Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ ЮНЫХ ВАТЕРПОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ'

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ ЮНЫХ ВАТЕРПОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водное поло / юные ватерполисты / половая принадлежность / внимание / свойства внимания / water polo / young water polo players / gender / attention / properties of attention

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Звягина Екатерина Владимировна

Представлена оценка параметрических показателей свойств внимания как мультимодального познавательного процесса в зависимости от половой принадлежности у юных спортсменов, занимающихся водным поло. Применен психофизиологический комплекс методик, которые оценивают объем, устойчивость, концентрацию внимания. Определено, что скорость реакции выбора, простая зрительно-моторная реакция, концентрация и устойчивость процесса внимания у юных ватерполистов не зависят от половой принадлежности в условиях игрового пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Звягина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF ATTENTION INDICATORS OF YOUNG WATERPOLO PLAYERS WITH CONSIDERING GENDER

An assessment of the parametric indicators of the properties of attention as a multimodal cognitive process depending on gender in young athletes involved in water polo is presented. A psychophysiological complex of methods was applied that assess the volume, stability, concentration of attention. It was determined that the choice reaction speed, simple visual-motor reaction, concentration and stability of the attention process in young water polo players do not depend on gender in the conditions of the playing space.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ ЮНЫХ ВАТЕРПОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»

УДК 797.25 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-3-80-86

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ ЮНЫХ ВАТЕРПОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Е.В. Звягина

Представлена оценка параметрических показателей свойств внимания как мультимодального познавательного процесса в зависимости от половой принадлеж-ности у юных спортсменов, занимающихся водным поло. Применен психофизиологический комплекс методик, которые оценивают объем, устойчивость, концентрацию внимания. Определено, что скорость реакции выбора, простая зрительно-моторная реакция, концентрация и устойчивость процесса внимания у юных ватерполистов не зависят от половой принадлежности в условиях игрового пространства.

Ключевые слова: водное поло, юные ватерполисты, половая принадлежность, внимание, свойства внимания.

ASSESSMENT OF ATTENTION INDICATORS OF YOUNG WATERPOLO PLAYERS WITH CONSIDERING GENDER

Zvyagina E.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, zv-aev@mail.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture

An assessment of the parametric indicators of the properties of attention as a multimodal cognitive process depending on gender in young athletes involved in water polo is presented. A psychophysiological complex of methods was applied that assess the volume, stability, concentration of attention. It was determined that the choice reaction speed, simple visual-motor reaction, concentration and stability of the attention process in young water polo players do not depend on gender in the conditions of the playing space.

Key words: water polo, young water polo players, gender, attention, properties of attention.

Звягина Екатерина Владимировна, канд. пед. наук, доц., zv-aev@mail.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры

Водное поло - вид спорта, входящий в программу летних современных олимпийских игр. Целевым статусом игры является «взятие» ворот соперника путем попадания в них мяча во время атакующих действий. Это происходит в экстремальных условиях, при временном лимите. Спортивное поведение ватерполиста характеризуется нахождением в водной среде и взаимодействием с мячом одной ведущей руки. Основой игрового пространства являются коррелятивные параметры психофункционального состояния (меткость, ловкость, быстрота реакции). Наличие этих особенностей во

многом определяет круг требований к уровню развития и особенностям психофизиологического процесса, свойствам личности спортсменов-игровиков, в частности, к вниманию, которое необходимо для эффективного совершенствования спортивного мастер -ства.

Результаты мирового научного сообщества, в том числе и представителей отечественной науки, собственные исследования отмечают наличие актуализированной ориентации во взаимосвязи психологических и физиологических параметров, составляющих жизненное пространство, вклю -

чая профессиональное самосовершенствование (спортивная деятельность). Вниманию как важнейшей измеряемой психофизиологической характери -стике высшей нервной деятельности человека уделено значительное количество публикаций: оценке непроизвольного внимания и корреляционным связям со структурами мозга - А.А. Лобанов и О.В. Попова [1], свойствам внимания - В.А. Коровин [2], Е.В. Звягина [3], интерференции внимания, протеканию конкурирующих когнитивных процессов - А.А. Созинов, А.К. Крылов и Ю.И. Александров [4], изучению внимания в связи с приверженностью конкретного вида спорта (футболистов [5], единоборцев [6], дзюдоистов [7], спортсменов-конников [8], стрелков из лука [9], пловцов и гимнастов [10]), а также изучению свойств внимания в условиях подготовительного, соревновательного периодов спортивной подготовки [11, 12]. Однако параметрические показатели свойств внимания практически не изучены в таком игровом виде спорта, как водное поло.

Целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязи между параметрическими характеристиками свойств внимания и половой принадлежности игрока в водное поло.

В зависимости от поставленной цели были сформулированы задачи исследования:

1) оценка психологических функций и их показателей с учетом половой принадлежности ватерполиста (устойчивость, концентрация внимания, сенсомоторные реакции);

2) определение уровня подвижности нервных процессов (возбуди -мости по времени простой зрительной сенсомоторной реакции) в зависимости от половой принадлежности игрока;

3) оценка статистическими методами достоверности полученных результатов;

4) определение перспективы исследования.

Методика и организация исследования. Показатели концентрации внимания, устойчивости концентрации и производительности внимания исследованы с помощью корректурной пробы Бурдона-Анфимова [13], методики диагностики процессов активного внимания, сенсомоторных реакций и умственной работоспособности в целом (таблицы Шульте) [13]; психофизиологический компонент оценивался по методике определения простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР); статистический анализ проводился с использованием программы StatTech v2.5.8 [14]. Преимуществом комплексной оценки параметров внимания является независимость от культурной принадлежности, уровня вербального и социального интеллекта. Тестовые методики стандартизированы и валидны.

В исследовании приняли участие 45 юных ватерполистов, регулярно занимавшихся в школе олимпийского резерва по водным видам спорта г. Челябинска (Россия), средний возраст - 13±0,7 лет. В табл. 1 представлена описательная статистика категориальных переменных рас -пределения оптантов исследования.

Таблица 1

Распределение оптантов по категориям (описательная статистика)

Показатели Абс., чел. Отн., %

Пол Женский 21 45,0

Мужской 24 55,0

Спортивная квалификация 1-й юношеский разряд 13 28,8

2-й юношеский разряд 20 44,4

3-й юношеский разряд 12 26,6

Результаты исследования и их обсуждение. Был выполнен анализ показателя «Скорость реакции выбора (сек)» по таблицам Шульте в зависимости от показателя «половая принадлежность (пол)» - не удалось выявить статистически значимых различий (р=0,693). Данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Анализ показателя «Скорость реакции выбора (сек)» в зависимости от показателя «половая принадлежность (пол)»

Показатель Скорость реакции выбора, с p

M±SD 95 % ДИ n

Пол Женский 39,29±7,65 33,41-45,17 21 0,693

Мужской 40,64±7,32 35,72-45,55 24

При оценке зависимости вероятности половой принадлежности параметра была получена кривая скорости реакции выбора с помощью ROC-анализа (рисунок).

1,00- ,

„ -

н tj о Я л

Î 0,50-

я

и

н

и

и

^ 0,25-

0,25 0,50 0,75 1,00

1 - Специфичность

ЯОС-кривая, характеризующая зависимость вероятности показателя «пол» от показателя «скорость реакции выбора»

Площадь под ROC-кривой составила 0,545±0,132 с 95 % ДИ: 0,2870,804. Полученная модель не была статистически значимой (p=0,732).

Пороговое значение показателя «скорость реакции выбора» в точке cut-off, которому соответствовало наивысшее значение индекса Юдена, составило 35,200, прогнозировалось при значении показателя «скорость реакции выбора» выше или равной ей данной величины. Чувствительность и специфичность модели составили 90,9 и 44,4 % соответственно (табл. 3).

Таблица 3

Пороговые значения показателя «скорость реакции выбора»

Порог Чувствительность (Se), % Специфичность (Sp), %

40,80 54,5 55,6

Таким образом, доказано, что скорость реакции выбора по табли -цам Шульте не является зависимой параметрической характеристикой от половой принадлежности, то есть внимание как селективный психокогнитивный процесс в смешанных юношеских командах возможно развивать единообразно.

По признаку половой принадлежности также определены группы по методике Бурдона и простой зрительно моторной реакции, результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

Распределение юных ватерполистов по результатам корректурной пробы Бурдона и ПЗМР

Группы Корректурная проба Бурдона ПЗМР

Шкальная оценка, уе. Половая принадлежность, n / % Шкальная оценка, с Половая принадлежность, n / %

Мужская Женская Мужская Женская

I 6-9 - - 230-250 2 / 8,3 1 / 4,7

II 10-15 10/41,6 11/52,3 201-229 13 / 54,1** 13 /61,9**

III 16-19 14/58,3* 10/47,6* 160-200 9 / 37,5 7 / 33,3

Примечание: *, ** - различия показателей статистически незначимые (p > 0,05).

По результатам корректурной пробы и ПЗМР обучающиеся были распределены на группы с высоким, средним и низким уровнями. Достоверных различий распределения по уровням половой принадлежности не установлено.

Заключение. В зависимости от половой принадлежности исследуемого контингента в водном поло установлено, что познавательный психофизиологический процесс (внимание) является многофакторным параметром, обеспечивающим определенную копинг-стратегию поведения

в когнитивной сфере игрового пространства. Это имеет влияние на такие процессы, как память, информационное восприятие, уровень работоспо -собности. В функциональном поле эмоций, воли, поведения индивида обеспечивают такие игровые поведенческие реакции, как импульсивность, тревожность, физическая и словесная агрессия, пренебрежение безопасными маневрами, депрессивность и т. д.

Успешность комплексной оценки параметрических показателей внимания тренировочной, соревновательной, образовательной деятельно -сти находится в прямой зависимости от скорости обработки сенсорной информации в центральной нервной системе и количества нейронов, совокупно включенных в этот познавательный процесс независимо от половой принадлежности, тем самым возникает возможность своевременной кор -рекции индивидуального и социального плана подготовки тренировочных нагрузок у юных ватерполистов.

В перспективе исследований предполагается оценить у юных ватерполистов параметры концентрации, устойчивости, объема внимания в зависимости от амплуа на игровом поле, а также определить возможные взаимосвязи со спортивной квалификацией.

Список литературы

1. Лобанов А.А., Попова О.В. Внимание человека: психофизиоло-гические аспекты в норме и при нарушении // Международный студенче -ский научный вестник. 2017. №1. С. 9.

2. Коровин В.А., Викулова А.Д., Турчанинов С.Ю. Показатели внимания и текущее функциональное состояние организма юных спортсменов // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 4 (57). С. 116-121.

3. Веревкина В.В., Звягина Е.В. Обзор исследований психофизиологических особенностей ватерполистов // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии: сб. материалов IX Всерос. с меж-дунар. участ. науч.-практ. конф. магистрантов и молодых ученых. Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2021. С. 304-306.

4. Созинов А.А., Крылов А.К., Александров Ю.И. Эффект интерфе -ренции в изучении психологических структур // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 1. С. 5-47.

5. Кондратович С.В. Оценка психофизиологических характеристик футболистов 12-13 лет в стандартных лабораторных условиях // Наука и спорт: современные тенденции. 2017. Т. 17. № 4 (17). С. 10-16.

6. Сунцов С.А. Характеристика свойств внимания спортсменов -единоборцев 12 лет // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Естественные науки. 2013. № 2. С. 96-101.

7. Дугаева Н.С. Свойства внимания как элемент управления обучением на этапе начальной подготовки дзюдоистов // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 20. С. 130-134.

8. Савинкина А.О. Индивидуальный подход к повышению эф -фективности выступления спортсменов-конников на соревнованиях путем совершенствования их качества внимания // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском уни-верситете: сб. материалов юбил. конф.: в 5 т. М. Кигито-Центр, 2015. С. 399-401.

9. Коробейникова Е.Ю., Леонов С.В., Поликанова И.С. Психологические особенности внимания у стрелков из лука // Национальный психо -логический журнал. 2017. № 2 (26). С. 35-45.

10. Давыдов В., Манкевич А., Лущик И. Концентрация и распределение внимания в спортивном плавании, спортивной и художественной гимнастики // Фiзичне виховання, спорт i культура здоров'я у сучасному сустльствь 2016. № 1 (33). С. 107-113.

11. Ашанин В.С. Компьютерные тесты оценки когнитивных способностей спортсменов // Слобожанский научно-спортивный вестник. 2002. № 5. С. 164-166.

12. Маевский К.В. Эффективность интегрального развития специального внимания у юных спортсменов, занимающихся мини-футболом (футзалом) // Теория и практика физической культуры. 2012. № 10. С. 100.

13. Компьютерная психологическая диагностика [Электронный ресурс]. URL: https: // cpd-program.ru / methods.html (дата обращения : 12.12.2021).

14. Медицинская статистика [Электронный ресурс]. URL: https:// medstatistic.ru/ (дата обращения 20.12.2021).

References

1. Lobanov A.A., Popova O.V. Vnimanie cheloveka: psihofiziologicheskie aspekty v norme i pri narushenii [Human attention: psychophysiological aspects in the norm and in violation] // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik [International Student Scientific Bulletin]. 2017. No. 1. P. 9.

2. Korovin V.A., Vikulova A.D., Turchaninov S.Yu. Pokazateli vnimaniya i tekush-chee funkcional'noe sostoyanie organizma yunyh sportsmenov [Indicators of attention and the current functional state of the organism of young athletes] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2008. No. 4 (57). P. 116-121.

3. Verevkina V.V., Zvyagina E.V. Obzor issledovanij psihofiziologicheskih osoben-nostej vaterpolistov [Review of studies of the psychophysiological features of water polo players] // Physical culture, sport, tourism: science, education, technology: coll. materials of the IX Vseros. with international participation scientific-practical. conf. undergraduates and young scientists. Chelyabinsk: Publishing house UralGUFK, 2021. P. 304-306.

4. Sozinov A.A., Krylov A.K., Aleksandrov Yu.I. Effekt interferencii v izuchenii psihologicheskih struktur [Interference effect in the study of psychological structures] // Eks-perimental'naya psihologiya [Experimental psychology]. 2013. V. 6. No. 1. P. 5-47.

5. Kondratovich S.V. Ocenka psihofiziologicheskih harakteristik futbolistov 1213 let v standartnyh laboratornyh usloviyah [Evaluation of the psychophysiological characteristics of football players aged 12-13 under standard laboratory conditions] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2017. V. 17. No. 4 (17). P. 10-16.

6. Suncov S.A. Harakteristika svojstv vnimaniya sportsmenov-edinoborcev 12 let [Characteristics of the attention properties of single combat athletes 12 years old] // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Estestvennye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Natural Sciences]. 2013. No. 2. P. 96-101.

7. Dugaeva N.S. Svojstva vnimaniya kak element upravleniya obucheniem na etape nachal'noj podgotovki dzyudoistov [Properties of attention as an element of learning management at the stage of initial training of judokas] // Problemy i perspektivy razvitiya obrazo-vaniya v Rossii [Problems and prospects for the development of education in Russia]. 2013. No. 20. P. 130-134.

8. Savinkina A.O. Individual'nyj podhod k povysheniyu effektivnosti vystupleniya sportsmenov-konnikov na sorevnovaniyah putem sovershenstvovaniya ih kachestva vnima-niya [Individual approach to improving the efficiency of performance of equestrian athletes at competitions by improving their quality of attention] // From the origins to the present: 130 years of organizing a psychological society at Moscow University: sat. anniversary materials. conf.: in 5 vols. M. Kigito-Center, 2015. P. 399-401.

9. Korobejnikova E.Yu., Leonov S.V., Polikanova I.S. Psihologicheskie osobennosti vnimaniya u strelkov iz luka [Psychological features of attention in archers] // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal [National Psychological Journal]. 2017. No. 2 (26). P. 35-45.

10. Davydov V., Mankevich A., Lushchik I. Koncentraciya i raspredelenie vnima-niya v sportivnom plavanii, sportivnoj i hudozhestvennoj gimnastiki [Concentration and distribution of attention in sports swimming, sports and rhythmic gymnastics] // Fizichne viho-vannya, sport i kul'tura zdorov'ya u suchasnomu suspil'stvi [Physical development, sport and health culture in modern life]. 2016. No. 1 (33). P. 107-113.

11. Ashanin V.S. Komp'yuternye testy ocenki kognitivnyh sposobnostej sportsmenov [Computer tests for assessing the cognitive abilities of athletes] // Slobozhanskij nauchno-sportivnyj vestnik [Slobozhansky scientific and sports bulletin]. 2002. No. 5. P. 164-166.

12. Maevskij K.V. Effektivnost' integral'nogo razvitiya special'nogo vnimaniya u yunyh sportsmenov, zanimayushchihsya mini-futbolom (futzalom) [The effectiveness of the integral development of special attention in young athletes involved in mini-football (futsal)] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury]. 2012. No. 10. P. 100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Komp'yuternaya psihologicheskaya diagnostika [Computer psychological diagnostics] [Electronic resource]. URL: https://cpd-program.ru/methods.html (date of access: 12.12.2021).

14. Medicinskaya statistika [Medical statistics] [Electronic resource]. URL: https:// medstatistic.ru/ (accessed 12/20/2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.