Научная статья на тему 'Оценка подоходного налогообложения в России и в зарубежных странах'

Оценка подоходного налогообложения в России и в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДФЛ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улезько О. В., Казьмин А. Г., Оробинская И. В.

В статье рассматриваются вопросы развития подоходного налогообложения в России и в зарубежных странах. Приводятся основные элементы подоходного налогообложения. Осуществляется сравнение ставок прогрессивного налогообложения. Анализируются такие показатели, как изменение численности населения различных регионов планеты, распределение уровня доходов, уровень средней заработной платы и пособий по безработице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка подоходного налогообложения в России и в зарубежных странах»

Налогообложение

ОЦЕНКА ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ*

О. В. УЛЕЗЬКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения А. Г. КАЗЬМИН, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения И. В. ОРОБИНСКАЯ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения Воронежский государственный аграрный университет

В настоящее время все чаще возникают споры о необходимости введения прогрессивной шкалы подходного налогообложения в России. Особенно актуальным данный вопрос стал в последнее время. Прежде всего это связано с изменением макроэкономической ситуации, а также с нарастающим уровнем недовольства в стране. В этой связи необходимо изучить опыт стран, которые являются в настоящий момент локомотивами мировой экономики или могут претендовать на эту роль в ближайшем будущем. Основной отличительной чертой подоходного налогообложения ведущих стран является наличие прогрессивной шкалы налогообложения. Это позволяет не только пополнять доходы государственной казны, но и выравнивать уровень социального расслоения, которое неизбежно присутствует в каждой стране.

Практика показывает, что чем выше уровень расслоения, тем больше социальная напряженность,

* Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и кредит». 2013. № 13 (541).

хуже экономическая обстановка в стране. Поэтому введение прогрессивного налогообложения призвано выполнить сразу несколько задач, в частности:

— повысить доходы государственной казны;

— снизить социальную напряженность;

— снизить степень дифференциации населения по уровню доходов;

— стимулировать индивидуальную предпринимательскую трудовую деятельность;

— перераспределить налоговую нагрузку с населения, имеющего низкие доходы, на население, которое имеет высокие доходы.

Решение данных вопросов позволит государству существенно продвинуться в развитии национальной экономики, повысить заинтересованность населения в продуктах своего труда, создать условия для увеличения доходов населения, которое имеет низкий уровень заработка. Для того чтобы определить уровень налоговых ставок и диапазоны доходов, к которым они будут применяться, необходимо

обратиться к международному опыту подоходного налогообложения, что позволит определить более приемлемые значения налогообложения в РФ.

Таким образом, установление прогрессивной шкалы доходов физических лиц позволит реализовать принцип справедливости и минимальности налогов в налоговой системе государства, при этом несомненным является соблюдение баланса между налогоплательщиком и государством. Это автоматически приведет к увеличению спроса на товары и услуги, что также благоприятно скажется на величине налоговых поступлений от других налогов, уплачиваемых организациями и предприятиями.

Перераспределение доходов между различными слоями населения является основным показателем определения размеров шедул и ставок налога, а также нормального функционирования экономики государства (табл. 1).

Так как граждане физически не могут потребить товаров, работ, услуг больше определенного объема, то возникающие свободные средства у небольшой части населения не участвуют в экономической деятельности и выводятся из страны за рубеж, что негативно сказывается на инвестиционном климате страны источника дохода. Оставшееся большинство населения фактически живет в условиях недопотребления (из-за недостатка свободных финансовых ресурсов). Тем самым обязанность по перераспределению доходов между слоями населения всецело ложится на государство, и никто кроме государства не способен решить эту задачу. Особенно это актуально в условиях непрерывного роста населения (ЮНФПА (ООН) прогнозирует рост населения мира к 2050 г. до 9 млрд чел.).

Бесконтрольная саморегуляция приводит к сосредоточению практически всех денежных средств у небольшой группы лиц. В результате,

ни государство, ни состоятельная часть общества не понимает тех выгод, которые несут процесс перераспределения денежных потоков, их структурирование и оптимизация. Возникает ситуация, при которой в одном секторе наблюдается избыток притока денежных средств от населения, а в другом -недостаток. Это еще больше усиливает диспропорции в развитии экономики страны и неизбежно приводит к кризису перепроизводства, так как сокращается платежеспособный спрос населения. Следует отметить, что данная тенденция особенно ярко проявляется в настоящее время и в мире, и в РФ. Перемещение свободных денежных средств за границу (или в финансовые активы, зачастую оторванные от реального сектора экономики) только усугубляет ситуацию. Особенно остро это явление проявляется в условиях сокращения численности трудоспособного населения. Так, к 2030 г. в России планируется сокращение трудоспособного населения на 16 млн чел. Аналогичная картина наблюдается в большинстве развитых стран Западной и Восточной Европы. В то же время в странах Азии (особенно в Индии) прогнозируется рост численности населения до 240 млн чел. [3].

Таким образом, сокращение численности трудоспособного населения в большинстве развитых стран и его увеличение в динамично развивающихся странах приводят к смещению центров приложения силы и, как следствие, к изменению перспектив развития промышленности регионов. В настоящее время наибольшее число свободных рабочих рук наблюдается в Индии и Китае. Так, на сегодняшний день указанные страны имеют низкий уровень заработной платы по сравнению с другими странами (табл. 2).

В Бразилии пособие по безработице составляет 510 ВЯЪ, или 280 долл. США. При этом средняя

Таблица 1

Численность населения, занятого в экономике, по странам мира

Страна Численность населения, млн чел. Доля трудоспособного населения, % Доля занятых в экономике, °% Доля безработных, °% Место в мировой экономике

Бразилия 199,5 68 50 4,7 7-е

Германия 81,4 62 53 5,4 5-е

Индия 1205,1 61 42 7,8 12-е

Иран 78,9 76 33 15,3 29-е

Китай 1343,3 74 60 4,3 3-е

Россия 143,1 72 52 5,2 10-е

США 313,8 78 49 8,6 1-е

Турция 74,8 42 34 8,8 19-е

ЮАР 51,4 41 35 23,0 23-е

ЕС 503,7 60 44 10,4 2-е

Источник: Росстат, ЕшгеШ, !ге.

Таблица 2

Уровень заработной платы в разных странах мира

Страна Пособие по безработице Минимальная часовая оплата труда, долл. США Средняя заработная плата в месяц в национальной валюте Средняя заработная плата в год в национальной валюте

Бразилия 510 реалов 3,0 1 353,6 реала 160 243,2 реала

Германия 1 100 евро 12,6 3 900 евро 46 800 евро

Индия 25 218 рупий 302 616 рупий

Китай 608 юаней 2,1 2 687 юаней 32 244 юаня

Россия 4 900 руб. 2,0 21 069 руб. 252 828 руб.

США 1 000 долл. 15,0 3 330 долл. 39 960 долл.

Турция 25, 40 или 50 % от средней заработной платы 7,0 3 000 лир 36 000 лир

ЮАР 38—60 % от уровня предыдущей заработной платы 3,1 3 000 рандов 36 000 рандов

заработная плата составляет 1 353,6 ВЯЪ (22 054 руб.). А среднедушевой доход составляет 16 414 реалов. За чертой бедности проживает порядка 20 % населения этой страны.

В Германии пособие по безработице может составлять 360 евро (минимальный уровень), 600 евро (средний уровень) и 1 100 евро (максимальный уровень). За чертой бедности проживает почти 1/6 часть населения страны. В других ведущих странах ЕС средняя заработная плата находится на уровне 3 000-3 500 евро.

В Индии средняя зарплата в месяц (за вычетом налогов) составляет порядка 535,93 долл. (курс -46,7 рупий за 1 долл. США).

В Китае официальная минимальная заработная плата составляет всего 1 160 юаней (5 800 руб.). При этом среднедушевой доход составляет 17 174,65 юаней.

В России минимальное пособие по безработице составляет 850 руб., максимальное - 4 900 руб. (его получают немногие и только в течение года, потом уровень пособия начинает снижаться). Среднее пособие по стране составляет 2 500 руб. Официальный прожиточный минимум - 6 827 руб. Порядка 26 % населения живет на доходы, равные или ниже прожиточного минимума.

В США около 15,1 % населения проживает за чертой бедности.

В ЮАР минимальная заработная плата составляет от 200 до 250 рандов в месяц, что соответствует примерно 50 долл. США. Пособие по безработице колеблется в интервале от 38 до 60 % от уровня предыдущей заработной платы.

В Турции минимальная заработная плата составляет порядка 660 лир, за вычетом страховых взносов работник получит 550 лир (650 лир приблизительно равняется 13 000 руб.). Средняя

заработная плата составляет от 1 000 до 5 000 лир (от 20 000 до 100 000 руб.). Пенсии в Турции -от 700 до 15 000 лир (от 14 000 до 300 000 руб.). Согласно действующему законодательству необходимо на момент потери работы иметь некоторые денежные начисления (по крайней мере за 600 дней в течение последних трех лет, причем начисления должны быть непрерывными за последние 4 мес.). Предлагаемые новые условия предусматривают предоставление права на пособие по безработице при наличии начислений за 360 дней в течение двух лет, причем размер пособия на первые 3 мес. будет составлять 50 % от средней заработной платы в течение последних 12 мес., на вторые 3 мес. — 40 % и 25 % на оставшийся период.

Курсы валют Банка России на 15.11.12 представлены в табл. 3.

На основании данных, представленных в табл. 2 и 3, можно сделать вывод о том, что многие страны БРИКС имеют большие резервы для формирования бюджетов за счет подоходного налога. В Китае и Индии достаточно большое число трудоспособного населения, и уровень доходов этих стран продолжает расти. В то же время в России число трудоспособного населения продолжает снижаться. При этом доходы

Таблица 3

Курсы валют Банка России на 15.11.12

Буквенный Количество Валюта Курс

код единиц

BRL 1 Бразильский реал 15,4451

ЕиИ 1 Евро 40,2146

ШИ 100 Индийские рупии 57,4068

СОТ 10 Китайские юани 50,7381

USD 1 Доллар США 31,6053

TRY 1 Турецкая лира 17,5812

ZAR 10 Южноафриканские 36,3071

рэнды

всех граждан нашей страны облагаются по плоской ставке 13 %, что приводит к неполучению порядка 2,4 трлн руб. в качестве налоговых отчислений по НДФЛ.

Введение прогрессивной шкалы налогообложения способствует оптимизации движения свободных денежных средств, снижает уровень бедности и одновременно увеличивает покупательную способность основной массы населения, которая фактически потребляет продукты реального сектора экономики за счет эффекта масштаба, тем самым делая привлекательными инвестиции в тот или иной сектор экономики, а также способствует появлению новых продуктов на рынке.

В дальнейшем в условиях формирования нового мироустройства с уже наметившимися центрами (Бразилия, Индия, Китай, Россия, США, Турция, Иран, ЕС и ЮАР) особую значимость приобретает уровень доходов граждан в этих странах, так как платежеспособный спрос влияет на потенциально возможные уровни производства продукции.

Совершенствование подоходного налогообложения является одним из ключевых этапов реформирования налоговой системы на современном этапе. В этом случае численность населения, проживающего на территории той или иной страны, является не только источником последующего поступления платежей от подоходного налога, но и необходимым условием развития всего народа и перехода его от одной системы хозяйствования к другой.

Для наиболее полного анализа рассмотрим налогообложение в различных странах.

В Бразилии подоходный налог уплачивают все работающие граждане, чей годовой доход превышает определенные размеры, а также его уплачивают индивидуальные предприниматели (табл. 4).

Нерезиденты платят подоходный налог по плоской ставке в 27,5 % на доход, полученный в Бразилии. Кроме того, предусмотрены различные налоговые вычеты из налогооблагаемых доходов налогоплательщика. Максимальный размер налогового вычета предоставляется в размере 30 % от текущего годового дохода резидента. Доход до 18 799 бразильских реалов не облагается налогом. Также предусмотрены ежемесячные вычеты на каждого иждивенца в размере 126 долл. Расходы на образование (на свое образование и на образование членов своих семей) вычитаются в полном объеме (в отличие от России, где на данные виды расходов установлено ограничение в размере не более 50 000 руб. в год). Также из годового дохода нало-

гоплательщика вычитаются платежи на социальное обеспечение служащим, которые колеблются от 7,65 до 11 % от уровня дохода. Индивидуальные предприниматели отчисляют на социальное обеспечение в совокупности 37,3 % от общего дохода (из них 28,8 % отчисляется на социальное обеспечение и 8,5 % — в пенсионный фонд).

В Германии (центральная страна Европейского Союза) налоговая система подвергалась реформированию в 2001 и в 2008 гг. после начала «первой волны» финансово-экономического кризиса. Основная цель реформы заключалась в ослаблении фактической налоговой нагрузки на физических лиц и компании. Налогообложение доходов граждан в Германии основано на прогрессивном методе налогообложения. Другими словами, чем выше доход, тем выше значение подлежащего уплате налога. В 2012 г. налоговые ставки в Германии для индивидуума составляли от 14 до 45 % (табл. 5).

Налогоплательщик, который является постоянным резидентом, обязан уплачивать налог на доход, который он получает в Германии или из иностранных источников. Иностранный резидент, который получает доходы от источников в Германии, облагается налогом только на доход, заработанный в стране пребывания. Резидентом Германии признается немецкий гражданин или гражданин, живущий непрерывно в течение 6 мес. в стране.

Индивидуальные предприниматели обязаны ежемесячно вычитать подоходный налог и социальные платежи из основного дохода, полученного в виде заработной платы.

Таблица 4

Размеры налоговых ставок подоходного налога в Бразилии в 2012 г.

Доход за год в бразильских реалах Налоговая ставка, %

1—18 799 —

18 799-28 174 7,5

28 174-37 566 15

37 566-46 939 22,5

Более 46 939 27,5

Таблица 5

Размеры налоговых ставок подоходного налога

в Германии в 2012 г. для индивидуума

Доход за год, евро Налоговая ставка, %

До 8 004 0

8 005-52 881 14

52 882-250 730 42

Более 250 731 45

Человек, работающий не по найму, должен перечислить аванс по подоходному налогу, который будет возмещен при регистрации. Авансовый платеж определен на основе возмещения, произведенного в течение предыдущего года. Авансовый платеж уплачивается единовременно 1 раз в 3 мес.

В Юго-Восточной Азии есть два государства с общей численностью населения более 2,5 млрд чел (Индия и Китай). Это предоставляет огромные резервы для роста поступлений доходов государственных бюджетов от подоходного налога при росте доходов населения этого региона.

Подоходный налог в Индии взимается по прогрессивной налоговой ставке от 10 до 30 % с годовых доходов индивидуума, получаемых в индийских рупиях (табл. 6).

Кроме того, граждане Индии уплачивают также налог на образование в размере 3 %. По отдельным налоговым ставкам граждане уплачивают налог от прироста капитала.

Доходы от прироста капитала делятся на две группы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— выгода от увеличения капитала за длительный

срок;

- выгода от увеличения капитала за короткий срок.

Если доход от прироста капитала касается продажи актива, который находился в собственности налогоплательщика в течение трех лет и более (в отношении ценных бумаг, обращаемых на индийской фондовой бирже), то ставка налога составляет 20 % для активов. Доходы от прироста капитала по долевым ценным бумагам индийской фондовой биржи освобождаются от налогообложения, если сделка подпадает под обложение налогом на сделки с ценными бумагами (в противном случае доходы облагаются по ставке 10 %).

Доходы, полученные от операций с ценными бумагами по коротким сделкам (менее трех лет, а также, если операция не подпадает под обложение налогом на сделки с ценными бумагами), облагаются ставкой налога в 15 %. Данный налог уплачивают все резиденты (резидентами являются лица, которые проживают на территории Индии не менее 182 дней в налоговом году (или 60 дней в налоговом году, но по крайне мере 365 дней за 4 предшествующих года). Налогообложению подлежат доходы, полученные не только в Индии, но также и за ее пределами.

Китай является самой крупной страной в Юго-Восточной Азии с самым большим числом жителей (более 1,3 млрд чел.). При этом подоходный налог с физических лиц в 2012 г. взимался по прогрессив-

ным и процентным налоговым ставкам (в диапазоне от 3 до 45 % в зависимости от уровня заработной платы). Доходы по другим видам деятельности облагаются по ставкам от 5 до 35 %. Ежемесячный доход в размере 4 000 юаней в КНР налогом не облагается (1 долл. ~ 8,2 юаня).

Для иностранцев, работающих в Китае, приме-няюся ставки подоходного налога, представленные в табл. 7.

Налогообложение заработной платы рабочих и служащих происходит следующим образом: сумма дохода минус твердая сумма расходов (800 юаней) с дальнейшим обложением остатка налогом по 7-сту-пенчатой прогрессивной шкале ставок. Расчет суммы налога осуществляется следующим образом: Сумма налога к уплате=Месячный доход х х Ставка налога, Месячный доход = = Валовая сумма месячного дохода - 800 юаней.

Помимо подоходного налога налоговые резиденты могут уплачивать и налог на доходы от прироста капитала. Данный вид доходов облагается по ставке 20 %.

Налогообложение дохода от прироста капитала от продажи недвижимого имущества рассчитывается исходя из стоимости покупки за вычетом отпускной цены по 20 %-ной ставке. Когда доходы от прироста капитала составляют более 50 % от покупной цены, то ставка налога на доход от прироста капитала колеблется в пределах от 30 до 60 % (60 % взимается тогда, когда выгода от увеличения

Таблица 6

Размеры налоговых ставок подоходного налога в Индии в 2012 г.

Доход за год, Налоговая

индииские рупии ставка, %

1-180 000 0

180 001-500 000 10

500 001 - 800 000 20

Более 800 001 30

Таблица 7

Размеры налоговых ставок подоходного налога в Китае в 2012 г.

Доход в месяц, юани Налоговая ставка, °%

1-5 500 3

1 501-4 500 10

4 501-9 000 20

9 001-35 000 25

35 001-55 000 20

55 001-80 000 35

Более 80 001 45

капитала составляет более 200 % по сравнению со стоимостью приобретения).

Резидентом в Китае является лицо, которое имеет постоянное место жительства, или лицо, не имеющее постоянного места жительства, но проживающее на территории Китая не менее 5 лет. Доходы лица (которое прожило на территории Китая более 5 налоговых периодов), полученные им за пределами Китая, облагаются так же, как и доходы, полученные в Китае.

В США подоходный налог был впервые введен после Гражданской войны (1861—1862 гг.). Ставки налога были установлены следующие:

— 5 % — на доход от 600 до 5 000 долл.;

— 7,5 % —на доход от 5 000 до 10 000 долл.;

— 10 % — на доходы, превышающие 10 000,1 долл.

Впоследствии Конгресс США изменил уровень подоходного налога в 1913 г. Ставки стали следующими:

— 1 % — на доход более чем 3 000 долл. (4 000 долл. — для супружеских пар);

— от 1 % — на чистую прибыль от 20 000 до 50 000 долл.;

— 6 % — на доход, превышающий 500 000,4 долл.

Во время Первой мировой войны платежи от подоходного налога шли на финансирование войны. В этот период произошло увеличение налоговых ставок. Затем, в течение1920-х гг., ставки были незначительно снижены, но все же они оставались выше довоенных. Ежегодные поступления от подоходного налога составляли от 65 до 70 млн долл.

В 1932 г., несмотря на последствие Великой депрессии, Конгресс США поднял ставки приблизительно до уровня ставок, которые применялись в период Первой мировой войны. Отчисления американцев по подоходному налогу к тому времени снизились с 86,8 млрд долл. в 1929 г. до 42,8 млрд долл. в 1932 г. В 1935 г. был увеличен фактор прогрессивности для корпоративного и личного подоходного налогов. Корпоративный налог вырос с 12,5 до 15 % (ставки индивидуального налога также были подняты). С 1937 г. налоговые реформы преследовали цель исключения некоторых схем «избегания налогов». С 1939 г. кодификация и преобразование подоходного налога сделали его повсеместным.

В дальнейшем подоходный налог трижды серьезно реформировался (1939, 1954 и 1986 гг.). После каждого реформирования процесс начинался снова, и через какое-то время вводился новый налог

вместе со множеством условий, которые отражали различные подходы к осуществлению налоговой политики, к типу использования налоговой скидки вместо вычетов и т. д. [6].

В 2004 г. налогоплательщики могли вычесть 3 100 долл. на каждого иждивенца в их семье. Однако с повышением дохода этот вычет постепенно снижается вплоть до 0. Постепенное сокращение составляет 2 % за каждые 2 500 долл., на которые налогоплательщик корректировал валовой доход, превышающий 142 700 долл. (214 050 долл. - для женатых налогоплательщиков, проживающих совместно).

Ставка подоходного налога в настоящее время колеблется от 10 до 35 %. Ставки подоходного налога изменяются в зависимости от налогового статуса налогоплательщика (табл. 8). Выделяют пять категорий налогового статуса:

— единственный налогоплательщик;

— женатая пара (регистрация совместной налоговой декларации);

— женатая пара (регистрация доходов поот-

дельности);

— глава хозяйства;

— одинокие с зависимым ребенком.

Федеральный подоходный налог с граждан достаточно прогрессивен: первые 8 950 долл. дохода не облагаются федеральным подоходным налогом (17 900 долл. — для супружеских пар), налоговые ставки варьируются от 10 до 35 %, однако разнообразные вычеты из облагаемого налогом дохода (ипотечные проценты, налоги на недвижимость и т. д.) могут значительно уменьшить налоговое бремя для многих представителей среднего и более богатого классов, особенно для домовладельцев со значительным ипотечным долгом.

Общий валовой доход включает:денежные компенсации от служб по трудоустройству; дивиденды; доход или потери от самостоятельной предпринимательской деятельности; доход от прироста капитала; доход от аренды; лицензионные вознаграждения; доходы от действий юридических лиц.

В США необходимо, чтобы работодатели удерживали федеральные и государственные подоходные налоги, социальные платежи и платежи на бесплатную медицинскую помощь из зарплаты сотрудника. Работающие не по найму частные лица обязаны производить ежеквартально авансовые платежи, равные по крайней мере 90 % их фактических налоговых обязательств. Граждане, получающие более высокие доходы, должны оплатить 100 %

Таблица 8

Ставки подоходного налога в США в 2012 г.

Налоговый доход, долл. Сумма налога, долл. Условие увеличения налога

Для единственного налогоплательщика

0—8 500 0 + 10 % с суммы более 0 долл.

8 500—34 500 850 + 15 % с суммы более 8 500 долл.

34 500—83 600 4 750 + 25 % с суммы более 34 500 долл.

83 600—174 400 17 025 + 28 % с суммы более 83 600 долл.

174 400—379 150 42 449 + 33 % с суммы более 174 400 долл.

Свыше 379 150 110 016 + 35 % с суммы более 379 150 долл.

Для женатых, подающих совместную декларацию

0—17 000 0 + 10 % с суммы более 0 долл.

17 000—69 000 1 700 + 15 % с суммы более 17 000 долл.

69 000—139 350 9 500 + 25 % с суммы более 69 000 долл.

139 350—212 300 27 087,5 + 28 % с суммы более 139 350 долл.

212 300—379 150 47 513,5 + 33 % с суммы более 212 300 долл.

Свыше 379 150 102 574 + 35 % с суммы более 379 150 долл.

Для женатых, подающих декларацию отдельно

0—8 500 0 + 10 % с суммы более 0 долл.

8 500—34 500 850 + 15 % с суммы более 8 500 долл.

34 500—69 675 4 750 + 25 % с суммы более 34 500 долл.

69 675—106 150 13 543,75 + 28 % с суммы более 69 675 долл.

106 150—189 575 23 756,75 + 33 % с суммы более 106 150 долл.

Свыше 189 575 51 587 + 35 % с суммы более 189 575 долл.

Для главы хозяйства

0—12 150 0 + 10 % с суммы более 0 долл.

12 150—46 250 1 215 + 15 % с суммы более 12 150 долл.

46 250—119 400 6 330 + 25 % с суммы более 46 250 долл.

119 400—193 350 24 617,5 + 28 % с суммы более 119 400 долл.

193 350—379 150 45 323,5 + 33 % с суммы более 193 350 долл.

Свыше 379 150 106 637,5 + 35 % с суммы более 379 150 долл.

Для одиноких с детьми

0—2 300 0 + 15 % с суммы более 0 долл.

2 300—5 450 345 + 25 % с суммы более 2 300 долл.

5 450—8 300 1 132,5 + 28 % с суммы более 5 450 долл.

8 300—11 350 1 930,5 + 33 % с суммы более 8 300 долл.

Свыше 11 350 2 937 + 35 % с суммы более 10 700 долл.

налога текущего года или 110 % налога предшествующего года.

Иностранные граждане, которые находятся в США в качестве постоянных жителей, а также те, кто потерял право на постоянное место жительства в США, облагаются налогом как американские граждане. Также облагаются налогом и частные лица, которые физически присутствуют в США в течение 183 дней или более в календарном году.

В Турции сумма подоходного налога к уплате работниками определяется в зависимости от заработной платы. Доходы работников подлежат налогообложению подоходным налогом, и работодатель отвечает за начисление, удержание и выплату налога в налоговый орган от имени работников до 20-го числа следующего месяца. База для исчисления подоходного налога представляет собой часть фонда

оплаты труда после вычетов сумм, не подлежащих обложению подоходным налогом.

Уплата подоходного налога с общего дохода производится по ставке 15 %, если общая сумма заработной платы составляет от 0 до 8 800 турецких лир. При повышении этой суммы налоговая ставка поэтапно повышается до 35 % (табл. 9).

Граждане Турции несут ответственность за уплату подоходного налога с их доходов, полученных из-за рубежа, иностранные граждане несут ответственность за уплату подоходного налога только с доходов, полученных в Турции. Турецкие подданные являются налоговыми резидентами, если у них нет доказательств места жительства за границей. Иностранцы расцениваются как жители Турции, если они остаются в стране без прерывания больше 6 мес. в календарном году (кроме временного отсутствия по делам).

Таблица 9

Размеры налоговых ставок подоходного налога в Турции в 2012 г.

Доход за год, турецкие лиры Налоговая ставка, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0-8 800 15

8 801-22 000 10

22 001-50 000 27

Свыше 50 000 35

Подоходный налог взимается с торговли или бизнеса, занятости, профессиональных услуг, дивидендов, сельского хозяйства и аренды. Общее правило состоит в том, что налогоплательщики должны перевести сумму налога двумя равным платежами. Налогоплательщики, продолжающие коммерческие операции или профессиональную деятельность, должны произвести ежеквартальные платежи подоходного налога в течение налогового года.

Частные лица, которые находятся в Турции в течение непрерывного периода (больше чем 6 мес. в любом календарном году, включая временные отсутствия), являются налоговыми резидентами. Однако иностранные граждане, которые находятся в Турции с определенными коммерческими целями или для отдыха, лечения или обучения, не признаются резидентами, даже если они остаются в стране на срок более 6 мес.

Налогооблагаемый доход состоит из дохода от трудовой деятельности, делового дохода, дохода с сельскохозяйственных операций, профессионального дохода, дохода, полученного по ценным бумагам (дивиденды и проценты), дохода с недвижимого имущества (доход от аренды от недвижимого имущества) и другого дохода (прирост капитала).

В ЮАР внутренняя экономическая ситуация довольно сложная, но гораздо лучше, чем в остальных странах африканского континента (ЮАР обладает запасами многих полезных ископаемых, включая золото, и имеет все шансы стать экономическим лидером всего Африканского континента). Система подоходного налогообложения [5] в ЮАР представлена в табл. 10.

С 01.03.2012 вклады, осуществляемые работодателем в пенсионные фонды от имени сотрудника, имеют дополнительную льготу. Гражданам разрешается вычесть до 22,5 % из их налогооблагаемого дохода в качестве вкладов на пенсию [7].

Уровень заработной платы в ЮАР сильно колеблется. Средняя заработная плата работников низкой квалификации составляет приблизительно 500 долл. в месяц, заработная плата квалифицированного работника составляет приблизительно 2 000 долл. в месяц (хорошие профессионалы могут получать около 3 500 долл. в месяц).

Годовая зарплата учителя высшей школы в ЮАР составляет 143 945 рэндов (приблизительно 16 120 долл.). Офисный администратор получает примерно 91 798 рэндов, а финансовый менеджер может получать до 411 787 рэндов.

Налоговый год для физических лиц заканчивается в конце февраля.

Налогооблагаемый доход - это валовой доход, уменьшенный на величину освобожденного дохода и разрешенных скидок.

Иностранцы облагаются налогом на их доходы от источников в ЮАР и на прирост капитала. Иностранный гражданин не будет налогоплательщиком в ЮАР, если он будет находиться вне ЮАР больше 183 дней в налоговом году и не будет вести дел в стране.

Прирост капитала в ЮАР облагается по ставке 25 % от налогооблагаемого дохода.

Согласно определенным правилам вычеты предоставляются на медицинские расходы, на вклады в пенсионные фонды, на определенные пожертвования, на расходы на автомашину и на представительские расходы, а также на путешествия.

В России в настоящее время применяется плоская шкала налогообложения. Основная ставка составляет 13 %, при этом дивиденды, полученные от российских и иностранных источников, облагаются по ставке 9 и 15 % соответственно [1, 2]. Нерезиденты уплачивают налог по ставке 30 % с

Таблица 10

Ставки подоходного налога в ЮАР в 2012 г. для единственного налогоплательщика

Налоговый доход, рэнды Сумма налога, рэнды Условие увеличения налога

0—140 000 0 + 18 % с суммы более 1 рэнда

140 001—221 000 25 200 + 25 % с суммы более 140 000 рэндов

221 001—305 000 45 450 + 30 % с суммы более 221 000 рэндов

305 001—431 000 70 650 + 35 % с суммы более 305 000 рэндов

431 001—552 000 114 750 + 38 % с суммы более 431 000 рэндов

552 001 и выше 160 730 + 40 % с суммы более 552 000 рэндов

доходов, полученных на территории России. 35 % взимается с выигрышей и иных аналогичных доходов. Предлагаемые авторами ставки НДФЛ в России представлены в табл. 11.

В настоящее время основными плательщиками НДФЛ являются лица с низкими среднедушевыми доходами. Примерно 20,5 % граждан нашей страны получают меньше 4,6 тыс. руб. в месяц на душу населения. Около 53 % населения имеют среднедушевой доход от 4,6 до 13,8 тыс. руб. Порядка 22,5 % населения, которое можно назвать «средним классом», получают среднедушевой доход в размере от 13,8 до 32,2 тыс. руб. Оставшиеся 4 % населения получают среднедушевой доход более 32,2 тыс. руб. [3]. Применение прогрессивной шкалы подоходного налога позволит существенно выровнять ситуацию с диспропорциями в налогообложении различных групп населения, снизить социальную напряженность и повысить объемы поступающих сумм по данному налогу примерно на 2,5 трлн руб.

Проведенный сравнительный анализ подоходного налогообложения в различных странах мира показал следующее:

1) во всех ведущих экономиках мира представлено прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, кроме России;

2) налоговые ставки колеблются в диапазоне от 0 до 45 %, что позволяет более дифференцированно облагать доходы, получаемые различными группами населения;

3) наиболее развернутая система подоходного налогообложения представлена в США. Это выражено в налогообложении различных категорий налогоплательщиков с учетом различных особенностей их жизнедеятельности;

Таблица 11

Предлагаемые ставки НДФЛ в России

Доход за год, руб. Налоговая ставка, %

1-150 000 5

150 001-520 000 15

520 001-1 250 000 22

Свыше 1 250 000 30

4) в странах БРИКС, кроме России, наблюдаются

значительное увеличение числа жителей и рост

их доходов, что в будущем приведет к увеличению суммы собираемого подоходного налога.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Нация стареет. URL: http://www. ladoga-news. ru/news?id=1407 (дата обращения: 15.11. 2012).

4. Российский статистический ежегодник, 2011 / Росстат. URL: http://www. gks. ru.

5. Скубко Ю. С. Некоторые аспекты социальной политики ЮАР в 1994-2006 гг. // SPERO. 2007. № 6. С. 173-188.

6. SOI Tax Stats - Individual Income Tax Rates and Tax Shares. URL: http://www. irs. gov/uac/SOI-Tax-Stats-Individual-Income-Tax-Rates-and-Tax-Shares (дата обращения: 15.11.2012).

7. South Africa: employer benefits reference manual 2012. Swiss life Network. P. 1-18.

24-28 июня 2013 г. учетно-финансовый факультет Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный аграрный университет» проводит

V международную научно-практическую конференцию

«Современные проблемы развития национальной экономики»

Информационную поддержку конференции оказывает Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия необходимо обращаться по электронной

почте irindemchenk@yandex.ru, Ирина Демченко.

Оргкомитет конференции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.