболева определяют потенциал как совокупность способствующих развитию региона факторов и совокупность ресурсов, способствующих достижению социально-экономических целей, стоящих перед конкретной территорией [5]. Аналогично определяет потенциал региона Зиновьев З. Г., связывая возможность социально-экономической системы обеспечивать инновационные процессы территории [6].

По мнению Русиновой О. С., потенциал территории определяется совокупностью факторов, которые лежат в основе функционирования территориальной социально экономической системы и обеспечивают ее развитие [ ]. Грачев А. Б. в потенциал муниципального образования включает возможности природного и социального характера, которые создают условия для развития или стагнации территории [ ].

Существует группа исследований, связанных с определением способности хозяйствующих субъек-

тов территории обеспечивать достаточный выпуск товаров и услуг. По мнению Литвинцевой Г П. и Лиси-цина А. Е. потенциал региона отражает возможности имеющих ресурсов максимизировать объем производимой продукции [7]. Аналогичную позицию излагает Сорокина Н. Ю., определяя потенциал территории как способность отраслей региона производить продукцию (услуги, работы) [14]. Определение потенциала территории как способности экономики региона создавать условия для осуществления экономической деятельности предлагают Любимова М. В., Нестеров В. П. и Дмитриева В. С. [8] Аналогичный подход используют Михеева А. С. и Лубсанова Н. Б., определяя потенциал как способность территории осуществлять производственно-экономическую деятельность с целью удовлетворения запросов населения [9]. Исследуя подходы к определению понятия, Резник Г. А. и Коробкова Н. А. связывают потенциал региона с возможностью ресурсов, внешней и внутренней среды обеспечивать устойчивое экономическое развитие территории и повышение благосостояния населения [12].

Проведенная систематизация выявила не только различия в понимании авторами сущности потенциала региона, но и многообразие подходов к его классификации. Есжанова Ж. Ж., Каликов М. А. и Абды-кадыр Т. Е. при анализе экономического потенциала в его состав включили инновационный, трудовой, промышленный, инвестиционный, социальный и экологический потенциалы [16]. Схожий подход предложил Ворошилов Н. В., но уже к оценке социально-экономического потенциала территории, рассчитывая совокупность природно-ресурсного, производственного, трудового, финансового, социально-демографического и социально-инфраструктурного потенциалов [2]. Интегральная оценка уровня экономического по-

тенциала региона у Муфтахутдиновой Х. Р. и Горино-ва М. Н. состоит из показателей природного, трудового и материального потенциалов [10].

Группа исследователей И. П. Данилов, В. В. Никитин и А. Г. Краснов предложили оценивать социально-экономический потенциал территории не только по состоянию на конкретный момент времени, но и учитывая динамику изменения состояния - потенциал саморазвития, определяемый на основе значений экономического роста и роста уровня жизни населения. При этом сам социально-экономический потенциал рассчитывается по показателям трудового, инфраструктурного, финансового, производственного, институционального, инновационного, потребительского, природно-ресурсного и туристического потенциалов [4].

Методология исследования

Анализ многообразия подходов к определению сущности и структуры потенциала региона и его оценки показал, что авторы по-разному трактуют содержание потенциала территории. По нашему мнению, потенциал региона представляет собой возможность данной территории обеспечивать максимально допустимый объем производства товаров и услуг с привлечением всех имеющихся видов ресурсов. На основе синтеза проанализированных позиций авторский подход к структуре потенциала региона представляется как система взаимосвязанных потенциалов - экономического, демографического, трудового, инфраструктурного, экологического. При этом каждый вид потенциала оценивается с помощью специфических статистических показателей. Будучи сведенными в единую систему специфические показатели одних потенциалов отражают состояние других.

Таблица 1. Показатели оценки потенциала региона

Потенциал Показатель оценки

Демографический Коэффициент демографической нагрузки - моложе трудоспособного возраста

Темп прироста численности населения

Коэффициент естественного прироста населения

Коэффициент миграционного прироста населения

Ожидаемая продолжительность жизни

Трудовой Уровень занятости

Уровень безработицы

Коэффициент Джини

Доля населения с доходами ниже границы бедности/ величины прожиточного минимума

Прирост реальных денежных доходов населения

Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату услуг ЖКХ

Потенциал Показатель оценки

Инфраструктурный Валовый коэффициент охвата дошкольным образованием

Численность студентов государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам подготовки специалистов

Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10000 человек

Численность населения на 1 больничную койку

Численность населения на 1 врача

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя

Численность зрителей театров на 1000 человек населения

Число посещений музеев на 1000 человек населения

Кисло ДТП на 104 000 человек наоллзсмп

Число подключешшхабеоеноетих yc^poйытвмo(гылонoйоеяои иг 1000 челсвон населения

Экологический Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников

Текущие (^¡^-^ш^уат;зг^(^]аны^1 олтраты нк охрану окружающей среды, включая оплату услуг природо охрапкюао нтзначения

Экономическии Индекс фиешвсмого орнема ИРП

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал

Степень износа еснтвгыв Нондол

Удельныйебе рыночных оргшитаы^

Индексы физического объема оборота розничной торговли

Индексы физшзсхаес oбчеыaыoaиуыы нсноо клгепкшlю

ЕЛддексы псфебительских цен

Индексы цен на первичном рынке жилья

Индексы цен на вторичном рынке жилья

Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек

Для расчета совокупного потенциала использован подход расчета экономичес когопоте нциалаг представленный в докладе еГегионаокныо пвдекс экохемнче-ского развития и ранжирование субъектов Российской Федерации» Ипсочтута ккоркмоеи РАН -11]. С уоо-том того, что представленные в таблице 1 показатели

имеют различные единицы измерения, аналогично подход Инсвртута эрономтпи РАН быка проведена втвр^арен^;-^!-! г использотаекем овклвдовой нормы векторов. Совокупный потенциал представляет собой еумм1 предсэчвемптыхуеуенциалок .

+

+

+

+

(1)

где

потенциал региона демогра ический потенциал трудовой потенциал ин раструктурный потенциал экологический потенциал экономическийпотенциал.

Для расчета каждого потенциала использовались весовые коэффициенты. Формула расчета потенциалов каждой группы:

= £ , (2)

=1

где

весовой коэффициент показателя потенциала показатель потенциала.

а лица 2. начения весовы коэффициентов показателей потенциалов

Потенциал Показатель оценки Весовой коэффициент

Демографический Коэффициентдемографической нагрузки - моложе трудоспособного возраста 0,2

Темпприростачисленностинаселения 0,2

Коэффициент естественного прироста населения 0,2

Коэффициентмиграционногоприростанаселения 0,2

Ожидаемая продолжительность жизни 0,2

Трудовой Уровеньзанятости 0,16

Уровень безработицы** 0,16

КоэффициентДжини** 0,16

Доля населения с доходами ниже границы бедности/ величины прожиточного минимума** 0,18

Приростреальныхденежныхдоходов населения 0,18

Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату услуг ЖКХ 0,16

Инфраструктурный Валовыйкоэффициентохвата дошкольным образованием 0,1

Численность студентов государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам подготовки специалистов 0,1

Численность студентов, обучающихсяпо программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10000человек 0,1

Численность населенияна1 больничную койку 0,1

Численностьнаселенияна1врача 0,1

Общаяплощадь жилыхпомещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность зрителейтеатровна 1000человекнаселения 0,1

Числопосещений музеевна 1000человекнаселения 0,1

ЧислоДТП на 100 000человекнаселения 0,1

Число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1000 человек населения 0,1

Экологическии Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количествеотходящих загрязняющих веществ от стационарных источников 0,5

Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды, включая оплату услуг природоохранного назначения 0,5

Экономический Индекс физического объема ВРП 0,1

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал 0,1

Степень износа основных фондов** 0,1

Удельный вес убыточных организаций** 0,1

Индексы физического объема оборота розничной торговли 0,1

Потенциал Показатель оценки Весовой коэффициент

Экономический Индексы физического объема платных услуг населению 0,1

Индексы потребительских цен** 0,1

Индексы цен на первичном рынке жилья 0,1

Индексы цен на вторичном рынке жилья 0,1

Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек 0,1

Неравномерное распределение весовых коэффициентов определено только в группе трудового потенциала. По мнению автора, большее влияние на потенциал развития региона оказывают два показателя: изменение реальных доходов населения и доля населения, доходы которых ниже прожиточного минимума или границы бедности. От значения данных пока-

зателей зависит объем потребления товаров и услуг и их структура, возможность формировать накопления и инвестировать их.

Результаты исследования

В таблице 3 представлены результаты проведенных расчетов потенциала региона и его составляющих.

Таблица 3. Результаты оценки потенциалов региона по данным 2020 г.

Регион Потенциал

демографический трудовой инфраструктурный экологический экономический совокупный

Ивановская область -0.0371 -0.0288 0.1871 0.1813 0.0859 0.3883

Костромская область -0.0163 -0.0413 0.2012 0.2763 0.0824 0.5022

Тверская область -0.0059 -0.0162 0.2075 0.2284 0.0804 0.4941

Ярославская область -0.0443 -0.0325 0.2100 0.2126 0.0798 0.4257

Республика Марий Эл 0.0103 -0.0109 0.1979 0.2605 0.0852 0.5430

Республика Татарстан 0.1063 -0.0144 0.2041 0.2582 0.0772 0.6315

Чувашская Республика -0.0607 -0.0098 0.1838 0.2188 0.0760 0.4081

Нижегородская область -0.0012 -0.0259 0.1963 0.2534 0.0875 0.5100

Самарская область -0.0208 -0.0265 0.1984 0.2788 0.0804 0.5102

Саратовская область 0.0047 -0.0135 0.1951 0.2522 0.0804 0.5188

Ульяновская область -0.0209 -0.0164 0.1927 0.2450 0.0805 0.4808

Астраханская область -0.0869 -0.0344 0.1930 0.2283 0.0751 0.3751

Волгоградская область 0.0331 -0.0264 0.2008 0.2662 0.0828 0.5566

Отрицательные значения демографического потенциала у 9 регионов ввиду отрицательных значений 3 из 4 показателей. В 2020 г. темп прироста населения был только в Республике Татарстан, коэффициент естественного прироста населения был отрицательным во всех 13 регионах, а положительное значение коэффициента миграционного прироста наблюдалось у Республики Татарстан, Самарской,

Саратовской и Волгоградской областей. В группе трудового потенциала три показателя имеют негативное воздействие на потенциал региона - уровень безработицы, коэффициент Джини и доля населения с доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума), т. к. чем выше значение данных показателей, тем сильнее социальная напряженность в обществе, а также отражает неблагопри-

ятные тенденции по повышению уровня квалификации и развитию трудовых навыков (безработица, неравномерное распределение доходов). В ходе проведения расчетов помимо указанных трех показателей в 2020 г. был отрицательный темп прироста реальных денежных доходов населения. Только в Чу-

вашской Республике и Саратовской области данный показатель имел положительные значения.

В группе экономического потенциала негативное влияние оказывают степень износа основных фондов, удельный вес убыточных организаций и индексы потребительских цен.

Таблица 4. Потенциал региона (Pot ) и коэффициент пространственного развития (Тр )

2005-2020 гг. 1990-2020 гг.

Субъект РФ Трпр, Pot с reg Трпр, Pot с reg Тр,, Pot с reg Трпр, Pot с reg

14 инд. ТГ, 14 12 инд. Трпр, 12 14 инд. Трпр, 14 12 инд. Трпр, 12

Ивановская область 1.0839 0.4209 0.9882 0.3837 1.0069 0.3910 0.9165 0.3559

Костромская область 1.0680 0.5364 1.0195 0.5121 1.0204 0.5125 0.9461 0.4752

Тверская область 1.0844 0.5358 1.0243 0.5061 1.0188 0.5034 0.9418 0.4654

Ярославская область 1.0800 0.4597 1.0100 0.4299 1.0453 0.4449 0.9696 0.4127

Республика Марий Эл 1.1097 0.6025 1.0169 0.5522 1.0562 0.5735 0.9728 0.5282

Республика Татарстан 1.1249 0.7103 1.0561 0.6669 1.0908 0.6888 1.0045 0.6343

Чувашская Республика 1.0628 0.4337 0.9932 0.4053 1.0276 0.4193 0.9525 0.3887

Нижегородская область 1.1065 0.5644 1.0094 0.5148 1.0496 0.5353 0.9575 0.4884

Самарская область 1.0983 0.5604 1.0276 0.5243 1.0469 0.5341 0.9714 0.4956

Саратовская область 1.0772 0.5589 1.0010 0.5193 1.0335 0.5362 0.9450 0.4903

Ульяновская область 1.0855 0.5219 0.9929 0.4774 1.0318 0.4961 0.9436 0.4537

Астраханская область 1.0833 0.4063 1.0232 0.3838 1.0742 0.4029 0.9805 0.3678

Волгоградская область 1.0942 0.6090 1.0097 0.5620 1.0364 0.5768 0.9540 0.5310

Помимо имеющихся ресурсов на потенциал региона влияет динамика пространственного развития территории. В таблице 4 представлены результаты расчета потенциала региона с учетом коэффициента пространственного развития. Величина коэффициента пространственного развития отражает тенденции изменения пространственной структуры и ее влияние на результаты хозяйственной деятельности субъектов. Расчет воздействия пространственного развития территории на ее потенциал с учетом разных временных периодов обусловлен влиянием различных исторических процессов на развитие регионов. Интервалы анализируемых периодов зависят от специфики проводимых исследований.

Расчет потенциала был проведен по состоянию на 2020 г. и с учетом влияния двух коэффициентов про-

странственного развития - 15-летний период 20052020гг. и 30-летний период 1990-2020 гг. Особенность инфляционных процессов в российской экономике 1990-х годов обусловила расчет двух видов коэффициентов - по всем показателям методики (14 индикаторов) и без учета инвестиционных показателей (12 индикаторов). Коэффициент пространственного развития по 14 показателям в каждый период времени у всех регионов имеет значение больше 1, поэтому данный вид коэффициента позволяет говорить о повышении потенциала региона за счет влияния пространственного развития территории в предыдущие 15 и 30 лет. Максимальные значения потенциала региона (0,5-1,0) с учетом влияния коэффициента пространственного развития мы можем видеть у Республики Татарстан, Волгоградской области, Республики

Марий Эл, Саратовской, Самарской, Нижегородской, Костромской и Тверской областей в оба анализируемых периода. К данной группе можно отнести Ульяновскую область, но только при оценке короткого 15-летнего периода 2005-2020 гг.

Исключение из расчета коэффициента пространственного развития индикаторов, в большей степени подверженных влиянию инфляционных процессов, изменило результаты оценки потенциалов регионов. К группе с максимальными значениями оценки потенциала региона (0,5-1,0) с учетом коэффициента пространственного развития в долгосрочный период уже можно отнести только 3 субъекта федерации: Республика Татарстан, Волгоградская область, Республика Марий Эл. При этом у 12 из 13 регионов оценка потенциала снижена, т. к. величина коэффициента меньше 1,0. В более короткий 15-летний период негативное влияние коэффициента пространственного развития проявляется в меньшей степени: только у 3 регионов - Ивановской, Ульяновской областей и Чувашской Республики. Максимальные значение оценки потенциала в интервале 0,5-1,0 уже характерны для 8 регионов - Республики Татарстан, Волгоградской

области, Республики Марий Эл, Самарской, Саратовской, Нижегородской, Костромской и Тверской областей. Позитивные тенденции пространственного развития Республики Татарстан, по сравнению с другими регионами выборки, мультиплицируют ее потенциал в большей степени, делают территорию более привлекательной для различных экономических агентов.

Заключение

Регионам, разрабатывая и реализуя политику развития своих территорий, следует учитывать влияние на потенциал пространственного развития, достигнутого в определенный момент. Выбор временного отрезка расчета коэффициента пространственного развития зависит от долгосрочности разрабатываемой политики развития региона. Чем более продолжительный период будет охватывать региональная политика развития, тем больший ретроспективный период необходимо учитывать для расчета коэффициента пространственного развития. Это обусловлено положительным и отрицательным влиянием различных исторических событий на социально-экономические отношения, происходящие внутри субъекта федерации.

Литература

1. Бостанова А. И. Методы оценки социально-экономического потенциала региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 6 (42). - С. 11-19. - EDN: PWGYPR.

2. Ворошилов Н. В. К вопросу об оценке социально-экономического потенциала сельских территорий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2021. - Т. 14, № 1. - С. 91-109. - https:// doi.Org/10.15838/esc.2021.1.73.7. - EDN: FXPLZC.

3. Грачев А. Б. Социально-экономический потенциал муниципальных образований и методика его определения // Региональные исследования. - 2008. - № 4 (19). - С. 11-15. - EDN: ЖАТКЕ

4. Данилов И. П., Никитин В. В., Краснов А. Г. Методика оценки и анализа социально-экономического потенциала региона // Вестник Чувашского университета. - 2011. - № 4. - С. 382-390. - EDN: ОРК^Щ.

5. Данилова Н. Е., Полянин А. В., Соболев Ю. П. Модель оценки социально-экономического потенциала региона на основе концепции оценки человеческого развития // Регион: системы, экономика, управление. -2018. - № 3 (42). - С. 19-32. - EDN: MFSPFJ.

6. Зиновьев А. Г. Оценка социально-экономического потенциала региона // Экономика и социум. - 2014. -№ 2-2(11). - С. 171-175. - EDN: ТВНЕиХ.

7. Литвинцева Г. П., Лисицин А. Е. Оценка социально-экономического потенциала регионов Сибирского федерального округа // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2018. - № 2. - С. 114-121. - https://doi.org/10.21603/2500-3372-2018-2-114-121. - EDN: YWEFEN.

8. Любимова М. В., Нестеров В. П., Дмитриева В. С. Проблемы оценки социально-экономического потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 4. - С. 13-24. - EDN: HYTCNT.

9. Михеева А. С., Лубсанова Н. Б. Методические подходы к оценке потенциала регионов зоны влияния экономического коридора Китай - Монголия - Россия // Фундаментальные исследования. - 2019. - № 11. -С. 111-115. - https://doi.org/10.17513/fr.42596. - EDN: RAXTPE.

10. Муфтахутдинова Х. Р., Горинов М. Н. Экономический потенциал региона: социально-экономическая сущность и модель оценки // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2007. - № 4 (36). - С. 30-36. - EDN: КАКГТЕ

11. Региональный индекс экономического развития и ранжирование субъектов Российской Федерации / Н. А. Бураков [и др.]; под ред. Е. М. Бухвальда и А. Я. Рубинштейна - М.: Институт экономики РАН, 2019. - 72 с.

12. Резник Г. А., Коробкова Н. А. Управление развитием социально-экономическим потенциалом территории // Экономика и социум. - 2017. - № 3(34). - С. 1128-1132. - EDN: YUSQSN.

13. Русинова О. С. Оценка эффективности использования ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских территорий аграрного региона // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2011. - № 3. - С. 48-52. - EDN: OEYWFF.

14. Сорокина Н. Ю. Сущность социально-экономического потенциала региона // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2010. - № 1-1. - С. 75-83. - EDN: MVEAVB.

15. Сухарев О. С. Развитие социально-экономического потенциала России: теория и практика // Экономика региона. - 2016. - Т. 12, № 1. - С. 315-321. - https://doi.org/10.17059/2016-1-25. - EDN: VQGXYT.

16. Yeszhanova Zh. Zh., Kalikov M. A., Abdykadyr T. Y. (2023) Economic Potential of Kazakhstan's Regions: Methodology, Comparative Analysis and Rating Assessment. .- Vol. 18, No. 2. -Pp. 187-203. - https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-2-187-203. - EDN: CTFTZG. (n Eng.).

References

1. Bostanova, A. . (2012) [Methods for assessing the socio-economic potential of a region].

[Management of economic systems: electronic scienti c o rnal]. Vol. 6 (42), pp. 11-19. - EDN: PWGYPR. ( n R ss.).

2. Voroshilov, N. V. (2021) [Assessing the socio-economic potential of r ral territories].

[Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. Vol. 14. No. 1, pp. 91-109. - https://doi.org/10.15838/esc.2021.1.73.7. - EDN: FXP ZC. (n R ss.).

3. Grachev, A. B. (2008) [Socio-economic potential of m nicipalities and methods of its determination].

[Regional st dies]. No. 4 (19), pp. 11-15. - EDN: NEATNF. ( n R ss.).

4. Danilov, . P., Nikitin, V V., Krasnov, A. G. (2011) [Methodology for assessing and analyzing the socioeconomic potential of a region]. [B lletin of the Ch vash University]. No. 4, pp. 382-390. - EDN: OPKZ . (n R ss.).

5. Danilova, N. E., Polyanin, A. V., Soboleva, Y . P. (2018) [Model for assessing the socio-economic potential of a region based on the concept of assessing h man development]. [Region: systems, economy, management]. No. 3 (42), pp. 19-32. - EDN: MFSPF . (n R ss.).

6. Zinov'ev, A. G. (2014) [Assessment of the socio-economic potential of the region]. [Economics and society]. No. 2-2 (11), pp. 171-175. -EDN: TB EUX. ( n R ss.).

7. itvinceva, G. P., isicin, A. E. (2018) [Assessment of the socio-economic potential of the Siberian Federal District' regions].

[B lletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences]. Vol. 3. No. 2, pp. 114-121. - https://doi.org/10.21603/2500-3372-2018-2-114-121. - EDN: YWEFEN. ( n R ss.).

8. y bimova, M. V., Nesterov, V P., Dmitrieva, B. C. (2007) [Problems of assessing the socio-economic potential of a region]. [Regional Economics: Theory and Practice]. Vol. 4, pp. 1324. - EDN: YTCNT. ( n R ss.).

9. Miheeva, A. S., bsanova, N. B. (2019) [Methodological approaches to assessing the potential of regions in the zone of in ence of the China-Mongolia-R ssia economic corridor]. [F ndamental research]. No. 11, pp. 111-115. - https://doi.org/10.17513/fr.42596. - EDN: RAXTPE. ( n R ss.).

10. M ftah tdinova, . R., Gorinov, M. N. (2007) [Economic potential of the region: socio-economic essence and assessment model]. [B lletin of zhevsk State Technical University]. No. 4 (36), pp. 30-36. - EDN: KA TTF. ( n R ss.).

11. B rakov, N. A., et al. (2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Regional nde of Economic Development and Ranking of the S bects of the R ssian Federation]. Mosco , nstitte of Economics RAS, 72 p. (n R ss.).

12. Reznik, G. A., Korobkova, N. A. (2017) [Management of development of socio-economic potential of the territory]. [Economics and society]. Vol. 3(34), pp. 1128-1132. - EDN: YUSQSN. ( n R ss.).

13. R sinova, O. S. (2011) [Eval ation of the e ciency of sing the reso rce potential of socio-economic development of r ral areas of the agric lt ral region].

[B lletin of Udm rt University. Series Economics and la ]. Vol. 3, pp. 48-52. - EDN: OEYWFF. (n R ss.).

14. Sorokina, N. Y . (2010). [The essence of the socio-economic potential of the region].

[ zvestiya T la State University. Economic and

legal sciences]. Vol. 1-1, pp. 75-83. - EDN: MVEAVB. (In Russ.).

15. Suharev, O. S. (2016) [Development of Russia's socio-economic potential: theory and practice]. [Regional Economy]. Vol. 12. No. 1, pp. 315-321. - https: doi.org 10.1705 2016-1-25. - EDN: V .

(In Russ.).

16. es hanova, h. h., ali ov, M. A., A dy adyr, . . (2023) Economic otential of aa hstan's Regions: Methodology, omparative Analysis and Rating Assessment. [Economics: the Strategy and ractice]. Vol. 18, No. 2, pp. 187-203. - https: doi.org 10.51176 1 7- 67-2023-2-187-203. - EDN: . (In Eng.).

Информация об авторе:

Ксения Юрьевна Проскурнова, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Государственное и муниципальное управление и медиакоммуникации», Ярославский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Ярославль, Россия

ORCID iD: 0000-0002-4168-1282, Scopus Author ID: 57766114100 e-mail: pros [email protected]

Статья поступила в редакцию: 27.08.2024; принята в печать: 05.11.2024. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author:

Ksenia Yurievna Proskurnova, hD in Economics, Associate rofessor, Head of the Department of State and Municipal Administration and Media ommunications, aroslavl ranch of the inancial University under the overnment of the Russian ederation, aroslavl, Russia ORCID iD: 0000-0002-4168-1282, Scopus Author ID: 57766114100 e-mail: pros [email protected]

he paper was su mitted: 27.08.2024. Accepted for pu lication: 05.11.2024. he author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.