УДК 797.25 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-3-80-86
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ ЮНЫХ ВАТЕРПОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Е.В. Звягина
Представлена оценка параметрических показателей свойств внимания как мультимодального познавательного процесса в зависимости от половой принадлеж-ности у юных спортсменов, занимающихся водным поло. Применен психофизиологический комплекс методик, которые оценивают объем, устойчивость, концентрацию внимания. Определено, что скорость реакции выбора, простая зрительно-моторная реакция, концентрация и устойчивость процесса внимания у юных ватерполистов не зависят от половой принадлежности в условиях игрового пространства.
Ключевые слова: водное поло, юные ватерполисты, половая принадлежность, внимание, свойства внимания.
ASSESSMENT OF ATTENTION INDICATORS OF YOUNG WATERPOLO PLAYERS WITH CONSIDERING GENDER
Zvyagina E.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, zv-aev@mail.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture
An assessment of the parametric indicators of the properties of attention as a multimodal cognitive process depending on gender in young athletes involved in water polo is presented. A psychophysiological complex of methods was applied that assess the volume, stability, concentration of attention. It was determined that the choice reaction speed, simple visual-motor reaction, concentration and stability of the attention process in young water polo players do not depend on gender in the conditions of the playing space.
Key words: water polo, young water polo players, gender, attention, properties of attention.
Звягина Екатерина Владимировна, канд. пед. наук, доц., zv-aev@mail.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры
Водное поло - вид спорта, входящий в программу летних современных олимпийских игр. Целевым статусом игры является «взятие» ворот соперника путем попадания в них мяча во время атакующих действий. Это происходит в экстремальных условиях, при временном лимите. Спортивное поведение ватерполиста характеризуется нахождением в водной среде и взаимодействием с мячом одной ведущей руки. Основой игрового пространства являются коррелятивные параметры психофункционального состояния (меткость, ловкость, быстрота реакции). Наличие этих особенностей во
многом определяет круг требований к уровню развития и особенностям психофизиологического процесса, свойствам личности спортсменов-игровиков, в частности, к вниманию, которое необходимо для эффективного совершенствования спортивного мастер -ства.
Результаты мирового научного сообщества, в том числе и представителей отечественной науки, собственные исследования отмечают наличие актуализированной ориентации во взаимосвязи психологических и физиологических параметров, составляющих жизненное пространство, вклю -
чая профессиональное самосовершенствование (спортивная деятельность). Вниманию как важнейшей измеряемой психофизиологической характери -стике высшей нервной деятельности человека уделено значительное количество публикаций: оценке непроизвольного внимания и корреляционным связям со структурами мозга - А.А. Лобанов и О.В. Попова [1], свойствам внимания - В.А. Коровин [2], Е.В. Звягина [3], интерференции внимания, протеканию конкурирующих когнитивных процессов - А.А. Созинов, А.К. Крылов и Ю.И. Александров [4], изучению внимания в связи с приверженностью конкретного вида спорта (футболистов [5], единоборцев [6], дзюдоистов [7], спортсменов-конников [8], стрелков из лука [9], пловцов и гимнастов [10]), а также изучению свойств внимания в условиях подготовительного, соревновательного периодов спортивной подготовки [11, 12]. Однако параметрические показатели свойств внимания практически не изучены в таком игровом виде спорта, как водное поло.
Целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязи между параметрическими характеристиками свойств внимания и половой принадлежности игрока в водное поло.
В зависимости от поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1) оценка психологических функций и их показателей с учетом половой принадлежности ватерполиста (устойчивость, концентрация внимания, сенсомоторные реакции);
2) определение уровня подвижности нервных процессов (возбуди -мости по времени простой зрительной сенсомоторной реакции) в зависимости от половой принадлежности игрока;
3) оценка статистическими методами достоверности полученных результатов;
4) определение перспективы исследования.
Методика и организация исследования. Показатели концентрации внимания, устойчивости концентрации и производительности внимания исследованы с помощью корректурной пробы Бурдона-Анфимова [13], методики диагностики процессов активного внимания, сенсомоторных реакций и умственной работоспособности в целом (таблицы Шульте) [13]; психофизиологический компонент оценивался по методике определения простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР); статистический анализ проводился с использованием программы StatTech v2.5.8 [14]. Преимуществом комплексной оценки параметров внимания является независимость от культурной принадлежности, уровня вербального и социального интеллекта. Тестовые методики стандартизированы и валидны.
В исследовании приняли участие 45 юных ватерполистов, регулярно занимавшихся в школе олимпийского резерва по водным видам спорта г. Челябинска (Россия), средний возраст - 13±0,7 лет. В табл. 1 представлена описательная статистика категориальных переменных рас -пределения оптантов исследования.
Таблица 1
Распределение оптантов по категориям (описательная статистика)
Показатели Абс., чел. Отн., %
Пол Женский 21 45,0
Мужской 24 55,0
Спортивная квалификация 1-й юношеский разряд 13 28,8
2-й юношеский разряд 20 44,4
3-й юношеский разряд 12 26,6
Результаты исследования и их обсуждение. Был выполнен анализ показателя «Скорость реакции выбора (сек)» по таблицам Шульте в зависимости от показателя «половая принадлежность (пол)» - не удалось выявить статистически значимых различий (р=0,693). Данные представлены в табл. 2.
Таблица 2
Анализ показателя «Скорость реакции выбора (сек)» в зависимости от показателя «половая принадлежность (пол)»
Показатель Скорость реакции выбора, с p
M±SD 95 % ДИ n
Пол Женский 39,29±7,65 33,41-45,17 21 0,693
Мужской 40,64±7,32 35,72-45,55 24
При оценке зависимости вероятности половой принадлежности параметра была получена кривая скорости реакции выбора с помощью ROC-анализа (рисунок).
1,00- ,
„ -
н tj о Я л
Î 0,50-
я
и
н
и
и
^ 0,25-
0,25 0,50 0,75 1,00
1 - Специфичность
ЯОС-кривая, характеризующая зависимость вероятности показателя «пол» от показателя «скорость реакции выбора»
Площадь под ROC-кривой составила 0,545±0,132 с 95 % ДИ: 0,2870,804. Полученная модель не была статистически значимой (p=0,732).
Пороговое значение показателя «скорость реакции выбора» в точке cut-off, которому соответствовало наивысшее значение индекса Юдена, составило 35,200, прогнозировалось при значении показателя «скорость реакции выбора» выше или равной ей данной величины. Чувствительность и специфичность модели составили 90,9 и 44,4 % соответственно (табл. 3).
Таблица 3
Пороговые значения показателя «скорость реакции выбора»
Порог Чувствительность (Se), % Специфичность (Sp), %
40,80 54,5 55,6
Таким образом, доказано, что скорость реакции выбора по табли -цам Шульте не является зависимой параметрической характеристикой от половой принадлежности, то есть внимание как селективный психокогнитивный процесс в смешанных юношеских командах возможно развивать единообразно.
По признаку половой принадлежности также определены группы по методике Бурдона и простой зрительно моторной реакции, результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4
Распределение юных ватерполистов по результатам корректурной пробы Бурдона и ПЗМР
Группы Корректурная проба Бурдона ПЗМР
Шкальная оценка, уе. Половая принадлежность, n / % Шкальная оценка, с Половая принадлежность, n / %
Мужская Женская Мужская Женская
I 6-9 - - 230-250 2 / 8,3 1 / 4,7
II 10-15 10/41,6 11/52,3 201-229 13 / 54,1** 13 /61,9**
III 16-19 14/58,3* 10/47,6* 160-200 9 / 37,5 7 / 33,3
Примечание: *, ** - различия показателей статистически незначимые (p > 0,05).
По результатам корректурной пробы и ПЗМР обучающиеся были распределены на группы с высоким, средним и низким уровнями. Достоверных различий распределения по уровням половой принадлежности не установлено.
Заключение. В зависимости от половой принадлежности исследуемого контингента в водном поло установлено, что познавательный психофизиологический процесс (внимание) является многофакторным параметром, обеспечивающим определенную копинг-стратегию поведения
в когнитивной сфере игрового пространства. Это имеет влияние на такие процессы, как память, информационное восприятие, уровень работоспо -собности. В функциональном поле эмоций, воли, поведения индивида обеспечивают такие игровые поведенческие реакции, как импульсивность, тревожность, физическая и словесная агрессия, пренебрежение безопасными маневрами, депрессивность и т. д.
Успешность комплексной оценки параметрических показателей внимания тренировочной, соревновательной, образовательной деятельно -сти находится в прямой зависимости от скорости обработки сенсорной информации в центральной нервной системе и количества нейронов, совокупно включенных в этот познавательный процесс независимо от половой принадлежности, тем самым возникает возможность своевременной кор -рекции индивидуального и социального плана подготовки тренировочных нагрузок у юных ватерполистов.
В перспективе исследований предполагается оценить у юных ватерполистов параметры концентрации, устойчивости, объема внимания в зависимости от амплуа на игровом поле, а также определить возможные взаимосвязи со спортивной квалификацией.
Список литературы
1. Лобанов А.А., Попова О.В. Внимание человека: психофизиоло-гические аспекты в норме и при нарушении // Международный студенче -ский научный вестник. 2017. №1. С. 9.
2. Коровин В.А., Викулова А.Д., Турчанинов С.Ю. Показатели внимания и текущее функциональное состояние организма юных спортсменов // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 4 (57). С. 116-121.
3. Веревкина В.В., Звягина Е.В. Обзор исследований психофизиологических особенностей ватерполистов // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии: сб. материалов IX Всерос. с меж-дунар. участ. науч.-практ. конф. магистрантов и молодых ученых. Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2021. С. 304-306.
4. Созинов А.А., Крылов А.К., Александров Ю.И. Эффект интерфе -ренции в изучении психологических структур // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 1. С. 5-47.
5. Кондратович С.В. Оценка психофизиологических характеристик футболистов 12-13 лет в стандартных лабораторных условиях // Наука и спорт: современные тенденции. 2017. Т. 17. № 4 (17). С. 10-16.
6. Сунцов С.А. Характеристика свойств внимания спортсменов -единоборцев 12 лет // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Естественные науки. 2013. № 2. С. 96-101.
7. Дугаева Н.С. Свойства внимания как элемент управления обучением на этапе начальной подготовки дзюдоистов // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 20. С. 130-134.
8. Савинкина А.О. Индивидуальный подход к повышению эф -фективности выступления спортсменов-конников на соревнованиях путем совершенствования их качества внимания // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском уни-верситете: сб. материалов юбил. конф.: в 5 т. М. Кигито-Центр, 2015. С. 399-401.
9. Коробейникова Е.Ю., Леонов С.В., Поликанова И.С. Психологические особенности внимания у стрелков из лука // Национальный психо -логический журнал. 2017. № 2 (26). С. 35-45.
10. Давыдов В., Манкевич А., Лущик И. Концентрация и распределение внимания в спортивном плавании, спортивной и художественной гимнастики // Фiзичне виховання, спорт i культура здоров'я у сучасному сустльствь 2016. № 1 (33). С. 107-113.
11. Ашанин В.С. Компьютерные тесты оценки когнитивных способностей спортсменов // Слобожанский научно-спортивный вестник. 2002. № 5. С. 164-166.
12. Маевский К.В. Эффективность интегрального развития специального внимания у юных спортсменов, занимающихся мини-футболом (футзалом) // Теория и практика физической культуры. 2012. № 10. С. 100.
13. Компьютерная психологическая диагностика [Электронный ресурс]. URL: https: // cpd-program.ru / methods.html (дата обращения : 12.12.2021).
14. Медицинская статистика [Электронный ресурс]. URL: https:// medstatistic.ru/ (дата обращения 20.12.2021).
References
1. Lobanov A.A., Popova O.V. Vnimanie cheloveka: psihofiziologicheskie aspekty v norme i pri narushenii [Human attention: psychophysiological aspects in the norm and in violation] // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik [International Student Scientific Bulletin]. 2017. No. 1. P. 9.
2. Korovin V.A., Vikulova A.D., Turchaninov S.Yu. Pokazateli vnimaniya i tekush-chee funkcional'noe sostoyanie organizma yunyh sportsmenov [Indicators of attention and the current functional state of the organism of young athletes] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2008. No. 4 (57). P. 116-121.
3. Verevkina V.V., Zvyagina E.V. Obzor issledovanij psihofiziologicheskih osoben-nostej vaterpolistov [Review of studies of the psychophysiological features of water polo players] // Physical culture, sport, tourism: science, education, technology: coll. materials of the IX Vseros. with international participation scientific-practical. conf. undergraduates and young scientists. Chelyabinsk: Publishing house UralGUFK, 2021. P. 304-306.
4. Sozinov A.A., Krylov A.K., Aleksandrov Yu.I. Effekt interferencii v izuchenii psihologicheskih struktur [Interference effect in the study of psychological structures] // Eks-perimental'naya psihologiya [Experimental psychology]. 2013. V. 6. No. 1. P. 5-47.
5. Kondratovich S.V. Ocenka psihofiziologicheskih harakteristik futbolistov 1213 let v standartnyh laboratornyh usloviyah [Evaluation of the psychophysiological characteristics of football players aged 12-13 under standard laboratory conditions] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2017. V. 17. No. 4 (17). P. 10-16.
6. Suncov S.A. Harakteristika svojstv vnimaniya sportsmenov-edinoborcev 12 let [Characteristics of the attention properties of single combat athletes 12 years old] // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Estestvennye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Natural Sciences]. 2013. No. 2. P. 96-101.
7. Dugaeva N.S. Svojstva vnimaniya kak element upravleniya obucheniem na etape nachal'noj podgotovki dzyudoistov [Properties of attention as an element of learning management at the stage of initial training of judokas] // Problemy i perspektivy razvitiya obrazo-vaniya v Rossii [Problems and prospects for the development of education in Russia]. 2013. No. 20. P. 130-134.
8. Savinkina A.O. Individual'nyj podhod k povysheniyu effektivnosti vystupleniya sportsmenov-konnikov na sorevnovaniyah putem sovershenstvovaniya ih kachestva vnima-niya [Individual approach to improving the efficiency of performance of equestrian athletes at competitions by improving their quality of attention] // From the origins to the present: 130 years of organizing a psychological society at Moscow University: sat. anniversary materials. conf.: in 5 vols. M. Kigito-Center, 2015. P. 399-401.
9. Korobejnikova E.Yu., Leonov S.V., Polikanova I.S. Psihologicheskie osobennosti vnimaniya u strelkov iz luka [Psychological features of attention in archers] // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal [National Psychological Journal]. 2017. No. 2 (26). P. 35-45.
10. Davydov V., Mankevich A., Lushchik I. Koncentraciya i raspredelenie vnima-niya v sportivnom plavanii, sportivnoj i hudozhestvennoj gimnastiki [Concentration and distribution of attention in sports swimming, sports and rhythmic gymnastics] // Fizichne viho-vannya, sport i kul'tura zdorov'ya u suchasnomu suspil'stvi [Physical development, sport and health culture in modern life]. 2016. No. 1 (33). P. 107-113.
11. Ashanin V.S. Komp'yuternye testy ocenki kognitivnyh sposobnostej sportsmenov [Computer tests for assessing the cognitive abilities of athletes] // Slobozhanskij nauchno-sportivnyj vestnik [Slobozhansky scientific and sports bulletin]. 2002. No. 5. P. 164-166.
12. Maevskij K.V. Effektivnost' integral'nogo razvitiya special'nogo vnimaniya u yunyh sportsmenov, zanimayushchihsya mini-futbolom (futzalom) [The effectiveness of the integral development of special attention in young athletes involved in mini-football (futsal)] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury]. 2012. No. 10. P. 100.
13. Komp'yuternaya psihologicheskaya diagnostika [Computer psychological diagnostics] [Electronic resource]. URL: https://cpd-program.ru/methods.html (date of access: 12.12.2021).
14. Medicinskaya statistika [Medical statistics] [Electronic resource]. URL: https:// medstatistic.ru/ (accessed 12/20/2021).