Научная статья на тему 'Оценка показателей физического и функционального состояния учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе'

Оценка показателей физического и функционального состояния учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1126
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ / УЧАЩИЕСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бойко Наталия Александровна, Киласьев Иван Александрович

В статье исследованы показатели физического и функционального состояния учащихся младшего и среднего школьного возраста, отнесенных к специальной медицинской группе «А» с заболеваниями внутренних органов и нарушением опорно-двигательного аппарата. Учитывая ограничения и противопоказания к выполнению некоторых упражнений учащимися специальной медицинской группы, нами были отобраны тесты, которые могут выполнять ученики. Результаты исследования позволили определить уровни физической подготовленности и некоторых показателей функционального состояния учеников младшего и среднего школьного возраста, отнесённых к специальной медицинской группе «А».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бойко Наталия Александровна, Киласьев Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of indicators of physical and functional state of students classified as special medical group

The article examines the indicators of physical and functional status of pupils of younger and middle school age classified as special medical group “A” with diseases of internal organs and musculoskeletal system. Considering the limitations and contraindications to performance of some exercises by students of special medical group we selected tests that can be performed by the students. The results of the research allowed determining the levels of physical fitness and some parameters of functional status of pupils of younger and middle school age classified as special medical group “A”.

Текст научной работы на тему «Оценка показателей физического и функционального состояния учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе»

2. Bogacheva, E.V., Baryshnikova, O.G. and Nartova, N.N. (2016), "Physical readiness of students of the VGPU for the delivery of the All-Russia physical culture and sports complex "Ready for work and defense", Physical education and sport as a sociocultural phenomenon in modern society, Priamurye state university of Sholem Aleichem, Birobidzhan, pp. 29-30.

3. State requirements to the level of physical preparedness of the population when meeting the standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labour and Defense", available at: http: //www.gto-normy.ru/normativy-gto-dlya- muzhchin.

Контактная информация: kaf.fv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2017

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Наталия Александровна Бойко, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Александрович Киласьев, магистрант, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Аннотация

В статье исследованы показатели физического и функционального состояния учащихся младшего и среднего школьного возраста, отнесенных к специальной медицинской группе «А» с заболеваниями внутренних органов и нарушением опорно-двигательного аппарата. Учитывая ограничения и противопоказания к выполнению некоторых упражнений учащимися специальной медицинской группы, нами были отобраны тесты, которые могут выполнять ученики. Результаты исследования позволили определить уровни физической подготовленности и некоторых показателей функционального состояния учеников младшего и среднего школьного возраста, отнесённых к специальной медицинской группе «А».

Ключевые слова: показатели физической подготовленности, показатели функционального состояния, учащиеся специальной медицинской группы.

EVALUATION OF INDICATORS OF PHYSICAL AND FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS CLASSIFIED AS SPECIAL MEDICAL GROUP

Natalia Aleksandrovna Boyko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivan Aleksandrovich Kilasiev, the undergraduate, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

The article examines the indicators of physical and functional status of pupils of younger and middle school age classified as special medical group "A" with diseases of internal organs and musculoskele-tal system. Considering the limitations and contraindications to performance of some exercises by students of special medical group we selected tests that can be performed by the students. The results of the research allowed determining the levels of physical fitness and some parameters of functional status of pupils of younger and middle school age classified as special medical group "A".

Keyword: indicators of physical preparedness, indicators of functional status, students of special medical group.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, количество школьников, имеющих отклонения в здоровье, увеличивается с каждым годом. Данная проблема является актуальной в современном обществе. Учёными доказано, что дефекты в состоянии здоровья, больше всего, оказывают отрицательное влияние на физическое развитие обучающихся, для которых на базе образовательных учреждений создаются специальные медицинские группы и проводятся

уроки физической культуры, с учётом диагноза, вторичных заболеваний, возрастных, тендерных и физических особенностей, и имеют оздоровительную направленность [1].

Для каждого вида заболевания, существуют свои противопоказания при занятиях физической культурой, которые указывает медицинский работник. Их необходимо придерживаться для того, чтобы не нанести вред здоровью ребёнка в большей степени.

Вследствие ограниченных физических нагрузок, у обучающихся не полноценно развиваются морфофункциональные и антропометрические данные, замедляющие развитие физических качеств. Известно, что специальные медицинские группы подразделяются по подгруппам и для каждого контингента учеников, предусмотрены физические нагрузки, которые не должны выполняться всеми обучающимися в одинаковой форме, так как могут навредить здоровью. Поэтому у учеников в полной мере не развиваются вышеуказанные виды координации [2].

Цель исследования: оценка физического и функционального состояния учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе «А».

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие ученики младшего и среднего школьного возраста отнесённые к специальной медицинской группе «А» с заболеваниями внутренних органов (сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем) и нарушением опорно-двигательного аппарата (сколиоз второй степени) МБОУ СОШ № 31 г. Сургута в количестве 15 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения уровня функционального состояния учеников младшего и среднего школьного возраста, отнесённых к специальной медицинской группе «А», мы использовали функциональные и антропометрические тесты, разработанные Федерацией спортивной медицины и НИИ педиатрии РАМН (см. таблицы 1, 2).

Таблица 1 - Антропометрические и функциональные показатели учеников младшего и среднего школьного возраста, отнесённых к специальной медицинской группе «А»_

Ф.И. Возраст, лет Пол Масса тела, кг Длина тела, см Динамометрия -сила кисти (кг) Жизненный объём лёгких, мл Артериальное давление, мм рт.ст. ЧСС, уд/мин Индекс Кетле, усл. ед. Индекс Робинсона, усл. ед.

Правая рука Левая рука

Младший школьный возраст (1-4 классы)

В. К. 8 м 38 140 13/ср. 12/низ. 1400/низ. 100/63 75 19,3/ДВ 75/в.ср.

Д.А. 9 ж 36 140 9/низ. 8/низ. 1400/низ. 105/73 73 18,4/ДВ 76,6/в.ср.

К.Е. 10 ж 37 145 8/низ. 9/низ. 1500/низ. 103/70 72 17,6/ДВ 74,2/в.ср.

Средний школьный возраст (5-9 классы)

Г.И. 11 ж 47 149 16/ср. 15/ср. 1800/ср. 105/74 80 21,2/НВ 84/в.ср.

К.Е. 12 м 84 170 20/низ. 19/низ. 2000/низ. 130/70 90 29/ИВ 117/н.ср.

Т. А. 12 ж 46 154 18/низ. 18/низ. 1800/низ. 127/80 79 19,4/ДВ 100,3/н.ср

Я. К. 13 м 82 165 24/ср. 22/ср. 2100/низ. 110/75 86 30,1/ИВ 94,6/ ср.

Г.Т. 15 ж 63 163 19/низ. 18/низ. 2400/низ. 125/80 90 23,7/НВ 112,5/низ.

Из таблицы 1 следует, что у учеников специальной медицинской группы «А» с заболеваниями внутренних органов и эндокринной системы низкие показатели наблюдаются в динамометрии и жизненной ёмкости лёгких, как у младшего, так и старшего звена. В массово-ростовом индексе Кетле, в начальном звене у обучающихся выражена дистрофия веса, а в среднем звене у трёх учащихся наблюдается избыточный вес. По показателям индекса Робинсона видно, что сердечно-сосудистая регуляция учеников начальных классов находится в норме, а в средних классах 3 человек имеют низкий уровень.

Из таблицы 2 следует, что у учеников специальной медицинской группы «А» с нарушением опорно-двигательного аппарата и органической нервной системы в динамометрии наблюдаются средние показатели в младшем и среднем звене. Проба Генчи показывает отрицательный результат при задержке на выдохе у всех обучающихся. В индексе Кетле у одного ученика наблюдается острая дистрофия веса, у пяти учащихся дистрофия

веса, и лишь у одного ученика имеется показатель нормального веса. Результат Индекса Робинсона доказывает, что регуляция сердечно-сосудистой системы находится на среднем и высоком уровне. Функциональные возможности органов дыхания учеников, находятся на низком уровне.

Таблица 2 - Антропометрические и функциональные показатели учеников младшего и среднего школьного возраста, отнесённых к специальной медицинской группе «А» с

Динамометрия -

Мас- Дли- сила кисти (кг)

Ф.И. Воз- ц о са на

раст С тела, тела, Правая Левая

кг см рука рука

Жизненный объём лёгких мл

Артериальное давление, мм рт.ст.

Проба Штанге,

Проба Генчи, с

Индекс Кетле, усл.ед.

Индекс Робинсона, усл.ед.

Индекс Скибин-ского, усл. ед.

Младший школьный возраст (1-4 классы)

С.М. 9 ж 29 146 11/ср. 11/ср. 1500 97/69 75 28 17/низ 14/ОДВ 73/в.ср.

Р.А. 10 м 32 137 16/ср. 15/ср. 1800 105/75 80 33 20/низ 17/ДВ 84/в.ср.

Средний школьный возраст (5-9 классы)

Н.М. 11 ж 37 148 17/ср. 16/ср. 2000 110/70 78 40 20/низ 17/ДВ 86/ср.

К.С. 11 ж 35 147 16/ср. 15/ср 1900 105/73 76 37 23/низ 16,2/ДВ 80/в.ср.

Т.К. 11 ж 38 150 16/ср. 15/ср 1700 100/70 73 33 22/низ 17/ДВ 73/в.ср.

К.И. 13 м 70 167 22/ср. 20/низ 2200 115/74 80 41 26/низ 25/НВ 92/ср.

Х.Е. 12 ж 48 160 17/низ 17/низ 1700 95/60 72 37 18/низ 16/ДВ 68/выс.

5,6/низ.

7,4/низ.

10/низ.

9,2/низ.

7,7/низ.

11/н.ср. 8,7/низ.

с

Для определения уровня физической подготовленности учеников младшего и среднего школьного возраста, мы использовали контрольные тесты из программы по физической культуре для обучающихся с первого по одиннадцатые классы общеобразовательных учреждений, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», автором которой, является Л.Н. Коданёва. Результаты представлены в таблицах 3, 4.

Таблица 3 - Исследование уровня физической подготовленности учеников младшего и среднего школьного возраста, отнесённых к специальной медицинской группе «А»_

Результаты физической подготовленности и уровни

Ученики Возраст (лет) Пол Прыжок в длину с места, см Наклон вперед из положения сидя, см Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении си- Сумма

30 с, раз дя, см

Младший школьный возраст (1-4 классы)

В. К. 8 м 119 (4) 2 (3) 14 (2) 235 (3) 3

Д. А. 9 ж 110 (4) 7 (4) 13 (2) 230 (2) 3

К. Е. 10 ж 115(3) 7 (4) 17 (3) 270 (3) 3

Уровень (оценка) по группе 4 4 2 3 3

Итог 3

Средний школьный возраст (5-9 классы)

Г. И. 11 ж 145 (4) 15 (5) 18 (3) 267 (2) 3

К. Е. 12 м 143 (2) 2 (2) 21 (3) 392 (3) 2

Т. А. 12 ж 150 (4) 7 (3) 19 (3) 330 (3) 3

Я. К. 13 м 170 (3) 2 (2) 22 (3) 382 (4) 3

Г. Т. 15 ж 160 (3) 18 (5) 24 (3) 443 (4) 4

Уровень (оценка) по группе 3 3 3 3 3

Итог 3

Из таблицы 3 следует, что уровень физической подготовленности учащихся отнесённых в специальную медицинскую группу с заболеванием внутренних органов, находится на удовлетворительном уровне как начального, так и среднего школьного звена.

У детей младшего школьного возраста, низкие показатели наблюдаются в бросках и ловле теннисного мяча с расстояния одного метра от стены за 30 секунд, также отмечено, что имеются удовлетворительные результаты в броске набивного мяча весом 1 кг из-

за головы в положении сидя. Средние показатели наблюдаются при прыжке в длину с места и наклоне вперёд из положения сидя.

Исходя из выше изложенных результатов, можно констатировать, что у обучающихся слабо развиты координационные способности, которые проявляются в согласованности движений, реакции на движущийся объект, меткости и ориентирования в пространстве. Также на низком уровне находятся силовые показатели. Это означает, что большинство детей имеют хронические заболевания ещё с дошкольного возраста. Из-за ограничения возможности здоровья, обучающиеся, не могут полноценно выполнять многие физические нагрузки, которые связаны с проявлением силы и сложно-координационных способностей, так как они противопоказаны.

Для определения уровня физической подготовленности учеников с нарушением опорно-двигательного аппарата, мы провели тестирование (таблица 4).

Таблица 4 - Исследование уровня физической подготовленности учеников младшего и среднего школьного возраста, отнесённых к специальной медицинской группы «А» с нарушением опорно-двигательного аппарата (сколиоз второй степени)_

Ученики Возраст (лет) Пол Результаты физической подготовленности и нормативы

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз Поднимание туловища из положения лежа на животе за 15 с, раз Поднимание туловища из положения лежа на спине за 15 с, раз Приседания за 30 сек., раз Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за 30 с, раз Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя, см Сумма

Младший школьный возраст (1-4 классы)

С. М. 9 ж 5 (2) 5 (4) 6 (3) 15 (4) 15 (3) 240 (3) 3

Р. А. 10 м 11 (3) 8 (4) 10 (3) 19 (4) 21 (3) 344 (3) 3

Уровень (оценка) 2 4 3 4 3 3 3

Итог 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний школьный возраст (5-7 классы)

Н. М. 11 ж 5 (2) 17 (5) 8 (3) 17 (4) 17 (3) 298 (3) 3

К. С. 11 ж 14 (5) 15 (5) 9 (4) 25 (5) 17 (3) 318 (3) 4

Т. К. 11 ж 11 (4) 15 (5) 9 (4) 26 (5) 18 (3) 319 (3) 4

К. И. 13 м 17 (3) 11 (4) 14 (4) 22 (4) 24 (3) 430 (3) 3

Х. К. 12 ж 6 (2) 12 (5) 7 (2) 19 (5) 16 (3) 400 (5) 4

Уровень (оценка) 3 5 3 5 3 3 4

Итог 3

Из таблицы 4 следует, что средний уровень физической подготовленности учащихся начального и среднего звена отнесённых в специальную медицинскую группу с заболеваниями опорно-двигательного аппарата находится на удовлетворительном уровне.

У обучающихся младшего и среднего школьного возраста низкие показатели преобладают в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа. На удовлетворительном уровне находятся результаты поднимания туловища из положения лёжа на спине за 15 секунд, броска и ловли теннисного мяча с расстояния 1 метра от стены за 30 секунд, а также результаты броска набивного мяча весом 1 кг из-за головы в положении сидя.

Исходя из выше изложенных данных, можно сделать вывод, что у учеников начальных и средних классов специальной медицинской группы, слабо развиты мышцы брюшного пресса, а также наблюдаются низкие физические показатели в проявлении максимальной силы при броске набивного мяча вдаль. Упражнения, имеющие скоростно-силовую направленность, учащиеся начальных классов выполнили в соответствии с нормой, а ученики среднего звена выполнили нормативы с результатом выше нормы. На низком уровне также находятся показатели координационных способностей, которые взаимосвязаны с реакцией учеников на движущийся объект. Это объясняется тем, что нарушения опорно-двигательного аппарата, которые сочетаются со сколиозами второй

степени, мешают ученикам осваивать полноценные двигательные навыки, которые связаны с проявлением силы и сложно-координационных способностей.

ВЫВОДЫ

В данном исследовании мы определили уровень функционального состояния и физической подготовленности учеников младшего и среднего школьного возраста, отнесённых к специальной медицинской группе «А» с заболеваниями внутренних органов и нарушением опорно-двигательного аппарата. Как у первой, так и второй группы наблюдаются плохие результаты при проявлении реакции выбора и на движущийся объект. У многих детей, особенно начальных классов, наблюдаются низкие показатели в проявлении максимальной силы. Это можно объяснить тем, что заболевания, которыми страдают представленные ученики, мешают выполнять упражнения силовой направленности, особенно тем, кто страдает нарушением внутренних органов и эндокринной системы. В среднем звене также наблюдается большинство низких результатов. Преобладание низких результатов означает, что ученики на протяжении обучения в школе не имели возможность выполнять физические нагрузки, так как не были раньше организованы специальные медицинские группы, которые не только способствуют улучшению функционального состояния, но также и развитию физических качеств. Для того, чтобы повысить уровень функционального состояния и физической подготовленности у учеников с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в первую очередь разработать и внедрить организационно-методические условия для проведения уроков в специальных медицинских группах. Данные условия позволят подобрать и внедрить те средства физической культуры, которые способны успешно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, а также будут способствовать улучшению функционального состояния и уровня физической подготовленности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта : учебное пособие / В.М. Гелецкий. - Красноярск : Изд-во Сибирского федерального университета, 2008. - 342 с.

2. Кодаева, Л.Н. Программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А / Л.Н. Кодаева, В.С. Беляева. - Москва : Изд-во Моск. гос. пед. ун-та, 2011. - 94 с.

REFERENCES

1. Geletsky, V.M. (2008), Theory of physical culture and sport: manual, Publishing house of the Siberian federal university, Krasnoyarsk.

2. Kodayeva, L.N. and Belyaev, V. S. (2011), the Program in physical culture for the studying I-IV classes of the educational institutions carried for health reasons to special medical Group A, Publishing house Moscow state pedagogical university, Moscow.

Контактная информация: nkitay77@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2017

УДК 796.011

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Виталий Николаевич Бойко, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ), Сургут

Аннотация

В статье представлен анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в динамике за пять лет. Выявлена доля учащихся 9, 10, 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.