Научная статья на тему 'Оценка показателей социальной инфраструктуры университета'

Оценка показателей социальной инфраструктуры университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА / SOCIAL INFRASTRUCTURE OF UNIVERSITY / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / HOUSING AND COMMUNAL INFRASTRUCTURE / ИНФРАСТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ТОРГОВЛИ / PUBLIC CATERING AND TRADE INFRASTRUCTURE / ИНФРАСТРУКТУРА БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / CONSUMER SERVICES INFRASTRUCTURE / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / CULTURAL AND RECREATIONAL INFRASTRUCTURE / СПОРТИВНАЯ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SPORTS AND HEALTH INFRASTRUCTURE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INFORMATION AND COMMUNICATION INFRASTRUCTURE / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романова Ирина Матвеевна, Троценко Анастасия Николаевна

Приводятся результаты полевого исследования важности и удовлетворенности стейкхолдеров университета элементами социальной инфраструктуры университетов. Анализируется социальная инфраструктура университета в разрезе жилищно-коммунальной инфраструктуры, инфраструктуры общественного питания и торговли, инфраструктуры бытового обслуживания, культурно-досуговой, спортивной и оздоровительной, информационно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры. Оценены показатели социальной инфраструктуры университета для таких стейкхолдеров университета, как «молодые ученые», НПР старше 40 лет, местные обучающиеся, иногородние и иностранные обучающиеся. Полученные результаты представляют интерес для менеджмента университетов при разработке программ развития и повышения конкурентоспособности университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Романова Ирина Матвеевна, Троценко Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University’s Social Infrastructure Indicators Assessment

The article contains field study results of university stakeholders satisfaction with social infrastructure elements of universities. The social infrastructure of university is analyzed in the context of housing and communal infrastructure, public catering and trade infrastructure, consumer services infrastructure, cultural and recreational infrastructure, sports and health infrastructure, information and communication infrastructure, transport infrastructure. Indicators of social infrastructure of university are estimated for such university stakeholders as «young scientists», scientific and pedagogical workers over 40, local students, students from other regions of the country and foreign students. The obtained results are interesting to university management when developing development programs and increasing competitiveness of universities.

Текст научной работы на тему «Оценка показателей социальной инфраструктуры университета»

Приводятся результаты полевого исследования важности и удовлетворенности стейкхолдеров университета элементами социальной инфраструктуры университетов. Анализируется социальная инфраструктура университета в разрезе жилищно-коммунальной инфраструктуры, инфраструктуры общественного питания и торговли, инфраструктуры бытового обслуживания, культурно-досуговой, спортивной и оздоровительной, информационно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры. Оценены показатели социальной инфраструктуры университета для таких стейкхолдеров университета, как «молодые ученые», НПР старше 40 лет, местные обучающиеся, иногородние и иностранные обучающиеся. Полученные результаты представляют интерес для менеджмента университетов при разработке программ развития и повышения конкурентоспособности университетов.

Ключевые слова: социальная инфраструктура университета; жилищно-коммунальная инфраструктура; инфраструктура общественного питания и торговли; инфраструктура бытового обслуживания; культурно-досуговая инфраструктура; спортивная и оздоровительная инфраструктура; информационно-коммуникационная инфраструктура; транспортная инфраструктура.

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА

Романова Ирина Матвеевна,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга, коммерции и логистики, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ); 690922, г. Владивосток, остров Русский, бухта Аякс, корпус G(22) romanova.im@dvfu.ru

Троценко Анастасия Николаевна,

старший преподаватель кафедры маркетинга, коммерции и логистики, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), 690922, г. Владивосток, остров Русский, бухта Аякс, корпус G(22) trotsenko.an@dvfu.ru

Создание благоприятных социальных условий в университете является одним из весомых факторов привлечения и удержания как высококвалифицированных научно-педагогических работников (НПР), так и талантливых, одаренных, перспективных абитуриентов, студентов на международном рынке услуг высшего образования [1]. Социальные условия формируются в рамках развития социальной инфраструктуры университета, под которой понимается «комплекс объектов непроизводственного назначения, формирующих условия (жилищно-коммунальные, бытовые, общественного питания и торговли, спортивно-оздоровительные, культурные, досуговые, информационно-коммуникационные, транспортные) для удовлетворения потребностей

сотрудников и обучающихся» [2]. В настоящее время отсутствуют комплексные подходы к изучению социальной инфраструктуры на уровне университетов. На основе анализа научной литературы по проблеме исследования была предложена классификация структурных элементов социальной инфраструктуры университета (жилищно-коммунальная инфраструктура, инфраструктура общественного питания и торговли, инфраструктура бытового обслуживания, спортивная и оздоровительная инфраструктура, культурно-досуговая инфраструктура, информационно-коммуникационная инфраструктура, транспортная инфраструктура), а также система показателей, характеризующих социальную инфраструктуру университета [3].

Для определения важности и степени удовлетворенности потребителей элементами социальной инфраструктуры университета был выбран Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), поскольку после объединения в 2011 году четырех ведущих университетов Дальнего Востока, строительства кампуса ДВФУ на о. Русский и проведения саммита АТЭС в 2012 году, ДВФУ стал конкурентом не только на российском рынке услуг высшего образования, но и на рынке стран АТР. ДВФУ является участником Проекта 5-100*.

В генеральную совокупность вошли российские обучающиеся ДВФУ (студенты, аспиранты, слушатели программ дополнительного профессионального образования), иностранные обучающиеся

* Вузы — Проект 5-100. URL: https://5top100.ru/universities/ (дата обращении: 07.11.2017).

ДВФУ (студенты, аспиранты, интерны, ординаторы, ассистенты-стажеры), НПР ДВФУ (профессорско-преподавательский состав (ППС), научные работники).

Объем выборки определялся по методике Е.П. Голубкова [4] с вариацией 50%, с точностью полученных результатов, равной ±3% (е=0,03) для российских обучающихся ДВФУ и ±4% (е=0,04) для иностранных обучающихся и НПР ДВФУ, при 95% уровне доверительности, были получены следующие выборки: 1) 1 067 российских обучающихся ДВФУ (местные обучающиеся ДВФУ, проживающие в г. Владивостоке и г. Артеме, не нуждающиеся в предоставлении общежития; иногородние обучающиеся ДВФУ, приехавшие из других городов России); 2) 436 иностранных обучающихся ДВФУ; 3) 449 НПР ДВФУ (158 НПР моложе 40 лет — «Молодые ученые»; 291 НПР старше 40 лет).

Обучающимся и НПР ДВФУ было предложено оценить степень важности элементов социальной инфраструктуры и их показателей, в целом, в университе-

тах, а также оценить степень удовлетворенности элементами социальной инфраструктуры и их показателями в ДВФУ по 5-балльной шкале, где 5 — самый высокий уровень важности/удовлетворенности, а 1 — самый низкий уровень. Обработка результатов заключалась в расчете среднего арифметического значения по каждому элементу и показателю, которое может считаться достаточно надежным при условии хорошей согласованности мнений респондентов. Для анализа согласованности оценок респондентов использовался коэффициент вариации V. [5], характеризующий условную меру различий мнений респондентов в отношении к средней величине групповой оценки каждого показателя и элемента социальной инфраструктуры. Чем меньше значение коэффициента вариации V. (не более 0,25), тем выше степень согласованности мнений респондентов.

В таблицах 1 и 2 представлено распределение средних оценок обучающихся и НПР ДВФУ относительно степени важности эле-

ментов социальной инфраструктуры в университете и степени удовлетворенности элементами социальной инфраструктуры ДВФУ, полученных в 2016 — 2017 гг. Степень согласованности обучающихся и НПР ДВФУ является хорошей, поскольку рассчитанные коэффициенты вариации V. меньше или равны 0,20.

Для подтверждения значимости элементов социальной инфраструктуры обучающимся и НПР ДВФУ, помимо определения степени важности элементов, так же было предложено проранжиро-вать элементы социальной инфраструктуры по степени значимости от 7 до 1, где 7 — самый высокий уровень значимости элемента, а 1 — самый низкий уровень значимости. Была применена интервальная шкала, позволяющая определить не только, как один фактор предпочтительнее другого, но также и на сколько [6]. Обработка результатов заключалась в преобразовании рангов таким образом, что ранг 1 получал элемент с максимальной суммой оценок от всех респондентов,

Таблица 1

Распределение средних оценок обучающихся ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности элементами социальной инфраструктуры университета, 2016—2017

Элементы социальной инфраструктуры университета Обучающиеся

местные иногородние российские иностранные

важность удовлетворенность разрыв важность удовлетворенность разрыв важность удовлетворенность разрыв

Жилищно-коммунальная инфраструктура 2,15 3,15 -1,0 4,75 3,14 1,61 4,75 4,30 0,45

Инфраструктура общественного питания и торговли 3,35 2,85 0,5 3,98 2,77 1,21 4,01 2,73 1,28

Инфраструктура бытового обслуживания 2,96 2,26 0,70 3,40 2,38 1,02 3,57 2,40 1,17

Культурно-досуговая инфраструктура 4,40 3,05 1,35 4,40 2,76 1,64 4,45 2,64 1,81

Информационно- коммуникационная инфраструктура 4,25 3,15 1,10 4,35 3,14 1,21 4,60 3,01 1,59

Спортивная и оздоровительная инфраструктура 4,60 3,90 0,70 4,50 3,57 0,93 4,45 3,55 0,90

Транспортная инфраструктура 4,10 3,30 0,80 3,35 3,30 0,05 3,35 3,30 0,05

Таблица 2

Распределение средних оценок НПР ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности элементами социальной инфраструктуры университета, 2016—2017

Элементы социальной инфраструктуры университета НПР

«Молодые ученые» НПР старше 40 лет

важность удовлетворенность разрыв важность удовлетворенность разрыв

Жилищно-коммунальная инфраструктура 4,55 3,81 0,74 3,50 2,98 0,52

Инфраструктура общественного питания и торговли 4,15 2,88 1,27 4,18 2,38 1,80

Инфраструктура бытового обслуживания 3,34 2,86 0,48 3,51 1,81 1,70

Культурно-досуговая инфраструктура 3,85 2,52 1,33 3,55 2,55 1,00

Информационно-коммуникационная инфраструктура 4,45 2,9 1,55 4,40 2,50 1,90

Спортивная и оздоровительная инфраструктура 3,95 3,30 0,65 4,05 3,20 0,85

Транспортная инфраструктура 4,05 3,82 0,23 4,50 2,87 1,63

а ранг 7 — элемент, имеющий минимальную сумму рангов. Весовые коэффициенты по методу ранжирования были рассчитаны по формуле (1) [7]:

=/ИХ , (1)

¡=1 1=1

где

— весовой коэффициент по методу ранжирования;

— ранг, присваиваемый ¡-м экспертом ¡-ому элементу; п — количество респондентов; т — количество элементов социальной инфраструктуры университета.

Прежде чем приступать к анализу полученных результатов, необ-

ходимо было оценить согласованность мнений обучающихся и НПР ДВФУ относительно ранжирования элементов социальной инфраструктуры университета на основе расчета коэффициента конкор-дации Кендалла [8]. Затем необходимо было провести проверку статистической значимости коэффициентов конкордации по критерию хи-квадрат (%2), так как коэффициент конкордации является случайной величиной [9]. Задавшись уровнем значимости критерия а=0,05, расчетные значения хи-квадрата Х2расч больше табличных значений хи-квадрата %2та6л, следовательно, мнения респон-

дентов в каждой группе согласованны относительно ранжировок (упорядочения) элементов социальной инфраструктуры университета. Согласно результатам анализа, представленным в таблице 3, жилищно-коммунальная инфраструктура университета является самым важным элементом социальной инфраструктуры для иностранных и иногородних обучающихся.

Согласно результатам исследований, представленным в таблице 4, важными показателями жилищно-коммунальной инфраструктуры для иностранных

=1

Таблица 3

Оценка элементов социальной инфраструктуры университета обучающимися и НПР ДВФУ с помощью ранжирования,

2016—2017

Элементы социальной инфраструктуры университета Обучающиеся НПР

местные иногородние российские иностранные «Молодые ученые» НПР старше 40 лет

ранг вес, ^ ранг вес, ^ ранг вес, ^ ранг вес, ^ ранг вес, ^

Жилищно-коммунальная инфраструктура 7 0,054 1 0,243 1 0,225 1 0,225 7 0,068

Спортивная и оздоровительная инфраструктура 1 0,208 2 0,181 3 0,161 5 0,120 4 0,160

Информационно-коммуникационная инфраструктура 3 0,187 4 0,121 2 0,208 2 0,173 2 0,180

Культурно-досуговая инфраструктура 2 0,190 3 0,165 4 0,133 6 0,099 5 0,152

Инфраструктура общественного питания и торговли 5 0,129 5 0,113 5 0,130 3 0,159 3 0,162

Транспортная инфраструктура 4 0,143 7 0,087 7 0,058 4 0,144 1 0,186

Инфраструктура бытового обслуживания 6 0,089 6 0,090 6 0,084 7 0,081 6 0,092

Таблица 4

Распределение средних оценок обучающихся ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями жилищно-коммунальной инфраструктуры университета, 2016—2017

Показатели жилищно-коммунальной инфраструктуры Обучающиеся

местные иногородние российские иностранные

важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв

Наличие общежития 2,15 3,15 -1,0 4,74 2,47 2,26 4,72 4,44 0,28

Наличие гостиницы 2,05 3,10 -1,0 3,92 2,47 1,45 4,06 4,11 -0,06

Состояние комнат (наличие ремонта) - - - 4,66 2,97 1,68 4,61 4,17 0,44

Обеспеченность мебелью - - - 4,58 3,18 1,39 4,44 4,28 0,17

Количество мест в комнате - - - 4,42 4,00 0,42 4,39 4,06 0,33

Наличие отдельного санузла в комнате - - - 4,63 3,24 1,39 4,33 4,61 -0,28

Наличие кухни на этаже - - - 4,24 3,42 0,82 4,28 3,94 0,33

Обеспеченность бытовой техникой - - - 4,21 3,37 0,84 4,28 3,78 0,50

Наличие комнаты для стирки / прачечной - - - 4,00 2,92 1,08 4,06 3,78 0,28

Наличие гладильных комнат - - - 3,13 3,24 -0,11 3,67 3,78 -0,11

Качество работы коммунальных служб (сантехников, электриков и др.) - - - 3,24 3,18 0,05 3,61 3,94 -0,33

Наличие лифта - - - 2,87 3,24 -0,37 3,50 4,33 -0,83

Обеспечение безопасности проживания (видеонаблюдение, противопожарная безопасность) - - - 3,18 3,39 -0,21 3,22 4,00 -0,78

Качество работы комендантов, администраторов - - - 2,79 2,89 -0,11 3,22 2,56 0,67

и иногородних обучающихся являются наличие общежития, гостиницы и условия проживания в них. Результаты оценки степени удовлетворенности жилищно-коммунальной инфраструктурой показывают, что наибольшее расхождение между средней оценкой удовлетворенности и средней оценкой важности наблюдается у иногородних обучающихся (максимальный разрыв составил 2,26), а наименьшее расхождение — у иностранных обучающихся (максимальный разрыв — 0,67). Это вызвано тем, что, во-первых, общежития и гостиницы на кампусе ДВФУ (расположенные на о. Русский) являются более благоустроенными (построены в 2012 г. для форума АТЭС) по отношению

к «материковым общежитиям» ДВФУ, расположенным в городе Владивосток; во-вторых, в общежития и гостиницы на кампусе ДВФУ заселяют, в первую очередь, всех иностранных обучающихся и первокурсников, а затем иногородних обучающихся со средним баллом выше 4,25 за последнюю сессию. В «материковые общежития» ДВФУ направляются остальные иногородние обучающиеся, имеющие академические и финансовые задолженности перед университетом или средний балл за последнюю сессию ниже 4,25.

Жилищно-коммунальная инфраструктура университета является важным элементом социальной

инфраструктуры для «молодых ученых», так как они, как правило, не имеют собственной жилой площади. Предоставление общежитий не в полной мере удовлетворяет их по причинам проживания со студентами в одном корпусе и малой площади комнаты для всей семьи. Предоставление гостиницы предпочтительнее, чем общежития для «молодых ученых» из-за лучших условий. Однако молодые ученые понимают, что общежития и гостиницы являются временным жильем, а для проживания семьи с детьми необходимо иметь уже квартиру. Молодые ученые считают, что обучающиеся и НПР должны проживать отдельно (табл. 5). ДВФУ не имеет служебных квартир, поэтому

Таблица 5

Распределение средних оценок НПР ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями жилищно-

коммунальной инфраструктуры университета, 2016—2017

Показатели жилищно-коммунальной инфраструктуры НПР

«Молодые ученые» НПР старше 40 лет

важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв

Наличие общежития 4,05 3,20 0,85 3,10 2,50 0,60

Наличие гостиницы 4,30 3,55 0,75 3,90 3,45 0,45

Наличие служебных квартир 4,55 1,00 3,55 4,50 1,00 3,50

Состояние комнат (наличие ремонта) 4,50 4,17 0,33 - - -

Обеспеченность мебелью 4,44 4,28 0,16 - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество мест в комнате 4,50 4,06 0,44 - - -

Наличие отдельного санузла в комнате 4,50 4,61 -0,11 - - -

Наличие кухни на этаже 4,50 2,90 1,60 - - -

Обеспеченность бытовой техникой 4,28 3,78 0,5 - - -

Наличие комнаты для стирки / прачечной 4,44 3,10 1,34 - - -

Наличие гладильных комнат 4,10 3,10 1,00 - - -

Качество работы коммунальных служб (сантехников, электриков и др.) 3,61 3,94 -0,33 - - -

Наличие лифта 3,50 4,33 -0,83 - - -

Обеспечение безопасности проживания (видеонаблюдение, противопожарная безопасность) 3,50 4,10 -0,60 - - -

Качество работы комендантов, администраторов 3,22 4,26 -1,04 - - -

предоставляет НПР, в первую очередь, гостиницы, а затем уже общежития, расположенные на кампусе ДВФУ (о. Русский) с комфортными условиями проживания.

Для НПР старше 40 лет жилищно-коммунальная инфраструктура является самым незначимым элементом социальной инфраструктуры, поскольку в большинстве случаев они уже решили свои социальные проблемы или их не устраивают условия проживания в гостинице или общежитии университета. Данная категория НПР является самой требовательной из всех. НПР старше 40 лет оценивали не все показатели жилищно-коммунальной инфраструктуры, поскольку не обладают актуальной информацией об условиях проживания.

Информационно-коммуникационная инфраструктура является важным элементом социальной инфраструктуры для обучающих-

ся, а именно для иностранных находится на 2-м месте по значимости, для местных — на 3-м месте, для иногородних — на 4-м месте (см. табл. 3). В век информационных технологий для молодого поколения важно обмениваться информацией 24/7/365, быть всегда «онлайн». В связи с чем данный элемент инфраструктуры важен для обучающихся за счет таких показателей (табл. 6), как наличие сети Интернет в учебных корпусах и общежитиях/гостиницах (5 баллов), наличие информационных групп в соцсетях (4,5 — 4,9), наличие контакт-центров (4,2—4,3). Наличие телефонной сети на территории кампуса предпочтительнее для русскоговорящих обучающихся (4.1 —4.3). Для иностранных студентов не так важен данный показатель (3.5). Стоит отметить, что иногородними и иностранными обучающими приветствуется наличие на территории кампуса объектов, оказыва-

ющих услуги по доставке почты и грузов в другие регионы РФ и страны (3,8—4.1). Наличие студенческого радио и студенческого телевизионного вещания так же являются не менее важными показателями информационно-коммуникационной инфраструктуры для всех обучающихся (3,7—3.9), но уровень удовлетворенности данными показателями достаточно низкий, так как в ДВФУ отсутствует как таковое радио (поэтому уровень удовлетворенности составляет 1,5), а ТУ-вещание освещает только масштабные события в Интернете (уровень удовлетворенности равен 2,7 — 2,8). Поскольку обучающиеся предъявляют высокие требования к показателям данной инфраструктуры, а уровень удовлетворенности низкий, соответственно, наблюдается высокое расхождение средних оценок важности и удовлетворенности (см. табл. 6). Наибольший разрыв в оценках составляет

у иностранных (1,59) и иногородних (1,21) обучающихся.

Для «молодых ученых» и НПР старше 40 лет вторым значимым элементом социальной инфраструктуры является информационно-коммуникационная инфраструктура (см. табл.3). Согласно результатам анализа (табл. 7), наиболее важными показателями (свыше 4 баллов) информационно-коммуникационной инфраструктуры для них являются нали-

чие сети Интернет и телефонной сети на территории кампуса, а также наличие контакт-центров по обработке звонков, сообщений по электронной почте. Стоит обратить внимание на низкий уровень удовлетворенности данными показателями по следующим причинам: 1) низкий уровень доступности (зоны покрытия) беспроводного Интернета на территории учебных корпусов; 2) низкая скорость передачи данных и частые перебои в работе Интернета; 3) отсут-

ствие предоставления телефонной сети для НПР, только для административных сотрудников предусмотрена телефонная сеть, поэтому НПР осуществляет звонки с личных телефонов; 4) длительная обработка обращений в контакт-центр. В связи с чем выявлены высокие уровни разрывов (от 0,9 до 2,1) между важностью данных показателей и удовлетворенностью ими. Наличие информационных групп в соцсетях и отделения почтовой связи на территории

Таблица 6

Распределение средних оценок обучающихся ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями информационно-коммуникационной инфраструктуры университета, 2016—2017

Показатели информационно-коммуникационной инфраструктуры Обучающиеся

местные иногородние российские иностранные

важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв

Наличие сети Интернет на кампусе 5,0 3,5 1,5 5 3,5 1,5 5 3,2 1,8

Наличие информационных групп в соцсетях 4,5 3,3 1,2 4,7 3,3 1,4 4,9 3,2 1,7

Наличие контакт-центров 4,3 3,6 0,7 4,2 3,3 0,9 4,3 3,5 0,8

Наличие телефонной сети на территории кампуса 4,1 3,9 0,2 4,3 3,9 0,4 3,5 3,2 0,3

Наличие студенческого радио 3,8 1,5 2,3 3,9 1,5 2,4 3,9 1,5 2,4

Наличие студенческого телевизионного вещания 3,8 2,8 1,0 3,7 2,7 1,0 3,8 2,8 1,0

Наличие отделения почтовой связи на кампусе 2,7 3,8 -1,1 3,9 3,8 0,1 3,9 3,2 0,7

Наличие на территории кампуса объектов, оказывающих услуги по экспресс доставке документов и грузов 2,2 2,8 -0,6 3,8 3,1 0,7 4,1 3,5 0,6

Показатели информационно-коммуникационной инфраструктуры НПР

«Молодые ученые» НПР старше 40 лет

важность удовлетворенность разрыв важность удовлетворенность разрыв

Наличие сети Интернет на территории кампуса 5,0 2,9 2,1 4,7 3,2 1,5

Наличие телефонной сети на территории кампуса 4,3 2,9 1,4 4,5 2,5 2,0

Наличие контакт-центров 4,2 3,3 0,9 4,2 3,2 1,0

Наличие информационных групп в соцсетях 3,9 3,8 0,1 3,4 3,5 -0,1

Наличие отделения почтовой связи на кампусе 3,8 3,5 0,3 3,3 3,2 0,1

Наличие на территории кампуса объектов, оказывающих услуги по экспресс доставке документов и грузов 3,2 2,5 0,7 2,5 1,5 1,0

Наличие студенческого радио 3,1 2,0 1,1 2,2 1,0 1,2

Наличие студенческого телевизионного вещания 2,5 2,0 0,5 2,5 1,0 1,5

Таблица 7

Распределение средних оценок НПР ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями информационно-

коммуникационной инфраструктуры университета, 2016—2017

кампуса являются следующими по важности показателями, так как «молодые ученые» предпочитают быстро обмениваться информацией и регулярно отправлять деловую корреспонденцию.

Спортивная и оздоровительная инфраструктура для обучающихся является одним из значимых элементов социальной инфраструктуры. Для местных обучающихся это самый значимый элемент, занимает 1-е место среди всех остальных элементов. Для иногородних обучающихся спортивная и оздоровительная инфраструктура находится на 2-м месте по значимости, для иностранных — на 3-м месте (см. табл. 3). Согласно результатам исследования, представленным в таблице 8, самыми важными показателями спортивной инфраструктуры для всех обучающихся являются наличие стадионов (волейбольных, баскетбольных, футбольных, теннисных кортов), спортивных залов (со спортинвентарем) и бассейнов, расположенных на территории кампуса университета. Среди важных показателей оздоровительной инфра-

структуры все обучающиеся выделяют наличие медпункта и вузовской поликлиники на территории кампуса, однако уровень удовлетворенности данными показателями ниже среднего. Наблюдается высокое расхождение средней оценки важности и средней оценкой удовлетворенности по этим показателям. Это вызвано рядом причин: 1) неудобное расположение медпункта на территории кампуса; 2) как правило, в медпункте выписывают направление к узкоспециализированным врачам, которые находятся в другом корпусе (или в другой поликлинике), из-за чего больному приходится ходить из корпуса в корпус, из кабинета в кабинет с нерешенной проблемой; 3) в результате обучающийся пропускает занятия, поэтому в большинстве случаев обучающиеся занимаются самолечением.

Спортивная и оздоровительная инфраструктура для «молодых ученых» не является относительно важным (3,95 балла) элементом социальной инфраструктуры, так как у них не столько свободного времени на занятия спортом,

как у обучающихся. Несмотря на 5 место по значимости данного элемента, для «молодых ученых» важными показателями являются наличие бассейнов (4,3), наличие спортивных залов (в т. ч. тренажерных со спортинвентарем) (4,1) и наличие вузовской поликлиники (4,05) (табл. 9).

Спортивная и оздоровительная инфраструктура для НПР старше 40 лет является на позицию значимее (4 место) по сравнению с «молодыми учеными», так как с возрастом (особенно после 40 лет) люди начинают задумываться о своем здоровье и стараются больше уделять времени на него. Анализ таблицы 9 показывает, что важными показателями спортивной и оздоровительной инфраструктуры являются наличие вузовской поликлиники (4,4), наличие медпункта на территории кампуса, наличие вузовского санатория, профилактория (3,9). Стоит отметить, что наблюдается более низкий уровень удовлетворенности показателями спортивной инфраструктуры обеими группами НПР, чем у обучающихся, по следующим основным причинам: 1)неудобный график работы

Таблица 8

Распределение средних оценок обучающихся ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями спортивной и оздоровительной инфраструктуры университета, 2016—2017

Показатели спортивной и оздоровительной инфраструктуры Обучающиеся

местные иногородние российские иностранные

важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв

Наличие стадионов на кампусе 4,40 4,20 0,20 4,71 4,13 0,58 4,20 3,50 0,70

Наличие спортивных залов 4,80 4,20 0,60 4,76 4,08 0,68 4,40 3,55 0,85

Наличие бассейнов 4,80 4,60 0,20 4,47 4,03 0,45 3,90 3,50 0,36

Наличие (крытого) катка 3,40 2,55 0,85 3,24 2,75 0,49 3,70 2,80 0,90

Наличие горной и/или лыжной трассы 3,10 1,90 1,20 3,10 1,79 1,31 3,70 1,60 2,10

Наличие медпункта на кампусе 4,60 4,00 0,60 4,87 3,63 1,24 4,10 3,25 0,85

Наличие вузовской поликлиники на кампусе 4,80 3,60 1,20 4,18 2,92 1,26 4,05 2,75 1,30

Наличие вузовского санатория, профилактория 2,60 1,60 1,00 2,89 2,61 0,29 3,75 3,05 0,70

объектов спортивной инфраструктуры; как правило, «молодым ученым» удобно заниматься спортом рано утром или поздно вечером; 2) для НПР не предусмотрены отдельные от обучающихся зоны для занятия спортом. Следует отметить высокий уровень расхождения (2,5) средней оценки важности и удовлетворенности наличием вузовского санатория, профилактория. ДВФУ предоставляет 20-процентную скидку только членам профсоюза из числа НПР на приобретение путевки в единственный санаторий.

Культурно-досуговая инфраструктура представляет значительный интерес после спортивной и оздоровительной инфраструктуры для всех обучающихся, а именно для местных обучающихся данный элемент находится на 2-м месте, для иногородних — на 3-м месте, для иностранных — на 4-м месте. Обучающимся важно наличие комфортных условий для полноценного отдыха и подготовки к занятиям, интересного времяпрепровождения в свободное от занятий время на кампусе и в какой-то мере возможности са-

мореализации (табл.10). Для этого обучающимся необходимы такие показатели культурно-досуго-вой инфраструктуры, как наличие парковой зоны, набережной и пляжа, а также наличие кинозала и развлекательного центра (бильярда, боулинга и др.) на кампусе. Обучающиеся понимают, что наличие благоустроенных концертных залов и выставочно-конгрессных объектов позволяют проводить университету международные молодежные творческие и научно-практические мероприятия, в которых они могут принимать участие.

Таблица 9

Распределение средних оценок НПР ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями спортивной и

оздоровительной инфраструктуры университета, 2016—2017

Показатели спортивной и оздоровительной инфраструктуры НПР

«Молодые ученые» НПР старше 40 лет

важность удовлетворенность разрыв важность удовлетворенность разрыв

Наличие стадионов на кампусе 3,9 4,1 -0,2 2,9 3,5 -0,6

Наличие спортивных залов 4,1 3,5 0,6 3,1 2,9 0,2

Наличие бассейнов 4,3 3,8 0,5 3,6 2,7 0,9

Наличие горной и/или лыжной трассы 3,2 1,5 1,7 1,7 1,5 0,2

Наличие (крытого) катка 3,3 3,1 0,2 2,5 2,2 0,3

Наличие вузовского санатория, профилактория 2,9 1,8 1,1 3,9 1,4 2,5

Наличие вузовской поликлиники на кампусе 4,05 3,8 0,25 4,4 3,8 0,6

Наличие медпункта на территории кампуса 3,9 3,5 0,4 4,05 3,4 0,65

Показатели культурно-досуговой инфраструктуры Обучающиеся

местные иногородние российские иностранные

важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв

Наличие парковой зоны на кампусе 4,44 4,35 0,09 4,45 4,2 0,25 4,55 4,05 0,5

Наличие набережной на кампусе 4,37 4,45 -0,08 4,39 4,25 0,14 4,45 4,15 0,3

Наличие пляжа на кампусе 4,39 4,42 -0,03 4,45 4,15 0,3 4,45 4,12 0,33

Наличие кинозала на кампусе 4,15 1,0 3,15 4,45 1,0 3,45 4,45 1,0 3,45

Наличие развлекательного центра на кампусе 4,16 1,33 2,83 4,45 1,15 3,3 4,55 1,1 3,45

Наличие концертных залов 4,03 3,55 0,48 4,12 3,3 0,82 4,15 3,35 0,8

Наличие выставочно-конгрессных объектов 4,05 4,55 -0,5 4,24 4,55 -0,31 4,29 4,52 -0,23

Наличие театра на кампусе 3,24 1,22 2,02 3,86 1,15 2,71 4,05 1,15 2,9

Наличие ботанического сада/оранжереи на кампусе 2,95 1,0 1,95 3,75 1,0 2,75 3,95 1,0 2,95

Наличие музея/галереи на кампусе 2,52 2,5 0,02 3,55 2,05 1,5 3,75 1,95 1,8

Таблица 10

Распределение средних оценок обучающихся ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями культурно-досуговой инфраструктуры университета, 2016—2017

Стоит отметить самый большой разрыв между важностью и удовлетворенностью в таких элементах, как наличие кинозала и развлекательного центра на территории кампуса из-за их отсутствия. Наблюдается более высокий уровень неудовлетворенности у иногородних и иностранных обучающихся, так как они проживают и проводят свободное время на территории кампуса ДВФУ.

Для всех групп НПР, проживающих и не проживающих на территории кампуса университета, куль-турно-досуговая инфраструктура не входит в категорию особо значимых элементов социальной инфраструктуры университета, так как НПР предпочитают проводить свой досуг на материке в городе или за городом, что позволяет соблюдать субординацию «преподаватель и студент». Однако, независимо от того, проживают или нет НПР на территории кампуса, приветствуется наличие таких показателей, как наличие набережной, парковой зоны и пляжа для прогулок до или после работы. Важность выставочно-конгресс-ных объектов и концертных залов

на территории кампуса так же велика. Следует отметить достаточно низкий уровень удовлетворенности большинством показателей культурно-досуговой инфраструктуры ДВФУ, что объясняется следующим: 1) некоторые из них отсутствуют на кампусе ДВФУ (музеи, ботанический сад, кинозал, развлекательный центр и др.); 2) в основном, вся культурно-до-суговая инфраструктура предназначена для проведения досуга обучающихся. Результаты исследования, представленные в таблице 11, показывают высокий уровень расхождения средних оценок важности и удовлетворенности по большинству показателей (более 1 балла), что обусловлено низкой потребностью в данных показателях особенно для НПР старше 40 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на важность вопросов питания в жизни любого человека, для всех обучающихся инфраструктура общественного питания и торговли занимает только 5-е место после спортивной и оздоровительной, культурно-досуговой и информационно-коммуникационной инфраструктуры. Это можно объяснить следующим. Обуча-

ющиеся в силу своего молодого возраста (практического отсутствия проблем со здоровьем), динамичного образа жизни и смещения приоритетов в сторону общения и своих увлечений (спорта, досуга), готовы заменить полноценный завтрак/обед/ужин на быстрый перекус или вовсе отказаться от него.

Местные обучающиеся, в основном, полноценно едят дома, а на территории кампуса предпочитают перекусить, в связи с чем для них важно наличие именно в учебных корпусах (а в не в общежитиях) точек по продаже продуктов питания (4,15), снек-аппаратов (4,15), кофейных торговых аппаратов (4,05), продовольственных торговых точек (3,95) (табл. 12). Для иногородних и иностранных обучающихся как в учебных корпусах, так и общежитиях, в первую очередь, важно наличие столовых (4,15) и продовольственных торговых точек (4,2) для покупки и дальнейшего приготовления еды. Однако многих иностранных обучающихся не устраивает российская кухня в столовой университета, в связи с чем они

Таблица 11

Распределение средних оценок НПР ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями культурно-досуговой инфраструктуры университета, 2016—2017

Показатели культурно-досуговой инфраструктуры НПР

«Молодые ученые» НПР старше 40 лет

важность удовлетворенность разрыв важность удовлетворенность разрыв

Наличие набережной на кампусе 4,70 4,55 0,15 4,13 2,47 1,66

Наличие парковой зоны на кампусе 4,60 4,40 0,20 4,25 2,40 1,85

Наличие выставочно-конгрессных объектов 4,35 3,75 0,60 4,45 3,75 0,70

Наличие пляжа на кампусе 4,30 4,15 0,15 3,47 2,30 1,17

Наличие концертных залов 3,85 2,80 1,05 3,65 3,52 0,13

Наличие музея на кампусе 3,50 1,00 2,50 3,25 1,00 2,25

Наличие ботанического сада/оранжереи на кампусе 3,50 1,10 2,40 3,50 1,10 2,40

Наличие кинозалов на кампусе 3,40 1,00 2,40 3,13 1,00 2,13

Наличие развлекательного центра на кампусе 3,30 1,60 1,70 2,53 1,00 1,53

Наличие театра на кампусе 3,00 1,50 1,50 2,40 1,10 1,30

предпочитают готовить сами завтрак/обед/ужин (свою национальную кухню), а иногородних обучающихся не устраивает уровень цен в столовых, в связи с чем им также приходиться готовить еду в общежитиях, поэтому наблюдается низкий уровень удовлетворенности показателями объектов инфраструктуры общественного питания. Отдельно следует выделить наличие кафе, которое является одним из важных показателей инфраструктуры общественного питания для всех обучающихся (4,05 — 4,15), одна-

ко обучающиеся неудовлетворены высоким уровнем цен и предлагаемым ассортиментом.

Для всех обучающихся важными показателями инфраструктуры общественного питания и торговли являются наличие на территории кампуса копировальных центров (4,15—4,55) для учебных целей, аптеки (4,05—4,55), торговой точки по продаже цветов (3,05— 3,35) и точек по продаже канцелярских товаров (3,05 — 3,9).

Согласно результатам оценки элементов социальной инфраструктуры, инфраструктура обще-

ственного питания и торговли является значимым элементом для НПР и занимает 3-е место. Следует отметить, что большинство НПР придерживается, как минимум, трехразового питания в сутки и осведомлено о вреде быстрых перекусов. Как «молодые ученые», так и НПР старше 40 лет проводятрабочее время на территории кампуса(некоторые из них проживают на кампусе), поэтому каждого из них волнуют условия питания и покупки необходимых товаров. В первую очередь, важными показателями инфраструктуры

Таблица 12

Распределение средних оценок обучающихся ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями инфраструктуры общественного питания и торговли университета, 2016—2017

Показатели инфраструктуры общественного питания и торговли Обучающиеся

местные иногородние российские иностранные

важность удовлет -ворен-ность разрыв важность удовлет -ворен-ность разрыв важность удовлет -ворен-ность разрыв

Наличие столовых в каждом учебном корпусе 3,25 3,5 -0,25 4,15 3,25 0,9 4,15 3,25 0,9

Наличие столовых в каждом общежитии 1,22 3,4 -2,18 4,15 3,25 0,9 4,15 3,25 0,9

Наличие продовольственных торговых точек на кампусе 3,95 3 0,95 4,2 2,95 1,25 4,2 2,95 1,25

Наличие кафе на кампусе 4,15 3,45 0,7 4,05 3,35 0,7 4,05 3,35 0,7

Наличие точек по продаже продуктов питания в учебном корпусе 4,15 1 3,15 3,95 1 2,95 4,05 1 3,05

Наличие снек-аппаратов в каждом учебном корпусе 4,15 3,45 0,7 3,75 3,45 0,3 4,05 3,45 0,6

Наличие кофейных торговых аппаратов в каждом учебном корпусе 4,05 3,9 0,15 3,85 3,7 0,15 3,25 3,1 0,15

Наличие копировальных центров на кампусе 4,15 3,5 0,65 4,55 3,23 1,32 4,55 3,15 1,4

Наличие аптеки на кампусе 4,05 3,65 0,4 4,55 3,65 0,9 4,55 3,75 0,8

Наличие точек по продаже канцелярских товаров 3,05 2,95 0,1 3,85 2,85 1 3,9 2,85 1,05

Наличие торговой точки по продаже цветов на кампусе 3,05 2,85 0,2 3,35 3,15 0,2 3,35 3,15 0,2

Наличие салонов сотовой связи на кампусе 2,85 1 1,85 3,15 1 2,15 3,65 1 2,65

Наличие точек по продаже продуктов питания в каждом общежитии 1,15 1,5 -0,35 3,55 1,9 1,65 3,55 1,9 1,65

Наличие торговых аппаратов по продаже контактных линз и аксессуаров на кампусе 1,9 2,5 -0,6 3,05 2,5 0,55 3,55 3 0,55

Наличие торговых точек на кампусе по продаже авиа, ж/д и автобусных билетов 1 1 0 3,29 1,55 1,74 3,35 1,55 1,8

Наличие кофейных торговых аппаратов в каждом общежитии 1,55 1,55 0 2,05 2,05 0 1,55 1,55 0

Наличие торговой точки по продаже деловой и художественной литературы 1,55 1 0,55 1,55 1 0,55 3,4 1 2,4

Наличие ресторана 1,5 1 0,5 1,9 1 0,9 2,1 1 1,1

Наличие снек-аппаратов в каждом общежитии 1,55 2,5 -0,95 1,55 2,5 -0,95 1,5 2,5 -1

общественного питания и торговли для всех категорий НПР являются наличие столовых в каждом учебном корпусе (4,8—4,9 баллов), аптеки (4,1 —4,9 баллов), точек по продаже продуктов питания в учебном корпусе (4,2—4,8), копировальных центров (4,1—4,45) и торговых точек по продаже канцелярских товаров (4—4,45) (табл. 13).

Стоит отметить, что «молодым ученым» для питания и покупки продуктов питания, кроме столовых и точек по продаже продуктов питания, так же необходимы кафе (4,35 балла), продовольственные торговые точки (4,3), снек-аппара-

ты (4,2), кофейные торговые аппараты (3,9), что нельзя сказать про НПР старше 40 лет.

Если говорить о разрыве между важностью и удовлетворенностью показателей инфраструктуры общественного питания и торговли, то можно отметить самый большой разрыв по наиболее важным показателям, связанным, в первую очередь, с вопросами питания из-за низкого качества и высокого уровня цен, а, во-вторых, с услугами операторов сотовой связи из-за их отсутствия и копировальных центров из-за неудобного месторасположения, высокого уровня цен и неудобного графика работы.

Транспортная инфраструктура университета является важным элементом только для местных обучающихся (4-е место). Местные обучающиеся проживают дома и ездят каждый день на занятия в университет, поэтому им важны, в первую очередь, такие показатели, как наличие маршрутов общественного транспорта до кампуса университета и наличие автомобильных парковок на территории кампуса (табл. 14). Иногородние и иностранные обучающиеся проживают в общежитии, поэтому им важно наличие автобусов-шаттлов для быстрого передвижения на территории кампуса и наличие маршрутов

Таблица 13

Распределение средних оценок НПР ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями инфраструктуры

общественного питания и торговли университета, 2016—2017

Показатели инфраструктуры общественного питания и торговли НПР

«Молодые ученые» НПР старше 40 лет

важность удовлетворенность разрыв важность удовлетворенность разрыв

Наличие столовых в каждом учебном корпусе 4,8 3,7 1,1 4,9 2,9 2

Наличие аптеки на кампусе 4,9 3,7 1,2 4,1 2,9 1,2

Наличие точек по продаже продуктов питания в учебном корпусе 4,8 3,7 1,1 4,2 2,9 1,3

Наличие копировальных центров на кампусе 4,45 3,4 1,05 4,1 2,9 1,2

Наличие торговых точек по продаже канцелярских товаров на кампусе 4,45 3,9 0,55 4 3,9 0,1

Наличие кафе на кампусе 4,35 4,05 0,3 3,5 2,9 0,6

Наличие продовольственных торговых точек на кампусе 4,3 3,5 0,8 3,25 2,95 0,3

Наличие снек-аппаратов в каждом учебном корпусе 4,2 3,8 0,4 2,9 2,85 0,05

Наличие столовых в каждом общежитии 4,1 3,25 0,85 3,2 2,85 0,35

Наличие точек по продаже продуктов питания в каждом общежитии 4,05 2,95 1,1 2,3 2,65 -0,35

Наличие кофейных торговых аппаратов в каждом учебном корпусе 3,9 3,65 0,25 2,55 2,95 -0,4

Наличие салонов сотовой связи на кампусе 3,35 1 2,35 3,35 1 2,35

Наличие торговой точки по продаже цветов на кампусе 3,25 3 0,25 2,5 2,5 0

Наличие ресторана на кампусе 3,15 1,2 1,95 1,9 1,2 0,7

Наличие торговой точки по продаже деловой и художественной литературы на кампусе 2,85 1,2 1,65 3,25 1,2 2,05

Наличие снек-аппаратов в каждом общежитии 2,5 2,5 0 2 2 0

Наличие кофейных торговых аппаратов в каждом общежитии 2,23 2,25 -0,02 1,9 2 -0,1

Наличие торговых аппаратов по продаже контактных линз и аксессуаров на кампусе 1,9 2,5 -0,6 1,5 1,5 0

Наличие торговых точек на кампусе по продаже авиа, ж/д и автобусных билетов 1,5 1,5 0 1,1 1,1 0

общественного транспорта возле кампуса для поездок в город и на кампус (для проживающих на материке в общежитии).

В отличие от обучающихся, для НПР транспортная инфраструктура является более значимым элементом. Так, для НПР старше 40 лет транспортная инфраструктура является главным элементом социальной инфраструктуры, поскольку им приходится каждый день ездить на кампус на автобусе или автомобиле. Большинству «молодых ученых» так же приходится ездить на автобусе и автомобиле на кампус, но они ставят данную инфраструктуру по значимости на 4-е место (табл. 15).

Инфраструктура бытового обслуживания для всех обучающихся является не самым важным эле-

ментом социальной инфраструктуры, занимает 6-ю позицию из 7. При этом для иногородних и иностранных обучающихся она является более значимым элементом, чем для местных, поскольку вопросы бытового обслуживания больше беспокоят проживающих в общежитии в незнакомом городе/стране. Самыми важными показателями инфраструктуры бытового обслуживания являются наличие службы охраны,парикма-херской и салона красоты, фотоателье/фотостудии и пунктов ремонта обуви на территории кампуса (табл. 16). Обучающиеся невысоко оценили удовлетворенность показателями инфраструктуры бытового обслуживания по причинам низкого уровня обслуживания, высоких цен или отсутствия этих услуг на кампусе, поэтому по многим показателям имеются

высокие уровни расхождений между средними оценками важности и удовлетворенностью показателями.

Для НПР инфраструктура бытового обслуживания по значимости занимает 7-е место для «молодых ученых» и 6-е место для НПР старше 40 лет. Самым важным показателем инфраструктуры бытового обслуживания для НПР является наличие службы охраны на территории кампуса (3,97—4,05) (табл.17). Так же другими важными показателями НПР признали наличие парикмахерской и салона красоты, фотоателье/фотостудии и пунктов ремонта обуви на территории кампуса, наличие которых позволяет сэкономить время для решения бытовых вопросов. По всем показателям инфраструктуры бытового обслуживания

Таблица 14

Распределение средних оценок обучающихся ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями транспортной инфраструктуры университета, 2016—2017

Показатели транспортной инфраструктуры Обучающиеся

местные иногородние российские иностранные

важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв

Наличие маршрутов общественного транспорта до кампуса университета 4,05 3,25 0,7 3,55 3,25 0,3 3,45 3,25 0,2

Наличие автомобильных парковок на территории кампуса 4,05 3,85 0,1 2,25 4,05 -1,8 2,25 4,05 -1,8

Наличие автобусов-шаттлов на территории кампуса 2,50 3,55 -1,05 3,55 3,35 0,2 3,55 3,35 0,2

Показатели транспортной инфраструктуры НПР

«Молодые ученые» НПР старше 40 лет

важность удовлетворенность разрыв важность удовлетворенность разрыв

Наличие маршрутов общественного транспорта до кампуса университета 4,05 3,60 0,45 4,49 3,20 1,29

Наличие автомобильных парковок на территории кампуса 4,05 4,35 -0,30 4,49 2,67 1,82

Наличие автобусов-шаттлов на территории кампуса 3,25 3,50 -0,25 3,25 3,50 -0,25

Таблица 15

Распределение средних оценок НПР ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями транспортной инфраструктуры, 2016—2017

Таблица 17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение средних оценок НПР ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями инфраструктуры бытового обслуживания, 2016—2017

Таблица 16

Распределение средних оценок обучающихся ДВФУ относительно степени важности и удовлетворенности показателями инфраструктуры бытового обслуживания университета, 2016—2017

Показатели транспортной инфраструктуры Обучающиеся

местные иногородние российские иностранные

важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв важность удовлетворен-ность разрыв

Наличие службы охраны на кампусе 4,00 3,60 0,40 4,47 3,55 0,92 4,47 3,52 0,95

Наличие парикмахерской и салона красоты на кампусе 3,95 2,95 1,00 4,24 3,82 0,42 3,95 3,70 0,25

Наличие фотоателье/фотостудии на кампусе 4,05 3,25 0,80 3,84 3,16 0,68 3,90 3,40 0,50

Наличие пунктов ремонта обуви на кампусе 2,80 1,00 1,80 3,08 1,00 2,08 4,05 1,00 3,05

Наличие пунктов проката автомобилей, электромобилей, мопедов, велосипедов, самокатов, коньков и др. 2,60 3,00 -0,40 3,21 3,13 0,08 3,95 3,20 0,75

Наличие ателье на кампусе 1,95 1,00 0,95 2,15 1,00 1,15 2,55 1,00 1,55

Наличие пунктов химчистки на кампусе 1,35 1,00 0,35 2,14 1,00 1,14 2,15 1,00 1,15

Показатели транспортной инфраструктуры НПР

«Молодые ученые» НПР старше 40 лет

важность удовлетворенность разрыв важность удовлетворенность разрыв

Наличие службы охраны на кампусе 4,05 3,64 0,41 3,97 3,05 0,92

Наличие парикмахерской и салона красоты на кампусе 3,68 3,04 0,64 3,25 1,13 2,12

Наличие фотоателье/фотостудии на кампусе 3,80 2,20 1,60 2,95 1,25 1,70

Наличие пунктов ремонта обуви на кампусе 3,72 1,00 2,72 3,25 1,00 2,25

Наличие пунктов проката автомобилей, электромобилей, мопедов, велосипедов, самокатов, коньков и др. 3,36 2,56 0,80 2,47 1,07 1,40

Наличие пунктов химчистки на кампусе 2,85 1,00 1,85 2,27 1,00 1,27

Наличие ателье на кампусе 1,95 1,00 0,95 1,95 1,00 0,95

среди НПР также наблюдается значительный уровень разрыва между важностью и удовлетворенностью данными показателями.

Таким образом, анализ элементов социальной инфраструктуры университета и их показателей показал, что для разных стейкхол-

деров каждый элемент представляет разную значимость. Так, обучающимся важны комфортные условия проживания и проведения свободного времени от занятий. «Молодых ученых» волнуют социальные условия жизни и комфортные условия работы. НПР старше 40 лет, как правило, уже решили жилищный вопрос, поэтому они

обеспокоены комфортными условиями работы.

Проведенный анализ показателей каждого элемента социальной инфраструктуры университета позволит разработать обоснованный комплекс мероприятий для привлечения и удержания НПР, местных, иногородних и иностранных обучающихся.

ИСТОЧНИКИ

1. Троценко А.Н., Романова И.М. Конкурентоспособность университета и факторы ее определяющие // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11 (ч. 1). С. 761—765.

2. ТроценкоА.Н. Элементы инфраструктуры образовательной организации высшего образования // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4 (ч. 2). С. 526—529.

3. ТроценкоА.Н. Оценка социальной инфраструктуры образовательной организации высшего образования // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5 (ч. 2). С. 564—567.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998. 416 с.

5. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. C. 116.

6. Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., МешалкинЛ.Д. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности. Справочное издание; под ред. С.А. Айвазяна. М.: Финансы и статистика, 1989. C. 338.

7. Макарова И.Л. Анализ методов определения весовых коэффициентов в интегральном показателе общественного здоровья // Символ науки. 2015. № 7-1. С. 87—95.

8. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов в 2 т. Т.1: Теория вероятностей и прикладная статистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. C. 443.

9. Там же.

University's Social Infrastructure Indicators Assessment Romanova Irina Matveevna,

Doctor of Economics, Professor, Head of Marketing, Commerce and Logistics Department, Far Eastern Federal University (FEFU); Building G(22), v. Ayaks 10, Russky Island, Vladivostok, 690922, Russian Federation (romanova.im@dvfu.ru)

Trotsenko Anastasiya Nikolaevna,

Senior Lecturer of Marketing, Commerce and Logistics Department, Far Eastern Federal University; Building G(22), v. Ayaks 10, Russky Island, Vladivostok, 690922, Russian Federation (trotsenko.an@dvfu.ru)

The article contains field study results of university stakeholders satisfaction with social infrastructure elements of universities. The social infrastructure of university is analyzed in the context of housing and communal infrastructure, public catering and trade infrastructure, consumer services infrastructure, cultural and recreational infrastructure, sports and health infrastructure, information and communication infrastructure, transport infrastructure. Indicators of social infrastructure of university are estimated for such university stakeholders as «young scientists», scientific and pedagogical workers over 40, local students, students from other regions of the country and foreign students. The obtained results are interesting to university management when developing development programs and increasing competitiveness of universities.

Keywords: social infrastructure of university; housing and communal infrastructure; public catering and trade infrastructure; consumer services infrastructure; cultural and recreational infrastructure; sports and health infrastructure; information and communication infrastructure; transport infrastructure.

REFERENCES

1. Trotsenko, A.N.; Romanova, I.M. (2015) Competitiveness of the University and its determinants. Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2015, No11 (part 1), pp. 761—765.

2. Trotsenko, A.N. (2015) Elements of the infrastructure of the educational organization of higher education. Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2015, No 4 (part 2), pp. 526—529.

3. Trotsenko, A.N. (2015) Evaluation of the social infrastructure of an educational organization of higher education. Ekonomika ipredprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2015, No 5 (part 2), pp. 564—567.

4. Golubkov, E.P. (1998) Marketing research: theory, methodology and practice. Moscow, Finpress Publ., 1998, 416 p.

5. Beshelev, S.D.; Gurvich, F.G. (1980) Mathematical-statistical methods of expert assessments. Moscow, Statistics Publ., 1980, p. 116.

6. Ayvazyan, S.A.; Buchstaber, V.M.; Enukov, I.S.; Meshalkin, L.D. (1989) Applied statistics. Classification and reduction of dimensionality. Reference edition; Ed. S.A. Ayvazyan. Moscow, Finance and Statistics Publ., 1989, p. 338.

7. Makarova, I.L. (2015) The analysis of methods for determining weight coefficients in the integral index of public health. Simvol nauki [The Symbol of Science], 2015, No 7-1, pp. 87—95.

8. Ayvazyan, S.A.; Mkhitaryan, V.S. (2001) Applied statistics. Fundamentals of Econometrics:A Textbook for Universities in 2 vol. V.1: Theory of Probability and Applied Statistics. Moscow, UNITY-DANA Publ., 2001, p. 443.

9. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.