Научная статья на тему 'Оценка пешеходных коммуникаций условие повышения их качества'

Оценка пешеходных коммуникаций условие повышения их качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕШЕХОДНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПЕШЕХОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ПЕШЕХОД / КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / КВАЛИМЕТРИЯ / PEDESTRIANS / PEDESTRIAN SPACES / ASSESSMENT TOOLS / PEDESTRIAN ENVIRONMENT / QUALITY OF THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лептюхова Ольга Юрьевна

В статье описывается состояние проблемы организации системы пешеходных передвижений в городах России и англоязычных странах таких, как США, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия. Модернизация системы пешеходных передвижений и популяризация пешеходного движения среди населения в настоящее время рассматриваются за рубежом как предпосылки устойчивого развития городской среды, а повышение удельной доли пешеходных передвижений как их основная цель. В статье иллюстрируются примеры эталонной организации пешеходных путей за рубежом и наиболее распространенные ошибки их организации в городах России. Выявлены задачи, которые могут быть решены повышением доли пешеходных передвижений в городе. Приводятся доводы автора о необходимости развития пешеходных сетей в российских городах. Автор хотел бы обратить на данную проблему внимание в первую очередь проектировщиков -градостроителей и представителей местных органов власти. Предлагается для повышения качества пешеходных коммуникаций в городе использовать методику оценивания качества, основанную на учете количественных и качественных параметров их состояния. Для оценки пешеходных коммуникаций автор считает наиболее целесообразным применение квалиметрического метода, приводится обоснование такого мнения автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of pedestrian environments the way to improve their quality

System conditions of pedestrian systems in Russia and countries such as USA, Great Britain, Australia, New Zealand are described in the article. In recent time the development of pedestrian system and promotion of pedestrian movement are the main factors of sustainability, while increasing the appeal for walking as a transport mode is their strategical goal. It is revealed what tasks may be soled by increasing pedestrian activity. There are some examples of best practice in organization of pedestrian routes abroad and the most common mistakes of such practice in Russian cities. The author argues why it is very important to develop pedestrian network in Russian cities today. First of all this problem must become evident for urban planners and local authority. It is proposed to use the assessment tool of pedestrian environments to improve it. Quality and quantity parameters of pedestrian routes must be considered. The author believes it is reasonable to use qualimetry method to assess the quality of pedestrian environment and explain why it is so.

Текст научной работы на тему «Оценка пешеходных коммуникаций условие повышения их качества»

УДК 625.711.5

Лептюхова Ольга Юрьевна

ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»

Россия, Москва1

Заместитель начальника отдела архитектуры, аспирант

Е-Маіі: [email protected]

Оценка пешеходных коммуникаций

- условие повышения их качества

Аннотация: В статье описывается состояние проблемы организации системы пешеходных передвижений в городах России и англоязычных странах таких, как США, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия. Модернизация системы пешеходных передвижений и популяризация пешеходного движения среди населения в настоящее время рассматриваются за рубежом как предпосылки устойчивого развития городской среды, а повышение удельной доли пешеходных передвижений как их основная цель. В статье иллюстрируются примеры эталонной организации пешеходных путей за рубежом и наиболее распространенные ошибки их организации в городах России. Выявлены задачи, которые могут быть решены повышением доли пешеходных передвижений в городе. Приводятся доводы автора о необходимости развития пешеходных сетей в российских городах. Автор хотел бы обратить на данную проблему внимание в первую очередь проектировщиков -градостроителей и представителей местных органов власти. Предлагается для повышения качества пешеходных коммуникаций в городе использовать методику оценивания качества, основанную на учете количественных и качественных параметров их состояния. Для оценки пешеходных коммуникаций автор считает наиболее целесообразным применение квалиметрического метода, приводится обоснование такого мнения автора.

Ключевые слова: Пешеходные коммуникации; пешеходное движение; оценка качества; пешеход, качество городской среды; квалиметрия.

Идентификационный номер статьи в журнале 106ЇУІ\І114

1 129337 Москва, Ярославское ш. 26

Olga Y. Leptukhova

Moscow State Building University Russia, Moscow Е-Мail: [email protected]

Assessment of pedestrian environments

- the way to improve their quality

Abstract: System conditions of pedestrian systems in Russia and countries such as USA, Great Britain, Australia, New Zealand are described in the article. In recent time the development of pedestrian system and promotion of pedestrian movement are the main factors of sustainability, while increasing the appeal for walking as a transport mode is their strategical goal. It is revealed what tasks may be soled by increasing pedestrian activity. There are some examples of best practice in organization of pedestrian routes abroad and the most common mistakes of such practice in Russian cities. The author argues why it is very important to develop pedestrian network in Russian cities today. First of all this problem must become evident for urban planners and local authority. It is proposed to use the assessment tool of pedestrian environments to improve it. Quality and quantity parameters of pedestrian routes must be considered. The author believes it is reasonable to use qualimetry method to assess the quality of pedestrian environment and explain why it is so.

Keywords: Pedestrians; pedestrian spaces; assessment tools; pedestrian environment; the quality of the environment.

Identification number of article 106TVN114

Посвящается памяти первого научного руководителя, крупного учёного и проектировщика, и очень хорошего человека А.А.Агасьянца

В последние десятилетия в большинстве развитых стран мира озаботились проблемой устойчивого развития транспортной системы. Суть проблемы устойчивого развития состоит в сокращении объемов потребляемых ресурсов и одновременном создании благоприятных для здоровья человека условий и благоприятной для проживания горожан окружающей среды. Ключевыми аспектами ее решения является повышение эффективности движения в городе, за счет использования общественного транспорта, передвижения с помощью безмоторных транспортных средств или пешком. Рациональная организация движения не мыслится без изменения статуса улицы. Теперь улица признается многофункциональным пространством, а не только местом концентрации транспортного потока. Приоритетом становится создание максимально комфортных условий для движения людей, а не автомобилей при соблюдении требований безопасности для всех участников движения. Таким образом, совершенствование пешеходных коммуникаций выбрано приоритетным направлением городских преобразований.[1]

Анализ воздействия пешеходного движения на жизнь городов выявил задачи, которые могут быть решены повышением доли пешеходных передвижений в городе (табл.1).

Таблица 1

Задачи, решаемые повышением доли пешеходных передвижений в городе

Социальные Транспортные Планировочные Экологические Экономические

• Снижение затрат времени на передвижения • Повышение уровня транспортного обслуживания населения • Снижение числа ДТП • Оздоровление населения • Снижение числа поездок на личном автомобиле • Увеличени е скорости передвижений • Повышение единства городского пространства • Экономия земельных ресурсов • Оздоровление городского растительного и животного мира • Уменьшение загрязнения городской среды пылевыми частицами, выхлопными газами автомобилей, шумом • Повышение эффективности использования территории • Снижение себестоимости передвижения населения • Уменьшение убытков от ДТП • Повышение производительности труда • Снижение затрат на лечение • Снижение затрат на строительство автодорог

Лидерами в области гуманизации транспортной системы городов являются многие страны Западной Европы, Великобритания, США, Канада, Н.Зеландия и Австралия. В этих странах культивируется отказ от личного автотранспорта для передвижения в городе и приобщение к пешеходному движению большего числа жителей. Об эффективности принятых мер свидетельствуют цифры. За последние десятилетия удельная доля пешеходных передвижений выросла: для разных зарубежных городов ее увеличение составило 10-25%, в ходе опросов горожан выявлено более позитивное отношение жителей к среде, в которой они проживают. [2],[3],[4] Проектирование пешеходных сетей за рубежом, как основы пешеходной системы, перестало быть формальностью и стало важным мероприятием на пути создания городов, комфортных для жизни. Разработанные за рубежом кодексы, инструкции, пособия, руководства по проектированию и обустройству улиц предлагают высокие стандарты качества. (рис.1 а,б,в «Примеры эталонной организации пешеходных путей за рубежом»)

Photo 14.7-Traffic calmed area with contrasting surfaces, Wellington (Photo: Shane Turner)

Photo 14.28-Tactile paving treatmentat railway station, Fremantle, Western Australia (Photo:Tim Hughes)

1 общий случай улучшенного качества самого высокого качества

Рис. 1. Примеры эталонной организации пешеходных путей за рубежом

Одним из направлений исследований в области системы пешеходных передвижений стала разработка новых технологий и инструментов для оценки качества пешеходной системы. [5] В зарубежных странах (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия) разработаны и нашли широкое применение методики оценки качества пешеходных путей,

основанные на экспертном методе оценки, методе оценки с помощью целевых групп. Примерами технологий, в основе которых лежат методики оценки качества, являются PERS -система оценки пешеходной среды (Великобритания), НСМ 2010 (Highway Capacity Manual) (США), NZ Guide (Новая Зеландия), PEDSAFE (Австралия), GALLIN (Австралия), Аудит жилых улиц (Великобритания) и др. [6],[7]

Полезный опыт развитых стран может и должен быть использован в российской практике градостроительства. За последние десятилетия нагрузка на транспортную систему российских городов возросла в разы в результате скачкообразного роста автомобилизации населения, хаотичной и плохо контролируемой застройки преимущественно жилыми и общественными зданиями. В настоящее время автомобилизация в некоторых регионах России уже сопоставима с автомобилизацией тех стран, где повсеместно активно развиваются альтернативные виды транспорта. [8], [9]

Таблица 2

Число легковых автомобилей на 1000 чел. в 2010 г.

Страна (регион) Уровень автомобилизации (автомобилей на 1000 чел.)

США 797

Великобритания 519

Н.Зеландия 712

Австралия 695

Германия 572

Нидерланды 527

Россия: 249

Приморский край 579,9

Камчатский край 428,3

Калужская область 346,6

Мурманская 326,5

Псковская 312,2

Калининградская 308,6

Московская 307,4

Компактные и плотно застроенные российские города не совместимы с использованием личного автомобильного транспорта в массовых пассажирских перевозках. [10] При этом, как установлено многими отечественными и зарубежными исследованиями, передвижения на расстояния порядка 1 -2 км могут и должны осуществляться без использования моторизованного транспорта. [11], [12], [13] Организация комфортной пешеходной сети приобретает первоочередное значение для наименее защищенных категорий граждан - маломобильных и малообеспеченных людей, а также на жилых и общественноделовых территориях, характеризующихся большими объемами пешеходного движения и имеющих высокую плотность застройки. По данным Федеральной службы государственной статистики в России с общей численностью населения 143 млн. чел. проживает около 48,5 миллионов маломобильных людей (включены инвалиды, дети, пенсионеры, проживающие в городе) и 11,7 миллионов малообеспеченных людей (экономически активное население с доходами ниже прожиточного минимума). До сих пор такие передовые российские города как Москва и Санкт-Петербург не могут служить примером должной организации пешеходной сети, так как она не обеспечивает требуемой комфортности передвижения. Однако в 2013 году Правительством Москвы принята единая программа развития столицы, направленная на

качественное улучшение городской среды и ее преобразование в соответствии с потребностями населения и на основе последних достижений науки и техники. В рамках данной программы значительное внимание уделено комплексному развитию городских общественных пространств, неотъемлемым элементом которых является система пешеходных передвижений. Таким образом, поставлена также задача создания в городе комфортной системы пешеходных передвижений.

В советское время было предпринято глубокое изучение закономерностей пешеходного движения, наработан колоссальный исследовательский материал, который, судя по состоянию пешеходных путей, не находит должного применения.

Рис.2. а, б, в, г «Примеры организации пешеходных путей в России»

(составлено автором)

Сложность создания пешеходных путей высокого качества заключается в необходимости учета многочисленных и разнообразных по своей природе факторов, определяющих состояние пешеходной системы передвижений. Комплексный учет и анализ этих факторов, предоставит необходимую информацию о состоянии пешеходного пути, что станет предпосылкой повышения качества реконструируемых и проектируемых вновь пешеходных коммуникаций. В связи с отсутствием в России в настоящее время механизма учета и контроля качества пешеходных коммуникаций необходимо создание соответствующей методики. Следует отметить, что оценка качественного состояния сложных объектов, характеризующихся количественными и качественными показателями, -

популярное в России направление исследований. Например, недавно приказом Министерства регионального развития РФ от 09.09.2013 №371 утверждена методика оценки качества городской среды проживания.

Таким образом, ставшая актуальной в развитых странах проблема организации комфортных и привлекательных пешеходных путей является актуальной и в России. Для решения этой проблемы требуется достоверная информация о качественном состоянии проектируемых и существующих пешеходных путей, которая может быть получена путем комплексного учета параметров пешеходного пути. С этой целью необходимо создание методики оценки качества пешеходных путей. Методика может быть использована для регулярного мониторинга пешеходных коммуникаций города. На основании информации, полученной в результате применения такой методики, станет возможным принятие целесообразных решений о дальнейших направлениях развития пешеходной системы города: прокладке новых участков пешеходной сети и реконструкции и благоустройстве существующих с учетом потребностей маломобильных групп населения, инвентаризации пешеходных коммуникаций органами местного самоуправления, предъявление обоснованных требований к владельцам и пользователем земельных участков по их содержанию.

Конечным результатом применения методики оценки качества пешеходных путей является определение их уровня удобства с точки зрения пешехода. На удобство передвижения по пешеходным путям влияют социальные, эргономические, физические, климатические, эстетические, экологические факторы окружающей среды. Данные факторы носят качественный или количественный характер и сами по себе являются сложными для оценивания их воздействия. Каждый из факторов имеет свои единицы измерения. Кроме того, существует проблема сравнения организованных пешеходных коммуникаций между собой и нахождения их места в общей классификации по уровню удобства, а также определения наиболее удобных (эталонных) пешеходов путей и коммуникаций, имеющих недопустимо низкое качество в конкретной ситуации. Для решения данной проблемы требуется выразить удобство пешеходного пути количественно. Вышеперечисленные трудности могут быть решены использованием квалиметрического метода, основным предназначением которого является комплексная количественная оценка качества сложных объектов или их частей.

Квалиметрия - относительная новая научная дисциплина. Латинское «квали» значит какой, какого качества, «метрео» с древнегреческого переводится «мерить, измерять». Квалиметрия сформировалась в 60-е годы ХХ века в советском союзе и первоначальной сферой применения ее методов была оценка качества продукции, теперь же их используют для оценки качества объектов любой природы. В последнее время много отечественных исследований выполнены с использованием методов прикладной квалиметрии. Таковы работы Щербины Е.В., Афониной М.И., Чижикова И.А., Азгальдова Г.Г., Байера В.Е., Истомина Б.С. и многих других. В вышеупомянутой методике оценки качества городской среды проживания также использовались методы квалиметрии. В широко применяемых зарубежных методиках оценки качества пешеходных коммуникаций или их частей методы прикладной квалиметрии не использовались. Автор предлагает глубоко и последовательно исследовать комплекс факторов, оказывающих влияние на удобство движения пешехода.

В этой связи автор намерен осуществить разработку методики оценки качества пешеходного пути с точки зрения удобства для пешеходов с использованием методов прикладной квалиметрии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Global Report on Human Settlements 2009: Planning Sustainable Cities

[Планирование устойчивых городов: глобальный доклад о населенных пунктах 2009] URL: http://www.unhabitat.org/pmss/listItemDetails. aspx?publicationID=2831 (дата обращения 01.12.2013)

2. Реферативный журнал: 02.Автомобильный и городской транспорт, 02В.

Городской транспорт [Referativney journal: Automobilney I gorodskoy transport, 02.B Gorodskoy transport] - № 9. -М., 2011. - 14

3. Report to the U.S. Congress on the Outcomes of the Nonmotorized Transportation

Pilot Program SAFETEA-LU Section 1807, April 2012 [Доклад Конгрессу США о результатах внедрения пилотной программы развития немоторизованных средств транспорта, 2012] URL:

http://www.fhwa.dot.gov/environment/bicycle_pedestrian/ntpp/2012_report/ (дата обращения 12.12.2013)

4. Реферативный журнал: 02.Автомобильный и городской транспорт, 02В.

Городской транспорт [Referativney journal: Automobilney I gorodskoy transport,

02.B Gorodskoy transport] - № 7. -М., 2011. - 15

5. Guide Information for Pedestrian Facilities, 2013. Austroads Project No. NT 1523 //

[Сборник по организации пешеходного движения // Austroads]. URL:

www.austroads.com.au (дата обращения 11.12.2013)

6. Andrew Devlin. Devin A.: Measuring the Quality of the Pedestrian Environment:

Towards an appropriate assessment methodology. School of Community and Regional Planning, The University of British Columbia [Андрю Делвин. Измерение качества пешеходной среды: применяемые оценочные методики] URL:

http://www.scarp.ubc.ca/ (дата обращения 10.11.2013)

7. Steve Abley. WALKABILITY. SCOPING PAPER, 2005 // Abley Transportation Consultants [Стив Эбли. Пешеходное движение, 2005 // Транспортной агентство] URL: www.abley.com (дата обращения 12.12.2013)

S. Motor vehicles (per 1 000 people). The World Bank. [Статистика количества

автомобилей (на 1000 человек]. Данные Мирового банка) URL: http://data.worldbank.org/indicator/IS.VEH.NVEH.P3 (дата обращения 09.12.2013)

9. Автомобилизация населения регионов России (авто/1000 чел.) в 1970 — 2010

годы. Аналитический центр «АльфаСтрахование» URL:

http://www.alfastrah.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=103496 (дата обращения

13.12.2013)

10. Агасьянц А.А. Сеть автомобильных магистралей в крупнейших городах. Транспортно - градостроительные проблемы. М.: Ассоциация строительных вузов., 2010. с. 156 [Agasians A.A. Set avtomobilnih magistraley v krupneishih gorodah. Transportno-gradostroitelniy problemi. M.: Assosiasia stroitelnih vusov. 2010. c. 156]

11. Planning guidelines for walking and cycling, 2004 Department of Infrastructure, Planning and Natural Resources Head office [Инструкция по проектированию пешеходного и велосипедного движения. Департамент инфраструктуры, проектирования и природных ресурсов Австралии. 2004] URL: www.dipnr.nsw.gov.au (дата обращения 12.12.2013)

12. Transport Statistics Great Britain. Department for transport (United Kindom). [Транспортная статистика Великобритании. Департамент транспорта.] URL: https://www.gov.uk/ (дата обращения 12.12.2013)

13. PROJECT ADONIS - Final Summary Report [Проект Адонис заключительный доклад] URL: http://cordis.europa.eu/transport/src/adonisrep.htm (дата обращения

12.12.2013)

Рецензент: Азаренкова Зинаида Владимировна, ведущий научный сотрудник, ЦНИИП градостроительства РААСН.

REFERENCES

1. Global Report on Human Settlements 2009: Planning Sustainable Cities [Planirovanie ustojchivyh gorodov: global'nyj doklad o naselennyh punktah 2009] URL: http://www.unhabitat.org/pmss/listItemDetails. aspx?publicationID=2831 (data ob-rashhenija 01.12.2013)

2. Referativnyj zhurnal: 02.Avtomobil'nyj i gorodskoj transport, 02V. Gorodskoj

transport [Referativney journal: Automobilney I gorodskoy transport, 02.B Gorodskoy transport] - № 9. -M., 2011. - 14

3. Report to the U.S. Congress on the Outcomes of the Nonmotorized Transportation

Pilot Program SAFETEA-LU Section 1807, April 2012 [Doklad Kongressu SShA o rezul'ta-tah vnedrenija pilotnoj programmy razvitija nemotorizovannyh sredstv transporta, 2012] URL:

http://www.fhwa.dot.gov/environment/bicycle_pedestrian/ntpp/2012_report/ (data obrashhenija 12.12.2013)

4. Referativnyj zhurnal: 02.Avtomobil'nyj i gorodskoj transport, 02V. Gorodskoj

transport [Referativney journal: Automobilney I gorodskoy transport, 02.B Gorodskoy transport] - № 7. -M., 2011. - 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Guide Information for Pedestrian Facilities, 2013. Austroads Project No. NT 1523 //

[Sbornik po organizacii peshehodnogo dvizhenija // Austroads]. URL: www.austroads.com.au (data obrashhenija 11.12.2013)

6. Andrew Devlin. Devin A.: Measuring the Quality of the Pedestrian Environment:

Towards an appropriate assessment methodology. School of Community and Regional Planning, The University of British Columbia [Andrju Delvin. Izmerenie kachestva peshehodnoj sredy: primenjaemye ocenochnye metodiki] URL:

http://www.scarp.ubc.ca/ (data obrashhenija 10.11.2013)

7. Steve Abley. WALKABILITY. SCOPING PAPER, 2005 // Abley Transportation Consult-ants [Stiv Jebli. Peshehodnoe dvizhenie, 2005 // Transportnoj agentstvo] URL: www.abley.com (data obrashhenija 12.12.2013)

8. Motor vehicles (per 1 000 people). The World Bank. [Statistika kolichestva avtomobi-lej (na 1000 chelovek]. Dannye Mirovogo banka) URL: http://data.worldbank.org/indicator/IS.VEH.NVEH.P3 (data obrashhenija 09.12.2013)

9. Avtomobilizacija naselenija regionov Rossii (avto/1000 chel.) v 1970 — 2010 gody.

Analiticheskij centr «Al'faStrahovanie» URL:

http://www.alfastrah.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=103496 (data obrashhenija

13.12.2013)

10. Agas'janc A.A. Set' avtomobil'nyh magistralej v krupnejshih gorodah. Transportno -gradostroitel'nye problemy. M.: Associacija stroitel'nyh vuzov., 2010. s. 156 [Agasians A.A. Set avtomobilnih magistraley v krupneishih gorodah. Transportno-gradostroitelniy problemi. M.: Assosiasia stroitelnih vusov. 2010. c. 156]

11. Planning guidelines for walking and cycling, 2004 Department of Infrastructure, Planning and Natural Resources Head office [Instrukcija po proektirovaniju peshehodnogo i ve-losipednogo dvizhenija. Departament infrastruktury, proektirovanija i prirodnyh resursov Avstralii. 2004] URL: www.dipnr.nsw.gov.au (data obrashhenija 12.12.2013)

12. Transport Statistics Great Britain. Department for transport (United Kindom). [Transport-naja statistika Velikobritanii. Departament transporta.] URL: https://www.gov.uk/ (data obrashhenija 12.12.2013)

13. PROJECT ADONIS - Final Summary Report [Proekt Adonis zakljuchitel'nyj doklad]

URL: http://cordis.europa.eu/transport/src/adonisrep.htm (data obrashhenija

12.12.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.