Научная статья на тему 'Оценка подготовки сильнейших юных квалифицированных спортсменок на этапе углубленной специализации, специализирующихся в плавании способом брасс и на спине'

Оценка подготовки сильнейших юных квалифицированных спортсменок на этапе углубленной специализации, специализирующихся в плавании способом брасс и на спине Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
498
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Южикова Ольга Сергеевна

Высокий уровень достижений в современном плавании требует постоянного совершенствования всех сторон подготовки спортсмена, и в первую очередь ее основного раздела спортивной тренировки. Дальнейший рост спортивных достижений зависит от того, насколько четко будут определены пути совершенствования учебно-тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка подготовки сильнейших юных квалифицированных спортсменок на этапе углубленной специализации, специализирующихся в плавании способом брасс и на спине»

9. Екимова, В. И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия [электронный ресурс]: дисс. доктора психол. наук по специальности 19,00.13 / В. И. Екимова. - М.: РГБ, 2003. — 281 с.

10. Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. - Новосибирск: Наука, 1980, - 192 с.

11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание, Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

12. Панов, В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В. И. Панов. - М.: Наука, 2004. - 197 с.

13. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Просвещение, 1969. - 659 с,

14. Хащенко, Н. Н. Социально-психологические факторы жизнедеятельности личности на экологически неблагоприятных территориях (Чернобыльский след): Автореф. дисс.. .канд. психол. наук: 19.00,05 / Н. Н, Хащенко. - М.: Институт психологии РАН, 2002. - 16 с.

15. Хомская, Е, Д. Анализ последствий Чернобыльской катастрофы с позиций экологической нейропсихологии / Е. Д. Хомская // Психологический журнал. -1997. - Т. 18. - № 6. - С. 84-95.

16. Храбров, А. В. Особенности психолого-педагогической реабилитации детей из радиационно зараженный районов Калужской области [Электронный ресурс]: Дисс...канд. психол. наук по специальности 19.00.07 / А. В. Храбров. - М.: РГБ, 2003. - 147 с.

УДК 362.06

О. С. Южикова

ОЦЕНКА ПОДГОТОВКИ СИЛЬНЕЙШИХ ЮНЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПЛАВАНИИ СПОСОБОМ БРАСС И НА СПИНЕ

Введение. Высокий уровень достижений в современном плавании требует постоянного совершенствования всех сторон подготовки спортсмена, и в первую очередь ее основного раздела - спортивной тренировки. Дальнейший рост спортивных достижений зависит от того, насколько четко будут определены пути совершенствования учебно-тренировочного процесса.

Успешность выступления квалифицированных пловцов в значительной мере зависит от: разумной стратегией многолетней спортивной подготовки, определения наиболее эффективных средств и методов трени-

ровки, рационального построения тренировочных нагрузок различной направленности и др.

Проблема многолетней подготовки спортсменов постоянно вызывала большой интерес ученых и специалистов. Особенно активно исследования в этом направлении проводились в конце XX в. (Т. С. Тимакова 1985,

Н. Ж. Булгакова 1986,В- Н. Платонов 1986. 1997, А. Р. Воронцов, И. В. Чеботарева, В. Р. Соломатин 1990, В. Ю. Давыдов, 2002 и др.). Однако значительные изменения в современном спорте в последние годы потребовали совершенствования теоретических основ этого процесса, более глубоких исследований отдельных этапов многолетней подготовки спортсмена.

В процессе спортивной тренировки решаются разнообразные общие и частные задачи, в конечном счете, обеспечивающие крепкое здоровье, гармоничное физическое развитие, идейное, нравственное и интеллектуальное воспитание, высокий уровень технического и тактического мастерства, развитие специальных физических и психических качеств, а также позволяющих приобрести комплекс знаний и навыков в области теории и методики спорта.

Спортивная тренировка является педагогическим, управляемым процессом направленным для развития и совершенствования двигательных способностей занимающихся в избранном виде соревновательных упражнений и подведение к состоянию наивысшей, спортивной готовности к моменту основных соревнований. Фундаментальные положения общей и специальной педагогики позволяет тренеру упорядочить педагогическое содержание и воспитательную направленность спортивной тренировки, привести в систему ее мотивационное, социальное и психологическое обеспечение, сориентировать деятельность тренера на сотрудничество со спортсменом как с развивающейся творческой личностью.

Эффективность совершенствования спортивного мастерства юных квалифицированных пловцов неразрывно связана с оценкой процесса их подготовки. Это обусловлено тем, что любая оценка состояния, уровня и структуры подготовленности юного спортсмена должна учитывать то, как готовился спортсмен, какими были объем, интенсивность тренировочного процесса, какова была направленность и структура подготовки, какие факторы подготовки были задействованы. С другой стороны, смысл любых исследований спортивного мастерства юного пловца состоит в совершенствовании процесса дальнейшей подготовки спортсмена, что предполагает структурную и детальную оценку предшествующего и текущего процесса подготовки юного спортсмена.

Проблема оценки процесса подготовки юных пловцов стояла перед специалистами в области теории и методики спортивного плавания достаточно давно. Планирование направленности и структуры подготовки, планирование различных уровней интенсивности нагрузок, дополнительных фак-

торов подготовки, различные тренеры, работающие с юными квалифицированными пловцами, осуществляют по различным критериям и уровням. При этом за основу принимается собственный опыт и знания, информационные и технические возможности тренера, ясность календаря, сборов, возможности использования инвентаря и спортивных сооружений и т. д. В этой связи, в настоящее время не представляется возможным производить достаточно объективную оценку процесса подготовки спортивного резерва только на основании анализа журналов планирования тренеров и дневников юных спортсменов. Однако несомненная важность оценки процесса подготовки юных квалифицированных пловцов определила необходимость новых подходов и разработки новых методов для решения данной проблемы.

Цель исследования состояла в оценке и анализе современного процесса подготовки сильнейших, юных квалифицированных спортсменок, специализирующихся в плавании способом брасс и способом на спине.

Организация и методы. Нами обследована 81 юная участница чемпионата России по плаванию (г. Санкт-Петербург) в возрасте 11-13 лет.

Комплексное обследование включало антропометрические измерения (В. В. Бунак, 1941); анализ компонентов состава массы тела (I. Майека, 1921); биологический возраст (Т. С. Тимакова, 1980); анализ результатов соревновательной деятельности, методика оценки процесса подготовки юных квалифицированных пловцов с использованием анкетных технологий (И. В. Клешне-вым, с соавт, 2005). Метод характеризуется выбором наиболее приближенных характеристик тренировочного процесса и внетренировочных факторов, при котором юный спортсмен (тренер) выбирает наиболее адекватные параметры тренировочной работы, которые он проделал на различных этапах подготовки (всего 60 характеристик).

Результаты. Полученные результаты позволяют охарактеризовать тренировочный процесс ведущих в данных возрастных группах спортсменок, специализирующихся в плавании способом брасс и на спине.

Показатели объемов работы девушек, специализирующихся в плавании брассом и на спине представлены в таблице.

Показатели объемов работы девушек, специализирующихся в плавании брассом и на спине

Показатели Специа- лизация М±(т)М б V Мт - Мах

1 2 3 4 5 6

1 За год, (средний объем), км брасс 1519,0±157,8 788.9 51,9 672,0-4480,0

спина 1738,6±237,8 894,3 64,2 589,0-5086,0

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6

2 ОФП средн. за нед. / час. брасс 4.11±0.41 2,05 49,9 0,25-7,0

спина 3,98±0.56 2,93 73,6 0-11,8

3 Компенсаторное плавание ЧСС -120% брасс 27.4±3,06 15.3 55,8 1,65-55,1

спина 24.8±3,35 17.4 70,2 1,65-85,1

4. Аэробное плавание ЧСС -120-140% брасс 38,9±2,41 12,1 31,1 7,87-69,1

спина 38,9±2,24 11,7 30,1 7,74-64,3

5. Аэробно-анаэробное плавание брасс 21,9±2,23 ПД 50,7 2,39-45,1

спина 23,7±2,73 14,2 59,9 3,87—67,9

6. Анаэробное плавание, ЧСС выше 110% брасс 8,0Ш,43 7,41 92,5 0-31,5

спина 4,38±0,55 2,86 65,3 Ї. 54-28,8

7. Скоростное плавание брасс 3,77±0,5 2,88 76,4 0-11,3

спина 4,38±0,55 2,86 65,3 0-13,7

8. За год работы на технику,% брасс 21,9±2,23 9,83 44,9 3,5-35,0

спина 20,8±2.16 11,2 53,8 3,5-35,0

9. За год соревнований и стартов брасс 17,Ш,40 702 41,0 7,0-30,0

спина 19,9*1,29 6,74 33,9 7,0-30,0

10. За год дней на сборах брасс 29,0±0,23 27,0 962,1 0-112,0

спина 31,4±0,36 31.0 892,4 0-124,0

11. За год дней по болезни брасс 12,9^=2,61 13,1 101,6 0-54,0

спина 13,0±2,54 13.2 101,5 0-46,0

12. За год 2-3 витам. и мин. элем. (1-5) брасс 2,90±0,23 1,19 41,0 1-5

спина 3,23±0,22 1Д9 36,8 1-5

13', За год условия тренировки брасс 3.08±0,16 0,82 26,6 1-4

спина 3.21±0,14 0,75 23,4 2-4

14. За год качество питания брасс 3,54±0.15 0.73 20,6 1-4

спина 3,82±0.06 0,34 8,90 3-4

15. За год бытовые условия брасс 3,50±0.18 0.91 26,0 1-4

Оценка тренировочного процесса производилась на основании анкетного опроса. Среди анализируемых параметров были: объемы плавания, количество тренировочных занятий в зале и в воде, количество контрольных стартов и сборов, объемы выполняемой работы по зонам интенсивности, условия тренировок, особенности питания (рис. 1, 2).

Среднегодовой объем плавания у девушек, специализирующихся в плавании брассом составляет 1519,0±157,8 км, спине 1738,6±237,8 км, однако, отмечены существенные различия данного показателя по возрастным группам. Так девочки 11 лет проплывают в год 1268±966 км, а в группе 12 летних

брасс на спине

Рис. 1. Среднегодовой объем плавания девушек, специализирующихся в плавании брассом и на сиине

11лет 12 пет 13 лет

Рис. 2. Среднегодовой объем плавания девушек (общая выборка)

девочек этот показатель возрастает уже до 1620±673 км, а в 13-летних до 1680±534 км.

Наибольший объем плавания отмечен у девушек, специализирующихся в плавании на спине. Различия достоверно значимы (р<0,05).

Занятия общей физической подготовкой (ОФП) на суше юные брассистки уделяют в среднем 4,11±0.41 часов в неделю, специализирующиеся в плавании на спине — 3}98±0.56 часов в неделю. Различия достоверно значимы (Р<0,05).

Анализируя структуру плавательной подготовки необходимо отметить, что в среднем юные квалифицированные спортсменки уделяют плаванию в аэробных режимах (аэробное плавание ЧСС - 120-140%) - брасс и плавание на спине - 38,9±2,41 и 38,9±2,24 соответственно. (р<0,05).

Показатели компенсаторного плавания ЧСС — 120% составляют у девушек специализирующихся в брассе 27,4±3,06, у специализирующихся на спине 24.8±3,35%. Различия не достоверны (р>0,05).

Плаванию в смешанных аэробно-анаэробных режимах для специализирующихся в брассе составляет 21,9±2,23, для специализирующихся на спине - 23,7±2,73 (р>0,05).

Плаванию в анаэробных режимах (анаэробное плавание, ЧСС выше 110%) для специализирующихся в брассе составляет 8,01±1,43, а на спине 4,38±0,55%, скоростная подготовка представителей специализирующихся в брассе составляет 3,77±0,5, специализирующихся на спине 4,38±0,55% от общего объема плавания.

Среди изменений этих показателей по возрастным группам необходимо выделить существенное увеличение доли плавания в смешанных аэробноанаэробных режимах у девочек 11—12 лет, с 16,2±П% до 23,5±10,9%.

Доля работы, направленной на совершенствование техники плавания в исследованной группе юных спортсменов составляет у брассисток 21,9±2,23, у специализирующихся в плавании на спине 20,8±2.16. Однако отмечена тенденция к снижению объемов такой работы с увеличения возраста.

Сильнейшие, юные спортсменки специализирующиеся в брассе принимают участие в среднем в 17,1±1,40 соревнований и контрольных стартов в году, специализирующиеся в плавании на спине 19,9±1,29 (р>0,05), проводят в условиях учебно-тренировочных сборов 29,0±27,0 дней в году девушки специализирующиеся в брассе, и 31,4±31,0 специализирующиеся в плавании на спине, причем 62% сборов приходится на летний период.

На основании полученных данных можно сказать, что условия тренировок (качество бассейна, инвентаря, режим занятий) оценивают как хорошие всего 42,9% юных спортсменок, 46,6% считают их удовлетворительными, 10,6% считают те условия, в которых они тренируются недостаточными и плохими.

Качество питания оценивают, как недостаточное и плохое 4,8% юных спортсменов, 21,7% оценивают удовлетворительно, 73,5% оценивают как хорошее. Примерно такая же картина отмечена при оценке бытовых условий, соответственно 5,9% оценили их как плохие и недостаточные, 18,8% оценили удовлетворительно и 75,3% оценили как хорошие.

Разработанная (И. В. Клешневым, с соавт, 2005), методика оценки процесса подготовки юных спортсменов позволила оценить направленность тренировочного процесса сильнейших, юных квалифицированных пловчих на этапе углубленной специализации, объем и интенсивность нагрузок, структуру тренировочного процесса, особенности процесса подготовки, степень влияния вне-тренировочных факторов. Анализ полученных данных показал, что в возрасте 11—13 лет юные спортсменки увеличивают объем плавание в 1,5 раза. Такая динамика нагрузок вполне целесообразна с точки зрения многолетней подготовки спортсмена к достижению наивысших результатов, однако в этой связи значительно повышается риск нарушений и отклонений в адаптации организма, что в конечном итоге не только не позволит добиться поставленных целей, но и может принести вред здоровью юного спортсмена. В этой связи приобретает особое значение построение выверенной, рациональной структуры тренировочного процесса, основанной на постоянном,

объективном контроле, включающем современные информационные и диагностические методы.

Анализ результатов исследования показал значительное увеличение доли плавания в аэробно-анаэробных и анаэробных режимах в исследуемом возрастном диапазоне, до 1,5 раз в относительных величинах и до 2,2 раз в абсолютных величинах (км). Несомненно, что такое увеличение в период интенсивного развития юного организма требует качественного информационного обеспечения деятельности тренера, постоянного врачебно-педагогического контроля, использования интенсивных технологий предупреждения и коррекции нарушений адаптационных механизмов организма юного спортсмена.

Исследования показали существенное внимание ведущих тренеров, работающих с сильнейшими, юными квалифицированными пловчихами, к постоянному совершенствованию технического мастерства. Однако в общей массе отмечается тенденция к сокращению такой работы. Так в возрасте 11-13 лет средняя доля этого раздела подготовки сокращается на 23%, что вряд ли является достаточно рациональным. К этому необходимо добавить, что отсутствие у большинства тренеров необходимой диагностической аппаратуры и методов оценки технического мастерства спортсмена, делают эту работу в основном эмпирической и поэтому недостаточно эффективной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования позволили в целом оценить уровень подготовленности сильнейших спортсменок специализирующихся в плавании способом на спине и брасс. Разработанная (И. В. Клешневым, с соавт, 2005), методика оценки процесса подготовки юных спортсменов позволила оценить направленность тренировочного процесса сильнейших, юных квалифицированных спортсменок на этапе углубленной специализации, объем и интенсивность нагрузок, структуру тренировочного процесса, особенности процесса подготовки, степень влияния вне-тренировочных факторов. Анализ полученных данных показал, что в возрасте 11-13 лет юные спортсменки увеличивают объем плавание в 1,5 раза. Такая динамика нагрузок вполне целесообразна с точки зрения многолетней подготовки спортсменок к достижению наивысших результатов, однако в этой связи значительно повышается риск нарушений и отклонений в адаптации организма, что в конечном итоге не только не позволит добиться поставленных целей, но и может принести вред здоровью юного спортсмена. В этой связи приобретает особое значение построение выверенной, рациональной структуры тренировочного процесса, основанной на постоянном, объективном контроле, включающем современные информационные и диагностические методы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-КАРАТИСТОВ...

Библиографический список

1. Антоников, А. В. Планирование тренировочных нагрузок пловцов различной квалификации на основе анализа здоровья и динамики результатов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 2000. -22 с.

2. Голубев, Г. Ю. Нормирование тренировочных нагрузок в годовой подготовке высококвалифицированных пловцов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -М., 2000. - 23 с.

3. Булгакова, Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов,- М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.

4. Воронцов, А. Р., Чеботарева И. В., Соломатин В. Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов // Методические рекомендации. - М.: Госкомспорт, 1990. - 50 с.

5. Давыдов, В. Ю. Теоретические основы спортивного отбора и специализации в олимпийских водных видах спорта дистанционного характера: Автореф. дис. докт. биол. наук. - М.: МГУ, 2002. - 40 с.

6. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература. 1997. - 583 с.

7. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт 1986. - 286 с.

8. Тнмакова, Т. С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация. -М.: Физкультура и спорт, 1985.

УДК 796.853.26

Д. Н. Макаридин

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-КАРАТИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЕРСИИ \УКЕ)

Рассматривая индивидуальный стиль деятельности, необходимо сказать об индивидуальности как таковой. Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе, в рамках которой он живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность самому себе, в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Некоторые исследователи в термин «человеческая индивидуальность» вкладывают понятия единичности, неповторимости, уникальности, специфичности человека при сопоставлении его с другими людьми [2]. Совершенно очевидно, и это уже подтверждается многочисленными исследованиями, что в спорте высших достижений нестандартные отклонения в профиле подготовленности и биопсих и ческих свойств спортсмена от требу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.