Научная статья на тему 'Оценка погрешности расчета параметров универсальных малогабаритных погрузчиков с бортовым поворотом'

Оценка погрешности расчета параметров универсальных малогабаритных погрузчиков с бортовым поворотом Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
129
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / БЕЗРАЗМЕРНЫЙ КРИТЕРИЙ / МАЛОГАБАРИТНЫЙ ПОГРУЗЧИК

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Минин Виталий Васильевич, Носков Михаил Валерианович

Предложен метод оценки погрешности расчета параметров универсальных малогабаритных погрузчиков с бортовым поворотом на основе применения безразмерных критериев их взаимосвязи с главным параметром. Выявлено влияние точности оценки отдельного параметра на результирующую функцию оценки технического уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка погрешности расчета параметров универсальных малогабаритных погрузчиков с бортовым поворотом»

УДК 621.869.44

Оценка погрешности расчета параметров универсальных малогабаритных

погрузчиков с бортовым поворотом

В. В. Минин, М. В. Носков

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Первая машина, ставшая прототипом сегодняшнего универсального малогабаритного погрузчика с бортовым поворотом (УМП), была произведена в 1957 г. компанией Merloe, США (на рынке появилась под маркой Bobcat).

Универсальный малогабаритный погрузчик является удобной в эксплуатации машиной, ввиду возможности оснащения значительным количеством сменных рабочих органов, экономичности, высокой мобильности и маневренности, простоте управления в сочетании с быстрой сменой рабочих органов. Это высокоэффективное средство механизации ручного труда для малых объемов работ на различных рассредоточенных и разнообразных по технологии проведения работ объектах.

Недостатками, снижающими эффективность работы являются: короткобазовое шасси, ограничивающее грузоподъемность; высокая динамическая нагруженность машины и плохая управляемость машины на твердых скользких поверхностях; жесткое, безрессорное крепление колес к раме; закопотированное пространство энергетической установки и гидропередач, снижающее теплообмен с окружающей средой; значительные затраты энергии и ресурсов на обеспечение бортового поворота; затрудненный и небезопасный вход в кабину оператора со стороны рабочего оборудования, снижающий эффективность эксплуатации машин, ограниченный срок службы шин и др.

Ведущие фирмы-изготовители (более 30) постоянно совершенствуют конструктивные схемы и отдельные подсистемы машин, но варианта, решающего все вышеперечисленные недостатки так и не найдено. Проектирование машин данного типа требуется обеспечения точности и достоверности расчетов значений основных параметров, а также функций для оценки технического уровня, которые, в конечном счете, предопределяют направление совершенствования конструкции машины и эффективного применения в эксплуатации при изменяющихся факторах технологических процессов. Значительное (около 70

наименований) количество дополнительного сменного оборудования циклического и непрерывного действия усложняет задачу определения приемлемого варианта сочетания конструктивных параметров, обеспечивающих высокую эффективность вновь создаваемого образца.

Современный этап развития УМП - это широкое внедрение в практику использования в Сибири и на Дальнем Востоке, где климатические условия существенно отличаются от европейских стран. Без усовершенствования конструкции и определения рациональных параметров эффективность применения данных машин со сменным рабочим оборудованием имеет ограничения.

Традиционная постановка задачи проектирования для УМП [1] по теоретическим положениям и методикам, апробированным для машин среднего и тяжелого классов не всегда применима ввиду существенной нелинейной зависимости конструктивных параметров от главного параметра - эксплуатационной массы. Многообразие методик приводит к неоднозначной величине, рассчитываемого параметра (рис. 1, 2). Зависимости получены по техническим характеристикам более 100 моделей, выпускаемых фирмами

США, Европейскими странами и Японии. Так, для заданного значения эксплуатационной массы грузоподъемная сила и установочная мощность двигателя имеют как минимум 30 % диапазон разброса значений.

Рис. 1. Зависимость грузоподъемной силы 2 = 0,336^ - 18391 (Л2 = 0,6619) от эксплуатационной массы (силы тяжести) машины

Рис. 2. Зависимость установочной мощности двигателя N = 0,015^ + 2,02 (В2 = 0,7909) от эксплуатационной массы (силы тяжести) машины

Ввиду сложности математического описания рабочих процессов, обеспечивающего необходимую точность расчетов, принята концепция выявления структуры модели на основе теории размерностей.

В обобщенной форме для УМП математическая модель взаимосвязи конструктивных и эксплуатационных параметров записывается в виде

0 = 0'(Z, H, Q, N, G),

(1)

где 2 - грузоподъемность (грузоподъемная сила), Н; Н - показатель назначения, имеющий линейный размер, м; й - секундная теоретическая производительность машины, Н/с; N -установочная мощность двигателя, кВт; О - эксплуатационная масса (сила тяжести) машины, кг.

В формулу (1) входят пять аргументов, размерность которых выражается посредством трех основных единиц измерения. Руководствуясь теоремами теории размерностей и проведя математические преобразования, разработаны три критерия:

Пя = ОН; (2)

Н N

п2 = — Зон 2 О2; (3)

2 N0^ ’

Z

qgS

NG2

H2

(4)

Безразмерные критерии устанавливают закономерности характеризующие технологический процесс работы УМП и взаимосвязи конструктивных параметров УМП, имеющих различную размерность. Зависимости определяют направления повышения эффективности и служат для оценки технического уровня (степени совершенства и проработанности конструкции) машин.

Данные условия с учетом стремления критериев к своим предельным значениям, имея в виду и ограничения для конкретных условий эксплуатации, записываются в виде:

2 ^ тах

Пя, nz, По —— тах при

N ^ min G ^ min Q ^ max H - const

Для повышения эффективности самих методов расчета и оптимизации конструктивных параметров важно определить функции эластичности.

С целью определения характера изменений критериев принято, что изменение численного значения критерия связано с изменением только одного из входящих в него параметров. Критерии представляются в следующем виде (при условии, что С = const):

1) для пн: Л(^ = С-Ж1; Г(й) = Сй; Л(Н) = СН;

2) для п2: Г(О) = СО'1/3; Г(2) = С-2; Д(Щ = С-Ж1; Г(й) = C•Q1/3; Г(Н) = СН2/3;

3) для по: Г(О) = СО'1/3; Г(2) = С2; Л(Щ = C•N1/3; Г(й) = C•Qг1; Г(Н) = СН2/3.

Устанавливая связь приращений критерия с приращением параметров (условно обозначив

его ^), можно записать:

д = XzX-Дг х„

X = Х0 + Дх X.

где Х0 - изначальное значение.

Следовательно

Представим критерий в виде п = С • п(Х).

Тогда приращение безразмерного критерия записывается в виде:

nG =

<

Л =

п-П _ с •п(X)-С •п(X0) _ п(х0 + л0) -и(X0)_ п(X0 + л0) _

1.

П0 С •п(х0) п(х0) п(х0)

Для каждого из критериев коэффициент эластичности Ех = (Л^)/^).

В результате подстановок получим выражения для каждого из конструктивных параметров:

1) для эксплуатационной массы (силы тяжести) О:

л =

1

1+л

1;

Еа =

1

Л

V* 1 + Ли у

1

1

-1;

Л = 3

жо ^

2) для грузоподъемной силы 2:

Л,

Л =Л

1 + л

Л =Л;

п 2 ’

Еа =

3) для установочной мощности двигателя Ы:

Л

Л =-

Л =-

1+ Л' Л

V* 1 + Ло у

Е2 = 1;

е2 = 1.

Ем =-

1+ Л

1 + Л Л^ = 31+Л-1;

4) для производительности 0:

Ем =-

1

Еы =

1+ Л 3\ + Л-1 Л '

пн =Л;

Ео = 1;

1

1+ Л

-1;

Ео =

'1+ Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л = -

Л

5) для линейного размера Н:

1+ Л

пн =Л;

Е0 =--------------.

0 1+ Л

Ен = 1;

3(1 + Л)2 -1;

Л = 1/(1 + Л)2-1; Е„ =

3(1+ Л)2 -1

Л

Лл0 = 3(1 + Л) - 1; ; Ен =

3 (1 + Л)

Л

-1

На рис. 3 представлены графики приращения и эластичности вышеперечисленных безразмерных критериев при варьировании значений равном 10, 20, 30%. При этом А принимает значения 0,1; 0,2; 0,3, соответственно.

Формулы для расчета абсолютной погрешности безразмерных критериев получены на основе выражения [2]

Л =

г=1

/

удх, у

Л

где хг - значения конструктивного параметра; АХ - погрешность вычисления.

Z

1

и

П

+ zVi_DT

+7 *■

Ґ

HiN^-dz +дл.-д

£_льіу1 \Z I

3V p

j z

\

£ HiNi DZ

\Z I I J

+ Z7V

Ґ \

£ HiNi 0\-D

\Z 11

у

гн \dQ

TDN Г Z

J

CH0

' б I

7M 6

z

Dd\ tN6 bD

7M 6

о

о

V7Z P

zy z

%Z‘

V7Z zHOl °zVzZ ZH0\ \vzZ ZH0

f

= zV£ H-

\

\-

f

+ °zVe_0T

7 *■

+ ZV£ D-

f

іНідг-NZ

\Z I

Л

+

У

zHzdzOz

\Z I I

Mi_DidZ

z\ 1 1 J

\ f \ zHzdz Oi-N

£#£ Ог-NZ

\Z I

+ ZzV

У

V г її

У

7 О,

Hdft:

У

ON

■°zV-

+ "v-

+ >

( zM Л

Oh-

N

= H5y

etfjox

Ля

-005

-015

-020

-025

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Як П]

01

02 03 д,

-020

-040

-060

-080

К* К*.

1

кг

О

01

02 03 ЛН2

1

Ал

020

ООО

-020

-040

лг. я„

01

2

050

ООО

-0.50

-100

к го

О

-Дн

• Я0

0.1

0.2 0.3

‘кгь

3

7.50---------------------------------------------------

5.00---------------------------------------------------

250----------------------------------------------------

«ГС 7, Лп

ООО -----------------—

О 0.1 0.2 0.3 Дгб

4

Рис. 3. Эластичность безразмерных критериев: 1, 3 - для линейного размера Н; 2 - для эксплуатационной массы (силы тяжести) G; 4 - для грузоподъемности (грузоподъемной силы) Z

Графическая интерпретация исследования вышеперечисленных функций представлена на рис. 4, 5, 6.

Рис. 4. Зависимость абсолютной погрешности безразмерного критерия пН от погрешностей значений производительности и установочной мощности двигателя

Рис. 5. Зависимость абсолютной погрешности безразмерного критерия пг от погрешностей значений производительности и установочной мощности двигателя

Рис. 6. Зависимость абсолютной погрешности безразмерного критерия пО от погрешностей значений производительности и установочной мощности двигателя

Установлено, что при равных условиях (значениях погрешностей в определении производительности машины Дд и установочной мощности двигателя Ду) критерии пн и на

порядок менее чувствительны критерия ПО. Это объясняется структурой критерия ПО, включающей параметры установочной мощности двигателя N (находится в числителе критерия) и д - производительности машины, находящейся в знаменателе критерия.

Рассматриваемый вопрос повышения точности методик расчета параметров решен путем формирования уравнений, отражающих физический процесс работы УМП в безразмерном виде, где погрешность определяется самой единицей измерения, а погрешность уравнений следует принимать на основе результатов исследований (рис. 4, 5, 6). Предлагаемые критерии оценки технического уровня отражают актуальную проблему ресурсо- и энергосберегающих технологий при проектировании и эксплуатации УМП и определяют направления повышения эффективности путем совершенствования конструкций.

Литература:

1. Минин В. В. Методика выбора оптимизируемых параметров универсальных малогабаритных погрузчиков // Известия Самарского научного центра. РАН, Том 12 (33) № 1(2). Тематический выпуск «Машиностроение». - Самара, 2010. - С. 449-452.

2. Зайдель А. Н. Погрешности измерений физических величин. - Л.: Наука, 1985. -

112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.