Федоркова А.В., к.э.н.
доцент
кафедра «Управление и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства
Россия, г. Шахты ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ: КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ
Аннотация: Статья посвящена вопросом организации и проведения оценки персонала компании. В работе изучены функции управления персоналом и основные требования, предъявляемые к критериям оценки персонала. Также в статье представлены основные современные методы оценки персонал и дана их краткая характеристика.
Ключевые слова: персонал, система управления персоналом, кадры.
Fedorkova A. V.
Candidate of Economic Sciences, associate professor associate professor "Management and business" Institute of services industry and business
Russia, Shakhty
PERFORMANCE APPRAISAL OF THE COMPANY: CRITERIA
AND METHODS
Summary: Article is devoted by a question of the organization and evaluating personnel of the company. In work functions of human resource management and the main requirements imposed to criteria for evaluation of personnel are studied. Also the main modern methods of assessment personnel are presented in article and their short characteristic is given.
Keywords: personnel, personnel management system, shots.
Оценка персонала компании - представляет собой процедуру выявления качественных характеристик сотрудников, с помощью которых руководитель сможет принять ряд управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности трудового коллектива.
Процедура оценки находится в тесной взаимосвязи со всеми функциями управления персоналом (рисунок 1).
Кадровое планирование
Подбор персонала
Обучение
Формирование резерва
Анализ эффективности работы
Развитие персонала
Материальное стимулирование
Рисунок 1 - Функции управления персоналом компании
Оценка персонала осуществляется в процессе реализации всех кадровых процедур: при приеме и увольнении, обучении и продвижении, реорганизации, сокращении, материальном и моральном поощрении [2].
Цели проведения оценки персонала:
- определение соотношения между затратами на сотрудника и эффективностью его труда;
оценку потенциала работающих сотрудников; - определение индивидуальной роли сотрудника в коллективе. Современные российские компании используют при проведении оценки персонала целый комплекс методов и методик, которые направлены на оценку соответствия различных показателей и критериев.
Основные требования, предъявляемые к критериям оценки персонала представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Основные требования, предъявляемые к критериям оценки
персонала компании [1]
Все критерии оценки персонала можно разделить на две группы:
- оценка компетенций персонала (оценка знаний, умений, практических навыков, изучаются особенности поведения, личностные качества);
- оценка результативности работы (сравнение результатов работы конкретного сотрудника с показателями, запланированными для данной должности).
Существующие современные методы и подходы к оценке персонала компании можно объединить в три группы (рисунок 3).
360 градусов
Групповая дискуссия
Рисунок 3 - Методы оценки персонала компании Краткое содержание каждого метода оценки персонала представим в виде таблицы 1.
Таблица 1 - Содержание методов оценки персонала Метод Краткое содержание
Матричный Качества сотрудника сравниваются с идеальной моделью данной
должности
Сопоставляются наиболее крупные достижения и нарушения сотрудника
Оценка работы сотрудника в целом
Произвольные характеристики Выполнение задач
360 градусов
Групповая дискуссия Балльная оценка
Оценка сотрудника руководством, коллегами, клиентами и непосредственно им самим
Беседа сотрудника с экспертами о результатах его работы За каждое достижение сотруднику присваиваются баллы, которые
Ранги
Свободная балльная оценка Сумма оценок
Система группировок
затем суммируются по итогам определенного периода Руководители структурных подразделений составляют рейтинги, на основе которых принимается решение об увольнении или понижении в должности
Качества сотрудника оцениваются экспертами в баллах, затем они суммируются
Все качественные характеристик сотрудника оцениваются по шкале, затем определяется среднее значение и сравнивается с идеальным показателем
Сотрудники делятся на несколько групп, в зависимости от результатов труда (от неудовлетворительной работы до идеальной)
Таким образом, оценка персонала компании является одной из самых значимых частей системы управления персоналом [3]. В современной практике кадрового дела существует множество методов оценки, выбор которых зависит от требований конкретной компании. Создание эффективной системы управления персоналом компании возможно только с помощью проведения регулярной оценки, которая позволит улучшить кадровую политику, избежать конфликтных ситуаций в коллективе, выявить перспективных сотрудников.
Использованные источники:
1. Методы и цели оценки персонала: как превратить сотрудников из инструмента в мозговой центр компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sibac.info/primery-oformleniya-spiska-literatury (дата обращения: 23.03.18)
2. Оценка персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/ocenka-personala.html (дата обращения: 23.03.18)
3. Федоркова А.В. Особенности управления персоналом в сфере гостиничного бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30640627 (дата обращения: 23.03.18)