СТАТЬИ БАКАЛАВРОВ-ПОЛИТОЛОГОВ
ОЦЕНКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ МЕТОДОМ УЛИЧНОГО ИНТЕРВЬЮ
АЗИМАХУНОВ Азизджан Анварович, ОРЕШКИНА Наталья Анатольевна, СМЫКОВА Ольга Александровна
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, бакалавры 2 курса направления подготовки «Политология», e-mail: [email protected]
Статья знакомит читателей с первым практическим опытом студентов по изучению политической ситуации в г. Тамбове в период президентской избирательной кампании 2012 г. с помощью технологии уличного интервью. Были осуществлены все этапы политического исследования: от разработки программы, гипотез до проведения этапа сбора информации и анализа полученных данных. Молодые исследователи имели возможность апробировать полученные результаты собственных замеров на студенческой научно-практической конференции.
Ключевые слова: избирательная кампания, уличное интервью, сбор политической информации.
Впервые техника уличного интервью была использована западной политической наукой. В России данный метод начал применяться с 1989 г. российским социологом Леонидом Ке-сельманом, который изучал возможность избрания независимого кандидата в Верховный Совет народных депутатов СССР. Для исследования он выбрал весьма необычное место - очередь у пивного ларька. Л. Кесельман задал людям вопрос о том, за кого они будут голосовать на выборах. Респонденты охотно рассказывали о своих предпочтениях. Это позволило исследователю сделать вывод о том, что улица - это то место, где могут быть собраны необходимые данные о политической ситуации,
об общественном мнении в ходе ее развития. С тех пор уличный опрос становится довольно популярным методом сбора политической информации, в том числе и для целей прогнозирования электоральных предпочтений избирателей.
Уличное интервью - это непродолжительный опрос, проводимый или на улице, или на выходе из торговых точек, или в других местах скопления людей. Метод уличного опроса, участником которого может стать любой прохожий, позволяет быстро получить достоверную информацию о целевой аудитории.
Техника уличного интервью в период избирательных кампаний предполагает опрос потенциальных избирателей по заранее разработанной анкете. Эффективность и достоверность опроса, в том числе и уличного, зависит от корректности вопросов анкеты. В ней могут содержаться как «закрытые» (со списком возможных вариантов ответа), так и «открытые» вопросы (в этом случае ответы респондента записывает интервьюер).
На качество уличного опроса влияют различные факторы. Место опроса играет важную роль: аудитория деловых районов или мест, насыщенных развлекательными учреждениями, совершенно разная. Значительную роль в уличном опросе играет зрительный контакт и другие способы невербальной коммуникации: гораздо проще расположить человека к беседе, когда видишь его вживую. Мы подходили к разным людям и имели возможность наблюдать разную реакцию. Наш опыт убеждает, что спешащий человек может уделить 10-15 минут, а неторопливый -отмахнуться, заявив, что ему некогда.
При кажущейся простоте уличного опроса мы как интервьюеры учитывали массу тонкостей. Например, при опросе респондентов необходимо избегать личных оценок и симпатий. В начале беседы лучше использовать побудительную форму. Например, фраза-просьба «уделите, пожалуйста, несколько минут» эффективнее вопроса «не найдется ли у вас немного времени?», поскольку частица «не» в глаголах не способствует получению согласия на проведение интервью.
Уличный опрос проводился за несколько дней до дня голосования. Место и время интервьюирования было предварительно оговорено: точки опроса находились с 4-х сторон перекрест-
ка улиц. К тому же важно было соблюсти принцип «один респондент - одно интервью». В первый день опрос проводился на перекрестке улиц Чичканова-Советская г. Тамбова. Здесь люди были открыты, легко шли на контакт, сами подходили, даже ожидали, когда их опросят, и при этом четко обосновывали свою позицию.
На вопрос: «За кого из перечисленных кандидатов вы бы скорее всего проголосовали?» достаточно часто следовал ответ «За Путина». Женщины пожилого возраста мотивировали выбор кандидата в президенты В. В. Путина тем, что «иначе будет война» или «я не хочу возвращаться туда, откуда мы пришли, поэтому я буду голосовать за Путина», или «вы молодежь, ничего не понимаете, Путин много сделал». В ответах молодых людей на вопрос «Кто, по Вашему мнению, станет президентом России на предстоящих выборах?» было утверждение - «Путин», хотя в нем сквозила насмешка, и говорили они, что испортят бюллетень. Во второй день опрос проводился на перекрестке улиц Интернациональная - Базарная областного центра. И сразу же мы почувствовали контраст между двумя районами опроса. Здесь люди тяжелее шли на контакт, иногда даже бросали такие реплики, как «мне дела нет до этих выборов», «как будто мне делать нечего, как с вами разговаривать!». Значительно уменьшилось число людей, голосующих за В. В. Путина, стал частым ответ: «С результатами выборов уже давно все решено». К тому же сегодня очень малочисленным является электорат, продолжающий принципиально отстаивать свою политическую позицию по идеологическим соображениям. Также среди опрашиваемых была женщина, которая объяснила, почему голосует за Зюганова: «Я свой партийный билет не продавала. Вы знаете, в какое время я жила. Я не меняла свое мнение».
Уличный опрос - специфический метод сбора политической информации, который имеет как сильные, так и слабые стороны. Преимуществами уличного опроса являются высокая скорость и относительно низкая стоимость проведения опроса. Кроме того, при проведении опроса в местах продаж и / или опроса в местах скопления горожан появляется возможность опросить целевые группы избирателей. Недостатки уличного опроса: среднее вре-
мя продолжительности интервью ограничивается до 1 0 минут, сложность организации контроля за работой интервьюеров, сильное влияние погодных условий, возможны проблемы с получением разрешения на проведение опроса.
В ходе уличного интервью было опрошено 130 человек. Городским избирателям было предложено ответить на 6 вопросов, которые касались оценки политической ситуации президентской кампании. Формулировки вопросов были разработаны ведущими социологическими службами страны, такими как Левада-Центр. Опросив горожан, мы получили следующие результаты. На вопрос: «Если бы в ближайшее время состоялись выборы Президента РФ, какие из следующих утверждений наиболее точно отражают ваши намерения голосовать на этих выборах» более 75 % опрошенных горожан в той или иной мере примут участие в голосовании. Сомнение и отказ принять участие выразили около 19 %. На данный вопрос не смогли ответить 6 % респондентов. Явка в день голосования за Президента РФ 4 марта 2012 г. в г. Тамбове составила 73,62 % избирателей.
Данные опроса по следующему вопросу («Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, за кого бы Вы проголосовали, если бы в списке кандидатов были следующие политики?») показывают, что лидирующую позицию занял В. Путин, получив 48 % респондентов. Второе место занял Геннадий Зюганов, затем Михаил Прохоров, Владимир Жириновский и Сергей Миронов. Важно признать, что результаты нашего опроса отличаются от итогов городских выборов (этому можно привести обоснованные доводы), но иерархия распределения мест совпала с итогами президентских выборов. Подавляющее большинство респондентов (86 %) на вопрос «Кто, на ваш взгляд, станет Президентом России на предстоящих выборах?» отвечали, что несомненно главой государства станет Владимир Путин, так как нет альтернативы выбора. Кратко изложенные результаты довольно близки результатам всероссийских опросов Левада-Центра.
Таким образом, техника уличного интервью дает возможность зафиксировать действительную ситуацию, складывающуюся в ходе избирательной кампании, а также спрогнозиро-
вать основные ее результаты: информированность избирателей, предполагаемую явку, распределение политических ориентации и поведенческих предпочтений.
ASSESSMENT OF THE POLITICAL SITUATION USING THE METHOD OF STREET ENCOUNTER
AZIMAKHUNOV Azizdzhan Anvarovich, ORESHKINA Natalya Anato-lievich, SMYKOVA Olga Alexandrovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Bachelors of the 2 course of the direction of training «Political Sciences», e-mail: [email protected]
The article introduces readers to the first practical experience of students on studying of a political situation in Tambov in the period of presidential electoral campaign 2012 by means of technology of street encounter. There were carried out all stages of political research: from development of a program, hypotheses to carrying out the stage of information gathering and the analysis of findings. Young researchers had an opportunity to approve results of their own measurements at student's scientific-practical conference.
Key words: electoral campaign, street encounter, political information gathering.