References
1. Zhuchenko A. A. Adaptivnoe semenovodstvo (jekologo-geneticheskie osnovy). Vestnik semenovodstva v SNG. 2000. no 2. pp. 18-20.
2. Koshelev B. S. Organizacionno-jekonomicheskie osnovy proizvodstva zerna v Zapadnoj Sibiri: mo-nografja. Omsk: Izd-vo OmGAU, 2003. p. 140.
3. Koshelev B.S. Povyshenie jekonomicheskoj jeffektivnosti realizacii semjan zernovyh kul'tur v us-lovijah rynka / B.S. Koshelev, V. V. Pecevich // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. no 2 (18). p. 103.
4. A. I. Altuhov, D.F. Vermel', T.M. Lysenkova, V.A. Grachev i dr. Metodicheskie osnovy razrabotki modelej razvitija zernovogo proizvodstva. Moscow. 2002. 153 p.
5. Il'icheva S. N. Organizacija sistemy marketinga semjan sel'skohozjajstvennyh kul'tur v razvityh kapitalisticheskih stranah Agropromyshlennoe proizvodstvo: opyt, problemy i tendencii razvitija, Moscow. 1989. Serija 1. Jekonomika, organizacija i upravlenie. Obzornaja informacija. no 3. pp. 57-67.
© Б. С. Кошелев, В. В. Пецевич, 2015
Авторы статьи - Борис Степанович Кошелев, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, заведующий отделом экономики сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства (СибНИИСХ), е-mail: [email protected] Виталий Витальевич Пецевич, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, е-mail: [email protected] Рецензенты:
В. Ф. Стукач, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина.
О. В. Сергиенко, кандидат экономических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Омский институт (филиал).
УДК 657
Л. С. Медведева, Ю. В. Мостовая, Астраханский государственный технический университет
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ УЧЁТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
В статье оцениваются перспективы применения российскими предприятиями малого бизнеса в своей деятельности международного стандарта учёта и финансовой отчётности, который разработан специально для сектора экономики и существенно упрощён. Особое внимание в исследовании уделяется анализу содержания разработанного Советом МСФО стандарта, а также проблемам и преимуществам адаптации стандарта в российских условиях ведения бизнеса, что особенно актуально в период реформирования законодательства в области бухгалтерского учёта. Ключевые слова: предприятия малого бизнеса, международные стандарты учёта и финансовой отчётности, инвестиционная привлекательность, стандарт.
Предприятия малого бизнеса выступают в настоящее время в качестве сектора экономики, который, с одной стороны, легко адаптируется к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, но в то же время требует особого внимания в части выработки эффективных направлений государственной поддержки. С целью совершенствования ориентиров развития малых предприятий следует изучать опыт зарубежных стран в области функционирования субъектов хозяйствования в целом, а также учётно-аналитического обеспечения их деятельности в частности. Так, учёными широко исследуется вопрос перспектив применения российскими предприятиями малого бизнеса международных стандартов учёта и финансовой отчётности.
Предприятия малого бизнеса - это одна из форм хозяйствования, функционированию и развитию которой в зарубежных странах уделяется особое внимание, так как они играют важнейшую роль в стабилизации экономических преобразований в стране. Повышение эффективности
деятельности предприятий малого бизнеса невозможно без совершенствования систем учёта и контроля на данных предприятиях. Действующие методики финансового анализа не учитывают размер субъекта предпринимательства, хотя имеются исследования о влиянии масштабов бизнеса на финансовые индикаторы. Сравнивая средние общероссийские и региональные данные за ряд лет, учёные выявили, что практически все показатели для предприятий малого бизнеса ниже тех же значений, полученных для средних и крупных предприятий. Исключение в отдельные периоды составляет показатель рентабельности капитала и резервов [3].
В этом направлении необходимо особо отметить деятельность Совета МСФО, которым было принято решение разработать специальный упрощённый стандарт, регулирующий процесс формирования и представления отчётности, а также ведения учёта предприятиями малого бизнеса, которые заинтересованы в получении международных инвестиций. Данный стандарт был разработан и вступил в силу в 2009 году. Оценивая значимость стандарта, отметим, что, в первую очередь, он был нужен малым предприятиям, для которых затратно и трудоёмко вести учёт по МСФО, усложненный в связи с их ориентацией на повышенную информативность сведений о деятельности именно крупных корпораций. В то же время единство учётных принципов, которое нашло отражение в стандарте, повышает открытость и достоверность отчётных данных предприятий малого бизнеса, что делает их более привлекательными для инвесторов.
В целом международные стандарты учёта и финансовой отчётности - это свод документов, который регламентирует порядок формирования отчётных форм о деятельности предприятий с целью представления достоверной информации внешним пользователям.
Международные стандарты учёта и финансовой отчётности в условиях глобализации - это инструмент, который позволяет:
- повысить качество бухгалтерской финансовой отчётности;
- улучшить инвестиционный климат предприятий;
- развить инновационную составляющую деятельности предприятий.
Международные стандарты затрагивают большой круг вопросов, отражающих результаты функционирования предприятия, что подтверждает их группировка, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группировка международных стандартов финансовой отчётности
Группы Классификация стандартов
Обобщающие стандарты 1. Вводные 2. Основные 3. Частные 4. По раскрытию информации 5. Пояснения по трансформации отчётности
Детализирующие стандарты 1. По основным средствам и инвестициям 2. По вознаграждению работников 3. Группа стандартов для компаний, зарегистрированных на бирже 4. По консолидации Специальные стандарты 1. Отраслевые 2. Банковские
Детально исследовав непосредственно МСФО для малых предприятий, можно отметить, что этот стандарт разработан с целью формирования отчётности, которая может служить достоверным источником данных о результатах деятельности малого предприятия для заимодавцев, потенциальных инвесторов, собственников и партнёров. Содержание и структура стандарта включает 35 взаимосвязанных секций (рис. 1).
Структура и содержание секций МСФО для малых предприятий IFRS for SMEs
§
ж
ад
ад !» ад ад
s ^
О
-<
Секция 1. Малый и средний бизнес. Секция 2. Концепции и основные принципы. Секция 3. Представление финансовой отчётности. Секция 10. Учётная политика. Бухгалтерские оценки и ошибки. Секция 31. Гиперинфляция. Секция 34. Специальные виды деятельности. Секция 35. Переход на подготовку финансовой отчётности в соответствии с МСФО для малого и среднего бизнеса.
>
J
-Он
ад S ж
:ад у
О
^Секция 4. Отчёт о финансовом положении. Секция 5. Отчёт о совокупном доходе и отчёт о доходах. Секция 6. Отчёт об изменении собственного капитала и отчёт о .У доходах и нераспределённой прибыли. Секция 7. Отчёт о денежных потоках. Секция 8. Примечания к финансовой отчётности. Секция 9. Консолидированная и отдельная финансовая отчётность.
>
J
4
ад с ж S
:ад у
S с >а с !» С ад ж
3
ж "Он ж
Л
О
-<
'Ж
ж ^
а
S с
S ж
cq
<
^Секция 11. Простейшие финансовые инструменты. \
Секция 12. Вопросы, связанные с прочими финансовыми инструментами. Секция 13.Запасы.
Секция 14. Инвестиции в ассоциированные компании. Секция 15. Инвестиции в совместные предприятия. Секция 16. Инвестиционная собственность. Секция 17. Основные средства.
Секция 18. Нематериальные активы, за исключением гудвилла. Секция 19. Объединения бизнесов и гудвилл. Секция 20. Аренда.
Секция 21. Резервы и условные активы и условные обязательства. Секция 22. Обязательства и капитал. Секция 23. Выручка. У ^Секция 24. Государственные гранты. ___/
у Секция 25. Затраты по займам. Секция 26. Платёж, основанный на акциях. Секция 27. Обесценение активов. Секция 28.Вознаграждения сотрудников. Секция 29. Налог на прибыль. Секция 30. Перевод иностранной валюты. Секция 32. События после окончания отчётного периода. Секция 33. Раскрытие операций со связанными сторонами.
>
J
Рис. 1. Содержание международного стандарта финансовой отчётности для малых предприятий
Если сравнивать стандарт для малых предприятий с полной версией МСФО, можно выделить ряд существенных упрощений:
- целиком исключены те положения, которые не касаются процесса функционирования предприятий малого бизнеса;
- упрощён процесс представления отчётности, в частности, предусмотрена возможность не формировать отчёт о финансовом положении на начало самого раннего сравнительного периода, если компания ретроспективно пересматривает статьи финансовой отчётности. Также малые предприятия имеют право объединять отчёт о совокупных доходах и нераспределённой прибыли в том случае, если причинами увеличения или уменьшения капитала было только получение прибыли или убытка, выплата дивидендов и внесение изменений в учётную политику;
- в части учёта и оценки финансовых инструментов рекомендовано принимать первоначальную стоимость за вычетом накопленной амортизации;
- учёт инвестиционных вложений допускается вести по первоначальной стоимости, по методу долевого участия или по справедливой стоимости;
- нематериальные активы такие, как, например, деловая репутация, срок полезного использования которых не оценён, должны амортизироваться в течение 10 лет;
- затраты, связанные с полученными займами на разработки, всегда учитывать в качестве расходов периода;
- государственные гранты учитываются в части доходов;
- имеется возможность учёта инвестиционной собственности в качестве основного средства только в том случае, если учёт данной недвижимости по справедливой стоимости несёт высокие затраты [1].
Применение данного стандарта на территории Российской Федерации предприятиями малого бизнеса возможно с учётом его адаптации под специфику деятельности хозяйствующих субъектов в стране, а также с учётом определённых уточнений. В таблице 2 представлен перечень основных проблем, которые препятствуют эффективному внедрению и использованию малыми предприятиями в России МСФО.
Таблица 2
Спектр проблем применения МСФО российскими малыми предприятиями
Формулировка проблемы Возможные пути решения
1. Отсутствие типизации критериев признания организаций субъектами малого бизнеса Дополнение международного стандарта количественными критериями отнесения предприятий к малому сектору с возможностью установления собственных нормативных значений в каждой стране применения стандарта
2. Сложность привлечения российскими компаниями иностранных инвестиций Повышение информационной открытости в зарубежных источниках, данных об инвестиционно привлекательных малых предприятиях, функционирующих на территории России
3. Необходимость модернизации законодательной базы в области бухгалтерского учёта малых предприятий Существует необходимость создания на федеральном уровне в Российской Федерации структуры, которая бы занималась разработкой и утверждением единых нормативно-правовых актов в области функционирования, ведения учёта и формирования отчётности малыми предприятиями
4. Низкая квалификация кадров бухгалтерских служб малых предприятий Популяризировать использование аутсорсинговых услуг в области ведения бухгалтерского учёта. Малым предприятиям выгодно с финансовой точки зрения передавать ведение учёта сторонним компаниям
5. Высокие финансовые затраты на внедрение МСФО Привлечение дополнительных инвестиций из-за рубежа позволит малым предприятиям покрыть затраты на внедрение системы учёта по МСФО
Рассмотрим спектр проблем более подробно. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса в России для различных целей, а также отсутствие унификации отнесения к малому бизнесу в отечественной банковской системе требуют, по мнению учёных, унификации классификации масштабов бизнеса с учётом зарубежного опыта поддержки этого сектора экономики [5]. В стандарте в качестве критерия отнесения предприятия к субъекту малого бизнеса выступает непубличность коммерческой компании, которая составляет финансовую отчётность общего назначения для внешних пользователей [2]. Однако в России и в других странах широко используются количественные критерии отнесения субъектов хозяйствования к малым предприятиям. Для российских организаций законодательно установлены количественные критерии, определяющие принадлежность предприятия к малой форме хозяйствования. Однако в настоящее время многие предприятия малого бизнеса занимаются разработкой и внедрением инновационных достижений, что, по нашему мнению, требует включения в критериальные показатели инновационной составляющей. В целом совокупный набор критериев должен выглядеть следующим образом (рис. 2).
Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
Утверждённые ФЗ:
1. Суммарная доля участия РФ не более 25 %. 2. Численность персонала до 100 чел.
3. Выручка от продажи не более
400 млн р. Предложенные:
4. Доля в общем объёме продаж инновационных товаров (работ,
услуг) - 10 %. 5. Численность кадров, занимающихся научными исследованиями, - 25 % от общего состава персонала. 6. Доля прибыли от НИОКР в выручке предприятия -не менее 15 %
Рис. 2. Группировка критериев отнесения предприятий к малым субъектам хозяйствования
Анализ проблем в области законодательного регулирования деятельности малых предприятий в Российской Федерации, который отражает наличие существенных расхождений в нормативно-правовых актах, показал необходимость достижения их единства, что может быть решено ввиду применения МСФО для малых предприятий, но также существенно усложнит учётные процессы на данных предприятиях [4]. Необходимость реформы системы бухгалтерского учёта малых предприятий не вызывает сомнений. Однако она должна быть обдуманной и начинаться с разработки согласованных действий и положений как со стороны государственных структур, так и со стороны коммерческих и профессиональных сообществ. В научной литературе на примере крестьянских (фермерских) хозяйств отмечается влияние бухгалтерской отчётности на корректность использования финансовых показателей в анализе хозяйственной деятельности, особенно для целей реструктуризации задолженности [6].
Немаловажным препятствием на пути применения МСФО малыми предприятиями остаётся низкоквалифицированный персонал, который следует обучать, причём данные функции можно возложить на высшие учебные заведения страны и профессиональные организации.
Безусловно, решение всех вышеуказанных проблем невозможно без создания в стране экономической, производственной, правовой и социальной инфраструктур, направленных на поддержание эффективной деятельности малых субъектов хозяйствования со стороны государственных структур.
В качестве преимуществ, которые получат российские малые предприятия от использования МСФО, можно выделить следующие:
- повышение инновационно-инвестиционной привлекательности малых предприятий;
- возможность свободного размещения денежных средств в виду открытости рынка иностранного капитала;
- утверждение единой законодательной базы в области формирования отчётности малыми предприятиями;
- повышение информативности отчётных форм для внешних пользователей;
- эффективное принятие управленческих решений;
- развитие деятельности экспортоориентированных малых предприятий;
- привлечение зарубежных поставщиков.
Безусловно, говорить о полноценном переходе российских малых предприятий на международные стандарты учёта и финансовой отчётности сложно, ввиду того, что процесс их применения требует значительных материальных затрат. Однако нельзя не отметить, что ужесточение требований ведения учёта на предприятиях малого бизнеса, которые уже нашли отражение в законодательстве, доказывает, что развитие малых субъектов хозяйствования возможно только с притоком инвестиционного капитала, привлечение которого связано с представлением единой, открытой, полной и достоверной информации о результатах деятельности малого предприятия.
Библиографический список
1. Амирбекян, Л. Р. Перспективы внедрения МСФО для субъектов малого бизнеса в РФ [Электронный ресурс] / Л. Р. Амирбекян // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 11. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/38893
2. Валинурова, А. А. Оценка перспектив применения МСФО для малого и среднего бизнеса в России / А. А. Валинурова, А. А. Гусева // Международный бухгалтерский учёт. - 2013. - № 42. - С. 19-26.
3. Васина, Н. В. Параметрическое моделирование результатов деятельности субъектов малого бизнеса / Н. В. Васина, О. Ю. Патласов // Российское предпринимательство. - 2009. - С. 32-39.
4. Иванов, А. Е. Проблемы организации учёта на предприятиях малого бизнеса в условиях реформирования российского бухгалтерского законодательства [Электронный ресурс] / А. Е. Иванов, В. Ю. Каменская // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 5. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24245
5. Патласов, О. Ю. Субъекты малого и среднего бизнеса: критерии, структура, финансовый механизм / О. Ю. Патласов, А. В. Гордусенко // Омский научный вестник. - 2011. - № 6. - С. 41-46.
6. Организация производства и предпринимательства в АПК : учебное пособие / Ф. Я. Начитов, О. Ю. Патласов, Ф. К. Шакиров [и др.]. - Омск : Изд-во ОмГАУ, 2004. - 596 с.
L. S. Medvedeva, Yu. V.Mostovaya, Astrakhan State Technical University
ASSESSMENT OF THE PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL STANDARDS OF ACCOUNTING AND FINANCIAL REPORTING
ACTIVITIES OF SMALL BUSINESSES
The article evaluates the prospects of Russian small businesses the activities of the international accounting standard and financial reporting which is designed specialty for this sector of the economy and significantly simplified. Special attention in research is paid to the analysis of the content developed by the Council of the IFRS standard, as well as the benefits of adaptation of this standard in the Russian business environment, which is especially important in the period of law reform in the field of accounting.
Keywords: small businesses, international standards of accounting and financial reporting, investment attractiveness, standard.
References
1. Amirbekjan L.R. Perspektivy vnedrenija MSFO dlja sub#ektov malogo biznesa v RF [Jelektronnyj resurs]/ L.R. Amirbekjan // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. - 2014. - № 11. - Rezhim dostupa: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/38893
2. Valinurova A.A., Guseva A.A. Ocenka perspektiv primenenija MSFO dlja malogo i srednego biznesa v Rossii / A.A. Valinurova, A.A. Guseva// Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. - 2013. - № 42. - S.19-26.
3. Vasina N.V., Patlasov O.Ju. Parametricheskoe modelirovanie rezul'tatov dejatel'nosti sub#ektov malogo biznesa. // Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2009. - S. 32-39.
4. Ivanov A.E., Kamenskaja V.Ju. Problemy organizacii ucheta na predprijatijah malogo biznesa v uslovijah reformirovanija rossijskogo buhgalterskogo zakonodatel'stva[Jelektronnyj resurs] / A.E. Ivanov, V.Ju. Kamenskaja // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. - 2013. - № 5 Rezhim dostupa: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24245
5. Patlasov O.Ju., Gordusenko A.V. Sub#ekty malogo i srednego biznesa: kriterii, struktura, finansovyj mehanizm // Omskij nauchnyj vestnik. - 2011. - № 6. - S. 41-46.
6. Organizacija proizvodstva i predprinimatel'stva v APK: uchebnoe posobie / F.Ja. Nachitov, O.Ju. Patlasov, F.K. Shakirov i dr. - Omsk: Izd-vo OmGAU, 2004. 596 s.
© Л. С. Медведева, Ю. В. Мостовая, 2015
Авторы статьи - Людмила Сергеевна Медведева, кандидат экономических наук, Астраханский государственный технический университет, e-mail: [email protected]
Юлия Владимировна Мостовая, кандидат экономических наук, Астраханский государственный технический университет, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
О. А. Куличева, кандидат экономических наук, доцент, Астраханский государственный технический университет. С. П. Свешников, кандидат экономических наук, доцент, Астраханский филиал МФПУ «Синергия».
УДК 330.341.1
В. В. Нарбут,
Государственный университет управления, г. Москва
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Приведены результаты анализа состояния и развития научного потенциала Сибирского федерального округа, а также его связи с инновационной активностью. На основе метода кластерного анализа выделяются группы регионов России по уровню развития науки и определяется место регионов Сибирского федерального округа в общероссийском научном потенциале. Ключевые слова: научный потенциал, исследования и разработки, внутренние затраты, исследователи, научная степень, инновационная активность.
Научный потенциал является основой инновационного потенциала региона и важным фактором его устойчивого развития. Оценка состояния и развития научного потенциала региона позволяет понять, каковы научные ресурсы региона, насколько эффективно они используются и насколько высоки результаты научной деятельности, в том числе и по сравнению с другими регионами страны.
Научный потенциал Сибирского федерального округа составляют 428 организаций (табл. 1). Основная их часть расположена в Новосибирской области (27,6 %), Красноярском крае (12,1 %), Иркутской области (11,9 %), Томской области (11,2 %). В Омской области научными исследованиями и разработками занимаются 38 организаций (8,9 %) от общего числа Сибирского округа.