Научная статья на тему 'Оценка показателя налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость по "цепочке" предприятий'

Оценка показателя налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость по "цепочке" предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / РАСЧЕТ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / "ЦЕПОЧКА ПРЕДПРИЯТИЙ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ" / TAX BURDEN / VALUE-ADDED TAX / TAX BURDEN CALCULATION ON VALUE-ADDED TAX / "THE CHAIN OF ENTERPRISES-CONTRACTORS "

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинова Татьяна Евгеньевна

Рассмотрено формирование показателя налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость предприятий, применяющих общепринятый режим налогообложения, «по цепочке предприятий контрагентов». Дана оценка показателя налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость в зависимости от расположения предприятия в «цепочке предприятий контрагентов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX BURDEN INDEX ASSESSMENT ON VALUE-ADDED TAX ACCORDINGLY “THE CHAIN” OF ENTERPRISES

There was considered index formation of tax burden on value-added tax of the enterprises applying general tax regulations accordingly “the chain of enterprises-contractors ”. There was assessed tax burden index on value-added tax depending on the position of enterprise in “the chain of enterprises-contractors ”.

Текст научной работы на тему «Оценка показателя налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость по "цепочке" предприятий»

16. Maupertuis P. L. M. Accord de différentes loix de la Nature qui avoient jusqu'ici paru incompatibles // Histoire de l'Académie des Sciences de Paris. Paris, 1744.

Бабанов Владимир Николаевич, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой hahanov45@yanJex.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Хомяков Владимир Николаевич, канд. экон. наук, khomyakov. vn@,mail. ru, Россия, Тула, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

THE PRINCIPLE OF LEAST ACTION IN ECONOMIC PROCESSES V.N. Bahanov, V.N. Khomyakov

Abstract. The article focuses on the possibility of using the methodological approaches of natural and mathematical Sciences to the organization and study of economic processes. In particular, it is worthwhile to conduct economic research on the basis of the principle of least action (IPA).

Key words: laws of nature, laws of Economics, actions, principles, principle of least

action.

Bahanov Vladimir Nikolaevich, doctor of economy sciences, professor, head the Department hahanov45@yandex.ru , Russia. Tula branch of Russian economic University G.V. Plekhanov.

Khomyakov Vladimir Nikolaevich, candidate of economic sciences, khomyakov. vn@,mail.ru, Russia. Tula branch of Russian economic University G. V. Plekhanov

УДК336.225.673

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПО «ЦЕПОЧКЕ»

ПРЕДПРИЯТИЙ

Т.Е. Устинова

Рассмотрено формирование показателя налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость предприятий, применяющих общепринятый режим налогообложения, «по цепочке предприятий - контрагентов». Дана оценка показателя налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость в зависимости от расположения предприятия в «цепочке предприятий - контрагентов».

Ключевые слова: налоговая нагрузка, налог на добавленную стоимость, расчет

налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость, «цепочка предприятий-исполнителей».

В современных экономических условиях одним из основных направлений государственной политики в отношении бизнеса является снижение административной нагрузки, в том числе за счет снижения числа проводимых контрольными и надзорными органами проверок предприятий и предпринимателей. Реализация этого направления осуществляется путем применения риск-ориентированного подхода при отборе предприятий для проведения проверок.

Такой подход применяется Федеральной налоговой службой при планировании выездных налоговых проверок. Он основан на оценке наличия у налогоплательщика налоговых рисков, определяемых Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее - Концепция) [1].

Концепция содержит перечень «общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» [1], применив которые к показателям финансово-хозяйственной деятельности, предприятие может:

- выявить рисковые хозяйственные операции и внести необходимые изменения в налоговый и бухгалтерский учет, скорректировав свои налоговые обязательства;

- оценить вероятность назначения выездной налоговой проверки;

- подготовить необходимые документы и пояснения для налогового органа при получении соответствующего требования (уведомления).

Одним из основных показателей наличия налоговых рисков у предприятия является уровень его налоговой нагрузки. Концепция содержит показатели налоговой нагрузки, рассчитанной по всем видам уплаченных налогов.

На практике налоговые органы при проведении оценки налоговых рисков особое внимание уделяют значению показателей налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость (НДС) и налогу на прибыль организаций - наиболее весомым в части сумм поступлений в бюджет налогам. Анализ суммы поступлений указанных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации приведен в табл. 1.

Таблица 1

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ

за январь-апрель 2016-2017 гг.

Виды налогов Январь-апрель, млрд руб. Доля налога в общей сумме поступлений,%

2016 2017 2016 2017

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) 801,8 1 354,2 17,92 25,18

НДС (налог на добавлен- 986,4 1 147,8 22,05 21,34

ную стоимость)

Налог на прибыль 1 078,9 1 078,2 24,12 20,05

НДФЛ (налог на доходы физических лиц) 862,6 919,1 19,28 17,09

Акцизы 398,8 508,3 8,91 9,46

Имущественные налоги 345,4 370,2 7,72 6,88

Сумма поступлений 4473,9 5377,8 100 100

Как видно из данных, приведенных в табл. 1, поступления НДС и налога на прибыль организаций составляют более 40 % в общей сумме налоговых поступлений (данные статистической отчетности Федеральной налоговой службы по форме1-НМ).

При этом анализ судебной практики по налоговым спорам и анализ показателей статистической отчетности Федеральной налоговой службы свидетельствует о том, что наибольшие суммы доначислений по результатам выездных налоговых проверок приходятся на налог на добавленную стоимость (табл. 2).

Таблица 2

Доля доначислений НДС в общей сумме доначислений по результатам контрольной работы налоговых органов Тульской области

Отчетный период 1 полугодие 2015 года 1 полугодие 2016 года 1 полугодие 2017 года

Общая сумма доначислений, млн.руб. 1 622,0 1 148,3 1 378,9

Доначисления НДС, млн.руб. 1 261,9 718,8 919,7

Доля доначислений НДС в общей сумме доначислений, % 77,8 62,6 66,7

Анализ данных, приведенных в табл. 2, показывает, что на налог на добавленную стоимость приходится более 60 % от общей суммы доначислений по результатам выездного контроля (данные статистической отчетности Федеральной налоговой службы по форме 2-НК). Следовательно, именно этому налогу уделяется особое внимание при проведении налоговыми органами предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельной предприятия, в том числе анализу значения налоговой нагрузки по НДС.

Поэтому для налогоплательщика важна организация процесса регулярной оценки налоговой нагрузки по НДС и выявления факторов, влияющих на ее значение.

Экономическая теория определяет добавленную стоимость как «стоимость проданного фирмой продукта минус стоимость изделий, материалов, купленных и использованных фирмой для его производства. Добавленная стоимость включает в себя эквивалент заработной платы, арендной платы, процента и прибыли» [2].

Иными словами, добавленная стоимость (ДС) является стоимостью проданного предприятием товара за минусом стоимости материалов, работ (услуг) сторонних производителей, купленных и израсходованных для его изготовления.

Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве объекта налогообложения (налоговой базы) по НДС признаются следующие операции:

«1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией» [3].

Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При этом налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную сумму налога на добавленную стоимость на установленные Налоговым кодексом

Российской Федерации налоговые вычеты. Вычеты представляют собой «суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи» [3].

В настоящей статье приведен анализ показателя налоговой нагрузки по НДС при применении налогоплательщиком схемы ведения бизнеса «цепочкой» предприятий-контрагентов: предприятие-производитель (П-1) ^ предприятие-перепродавец (П-2) ^ предприятие-конечный потребитель (П-3). Для указанного анализа налоговая нагрузка по налогу на добавленную стоимость определена как отношение суммы исчисленного к уплате налога на добавленную стоимость к сумме выручки предприятия.

Результаты анализа показателей налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость предприятий-контрагентов «по цепочке» в условиях действующего налогового законодательства приведены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты анализа показателя налоговой нагрузки «по цепочке предприятий-исполнителей»

Уплата НДС «цепочкой» предприятий

допущения: добавленная стоимость принята за 1, ставка НДС = 20% (0,2); материальные затраты первого

предприятия-контрагента близки нулю

№ Параметр П-1 П-2 П-3

1 ДС - добавленная стоимость предприятия 1 1 1

2 Вр - выручка от реализации предприятия 1 2 3

3 НДСисч - налог на добавленную стоимость исчисленный 0,2 0,4 0,6

4 НДСвыч - налог на добавленную стоимость к 0 0,2 0,4

вычету

5 НДС - налог на добавленную стоимость к уплате 0,2 0,2 0,2

6 ДС+ндс 1,2 1,2 1,2

7 Вр+НДСисч 1,2 2,4 3,6

8 Доля вычетов НДС в сумме выручки с НДС 0 0,2 / 2,4=0,08 0,4 / 3,6=0,11

9 Налоговая нагрузка по НДС 0,2 / 1 = 0,2 0,2 / 2 = 0,1 0,2 / 3 = 0,067

Для проведения анализа использованы следующие обозначения:

ДС - добавленная стоимость предприятия;

Вр - выручка от реализации предприятия;

НДСисч - налог на добавленную стоимость исчисленный;

НДСвыч - налог на добавленную стоимость к вычету;

НДС - налог на добавленную стоимость к уплате.

Как видно из приведенного в табл. 3 анализа, при равных исходных экономических показателях финансово-хозяйственной деятельности предприятий-контрагентов, составляющих «цепочку», наибольшее значение показателя налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость имеет предприятие, расположенное в первом звене исследуемой «цепочки» (П-1). Показатель налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость каждого последующего звена снижается: предприятие второго звена «цепочки» (П-2) имеет налоговую нагрузку на уровне 0,1, а предприятие третьего звена «цепочки» (П-3) - 0,067.

Рассматривая предприятия данной «цепочки» в разрезе видов экономической деятельности, например «производитель (П-1) ^ оптовый покупатель (перепродавец) (П-2) ^ предприятие розничной торговли (П-3)», можно сделать вывод, что чем большее число звеньев включено в «цепочку» оптовых покупателей (перепродавцов), тем меньшее значение показателя налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость имеет конечное звено «цепочки» - розничный продавец произведенного товара.

Как видно из приведенного выше анализа, налогоплательщик при выборе схемы ведения бизнеса может влиять на уровень налоговой нагрузки по НДС. В частности, для его снижения налогоплательщиком может применяться схема ведения бизнеса с участием «цепочки» из нескольких предприятий - поставщиков. При проведении самостоятельной оценки рисков налогоплательщику целесообразно определить степень влияния числа контрагентов «цепочки» поставщиков на значение показателя налоговой нагрузки по НДС, провести анализ и обозначить коммерческую привлекательность (экономическую целесообразность) применяемой схемы ведения бизнеса. Это позволит предоставить необходимые пояснения на требование налогового органа в части указания причин низкого значения налоговой нагрузки по НДС и значительно снизить риск назначения выездной налоговой проверки.

Вместе с тем, снижение налоговой нагрузки по НДС, обусловленное применением указанной схемы, повышает риск включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок, в частности, в случае наличия в «цепочке» предприятий-контрагентов, обладающих признаками недействующей организации, организации - «транзитера», иными «рисковыми» признаками. В данном случае налогоплательщику целесообразно проявить высокую степень осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов - участников «цепочки», используя для соответствующего

анализа, в том числе, информацию, размещенную в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» сайта Федеральной налоговой службы.

Таким образом, в процессе проведения оценки уровня налоговой нагрузки по НДС, ее оптимизации при выборе схемы ведения бизнеса целесообразно:

- определять оптимальное число контрагентов - участников схемы ведения бизнеса;

- рассматривать состав участников схемы ведения бизнеса на предмет исключения из нее предприятий, обладающих соответствующими «рисковыми» признаками;

- определить и обозначить коммерческую привлекательность (экономическую целесообразность) применяемой схемы ведения бизнеса;

- своевременно и в полном объеме предоставлять соответствующие пояснения на уведомления и требования налогового органа.

Указанный подход позволит свести к минимуму вероятность проведения в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки.

Список литературы

1. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Информационно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 07.09.2017).

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 1992.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ: принят Государственной Думой 19.07.2000, одобрен Советом Федерации 26.07.2000 // информационно -правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant.ru (дата обращения: 07.09.2017).

4. Данные по формам статистической налоговой отчетности // Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analitics/forms (дата обращения: 07.09.2017).

5. Арбитражная практика по налоговым спорам // Сайт Федеральные арбитражные суды [Электронный ресурс]. URL: http://ras.arbitr.ru (дата обращения: 06.09.2017).

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ: принят Государственной Думой 16.07.1998, одобрен Советом Федерации 17.07.1998 // информационно -правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant.ru (дата обращения: 07.09.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устинова Татьяна Евгеньевна, зам. нач. эксперт.-аналит. отдела, ustinova110369@rambler.ru, Россия, Тула, Департамент экономического развития Министерства экономического развития Тульской области

TAX BURDEN INDEX ASSESSMENT ON VALUE-ADDED TAX ACCORDINGLY "THE CHAIN" OF ENTERPRISES

T. E. Ustinova

There was considered index formation of tax burden on value-added tax of the enterprises applying general tax regulations accordingly "the chain of enterprises-contractors ". There was assessed tax burden index on value-added tax depending on the position of enterprise in "the chain of enterprises-contractors ".

Key words: tax burden, value-added tax, tax burden calculation on value-added tax, "the chain of enterprises-contractors ".

Ustinova Tatiana Evgenyevna - Deputy of the Head of Expert-analytical Division of the Economic Development Department of Economic Development Ministry of Tula region, ustinova110369@rambler.ru, Tula, Tula region, Russia

УДК 621.002:658.5.013

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ

ПРЕДПРИЯТИИ

Э.В. Хлынин

В результате определения основных функций, выполняемых амортизацией, рассматривается возможность использования эвристического и формального подходов для разработки амортизационной политики промышленного предприятия. Для формирования амортизационной политики промышленного предприятия предлагается использовать один из трех методов: приоритетной стратегии, ранжирования стратегий, взаимосвязанных стратегий.

Ключевые слова: основные средства, амортизация, стратегия, износ, воспроизводство, себестоимость.

Одним из важных элементов экономической политики промышленного предприятия является амортизационная политика. Формируемая промышленным предприятием амортизационная политика должна учитывать все изменения, происходящие как во внутренней среде хозяйствующего субъекта, так и во внешнем его окружении. Следует отметить, что амортизационная политика оказывает существенное влияние на финансово-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.