Научная статья на тему 'Оценка потенциала и качества бизнес-идеи в контексте теории заинтересованных сторон'

Оценка потенциала и качества бизнес-идеи в контексте теории заинтересованных сторон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
694
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИДЕЯ / BUSINESS IDEA / КАЧЕСТВО БИЗНЕС-ИДЕИ / QUALITY OF BUSINESS IDEA / ПОТЕНЦИАЛ БИЗНЕС-ИДЕИ / POTENTIAL OF BUSINESS IDEA / ТЕОРИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН / STAKEHOLDERS THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова О.К., Лобахина Н.А.

В статье раскрываются ключевые особенности оценки привлекательности бизнес-идеи в современных рыночных условиях. Вводятся понятия «качество бизнес-идеи» и «потенциал бизнес-идеи», а также обосновывается необходимость оценки и анализа бизнес-идеи с позиции удовлетворения требований базовых заинтересованных сторон в долгосрочном аспекте, что позволит в значительной степени развить механизм оценки предлагаемых бизнес-идей, повысить адекватность и обоснованность принимаемых инвестиционных решений.А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

rticle describes an important characteristic the effectiveness of business ideas determination in modern conditions. It introduces the definition of «quality of business idea» and «potential of business idea». It demonstrates the necessity of assessment and analyzing the business idea from the point of satisfaction of basic stakeholders in the long term, that will allow to develop a mechanism to evaluate business ideas, improve the adequacy and reasonableness of investment decisions.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциала и качества бизнес-идеи в контексте теории заинтересованных сторон»

О. К. Карпова, Н. А. Лобахина

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА И КАЧЕСТВА БИЗНЕС-ИДЕИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН

Аннотация

В статье раскрываются ключевые особенности оценки привлекательности бизнес-идеи в современных рыночных условиях. Вводятся понятия «качество бизнес-идеи» и «потенциал бизнес-идеи», а также обосновывается необходимость оценки и анализа бизнес-идеи с позиции удовлетворения требований базовых заинтересованных сторон в долгосрочном аспекте, что позволит в значительной степени развить механизм оценки предлагаемых бизнес-идей, повысить адекватность и обоснованность принимаемых инвестиционных решений.

Ключевые слова

Бизнес-идея, качество бизнес-идеи, потенциал бизнес-идеи, теория заинтересованных сторон.

O. K. Karpova, N. A. Lobakhina

ASSESSMENT OF POTENTIAL AND QUALITY OF BUSINESS IDEA IN THE CONTEXT OF THE THEORY OF INTERESTED PARTIES

Annotation

Аrticle describes an important characteristic the effectiveness of business ideas determination in modern conditions. It introduces the definition of «quality of business idea» and «potential of business idea». It demonstrates the necessity of assessment and analyzing the business idea from the point of satisfaction of basic stakeholders in the long term, that will allow to develop a mechanism to evaluate business ideas, improve the adequacy and reasonableness of investment decisions.

Keywords

Business idea, quality of business idea, potential of business idea, stakeholders theory.

2015 № 4 (52) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

В современных условиях существенно увеличилась скорость всех экономических процессов, обусловив динамичное развитие рынков большинства продуктов, революционные изменения в отраслях народного хозяйства, значительное сокращение сроков морального устаревания производственного оборудования и товаров потребления. Подоб-

ные тенденции привели к существенному и необратимому сокращению жизненных циклов товаров и услуг на рынке. Современные предприниматели гораздо быстрее приходят к той стадии жизненного цикла, на которой необходимо принимать решение о продаже, ликвидации либо существенной модернизации бизнеса (рис. 1).

Рисунок 1 — Вариативность перспектив предприятия в рамках жизненного цикла

В текущих условиях наиболее устойчивым и конкурентоспособным будет бизнес, носящий в большей степени новаторский и инициативный характер, являющийся структурой, отличающейся значительной гибкостью и способностью быстрой и своевременной реакции на изменение потребностей потребителей и на удовлетворение как явного, так и скрытого потенциального спроса на рынке.

В условиях динамично меняющейся внешней среды формирование бизнес-идеи становится едва ли не самой актуальной проблемой для предпринимателей. «Предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления — от зарождения предпринимательской идеи до принятия решения» [1].

Идея — это, в широком смысле, мысленный прообраз какого-либо

предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.

Таким образом, под бизнес-идеей можно понимать мысленно сформулированный и оформленный прообраз бизнеса, характеризующий его предмет, объект, основные бизнес-процессы и желаемый результат от деятельности [3].

Для того чтобы обеспечить перспективную устойчивость и прибыльность, предприятию необходим механизм оценки качества и потенциала возникающих бизнес-идей не только с позиции их сиюминутной потребности на рынке, но и в долгосрочном аспекте.

Феномен бизнес-идеи в настоящее время достаточно актуален как для научного сообщества, представители которого предлагают различные механизмы и методы их разработки, формирования и реализации, так и для госу-

дарства, использующего бизнес-идеи в качестве инструмента стимулирования самозанятости населения и смещения акцентов на проблемные сферы деятельности страны и региона. Так, на официальном портале Правительства Ростовской области представлен пул бизнес-идей для начинающих предпринимателей, привлекательных для реализации в регионе. По инициативе государственных органов власти регулярно проводятся молодежные конкурсы бизнес-идей и проектов с выделением соответствующего финансирования на поддержку старта предпринимателей.

Однако большинство механизмов оценки бизнес-идей на современном этапе акцентируют свое внимание на их краткосрочной привлекательности для инвестора на конкретном рынке, при этом отказываясь от анализа показателей их перспективной эффективности, в то время как именно эти критерии в условиях динамично меняющихся условий внешней среды будут скорее влиять на качество и потенциал бизнес-идеи.

В рамках данной статьи дефиниция «качество бизнес-идеи» опирается на концепцию всеобщего управления качеством (TQM).

Качество бизнес-идеи представляет собой степень удовлетворения требований заинтересованных сторон совокупностью собственных характеристик.

На основании проведенного исследования авторами были выделены следующие базовые группы стейкхол-деров по отношению к рассматриваемому объекту:

• государство и общество — заинтересованы в устойчивом и динамичном

экономическом развитии страны и региона, базирующемся на непрерывном увеличении количества и качества предпринимательских структур, их дохода и ключевых показателей активности;

• потребители товаров и услуг — заинтересованы в непрерывном развитии рынков товаров и услуг, повышении их качества и доступности, максимальном удовлетворении собственных потребностей;

• инициатор бизнес-идеи — лицо, генерирующее бизнес-идею, интерес заключается в получении финансового и/или морального удовлетворения от реализации бизнес-идеи, реализации собственного творческого потенциала;

• посредники/партнеры — лица, поддерживающие и распространяющие бизнес-идею инициатора, заинтересованы в развитии рынка распространения бизнес-идей как полноценной отрасли оказания информационных услуг, комиссионном вознаграждении;

• инвесторы — лица, полностью или частично финансирующие реализацию бизнес-идеи, заинтересованы в максимизации дохода при приемлемом уровне риска, получении социального, экологического или иного эффекта от вложенных инвестиций;

• предприятия — компании, осуществляющие коммерциализацию бизнес-идеи, заинтересованы в повышении качества и своевременности бизнес-идей, соответствующих их концепции развития, экономического эффекта от их реализации.

Процесс реализации бизнес-идеи в концепции заинтересованных сторон представлен на рисунке 2.

\ ИНИЦИАТОР Генерация \БИЗНЕСИДЕИ

7

Распространение

ПОСРЕДНИКИ

/

ПАРТНЕРЫ

Поддержка

ГОСУДАРСТВО Контроль V_

Инвестирование Финансирование

ИНВЕСТОР

ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ)

Реализация

Потребление ---

результатов ПОТРЕБИТЕЛЬ

бизнес-идеи

— направление движения бизнес-идеи и ее результатов;

— направления поддержки (правовой, налоговой, социальной, финансовой и т. д.) бизнес-идеи

Рисунок 2 — Процесс реализации бизнес-идеи в концепции заинтересованных сторон

Инициатор бизнес-идеи является ключевой заинтересованной стороной, поскольку его решения запускают процесс развития и распространения бизнес-идеи. Инициатором бизнес-идеи могут выступать как физические лица, так и юридические. Процесс генерации бизнес-идеи может быть спровоцирован различными формами поддержки со стороны государственных и негосударственных фондов.

Слабой стороной российской экономики является процесс распространения бизнес-идей. В настоящий момент фактически отсутствуют специализированные площадки, аккумулирующие бизнес-идеи в одном информационном пространстве, позволяющем потенциальным инвесторам ознакомиться с их содержанием и принять решение об их финансировании и реализации. Организации в этом случае лишаются дополни-

тельной возможности реализовать бизнес-идею и получить дополнительный экономический эффект.

Свое развитие бизнес-идея получает в момент движения от инициатора бизнес-идеи к потребителю ее результатов. Таким образом, можно говорить о реализации бизнес-идеи в бизнес-плане, бизнес-модели и в конечном итоге в продукте (услуге), ценном для потребителя. При этом процесс реализации бизнес-

идеи становится тем более эффективным, чем большее развитие получили формы и способы ее поддержки со стороны различных заинтересованных сторон.

Опираясь на представленное выше определение, отметим, что для анализа качества бизнес-идеи необходимо перевести базовые требования ключевых заинтересованных сторон в характеристики, с последующим их переводом в параметры оценки (табл. 1).

Таблица 1 — Система показателей оценки качества бизнес-идеи на основе теории заинтересованных сторон

Заинтересованная сторона Требования Характеристики Показатели

Государство и общество Экономическое развитие страны и региона Экономическая эффективность • ВВП, ВРП; • индекс производительности труда; • динамика отчислений в бюджеты всех уровней

Эффективность использования основных фондов • индексы изменения фондовооруженности и фондоотдачи; • коэффициент обновления основных фондов; • степень износа основных фондов

Инновационный вектор развития экономики Инновационность • коэффициент изобретательской активности; • инновационная активность организаций; • доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП, в ВРП

Увеличение количества и качества предпринимательских структур Масштабность • количество предпринимательских структур, задействованных в процессе реализации бизнес-идеи; • доля инвестиций в основной капитал в ВВП, в ВРП.

Безопасность, экологичность бизнес-идеи (продукции и самого производства) • технические показатели продукции и производства (показатели надежности, безопасности, экологические показатели и др.).

Обеспечение занятости населения Способность создавать дополнительные рабочие места • уровень занятости

Создавать возможность высокоэффективного использования труда людей • индекс производительности труда; • прирост числа высокопроизводительных рабочих мест

Продолжение табл. 1

Заинтересованная сторона Требования Характеристики Показатели

Инвестор Максимизация дохода при приемлемом уровне риска Экономическая эффективность • срок окупаемости инвестиций; • рентабельность инвестиций; • чистая текущая стоимость; • внутренняя норма доходности

Оригинальность • количество патентов, уникальных прав на реализацию бизнес-идеи

Рисковость/ Безопасность • уровень риска

Получение социального, экологического или иного эффекта от вложенных инвестиций Социальная значимость • создание рабочих мест для социально незащищенных граждан N Р У30 с; • адаптация реально или потенциально асоциальных граждан ; • улучшение социальных условий в регионе NР У™ и др. [2]

Экологическая значимость • интегральный экологический эффект

Предприятие Обеспечение соответствия бизнес-идеи концепции развития Соответствие бизнес-идеи стратегии и концепции предприятия • показатели экспертной оценки топ-менеджмента предприятия

Максимизация дохода при приемлемом уровне риска Экономическая эффективность • рентабельность продукции и производства; • темп роста прибыли; • издержки на производство продукции/ услуги и др.

Оригинальность • количество патентов, уникальных прав на реализацию бизнес-идеи.

Реализуемость • стартовый капитал и необходимые ресурсы

Рисковость/ Безопасность • уровень риска

Конкурентоспособность • уровень спроса; • количество потенциальных конкурентов; • индекс Херфиндаля-Хиршмана в отрасли

Создание новых потребностей Ориентация на создание новых потребностей • количество новых рынков, создаваемых бизнес-идеей

Потребитель Непрерывное развитие рынков товаров и услуг Ориентированность на рынок • доля рынка

Оригинальность • число фирм конкурентов

Повышение качества и доступности товаров и услуг, удовлетворение потребностей Доступность товаров и услуг • цена продукции/услуги

Способность удовлетворять потребности в продукте/услуге • показатели качества продукта/услуги

Продолжение табл. 1

Заинтересованная сторона Требования Характеристики Показатели

Инициатор бизнес-идеи Финансовое удовлетворение от реализации бизнес-идеи Ориентация бизнес-идеи на широкий круг покупателей • цена продажи бизнес-идеи; • количество покупателей бизнес-идеи

Реализуемость бизнес-идеи • прибыль (в случае самостоятельной реализации)

Создание рынка бизнес-идей • количество площадок, предлагающих бизнес-идеи; • объем государственных инвестиций в реализацию бизнес-идей; • объем коммерческих инвестиций в реализацию бизнес-идей; • количество потенциальных инвесторов

Моральное удовлетворение от реализации бизнес-идеи Значимость для науки и общества -

Оригинальность • количество патентов, уникальных прав на реализацию бизнес-идеи

Посредники / партнеры Развитие рынка продажи/ продвижения бизнес-идей Создание и развитие рынка бизнес-идей • количество площадок, предлагающих бизнес-идеи; • объем государственных инвестиций в реализацию бизнес-идей; • объем коммерческих инвестиций в реализацию бизнес-идей; • количество потенциальных инвесторов

Направленность на развитие потенциала имеющихся и вновь создаваемых БИ • количество приобретаемых взаимодополняющих бизнес-идей; • количество реализации взаимодополняющих бизнес-идей

Финансовое удовлетворение от продажи / продвижения БИ Комиссионное вознаграждение • среднее значение суммы комиссионного вознаграждения посредника от покупки бизнес-идеи

Выбор поддержки и развития бизнес-идеи должен опираться на четкую систему критериев, позволяющих определить ее качество и привлекательность в долгосрочной, краткосрочной и среднесрочной перспективе. Фактически посредники, инвесторы и организации сталкиваются с необходимостью оценки потенциала бизнес-идеи.

Под потенциалом бизнес-идеи мы понимаем совокупность ее качеств (свойств, характеристик), определяющих возможности и границы ее даль-

нейшего использования в изменяющихся условиях. Особенность потенциала бизнес-идеи состоит в том, что базовые компоненты (характеристики, свойства) можно улучшить посредством направленного воздействия на нее извне.

Совокупный потенциал бизнес-идеи представляет собой интегральную характеристику конкурентного, ресурсного потенциала и потенциала развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкурентный потенциал бизнес-идеи — совокупность внешних и внутренних конкурентных преимуществ,

обусловливающих формирование конкурентоспособного результата бизнес-идеи в долгосрочной перспективе. Конкурентный потенциал бизнес-идеи отражает возможности активного, динамического развития в процессе целенаправленной деятельности в условиях быстроизменяющейся внешней среды.

Конкурентный потенциал бизнес-идеи включает в себя потенциал потребителя, потенциал экономической безопасности, креативный и инновационный потенциал.

Потенциал потребителя — способность покупателя приобретать результат бизнес-идеи по цене и качеству, которые полностью или в большей части его удовлетворяют. При этом цена товара / услуги ограничивается платежеспособным спросом, а его/ее качество — возможностью отвечать в наиболее полной мере необходимым потребительским свойствам.

Потенциал экономической безопасности — интегрированная числовая оценка, характеризующая степень достаточно высокой финансовой устойчивости и надежности бизнес-идеи на рынке.

Креативный потенциал — способность бизнес-идеи формировать новые потребности потребителя, обнаруживать новые способы решения проблем или способность отказаться от стереотипных способов мышления.

Инновационный потенциал — способность бизнес-идеи осуществлять впервые или воспроизводить ту или иную инновацию; способность решать стоящие перед потребителем, обществом, государством проблемы научно-технического развития, что создает возможность для осуществления научно-технической и организационной деятельности по решению задач развития продукта и производственной системы.

Общий конкурентный потенциал бизнес-идеи формируется его интегральным конкурентным потенциалом,

включающим частные конкурентные потенциалы.

Потенциал развития бизнес-идеи — возможность и реальные объективные предпосылки для дальнейшего успешного развития бизнес-идеи. В своем развитии бизнес-идея проходит через традиционные стадии зарождения, роста, зрелости и спада (угасания интереса к бизнес-идеи). При этом бизнес-идея может изменить свои качественные и количественные характеристики, что обеспечит ее привлекательность и дальнейшее развитие по текущей траектории или кардинально новому пути. В таком случае бизнес-идея может стать основанием для инновационного скачка организации.

Ресурсный потенциал бизнес-идеи — интегральная числовая оценка эффективности использования в процессе предпринимательской (коммерческой) деятельности различных видов ресурсов, необходимых для реализации бизнес-идеи.

Выбор направления или стратегии развития потенциала бизнес-идеи зависит в основном от потребностей заинтересованных сторон, состава и структуры имеющихся ресурсов, уровня конкурентоспособности бизнес-идеи, положения на рынке и т. д. Нам бы хотелось выделить в этом процессе ключевую роль заинтересованных сторон, поскольку именно их влияние определяет вектор направления бизнес-идеи на каждом этапе ее развития. При этом приоритетной является степень заинтересованности стейкхолдеров в бизнес-идеи.

Таким образом, использование параметров, характеризующих совокупный потенциал бизнес-идеи, представленных в таблице 2, позволяет провести комплексную экспресс-оценку идеи, определить, какой вид потенциала бизнес-идеи необходимо развивать для того, чтобы спровоцировать заинтересованность, а следовательно, привлекательность бизнес-идеи для соответствующего стейкхолдера.

Таблица 2 — Система параметров совокупного потенциала бизнес-идеи

Потенциал

ЗС

Конкурентный

Потенциал развития бизнес-идеи

Ресурсный

Государ-ство и общество

Коэффициент изобретательской активности; инновационная активность организаций; доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП, в ВРП; технические показатели продукции и производства (показатели надежности, безопасности, экологические показатели и др.)

ВВП, ВРП; индекс производительности труда; динамика отчислений в бюджеты всех уровней; количество предпринимательских структур, задействованных в процессе реализации бизнес-идеи

Индексы изменения фондовооруженности и фондоотдачи; коэффициент обновления основных фондов; степень износа основных фондов; доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте, в валовом региональном продукте; уровень занятости и индекс производительности труда; прирост числа высокопроизводительных рабочих мест_

Инвестор

Срок окупаемости инвестиций; рентабельность инвестиций; чистая текущая стоимость; внутренняя норма доходности; количество патентов, уникальных прав на реализацию бизнес-идеи и уровень риска

Количество патентов, уникальных прав на реализацию бизнес-идеи; интегральный экологический эффект; улучшение социальных условий в регионе N Р У™с

Создание рабочих мест для социально незащищенных граждан N Р У/0 с; адаптация реально или потенциально асоциальных граждан

Пред-приятие

Рентабельность продукции и производства; темп роста прибыли; издержки на производство продукции/услуги и др. уровень спроса; количество потенциальных конкурентов; индекс Херфиндаля-Хиршмана в отрасли; количество патентов, уникальных прав на реализацию бизнес-идеи; уровень риска

Количество новых рынков, создаваемых бизнес-идеей

Стартовый капитал и необходимые ресурсы

Потребитель

Доля рынка; число фирм конкурентов; цена продукции/услуги. показатели качества продукта/услуги

Количество новых рынков, создаваемых бизнес-идеей

Инициатор бизнес-идеи

Цена продажи бизнес-идеи; количество покупателей бизнес-идеи; количество патентов, уникальных прав на реализацию бизнес-идеи и прибыль (в случае самостоятельной реализации)_

Количество площадок, предлагающих бизнес-идеи; количество потенциальных инвесторов

Объем государственных инвестиций в реализацию бизнес-идей; объем коммерческих инвестиций в реализацию бизнес-идей

Посред средники / партнеры

Количество площадок, предлагающих бизнес-идеи; количество приобретаемых взаимодополняющих бизнес-идей; среднее значение суммы комиссионного вознаграждения посредника от покупки бизнес-идеи_

Количество площадок, предлагающих бизнес-идеи; количество потенциальных инвесторов; количество реализации взаимодополняющих бизнес-идей

Объем государственных инвестиций в реализацию бизнес-идей; объем коммерческих инвестиций в реализацию бизнес-идей

Библиографический список

1. Филобокова, Л. Ю. Рыночная устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства : моногр. — Волгоград : изд-во ВАГС, 2008.

2. Минаев, А. В. Критерии и методы оценки проектов социального предпринимательства // Труды МФТИ. — 2011,—№3, —Т. 3.

3. Лобахина, Н. А. Бизнес-идея как фактор обеспечения устойчивости развития малых и средних предпринимательских структур в условиях кризиса // Terra Economicus. — 2011. — № 2.

Bibliographie list

1. Philobokova, L. Yu. Market stability and competitiveness of small enterprise : monograph. — Volgograd : Publishing house of VASA, 2008.

2. Minaev, A. V. Methods and criteria of evaluation of projects of social entrepreneurship // Proceedings of MIPT. — 2011,—№3, —T. 3.

3. Lobachna, N. A. Business idea as a factor of sustainable development of small and medium-sized enterprise structures in the conditions of crisis // Terra Economicus. — 2011. — № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.