УДК 336.226.1:336.14
ББК 65.052.201.4:65.261.411.2(2Рос)
С. К. Миронов
ОЦЕНКА ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ КАК ЭЛЕМЕНТ РАСЧЕТА УРОВНЯ НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
S. К. Mironov
ON ESTIMATION OF COMPLETE INDIVIDUAL INCOME TAX INFLOW INTO THE BUDGETARY SYSTEM WHILE DETERMINING UNBALANCED BUDGET LEVEL
Представлен интересный подход к оценке уровня мобилизации доходной базы налога на доходы физических лиц на примере Астраханской области и других субъектов РФ. В предложенной методике определены критерии для отбора субъектов РФ, которые с точки зрения суммы налога на доходы физических лиц являются идентичными. По каждому из анализируемых регионов рассчитана потенциальная сумма доходов исходя из предложенных стандартов, определена возможная экономия бюджетных средств. Данный алгоритм может быть использован на региональном уровне и может служить элементом для корректировки региональных законов о межбюджетных отношениях.
Ключевые слова: налог па доходы физических лиц, потенциальная сумма налоговых поступлений, стандартизация бюджетных доходов, региональное законотворчество.
The interesting approach to an estimation of the level of mobilization of profitable base of the individual income tax by an example of the Astrakhan region and other subjects of the Russian Federation is presented. In the offered technique criteria for selection of subjects of the Russian Federation are defined; they are, in terms of the sum of the individual income tax, identical. For each of the analyzed regions the potential sum of incomes is calculated according to the offered standards, the possible economy of budgetary funds is defined. The given algorithm can be used at the regional level and serve as an element for updating of regional laws on interbudgetary relations.
Key words: individual income tax, potential sum of tax inflow, standardization of budgetary incomes, regional lawmaking.
Большая часть субъектов Российской Федерации - 85 % - имеют дотационные консолидированные бюджеты, т. е. получают финансовую помощь из федерального бюджета для того, чтобы обеспечить исполнение своих расходных обязательств. Именно поэтому при решении вопроса об объеме недостающих финансовых средств для каждого из дотационных субъектов РФ необходимо знать, в какой мере субъект РФ обеспечил мобилизацию собственной доходной базы, и прежде всего налоговой базы. Этот анализ является важным элементом расчета уровня несбалансированности бюджета.
В качестве примера приведем расчет потенциальной суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Значимость НДФЛ для бюджета субъекта РФ весьма велика: за 2008-2010 гг. среднегодовые фактические поступления НДФЛ по всем субъектам РФ составили 1 431,58 млрд руб., или 37,4 % от всех налоговых и неналоговых поступлений, и это значительно больше, чем по любому другому налогу.
Кроме того, особенность администрирования НДФЛ состоит в том, что это налог, уплачиваемый гражданином, а предприятие, на котором работает гражданин, являясь налоговым агентом, лишь удерживает сумму налога из зарплаты и перечисляет в бюджет, и именно поэтому наличие недоимки по НДФЛ - это достаточно редкий случай.
Наконец, плоская шкала НДФЛ - 13 % независимо от объема дохода гражданина -создает объективные условия для проведения сравнительного анализа среди субъектов РФ.
Предлагаемая нами методика расчета потенциальной суммы НДФЛ, т. е. той, которая должна была бы быть, основана на сравнении фактических поступлений НДФЛ среди аналогичных субъектов РФ.
Среднегодовое за 2008-2010 гг. фактическое поступление НДФЛ в Астраханской области составило 7,47 млрд руб., а, например, в Воронежской - 15,86 млрд руб. Как аргументированно ответить на вопросы:
— Каковы потенциальные суммы НДФЛ для этих субъектов РФ?
— Какой из этих субъектов РФ в большей степени реализовал свой потенциал?
— Можно ли вообще сравнивать эти регионы?
Для ответа на эти вопросы нужно определить критерии отбора субъектов РФ для проведения сравнительного анализа.
Прежде всего необходимо отметить, что НДФЛ уплачивают работающие граждане, следовательно, некорректными являются расчеты среднедушевого объема уплаченного НДФЛ, поскольку структура населения в разных регионах различна: в Тульской области удельный вес населения моложе трудоспособного возраста составляет 13,1 %, а, например, в Республике Ингушетия - 28,8 %. Аналогичное соотношение и для населения старше трудоспособного возраста. Значительна разница и в уровне безработицы.
Таким образом, наиболее объективным будет показатель объема НДФЛ в расчете на одного жителя, занятого в экономике (статистическая отчетность по численности занятых в экономике существует). В связи с этим необходимо выбрать такие субъекты РФ, которые с точки зрения показателя - суммы НДФЛ на одного занятого в экономике - были бы весьма похожими.
Каковы же эти критерии отбора?
Поскольку НДФЛ удерживается с денежных доходов, и прежде всего с зарплаты, основным критерием будет статистически подтвержденная среднемесячная зарплата работающих в регионе. По итогам 2008-2010 гг. среднемесячная зарплата в Астраханской области составляет 14,1 тыс. руб., и таких субъектов РФ, у которых этот показатель составляет ± 10 % от астраханского уровня, оказалось 27.
Второе. Даже при одинаковой средней зарплате структура экономического потенциала различна: в каком-то регионе преобладает сельское хозяйство, в каком-то - добывающая отрасль, поэтому вторым критерием должен быть объем валового регионального продукта в расчете на одного занятого в экономике (поскольку добавочную стоимость создают работающие люди). В Астраханской области этот показатель составил 240,7 тыс. руб., и из 27 первоначально отобранных субъектов РФ лишь в 7 регионах этот показатель отличается от астраханского на ± 10 %.
Наконец, в качестве еще одного критерия, подтверждающего правильность отбора регионов по первым двум, можно взять статистические данные о среднегодовых денежных доходах в расчете на одного занятого в экономике.
Данные критерии были положены в основу выбора регионов для дальнейшего анализа. Ими оказались Ставропольский край, Смоленская, Владимирская, Астраханская, Воронежская, Ростовская, Рязанская области.
В результате анализа было выявлено, что сумма НДФЛ в расчете на одного занятого в экономике, при среднем показателе 14 987 руб. в 2010 г., колеблется от 12 049 руб. в Ставропольском крае до 16 740 руб. - в Рязанской области, превышая ставропольские показатели на 38,9 %.
Почему такая разница? Ответ, по-существу, один: уровень легализации зарплаты, т. е. вывод ее из тени, значительно отличается в этих регионах, а поскольку уровень легализации зависит от совместных действий региональных органов власти, налоговой службы и других федеральных органов, то федеральный бюджет, выделяющий дотации субъектам РФ, вправе требовать результативности в этой работе.
Уровень легализации денежных доходов в среднем по анализируемым субъектам РФ составил 40,7 % , при этом минимальный показатель - в Ставропольском крае (33,5 %) и максимальный - в Рязанской области (44,2 %). В расчетах принималось, что вся сумма денежных доходов облагается 13 %-м налогом, хотя в действительности часть денежных доходов, полученная в результате выигрышей и т. д., облагалась по 35 %-й ставке, т. е. сумма уплаченных налогов должна быть еще больше, а следовательно, уровень легализации будет еще ниже. Вместе с тем для целей сравнения регионов этим можно вполне пренебречь.
Аналогичная ситуация и с уровнем мобилизации НДФЛ. Следует, однако, отметить, что 100 %-й мобилизации быть не может, т. к. в налоговой системе существует институт налоговых вычетов, необлагаемого минимума и т. д. Однако сравнение субъектов РФ по этому показателю вполне уместно.
Какую же потенциальную сумму НДФЛ должны были бы иметь анализируемые субъекты РФ? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагается установить стандарт требований к субъектам РФ по уровню легализации зарплаты.
В качестве максимального (наиболее жесткого) стандарта мы предлагаем максимальный фактический объем НДФЛ в расчете на одного занятого в экономике, достигнутый регионом в анализируемой группе и сокращенный на 5 %.
Сттах = 16 740 руб ■ 0,95 = 15 903 руб.,
где Сттах - максимальный стандарт; 16 740 руб. - максимальный результат по Рязанской области (строка 8); 0,95 - поправочный коэффициент.
В качестве минимального (наиболее мягкого) стандарта предлагается средний по анализируемой группе фактический объем НДФЛ в расчете на одного занятого в экономике:
Сттт = 14 987 руб. (строка 8).
В качестве среднего стандарта предлагается среднее арифметическое между максимальным и минимальным стандартами:
СтСр = (Сттах + Сттт)/2 = (15 903 + 14 987)/2 = 15 408 руб.
В результате расчетов было получено, что при установлении максимального (жесткого варианта) стандарта только два региона - Рязанская и Владимирская области укладываются в заданные условия, а остальные субъекты РФ должны принять энергичные меры по легализации доходов, чтобы выполнить установленное задание. При этом потенциальная сумма НДФЛ превышает фактический результат от 0,9 % по Астраханской области до 31,9 % по Ставропольскому краю. В целом по анализируемым субъектам РФ в бюджет должно дополнительно поступить 5,92 млрд руб.
При минимальном (наиболее мягком) стандарте дополнительных средств в бюджет не поступит, а происходит перераспределение расчетной суммы доходов среди субъектов РФ.
Наиболее реальным может быть средний стандарт, при котором лишь три региона должны нарастить объем НДФЛ. В целом же бюджет мог бы дополнительно получить 2,7 млрд руб., что составляет 2,8 % от фактических поступлений.
По аналогичному алгоритму можно сгруппировать все 70 регионов РФ, которые являются дотационными, и рассчитать для каждого из них потенциальную сумму НДФЛ. Среднегодовая фактическая сумма НДФЛ по этим регионам составляет 815,5 млрд руб., и если предположить, что ситуация по другим субъектам будет аналогична ситуации в анализируемой группе, то дополнительная сумма НДФЛ может составить от 23 млрд руб. до 50 млрд руб. в зависимости от стандарта, который будет установлен федеральным органом власти, распределяющим федеральные средства на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и на обеспечение сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Таким образом, сформулированный подход к оценке уровня мобилизации доходной базы НДФЛ имеет следующие преимущества:
1. Предлагаемая методика поставит субъекты РФ в относительно равные условия при расчете потенциальной доходной части бюджетных регионов и, соответственно, при расчете выделяемых федеральных дотаций.
2. Субъекты РФ могут провести аналогичный анализ в разрезе муниципальных образований и также установить стандарты доходов.
3. Принятие региональными органами власти мер по легализации зарплаты поставит юридические лица, находящиеся примерно в одинаковых производственных и социальных условиях, в равное конкурентное положение не только с точки зрения полного удержания и своевременного перечисления НДФЛ, но и полного отчисления платежей во внебюджетные фонды.
4. Разработав методику расчета потенциальных доходов по другим налоговым и неналоговым доходам, можно будет определить потенциальный объем собственной доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ и создать основу для расчета уровня несбалансированности бюджетов.
Статья поступила в редакцию 17.05.2012
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Миронов Станислав Константинович - администрация губернатора Астраханской области, секретариат губернатора Астраханской области; главный советник-эксперт губернатора Астраханской области; Астраханский государственный университет, доцент кафедры «Менеджмент», почетный профессор Астраханского государственного технического университета; Mironov@mf-ao.ru.
Mironov Stanislav Konstantinovich - Administration of the Governor of the Astrakhan region; Secretariat of the Governor of the Astrakhan region; The Chief Adviser - Expert of the Governor of the Astrakhan region; Astrakhan State University; Assistant Professor of the Department "Management"; Honorable Professor of the Astrakhan State Technical University; Mironov@mf-ao.ru.